Автор: Пронина Светлана Валерьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ЦДТ "Радуга" ГБОУ СОШ №1 г.Нефтегорска
Населённый пункт: город Нефтегорск, Самарская область
Наименование материала: Программа
Тема: Профилактика девиаций и дезадаптаций талантливых и одарённых обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
«Профилактика девиации и дезадаптации талантливых и
одарённых обучающихся в условиях учреждения дополнительного
образования»
Автор – составитель,
Педагог – психолог
Пронина С.В.
Основной целью модернизации образования является обеспечение вы-
сокого качества российского образования, поддержка талантливых и ода-
рённых детей и подростков.
Согласно Федеральному закону об образовании в Российской Федера-
ции,
Федеральному
государственному
стандарту
образования
произошло
изменение
парадигмы
педагогического
образования.
Приоритетным
стал
процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие одарённости
воспитанников,
на
учет
их
особенностей
и
всестороннее
раскрытие
их
интеллектуального и личностного потенциала.
Вместе с появлением понятия «детская одарённость», обозначился ряд
проблем, связанных с
их воспитанием и обучением. Ребёнок с особыми
способностями оказывается в категории «трудных». Самая распространенная
проблема талантливых детей –это социальная дезадаптация.
Одарённость,
как
вид
девиации,
начинает
проявляться
как
отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест
среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи,
когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» связаны,
прежде
всего,
с
неправильным
отношением
к
нему
одноклассников,
педагогов и родителей. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей
в
обществе
мешают
также
социально-психологические
и
личностные
трудности.
Социально-психологические
проблемы
одарённых
детей
проявляются очень часто в хорошо известных педагогу-психологу формах
дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное и агрессивное.
Протест
ребёнка
против
сложившейся
к
нему
практики
отношения
сверстников
и
взрослых,
неудовлетворённость
отношениями,
длительное
подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих
возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы
демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт
себя
вызывающе,
бурно
и
недоброжелательно
реагирует
на
действия
и
оценки
окружающих,
позволяет
себе
ненормативные,
даже
выражено
асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.
Достаточно
часто
в
педагогической
практике
можно
встретить
и
противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка
на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход
в
себя,
в
мир
своих
фантазий
и
грёз,
апатичность,
вя л о с т ь ,
незаинтересованность
в
контактах.
Депрессивное
поведение
может
принимать и демонстративные черты.
Одну
из
серьёзных
причин
таких
социально-психологических
проявлений, составляет длительная депривация его важных психологических
потребностей со стороны ближайшего социального окружения (подавление,
неудовлетворение).
Другая
причина
социально-психологических
проблем
-
это
несформированность
у
ребёнка
средств
общения.
Одарённые
дети
чаще
других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом
детей,
той
особой
щадящей
среде,
которую
создали
для
них
любящие
родители.
Наконец,
о
некоторых
личностных
проблемах,
возникающих
у
одарённых
детей.
Одарённость
-
это
слово
не
из
детского
сознания.
Талантливый
ребёнок
осознаёт
скорее
не
свою
одарённость,
а
свою
отличность
от
других.
Характер
личностных
проблем
такого
ребёнка
во
многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.
Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в
случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих
возможностей,
низкого
уровня
притязаний,
критичности
к
себе,
неспособности реализовать свои потенциальные способности.
В детской психологии существует термин «затухание одаренности»,
затухание может быть обусловлено разными причинами. Важно заметить, что
одна из них – отсутствие в структуре одаренности творческого компонента.
Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к
которым
ребенок
не
был
ϲʙᴏевременно
подготовлен.
Чаще
всего
϶ᴛᴏ
происходит
из-за
несоответствия
потребностей
дальнейшего
развития
одаренного
ребенка
условиям
обучения
и
воспитания
в
так
называемом
смешанном коллективе. Условия данные, с одной стороны, повышают планку
требований, связанных с сохранением интеллектуального превосходства над
сверстниками, а с другой стороны лишают ребенка возможности эту планку
преодолеть.
Таким
образом,
в
процессе
развития,
одарённый
ребенок
может
столкнуться с рядом психолого-педагогических и социально-педагогических
проблем,
что
может
привести
к
угасанию»
детской
одарённости.
Для
предупреждения этих негативных явлений необходимы профилактические
мероприятия.
С целью эффективного построения профилактической работы, выделим
основные
проблемы
одаренных
детей
(по
Л.
Холлингуорт),
ведущие
к
дезадаптации, а впоследствии, к утрате одарённости:
-Неприязнь к обучению. Такое отношение часто побудет от того, что
образовательная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка,
϶ᴛᴏ может привести как к нежеланию учиться, посещать занятия, так и к
проблемному поведению ребенка.
-Другие игровые интересы. Важно заметить, что одаренным детям нравятся
сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники
средних способностей, вследствие чего одаренный ребенок оказывается в
изоляции, уходит в себя.
-Неконформность. Важно заметить, что одаренные дети не склонны к
конформизму, отвергают стандартные требования, особенно если данные
стандарты идут вразрез с их интересами и кажутся им бессмысленными.
-Погруженность в философские проблемы. Стоит сказать, для одаренных
детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная
жизнь, религиозные верования и др. в гораздо большей степени, чем для
среднего ребенка.
-Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным
развитием. Важно заметить, что одаренные дети часто предпочитают
общаться и играть с детьми старшего возраста, из-за чего им трудно
становиться лидерами, т.к. они уступают последним в физическом развитии.
Список ϶ᴛᴏт был продолжен другими исследователями. Уитмор, изучая
причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства.
Стоит заметить, что они не успокаиваются, пока не достигнут высшего
уровня, ϲʙᴏйство ϶ᴛᴏ проявится весьма рано.
-Ощущение неудовлетворенности по отношению к самому себе связано с
характерным для одаренного ребенка стремлением достичь совершенства во
всем, чем он занимается. Такой ребенок относится критически к собственным
достижениям, часто не удовлетворен, отсюда – ощущение собственной
неадекватности и низкая самооценка.
-Нереалистические цели. Важно заметить, что одаренные дети часто ставят
перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они
начинают переживать (стремление к совершенству будет той силой, кᴏᴛᴏрая
приводит их к достижениям).
-Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к
сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к
критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Важно
заметить, что одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова
или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В
результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и
отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода
раздражители и стимулы.
-Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и
стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание
учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с
другими детьми, кᴏᴛᴏрых раздражает жажда такого внимания.
-Нетерпимость. Важно заметить, что одаренные дети нередко с
недостаточной терпимостью ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к детям, стоящим ниже их в
интеллектуальном развитии. Стоит заметить, что они могут отталкивать
окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
При работе с талантливыми воспитанниками, занимающимися в детских
объединениях Центра детского творчества «Радуга», выявлены аналогичные
проблемы, связанные с детской одарённостью. С цель разработки ряд мер по
разрешению этих проблем была разработана и реализуется программа
«Профилактика девиации и дезадаптации талантливых и одарённых
обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования»
Цель
программы: выявление
различных
видов
дезадаптаций
и
девиаций у воспитанников детских объединений ЦДТ «Радуга» с особыми
способностями,
уровня
потребностей
на
образовательную
деятельность;
сохранение психологического и физического здоровья.
Задачи:
Осуществлять
работу по поддержке и сопровождение талантливых и
одарённых детей.
Способствовать
созданию
комфортной
психологической
среды
для
развития
и
самореализации обучающегося на основе диагностической и коррекционной
работы;
созданию
благоприятного
социально-психологического
климата
в
коллективе детей и взрослых;
развитию
навыков
конструктивного
взаимодействия
участников
образовательного
процесса,
осуществление
профилактики
конфликтного
поведения детей и взрослых;
сохранению
психологического
здоровья
участников
воспитательного
процесса.
Развивать
эмоциональную
устойчивость,
формировать
навыки
саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях
(на конкурсах, олимпиадах и т.д.);
Учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося при
выработке
его
индивидуального
маршрута
развития,
с
целью
раскрытие
творческого потенциала.
Осуществлять работу по повышению психологической компетенции
педагогов,
родителей
через
просветительскую
деятельность
(проведение
консультаций,
обучающихся
семинаров
для
родителей
и
педагогов
по
знакомству с видами таланта).
Способствовать обеспечению комфортных психологических условий,
способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с
его потенциальными возможностями.
Сроки реализации программы: 2015-2018 гг.
Участники
программы: педагогическое
сообщество
ЦДТ
«Радуга»,
обучающиеся детских объединений в возрасте от 6 до 18 лет, родители,
педагоги общеобразовательных учреждений.
Понятийный аппарат
Способности
—
это
формирующиеся
в
деятельности
на
основе
задатков индивидуально-психологические особенности.
Талант- это высокий уровень развития специальных способностей.
Одаренность — это способность достижения человеком незаурядных
результатов сразу в нескольких видах деятельности.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с
анализом развития конкретного ребенка.
Психолого-педагогический
мониторинг
-
это
многоуровневая,
система
сбора, хранения обработки и распространения информации, позволяющая
оперативно предоставлять
сведения о психологическом состоянии детей
школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в
целях
прогноза,
коррекции
и
управления
в
рамках
определенной
образовательной системы.
Дезадаптация-
-
психическое
состояние,
возникающее
в
результате
несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса
ребенка требованиям новой социальной ситуации.
Девиация – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее
распространенных
и
устоявшихся
норм
в
определенных
сообществах
в
определенный период их развития.
Арт-терапия
–
метод
развития
и
изменения
сознательных
и
бессознательных
сторон
психики
личности
посредством
разных
форм
и
видов искусства.
Кадровое обеспечение Программы:
В ЦДТ «Радуга» имеется ставка педагога-психолога, у 2 –х педагогов
дополнительного образования и методиста психологическое образование.
Такая подборка кадров создает благоприятные условия для более глубокой
работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного
процесса.
Этапы реализации Программы:
Организационный этап (2015 – 2016гг.): разработка положения о
психологической службе ЦДТ «Радуга», создание постоянно пополняющейся
базы данных по талантливым детям, подборка психолого-педагогических
методик, первичная диагностическая работа по выявлению склонностей,
способностей, интересов, уровня креативности, стрессоустойчивости,
социометрия; анализ и систематизация накопленного материала в
учреждении по психолого-педагогической работе.
Этап реализации (2016 - 2017 гг.): непосредственная работа с талантливыми
обучающимися. Предусматривается психологическая, педагогическая и
социальная поддержка талантливых детей и детей, проявивших особые
способности. Проведение тренинговой, консультативной, коррекционной,
просветительской и профилактической работы с воспитанниками, педагогами
и родителями. Разработка системы психолого-педагогической работы с
воспитанниками. Включение в образовательные программы 6 основных
направленностей (художественная, туристско-краеведческая, социально-
педагогическая, естественно-научная, техническая, военно-патриотическая)
раздел «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса»
Завершающий этап (2017 - 2018 гг.): анализ реализации Программы, её
коррекция. Запуск Программы по цикличному принципу в качестве
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ЦДТ
«Радуга».
Ожидаемые результаты
1.
Снижение численности воспитанников с
различными проявлениями
дезадаптации и девиации на 10% об общего количества талантливых и
одарённых детей.
2.
Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с
особыми
возможностями
в
случае
необходимости
(коррекция
психоэмоционального
состояния,
профилактика
учебных
перегрузок,
содействие социальной адаптации) .
3.
Повышение уверенности детей в себе и своих способностях.
4.
Снижение уровня тревожности.
5.
Создание постоянно обновляемого информационного банка данных,
включающего в себя сведения о детях со специальными способностями и
различными типами талантливости .
6.
Формирование
методического
банка
для
ранней
диагностики
и
сопровождения талантливых детей.
7.
Сохранение
и
преумножение
интеллектуального
и
творческого
потенциала
обучающихся
(количества
обучающихся,
участвующих
в
проектно-исследовательских
деятельности,
творческих
конкурсах,
олимпиадах).
8.
Формирование
целостной
постоянно
функционирующей
системы
психолого-педагогического
сопровождения
и
поддержки
одаренных
и
талантливых детей.