Авторы: Цыбыктарова Марина Викторовна, Ким Марина Владимировна
Должность: педагог - психолог, педагог - организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДЮЦ "Поиск"
Населённый пункт: Город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: презентация
Тема: ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТи
Раздел: дополнительное образование
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Цыбыктарова М.В., педагог - психолог
Ким М.В., педагог - организатор
МАУ ДО ДЮЦ «Поиск»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
ХАБАРОВСКА
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ПОИСК»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Приоритетный национальный проект «Образование» и
образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливают
учреждения дополнительного образования детей на создание равных
«стартовых» возможностей каждому ребенку. В рамках программы
развития ДЮЦ «Поиск» работа с одаренными и способными
воспитанниками определена как одно из важных направлений
деятельности учреждения.
Современное дополнительное образование призвано раскрывать
таланты и способности детей вне школьных предметов, создавать
ситуацию успеха для каждого в широком образовательном
пространстве учреждений дополнительного образования.
Патриотическое воспитание призвано повышать общекультурный
уровень ребенка, приобщать к лучшим образцам отечественной
культуры, развивать исследовательские и проектные навыки.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
между социальным заказом на подготовку одаренных детей в
области краеведения и культурологии и низким социальным
статусом работников образования в сфере патриотического
образования, во многом объясняющий нежелание родителей
одаренных детей профессионально ориентировать их на эту
сферу деятельности;
между потребностями воспитанников в сопровождении их
исследовательской и творческой деятельности и недостатком
у педагогов знаний об особенностях проявления детской
одаренности, и методах ее выявления и развития;
между важностью признания успехов одаренных детей для
их успешной самореализации и недостаточностью
финансовых средств для обеспечения участия воспитанников
в конкурсах и фестивалях вне города
Новизной реализации программы «Одаренные
дети» в условиях ДЮЦ «Поиск» является
рассмотрение патриотического воспитания как
интеграцию возможностей музейной педагогики и
педагогики дополнительного образования,
которая позволяет отталкиваясь от музейного
пространства развивать одаренность ребенка
вне школьной программы .
Миссия Центра
не только в работе с одаренными, но
и способными детьми, помогая совершенствовать их в
различных видах деятельности.
Целью
данной программы является обеспечение
особой среды для личностного и индивидуального
развития детей, создающей ситуацию успешности
воспитанников ДЮЦ «Поиск».
задачи
развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших
духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно
будет иметь);
создание условий для развития творческой личности;
развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие
самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня,
способствующей развитию целостного миропонимания и формированию
компетентности в различных областях знания.
предоставление возможностей получения широкого спектра услуг
дополнительного образования;
создание системы выявления одаренных, талантливых и способных детей;
психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей;
развитие системы повышения квалификации педагогов для работы с одаренными
детьми;
взаимодействие с родителями одаренных обучающихся.
Направления деятельности ДЮЦ
«Поиск»
- работа с педагогическим составом Центра по
выявлению одарённых детей и подростков, повышению
педагогической компетенции по этому вопросу,
эмоциональная и профессиональная поддержка;
- поддержка и сопровождение одаренных детей в
создании условий для раскрытия их потенциальных
возможностей, успешной социализации и помощи в
решении личных проблем;
- просветительская и консультативная работа с
родителями для раннего выявления признаков
одарённости ребёнка, развития навыков общения,
сотрудничества и разрешения конфликтов.
Формы и методы
индивидуальное обучение или
обучение в малых группах по
программам творческого
развития в определенной области;
тренинги и коррекционно-
развивающие занятия;
работа по исследовательским и
творческим проектам в режиме
наставничества (в качестве
наставника выступают, как
правило, ученый, деятель науки
или культуры, специалист
высокого класса);
каникулярные образовательные
программы, лагеря, мастер-
классы, творческие лаборатории;
система творческих конкурсов,
соревнований, моделирование
творческих ситуаций;
сложные игры, т.к. именно такие игры
более интересны для детей такого
уровня;
детские научно-практические
конференции и семинары;
образовательные программы, в которых
проектируется индивидуально-
личностный маршрут в её освоении,
ориентированный на реальное развитие
способностей, мышления, творческого
потенциала личности ребенка, а
следовательно, на развитие одаренности
с реальными результатами.
принципы создания индивидуально-личностных
маршрутов образования и развития детей с
признаками одарённости:
Маршрут создаётся для конкретного ребёнка или подростка.
Ребёнок или подросток выступает в качестве субъекта,
заказчика, автора и реализатора предлагаемого пути.
Стартовая диагностика – это «предъявление» ребёнком или
подростком своих индивидуальных потребностей, особенностей
и качеств личности.
Индивидуально-личностный маршрут полностью соотносится
с возможностями и проблемами ребёнка или подростка путем
выбора средств, темпа, форм и методов его освоения.
Необходимо использование психолого-педагогического содействия
как механизмов реализации индивидуально-личностного
маршрута.
Структура работы с одаренными
детьми в ДЮЦ «Поиск»
Актуализация
вопроса
одарённости
•
Система подготовки педагогов для работы с одарёнными детьми.
•
Создание оптимальных условий для выявления детей с признаками
одарённости.
•
Организация оптимальных условий для развития способностей одарённых
детей.
Развитие
одарённости
учащихся
•
Реализация в учебно – воспитательном процессе всех видов и форм
образовательной деятельности, способствующей раскрытию возможностей
одарённого ребёнка.
Поддержка
одарённых
воспитанни
ков
•
Создание системы стимулирования одарённых детей (мониторинг
достижений, публичное поощрение и т.д.)
Комплексны
й подход к
развитию
одарённости
ребёнка
•
Совместная образовательно – воспитательная работа родителей одарённого
ребёнка, педагогов дополнительного образования и психолога центра
Ожидаемый результат
- воспитание истинного гражданина своей страны, обладающего духовно-
нравственными ценностями;
- создание условий для разностороннего развития творческой личности и
одаренности ребенка;
- создание условий для развития потенциала и индивидуальности ребенка через
образовательную и воспитательную деятельность Центра;
- ориентация программ дополнительного образования центра на метапредметный
результат (формирование целостного миропонимания и мировоззрения
учащегося), на основе использования индивидуально-личностных маршрутов;
- разработка «батареи» методик для выявления потенциала и профессиональной
направленности детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов Центра по образованию
и сопровождению одаренных детей;
- разработка и проведение просветительских и консультативных мероприятий с
родителями одаренных детей, привлечение их к участию в совместных
мероприятиях.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ !