Авторы: Вилисова Галина Леонидовна, Ныробцева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Чайковский
Наименование материала: статья
Тема: "Мастерские ценностных ориентаций - одна из форм работы классного руководителя, способствующая достижению метапредметных и личностных результатов в начальной школе"
Раздел: начальное образование
«Мастерские ценностных ориентаций - одна из форм работы классного
руководителя, способствующая достижению метапредметных и личностных
результатов в начальной школе»
Вилисова Галина Леонидовна, Ныробцева Людмила Владимировна, учителя начальных
классов МАОУ СОШ № 2, г. Чайковский
Одной
из
центральных
проблем
современной
школы
является
реализация
образовательных стандартов. Поэтому мы, педагоги, чаще всего обращаем внимание на
качественную
успеваемость
по
предмету.
Но
способствуют
ли
предметные
знания
ориентации школьников в жизненных условиях?
В 2015-2016 учебном году, проведя в начале учебного года опрос среди обучающихся 4
классов нашей школы, мы получили результаты, которые нас не столько удивили, сколько
насторожили. При ответе на вопрос «Что, на ваш взгляд, является ценностями для человека»,
получили следующие ответы:
алмазы – 27%
деньги – 33%
автомобиль – 24%
семья – 8%
качества человека – 8%
И это не смотря на то, что данные проблемы обсуждаются на классных часах, на
уроках литературного чтения, окружающего мира.
Современная школа должна не только обеспечивать обучающихся не только знаниями,
но и развивать и воспитывать личность.
В
чем
заключается
развитие
личности
в
образовательной
практике?
Современная
психолого-педагогическая литература рассматривает развитие личности как:
становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному выбору,
уважающего себя и других
пробуждение в человеке интереса к самопознанию, самоопределению,
формирование личностных качеств, способствующих адаптации человека в обществе.
Как стимулировать ученика быть Человеком? Настоящий учитель – не тот, кто учит
добывать знания, а тот, кто чувствует, что ребенок учится быть человеком, становится
личностью.
Результаты опроса обучающихся, описанные
выше, заставили нас задуматься о том,
почему классные часы, беседы на уроках не дают желаемого эффекта. Возможно, стоит
поменять формы взаимодействия с учениками?
И у нас возникла мысль, использовать технологию «педагогических мастерских».
Мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает
творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности ученика,
которая готовит личность к сознательному построению собственной жизни.
Технологию мастерских реализуем в нашей школе уже не первый год. Сначала мы
разрабатывали и проводили только «мастерские построения знаний». Использовали данную
технологию
не
только
на
уроках,
но
и
во
внеурочной
деятельности.
Разработали
и
реализовали
проект
институционального
уровня
«Творческие
мастерские
как
одно
из
условий реализации образовательного пространства как «пространства развития в начальной
школе».
Следующим
шагом
была
разработка
и
проведение
«мастерских
творческого
письма», которые прекрасно реализуются на уроках русского языка, литературного чтения,
ОРКиСЭ, во внеурочной деятельности. На данную тему неоднократно проводили мастер-
классы в рамках муниципальных и краевых методических конференций.
Эффективная система обучения в мастерских строится на следующих принципах:
ценностно-смысловое равенство всех учеников;
равноправие в преодолении своих затруднений;
отказ от оценочной деятельности;
реализация идей «педагогики успеха».
Таким
образом,
обучение
в
школе
направлено
не
только
на
формирование
знаний,
предъявляемых требованиями Государственного стандарта образования, но и способствует
воспитанию ценностных ориентаций.
Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве
выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не
участвовать в работе на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, вправе действовать по
своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях.
Неопределенность
рождает,
с
одной
стороны,
интерес,
а
с
другой
-
психологический
дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так
же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.
Тематика мастерских отражает выбор ценностей, которые стоят в центре размышлений
педагогов и жизненных потребностей школьников. Назовём некоторые из них: ценность
жизни, детства, дома, семьи, любви, дружбы, творчества, чтения и письма, книги, игры,
опыта, познания.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение,
важен
сам
процесс
постижения
истины
и
создание
творческого
продукта.
При
этом
важнейшим
качеством
процесса
оказывается
сотрудничество
и
сотворчество
-
явления
самоценные.
При проведении уроков, внеурочных занятий и классных часов в данной технологии
надо учитывать следующее:
Подготовка мастерской требует тщательной подготовки, а значит большого
количества времени.
Мастерские
становятся
для
детей
чем-то
особенным,
местом,
где
можно
раскрыться, высказать свои мысли, поэтому мы считаем, что их необходимо
проводить не часто.
Темы, обсуждаемые на мастерских ценностных ориентаций должны быть
Далее предполагается проведение фрагмента мастерской (разработки прилагаются).
Список литературы:
1. Белова Н.И, Мухина И.А. «Педагогические мастерские. Теория и практика» СПб: ТВПинк,
1995г. – 43 с.