Напоминание

Безграничны ли запасы полезных ископаемых


Автор: Филюшина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Алзамай
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Безграничны ли запасы полезных ископаемых
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 города Алзамая»

Автор: Коллективная работа 4 «а» класса

Руководитель: Филюшина Г.Н.

учитель начальных классов

Введение

Как яблоко на блюдце,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня.

Нам пировать не надо

В счет будущего дня!

Горные породы, минералы , добываемые из недр земли и используемые человеком,

называют полезными ископаемыми. Добыча всех видов полезных ископаемых

увеличивается с каждым годом. Только за первую половину XX века из недр земли их

извлечено на много больше, чем за всю предыдущую историю человечества.

Возникшие за миллионы лет до появления человека и поглощаемые им в течение сотен

лет минеральные богатства почти не возобновляются. А требуется их с каждым годом всё

больше и больше, так как развивается промышленность, появляются новые технологии.

Возникает вопрос: а хватит ли человечеству полезных ископаемых?

Гипотеза: При обсуждении данного вопроса мнения ребят разделились:

Одни считают, что полезных ископаемых хватит надолго, сколько бы их не брали.

Другие считают (большинство ребят), что полезные ископаемые могут когда-то

иссякнуть.

Тема исследования: Безграничны ли запасы полезных ископаемых?

Цель исследования: выяснить, могут ли закончиться полезные ископаемые.

Задачи исследования:

1.

Изучить научно-познавательную литературу по данному вопросу.

2

2.

Выяснить в каких количествах используются некоторые полезные ископаемые в

нашей школе за год

3.

Выяснить, в каких количествах тратится вода в семье каждого ученика из нашего

класса.

4.

Выполнить необходимые расчеты данных исследований.

5.

Проанализировать полученные результаты.

Основная часть

5. 1. Обратимся к источникам прошлого века.

«Еще в 1910 году в Стокгольме собрались ученые многих стран на геологический

конгресс. Участники конгресса рассмотрели данные о запасах железных руд 72 стран.

И на основании этих данных сделали вывод, что железной руды человечеству хватит

примерно на 60 лет. В 1922 году на очередной сессии конгресса отмечалось, что

железных руд осталось немного».

« Если бы это предсказание ученых оправдалось, то в наше время запасы железных

руд давно бы закончились. Но, к счастью, мнения конгресса уже через год было

опровергнуто открытиями наших геологов».

«В 1923 году в районе Курска была найдена железная руда. Подсчёты ученых

показали, что железные запасы Курской магнитной аномалии исчисляются гигантской

цифрой 9 трлн. тонн. Одних только этих запасов в нашей стране хватит на несколько

веков»

« А как обстоит дело с горючими ископаемыми? Несколько десятилетий назад за

границей в газетах и журналах появились мрачные прогнозы предстоящей гибели

цивилизации из-за недостатка угля и нефти. Но жизнь опровергла эти предсказания.

Ученые посчитали, что в нашей стране за год прибавка в массе всех болот составляет

70 млн. тонн. Почти столько же, сколько торфа добывается за год! Это похоже на

сказку о волшебном горшке, который, сколько бы из него не брали каши, всё полон.»

5.2 Данные из учебного пособия XXI века.

3

Ученые предполагают, что разведанные запасы нефти, природного газа, серебра,

золота, меди, будут исчерпаны уже к середине XXI века. А еще через полтора столетия

иссякнут запасы каменного угля. Уже сейчас для многих районов Земли острой

проблемой стала нехватка чистой питьевой воды. Вот какие прогнозы дают ученые:

запасы золота иссякнут к 2020 году, нефти – к 2025 году, природного газа – к 2050 году,

каменного угля к 2200 году, железной руды – к 2300 году.

6. Наша исследовательская деятельность

Ребята нашего класса разделились на четыре исследовательских группы по

интересам и желанию.

6.1. Исследования группы «Кристаллик»: Стародубцева Виктория, Папулова

Екатерина, Федорович Анна, Шпак Алёна.

4

Цель их исследования: выяснить, сколько соли потребляется учащимися нашей школы в

течение дня, недели, месяца, года. И сделать соответствующие выводы.

Расчёты :

На 1 человека в день – 1 грамм соли;

На 1человека в неделю – 1г х 6 = 6г ( в школе 6 учебных дней);

На 1 человека в месяц – 6 г х 4 недели =24г;

На 1человека в год – 24г х 9 месяцев =216г ( 9 учебных месяцев);

На всех учащихся начальной школы на год – 216г х 160 учащихся = 34560г = 34кг560г.

Вывод: Получили число, которое выражается килограммами. А ведь это подсчёты одного

приёма пищи нашей маленькой начальной школы !

6.2. Исследования группы « Уголёк» : Герасимов

Андрей, Пирковский Даниил, Егоров Максим, Грибанов Даниил, Иванов Влад.

Цель исследования : выяснить у работников котельной, какое количество каменного угля

необходимо для отопления нашей школы в течение дня, недели, месяца, года.

Расчёты :

Ежедневная норма – 8кг (вместимость 1 ведра) х 10 ( среднее количество вёдер за смену)=

80кг

Недельная норма – 80кг х 7дней = 560кг

Месячная норма – 560кг х 4 недели = 2240кг = 2т 240кг

Годичная норма – 2240кг х 8 месяцев = 17920кг = 17т 920кг

Вывод : Получили число, выражаемое тоннами. А сколько таких котельных в городе ? в

стране ? на планете ?

5

6.3. Исследования группы « Капелька»:

Нуритдинова Анастасия, Солдатова Кристина, Ершова Ольга, Хващевская Полина.

Расчёты :

1.

Количество воды, необходимой для мытья пола.

За одну смену – 10л х 10 вёдер = 100л;

За две смены – 100л х 2 = 200л;

За неделю – 200л х 6 дней = 1200л ;

За месяц – 1200л х4 недели = 4800л;

За год – 4800л х 9месяцев = 43200л.

Вывод: На мытьё пола в течение года необходимо несколько тысяч литров воды.

Какая же получится цифра, если мы учтём мытьё посуды и приготовление пищи?

6.4. Исследования группы «Домовёнок»: Громик Евгений, Худякова Дарья,

Ткачёв Владимир, Герасимов Сергей, Засухина Елизавета.

Цель: Выяснить, сколько литров воды расходуется в день семьёй, в которой не более трёх

человек.

Практические расчёты

Для чего нужна вода?

Расход воды в день (л.)

Умывание

10 л (+ 45 литров туалет)

Купание

40 л (ванна)

Приготовление пищи

5 л.

Мытье посуды

10 л

Стирка

50 л

Мытье полов, окон

20 л

6

Итого:

135 л (+ 45 литров туалет)

Вывод: В среднем зимой семья расходует сотни литров воды в день. А если

посчитать в летний период, когда необходим полив садов и огородов?

7.

Для подведения итогов нашей работы ученикам 4 класса было предложено мини –

сочинение «Что нужно сделать, чтобы полезные ископаемые не иссякли?».

Приведём примеры из мини-сочинений.

… если нефть не бьет фонтаном, то не надо забрасывать это место, а

разрабатывать до конца. Запретить выливать отходы и ядовитые вещества в

реку.

Громик Женя

…Чтобы полезные ископаемые не исчезли, не нужно их попусту тратить и

знать меру, брать помаленьку. Не загрязнять реки и землю.

Папулова Катя

Когда я был маленьким, полезных ископаемых хватало, а теперь, чтобы

нефть осталась – надо экономить….. Чтобы хватило полезных ископаемых,

не надо портить месторождение, а забирать всё до конца и использовать в

нужных целях

Грибанов Даниил

* …Чтобы полезных ископаемых хватило всем и ещё осталось, надо составить

план, сколько чего нужно, а лишнего не брать.

Иванов Влад

…Для растений и животных есть заповедники и для полезных ископаемых

их нужно устраивать.

Герасимов Андрей

…У нас сосед возит тележками мусор и сваливает его в речку Топорок, мне

каждый раз хочется ему сказать, что так делать нельзя, что нам скоро негде

будет купаться, но мне стыдно. Вот стану старше и обязательно скажу.

Герасимов Серёжа

8. Выводы

7

Вывод № 1.На всех учащихся начальной школы на год необходимо 34560г = 34кг560г

соли.

Вывод № 2. Годичная норма расходования угля в школе – 17920кг = 17т 920кг

Вывод № 3. За год на мытьё пола в нашей школе тратится– 43200л воды.

Вывод №4. На день для семьи, состоящей из трёх человек, необходимо 135 литров воды.

Общий вывод: Всем жителям Земли необходимо безотлагательно научиться бережному

расходованию питьевой воды, тепла, электроэнергии, металлов и других ценных

материалов. Ресурсы Земли не бесконечны!

8



В раздел образования