Автор: Шалаева Светлана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО " Дебесский Центр творчества"
Населённый пункт: с. Дебесы, Удмуртская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Жесты как способ выражения эмоций"
Раздел: дополнительное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(1-й год обучения)
Тема: «Жесты как способ выражения эмоций»
Автор : Шалаева Светлана Юрьевна,
руководитель театрального объединения
«Улыбка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПРЕДМЕТ : театральная деятельность
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Закрепление пройденного. Жесты как способ выражения эмоций.
ГРУППА: 1- й год обучения
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 6,5- 7 лет
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 1ч. 25 мин.( 2 занятия по 40 мин. Перерыв 5 мин.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: 1. Закрепить знания об артикуляции, дикции и интонации.
2. Закрепить знания о мимике и актерской речи.
3. Дать представление о жестах как одном из выразительных средств
актера.
4. Уметь использовать жесты в выражении различных эмоциональных
состояний.
Метапредметные:1. Развитие внимания.
2. Развитие пластики движений.
Личностные:1. Уметь работать в паре с партнером.
2. Развитие творческого воображения.
3.Уметь оценивать работу своих товарищей.
РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
а) Приветствие. Девиз коллектива: «Ты другому улыбнись - настроением поделись»
(взявшись за руки в рабочем полукруге хором).
Рассаживаются по местам.
б) Сообщение целей занятия. Педагог: Сегодня на занятии мы с вами повторим
изученное ранее и узнаем что-то новое.
2. ПОДГОТОВКА РЕЧЕВОГО АППАРАТА. РАЗМИНКА.
а) Артикуляционная гимнастика. (Слайд № 1)
Педагог: К нам на занятие сегодня пришли гости. Первый гость - Зарядкин.
Вместе с ним мы проведем артикуляционную гимнастику. ( Выполняется сидя
перед зеркальной стенкой). У ребенка прямая спина, тело не напряжено.
Ребенок хорошо видит лицо педагога и свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать себя.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют разминку:
Влево - вправо, влево -вправо, (работа языком)
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь! (дудочкой)
Ротик, открывайся! (широко разинуть рот)
Язычок, покажись! (высунуть язык)
И зубов не страшись! (показали зубы)
А зубы –то, а зубы
Кусают даже губы! (покусывание верхней и нижней губы)
Зубки-зубки, успокойтесь!
Хорошенечко умойтесь! (языком омываем верхние и нижние зубы)
Не сердитесь, не кусайтесь,
Вместе с нами улыбайтесь! (широкая улыбка)
б) Работа над дикцией .Слайд №2.
Работа по таблице. Подготовка к скороговорке.
Читаем громко, четко произнося каждый звук ( хором, по тройкам, поодиночке)
в). Работа над скороговоркой «На окошке крошку - мошку ловко ловит лапкой кошка».
- проговаривание в медленном темпе (хором).
- проговаривание в ускоренном темпе (хором)
- проговаривание в парах и поодиночке в быстром темпе.
- проговорить с усилением (ослаблением) силы голоса. (Поднимаемся -спускаемся по
лестнице)
г) Работа по интонированию. Упражнение на развитие правильной интонации и
использование средств выразительности (жестов, мимики, движений).
(Слайд 3). Педагог: Кто еще из гостей пришел к вам? Садовница. Она подарит цветок из
своего сада тому, кто лучше всех расскажет о розе. (Работа в 2-х линиях).
Ах, какой цветок пахучий! ( эмоция радости , наклонились, чтобы понюхать)
Ай- яй- яй! Да он колючий! (рукой пытаются сорвать, эмоция боли, машут
кистью, дуют на пальцы)
Выбирается лучший по четкости произношения, интонированию и выразительности
действий ученик (дарится цветок).
3.РИТМОПЛАСТИКА. (Слайд №3).
Педагог: А вот и Мистер Топ-Хлоп. Он желает посмотреть, как четко и правильно вы
умеете отбивать ритм.( Упражнения на внимание, сценическое пространство).
а) Задание выполняется в линиях. Учитель задает ритм прихлопами (притопами).
Учащиеся повторяют (коллективно или по линиям)
б) Задание в движении по кругу. Учащиеся ведут счет от 1до 5, на счет 6- хлопок.
в) Хаотичное движение (не сталкиваясь друг с другом, равномерно распределяясь по
площадке). Учитель задает хлопками ритм движения, ускоряя и замедляя темп.
(Слайд №4)
Педагог: Следующий гость - Русалочка. Она приглашает нас посетить Подводное Царство.
(Слайд№5).
а) Беседа:- Ребята, а вы знаете, кто обитает в море? Какие рыбы? Назовите. Ответы детей:
рыба – пила, рыба - шар, морской конек, осьминог, морские звезды и т. д.
- Какие растения там есть? (водоросли )
(Распределение ролей по видам рыб и водорослей)
- Как показать их? ( Работа по пластическому движению персонажей:
Водоросли –легкое раскачивание на месте, каждый вид рыб рассматривается отдельно.
Движения рыб в разном темпе, остановки…)
б) Пластический этюд. Педагог: А сейчас вы сами покажете этот подводный мир.
(Включается аудиозапись К.Сен-Санс «Аквариум»).
Учащиеся исполняют пластический этюд.
- Молодцы! Теперь вы знаете, где живет Русалочка.
- Как называется вид актерской работы, которой вы сейчас занимались? (Пластика)
- Что такое пластика? (Пластика – движения тела человека)
4. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. (Слайд № 6)
а) Игра «Приходи, сказка». Педагог: - Кто это такой? (Петрушка, Скоморох).
- Чем он знаменит? Ответы детей. (Первый актер на Руси. С него начинался театр)
- Петрушка нашел мешок с элементами костюмов разных героев. Но он не знает,
кому они принадлежат. Давайте поможем Петрушке узнать этих персонажей.
Индивидуальная работа : Достают головные уборы из мешка (Колпак Волшебника
(Колдуньи), Собака, Мышка, Скоморох.. и т. п.)
Придумывают соответствующие герою реплику, мимику. Показ образов с разными
эмоциями (злоба, удивление, испуг, радость).
Корректировка.
б) Новая тема. Подведение под понятие « Жесты».
Педагог: - Что нужно актеру для создания образа? Ответы детей. (Речь, мимика) Что
такое мимика? Ответы детей.
Мимика - движения мышц лица, выражающие чувства, мысли, эмоции человека.
- А что еще необходимо актеру? Что вы еще делали, чтобы Петрушка узнал героев
сказок? Ответы детей. Для передачи разных эмоций необходимы соответствующие
ЖЕСТЫ.
Слайд № 7. Жесты – характерные движения (действия ) рук для передачи чувств и
эмоций.
в) Упражнение в использовании жестов.( Работа детей перед зеркальной стенкой).
Педагог: Чтобы передать какие-либо эмоциональные состояния можно использовать не
только мимику, но и жесты. Давайте попробуем сделать это. (Грусть, страх, радость,
раздумье )(коллективная работа) .
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
а) Игра на использование характерных жестов.
Педагог: Я буду читать стихи, а вы подумайте, какими жестами и действиями можно
показать разные эмоции.
Стихи про Мышек.
Раннее утро. Мышки спят (глаза закрыты, ладошки под щечки). Пора, мышки,
просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь.
Сначала они удивились (рот приоткрыт, глаза шире, ладони на щеках).
Потом глубоко возмутились (руки в бок, качают головой, нахмурились).
Обиделись (руки в замок перед собой, голова опущена), но не на всех.
С обидой они отвернулись.(отвернуться)
Как мышь на крупу, все надулись (сдвинуть брови).
И вдруг опечалились все. (руки опустить)
Поникли печальные плечи, (плечи и голова опущены)
В глазах опечаленный вечер.
И слезы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щечке скользнул нежно-гладкой. (глаза расширены, рука на щеке)
И все засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как - будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: «Ура! Ура! Ура!»
Педагог: Кто попробует показать мышек на площадке? (Отбор учащихся)
Работа детей на площадке. Анализ, корректировка. Выбор лучших актеров.
б) Театр-экспромт « Кот и Мыши».
Педагог: Сейчас попробуем инсценировать сказку «Кот и Мыши», используя различные
выразительные средства.
Распределение ролей. Чтение сказки педагогом. Самостоятельная работа
учащихся.
«Кот и Мыши»
Жил Кот Василий. Ленивый (потянуться) был Кот! Острые зубы и толстый
(погладить)живот.
Очень тихо (медленно, мягко ступая)всегда он ходил. Громко, настойчиво кушать
просил.
Да чуть потише на печке храпел. Вот вам и все, что он делать умел.
Вот как-то видит сон вот такой. Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.(кусается и
лапами царапает)
В страхе тут Мыши тихо взмолились: «Ох, пощади, пожалей, сделай милость!»
Тут чуть погромче воскликнул Кот: « Брысь!». И врассыпную они понеслись.
(А на самом деле, пока наш Василий спал, вот что происходило)
Мыши тихо вышли из норки. Громко хрустя, съели хлебные корки.
Потом, чуть потише, смеясь над Котом, они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, громко чихнул, к стене повернулся и снова заснул.
А Мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались!
Анализ работы учащихся, корректировка ошибок. ( Возможен повтор
инсценировки с учетом ошибок)
6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.
Педагог: - Что вы сегодня узнали нового на занятии?
- Что такое ЖЕСТЫ? Для чего они нужны?
- Посмотрите, что вам желают гости? (хором читают) (Слайд №8- слово «
УДАЧИ!»)
- Кто лучше всех сегодня работал?(ответы детей) Они получают золотые улыбки
, остальные – серебряные.
- Кому понравилось занятие? А каким жестом можно показать это? ( Во!-
показывают жестом).
- Занятие окончено. Дети хором благодарят друг друга : Всем, всем – спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Слайд № 1 Слайд №2 Слайд №3
Слайд № 4 Слайд №5
РА – РЭ – РО - РУ - Р
Слайд №6 Слайд №7
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Камиль_Сен-Санс_-_Аквариум.mp3