Напоминание

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях в рамках образовательного пространства объединения "Барбарики"


Автор: Троицкая Анна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Железногорск, Куркая область
Наименование материала: статья
Тема: Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях в рамках образовательного пространства объединения "Барбарики"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема

по

самообразованию:

Системный

подход

к

коррекционно-

развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях

в рамках образовательного пространства объединения «Барбарики»

Данная

тема

выбрана

мною

не

случайно.

Мне,

как

молодому,

начинающему

специалисту,

необходимо

синтезировать

и

опробировать

различные методики по коррекционно-развивающему обучению.

Одной из главных задач современного этапа развития системы образования

является

создание

педагогических

условий,

оптимальных

для

каждого

воспитанника

дошкольного

образовательного

учреждения.

Дети

не

посещающие детский сад оказываются не готовы к школьному обучению.

Поэтому Целью работы нашего объединения является создание адекватной

педагогической

системы

и

максимально

благоприятных

условий

для

всестороннего развития дошкольников, самореализации личности каждого

ребенка с учетом его возможностей и способностей; успешная подготовка

детей школьному обучению. Обозначенная цель определяет задачи:

охрана

и

укрепление

физического

и

психологического

здоровья

воспитанников;

развитие личности ребенка, его познавательных и моторных сфер с

учетом

особенностей

развития,

индивидуальных

возможностей

и

способностей;

обеспечение психологической готовности к школьному обучению и

формирование

определенного

круга

знаний,

представлений

и

умений,

необходимых для обучения в школе

организация аботы по формированию всех системных компонентов

речи:

лексики,

грамматики,

выразительной

связной

речи; по

развитию

произвольного

внимания,

памяти,

мышления; по формированию навыков

звукового

анализа

и

синтеза,

зрительно-предметного

восприятия,

фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, пространственных

понятий и представлений.

Решение данных задач проходило в несколько этапов.

На

первом

этапе

работы

по

самообразованию

мною

был

изучен

теоретический

материал,

согласно

которому

были

сделаны

следующие

выводы:

1.

Предпосылкой успеха при педагогическом воздействии является

создание благоприятных условий для развития ребенка:

эмоционального контакта педагога с ребенком;

интересной

формы

организации

занятий,

соответствующей

ведущей

деятельности,

побуждающей

познавательную

активность

ребенка;

сочетания

приемов

работы,

позволяющих

избежать

его

утомления.

2.

Педагог

должен

учитывать

принципы

педагогиче ского

воздействия, как основу эффективности процесса развития речи у детей:

Наглядность, систематичность и последовательность, прочность усвоения

знаний, умений и навыков; доступность, взаимосвязь обучения с практикой,

индивидуальность подхода, комплексность, деятельностный подход,

3.

Комплексный

подход

при

развитии

речи

обеспечивает

интегрированные связи между педагогами; сочетание нескольких видов

деятельности;

создание

единого

коррекционно-педагогического

пространства;

оборудование

предметно-развивающей

с р ед ы ,

стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;

4.

Важную роль играет взаимодействие педагога с семьей (активное

включение родителей в жизнь группы, просвещение родителей, объяснение

цели и задач воспитания и подготовки к школе детей;)

Учитывая

данные

положения,

на

втором

эт апе

работы

п о

самообразованию, мною:

подготовлен

перспективный план занятий с детьми на год по

развитию речи

создана

развивающая

среда

в

кабинете

(приобретение

методической литературы и наглядного материала по лексическим темам);

изготовлен необходимый дидактический демонстрационный и

раздаточный материал для занятий (звуковички, колокольчики, вагончики,

домики, ниточки, шнурочки, схемы ударений, схемы предложений и т.д);

подобрано

оборудование

для

развивающих

игр

(игрушки,

цветные карандаши, развивающие игры в папках);

подготовлены конспекты занятий;

проведены

консультации

с

родителями

детей

о

важности

и

необходимости коррекционно-развивающего обучения в объединении;

разработаны

методы

и

приемы

развития

речи

и

коррекции

звукопроизношения

На

третьем

этапе

работы

по

самообразованию

осуществляется

использование

и

усовершенствование

методов

и

приемов

коррекционно-

педагогической работы с детьми. Планируется дальнейшее расширение и

усовершенствование

развивающей

среды,

способствующей

развитию

мотивации, познавательных интересов детей, их коммуникационных умений

и

навыков,

самостоятельности,

произвольности

внимания,

памяти,

логического мышления, самоконтроля и самоанализа, что способствовало бы

эффективной подготовке дошкольников к школьному обучению.

Главная

особенность

календарно-тематического

планирования

комплексный подход при формировании знаний, умений и навыков у детей:

планирование по спирали: на каждом последующем этапе усложняются

задачи

работы

и

в

каждом

виде

деятельности

навыки

детей

не

только

закрепляются, но и усложняются;

учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;

в рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач;

реализую

индивидуально-дифференцированный

подход,

что

предполагает

при

единой

целевой

установке,

различные

способы

выполнения одного задания каждым ребенком;

Каждое занятие включает следующие направления:

Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие фонематического восприятия.

Речедвигательная ритмика.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечит ясную дикцию и чёткое

произношение звуков. Поэтому, на протяжении учебного года, особенно в

начале,

с

вновь

поступившими

детьми,

необходимо

проводить

игровые

приёмы, на которых дети учатся правильно дышать. В этом помогут такие

игровые упражнения, на развитие речевого дыхания как «Шар», «Одуванчик»

и

др.

Но

особый

интерес

у

детей

вызывают

игровые

приёмы

с

использованием

нетрадиционного

материала:

снежинок,

ленточек,

ярких

трубочек, вертушек, дудочек, мыльных пузырей, воздушных шаров и др.

Упражнения,

проводимые

с

использованием

данного

материала

помогут

достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки, а от

разнообразного материала дети получат массу впечатлений, что благотворно

влияет также на их эмоциональный настрой.

Не

менее

важная

роль

в

комплексном

подходе

к

коррекции

звукопроизношения

отводится

пальчиковой

гимнастике.Уровень

развития

детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности

тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты

в

соответствии

с

возрастом,

то

и

речевое

развитие

ребёнка

в

пределах

возрастной нормы. Если же развитие движений отстает, то задерживается и

речевое

развитие.Пальчиковая

гимнастика

должна

быть

разнообразной,

эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.

В

дополнение

к

общепринятым

пальчиковым

упражнениям

можно

использовать

и

нетрадиционные

игры

с

пальчиками:

«Разноцветные

прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа)

кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными

щетками и мячами.

Цель

артикуляционной

гимнастики

выработка

правильных,

полноценных

движений

и

определённых

положений

артикуляционных

органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение

простых движений в сложные.

При

подборе

упражнений

необходимо

соблюдать

определённую

последовательность

идти

от

простых

упражнений

к

более

сложным.

Занятия

лучше

проводить

в

игровой

форме,

ведь

это

основная

и

более

доступная деятельность для детей. Разнообразить занятия помогут картинки,

детские стихотворения. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем

зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

У

б о л ь ш и н с т в а

д е т е й

н е с ф о р м и р о в а н н о с т ь

п р а в и л ь н о г о

звукопроизношения

сопровождается

отклонениями

в

фонематическом

развитии.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не

воспринимает

на

слух

(не

дифференцирует)

близкие

по

звучанию

или

сходные

по

артикуляции

звуки

речи.

Его

словарь

не

наполняется

теми

словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем

ребёнок начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Развивать фонематическое восприятие необходимо в интересной игровой

форме,

так,

дети

могут

«ловить»

нужные

звуки,

придумывать

слова

на

нужные

звуки,

угадывать

звуки

по

беззвучной

артикуляции.

Все

это

способствует формированию функций речеслухового анализатора, а значит и

развитию фонематического восприятия.

Ещё одним эффективным приёмом в работе над развитием речи является

речедвигательная ритмика. Это система упражнений, в которых различные

движения

головы,

рук,

ног,

туловища

сочетаются

с

произнесением

определенного речевого материала.

Речедвигательная

ритмика

это

прежде

всего

движения,

а

дети

любят

двигаться. Ребёнку можно предложить для подражания различные движения,

сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер

движений определяется характером звука.

С помощью речедвигательной ритмики также удаётся быстро восстановить

нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную

артикуляцию.

Многократное

воспроизведение

артикуляции

с

движением

помогает

запоминанию

букв

Раскованность

и

непринужденность,

приобретаемые

детьми

при

выполнении

«ритмических»

движений

тела

оказывает влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Большая

роль

в

успешности

нашей

работы

принадлежит

нашему

взаимодействию

между педагогами: выбор темы и разработка занятий,

определение

последовательности

задач.

Регулярно

обсуждаем

успехи

и

продвижения детей, ищем способы и пути решения поставленных задач.

Применение в коррекционной работе данных методов и приемов показало

эффективность в работе по формированию речевых умений и навыков детей,

в

подготовке

их

к

обучению

грамоте,

предупреждении

нарушений

письменной речи у дошкольников.

На занятиях дети приобретают много конкретных знаний и умений, но

главное на что обращаю внимание — умение слушать и выполнять

требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам,

действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или с

наглядным образцом.

Все это — важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умение

самостоятельно учиться, контролировать свои действия в соответствии с

заданным образцом, оценивать результат своей работы и устранять

допущенные ошибки.

с целью выявления качественных изменений в развитии детей в результате

воспитательно-образовательного

процесса

систематически:

в

сентябре,

в

январе и в мае. проводятся Исследования в указанных направлениях



В раздел образования