Автор: Троицкая Анна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Железногорск, Куркая область
Наименование материала: статья
Тема: Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях в рамках образовательного пространства объединения "Барбарики"
Раздел: дополнительное образование
Тема
по
самообразованию:
Системный
подход
к
коррекционно-
развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях
в рамках образовательного пространства объединения «Барбарики»
Данная
тема
выбрана
мною
не
случайно.
Мне,
как
молодому,
начинающему
специалисту,
необходимо
синтезировать
и
опробировать
различные методики по коррекционно-развивающему обучению.
Одной из главных задач современного этапа развития системы образования
является
создание
педагогических
условий,
оптимальных
для
каждого
воспитанника
дошкольного
образовательного
учреждения.
Дети
не
посещающие детский сад оказываются не готовы к школьному обучению.
Поэтому Целью работы нашего объединения является создание адекватной
педагогической
системы
и
максимально
благоприятных
условий
для
всестороннего развития дошкольников, самореализации личности каждого
ребенка с учетом его возможностей и способностей; успешная подготовка
детей школьному обучению. Обозначенная цель определяет задачи:
охрана
и
укрепление
физического
и
психологического
здоровья
воспитанников;
развитие личности ребенка, его познавательных и моторных сфер с
учетом
особенностей
развития,
индивидуальных
возможностей
и
способностей;
обеспечение психологической готовности к школьному обучению и
формирование
определенного
круга
знаний,
представлений
и
умений,
необходимых для обучения в школе
организация аботы по формированию всех системных компонентов
речи:
лексики,
грамматики,
выразительной
связной
речи; по
развитию
произвольного
внимания,
памяти,
мышления; по формированию навыков
звукового
анализа
и
синтеза,
зрительно-предметного
восприятия,
фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, пространственных
понятий и представлений.
Решение данных задач проходило в несколько этапов.
На
первом
этапе
работы
по
самообразованию
мною
был
изучен
теоретический
материал,
согласно
которому
были
сделаны
следующие
выводы:
1.
Предпосылкой успеха при педагогическом воздействии является
создание благоприятных условий для развития ребенка:
эмоционального контакта педагога с ребенком;
интересной
формы
организации
занятий,
соответствующей
ведущей
деятельности,
побуждающей
познавательную
активность
ребенка;
сочетания
приемов
работы,
позволяющих
избежать
его
утомления.
2.
Педагог
должен
учитывать
принципы
педагогиче ского
воздействия, как основу эффективности процесса развития речи у детей:
Наглядность, систематичность и последовательность, прочность усвоения
знаний, умений и навыков; доступность, взаимосвязь обучения с практикой,
индивидуальность подхода, комплексность, деятельностный подход,
3.
Комплексный
подход
при
развитии
речи
обеспечивает
интегрированные связи между педагогами; сочетание нескольких видов
деятельности;
создание
единого
коррекционно-педагогического
пространства;
оборудование
предметно-развивающей
с р ед ы ,
стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
4.
Важную роль играет взаимодействие педагога с семьей (активное
включение родителей в жизнь группы, просвещение родителей, объяснение
цели и задач воспитания и подготовки к школе детей;)
Учитывая
данные
положения,
на
втором
эт апе
работы
п о
самообразованию, мною:
подготовлен
перспективный план занятий с детьми на год по
развитию речи
создана
развивающая
среда
в
кабинете
(приобретение
методической литературы и наглядного материала по лексическим темам);
изготовлен необходимый дидактический демонстрационный и
раздаточный материал для занятий (звуковички, колокольчики, вагончики,
домики, ниточки, шнурочки, схемы ударений, схемы предложений и т.д);
подобрано
оборудование
для
развивающих
игр
(игрушки,
цветные карандаши, развивающие игры в папках);
подготовлены конспекты занятий;
проведены
консультации
с
родителями
детей
о
важности
и
необходимости коррекционно-развивающего обучения в объединении;
разработаны
методы
и
приемы
развития
речи
и
коррекции
звукопроизношения
На
третьем
этапе
работы
по
самообразованию
осуществляется
использование
и
усовершенствование
методов
и
приемов
коррекционно-
педагогической работы с детьми. Планируется дальнейшее расширение и
усовершенствование
развивающей
среды,
способствующей
развитию
мотивации, познавательных интересов детей, их коммуникационных умений
и
навыков,
самостоятельности,
произвольности
внимания,
памяти,
логического мышления, самоконтроля и самоанализа, что способствовало бы
эффективной подготовке дошкольников к школьному обучению.
Главная
особенность
календарно-тематического
планирования
—
комплексный подход при формировании знаний, умений и навыков у детей:
планирование по спирали: на каждом последующем этапе усложняются
задачи
работы
и
в
каждом
виде
деятельности
навыки
детей
не
только
закрепляются, но и усложняются;
учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
в рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач;
реализую
индивидуально-дифференцированный
подход,
что
предполагает
при
единой
целевой
установке,
различные
способы
выполнения одного задания каждым ребенком;
Каждое занятие включает следующие направления:
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Развитие фонематического восприятия.
Речедвигательная ритмика.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечит ясную дикцию и чёткое
произношение звуков. Поэтому, на протяжении учебного года, особенно в
начале,
с
вновь
поступившими
детьми,
необходимо
проводить
игровые
приёмы, на которых дети учатся правильно дышать. В этом помогут такие
игровые упражнения, на развитие речевого дыхания как «Шар», «Одуванчик»
и
др.
Но
особый
интерес
у
детей
вызывают
игровые
приёмы
с
использованием
нетрадиционного
материала:
снежинок,
ленточек,
ярких
трубочек, вертушек, дудочек, мыльных пузырей, воздушных шаров и др.
Упражнения,
проводимые
с
использованием
данного
материала
помогут
достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки, а от
разнообразного материала дети получат массу впечатлений, что благотворно
влияет также на их эмоциональный настрой.
Не
менее
важная
роль
в
комплексном
подходе
к
коррекции
звукопроизношения
отводится
пальчиковой
гимнастике.Уровень
развития
детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты
в
соответствии
с
возрастом,
то
и
речевое
развитие
ребёнка
в
пределах
возрастной нормы. Если же развитие движений отстает, то задерживается и
речевое
развитие.Пальчиковая
гимнастика
должна
быть
разнообразной,
эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.
В
дополнение
к
общепринятым
пальчиковым
упражнениям
можно
использовать
и
нетрадиционные
игры
с
пальчиками:
«Разноцветные
прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа)
кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными
щетками и мячами.
Цель
артикуляционной
гимнастики
—
выработка
правильных,
полноценных
движений
и
определённых
положений
артикуляционных
органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение
простых движений в сложные.
При
подборе
упражнений
необходимо
соблюдать
определённую
последовательность
—
идти
от
простых
упражнений
к
более
сложным.
Занятия
лучше
проводить
в
игровой
форме,
ведь
это
основная
и
более
доступная деятельность для детей. Разнообразить занятия помогут картинки,
детские стихотворения. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем
зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».
У
б о л ь ш и н с т в а
д е т е й
н е с ф о р м и р о в а н н о с т ь
п р а в и л ь н о г о
звукопроизношения
сопровождается
отклонениями
в
фонематическом
развитии.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не
воспринимает
на
слух
(не
дифференцирует)
близкие
по
звучанию
или
сходные
по
артикуляции
звуки
речи.
Его
словарь
не
наполняется
теми
словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем
ребёнок начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Развивать фонематическое восприятие необходимо в интересной игровой
форме,
так,
дети
могут
«ловить»
нужные
звуки,
придумывать
слова
на
нужные
звуки,
угадывать
звуки
по
беззвучной
артикуляции.
Все
это
способствует формированию функций речеслухового анализатора, а значит и
развитию фонематического восприятия.
Ещё одним эффективным приёмом в работе над развитием речи является
речедвигательная ритмика. Это система упражнений, в которых различные
движения
головы,
рук,
ног,
туловища
сочетаются
с
произнесением
определенного речевого материала.
Речедвигательная
ритмика
это
прежде
всего
движения,
а
дети
любят
двигаться. Ребёнку можно предложить для подражания различные движения,
сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер
движений определяется характером звука.
С помощью речедвигательной ритмики также удаётся быстро восстановить
нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную
артикуляцию.
Многократное
воспроизведение
артикуляции
с
движением
помогает
запоминанию
букв
Раскованность
и
непринужденность,
приобретаемые
детьми
при
выполнении
«ритмических»
движений
тела
оказывает влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Большая
роль
в
успешности
нашей
работы
принадлежит
нашему
взаимодействию
между педагогами: выбор темы и разработка занятий,
определение
последовательности
задач.
Регулярно
обсуждаем
успехи
и
продвижения детей, ищем способы и пути решения поставленных задач.
Применение в коррекционной работе данных методов и приемов показало
эффективность в работе по формированию речевых умений и навыков детей,
в
подготовке
их
к
обучению
грамоте,
предупреждении
нарушений
письменной речи у дошкольников.
На занятиях дети приобретают много конкретных знаний и умений, но
главное на что обращаю внимание — умение слушать и выполнять
требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам,
действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или с
наглядным образцом.
Все это — важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умение
самостоятельно учиться, контролировать свои действия в соответствии с
заданным образцом, оценивать результат своей работы и устранять
допущенные ошибки.
с целью выявления качественных изменений в развитии детей в результате
воспитательно-образовательного
процесса
систематически:
в
сентябре,
в
январе и в мае. проводятся Исследования в указанных направлениях