Напоминание

"Изготовление авторской куклы"


Авторы: Галанова Татьяна Юрьевна, Левакина Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: МАУ ОО ДО "ДШИ №2 имени П.И.Чайковского"
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изготовление авторской куклы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ « ДШИ №2 ИМЕНИ П.И.ЧАЙКОВСКОГО»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Изготовление авторской куклы»

по предмету ДПИ в школе искусств

Авторы:

Галанова Татьяна Юрьевна

преподаватель первой категории

Лавакина Светлана Геннадьевна

преподаватель высшей категории

г. Ижевск

2017 г.

Пояснительная записка

Методическое

пособие

предназначено

для

учащихся

художественных

школ

и

школ

искусств, изучающих народное прикладное искусство, мастеров народного творчества и

педагогических

работников,

занимающихся

с

детьми

среднего

и

старшего

школьного

возраста

основами

народного

декоративно-прикладного

творчества.

Используя

данное

пособие можно не только самостоятельно изготовить куклу-сувенир, но и обучить этому

детей.

В учебно-воспитательной работе с детьми ДШИ наряду с изучением изобразительной

грамоты

по

рисунку,

живописи,

композиции

и

скульптуре

все

значимее

и

актуальнее

становятся занятия по прикладной композиции. Она способствует развитию мышления,

творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому

воспитанию. На занятиях ДПИ учащиеся знакомятся с традициями и обычаями разных

культур и народов. Одним из направлений является изучение народной игрушки, куклы.

Чтобы создавать что-то новое, нужно знать истоки – т.е. традиции. Традиции лежат как в

основе приемов изготовления куклы-сувенира, так и в фасоне костюма. Они же явились

основой для создания новой куклы. В ходе исследования мы выяснили, что тряпичная кукла

издавна бытовала на Руси и имела различное назначение. Куклы во многом были связаны со

всевозможными обрядами и праздниками. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее

изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Поэтому такая

кукла являлась защитой, оберегом и для ребенка, и для взрослого. На уроках композиции в

ДШИ дети знакомятся с историей тряпичных кукол различных регионов России, изучают

способы их изготовления.

Методическая

разработка

ориентирована

на

активное

приобщение

обучающихся

к

художественному творчеству, носит развивающий, личностно-ориентированный характер и

позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а так же

сформировать навыки деятельности на уровне практического применения.

Основной материал наших работ – это бумага. Бумага даёт большой простор творчеству.

Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а

самое главное — безгранично творческим человеком. Из бумаги можно сделать открытки и

салфетки, праздничную упаковку для подарка или создать панно для украшения своего дома.

Сейчас

можно

найти

бумагу,

которая

позволит

добиться

самых

невероятных

эффектов:

разнообразие

видов

бумаги

настолько

велико,

что,

кажется,

из

неё

можно

сделать

практически всё, к тому же в наше время невероятно развилась мода на ручную работу. Мы

предлагаем использовать в работе самую простую и дешевую бумагу. Приложив навыки и

фантазию, учащиеся добиваются невероятного эстетического результата.

К теме изготовления куклы обращаются многие преподаватели ДШИ и домов творчества, но

чаще они изготавливают либо тряпичных традиционных кукол-закруток, либо текстильных

интерьерных кукол. Наша инновация заключается в том, чтобы изучить традиции, освоить

различные

техники

и

в

итоге

выполнить

сложную,

синтезированную

из

различных

материалов

авторскую

куклу,

выполненную

по

собственным

эскизам.

При

этом

мы

используем

самые

простые,

дешевые

и

доступные

каждому

ребенку

материалы.

В

методической

работе

просматриваются

межпредметные

связи

с

композицией,

рисунком,

живописью и скульптурой. Также на занятиях учитель знакомит с правилами изображения

человека, пропорциями человеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры, учит

приемам стилизации.

Актуальность разработки продиктована необходимостью использовать накопленный

опыт, знания традиций и приобретенные навыки в творческом самовыражении. Это даёт

возможность ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, прибавить себе самоуважения и

способствует

самореализации.

Она

обусловлена

также

практической

значимостью.

Обучающиеся могут применять полученные знания и практический опыт в повседневной

жизни создавая творческие, авторские и вполне нужные предметы.

Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения

знаний,

умений

и

навыков.

Обучение

и

воспитание

служат

решающим

фактором

в

формировании творческих способностей.

О

важности

постоянного

овладения

знаниями

и

навыками

для

успешного

развития

творческих способностей говорят высказывания многих прославленных мастеров рисунка и

живописи. К. Л. Коровин писал: «Нельзя думать, что талант сел за рояль в первый раз и

сыграл симфонию. Этого не бывает».

М. В. Нестеров отмечал: «Начало и конец учения — это познание природы, настойчивое,

терпеливое

изучение

того,

что

изображают.

Это

равно

необходимо

как

для

больших

дарований, так и для малых».

Заботясь

о

развитии

у

школьников

творческих

способностей,

педагог

должен

знать

те

моменты, которые могут служить первым побудительным фактором привлечения внимания,

интереса детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством.

Однако и этот вид работы ученика должен проходить под непосредственным наблюдением и

руководством учителя. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать

их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс

будет

протекать

очень

активно.

Учитель

может

провести

предварительную

беседу,

использовать

изобразительный

и

наглядный

материал,

показать

примеры

из

творчества

выдающихся художников.

Дидактический

материал

должен

соответствовать

гигиеническим

и

эстетическим

требованиям:

куклы-игрушки

должны

быть

выразительны,

художественно

оформлены.

Яркие, красивые изделия привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.

Побуждают и развивают устойчивый интерес к занятиям.

На занятиях учащиеся знакомятся с мастерами-кукольниками, по возможности посещают

выставки кукол, копируют работы и эскизы мастеров.

Цели:

1.

Возрождение интереса к народной культуре у учащихся.

2.

Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей

культуры, привитие обучающимся этических и морально-нравственных ценностей.

3.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным

видам искусства.

Задачи:

Образовательные:

формирование у обучающихся:

умения использовать ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму как средства

художественной выразительности в создании образа декоративного изделия;

потребности в приобретении технологических знаний, умений и навыков,

необходимых для творческого процесса при изготовлении изделий в разнообразной

технике;

навыков проектно - исследовательской деятельности, работы со специальной

литературой и интернет – ресурсами;

приобретение и расширение знаний у обучающихся о материалах, инструментах,

используемых для изготовления изделий в различных техниках;

навыка стилизации композиции в декоративно-прикладном творчестве;

навыка работы с техникой каркасной куклы;

умение работать с фактурными материалами.

Развивающие:

развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству;

ориентирование обучающихся на использование новейших технологий и методов

организации практической деятельности;

развитие творческого воображения и образного мышления, художественной

наблюдательности и зрительной памяти;

развивающие мелкую моторику рук;

формирование и развитие у обучающихся умения анализировать, давать оценку своей

работе, потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой и

Интернет-ресурсами и познавательной активности обучающихся.

Воспитательные:

воспитание усидчивости, аккуратности, внимательного и бережного отношения к

окружающим предметам, своему здоровью;

формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям,

терпимости к чужому мнению;

создание комфортной среды педагогического общения между всеми участниками

образовательного процесса.

Сроки реализации и возраст детей

Данный курс рассчитан на одно полугодие и может являться вариативной частью

предпрофессиональной образовательной программы «Живопись», программы по предмету

«Скульптура» или программы по предмету «Декоративное-прикладное творчество». А так же

курс «Изготовление авторской куклы» может быть самостоятельным предметом для

общеразвивающей образовательной программы. Адаптирован для учащихся 14-15 лет.

Формы и режим занятий

Групповая форма обучения: 8 – 10 человек.

При недельной нагрузке: 3 академических часа (по 40 мин.)

Виды занятий:

Аудиторные

практическое

занятие,

контрольная

работа,

творческий

просмотр,

выставка;

Самостоятельные

выполнение

домашних

заданий,

участие

в

творческих

мероприятиях

и

культурно

просветительской

деятельности

образовательного

учреждения, посещение учащимися учреждений культуры.

Объем учебного времени:

Максимальный объем времени по данному курсу составляет 119 час (II полугодие), из них 51

час аудиторных занятий и 68 часов самостоятельной работы.

Название темы

Задачи и задания

Кол-во

часов

Материалы

1.

Кукла-образ.

Вводная

беседа.

- познакомить с историей куклы;

- познакомить с историей авторской,

интерьерной, дизайнерской куклой;

- поговорить о характере, идее, образе

куклы;

-

р а с с ка з ат ь

о

р а з н о о б р а з и и

су щ е с т ву ю щ и х

м ат е р и а л о в

в

изготовлении кукол.

3 ч.

книги,

информация с

электронных

носителей,

образцы кукол

выполненных

детьми и

преподавателями.

2.

Эскиз куклы.

- придумать куклу-образ.

- нарисовать эскиз.

3 ч.

бумага А-4,

карандаш.

3.

Каркас и

подставка

куклы.

- объяснить необходимость создания

каркаса куклы – конструкции, в

которой будет учтен придуманный

образ;

- подставка – неотъемлемая часть

общего образа куклы;

- прикрепить каркас куклы к

подставке, обеспечив устойчивость и

жесткость полученной конструкции;

-сформировать туловище куклы,

нарастив «мышечную и жировую»

массу.

3 ч.

проволока 2-3 мм

в сечении,

плоскогубцы,

кусачки,

синтепон, вата,

клей «Момент»,

хлопчатобумажна

я нить, туалетная

бумага, молоток,

гвозди, шурупы,

отвертка и др.

4.

Скульптурный

эскиз головы

куклы.

- познакомить с анатомическими

особенностями строения головы;

- изучить мимику и пропорции лица;

- с помощью простых приемов

сформировать его черты лица куклы;

- слепить голову.

3 ч.

скульптурный

пластилин, стеки.

5.

Лепка головы

куклы.

- рассказать о материалах для лепки

головы, рук, ног куклы и их

свойствах (керапласт, запекаемая

масса для моделирования (пластика),

масса папье-маше);

- слепить голову куклы, используя

«объемный» эскиз.

3 ч.

керапласт или

пластика,

пищевая фольга

или пенопласт,

стеки.

6.

Лепка рук.

- познакомить с анатомией кистей

рук;

3 ч.

керапласт или

пластика, стеки.

- объяснить, что пластика кистей рук

– незаменимый элемент в раскрытии

образа куклы;

-слепить руки и сформировать

задуманный жест.

7.

Изготовление

ног куклы.

- познакомить с этапами изготовления

ног куклы;

- выбрать материал для лепки, в

зависимости от расположения ног

куклы относительно подставки и

задуманного образа.

- вылепить стопы куклы.

3 ч.

керапласт,

пластика, масса

папье-маше,

стеки.

8.

Роспись лица.

- объяснить, что роспись лица

помогает подчеркнуть

индивидуальность и характерность

образа куклы;

- отшлифовать и выровнять

поверхности головы и рук;

- затонировать и расписать лицо и

руки куклы.

3 ч.

наждачная

бумага,

акриловые

краски, кисти,

губка.

9.

Костюм куклы.

- напомнить, что костюм куклы –

важное средство для достижения

художественного образа;

- познакомить с техникой бумажного

пласта;

- рассказать о возможности

использования других материалов

для воплощения замысла (ткань,

кружево, шерсть для валяния и др.)

- изготовить одежду для куклы в

технике бумажного пласта.

9 ч.

туалетная бумага

отечественного

производства

клей ПВА, кисть

для клея,

ножницы.

110.

Сборка куклы.

- рассказать об этапах сборки куклы;

- соединить детали куклы.

3 ч.

клей «Момент»

11.

Прическа

куклы.

- рассказать о материалах, которые

могут служить прической или

волосами куклы;

- познакомить со способами

крепления волос;

- придумать и создать прическу или

фантазийный способ оформления

головы куклы.

3 ч.

клей ПВА, клей

«Момент»,

ножницы,

выбранный

материал для

волос.

12.

Декорирование

куклы.

- познакомить с различными

эффектами современных красок и

средствами для создания эффектов

(кракле, старение, имитация

поверхностей):

- рассказать о технике «декупаж»;

- рассказать о технике «сухого и

мокрого» валяния;

- декорирование куклы другими

материалами: тканью, кружевами,

мехом, кожей и т.д.;

- показать возможность

9 ч.

акриловые

краски, кисти,

клей, салфетки

для декупажа,

шерсть,

акриловый лак и

др.

использования росписи в декоре

костюма;

- декорировать куклу;

- изготовить аксессуары для куклы;

- покрыть композицию лаком.

13.

Паспорт

куклы.

- рассказать о сертификате - паспорте

куклы, необходимых требованиях и

параметрах его изготовления;

- познакомить с техникой

«скрапбукинг».

- сделать паспорт куклы.

3 ч.

тонированная

бумага А-5, клей,

ножницы

Блок 1. Кукла – образ (смешанная техника).

Тема 1. Вводная беседа.

Задачи:

- рассказать об истории возникновения куклы; -

познакомить с авторской, интерьерной, дизайнерской куклой (использовать

иллюстративный материал: книги, информацию с электронных носителей,

образцы кукол выполненных детьми и преподавателями); -

поговорить о характере, идее, образе куклы -

рассказать о разнообразии существующих материалов в изготовлении кукол;

Практическое задание:

- совместно с учениками просмотреть и проанализировать куклы – образы,

созданные художниками; -

зарисовать понравившиеся элементы себе в альбом;

Материалы: альбомы А-4, карандаш.

Количество часов: 3 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа): изучить существующие аналоги, выполнить

эскиз будущей куклы, зарисовать отдельные детали будущей композиции.

Количество часов: 4 ч.

Тема 2. Эскиз куклы.

Задачи: - придумать образ будущей куклы.

Практическое задание:

- нарисовать и проработать эскиз куклы, используя дополнительные средства для

достижения выразительности образа – пропорции, движение, эмоции, аксессуары.

Материалы: бумага А-4, карандаш.

Количество часов: 3 часа

Домашнее задание (самостоятельная работа): найти и приобрести необходимые для работы

материалы.

Количество часов: 4 ч.

Тема 3. . Каркас и подставка куклы.

Задачи:

- объяснить необходимость создания каркаса куклы – конструкции, в которой

будет учтен придуманный образ (движение, центр тяжести, аксессуары);

- подставка – неотъемлемая часть общего образа куклы;

- подобрать необходимую по форме и размеру подставку (деревянный брусок,

пластмассовая или металлическая банка, кусок фанеры и т.д.).

Практическое задание:

- изготовить каркас куклы из целого куска проволоки;

-сформировать туловище куклы, наращивая «мышечную и жировую» массу с

помощью синтепона (нарезать полосками и туго, равномерно намотать), ваты

(сформировать и пришить объемные места);

- закрепить сформированный объем на каркасе, обмотав нитью;

- выровнять тело куклы, плотно и по возможности, ровно намотав слой туалетной

бумаги;

- закрепить бумагу, обмотав полученное туловище куклы нитью;

- прикрепить каркас куклы к подставке;

- обеспечить устойчивость и жесткость полученной конструкции.

Материалы: проволока 2-3 мм в сечении, плоскогубцы, кусачки, синтепон, вата, клей

«Момент», хлопчатобумажная нить, туалетная бумага. молоток, гвозди, шурупы,

отвертка и др

Количество часов: 5 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа): найти и приобрести необходимые для работы

материалы.

Количество часов: 4 ч.

Тема 4. Скульптурный эскиз головы куклы.

Задачи:

- познакомить с анатомическими особенностями строения головы;

- изучить мимику и пропорций лица;

- с помощью простых приемов сформировать черты лица;

- уточнить характер куклы через лепку лица.

Практическое задание:

- слепить голову куклы;

Материалы: скульптурный пластилин, стеки.

Количество часов: 3 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа): найти и приобрести необходимые для работы

материалы.

Количество часов: 4 ч.

Тема 5. Лепка головы куклы.

Задачи:

- рассказать о материалах, используемых для лепки головы, рук, ног куклы и их

свойствах (керапласт, запекаемая масса для моделирования, масса папье-маше).

Практическое задание:

- заготовить основу головы куклы из фольги или пенопласта;

- слепить голову куклы, используя «объемный» эскиз.

Материалы: керапласт, пластика, пищевая фольга или пенопласт, стеки (удобны

инструменты стоматолога).

Количество часов: 3 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа):

Количество часов: 4 ч.

Тема 6. Лепка рук.

Задачи:

- познакомить с анатомией кистей рук;

-объяснить, что пластика кистей рук, незаменимый элемент в раскрытии образа

куклы;

- выбрать понравившийся материал для лепки рук (керапласт или пластика);

Практическое задание:

- слепить руки, путем формирования кисти и пальцев из общей массы с помощью

стеков;

- сформировать задуманный жест.

Материалы: керапласт или пластика, стеки.

Количество часов: 3 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа):

Количество часов: 4 ч.

Тема 7. Изготовление ног куклы.

Задачи:

- познакомить с этапами изготовления ног куклы: слепить отдельно стопы ног

куклы (керапласт, папье-маше, пластика), остальную часть ног выполнить из

бумажного пласта на каркасе;

- выбрать материал для лепки, в зависимости от расположения ног куклы

относительно подставки и задуманного образа.

Практическое задание:

- вылепить стопы куклы.

Материалы: керапласт или пластика, масса папье-маше, стеки.

Количество часов: 3 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа): найти и приобрести необходимые для работы

материалы.

Количество часов: 4 ч.

Тема 8. Роспись лица.

Задачи:

- объяснить, что роспись лица помогает подчеркнуть намеченные в процессе лепки

особые черты лица, подчеркнуть индивидуальность и характерность образа куклы.

Практическое задание:

- отшлифовать и выровнять поверхности лица, рук;

- сделать общую тонировку лица и рук;

- выявить объемы лица: морщины и различные углубления тонируются более

темным тоном, выступающие части лица высветляются;

- расписать лицо куклы.

Материалы: наждачная бумага, акриловые краски, кисти, губка.

Количество часов: 3 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа): найти и приобрести необходимые для работы

материалы.

Количество часов: 4 ч

Тема 9. Костюм куклы.

Задачи:

- напомнить, что костюм куклы – важное средство для достижения

художественного образа;

- дать понятие стиля и стилизации при изготовлении одежды куклы;

- познакомить с техникой бумажного пласта;

- рассказать о возможности использования других материалов для воплощения

замысла (ткань, кружево, шерсть для валяния и др.)

Практическое задание:

- изготовить одежду для куклы в технике бумажного пласта;

Материалы: туалетная бумага отечественного производства (не перфорированная), клей

ПВА, кисть для клея, ножницы.

Количество часов: 12 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа): найти и приобрести необходимые для работы

материалы.

Количество часов: 4 ч.

Тема 10. Сборка куклы.

Задачи:

- рассказать об этапах сборки куклы.

Практическое задание:

- собрать каркас куклы, нанизав заготовки кистей рук, ноги и голову на

выходящую из туловища проволоку (предварительно капнув в отверстие клей

«Момент»).

Материалы: клей «Момент», детали куклы.

Количество часов: 3 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа): найти и приобрести необходимые для работы

материалы.

Количество часов: 4 ч.

Тема 11. Прическа куклы.

Задачи:

- рассказать о материалах, которые могут служить прической или волосами

куклы: тресс, распущенная капроновая веревка или атласная лента, льняной

шнур, нитки, мех, пакля, шерсть, натуральный волос;

- познакомить со способами крепления волос;

- придумать прическу или фантазийный способ оформления головы.

Практическое задание:

- создать прическу кукле, помогающую раскрыть характер кукольного

персонажа, используя подходящие материалы.

Материалы: клей ПВА, клей «Момент», ножницы, выбранный материал для волос.

Количество часов: 3 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа): найти и приобрести необходимые для работы

материалы.

Количество часов: 4 ч.

Тема 12. Декорирование куклы.

Задачи:

- познакомить с различными эффектами современных красок и средствами для

создания эффектов (кракле, старение, имитация поверхностей):

- рассказать о технике «декупаж», о технике сухого и мокрого валяния,

возможности использования росписи в декоре костюма;

- научить декорировать куклу другими материалами: тканью, кружевом, мехом,

кожей и т.д.

Практическое задание:

- загрунтовать поверхность одежды куклы;

- декорировать костюм куклы;

- изготовить аксессуары для куклы с применением известных техники и

материалов;

- покрыть композицию лаком.

Материалы: акриловые краски, кисти, клей, салфетки для декупажа, шерсть, акриловый лак и

др.

Количество часов: 9 ч.

Домашнее задание (самостоятельная работа): найти и приобрести необходимые для работы

материалы.

Количество часов: 4 ч.

Тема 13. Паспорт куклы.

Задачи:

- рассказать о сертификате - паспорте куклы, необходимых требованиях и

параметрах его изготовления;

- познакомить с техникой «скрапбукинг».

Практическое задание:

- создать паспорт куклы.

Материалы: тонированная бумага А-5, клей, ножницы.

Количество часов: 3 часа

Домашнее задание (самостоятельная работа):

Количество часов: 4 ч.

При проведении зачёта и итоговой работы качество подготовки обучающегося

оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2

(неудовлетворительно) и фиксируется в зачётной ведомости.

Основные критерии оценки:

оригинальность композиционного решения сюжета;

конструктивное и концептуальное обоснование решения композиции;

колористический строй композиции;

единство смыслового и композиционного содержания;

цельность зрительного восприятия;

степень овладения декоративно-прикладной техникой композиции, технологическим

процессом для воплощения образов, идей, мыслей на основе имеющихся

представлений, знаний и опыта.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

(методические рекомендации преподавателям и рекомендации по

организации самостоятельной работы)

Методы обучения:

теоретическое обоснование темы - беседа, разъяснение правил и способов исполнения

задания с показом визуальных материалов (репродукции; таблицы; слайды и

диафильмы, демонстрирующие произведения искусства; фотографии; образцы работ

по данной теме, учащихся прежних лет из методического фонда школы);

практические занятия, включающие демонстрацию преподавателем приёмов

исполнения задания, самостоятельную работу учащихся, корректировку

преподавателем их работы;

постановка последовательных коротких, посильных задач на пути к решению более

сложных и длительных;

создание условий для ощущения удовлетворенности от творчества;

делать акцент на постановку задач, требующих четкого логического решения;

обязательное достижение завершенности каждой работы;

поиск новых индивидуальных подходов к развитию творческих способностей

учащихся.

Основные формы организации учебного процесса: урок, домашняя

работа учащихся, экскурсия. Виды учебной деятельности: работа под

руководством учителя и самостоятельная работа. Форма выполнения работы

- фронтальная и индивидуальная.

На дом задаются следующие виды работы: выполнение набросков, зарисовок и

эскизов на заданную тему, подготовка исходного материала к декоративной композиции.

Предлагаемые задания по декоративно-прикладному творчеству систематизированы и

поступательны по сложности и технике исполнения.

Не смотря на то, что задания входят в единый блок тем, их можно давать и

разрозненно, как отдельные модули вводить в темы по композиции, усложняя или упрощая, в

зависимости от навыков и возрастных особенностей учащихся.

Предлагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут

быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими

условиями работы. Эти изменения должны быть утверждены методическим советом и

директором школы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результаты освоения курса по «Изготовление авторской куклы» должны отражать:

Знание основных элементов композиции, закономерностей построения

художественной формы;

знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов

его применения для воплощения творческого замысла;

умение

использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные

возможности;

навыки работы с различными материалами и в разных техниках; умение декорировать

формы, предметы и элементы интерьера;

умение использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства

художественной выразительности при создании образа декоративной вещи;

умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

умение грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного

искусства;

навыки работы по композиции.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Оценка качества реализации курса «Изготовление авторской куклы» включает в себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся, которая

проводится в соответствии с графиком образовательного процесса.

Текущий контроль успеваемости - оценка работы обучающихся в течение четверти

за каждое задание, В качестве средств также могут использоваться просмотры учебно-

творческих работ.

Промежуточная аттестация - основная форма контроля учебной работы

обучающихся, которая оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по

окончании полугодий учебного года.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих

ее обеспечения:

1. Материально-техническое обеспечение

1) учебное помещение

Занятия должны проводиться в оборудованном по нормам техники безопасности учебном

помещении. Кабинет необходимо оборудовать столами и стульями в соответствии с

государственными стандартами (не менее 15 посадочных мест), раковиной для мытья рук с

подводкой горячей и холодной воды. При организации занятий необходимо соблюдать

гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного

процесса обучающихся.

2) материалы, инструменты: бумага для принтера, бумага для рисования, акварели и гуаши,

туалетная бумага, декупажная карта, салфетки с рисунком, клей ПВА, клей «Момент», клеевой

карандаш, лак, проволока, бусины, пуговицы, губка, ленты, веревка, стеклянная бутылка, рамка

для фотографий, цветочное кашпо, основа для часов, часовой механизм, акриловые краски,

акварельные краски, гуашевые краски, линейки, ножницы, ножницы для создания фигурного

края, фигурные дыроколы и компостеры, макетные ножи, , ватные палочки, кисточки., кусочки

ткани ХБ, нитки, синтепон, кисти, карандаш, пластилин, керапласт,, пластика, стеки, ножницы,

наждачная бумага.

3) компьютер, принтер, фотоаппарат.

Дидактическое обеспечение программы:

o

календарно - тематическое планирование занятий;

o

методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

o

литература, предусмотренная программой;

o

электронные, мультимедийные источники;

o

образцы работ, изготовленные педагогом;

o

пакет наглядных пособий (схемы и чертежи по изготовлению изделий в

различных техниках, инструкционные карты, иллюстрации);

o

словарь специальных терминов (Приложение 1);

Список Литературы

Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник Педагог. Школа: Книга для

Учителя. – М.; Просвещение 1984.

Дайн Г. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - М.издательство

«Культура и традиции» 2008.

Зайцева О. Декоративные куклы. Практическое руководство. – М. ООО «

Издательство АСТ», 2009.

Егупец О. Кукла из паперклея. Серия «Секреты кукольного мастерства». – М. ООО

«Дизайн Кора», 2004.

Герчук Ю.А. Что такое орнамент? – М. Галарт, 1998.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М.: Изобр. Искусство, 1983

Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги.- М.: Лада, 2007

Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. Сост. Лазарева

А.Г. М.: Илекса, 2004

Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении

дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

Мейстер Н. Г. Лепим из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2002

Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно- методическое пособие. СПб.: Детство-

Пресс, 2007

Волшебная бумага. Журнал обо всём, что можно сделать из бумаги. ООО «Ласточка»,

№3- 2009

Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над

проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия

развития, 2008.

Я- дизайнер. Журнал о разных техниках детского прикладного творчества. СПб.:

КЭЙ,

№ 30- 32, 2009

Я-дизайнер.Журнал о разных техниках детского прикладного творчества. СПб.: КЭЙ,

№ 23, 24, 2008:

Бельтюкова Н. Б. Самоделки из папье-маше - М.: АСТ; СПб: Сова,2006.

Браиловская

Л.В.

Арт-дизайн:

красивые

вещи

«hand-made»/Изд.4-е.-

Ростов

н/Д:

Феникс, 2006. Гибсон Р. Папье- маше. – М.: АСТ, 2007.

Жадько Е. Г. Посиделки с рукоделием: копилка свежих идей. - Ростов н/Д: Феникс,

2006.

Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. - М.: Просвещение,1993.

Лопусова - Томская Н. Кукла из папье-маше. – М.: ООО "Дизайн Кора", 2007.

Родионова С. Папье-маше. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ- Пресс. 2009.

Чаянова Г.Н. Папье-маше.- М.: Дрофа-Плюс 2007.

Приложение 1

Словарь специальных терминов

Аппликация- произошло от латинского слова прикладывать- это вид декоративно-

прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон , закрепляются детали

изображения будущей композиции.

Глиттеры- мелкие блёстки, смешанные с прозрачной акриловой основой.

Декупаж- техника, название которой происходит от французского слова «вырезать», особый

вид аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками.

Дырокол фигурный- специальный дырокол для создания фигурного края или углов изделий

в виде фигурок цветов, снежинок и т.д. Некоторые из них выполняют тиснение.

Контур- линия, которая передает очертания предмета.

Композиция- расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме,

составляющих вместе единое целое.

Квилинг- искусство изготовления цветов, открыток и фигурок из бумажных лент.

Клеевые подушечки- нетвердеющий латекс, которому можно придать любую форму.

Служит для приклеивания объёмных деталей.

Линейка - инструмент для проведения прямых линий на плоскости и для линейных

измерений.

Лекало- инструмент для прорисовки окружностей, овалов, а также для распускания ролов в

квилинге.

Макетный нож- нож для вырезания внутренних прорезей рисунка, обрезания излишек

бумаги по прямой.

Машинка для квилинга- инструмент для скручивания ролов.

Ножницы - ручной инструмент для разрезания бумаги, картона, ткани.

Ножницы фигурные- ножницы для оформления края бумаги, картона. Имеют разнобразную

форму лезвий- волна, зубчики и др.

Подложка из многослойной резины- маленький коврик, предохраняющий поверхность

рабочего стола от резака или макетного ножа.

Разметка- нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место

прорези, сгиба, клея и т.п.

Радиус- отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точкой окружности.

Рицовка- надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.

Резачок- нож со сменными лезвиями, позволяющий вырезать сложные кривые линии.

Силуэт- заполненное контурное изображение предмета или темное пятно, которое передает

очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать его ножницами по

контурной линии, то образуется силуэт.

Симметричное вырезание- вырезание с использованием оси симметрии. Симметричное

вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи

при вырезании одинаковых частей.

Трафарет- приспособление для разметки, которая проводится по внутреннему контуру.

Тиснение- вид работы с бумагой, когда на изнаночной стороне бумаги по рисунку или

трафарету для тиснения специальным инструментом «булькой» делается выдавливание

рисунка.

Технологическая карта - форма документации, в которой записан весь процесс обработки

изделия, указаны операции и их составные части, применяемые материалы,

производственное оборудование.

Технология - совокупность методов обработки изделия, изменение состояния, свойств

формы и сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства

продукции.

Циркуль- инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две

ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплен грифель или карандаш.

У циркуля- измерителя на двух ножках закреплены иглы.

Чертеж- изображение детали, начерченное с помощью чертежных инструментов.

Фальцовка- процесс сгибания бумажного листа.

Шаблон- приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется

для разметки по внешнему контуру.

Эскиз- чертёж, выполненный без точного масштаба и применения чертёжных инструментов.

Приложение 2

Материалы и инструменты необходимые для работы на занятии в расчёте на 1 обучающегося

Материалы и инструменты

Количество

1

Цветная бумага

1 упак

2

Цветной картон

1 упак

3

Цветная бумага для ксерокса

1уп.

4

Бумага для квилинга

2 уп.

5

Салфетки для декупажа

1уп.

6

Газета

3шт.

7

Нож для резки бумаги

1

8

Клей карандаш

1

9

Клей ПВА

1

10

Ножницы

1

11

Клеёнка

1

12

Карандаш простой

1

13

Тряпочки или салфетки для рук

1

14

Трубочки для коктейля

4

15

Кисточки для клея

1

16

Одноразовые тарелки

2

17

Пайетки, бусинки, бисер, стразы, ленточки

5

18

Проволока

1

19

Ватные палочки

5шт.

Приложение 3

Каталог учебного оборудования к программе

Технические средства

обучения

Инструменты и

приспособления общего

пользования

Инструменты и

приспособления

индивидуального пользования

ТСО

ножницы

картон

компьютер

бумажный шпагат

бумага

CD плеер

дыроколы фигурные

салфетки для декупажа

Технические средства

обучения

Инструменты и

приспособления общего

пользования

Инструменты и

приспособления

индивидуального пользования

Мультмедийный пректор

ножницы фигурные

лекало

Цифровой фотоаппарат

шило

линейка

скотч

карандаш

фломастеры

клей

двусторонний скотч

приспособления для скручивания

ролов

деревянные рамки

макетный нож

резачок

подложка из многослойной

резины

Приложение

Бикчурина Ляйсана 14 лет

«Удмуртская женщина – птица»

Разживина Настя 14 лет

« Сон »

Шутова Софья 14 лет «Морская» Соколова Ася 14 лет «Повелитель снов»

Панфилова Наташа 14 лет «Дерижер»

Ахметгараева Эльвира 14 лет

«Охотник»

Яковлева Таня 14 лет «Масленица» Шутова Соня 14 лет «Chef di talento»

Бикчурина Ляйсана 14 лет «Весна»

Кириллова Диана 14 лет «Хиппи»



В раздел образования