Напоминание

"Эстрадный ансамбль" дополнительная общеобразовательная программа для детей 4-7 лет


Автор: Устьянцева Светлана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества" КГО
Населённый пункт: г. Камышлов, Свердловская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Эстрадный ансамбль" дополнительная общеобразовательная программа для детей 4-7 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Камышловского городского округа

Допущена к реализации

(апробации) решением

педагогического совета

МАОУ ДОД

«Дом детского творчества» КГО

Протокол №___ от « »____20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ ДОД

«Дом детского творчества» КГО

____________Ю. В. Прожерина

№ ____ от « »_______

Эстрадный ансамбль

дополнительная общеобразовательная программа

для детей 4-7 лет

срок реализации – 2 года

Составитель:

Устьянцева Светлана Юрьевна

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

Камышлов 2016

Оглавление

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план 1-ого года обучения

14

Содержание программы 1-ого года обучения

15

Требования к уровню подготовки обучаемых 1-ого года обучения

20

Учебно-тематический план 2-ого года обучения

21

Содержание программы 2-ого года обучения

22

Требования к уровню подготовки обучаемых 2-ого года обучения

27

Методическое обеспечение программы

28

Учебно-методическое обеспечение

32

Материально-техническое обеспечение

36

Нормативно-правовое обеспечение программы

38

Список использованной литературы

39

Сведения об авторе разработчике

42

Аннотация

43

Пояснительная записка

2

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном

общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно

реализовать

творческий

потенциал

ребенка,

сформировать

певческие

навыки,

приобщить

детей

к

искусству,

которое

способствует

развитию

творческой

фантазии.

Каждый

ребенок

может

найти

возможность

для

творческого

самовыражения

личности

через

ансамблевое

вокальное

творчество, исполнение современных эстрадных, народных песен.

Содержание

программы

ориентировано

на

создание

эмоционально-

комфортного состояния и благоприятных условий для развития личности

ребёнка,

развитие

устойчивой

мотивации

к

познанию

и

творчеству,

приобщение к общечеловеческим ценностям, укрепление его психического и

физического

здоровья,

взаимодействие

педагога

дополнительного

образования с семьёй обучающегося.

П р о гр а мма

« Эс т р а д н ы й

а н с а мбль»

п о

н а п р а в л е н н о с т и

художественная,т .

к . ориентирована

на

формирование

музыкально-

эстетической

культуры

обучающихся;

развитие

их

художественно-

творческого

потенциала,

артистических,

исполнительских

способностей

средствами вокального искусства.

Вид программы – модифицированная. При составлении программы

использован

опыт работы

лучших

руководителей

профессиональных,

самодеятельных эстрадных музыкальных коллективов:

«Эстрадное пение», автор Проняева Е.А;

«Эстрадный вокал», автор И. Ульева;

методический материал для организаторов, педагогов, детских

эстрадных вокальных студий «Чистый голос» А. М.Биля;

фонопедическая система В.В.Емельянова;

семинары по эстрадному вокалу педагогов Российской

Академии музыки им. Гнесиных (г. Москва) Е. Катровской, С. Каротеевой.

Новизна программы

3

Программа

разработана

для

детей

дошкольного

возрастас

разной

степенью

музыкальной

одарённости.

В

подборе

музыкального,

дидактического

материалов,

игр,

упражнений,

репертуара

учитываются

особенности разноуровневого развития дошкольников, что помогает более

успешному обучению каждого ребенка.

Актуальностьпрограммы

В

процессе

обучения

дети

осваивают

основы

коллективного

вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют

кругозор, познают основы актерского мастерства. Таким образом, учебный

курс

является

подготовительным

этапом

для

дальнейшего

успешного

обучения в детской эстрадной студии.

Педагогическая целесообразность программы

Кроме

развивающих

и

обучающих

задач,

пение

решает

еще

немаловажную

задачу

– оздоровительно-коррекционную:

благотворно

влияет

на

развитие

детского

голоса

и

помогает

строить

плавную

и

непрерывную

речь.А

ансамблевое

пение

снимает

напряжение

и

способствует гармонизации личности,является источником раскрепощения,

оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Со временем

пение

в

ансамбле

становится

для

маленького

исполнителя

эстетической

ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к

коллективному творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог

овладеть

умениями

и

навыками

эстрадного

вокального

искусства,

самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее

эмоциональное состояние, разработана данная программа дополнительного

образования детей.

Цель

программы: развитие вокальных, музыкальных и творческих

способностей

детей

в

процессе

обучения

основам

исполнительского

мастерства в ансамбле.

4

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

Образовательные:

обучить навыкам вокального искусства;

научить петь, выразительно передавая характер песни;

привить

вокально-ансамблевые

навыки,

как

основу

для

достижения выразительного, грамотного, художественного исполнения;

обучить правильному дыханию и звукоизвлечению.

Развивающие:

развить музыкальные способности обучающихся, их певческий

голос;

способствовать развитию эмоциональной сферы, музыкального,

эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желанию исполнять ее;

способствовать развитию музыкального слуха – мелодического,

гармонического, ритмического, динамического, темпового;

сформировать навыки самоорганизации и самоконтроля, умение

концентрировать внимание, слух, мышление, память.

Воспитательные:

формировать музыкальную культуру, художественный вкус;

приобщать детей к современной музыке, формировать основы

современного музыкального мышления;

во с п и т ат ь

н а с то й ч и во с т ь ,

в ы д е р ж ку,

т р уд о л ю б и е ,

целеустремленность – высокие нравственные качества;

Данные задачи будут решаться в процессе:

практических работ;

теоретических занятий;

репетиционных работ;

концертной деятельности.

Отличительные особенности программы

В программе нашли отражение основные тенденции современной

музыкальной педагогики:

5

ориентир на дошкольный возраст 4-7 лет, как наиболее благоприятный

в плане развития средствами музыки;

опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте;

использование широкого комплексного подхода с опорой на синтез

различных видов искусств.

Все

составляющие

данной

общеобразовательной

программы

оказывают влияние на повышение качественных показателей ожидаемых

результатов.

Возрастные особенности голоса детей 4-7 лет

На

первом

году

обучения

голосовой

аппарат

не

сформирован,

голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие, гортань маленькая,

звук слабый, окрашенный головным резонатором, дыхание поверхностное.

Необходимо

исключить

форсированное

пение

и

разговор,

сделать

доступными тексты, образы, явления.

У детей второго года обучения расширен словарный запас, активнее

работает

рот,

обучающиеся

отличаются

большей

слуховой

активностью,

вниманием,

свободно

различают

по

высоте

звуки,

движение

мелодии,

выделяют вступление, начинают петь согласованно с сопровождением.

К

концу

второго

года

обучения

дети

достигают

определенного

уровня

развития

и

имеют

возможность

продолжать

совершенствование

своих

навыков в старших возрастных группах.

Условия реализации программы

Срок

реализации

дополнительной

образовательной

программы

-

2

года.

На освоение годичного цикла отводится 72 часа. Курс обучения144

часа.Занятия по программе «Эстрадный ансамбль» для детей дошкольного

возрастапроводятся

два

раза

в

неделю

по

одному педагогическому

часу,

соответствующему данной возрастной категории.

Набор детей проводится по желанию. В основе формирования групп

лежит возраст детей:

6

1-ый год обучения– дети 4-5 лет.

2-ой год обучения– дети 6-7 лет.

Формы реализации программы

Задачи

певческого

развития

студийцев

решаются

в

процессе

групповых

занятий теоретического и практического характера. Программный материал

осваивается

поэтапно,

в

зависимости

от

возраста

и

индивидуальных

вокальных данных каждого обучающегося.

Формы обучения:

и г р о в а я

- увлекательно-познавательные

задания,

пение,

игры,упражнения, тренинги;

показ

вокальных

приёмов,

правильного

в ы полне ния

упражнений;

прослушивание разучиваемого

произведения,

отдельных

партий,музыкальных композиций;

устный

анализ

услышанного

(увиденного)

способствует

пониманиюправильного звучания или правильно исполненного движения,

ритма;

разучивание –

по

элементам,

по

частям,

в

целом

виде;

разучиваниемузыкального материала, стихотворного текста, танцевальных

элементов;

репетиционные

занятия –подготовка

готовых

эстрадных

номеров к зачётам, концертным выступлениям.

Целевые ориентиры

В

результате

освоения программы,

у

обучающихся

формируются

определенные вокальные

исполнительские

знания,

умения

и

навыки,

способствующие самореализации творческой личности:

Личностные результаты

интерес

к

вокальному

исполнительству,

потребность

к

самосовершенствованию;

7

наличиетворческих

способностей,

художественно-образного

мышления и фантазии;

э м о ц и о н а л ь н о - ч у в с т в е н н о е

о т н о ш е н и е

к

произведениямискусства;

любовь

и

уважение

к

Отечеству,

ее

музыкальному

языку,

культуре вцелом.

Предметные результаты

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека и

его духовно-нравственном развитии;

устойчивый интерес к музыке и сольному исполнительству,как

виду музыкально-творческой деятельности;

умение

эмоционально

и

осознанно

относиться

к

музыке

различныхнаправлений: фольклору, классической и современной;

умение

воплощать

музыкальные

образы

при

создании

театрализованных имузыкально-танцевальных композиций,

п е р во н ач а л ь н ы е

п р ед с т а вл е н и я

о

с о зи д ат е л ь н ом

и

нравственномзначении труда в жизни человека и общества.

Способы определения результативности:

педагогическое наблюдение;

педагогический анализ результатов;

опрос;

выполнения диагностических заданий;

участие воспитанников в мероприятиях (концертах, конкурсах,

фестивалях, спектаклях).

Основнымикритериями педагогического наблюденияявляются:

уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;

степень выразительности исполнения;

проявление творческой активности;

учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя.

8

Мониторинг

На

всех

этапах

обучения

отслеживается

овладение эстрадно-

исполнительскими знаниями, умениями, навыками.

п/п

Показатели

(знания, умения, навыки)

Уровень освоения

низкий

средний

высокий

Теоретическая подготовка

1.

Теоретические знания

1 балл

2 балла

3 балла

2.

В л а д е н и е

с п е ц и а л ь н о й

терминологией

1 балл

2 балла

3 балла

Практическая подготовка

1.

Постановка голоса

1 балл

2 балла

3 балла

2.

Работа над песней (репертуаром)

1 балл

2 балла

3 балла

3.

Актерское мастерство

1 балл

2 балла

3 балла

4.

Качество исполнения номера

1 балл

2 балла

3 балла

Критерии оценки уровня усвоения учебного материала:

Высокий

уровень:теоретические

знания

усваиваются

полно

и

системно,

а

также

находят

применение

в

практической

деятельности.

Обучающиеся

владеют

вокально-ансамблевыми

навыками

и

эстрадно-

исполнительскими

качествами;

исполняют

песенный

материал

чисто

в

унисон, сохраняя строй, ритмический рисунок; имеют навыки коллективного

сценодвижения;

грамотно

пользуются

микрофонами

в

трактовке

режиссерской

постановки

песни;

анализируют

вокальное

исполнение.

Обучающиеся

эмоционально,

выразительно

исполняют

музыкальный

материал,

используя

средства

вокальной

выразительности

и

исполнительские навыки

.

Средний

уровень:

теоретические

знания

усваиваются

на

уровне

отдельных

элементов,

нерегулярно

находят

применение

в

практической

деятельности. Обучающиеся владеют вокально-ансамблевыми навыками и

эстрадно-исполнительскими качествами не в полном объеме:

исполняют

музыкальный

материал,

не

сохраняют

строй,

не

держат

унисон

и

ритмический

рисунок

в

сложных

частях.

Затрудняются

исполнять

солирующие партии, увереннее чувствуя себя в составе коллектива, как в

9

вокальной,

так

и

в

сценической

постановке.

Исполнительские

навыки

и

средства

вокальной

выразительности

применяются

нерегулярно.

При

подготовке концертных номеров и подготовке к концертным выступлениям

требуется помощь педагога.

Низкий уровень: теоретические знания усваиваются на уровне

разрозненных

элементов,

не

находят

применения

в

практической

работе.

Обучающиеся

не

владеют

вокально-ансамблевыми

навыками

и

эстрадно-

исполнительскими

качествами.

В

вокальном

исполнении

и

сценической

постановке участвуют только в составе коллектива ансамбля. Интонируют не

точно,не

используют

средства

исполнительской

выразительности,

мало

эмоционалены. Не способны к самостоятельности.

Среди

показателей

оценки

достижения

результатов

о сво ения

общеобразовательной программы, отслеживаются личностные достижения

обучающихся.

п/п

Показатели

(личностные достижения)

Уровень

низкий

средний

высокий

1.

Устойчивость интереса к предмету

1 балл

2 балла

3 балла

2.

Нравственное развитие

1 балл

2 балла

3 балла

3.

Концертная деятельность

1 балл

2 балла

3 балла

Критерии оценки уровня личностных достижений:

Высокий:наблюдается

устойчивый

интерес

к

коллективному

эстрадному исполнительству. Обучающиеся творчески подходят к решению

исполнительских

задач,

эмоционально

проявляют

себя

в

любом

виде

музыкальной деятельности. Задания выполняются в полном объеме и без

посторонней

помощи.

Могут

самостоятельно

готовиться

к

занятиям,

выступлениям, стремятся помочь окружающим, активно принимают участие

в

концертной

деятельности.

Уважительно

относятся

к

сверстникам,

педагогам.

10

Средний:наблюдается

проявление

интере са

к

а н с а м бл е вом у

исполнительству. Упражнения,

задания

выполняются

с

незначительной

помощью

педагога. Творческая

составляющая

присутствует

на

уровне

комбинирования или выбора из предлагаемых вариантов. Эмоциональность

при

исполнении

музыкального

материала

проявляется

нерегулярно.

Обучающиеся

принимаютучастие

в

концертных

выступлениях

в

составе

группы.

Низкий:интерес

кансамблевому

исполнительству

проявляется

нерегулярно. Творческая составляющая не проявляется, эмоциональность в

любом

виде

музыкальной

деятельности

отсутствует.

В

отношениях

со

сверстниками,

взрослыми

может

быть

не

сдержан,

не

тактичен.

Редко

принимает участие в концертах.

Выделенные

уровни

обозначены

соответствующими

тестовыми

баллами. Возможное количество баллов – 1 балл (низкий уровень), 2 балла

(средний уровень), 3 балла (высокий уровень). Промежуточные баллы не

выставляются.

Система

мониторинга

предусматривает

отслеживание

результатов

социально-коммуникативного

и

познавательного

развития

детей

дошкольного возраста.

Критерии и показатели социально-коммуникативного и

познавательного развития детей дошкольного возраста

п/п

Критерии

Показатели

1.

Самостоятельность

- умение выбрать самостоятельно дело;

-

умение

поставить

цель,

выполнить

работу до конца самостоятельно

2.

Произвольность поведения,

самодисциплина

-

умение

сдерживать

свои

эмоции

и

непосредственные желания;

-

принятие

и

выполнение

правил

группы;

- выполнение требований взрослого

3.

Познавательная активность,

-

ч а с тот а

за н я т и й

у м с т в е н н о й

11

познавательная потребность

деятельностью;

-

сосредоточенность

на

умственной

деятельности;

-

частота

занятий

самостоятельной

исследовательской деятельностью

4.

Доброжелательность,

эмпатия

-

умение

предлагать

и

оказывать

помощь;

-

умение

адекватно

реагировать

на

чувства других, оказывать поддержку,

сопереживать

5.

В з а и м о д е й с т в и е

и

сотрудничество с субъектами

процесса

-

умение

дружно

без

конфликтов

взаимодействовать с другими детьми;

- умение согласовывать свои действия с

действиями других;

-

р а з р е ш е н и е

к о н ф л и к т о в

самостоятельно

Получаемая в ходе мониторинга информация является основанием для

выявления индивидуальной динамики качества развития обучающихся, а в

последствии

для

прогнозирования

деятельности

педагога

и

для

осуществления необходимой коррекции. Результаты мониторинга выступают

в качестве инструмента оповещения родителей об уровне усвоения учебного

материала их ребенком.

Учебный план по годам обучения

12

п/п

Тема, раздел

Количество часов

Итого

1-ый год

2-ой год

1.

Организационное занятие

1

1

2

2.

Слушание музыки

4

3

7

3.

Распевание. Подготовка

вокалиста к пению

20

20

40

4.

Пение

25

26

51

5.

Музыкальная игра с пением и

движением

9

8

17

6.

Игра на детских музыкальных

инструментах

6

4

10

7.

Концертная деятельность

5

6

11

8.

Повторение репертуара

-

2

2

9.

Итоговое занятие

2

2

4

Итого

72

72

144

Учебно-тематический план 1-ого года обучения

13

п/п

Название темы

Количествочасов

всего

теория

практи

ка

1.

Организационное занятие

1

1

2.

Слушание музыки

4

4

3.

Распевание. Подготовка

вокалиста к пению

20

5

15

3.1

Певческая установка

2

1

1

3.2

Упражнения на формирование

вокальных умений и навыков

3

1

2

3.3

Дыхательные упражнения

5

1

4

3.4

Формирование вокального звука

8

1

7

3.5

Песенное творчество

2

1

1

4.

Пение

25

4

21

4.1

З н а к о м с т в о

с

п е с е н н ы м

материалом

2

1

1

4.2

Вокально-ансамблевая работа

18

2

16

4.3

Сценическая постановка номера

5

1

4

5.

Музыкальная игра с пением и

движением

9

3

6

5.1

Игра

3

1

3

5.2

Логоритмика

4

2

3

6.

Игра на детских музыкальных

инструментах

6

1

5

7.

Концертная деятельность

5

1

4

8.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

72

19

53

Содержание программы 1-го года обучения

14

РАЗДЕЛ 1. Организационное занятие

Теория: Правила поведения в Доме детского творчества. Проведение

инструктажа по технике безопасности и правилах поведения в экстренных

ситуациях.

Практика:

Прослушивание,

определение

вокальных

возможностей

участников ансамбля;

Знакомство с программой и режимом работы эстрадной студии.

Организационные вопросы.

РАЗДЕЛ 2. Слушание музыки

Теория: Знакомство с музыкальным материалом.

Практика: Определение жанров музыкальных произведений (песня,

танец, марш). Совершенствование музыкальной памяти, через узнавание

мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение,

музыкальные

фразы),

звучанию

музыкальных

инструментов

(клавишно-

ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Примерный репертуар:

«Марш», муз Д. Шостаковича.

«Колыбельная», муз. Г.Свиридова.

«Листопад», муз. Т. Попатенко.

«Тревожная минута», муз. С.Майкопара.

«Утро», «Вечер», муз. С. Прокофьева.

«Полька», муз. Д.Льва-Компанейца.

«Моя Россия», муз. Г. Струве.

«Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова.

РАЗДЕЛ 3. Распевание. Подготовка вокалиста к пению

Тема 1. Певческая установка

Теория: Правильная певческая позиция.

Практика:

1.

Положение корпуса при пении:

сидеть прямо, не прислоняясь к корпусу стула;

ноги твёрдо стоят на полу;

держать голову прямо без напряжения;

рот открывать без напряжения;

менять положение корпуса тела, не допуская ухудшения качества

звука.

2.

Упражнения «Шалтай-Болтай», «Ракета».

Тема

2.

Упражнения

на

формирование

вокальных

умений

и

навыков

Теория: Работа вокального аппарата.

15

Практика:

коррекция и усвоение необходимых вокальных навыков; работа в

специальных

упражнениях

над

постановкой

певческого

дыхания,

выравниванием

гласных,

навыком

резонирования

и

активностью

работы

артикуляционного аппарата;

работа

над

общим

ансамблевым

дыханием,

унисоном,

дирижерским жестом, умением слушать и слышать соседа и т.д.;

выполнение упражнений на унисон и воспроизведение действий

по

образцу

в

целях

их

закрепления

с

использованием

микрофонов,

звукоусиливающей аппаратуры, наушников; усиление обратной связи между

слухом и голосом;

Тема 3. Дыхательные упражнения

Теория:

Виды

дыхания.

Особенности

певческого

дыхания.

Цепное

дыхание.

Практика: Выполнение комплекса упражнений для тренировки

певческого

дыхания:

«Надуть

шарик»,

«Лопнуть

шарик»,

«Свеча»,

«Трубач», «Забей мячв ворота», «Порции».

Тема 4. Формирование вокального звука

Теория: Кантилена и гласные в пении.

Практика: Выполнение комплекса упражнений:

на

одной

ноте

слоги:

«ми»,

«ме»,

«ма»,

«мо»,

«му»

для

сглаживания разницы в произношении гласных звуков;

попевки с использованием различных слогов.

Тема 5. Песенное творчество

Теория: Жанры музыки.

Практика:

Импровизирование

мелодии

на

заданный

текст.

Формирование умения сочинять мелодии различного характера: ласковую

колыбельную, задорный и бодрый марш, плавный вальс, весёлую плясовую.

РАЗДЕЛ 4. Пение

Тема1.Знакомство с песенным материалом

Теория: Авторы

песни.

Содержание

песенного

материала,

его

актуальность.

Практика: Показ, исполнение песни. Разучивание.

Тема 2. Вокально-ансамблевая работа

Теория: Особенность вокального исполнения песни.

Практика: Формирование певческих навыков, умения петь легким

звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы. Брать

дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами. Произносить

отчетливо

слова,

своевременно

начинать

и

заканчивать

песню.

16

Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

Способствовать

развитию

навыков

ансамблевого

пения,

с

музыкальным

сопровождением и без него.

Тема 3. Сценическая постановка номера

Практика:

Сценарий

исполнения

песни

с

учетом

режиссуры,

хореографии, реквизита и специфики работы с микрофонами.

Примерный репертуар:

«Журавли», муз. А Лившиц, сл. М Познанской.

«Горошина», муз. В Карасевой. Сл. Н Френкель.

«Гуси-гусята», муз А Александрова.сл. Г. Бойко.

«Забияка», муз. Е Захарова. Сл. А. Прошина.

«Леталка», музыка и слова А. Усачева.

«Тигр», муз В. Шестакова. Сл. Э. Успенского.

«Почемучка», музыка и слова Т. Крюковой.

РАЗДЕЛ 6. Музыкальная игра с пением и движением

Тема 1. Игра

Теория: Вокально-двигательная координация, согласованность пения и

движения, ориентация в пространстве.

Практика: Примерный музыкальный материал:

«Ловишка», муз. И. Гайдна.

«Не выпустим», муз. Т. Ломовой.

«Будьловким», муз. Н. Ладухина.

«Две тетери», рус.нар. мелодия, обработка В. Агафонникова.

«Ёжик и мыши», муз. М. Красева, сл. М. Клотовой.

«Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель.

Развитие звуковысотногослуха: «Музыкальное лото», «Ступеньки»,

«Мама и детки».

Развитие

чувства

ритма. Выполнение упражнений: «Определи по

ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Учись танцевать»,

«Ищи».

Развитие

тембрового

слуха. Выполнение

упражнений:

«На

чем

играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».

Развитие диатонического слуха. Выполнение упражнений: «Громко,

тихо запоём», Звенящие колокольчики».

Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти. Выполнение

упражнений:

«Будь

внимателен»,

«Буратино»,

«Музыкальный

магазин»,

«Времена года», «Наши песни».

Тема 2. Логоритмика

Теория: Характер музыки. Соотношение движения с темпом, ритмом.

17

Исправление речевых нарушений, трудностей в координации слова и

движения.

Речевая

моторика

для

формирования

артикуляционной

базы

звуков, темпа и ритма речи.

Практика: Упражнения

по логопедической ритмике,

подвижные

игры, хороводы:

-

«Не

ошибись»

(активизация

словаря,

логического

мышления,

сообразительности, прослеживающей функции глаза);

-

«Паучок

мешает

спать»

(упражнение

на

психологическую

тренировку без фиксации мышц лица);

-

«Лиса

по

лесу

ходила»

(игра

на

развитие

речевого

аппарата,

координации слова с движением);

-

«Щелк-щелк»

(упражнение

на

мелкую

моторику,

согласованное

движение руки и речи, в сочетании с музыкой);

-

«Ловишка

поймай

ленту»

(подвижная

игра

на

внимание,

координацию слова и движения);

-

«Конфета»

(упражнение

для

развития

речевых

и

мимических

движений);

-

«Кот-царапка»

(упражнение

на

дикцию

и

мелкую

моторику

под

музыку).

РАЗДЕЛ 7. Игра на детских музыкальных инструментах

Тео р и я : История

возникновения

и

изготовления

музыкальных

инструментов,

их

характеристика,

классификация

и

разновидности

.

Мелодические музыкальные инструменты.

Практика: Исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных

инструментах, знакомые песенки индивидуально и небольшими группами,

соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей,

побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Примерный музыкальный репертуар:

«Дон-дон-дон», рус.нар. песня, обработкаР.Рустамова.

«Часики», муз.С. Вольфензона.

«Наш оркестр», мух. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.

«Сорока-сорока», рус.нар. мелодии.

РАЗДЕЛ 8. Концертная деятельность

Практика: Закрепление

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков.Участие обучающихся в первых концертных выступлениях в виде

дня

открытых

дверей

в

учреждении

дополнительного

образования,

тематических программах, итоговом концерте эстрадной студии.

РАЗДЕЛ 9. Итоговое занятие

Практика: Обобщение и систематизация материала по пройденным

темам

и

разделам:

вокальные

навыки,

песенное

творчество.

Форма

проведения: открытое занятие для родителей, концерт.

18

Ориентировочный репертуар для учащихся 1-го года обучения

«Сорока-сорока», русская народная песня

«Дождик», муз.и сл. И. Торгашовой

«У кота-воркота», русская народная песня

«Баю-баюшки-баю», русская народная песня

«Два кота», польская народная песня

«В огороде заинька», муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель

«Кис-кис», «Мишка», «Заинька пушистый», муз.и сл. Е Гомоновой

«Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова

«Вальс весны», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Широкова

«Ехали медведи», муз. М. Андреевой, сл. К.Чуковского

«В детский сад», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой

«Поцелуй», муз.и сл. Е. Горбиной

«Едет, едет паровоз», муз. Г.Эрнесакса, сл. Т. Волгиной

«Находчивый

воробей», муз.С.В.Крупа-Шушарина,сл.О.Крупенчук-

Вознесенской

«Оркестр на пруду»», муз. С.В.Крупа-Шушарина, сл. О.Крупенчук-

Вознесенской

«Осенняя песенка», муз. Д.Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева

«День чудес», муз.и сл. П. Ермолаева

«Сказочный лес», муз.и сл. В. Тюльканова

«Божья коровка», муз. Е. Щербаковой, сл. Е.Хайтман

19

Требования к уровню подготовки учащихся 1-го года обучения

По итогам освоения общеобразовательной программы первого года

обучения дети будут знать:

музыкальную терминологию;

особенности певческой установки;

упражнения на тренировку певческого дыхания;

особенности строения голосового аппарата, охраны и гигиены

голоса;

основные упражнения артикуляционной гимнастики;

упражнения на выравнивание и округление гласных;

несколько примеров скороговорок;

упражнения на распевание и настройку голосового аппарата;

музыкальный, текстовой, движенческий материал песен;

упражнения, игры.

Будут уметь:

применять полученные знания на практике;

подготавливать речевой и голосовой аппарат к вокальной

работе и полноценному звучанию;

добиваться

активной

работы

языка,

губ,

ровного

спокойного

выдоха;

добиваться мягкого, кантиленного звучания, ровности гласных;

работать над слитным унисоном;

чисто интонировать;

передавать в упражнениях эмоциональное состояние;

определять и отбивать ритм;

ритмически непринужденно двигаться под заданную мелодию;

анализировать свое и чужое исполнение.

Учебно-тематический план 2-ого года обучения

20

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практи

ка

1

Организационное занятие

1

1

2

Повторение репертуара

2

2

3

Распевание. Подготовка вокалиста

к пению

20

4

16

3.1

Разминка

5

1

4

3.2

Дыхание

5

1

4

3.3

Сила звука

5

1

4

3.4

Дикция, артикуляция

5

1

4

4

Пение

26

6

20

4.1

Знакомство с музыкальным

материалом

3

2

1

4.2

Вокально-ансамблевая работа

13

2

11

4.3

Сценическая постановка номера

10

2

8

5

Слушание музыки

3

1

2

6

Музыкальная игра с пением и

движением

8

2

6

6.1

Музыкальная игра

4

1

3

6.2

Логоритмика

4

1

3

7

Игра на детских музыкальных

инструментах

4

1

3

8

Концертная деятельность

6

1

5

9

Итоговое занятие

2

2

72

16

56

Содержание программы 2-ого года обучения

РАЗДЕЛ 1. Организационное занятие

21

Теория: Правила поведения в Доме детского творчества. Проведение

инструктажа по технике безопасности и правилах поведения в экстренных

ситуациях.

Практика:

Прослушивание,

определение

вокальных

возможностей

участников ансамбля;

Знакомство с программой и режимом работы эстрадной студии.

Организационные вопросы.

РАЗДЕЛ 2. Повторение репертуара первого года обучения

Теория: Содержание музыки, текста, особенностей художественного

образа, музыкально-выразительных средств.

Практика:

- Вокальная работа с ансамблем, солистами;

- Хореография, режиссура песни;

- Репетиция с микрофонами на сцене.

РАЗДЕЛ 3. Учебно-тренировочный материал

Тема 1. Разминка

Теория: Работа вокального, артикуляционного, дыхательного аппарата.

Практика:

певческая установка;

упражнения для голоса по системе В.Емельянова;

упражнениядля размягчения голосовых связок;

упражнениядля разработки корня языка;

упражнениядля ощущения интонации;

ритмические упражнения.

Тема 2. Дыхание

Теория: Техника выполнения дыхательных упражнений.

Практика:

повторение дыхательных упражнений 1-ого года обучения;

упражнения на бесшумный вдох;

упражнения

на

постепенный

выдох,

рассчитанный

на

всю

музыкальную фразу;

комплекс упражнений: «Болванчик», «Насос», «Выпад», «Обнять

себя».

Тема 3. Сила звука

Теория: Понятие «форте», «пиано». Динамические оттенки.

Практика:

Упражнения на филирование: постепенное раздувание звука от тихого

к громкому.

22

Тема 4. Дикция, артикуляция

Теория: Понятия «дикция», «артикуляция».

Практика:

артикуляционная гимнастика;

гимнастика для губ и языка;

выполнение комплекса упражнений: «Влажная уборка во рту»,

«Иголочка», «Конфетка», «Часики», «Лопаточка», «Лошадка» и т.п.

проговаривание

скороговорок

и

чистоговорок

в

различных

темпах;

декламация на дыхании.

РАЗДЕЛ 4. Пение

Тема 1. Знакомство с музыкальным материалом

Теория:

Вступительное

слово,

художественный

показ,

беседа,

повторный показ.

Практика: Разучивание песни по фразам, куплетам.

Тема 2. Вокально-ансамблевая работа

Теория: Унисон. Строй. Ансамбль.

Практика:

разучивание песни по партиям;

работа над стройным звучанием между голосами;

тембрально-слитное пение на примере музыкальных произведений

и упражнений распевания;

работа над стройным звучанием между голосами;

работа над труднопроизносимыми фразами;

дикционная работа;

работа над динамикой, кульминацией;

пение без сопровождения, с сопровождением.

Тема 3. Сценическая постановка номера

Теория: Авторский замысел и собственная интерпретация песни.

Практика:

Решение режиссерских задач, драматургия произведения;

Хореографическая постановка номера;

Оформление сцены;

Световое оформление;

Атрибуты;

Техника работы с микрофонами.

РАЗДЕЛ 5. Слушание музыки

Теория: Роль музыки в нашей жизни. Вокальная, инструментальная,

оркестровая,

эстрадная,

народная

музыка.

Музыкальные

жанры:

балет,

23

опера, симфония, концерт. Элементарные музыкальные понятия: регистр,

динамика, длительность, темп, ритм.

Практика:

Слушание

музыкальных

произведений

разных

жанров.

Беседы

о

музыке.

Примерный репертуар:

-«Детская полька», муз. М.Глинки;

- «Камаринская», «Песня жаворонка», муз. П.Чайковского;

- «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова;

- «Табакерочный вальс», А. Даргомыжский;

- «Марш», муз. С. Прокофьева;

- «Танец с саблями», А. Хачатурян;

- «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька», «Танец», муз. Д. Шостаковича;

- «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок»,

«Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова;

- «Шествие гномов», соч.54 Э. Грига;

- «Старинный танец», «Весна и осень», «Зима пришла», «Тройка» муз.

Г. Свиридова.

РАЗДЕЛ 6. Музыкальная игра с пением и движением

Тема 1. Игра

Теория:

Творческая

активность

детей

в

доступных

видах

музыкальной

исполнительской

деятельности

(игра,

пение,

танцевальные

движения и т.п.).

Практика:

Импровизирование

под

музыку

соответствующего

характера.

«Движения людей» (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак и т.п.), «Образы

животных» (лукавый котик, сердитый козлик).

Сочинение движений, отражающих содержание песни, вариаций

элементов плясовых движений, действий с воображаемыми предметами.

Самостоятельный

поиск

способа

передачи

в

движениях

музыкальных образов.

Игры:

- на развитие звуковысотного слуха:«Три поросенка», «Подумай,

отгадай», «Звуки разные бывают», «Веселые друзья»;

-

на

развитие

чувства

ритма:«Прогулка

в

парк»,

«Выполни

задание»,«Определи по ритму»;

- на развитие тембрового слуха:«Угадай на чем играю», «Рассказ

музыкального инструмента», «Музыкальный домик»;

-

на

развитие

диатонического

слуха:«Громко-тихо

запоем»,

«Звенящие колокольчики, ищи»;

- на развитие восприятия музыки:«На лугу»,«Песня-танец-марш»,

«Времена года»,«Наши любимые песни»;

24

- на развитие музыкальной памяти: «Назови композитора», «Угадай

песню», «Повтори мелодию», «Узнай произведение».

Тема 2. Логоритмика

Теория: Преодоление речевого нарушения у детей, путем развития и

коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

Практика:

Упражнения:

ходьба и маршировка в различных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувства музыкального размера;

упражнения, формирующие чувства темпа;

ритмические упражнения;

упражнения для развития творческой инициативы;

творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды

игры с пением, хороводы, с музыкальнымсопровождением;

упражнения на реалаксацию;

этюды для развития воображения, творческих способностей;

мимические упражнения;

игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса;

Примеры игр и упражнений:

«Мухи и паук» (развитие распределения внимания, чувства ритма,

мелкую моторику, координацию слова и движения под музыку);

«Дни недели» (развитие внимания, мышления);

«Опа-опа» (развитие координации слова и движения);

«Музыкальные кубики» (развитие чувства ритма, мелкой моторики,

координации слова идвижения);

«Экосез» (развитие зрительного внимания и чувства ритма);

«Музыкальное эхо» (развитие слуха и голоса, умения участвовать в

коллективном пении).

РАЗДЕЛ 8. Концертная деятельность

Практика: Закрепление

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков.Участие обучающихся в первых концертных выступлениях в виде

дня

открытых

дверей

в

учреждении

дополнительного

образования,

тематических программах, итоговом концерте эстрадной студии.

РАЗДЕЛ 9. Итоговое занятие

25

Практика: Обобщение и систематизация материала по пройденным

темам

и

разделам:

вокальные

навыки,

песенное

творчество.

Форма

проведения:открытое занятие для родителей, концерт.

Ориентировочный репертуар для учащихся 2-го года обучения

«День рождения»,муз.и сл. А. Усачева

«Косолапая песня»,муз.исл.А. Усачева

«Лошарик», муз О. Юдахиной, сл. Ю. Энтина

«Зима», муз. Э. Ханка, сл. О. Острового

«Лягушачий джаз»,муз.и сл. В. Кузьминой

«Школьный рок-н-ролл», муз.и сл. А. Усачева

«Мороженое», муз.и сл. А. Усачева

«Скрипка», муз. О. Юдахиной, сл. Ю.Энтина

«Лунные коты», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьева

«Вальс», муз. Е. Тиличеевой

«Весёлый музыкант», муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной

«Осенняя песенка», муз. Д.Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева

«День чудес», муз.и сл. П. Ермолаева.

«Сказочный лес», муз.и сл. В. Тюльканова

«Божья коровка», муз. Е. Щербаковой, сл. Е. Хайтман

“Bingo”, английская нар.песня

“Areyousleeping?”, английская нар.песня

«Украл котик клубочек», рус.нар. песня

«В сыром бору тропина», рус.нар. песня

«Перепёлочка», белорус.нар. песня

«Ёлочка», муз. Л.Бекман, сл. Р.Кудашевой

Песенки-попевки, муз.Е.Горбиной, В.Гайдуковой, сл. Е.Лаврентьевой

«Туча-корова»,

муз.

С.В.Крупа-Шушарина,сл.О.Крупенчук-

Вознесенской

«Оркестр на пруду», муз.С.В.Крупа-Шушарина, сл.О.Крупенчук

«Розовый рассвет»,муз. С.В.Крупа-Шушарина,сл.О.Крупенчук-

«Повар», муз. С.В.Крупа-Шушарина

Требования к уровню подготовки учащихся 2-ого года обучения

26

По итогам освоения общеобразовательной программы второго года

обучениядети будут знать:

правильную постановку корпуса при пении;

упражнения на тренировку певческого дыхания;

основные упражнения артикуляционной гимнастики;

упражнения на распевание и настройку голосового аппарата;

приемы разучивания музыкального произведения, работы над

текстом;

текстовой, музыкальный и движенческий материал исполняемых

песен, упражнений;

правила

поведения

и

технику

безопасности

на

сценическом

пространстве.

Будут уметь:

применять полученные знания на практике;

использовать

приобретенные

вокальные

навыки

при

разучивании музыкальных произведений;

подготавливать речевой и голосовой аппарат к вокальной

работе и полноценному звучанию;

добиваться

активной

работы

языка,

губ,

ровного

спокойного

выдоха;

добиваться ровности звучания голоса, чисто интонировать;

работать

над

художественным

образом

разучиваемого

произведения;

передавать в упражнениях эмоциональное состояние;

отбивать ритм;

ритмически непринужденно двигаться под заданную мелодию;

анализировать свое и чужое исполнение;

исполнять ансамблем несколько концертных номеров.

Методическое обеспечение программы

27

В

учебно-воспитательном

процессе

используются

следующие

методические принципы:

принцип

единства

художественного

и

технического

развития

пения;

принцип гармонического воспитания личности;

принцип

постепенности

и

последовательности

в

овладении

мастерством ансамблевого пения, от простого к сложному;

принцип успешности;

принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья

сохранения здоровья ребенка;

принцип творческого развития;

принцип доступности;

принцип

ориентации

на

особенности

и

способности

-

природосообразности ребенка.

Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют

раскрытию личностного потенциала каждого ребёнка, формированию его

музыкальной культуры как составной части общей культуры.

Технология эстетического развития детей. В основе – ориентация

обучающихся на эстетические ценности. Содержание обучения включает в

себя эстетически-интеллектуальный компонент, то есть восприятие детьми

произведений искусства при посещении концертов, конкурсов, фестивалей и

эстетически-созидательный

компонент,

включающий

в

себя

концертную

деятельность.

Интегративная

технология, приоритетной целью которой является

общее

и

творческое

развитие

личности.

В

целях

совершенствования

музыкального воспитания, правильного восприятия ребёнком музыкального

образа, целесообразно привлекать в процесс обучения другие виды искусств.

28

Прежде

чем

приступить

к

работе

над

вокальным

произведением

необходимо,

вызвать

интерес

учащихся

к

песне,

ярко

и

выразительно

исполнив её, проанализировать текст и мелодию песни, охарактеризовать

ритмические особенности.

Тренинговая технология. Её назначение – развитие индивидуальных

творческих способностей детей, создание благоприятного психологического

пространства для их личностного развития. Приёмы тренинга (сенсорный,

разминка, распевание, повторение) формирует умение слушать и слышать,

чувствовать

и

выполнять.

При

использовании

данной

технологии

обучающиеся

становятся

более

активными,

наблюдательными,

реально

оценивают

свои

достижения

и

промахи.

Технология

помогает

также

выявлять художественно одарённых детей и продолжить с ними работу по

индивидуальной образовательной траектории.

Здоровьесберегающие

технологии направлены

на

воспитание

у

обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его

сохранению и укреплению как в учебной, так и внеучебной образовательно-

воспитательной среде (соблюдение гигиены голоса, забота о своем здоровье

и здоровье окружающих).

Программой

предусмотрено

использованиеинформационно-

технологических технологий. Технический прогресс диктует свои правила и

при проведении занятий, знакомстве с новым материалом, слушании музыки

используются аудио-видеозаписи материалы интернет-ресурсов.

Применение

этих

технологий

обеспечивает

перспективность

в

творческом росте вокального коллектива,

улучшение психофизического и

физического состояния юных певцов, повышении их творческой активности.

Методика построения занятия

Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная

последовательность

видов

работы, чередование

лёгкого

материала

и

трудного,

напряжения

и

разрядки

делают

занятия

продуктивными

и

29

действенными.

На

занятиях

в

зависимости

от

темы

используются

следующие методы обучения, воспитания и развития:

словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых

терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;

наглядные:

демонстрация

педагогом

образца

исполнения,

использование аудио иллюстраций, видео примеров;

практические:

использование

вокальных,

артикуляционных,

дыхательных, двигательных упражнений и заданий;

репродуктивный метод: метод показа и подражания;

проблемный

метод:

н а хож д е н и е

и с п о л н и т е л ь с к и х

средств(вокальных и пластических) для создания художественного образа

исполняемого эстрадного произведения;

творческий

метод:

определяет

качественно-результативный

показатель

практического

воплощения

программы.

Благодаря

ему,

проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и

фантазии обучающегося;

метод импровизации и сценического движения: это один из

основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене,

умелое

исполнение

вокального

произведения,

раскрепощённость

перед

зрителями

и

слушателями).

Его

использование

позволяет

поднять

исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.

Формирование эстетической культуры обучающихся

Особое

место

в

содержании

деятельности

студии

занимает

формирование эстетической культуры, являющейся одним из стержневых,

базисных свойств личности, этот процесс проходит в несколько этапов:

Первый этап – накопление эстетической информации, опыта.

Второй этап – внутренняя дифференциация знаний, впечатлений,

отбор личностно значимых понятий, фактов, оценок.

30

Третий этап – повышение познавательной и творческой активности,

устойчивый

интерес

к

определенным

видам

художественно-эстетической

деятельности.

Четвертый

этап

индивидуализация

эстетических

приоритетов,

предпочтений, способов самовыражения и самоопределения в творчестве.

Пятый

этап

интеграция

отдельных

компонентов

эстетической

культуры на основе ведущих видов творческой деятельности, возможное

формирование

интереса

к

будущей

профессии;

рефлексия

самооценки,

потребность в самовыражении.

Показателями эстетической культуры ребенка являются устойчивое

стремление

к

самосовершенствованию,

познавательная,

творческая

социальная активность, наличие нравственных и эстетических идеалов.

Песенный репертуар

Важным

средством

обучения,

воспитания

и

развития

обучаемых

является

учебный

и

концертный

репертуар,

который

основывается

на

следующих принципах:

отбор

высокохудожественных

вокальных

произведений

отечественной классики эстрадного искусства, произведений современных

композиторов – песенников;

исполнение разнохарактерных, разножанровых произведений;

постепенное усложнение репертуара, направленное на решение

педагогических, технических и художественных задач;

учет

вокальных

возможностей,

музыкальных

интересов

и

художественного вкуса обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение

31

Учебно-методические пособия

1.

Бухвалов

В.А.

Развитие

учащихся

в

процессе

творчества

и

сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск»., 2000 – 144 с.

2.

Билль

А.М,

Бокуславская

Л.А.

Чистый

голос.

Методический

материал для организаторов педагогов детских эстрадных студий. – М.:

Государственный Российский Дом народного творчества; 2003 – 110 с.

3.

Бекина С.И. Музыка и движение. (Упражнения, игры и пляски

для детей 6-7 лет): из опыта работы музыкальных руководителей детских

садов/ Авт. – сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковинина. – М.:

Просвещение, 184 – 288 с., нот.

4.

Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/

под редакцией Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

5.

Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся

на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения… М.: «5» за знания,

2005 – 192 с.

6.

Дзержинская

И.Л.

Музыкальное

воспитание

младших

дошкольников: Пособие для воспитателя музыкального руководителя дет.

сада (из опыта работы) – М.: Просвещение, 1985 -160 с. , нот.

7.

Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ сост. О.А.

Апраксина. – М.: Просвещение, 1990 – 207 с.

8.

Комисарова

Л.Н.,

Костина

Э.П.

Наглядные

средства

в

музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1986 – 144 с.,

л. ил.; нот.

9.

Кобалевский Д. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. – 2 –е

изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984 – 206 с., ил.

10.

Лучшие

методики

для

дыхания

по

Стрельниковой,

Бутейко,

цигун/ сост. Н.Н. Иванова. – изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 312 с., (5)

с: ИЛ – (Панацея).

32

11.

Любимые

мелодии.

Редактор

Н.И.

Сазонова,

Марийский

полиграфкомбинат, 2000 – 256 с.

12.

Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9

лет/ художник А.А. Силиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия

Холдинг., 2002 – 128 с.: ил – (практическая психология в школе).

13.

Макшанцева Е.Д. Детские забавы: М.: Просвещение, 1991 – 64

с.: нот.

14.

Струве Г. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,

1981 – 191 с., ил.

15.

Сборник авторских программ дополнительного образования/ С

23

детей/

сост.

А.Г.

Лазарева.

М.:

Гелекса;

народное

образование;

Ставрополь: Сервисшкола, 2002 – 312 с.

16.

Сет Риггс. Как стать звездной/ сост.: GuitarCollege. М.: 2000 –

104 с.: ил.

17.

Юдина

Е.И.

Мой

первый

учебный

по

музыке

и

творчеству/

Азбука музыкально-творческого саморазвития/ серия: У тебя получится/ -

М.: Аквариум, 1997 – 272 с.

Audio, SD, DVD материалы

1.

А. Усачев. Песни для детей любого возраста, 2000.

2.

Аудиошкола

для

вокалистов.

Как

стать

звездой V.

Полный

учебный курс.

3.

Детская дискотека. Мамонтенок, 1999.

4.

Детский ансамбль Уикенд ДДТ «Остров» г. Миасс, 2000.

5.

Детский ансамбль Уикенд «7 нот» ДДТ, «Остров» г. Миасс, 1999.

6.

Детский театр песни Светофор «Город детства»/ сборник песен

для детей 9-14 лет, 2004.

7.

Домисолька. «Мы все слегдалошарики» композитор О. Юдахина.

Поэт Ю. Энтин, 1997.

8.

Детский хит. В. Крутских и группа «Волшебники двора», 2005.

33

9.

Караоке. 100 лучших хитов. Суперхит.

10. Караоке с БЭК-вокалом. 3000 песен. Версия 2, 2005.

11. Песни для детей. Мечты девчонки. «Цветные сны».

12. Песни В. Шестакова в исполнении группы Звездный дождь,

2000.

13. 77 лучших песен для детей. Выпуск 3, диск 2, суперсборник, 2003.

14. Хит-парад детской песни «Пять с плюсом», февраль, 2005.

15. Хит-парад детской песни «Пять с плюсом», апрель, 2005.

16. Хит-парад детской песни «Пять с плюсом», декабрь, 2005.

17. Хит-парад детской песни «Пять с плюсом», апрель, 2006.

Нотный материал

1.

Дело спорится у нас. Песни и стихи о профессиях. – М.: Музыка,

1984 – 32 с.

2.

Когда тебе 16. Лирические песни для старшеклассников.сост. С.

Грибков, - М.: Советский композитор, 1984 – 46 с.

3.

Крылатов

Е.

Крылатые

качели.

Песни

из

телефильма

«Приключения электроника» - М.: Советский композитор, 1983 – 40 с.

4.

Музыкантом

стать

хочу.

Альбом

начинающего

пианиста

Л

Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 – 68 с.

5.

Музыкальная

грамота.

А.

Барабошина,

Н.

Боголюбова

Л.:

Музыка, 1986 – 104 с.

6.

Прокофьев С. Детская музыка. 12 легких пьес для фортепиано –

М.: Музыка, 1980 – 36 с.

7.

Популярные зарубежные мелодии. В легком переложении для

фортепиано (гитары) – Санкт-Петербург.: Композитор, 1998 – 20 с.

8.

Песни

из

репертуара

вокально-инструментального

ансамбля.

Выпуск 11. Сост. А. Васильев. Изд. Музыка, 1976 – 32 с.

9.

Русские народные песни. Мелодии и тексты – М.: Музыка, 1986

– 128 с.

34

10.

Хромушин О. Песни для детей для голоса в сопровождении

фортепиано – М.: Советский композитор, 1984 – 47 с.

11.

Чебурашка. Песни и музыка из мультфильмов. Выпуск 7 – М.:

Советский композитор», 1989 – 32 с.

12.

Шире

круг.

Выпуск

3.

Песни

танцевальных

ритмов.

Сост.

Островская Т.Л. – М.: Советский композитор, 1991 – 64 с.

35

Материально-техническое обеспечение

1.

Кабинет для занятий

Общая площадь кабинета для занятий - 29,5 м

2

Половое покрытие: линолеум

Приборы и оборудование

Музыкальный центр DVD- караоке Samsung

Телевизор LG

Магнитофон Sony

Фортепиано KORG

Зеркала

Стулья

Стол

Книжный шкаф

Шкаф для костюмов

Концертные костюмы

Концертный реквизит

Микрофоны

2.

Студия звукозаписи

Общая площадь студии – 48,8 м

2

Приборы и оборудование

Комплект Пульт – Сонор Эпсилон – 50

Компьютер Pentium-4

Микрофон студийный

Монитор студийный

Процессор Алессис

36

Радиосистема вокальная

Радиомикрофоны и приемники

Синтезатор ТС-10 (клавишная)

Усилитель Челенжер

Электрогитара

3. Зрительный зал

Общая площадь зрительного зала – 237, 8 м

2

Общая площадь сцены – 69,1 м

2

Приборы и оборудование

Многолучевой эффект

Прожектор следящего света

Машина для разбрасывания конфетти

Генератор мыльных пузырей

Генератор снега

Комплект акустических систем

Рампы

Прожектора

37

Нормативно-правовое обеспечение программы

1.

Конвенция о правах ребенка.

2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации».

3.

Приказ

Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №

1008

«Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам».

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-

1844

«О

примерных

требованиях

к

программам

дополнительного

образования детей».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014 № 41

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей».

6. Устав МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО.

7. Образовательная программа МАОУ ДОД «Дом детского творчества»

КГО.

Список использованной литературы

38

Список литературы, использованной при составлении программы

1.

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.

2.

Добровольская

Н.Н.,

Орлова

Н.Д.

Что

надо

знать

о

детском

голосе. - М., 1972.

3.

Далецкий Т. О вокальной культуре эстрадного исполнителя.

Молодежная эстрада. № 5 - 1990 г.

4.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. –

СПб., 1997.

5.

Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям. – СПб., 2005.

6.

Жарова Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению. – М.,

1981.

7.

Исаева И.О. Экспресс-курс развития вокальных способностей.

– М.:АСТ: Астрель 2006.

8.

Кирнарская

Д.

К.

Психология

специальных

способностей.

Музыкальные способности. – М.: Таланты-21 век, 2004.

9.

Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.

10.

Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.

11.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. –

Ярославль: Академия развития, 1997.

12.

Немеровский

А.

Пластическая

выразительность

актёра.

-

М.,

1982.

13.

Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.

14.

Рутберг И.Г. Пантомима, движение и образ. - М.: Советская

Россия, 1981.

15.

Эфрос А. Репетиция – любовь моя. - М., Искусство, 1975г.

Список литературы, используемой при реализации программы:

39

1.

Вербицкая А.В. Основы сценического движения. - М.: ГИТИС,

1983.

2.

Гонтаренко Н.Б. Секреты вокального мастерства. – Ростов-на-

Дону: Феникс, 2007.

3.

Дрознин А. Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. -

М.: ВЦХТ, 2004.

4.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.,

1997

5.

Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

6.

Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – Москва, 2002.

7.

Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.

8.

Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор,

1988.

9.

Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. –

Ярославль, Академия Холдинг, 2002.

10.

Хачатуров В.Х. Видео-школа по эстрадному вокалу. 1996 г.

Список литературы, рекомендованный детям и их родителям

1.

Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. –

М., Просвещение, 2000.

2.

Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-

методическое пособие. – М., Музыкальная палитра,2005.

3.

Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у

детей. Игры и упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

4.

Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения

для развития голоса у детей 6-7 лет. - М., Просвещение, 1988.

5.

Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель,

2005.

6.

Игры звуками. - СПб: ЛОИРО, 2003.

7.

Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.,1991.

40

8.

Энциклопедия юного музыканта. Санкт-Петербург, Золотой

век, 1996г.

Аннотация

Дополнительная

общеобразовательная

программа «Эстрадный

ансамбль» по

направленности

является художественной,

по

виду

41

модифицированной.

Предназначена для обучающихся от 4 до 7 лет.

Срок

реализации – 2 года.

Цель

программы: развитие вокальных, музыкальных и творческих

способностей

детей

в

процессе

обучения

основам

исполнительского

мастерства в ансамбле.

Задачи

программы: привитие вокально-ансамблевых навыков, как

основы

для

достижения

выразительного,

грамотного,

художественного

и с п ол н е н и я ; развитие

музыкальных

способностей

обучающихся;

способствование

развитию

эмоциональной

сферы,

музыкального,

эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желанию исполнять ее;

воспитание настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности –

высоких нравственных качеств.

Содержание программы: распевание, подготовка вокалиста к пению;

пение; слушание музыки; музыкальная игра с пением и движением; игра на

детских музыкальных инструментах; концертная деятельность.

Музыкальное развитие детей на занятиях осуществляется в игровой

форме,

в

атмосфере

увлекательно-познавательных

заданий,

через

формирование интереса к миру музыки и развитие творческой инициативы.

42



В раздел образования