Автор: Журавлева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Кузнецкая школа - интернат"
Населённый пункт: город Кузнецк Пензенская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе обучения"
Раздел: начальное образование
Свое выступление, я бы хотела начать со слов известного психолога Бориса
Данииловича
Эльконина:
«Компетентностный
подход
-
это
как
привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел…»
Главная задача современной системы образования – создание условий
для качественного обучения. Школа должна формировать целостную систему
универсальных
знаний,
учений,
навыков,
а
также
опыт
самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющее современное качество образования». (Слайд 2)
Формирование у обучающихся ключевых компетентностей в учебном
процессе называется компетентностным подходом.
Компетентностный подход в обучении и воспитании детей с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
даёт
возможность
сформировать
у
обучающихся
базовых
учебных
действий
необходимых д
л
я ключевых компетентностей,
обеспечивающих
им
успешную социализацию.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как
организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы
ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых
знаний?
Исследования показывают, качество усвоения материала напрямую
зависит
от
способа
получения
информации
и
степени
активности
обучающихся. При обучении обучающийся усваивает:
- 10% прочитанного
- 20% услышанного
-30% увиденного
-90% того, что он сделал сам
Важный
фактор
успешного
урока
–
структурированность,
чёткость
изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть
эмоциональным,
увлекательным,
мотивированным.
Педагогическое
мастерство
учителя
как
раз
и
заключается
в
том,
чтобы
каждого
обучающегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом
научить.
Реализация
компетентностного
подхода
–
это
важное
условие
повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок
действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо
спросить
себя,
на
что
направлена
организованная
мною
деятельность
ученика?
То,
что
они
делают,
значимо
для
них,
востребовано
ли
это
в
современном
обществе?
Где
и
в
чем
выражается
применение
их
сегодняшнего
опыта?
Умение
взаимодействовать
в
реальных
жизненных
условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить
наших ребят. (Слайд 3)
Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это
качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в
деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами
знаний, умений, навыков, качеств. (Слайд 4)
Ключевой
компетенцией следует
считать
умение
учиться,
способность
личности
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только
освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин.
Современным
ядром
ключевых
компетенций
является
личностный
компонент.
Если
руководствоваться
теорией
о
ключевых
компетенциях
доктора
педагогических
наук
Хуторского
А.В.,
то
главными,
которые
учитель
формирует
в
начальной
школе,
являются
на
мой
взгляд,
учебно-
познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
(Слайд 5)
Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой
проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия
проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать
выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
(Слайд 6)
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации:
книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное
и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по
каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и
телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную
почту, Интернет.
(Слайд 7)
Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо,
поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого
знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с
устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение,
письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в
ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании
исторических корней и традиций различных национальных общностей и
социальных групп.
(Слайд 8)
Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей:
семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях
семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе,
государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в
собственной деятельности; владеть эффективными способами организации
свободного времени;
• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и
других странах;
• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и
общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских
взаимоотношений;
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя,
слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и
«запредметных»
областях.
Чтобы
перейти
к
формированию
ключевых
компетенций,
необходимо
задать
компетенции
в
деятельностной
форме.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные
технологии
организации
учебно-воспитательного
процесса:
развития
критического мышления; когнитивного обучения.
Например:
Урок развития речи во 2 классе по теме: «Питание человека». Итогом
этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку
«Рекомендации правильного питания». Ребята разбились на команды, каждая
команда
предложила
свои
рекомендации.
Разработанную
памятку
представили классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в
разработке памятки. (Слайд 9)
Вот такие правила предложили ребята:
•пища должна быть разнообразной;
• еда должна быть теплой;
• надо тщательно пережёвывать пищу;
• есть овощи и фрукты;
• есть 3 – 4 раза в день;
• не есть перед сном;
• не есть всухомятку;
• меньше есть сладостей;
• не есть чипсы и сухарики.
В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес. Учим
выбирать из общего главное и приводить в систему. Знания, полученные
детьми
в
ходе
коллективного обсуждения, споров и поиска истинного
ответа на поставленный проблемный вопрос, для детей оказываются
наиболее ценными и действительно способствуют формированию учебно
– познавательной компетенции.
Формировались такие компетенции, как:
коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы,
работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей;
информационные – для составления памятки необходимо было поработать с
разными
источниками
информации.
Необходимо
было
отобрать,
систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую
нашли обучающиеся.
Учебно-познавательные
-
само
задание
уже
носит
познавательный,
творческий характер;
социальные
–
надеемся,
зная
и
соблюдая
рекомендации
о
правильном
питании, обучающиеся будут ответственнее относиться к своему здоровью.
Хочу остановиться, над тем, как я работаю над формированием
коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки,
необходимые
для
понимания
чужих
и
порождения
собственных
программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям
общения.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая
деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме,
слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами
речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти
навыки на уроках письма и чтения. Ученики в ходе выполнения упражнений
анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы.
Моя
роль
заключается
в
правильном
подборе
методов
обучения,
видов
деятельности
и
упражнений.
Знания,
которые
открыли
ученики,
надолго
остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют
открытые
знания
применить
в
практической
деятельности.
Я
стараюсь
создать ситуацию успеха на уроке, вселить уверенность, дать почувствовать
значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в
о б щ е м
р а з в и т и и .
Обучающиеся должны уметь представить себя, написать письмо,
задать вопрос, вести дискуссию.
На уроках письма использую задания на мыслительные операции:
сравнения, классификации, обобщения, анализа, сопоставления. (Слайд 10)
С этой целью используются следующие задания:
1. Ребусы.
2. Кроссворды (их составляют дети или учитель)
3. «Анаграммы» Ругша, кбялоо, вкии, лисав – разгадайте и найдите лишнее
слово.
4. «Языковые пропорции». Чёрное – белое = огонь – … (вода). Добрый –
злой = веселый -…(грустный). (Слайд 11)
5.Выделение группы слов с одинаковыми частями слова;
6. Объяснение лексического значения слов.
7. «Волшебные картинки» Детям предлагаю дорисовать фигуры, чтобы
получился интересный рисунок (3-5 минут), затем ответить на вопросы:
«Кем будет (или чем будет) полученный предмет?»
8. «Задачи частично – поискового характера»: коза (коса) вата (фата)
сова (софа) дрова (дрофа) олива (олифа)
Замените одну букву так, чтобы
получились новые слова.
9. «Философские задачи».
Даю
на
листочках
от
5-10
слов.
Обучающиеся
придумывают
предложения с данными словами.
10. «Проверь
по
словарю»,
«Произноси
правильно»,
как
надо
произносить выделенное слово»;
11. Работа со словарем, направленная на поиск определенных словарных
слов.
На уроке чтения моя цель не только научить читать, но и научить
грамотно выражать свои мысли, уметь высказать свою точку зрения после
чтения произведений, ответить на вопрос: «Какие уроки можно извлечь из
прочитанного? Какие мудрые мысли ты сумел «прочитать между строк» в
произведении?». (Слайд 12)
На уроках чтения можно использовать следующие задания:
1. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего
текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
2. «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою)
3. «Сказка в заданном ключе» (сочинить новую сказку, введение в
название
сказки
нового
объекта,
например
«Колобок
и
бычок,
липкий
бочок»).
4. «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
5.
Составление
вопросов
для
интервью
с
художником,
писателем,
р е ж и с с е р о м ,
а к т е р о м .
Например, на уроке математики работают консультанты. Они
проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой
вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей
взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах. Дети
учатся
общению
друг
с
другом,
с
учителем,
приобретают
умение вести
диспуты, отстаивать своё мнение, доказывать правильность своего ответа.
У них формируется коммуникативная компетенция.
В процессе изучения математики проводится целенаправленная работа
по формированию у младших школьников интеллектуальной компетенции.
Для
этого
на
уроках
использую
следующие
приемы
умственной
деятельности:
анализ
и
синтез,
сравнение,
классификация,
аналогия
и
обобщение. (Слайд 13)
Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской
работы
обучающихся,
направленных
на
формирование
ключевых
компетенций.
Например,
таблица,
где
изображены
н е с кол ь ко
четырёхугольников
и
треугольников.
Все
эти
фигуры
никак
не
сгруппированы,
но
четырёхугольники
окрашены
в
синий
цвет,
а
треугольники
–
в
зелёный.
Я
сообщаю,
что
все
синие
фигуры
–
четырёхугольники, зелёные треугольники. После этого ставлю вопрос перед
классом:
«Почему
синие
фигуры
можно
назвать
четырёхугольниками,
а
зелёные
треугольниками?».
Этот
вопрос
представляет
довольно
сложную
проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений,
сопоставлений, сравнений. Так, они должны сравнить мысленно введенные
учителем
термины
«четырёхугольник»
и
«треугольник».
Анализируя
эти
слова,
они
расчленяют
их,
выделив
в
них
знакомые
слова,
являющиеся
частями новых терминов – «четыре» и «угол», «три» и «угол». Такой анализ
уже может направить их мысль в определённом направлении. Проверить
правильность
возникших
предположений
дети
смогут,
внимательно
рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова придётся провести ряд
наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны
убедиться, что действительно, все синие фигуры содержат по четыре угла, а
зелёные
по
три
угла.
Подметив
эту
особенность,
сопоставив
её
с
особенностями терминов – названий данных фигур, дети должны придти к
выводу,
который
и
будет
ответом
на
по ст авленный
в о п р о с .
Информационная компетенция - это умение самостоятельно
интерпретировать,
систематизировать,
критически
оценивать
и
анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
делать аргументированные
выводы.
Известная
истина,
выраженная
словами К. Д. Ушинского «Детская природа требует наглядности» сейчас
легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий. Но
чтобы компьютер не стал средством только простой наглядности, учитель
должен
хорошо
и правильно смоделировать урок. Для себя я сделала
выводы, что современный урок невозможно представить без применения
информационно-коммуникативных технологий, а учителю все сложнее
видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера. Новые
информационные технологии
обучения
обладают
и
определенными
дидактическими возможностями: (Слайд 14)
-источник информации;
- повышают степень наглядности;
- наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
- создают эмоциональное отношение обучающихся к учебной информации,
положительную мотивацию;
Информационные
технологии,
открывают
для
меня
не
только
дополнительные возможности обучения и развития моих учеников, но
помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме.
Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя начальной
школы является развитие способностей ребёнка. Я считаю, что применение
компьютера для обучения школьников — это большая область проявления
творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может
понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит
детей
и
отдаёт им себя. Но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о
том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности,
сохранить
его
здоровье.
Поэтому
не
нужно
забывать
очень
важную
компетенцию – здоровьесберегающую.
Социальная
компетенция
проявляется
в
сформированности
и
индивидуальном прогрессе в развитии социальных навыков:
-способность принимать ответственность;
-способность уважать других;
-умение сотрудничать;
-способность разрешать конфликты;
-способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при
работе в группе. (Слайд 15)
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и
внеурочной
деятельности,
участие
во
внеклассных
мероприятиях,
интеллектуальных
конкурсах,
концертах
-
все
это
способствует
ф о р м и р о в а н и ю
к л ю ч е в ы х
к о м п е т е н ц и й . (Слайд16)
В
заключение
перечислю
советы,
которыми
руководствуюсь
при
формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы
формируете.
Не
предмет
формирует
личность,
а
учитель
своей
д е я т е л ь н о с т ь ю ,
с в я з а н н о й
с
и з у ч е н и е м
п р е д м е т а .
2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.
3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-
познавательной деятельности, учите иx учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить
причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным
условием развивающего обучения.
5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на
практике.
6.Приучайте обучающихся думать и действовать самостоятельно.
(Слайд 17)
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем;
познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте
творческие задачи.
8.Необходимо чаще показывать обучающимся перспективы обучения.
9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные
особенности каждого обучающегося, объединяйте в дифференцированные
подгруппы обучающихся с одинаковым уровнем знаний.
11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы,
особенности развития.
12.Учите так, чтобы обучающийся понимал, что знание является для него
жизненной необходимостью.
13.Объясняйте, что каждый человек найдет свое место в жизни, если
научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти
полезные
советы
–
только
небольшая
часть,
только
вершина
айсберга
педагогической
мудрости,
педагогического
мастерства,
общего
педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им,
руководствоваться
ими
–
это
то
условие,
которое
способно
облегчить
учителю
достижение
наиважнейшей
цели
–
формирования
и
развития
личности.