Напоминание

Рабочая программа по основам религиозной культуры и светской этике. Основы этики.


Автор: Адилова Гульнара Руслановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НШДС №106 "Ёлочка"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по основам религиозной культуры и светской этике. Основы этики.
Раздел: начальное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:

Федеральным закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв.

приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014

№253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8

апреля 2015 г. №1/15

примерной

программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.

Основы светской этики»

А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2014

Уставом МБОУ г. Астрахани «НШДС№106»

Основной образовательной программой НОО МБОУ г. Астрахани «Начальная школа – детский сад №106 «Ёлочка»

Программа обеспечена следующим учебно - методическим комплектом:

1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. –

М. : Просвещение, 2015. – 63 с.: ил.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к

осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и

уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,

общества;

2

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и

формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры

при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4 . Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного

уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

В соответствии с ООП НОО МБОУ г. Астрахани «НШДС№106» » предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю,

всего -34 учебные недели.

Специфика учебного курса.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках

культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями

с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного

процесса.

Запрос

на

современное

образование,

решающее

задачи

духовно-нравственного

воспитания

граждан

России,

остается

слишком

значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий

судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных

традициях многонационального народа Российской Федерации.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и

ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей

сопричастности к ним. Основные

культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность

(душевность)»

и

«нравственность»-

являются

объединяющим

началом

для

всех

понятий,

составляющих

основу

курса

(религиозную

или

нерелигиозную).

Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в

тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора

учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики,

права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-

нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых

национальных ценностей:

1.

Патриотизм

3

2.

Социальная солидарность

3.

Гражданственность

4.

Семья

5.

Труд и творчество

6.

Наука

7.

Традиционные российские религии

8.

Искусство и литература

9.

Природа

10. Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к

гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых

воспитание детей и молодёжи.

Формы контроля освоения обучающимися содержания программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ ориентирует процесс на духовно-нравственное развитие и

воспитание учащихся, предусматривает использование разнообразных методов и форм. Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные, объектом оце-

нивания становятся нравственная и культурологическая компетентность ученика.

Для контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, тестовые задания разных видов, проектные

работы, портфолио ученика.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и

предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

4

− формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к

истории и культуре всех народов;

− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе;

− развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие

начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций;

− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,

анализ, доказательства и др.);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,

справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве

сети Интернет;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т.

е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения

сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,

исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям

данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

5

различать способ и результат действия;

Коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов

окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации

(обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,

рассуждение, описание и др.). формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия

Предметные результаты:

Выпускник научится:

раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях,

правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов

России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое

мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на

основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных

интересов сограждан;

акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих

уровнях общего образования.

Технологии и методы организации учебного процесса

6

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

моделирующая деятельность;

поисковая деятельность;

дидактические и ролевые игры;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии

В обучении используются следующие группы методов:

словесные (рассказ, беседа, дискуссия, дебаты);

наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов);

практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками, практикумы, творческие мастерские,

учебные и социальные проекты).

Организация проектной и учебно- исследовательской деятельности.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут

быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный

материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Творческие проекты на тему: «Мое отношение к России», « С чего начинается Родина», « Герои России», « Мой дедушка- защитник

Родины».

Содержание учебного предмета.

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Астраханская область – наш родной край.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

7

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть

справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что

такое

поступок

в

этике.

Что

такое

нравственный

поступок.

Какие

признаки

имеет

нравственный

поступок.

Что

значит

быть

нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило

нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей

леди.

Образцы

нравственности

в

культурах

разных

народов.

Образцы

нравственного

поведения

в

культуре

России.

Трудовая

мораль.

Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок

и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа

России

Формы организации учебных занятий :

-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса ;

-экскурсионные занятия.;

-работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.

-программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника и на основе этого систематизировать и обоб-

щить полученные представления.

Основные виды учебной деятельности

проблемное изложение знаний;

8

дискуссия;

комментированные упражнения;

самостоятельная работа учащихся;

творческая работа учащихся;

коллективная познавательная деятельность;

формирование стимулов к учению и другие.

Календарно- тематическое планирование

Дата

Тема урока

Словарь

1.

6.09

Россия - наша Родина.

Россия, герб, флаг, гимн.

2.

13.09

Что такое светская этика?

Светская этика.

3.

20.09

Культура и мораль

Культура, мораль

4.

27.09

Особенности морали.

5-6

04.10

11.10

Добро и зло.

Добро, зло.

7-8

18.10

25.10

Добродетель и порок.

Творческий проект на тему: « Мое отношение к

России»

Добродетель, порок.

9-10

08.11

15.11

Свобода и моральный выбор человека.

Свобода, моральный выбор.

11

22.11

Моральный долг

Моральный долг.

9

12

29.11

Справедливость

Справедливость.

13

06.12

Альтруизм и эгоизм

Альтруизм, эгоизм.

14

13.12

Что значит быть моральным?

Моральный человек.

15

20.12

Дружба

Дружба.

16

27.12

Творческий проект на тему : «С чего начинается

Родина».

17

17.01

Род и семья – исток нравственных отношений

Род, семья.

18

24.01

Нравственный поступок

Нравственность.

19

31.01

Золотое правило нравственности

20

07.02

Стыд, вина и извинения

Стыд, вина, извинение.

21

14.02

Честь и достоинство

Честь, достоинство.

22

21.02

Совесть

Совесть

23

24

28.02

07.03

Нравственные идеалы

Творческий проект на тему : « Герои России»

Идеал

25

14.03

Образцы нравственности в культуре Отечества

Образец

26-29

21.03

04.04

11.04

18.04

Этикет

Этикет

30-

32

25.04

02.05

Семейные праздники

33

16.05

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Ценность

34

23.05

Творческий проект

«Мой дедушка- защитник Родины».

10



В раздел образования