Автор: Попова Лариса Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №9
Населённый пункт: г Усть- Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВЫСТРАИВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВЫСТРАИВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ.
Попова Лариса Вениаминовна
МАОУ СОШ №9
учитель начальных классов
Образовательная среда должна способствовать творческому становлению
личности
ребёнка,
раскрытию
его
индивидуальности,
неповторимости,
уникальности.
Активно
действуя
в
окружающем
его
пространстве,
ребёнок
творит,
создаёт себя, самоопределяется в системе жизненных отношений: «Я – Я»,
«Я – природа», «Я – общество», «Я – жизненная задача».
На наш взгляд одной из продуктивных технологий создания креативной
образовательной среды в начальной школе является организация проектной
деятельности.
Метод
проекта
рассматривается
как
способ
организации
педагогического
процесса,
обладающий
такими
отличительными
особенностями,
как:
деятельное
взаимодействие
педагога,
учеников,
родителей
между
собой,
межпредметная
интеграция,
высокая
степень
самостоятельности учащихся, творческая активность.
Особая
значимость
проектной
деятельности
в
начальной
школе
заключается в том, что, она
-
выводит
образовательный
процесс
из
стен
образовательного
учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду;
-
открывает возможности формирования собственного жизненного опыта
ребёнка во взаимодействии с окружающим миром;
-
мотивирует на деятельность, т.к. идёт от потребностей и интересов
детей.
Ведущую роль в разработке проектов по устройству школьной жизни
будут осуществлять взрослые: учителя, родители, т.к.
в данном возрасте,
наверное, рано говорить ещё о самостоятельной разработке проекта.
Так же одним из важнейших аспектов проектной деятельности является
социальное партнёрство или взаимодействие с социальной средой.
Рассмотрим использование ресурсов социальной среды при реализации
проектной деятельности в нашей школе.
Все проекты мы условно разделили на несколько групп: краеведческие
проекты, социально-нравственные, патриотические проекты, экологические
проекты, проекты, связанные с изучением традиций класса, семьи, народов,
учебные проекты.
Реализуя краеведческие проекты, ребята много узнают об истории своего
города, о людях, прославивших город, которые являются частью истории
нашего
города.
Например,
реализуя
проект
«Моя
улица.
Улица
И.И.
Наймушина»,
ребята
побывали
не
только
в
краеведческом
музее
и
библиотеках,
но
и
в
Загсе,
где
им
пришлось
работать
с
архивными
материалами, в архитектурном отделе Администрации города, где они нашли
информацию о первых городских постройках, памятниках. Встретились с
людьми,
которые
основали
наш
город,
строили
гидроэлектростанцию,
лесопромышленный комплекс.
Одно из приоритетных направлений воспитания школьников является
социально-нравственное, патриотическое направление.
Социальное
проектирование
является
одним
из
важнейших
элементов
развития гражданских знаний и умений, выражения активной позиции в
общественной
жизни,
формирования
толерантного
отношения
к
своему
окружению;
способствует
формированию
таких
качеств,
как:
сочувствие,
сопереживание,
соучастие,
боль
за
другого
человека,
любовь
к
Родине,
формирование бережного отношения к памятным местам.
Мы
живём
во
времена,
когда
проблема
экологии
занимает
одно
из
центральных
мест
в
жизнедеятельности
человека.
В
младшем
школьном
возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и
отношений. Экологические проекты, реализуемые в школе, предполагают
взаимодействие с теми партнёрами, которые в рамках своих функциональных
о бя з а н н о с т е й
я в л я ют с я
о р г а н и з ат о р а м
п р и р од о ох р а н н о й
и
здоровьесберегающей деятельности.
На начальном этапе, когда дети впервые пробуют себя в проекте, когда
еще нет
навыков совместной деятельности, важно найти такую тему
проекта, которая бы помогла раскрыться детским «талантам», утвердиться в
глазах сверстников, реализовать свои способности.
Уже в начальной школе мы начинаем реализовывать учебные проекты,
которые
помогают
нам
развивать
кругозор,
культуру,
формировать
коммуникативные и общеучебные навыки, навыки работы с литературой,
навыки
исследовательской
деятельности.
И
здесь
тоже
не
обойтись
без
партнерских отношений. Реализуя учебные проекты, ребята взаимодействуют
с
учащимися
старших
классов,
педагогами
основной
и
старшей
школы,
психологами, библиотекарями, представителями общественных организаций,
предприятий.
Формы
взаимодействия
могут
быть
различными:
встречи,
беседы
классные
часы,
экскурсии,
оформление
альбомов,
просмотры
фильмов,
конкурсы, создание макетов, буклетов, выставок, проведение акции, мастер –
классы и др.
Использование проектной деятельности для разработки и реализации
планов выстраивания школьной жизни, активизирует всех участников таких
проектов,
позволяет
расширить
круг
участников,
привлекая
к
данной
деятельности
учащихся,
родителей
и
учителей,
а
также
общественных
организаций и организаций сфер культуры и т.д.
Данная
ситуация
дает
возможность
формировать
родительские
сообщества, которые будут выполнять не только контролирующие функции
эксперимента,
но
и
будут
постоянно
содействовать
школе
в
решении
различных вопросов.