Автор: Аюпова Гузель Рифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №61
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Викторина по сказкам Х.К. Андерсена
Раздел: начальное образование
Тема: Викторина по сказкам Х.К.Андерсена.
Цель: обобщить знания учащихся по сказкам Х.К.Андерсена.
Задачи:
1. Расширить кругозор учащихся.
2. Развивать память и внимание учащихся.
3. Воспитывать познавательный интерес к чтению.
Оборудование:
мультимидийная презентация, рисунки учащихся по теме «Сказки Х.К.Андерсена»,
карточки с заданиями №5 и №8, жетоны.
Сказки:
1.
Гадкий утёнок
2.
Дикие лебеди
3.
Дюймовочка
4.
Ель
5.
Огниво
6.
Пятеро из одного стручка
7.
Стойкий оловянный солдатик
8.
Соловей
Ход занятия:
Ханс Кристиан Андерсен родился в Дании 2 апреля 1805 года, в маленьком
городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. Жил он в семье прачки и
сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-
своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был
единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и
беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал.
А
мечтал
он
обо
всем,
что
только
могло
прийти
в
его
голову.
У
Ганса
были
самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам
сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Чего он только не переделал в юные годы —
и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было
14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк
не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году (в 30 лет) издает три
сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки
занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки:
«Стойкий
оловянный
солдатик»,
«Соловей»,
«Гадкий
утенок»,
«Дюймовочка»,
«Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок.
В настоящее время без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя
стало
символом
всего
настоящего,
чистого,
высокого.
Не
случайно
Высшая
международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль
Ханса Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым
писателям и художникам.
- Ребята, а вы знаете, что такое викторина?
- Викторина – одна из самых распространенных игр в «вопросы и ответы». Она
получила свое название от латинского слова «виктория» - «победа». Говорят, что
придумал
название
известный
журналист
Михаил
Кольцов,
редактор
журнала
«Огонек». Однажды редакция журнала подготовила к печати серию игр-вопросов.
Отвечал за выпуск номера журналист Виктор Микулин. Михаил Кольцов написал на
верстке журнала красным карандашом: «Виктор, надо придумать название». И вдруг
редактора осенило: он приписал к имени ответственного за выпуск журналиста три
буквы, и получилось слово «викторина». Теперь, участвуя в различных викторинах, вы
уже будете знать происхождение этого всем известного слова. Участие в викторине
требует от игрока начитанности, хорошей памяти, умения логически мыслить. Итак,
не будем терять время, начинаем нашу викторину.
Правила такие: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Вопросы
задаются по порядку каждой команде. Если команда не может дать ответ на вопрос, то
другая команда может ответить и получить жетон. Побеждает команда, набравшая
большее количество жетонов.
I.
«Назовите сказку по иллюстрации».
Показываем слайды из презентации.
II.«Узнай героя»
1.
Слайд№18. «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею
даже сказать - лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет
со временем поменьше». (Гадкий утёнок «Гадкий утёнок»)
2.
Слайд№19. «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке.
Беда только, что он слеп». (Крот «Дюймовочка»)
3.
Слайд№20. «Богатые уборы так шли к ней, она была так ослепительно хороша,
что весь двор преклонялся перед ней, хотя архиепископ и покачал головой,
нашептывая, что лесная красавица, должно быть ведьма». (Элиза «Дикие
лебеди»)
4.
Слайд№21. Жил он в лесу у синего моря. Поэты слагали о нём чудесные стихи, а
услышав его, говорили: «Вот это лучше всего!» (Соловей «Соловей»)
5.
Слайд№22. «Ах! Вырасти, вырасти, стать большой и старой – лучше этого нет
ничего на свете!»
III. Узнай сказку
Самые-самые – сказки и герои!
Слайд№23.
Слайд№24. Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
Слайд№25. Самый богатый жених. (Крот)
Слайд№26. Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
Слайд№27. Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утёнок») Слайд№28. Самая
старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво») Слайд№29. Самый бравый,
добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
IV. Узнай, из какой сказки это предмет или герой.
Слайд№30.
Слайд№31. Крапива. («Дикие лебеди»)
Слайд№32. Старое дерево, внутри пустое, с дуплом.(«Огниво»)
Слайд№33. Ячменное зерно. («Дюймовочка»)
Слайд№34. Эльф. («Дюймовочка»)
Слайд№35. Ведьма. («Огниво»)
Слайд№36. Большая рыба. («Стойкий оловянный солдатик»)
Слайд№37. Индейский петух. («Гадкий утёнок»)
V. Восстанови деформированный текст
« Огниво»
Слайд№38.
Каждой команде раздаются карточки с заданием. Нужно выбрать правильный ответ и
восстановить текст.
Слайд№39.
А
(солдату,
собаке,
ведьме)
опять
до
смерти
захотелось
увидеть
прелестную (ведьму, принцессу, королеву). И вот — (утро, день, ночь), снова явилась
(ведьма, собака, фрейлина) схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть к
солдату; но (старуха, девушка, женщина) фрейлина надела непромокаемые (сапоги,
туфли, ботинки) и пустилась вдогонку. Увидев, что собака скрылась с принцессой в
одном (маленьком, старом, большом) доме, фрейлина подумала: «Теперь я знаю, где их
найти!» — начертила большой (круг, крест, квадрат) на воротах и отправилась домой
спать. Но собака на обратном пути заметила этот крест, сейчас же взяла кусок (мела,
хлеба, карандаша) и понаставили крестов на всех (дверях, воротах, домах) в городе.
Это было (ловко, хитро, умно) придумано: теперь фрейлина не могла найти нужные
(дома, ворота, двери) раз на всех остальных тоже белели кресты.
Слайд№40. Ответ: солдату, принцессу, ночь, собака, старуха, сапоги, большом, крест,
мела, воротах, ловко, ворота.
VI.Вспомни названия сказок и исправь ошибки.
Слайд№41.
Слайд№42. «Храбрый утёнок» (Гадкий утёнок)
Слайд№43. «Стойкий оловянный портняжка» (Стойкий оловянный солдатик)
Слайд№44. «Бременские лебеди» (Дикие лебеди)
Слайд№45. «Шестеро из одного стручка» (Пятеро из одного стручка)
II.Тест
Слайд№46.
1.
Слайд№47. Из четырёх произведений одно не принадлежит Андерсену:
a. «Оле-Лукойе»
б. «Гадкий утёнок»
в. «Дюймовочка»
г. «Белоснежка и семь гномов»
2. Слайд№48. Сколько было оловянных солдатиков?
а. 20
б. 22
в.25
г. 26
3. Слайд№49. Рост Дюймовочки:
а. 2,54 см
б. 2,53 см.
в. 2,55 см
г.2, 50 см
4. Слайд№50. Кем была мать оловянных солдатиков?
а. Старая оловянная вилка
б. Старая оловянная ложка
в. Старый оловянный половник
г. Старый оловянный нож
5. Слайд№51. Сколько братьев было у Элизы?
а. 10
б. 11
в.12
г.13
6. Слайд№52. Сколько медных монет взял с собой из дупла солдат?
а. Нисколько
б.10
в.20
г.30
7. Слайд№53. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки
«Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса?
а. Мешочек с манкой
б. Мешочек с горохом
в. Мешочек с рисом
г.Мешочек с гречкой
VIII.Отыщи слова
Слайд№54.
За 1 минуту, нужно найти как можно больше слов.
Слайд№55.
А
У
Р
У
С
А
Л
О
Ч
К
А
З
Р
П
П
Э
С
В
И
Н
О
П
А
С
И
Л
М
Н
О
Р
З
Л
Д
Ю
Й
М
О
В
О
Ч
К
А
К
Н
М
И
Ж
И
З
С
О
Л
Д
А
Т
Д
В
К
Л
М
М
Н
Н
З
П
О
Р
З
С
И
А
У
В
Р
З
С
К
Ц
Н
А
П
Р
И
Н
Ц
Е
С
С
А
Б
Э
Л
Ь
Ф
А
Д
Русалочка, свинопас, Дюймовочка, солдат, принцесса, принц, Элиза, эльф.
VIII. Итог викторины.
Слайд№56.
Подсчитывание жетонов. Определение победителей. Награждение.