"Духовно – нравственное образование и воспитание младших школьников"
Автор: Галубничая Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ №23 Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Духовно – нравственное образование и воспитание младших школьников" Раздел: начальное образование
Программа прошла защиту в ИПК ПРО г. Ульяновска – 16.03.2013 года.
Программа рассчитана на учащихся начальных классов (1-4кл) во
внеурочное время.
1
Объяснительная записка.
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой
задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Духовно нравственное воспитание стало одним из главных направлении в образовательном стандарте
нового поколения.
Воспитание гражданственности – важный элемент становления нравственной личности. Но путь к ней не
может быть легким и простым, его сложно пройти одному, без поддержки. Потому так необходимо, чтобы
рядом был человек, который поможет выбрать и определить направление нравственного становления. Эту
роль на себя взяла я – учитель высшей категории МБОУ СОШ 3 23 г. Димитровграда Ульяновской области
Елена Викторовна Галубничая. Я работаю под девизом : «Учитель обязан дать духовность, ученик обязан взять
духовность». Как педагог я могу помочь ребенку познать законы мироустройства, постичь свой внутренний
мир. Именно мы педагоги имеем право и нам вменяется в обязанность научить детей жить в социуме в
условиях гармонии.
Мной составлена авторская программа «Духовно – нравственное образование и воспитание младшего
школьника». Основной причиной побудившей меня к написанию программы стала нехватка правил и
принципов жизни принимаемых гражданами, отсутствие нравственных ориентиров, недостаточное уважение
к языку, самобытной культуре своего народа.
Основной целью духовно – нравственного образования является : воспитание способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, воплощение в себе главных
моральных ценностей общества, нации. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека;
1.
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
2.
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
3.
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание, экономическое образование);
4.
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Я пытаюсь реализовать задачи гражданского , а значит нравственного воспитания
личности на первой ступени образования:
В области формирования личностной культуры:
1.
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться
лучше»;
2.
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
3.
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
4.
формирование нравственного смысла учения;
5.
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и
недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
2
1.
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических
духовных традиций;
2.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
3.
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную
позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
4.
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
5.
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
4.
формирование основ российской гражданской идентичности;
5.
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
6.
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
7.
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
8.
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
9.
укрепление доверия к другим людям;
10. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им;
11. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
12. формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
13. формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку,
культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов
России.
В области формирования семейной культуры:
14. формирование отношения к семье как основе российского общества;
15. формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
16. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к
ним;
Планируемые результаты освоения по программе духовно-нравственного образования и воспитания
младших школьников.
Личностные УУД.
1-2 классы:
-оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:
общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре;
-важности исполнения роли «хорошего ученика»;
Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира(природы и общества), объяснять, что
меня связывает:
3
- с моими близкими, друзьями с одноклассниками;
-с твоей Родины;
Испытывать чувство гордости за «своих»- близких и друзей.
Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:
-известных общепринятых правил «доброго»,»правильного поведения».
-Признавать свои плохие поступки.
3-4 классы:
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:
- общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, , свободы, демократии);
- российских гражданских ценностей;
-важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- определять оценку поступка от оценки самого человека.
-объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие»;
-объяснять самому себе
Метапредметными результатами изучения курса является формирование формирование
универсальных учебных действий- регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Регулятивные УУД
1-2 классы:
- учиться высказывать свою версию, предлагать способ ее проверки
-учиться работать по предложенному плану;
- в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания;
3- классы:
- выдвигать версии решения проблемы;
- совместно с учителем составлять план решения задачи;
Познавательные УУд
1-2 классы.
- делать выводе в результате совместной работы всего класса;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
4
- понимать , в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной
задачи:
3-4 классы:
- анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
- записывать выводы в виде правил «если…, то …» ;
-использовать информацию в проектной деятельности;
Коммуникативные УУД.
1-2 классы:
-учиться выполнять различные роли в группе;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- высказывать свое мнение;
- влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий;
3-4 класс:
-организовывать учебное взаимодействие в группе;
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
- оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального образования
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно
связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития
личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на
определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их
обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по
следующим направлениям:
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.
5
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое
государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и
национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства
человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность,
щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность,
представление о вере, духовной культуре и светской этике.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине;
целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание).
Ценности: родная земля; экологическое сознание.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека:
1.
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его
институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
2.
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта
Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
3.
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия
граждан в общественном управлении;
4.
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
5.
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
6.
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального
общения;
7.
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
8.
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве
народов нашей страны;
9.
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России
и её народов;
10. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта
Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное
учреждение;
11. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
12. любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
13. уважение к защитникам Родины;
14. умение отвечать за свои поступки;
6
15. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению
человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
14. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
15. различение хороших и плохих поступков;
16. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в
населённом пункте, в общественных местах, на природе; элементарные представления о
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства,
в истории и культуре нашей страны;
12. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам
и младшим;
13. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и
взаимной поддержке;
14. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
15. знание правил этики, культуры речи;
16. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение
признаться в плохом поступке и проанализировать его;
17. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние
человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
18. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и
действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
19. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,
труда и значении творчества в жизни человека и общества;
20. элементарные представления об экономике и экологии;
21. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
22. элементарные представления об основных профессиях;
23. ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
24. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни
человека и общества;
25. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации
учебных и учебно-трудовых проектов;
26. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении
учебных и учебно-трудовых заданий;
27. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
28. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
29. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению
к результатам труда людей.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание):
. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли
человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
7
. бережное отношение к растениям и животным.
. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
. представления о душевной и физической красоте человека;
. формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы,
труда и творчества;
. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
. интерес к занятиям художественным творчеством;
. стремление к опрятному внешнему виду;
Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека,
семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных
отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют
смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат
основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития
личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории
нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных
традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни,
придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности
различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного
развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения,
деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той
системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его
содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-
нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного
воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и
с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного
процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами
нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт
ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах
демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются
конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-
нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
8
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со
значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает
образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии,
способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные
идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых
и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя
проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного
воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет
диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными
представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в
воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог
исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и
сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает
сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но
предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.
Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне
диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания
личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник
включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в
содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие
установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности
согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на
духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни,
включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших
школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках
программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе
воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос,
превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь?
Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения
ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся
вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к
содержанию:
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека:
1.
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации,
ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации,
гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное
учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов,
предусмотренных базисным учебным планом);
9
2.
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными
традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-
ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников,
экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных
учебных дисциплин);
3.
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением
государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра
учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых
государственным праздникам);
4.
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми —
представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа
жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных
праздников);
5.
участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями
выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
6.
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры,
традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных
инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в
творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные
композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции
народов России);
7.
ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с
деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места
богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников,
встреч с религиозными деятелями);
8.
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на
формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых
программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного
взаимодействия;
9.
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение
распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов,просмотра
учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации
поступков, поведения разных людей);
10. усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и
образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого,
внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение
дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта
совместной деятельности;
11. получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье
(участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
12. расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых
семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными
представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих
историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих
преемственность между поколениями).
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
10
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся
получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни
человека и общества:
13. участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными
видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия,
встреч с представителями разных профессий;
14. узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют
в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
15. получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками,
старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых
экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных
профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы,
города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий
спектр профессиональной и трудовой деятельности);
16. приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством
презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда,
предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
17. усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического
отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики,
об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения
инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
18. получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного
взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий,
прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
Условиями достижения целей педагогического процесса духовно – нравственного
образования являются:
- толерантность
рефлексия компетентность
Я
Самооценка самореализация
Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека,
семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных
отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют
11
Атмосфера комфортности
Общеобразовательные
учреждения
Общественные
организации
Финансы
Родители
смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат
основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития
личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории
нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных
традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни,
придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности
различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного
развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения,
деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той
системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его
содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-
нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного
воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и
с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного
процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами
нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт
ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах
демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются
конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-
нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со
значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает
образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии,
способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные
идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых
и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя
проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного
воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет
диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными
представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в
воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог
исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и
сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает
сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но
предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.
Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне
диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания
личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник
включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в
12
содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие
установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности
согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на
духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни,
включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших
школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках
программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе
воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос,
превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь?
Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения
ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся
вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к
содержанию:
1 класс
Школа – Государство.
18 часов
На этом этапе целью моей работы является расширение и углубление знаний о моральных нормах
и правилах культурного поведения в школе, создание психолого – педагогических условий для
развития способностей и склонностей детей , обеспечение эмоционального благополучия.
Итогами данной работы в конце учебного года является создание оптимальных внешне – средовых
условий микросоциальной среды через совместную деятельность и общение детей и взрослых в
образовательном процессе.
2 класс
Наши права.
34 часа.
Задачей 2-го года обучения является знакомство младших школьников с первичными понятиями.
Во втором классе предлагается рассмотреть такие темы, без которых невозможно почувствовать
свою принадлежность к обществу. Дети знакомятся с конституцией Российской Федерации, с
законодательной властью, с Декларацией прав человека (Е.Шабельник, Е. Каширцева), ролью семьи
в развитии общества, органами государства, символами государства, которые отражают его
национальный характер, историю народа, знакомятся с культурой прошлого и настоящего
государства и родного края, определяют, какую роль в жизни человека играет религия.
Деятльность учителя – воспитателя и учащихся на данном этапе определяется социально –
нравственным характером содержания изучаемого материала. Происходит интериоризация –
процесс переноса внешних действий во внутренний план.
Материал преподносится на типичных примерах героев сказок.
К концу второго года обучения дети должны иметь представление об исторической роли
традиционных религий, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Знать об
основных нормах светской этики и морали, о государственном устройстве, назначении прав человека
и гражданина Росси.
13
3 класс.
Мое внутренне Я.
34 часа.
На этом этапе третьей ступени обучения основной целью является формирование мотива и
способа действия ребенка на основе полученных этико – правовых знаний , воспитание культуры
достоинства . Воспитание ценностей : веры, любви, свободы, которые составляют духовную основу
жизни, приносящие удовлетворение личности и пользу обществу.
На этом этапе идет логическая и практическая проверка моральных требований ребенка для
превращения их в убеждения, формируются мотивы способа действий , в том числе и оценочная
деятельность.
В.А.Сухомлинский писал : «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир».
Одним из направлений нравственного воспитания на этом этапе обучения считаю расширение и
укрепление ценностно – смысловой сферы личности обучающегося, развитие его способностей
сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям. Воспитание чувства уважения , любви к
родному языку, я к слову как культурному богатству.
Моя задача научить детей через характер, душу, образ слова заглянуть во внутренний мир
человека. На протяжении этой кропотливой работы дети убеждаются , что путь к слову дальний , не
простой. Чтобы почувствовать слово, необходимо знать его этимологию. Чтобы оценить поступок
человека, необходимо проследить летопись роста его чувств, души.
На данном этапе обучения я предлагаю детям познать себя и людей. На уроках литературного
чтения , во внеурочной деятельности дети учатся анализировать поступки и поведение человека на
основе сравнительной характеристики положительных и отрицательных героев.
В процессе данной работы к концу третьего класса у младших школьников формируются основные
личностные качества: имеет суждение о нравственном идеале человека, выборе наиболее
оптимального средства и способа общения, развитие эстетических чувств , доброжелательности и
эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
формированияе уважительного отношения к иному мнению.уметь управлять своим поведением в
различных ситуациях, уважать человеческие достоинства и толерантно относиться к недостаткам.
4 класс.
Элементы экономики и экологии в начальной школе.
В 4 классе считаю необходимым в рамках данной программы введение элементов экономики и
экологии. ( В рамках ФГОС в 4 классах вводится новый предмет « Основы светской этики» и нет
необходимости дублировать предмет)
Современному человеку необходимо знания объективных экономических законов, так как раньше
произойдет первое знакомство с экономическими знаниями, активнее пойдет процесс
социализации ребенка.
С точки зрения системы развивающего обучения по методике Л.В.Занкова, ранне включение детей
в занятие экономикой позволяет погрузить их в сложный мир многообразных социально –
психологических отношений и порожденных ими противоречий и коллизий , опыт их разрешений –
на базе полученных знаний, а также осознания собственных жизненных впечатлений помогает
развитию интеллекта, расширяет кругозор ребенка, помогает его нравственному становлению, учит
оценивать реальные взаимоотношения между людьми «по шкале» общечеловеческих ценностей в
процессе изменения жизненных связей с миром, людьми.
При формировании экономических понятий необходимым условием является межпредметная
связь. Обучение ведется в «зоне ближайшего развития ребенка», то есть на высоком уровне
трудности. Ребенок с самых первых занятий погружается в ситуацию, требующую от него
интеллектуальных усилий, продуктивных действий, При формировании экономических понятий я
14
опираюсь на уроки математики, т.к. решение задач является одним из важнейших разделов
практического курса экономики. Наблюдая за математической связью, свойством чисел дети
выстраивают экономическую цепь закономерностей. Устойчивый познавательный интерес к
экономике формируется разными средствами: элементы занимательности, логические
комбинаторные задачи, элементы курса РПС, на развитие зрительной памяти, правильного
распределения внимания.
К концу четвертого года обучения школьники получают урок делевого этикета, развиваются навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить
выход из спорных ситуаций и учиться не создавать конфликтов.
1 класс
Школа – государство.
(18 часов).
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
1.
Школа- «государство». Летопись школы. Гимн школы. Конкурс рисунков :
«Моя школа»
1
2.
Традиции и обычаи школы. Сохранение культурных традиций школы.
Игра : «День здоровья».
Игра : «Колесо истории»
2
3.
Права и обязанности школьника. «Ученик имеет право на ошибку. Ученик
имеет право исправить ошибку».
Работа с дневником по образовательной системе «Школа 2100»
Праздник : «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»
2
4.
Кто управляет школьным «государством»? ( Директор. Завуч. Социальная
служба. Психологическая служба. Совет самоуправления.
Игра: « Законы класса»
Встреча с психологом и соцпедагогом.
2
5.
Кто живет в нашем классе? ( национальный состав класса).
Праздник : «Дружба народов»
Праздник совместный с родителями : «В гостях у …..»
2
6.
Я в общественном месте.
Экскурсия в краеведческий музей.
Библиотечный урок.
ПДД. « Я пешеход» встреча с работником ГИБДД.
3
7.
Забота школы о здоровье учащихся.
В гостях у доктора Айболита.
Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья».
2
8.
Ученик - класс.
Игра : «Кто я в этом классе»
Психологический тест «Социометрия» , «Какой у нас коллектив»
2
9.
Праздник : «Я и мои класс – дружная семья»
1
15
2 класс
«Наши права».
(34 часа.)
1.
Родина. Мир.
Ролевая игра: « Какая она моя Родина?»
1
2.
Государство. Герб. Гимн. Флаг.
Игра :»Страничка эрудита».
Герб моего города.
2
3.
Современная карта Родины. Республика. Край. Область. Автономная
область. Автономные округа. Как устроено наше государство. Федерация.
Конкурс рисунков : «Моя Родина».
Экскурсия в г. Ульяновск.
2
4.
Законы – правила для всех, которые устанавливаются государством.
Конституция. Декларация прав ребенка.
Знакомство с конституцией, книгой Е.Шабельник, Е.Каширцевой «Права на
всякий случай»
Знакомство со статьями №3, №6, №8.
4
5.
Что такое власть? Законодательная власть. Государственная Дума.
(Закон РФ об образовании). Президент.
Исследовательская работа: «Государственная структура власти».
Деловая игра: «Я выбираю ….».
Рассмотреть статьи №21, №26.
4
6.
Многонациональная Россия. Религия в жизни людей.
Национальный состав Ульяновской области.
Национальный состав класса.
Конкурс рисунков «Мой национальный костюм».
Экскурсия в музей:»Быт и культура народов Поволжья».
3
7.
Традиции и обычаи государства. Культура и быт родного края.
Знакомство с творчеством народов Поволжья( татары, мордва, чуваши).
Разучивание песен, стихов. Встреча с представителями масульманства.
3
8.
Семья. Поколение. Социальная защита. Обязанности ребенка в семье.
Рассмотреть статьи №16, №25.
Герб моей семьи.
Занимательное занятие : «В кругу семьи».
Правила моей семьи.
Конкурс рисунков «Моя семья».
Встреча с представителями правоохранительных органов.
5
9.
Человек. Гражданин.
Рассмотреть статьи №15, №29.
Беседа «Я гражданин России».
Рассмотреть на примерах героев литературных и русских народных сказок.
3
10.
Общество. Взаимоотношения в обществе.
Рассмотреть статьи №1, №5. Работа с психологом. (Мое место в классе , в
школе, на улице»
3
11.
Интеллектуальная игра « Я в мире друзей».
1
16
3 класс
Мое внутреннее Я.
(34 часа)
1.
«Слово – друг и враг! Слово – ключ к сердцу».
1
2.
Душа - внутреннее чувство. «Душу вложишь – все сможешь».
2
3.
Чувство – способность ощущать.
«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в
его глазах радость, беду, несчастье, горе» В.А. Сухомлинский.
Мини сочинение :»Кем я себя чувствую»
2
4.
«Совесть – внутренний голос человека.
« Совесть есть закон законов» А.Ламартин
Беседа : «Чей образ я несу».
2
5.
Нравственность – мораль –этика.
Игра – исследование.
1
6.
Человек – личность, человек – ничего. Есть люди, а есть людишки.
Каким я вижу себя и своих одноклассников»
2
7.
Жадность – щедрость.
«Высшее богатство- отсутствие жадности».
Игра : «Скупой по чужому добру сохнет»
2
8.
Жестокость – добро.
«Жестокость – добро.
«Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости» К.Гельвеций.
Встреча с сотрудником по делам несовершеннолетних.
Ролевая игра «Кого можно считать добрым, а кого злым»
9.
Грубость – вежливость.
«Грубость – это резкость при обхождении, проявляющаяся в словах и
поступках» Феофаст.
Мини – сочинение: «Вежливость – первая и самая приятная добродетель».
Викторина «Кто знает больше всех вежливых слов?»
2
10.
Трусость – мужество.
«Трусость – мать жестокости» М. Монтель
Беседа «Мужество состоит не в том, чтобы смело преодолевать опасность,
но и не в том , чтобы встречать ее с открытыми глазами».
Встреча с ветеранами ВОВ.
2
11.
Честность – подлость.
«Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком».
Игра «Что сильнее : правда или кривда?»
2
12.
Верность – предательство.
«Помогая Отечеству, сострадая им, ударим же в колокол собственной
совести: где мой сын, где моя дочь, и кто же я на этом свете»
Встреча с ветеранами чеченской войны.
2
13.
Любовь – ненависть.
«Любовь – это знать. Что человек желает и делает тебе только хорошее».
Игра : «Скажи: «Я тебя люблю….»
2
14.
Гордость – стыд.
2
17
Чувство вины – благородное чувство, не переживает только дурак.
«Гордый человек точно обрастает ледяной коркой. Сквозь кору эту нет хода
никакому другому чувству».
15.
Эгоизм.
«Думать о себе. Только о своем благе – это значит быть скотиной»
Мини – сочинение « Могу ли я назвать себя эгоистом»
2
16.
Характер. Воля.
«Нужда учит человека тому, чего он без нее никогда не смог бы достигнуть»
Работа по книге С. Лагерлеф «Путешествие Нильса на диких гусях»
2
17.
Человек . Общество.
«Жить среди людей и быть счастливым – это прежде всего уметь выполнять
свой долг».
«Мой долг – хорошо учиться».
1
4 класс
Элементы экономики в начальной школе.
(34 часа)
1.
Что такое такое экономика? Этимология слова экономика.
1
2.
Роль экономики в жизни и деятельности людей. Где и как человек
встречается с экономикой.
2
3.
Что такое законы? Законы природы и общества.
1
4.
Экономика и труд. Чем деятельность людей отличает людей от животных.
1
5.
Труд для себя и для других.
1
6.
Труд и профессия.
Сочинения «Кем я хочу стать».
2
7.
Экскурсия на производство.
1
8.
Оплата труда. Пособия: по безработице, стипендия, пенсия, детское, по
инвалидности.
1
9.
Экономика семьи. Дом, квартира, сад, огород – объекты экономики. Труд в
домашнем хозяйстве.
Исследование бюджета семьи. Как распределяет семья свой бюджет.
3
10
Бюджет семьи. От чего зависит благосостояние семьи. Накопление и
потребление.
Как бы я распорядился бюджетом , если бы был главой семьи.
2
11.
Производство товаров. Что такое товар.
1
12.
Производство для себя и для других, материальное и духовное
производство.
Деловая игра «Я директор.»
2
13.
Высокое качество товара – важное условие организации производства.
Бартер – обмен.
Игра «Бизнес – математика»
2
14.
Торговля. Необходимость и выгодность купли – продажи.
Кто такие купцы. Купеческое слово.
Игра : «Купи, продай».
2
15.
Биржевая торговля. Виды бирж: товарные, фондовые.
Биржевые цены.
1
16.
Аукцион, торговля и торг. Порядок проведения торгов на аукционе.
Игра : «Ярмарка».
1
18
17.
Финансы и банки. Что такое финансы
1
18.
Акции, их использование, обращение. Функции фондовых бирж.
Изменение акции. Дивиденды.
Игра : «Бизнес – школа».
1
19.
Роль функции банка. Ссудный процент. Инвестиции. Как растут деньги.
1
20.
Экономика и общечеловеческая нравственность. Что такое мораль? Цена
слова. Доверие.
1
21.
Типы отношений между собственниками и объектами собственности.
Отношение между людьми, как собственниками.
1
22.
Экономика и собственность. Разнообразие собственников. Формы
собственности: частная, семейная, групповая. Экскурсия на частное
производство.
1
23.
Взаимоуважение партнеров. Что такое культура деловых отношений.
1
24.
Экономика и толерантность.
1
Литература:
1.
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
2.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
3.
О.А.Куревина Воспитание основ духовности и нравственности./ Начальная школа плюс до и
после №9 2010
4.
З.И.Курцева . Духовно – нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго
поколения ./ Начальная школа плюсдо и после №9 2010
5.
О.В.Шуляпова . Системный подход к формированию нравственной культуры личности
школьника в свете стандартов второго поколения. ./ Начальная школа плюсд о и после 2012
№1
6.
О.Е.Жиренко Я – гражданин России! Москва «Вако» 2006 г.
7.
Е.С.Шабельник . Ваши права Москва «Вита – Пресс» 2001г.
8.
Е.С.Шабельник. Права ребенка Москва «Вита – Пресс» 2003 г.
9.
Т.Т.Смирнова «Белка и компания» экономика в играх и задачах . Самара Корпорация Федорова
2000 г.
19