Напоминание

"Духовно – нравственное образование и воспитание младших школьников"


Автор: Галубничая Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №23
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Духовно – нравственное образование и воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад





Авторская программа дополнительного

образования

«Духовно – нравственное образование и

воспитание младших школьников».

(

программа разработана в 2013 году)

Автор программы:

учитель начальных классов (высшей категории)

МБОУ СОШ № 23



Г. Димитровграда Ульяновской области

Галубничая Елена Викторовна.

Программа прошла защиту в ИПК ПРО г. Ульяновска – 16.03.2013 года.

Программа рассчитана на учащихся начальных классов (1-4кл) во

внеурочное время.
1

Объяснительная записка.
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Духовно нравственное воспитание стало одним из главных направлении в образовательном стандарте нового поколения. Воспитание гражданственности – важный элемент становления нравственной личности. Но путь к ней не может быть легким и простым, его сложно пройти одному, без поддержки. Потому так необходимо, чтобы рядом был человек, который поможет выбрать и определить направление нравственного становления. Эту роль на себя взяла я – учитель высшей категории МБОУ СОШ 3 23 г. Димитровграда Ульяновской области Елена Викторовна Галубничая. Я работаю под девизом : «Учитель обязан дать духовность, ученик обязан взять духовность». Как педагог я могу помочь ребенку познать законы мироустройства, постичь свой внутренний мир. Именно мы педагоги имеем право и нам вменяется в обязанность научить детей жить в социуме в условиях гармонии. Мной составлена авторская программа «Духовно – нравственное образование и воспитание младшего школьника». Основной причиной побудившей меня к написанию программы стала нехватка правил и принципов жизни принимаемых гражданами, отсутствие нравственных ориентиров, недостаточное уважение к языку, самобытной культуре своего народа. Основной целью духовно – нравственного образования является
: воспитание способности к

духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, воплощение в себе главных

моральных ценностей общества, нации.
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 1. воспитание нравственных чувств и этического сознания; 2. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 3. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание, экономическое образование); 4. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Я пытаюсь реализовать
задачи гражданского , а значит нравственного воспитания

личности на первой ступени образования:
В области формирования личностной культуры: 1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; 2. укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; 3. формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; 4. формирование нравственного смысла учения; 5. формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; 2
1. принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; 2. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 3. формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; 4. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; 5. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. В области формирования социальной культуры: 4. формирование основ российской гражданской идентичности; 5. пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; 6. воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; 7. формирование патриотизма и гражданской солидарности; 8. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; 9. укрепление доверия к другим людям; 10. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; 11. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 12. формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; 13. формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: 14. формирование отношения к семье как основе российского общества; 15. формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; 16. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; Планируемые результаты освоения по программе духовно-нравственного образования и воспитания младших школьников. Личностные УУД. 1-2 классы: -оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре; -важности исполнения роли «хорошего ученика»; Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира(природы и общества), объяснять, что меня связывает: 3
- с моими близкими, друзьями с одноклассниками; -с твоей Родины; Испытывать чувство гордости за «своих»- близких и друзей. Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: -известных общепринятых правил «доброго»,»правильного поведения». -Признавать свои плохие поступки. 3-4 классы: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: - общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, , свободы, демократии); - российских гражданских ценностей; -важности бережного отношения к здоровью человека и к природе; - определять оценку поступка от оценки самого человека. -объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие»; -объяснять самому себе Метапредметными результатами изучения курса является формирование формирование универсальных учебных действий- регулятивных, познавательных и коммуникативных. Регулятивные УУД 1-2 классы: - учиться высказывать свою версию, предлагать способ ее проверки -учиться работать по предложенному плану; - в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания; 3- классы: - выдвигать версии решения проблемы; - совместно с учителем составлять план решения задачи; Познавательные УУд 1-2 классы. - делать выводе в результате совместной работы всего класса; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; 4
- понимать , в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи: 3-4 классы: - анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; - записывать выводы в виде правил «если…, то …» ; -использовать информацию в проектной деятельности; Коммуникативные УУД. 1-2 классы: -учиться выполнять различные роли в группе; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - высказывать свое мнение; - влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий; 3-4 класс: -организовывать учебное взаимодействие в группе; -уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций - оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся на ступени начального образования
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 5
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. • Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; экологическое сознание.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на

ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; 2. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; 3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; 4. элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; 5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; 6. уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; 7. ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; 8. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; 9. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; 10. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение; 11. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; 12. любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; 13. уважение к защитникам Родины; 14. умение отвечать за свои поступки; 6
15. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 14. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; 15. различение хороших и плохих поступков; 16. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; 12. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; 13. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; 14. бережное, гуманное отношение ко всему живому; 15. знание правил этики, культуры речи; 16. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; 17. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; 18. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 19. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; 20. элементарные представления об экономике и экологии; 21. уважение к труду и творчеству старших и сверстников; 22. элементарные представления об основных профессиях; 23. ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; 24. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; 25. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; 26. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; 27. умение соблюдать порядок на рабочем месте; 28. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; 29. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
.
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
.
элементарный опыт природоохранительной деятельности; 7

.
бережное отношение к растениям и животным.
.
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
.
представления о душевной и физической красоте человека;
.
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
.
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
.
интерес к занятиям художественным творчеством;
.
стремление к опрятному внешнему виду;
Принципы и особенности организации
содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно- нравственного развития. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно- нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. 8
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 1. получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом); 9
2. ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно- ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин); 3. знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам); 4. получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников); 5. участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 6. получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России); 7. ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями); 8. участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; 9. ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов,просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); 10. усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; 11. получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях); 12. расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 10
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: 13. участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий; 14. узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; 15. получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности); 16. приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде); Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 17. усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); 18. получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
Условиями достижения целей педагогического процесса духовно – нравственного

образования являются:
- толерантность рефлексия компетентность Я Самооценка самореализация
Принципы и особенности организации
содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют 11 Атмосфера комфортности Общеобразовательные учреждения Общественные организации Финансы Родители
смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно- нравственного развития. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно- нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в 12
содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию: 1 класс Школа – Государство. 18 часов На этом этапе целью моей работы является расширение и углубление знаний о моральных нормах и правилах культурного поведения в школе, создание психолого – педагогических условий для развития способностей и склонностей детей , обеспечение эмоционального благополучия. Итогами данной работы в конце учебного года является создание оптимальных внешне – средовых условий микросоциальной среды через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе. 2 класс Наши права. 34 часа. Задачей 2-го года обучения является знакомство младших школьников с первичными понятиями. Во втором классе предлагается рассмотреть такие темы, без которых невозможно почувствовать свою принадлежность к обществу. Дети знакомятся с конституцией Российской Федерации, с законодательной властью, с Декларацией прав человека (Е.Шабельник, Е. Каширцева), ролью семьи в развитии общества, органами государства, символами государства, которые отражают его национальный характер, историю народа, знакомятся с культурой прошлого и настоящего государства и родного края, определяют, какую роль в жизни человека играет религия. Деятльность учителя – воспитателя и учащихся на данном этапе определяется социально – нравственным характером содержания изучаемого материала. Происходит интериоризация – процесс переноса внешних действий во внутренний план. Материал преподносится на типичных примерах героев сказок. К концу второго года обучения дети должны иметь представление об исторической роли традиционных религий, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Знать об основных нормах светской этики и морали, о государственном устройстве, назначении прав человека и гражданина Росси. 13
3 класс. Мое внутренне Я. 34 часа. На этом этапе третьей ступени обучения основной целью является формирование мотива и способа действия ребенка на основе полученных этико – правовых знаний , воспитание культуры достоинства . Воспитание ценностей : веры, любви, свободы, которые составляют духовную основу жизни, приносящие удовлетворение личности и пользу обществу. На этом этапе идет логическая и практическая проверка моральных требований ребенка для превращения их в убеждения, формируются мотивы способа действий , в том числе и оценочная деятельность. В.А.Сухомлинский писал : «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир». Одним из направлений нравственного воспитания на этом этапе обучения считаю расширение и укрепление ценностно – смысловой сферы личности обучающегося, развитие его способностей сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям. Воспитание чувства уважения , любви к родному языку, я к слову как культурному богатству. Моя задача научить детей через характер, душу, образ слова заглянуть во внутренний мир человека. На протяжении этой кропотливой работы дети убеждаются , что путь к слову дальний , не простой. Чтобы почувствовать слово, необходимо знать его этимологию. Чтобы оценить поступок человека, необходимо проследить летопись роста его чувств, души. На данном этапе обучения я предлагаю детям познать себя и людей. На уроках литературного чтения , во внеурочной деятельности дети учатся анализировать поступки и поведение человека на основе сравнительной характеристики положительных и отрицательных героев. В процессе данной работы к концу третьего класса у младших школьников формируются основные личностные качества: имеет суждение о нравственном идеале человека, выборе наиболее оптимального средства и способа общения, развитие эстетических чувств , доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формированияе уважительного отношения к иному мнению.уметь управлять своим поведением в различных ситуациях, уважать человеческие достоинства и толерантно относиться к недостаткам. 4 класс. Элементы экономики и экологии в начальной школе. В 4 классе считаю необходимым в рамках данной программы введение элементов экономики и экологии. ( В рамках ФГОС в 4 классах вводится новый предмет « Основы светской этики» и нет необходимости дублировать предмет) Современному человеку необходимо знания объективных экономических законов, так как раньше произойдет первое знакомство с экономическими знаниями, активнее пойдет процесс социализации ребенка. С точки зрения системы развивающего обучения по методике Л.В.Занкова, ранне включение детей в занятие экономикой позволяет погрузить их в сложный мир многообразных социально – психологических отношений и порожденных ими противоречий и коллизий , опыт их разрешений – на базе полученных знаний, а также осознания собственных жизненных впечатлений помогает развитию интеллекта, расширяет кругозор ребенка, помогает его нравственному становлению, учит оценивать реальные взаимоотношения между людьми «по шкале» общечеловеческих ценностей в процессе изменения жизненных связей с миром, людьми. При формировании экономических понятий необходимым условием является межпредметная связь. Обучение ведется в «зоне ближайшего развития ребенка», то есть на высоком уровне трудности. Ребенок с самых первых занятий погружается в ситуацию, требующую от него интеллектуальных усилий, продуктивных действий, При формировании экономических понятий я 14
опираюсь на уроки математики, т.к. решение задач является одним из важнейших разделов практического курса экономики. Наблюдая за математической связью, свойством чисел дети выстраивают экономическую цепь закономерностей. Устойчивый познавательный интерес к экономике формируется разными средствами: элементы занимательности, логические комбинаторные задачи, элементы курса РПС, на развитие зрительной памяти, правильного распределения внимания. К концу четвертого года обучения школьники получают урок делевого этикета, развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выход из спорных ситуаций и учиться не создавать конфликтов. 1 класс Школа – государство. (18 часов). № п/п Тема занятия Количество часов 1. Школа- «государство». Летопись школы. Гимн школы. Конкурс рисунков : «Моя школа» 1 2. Традиции и обычаи школы. Сохранение культурных традиций школы. Игра : «День здоровья». Игра : «Колесо истории» 2 3. Права и обязанности школьника. «Ученик имеет право на ошибку. Ученик имеет право исправить ошибку». Работа с дневником по образовательной системе «Школа 2100» Праздник : «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» 2 4. Кто управляет школьным «государством»? ( Директор. Завуч. Социальная служба. Психологическая служба. Совет самоуправления. Игра: « Законы класса» Встреча с психологом и соцпедагогом. 2 5. Кто живет в нашем классе? ( национальный состав класса). Праздник : «Дружба народов» Праздник совместный с родителями : «В гостях у …..» 2 6. Я в общественном месте. Экскурсия в краеведческий музей. Библиотечный урок. ПДД. « Я пешеход» встреча с работником ГИБДД. 3 7. Забота школы о здоровье учащихся. В гостях у доктора Айболита. Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья». 2 8. Ученик - класс. Игра : «Кто я в этом классе» Психологический тест «Социометрия» , «Какой у нас коллектив» 2 9. Праздник : «Я и мои класс – дружная семья» 1 15
2 класс «Наши права». (34 часа.) 1. Родина. Мир. Ролевая игра: « Какая она моя Родина?» 1 2. Государство. Герб. Гимн. Флаг. Игра :»Страничка эрудита». Герб моего города. 2 3. Современная карта Родины. Республика. Край. Область. Автономная область. Автономные округа. Как устроено наше государство. Федерация. Конкурс рисунков : «Моя Родина». Экскурсия в г. Ульяновск. 2 4. Законы – правила для всех, которые устанавливаются государством. Конституция. Декларация прав ребенка. Знакомство с конституцией, книгой Е.Шабельник, Е.Каширцевой «Права на всякий случай» Знакомство со статьями №3, №6, №8. 4 5. Что такое власть? Законодательная власть. Государственная Дума. (Закон РФ об образовании). Президент. Исследовательская работа: «Государственная структура власти». Деловая игра: «Я выбираю ….». Рассмотреть статьи №21, №26. 4 6. Многонациональная Россия. Религия в жизни людей. Национальный состав Ульяновской области. Национальный состав класса. Конкурс рисунков «Мой национальный костюм». Экскурсия в музей:»Быт и культура народов Поволжья». 3 7. Традиции и обычаи государства. Культура и быт родного края. Знакомство с творчеством народов Поволжья( татары, мордва, чуваши). Разучивание песен, стихов. Встреча с представителями масульманства. 3 8. Семья. Поколение. Социальная защита. Обязанности ребенка в семье. Рассмотреть статьи №16, №25. Герб моей семьи. Занимательное занятие : «В кругу семьи». Правила моей семьи. Конкурс рисунков «Моя семья». Встреча с представителями правоохранительных органов. 5 9. Человек. Гражданин. Рассмотреть статьи №15, №29. Беседа «Я гражданин России». Рассмотреть на примерах героев литературных и русских народных сказок. 3 10. Общество. Взаимоотношения в обществе. Рассмотреть статьи №1, №5. Работа с психологом. (Мое место в классе , в школе, на улице» 3 11. Интеллектуальная игра « Я в мире друзей». 1 16
3 класс Мое внутреннее Я. (34 часа) 1. «Слово – друг и враг! Слово – ключ к сердцу». 1 2. Душа - внутреннее чувство. «Душу вложишь – все сможешь». 2 3. Чувство – способность ощущать. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе» В.А. Сухомлинский. Мини сочинение :»Кем я себя чувствую» 2 4. «Совесть – внутренний голос человека. « Совесть есть закон законов» А.Ламартин Беседа : «Чей образ я несу». 2 5. Нравственность – мораль –этика. Игра – исследование. 1 6. Человек – личность, человек – ничего. Есть люди, а есть людишки. Каким я вижу себя и своих одноклассников» 2 7. Жадность – щедрость. «Высшее богатство- отсутствие жадности». Игра : «Скупой по чужому добру сохнет» 2 8. Жестокость – добро. «Жестокость – добро. «Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости» К.Гельвеций. Встреча с сотрудником по делам несовершеннолетних. Ролевая игра «Кого можно считать добрым, а кого злым» 9. Грубость – вежливость. «Грубость – это резкость при обхождении, проявляющаяся в словах и поступках» Феофаст. Мини – сочинение: «Вежливость – первая и самая приятная добродетель». Викторина «Кто знает больше всех вежливых слов?» 2 10. Трусость – мужество. «Трусость – мать жестокости» М. Монтель Беседа «Мужество состоит не в том, чтобы смело преодолевать опасность, но и не в том , чтобы встречать ее с открытыми глазами». Встреча с ветеранами ВОВ. 2 11. Честность – подлость. «Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком». Игра «Что сильнее : правда или кривда?» 2 12. Верность – предательство. «Помогая Отечеству, сострадая им, ударим же в колокол собственной совести: где мой сын, где моя дочь, и кто же я на этом свете» Встреча с ветеранами чеченской войны. 2 13. Любовь – ненависть. «Любовь – это знать. Что человек желает и делает тебе только хорошее». Игра : «Скажи: «Я тебя люблю….» 2 14. Гордость – стыд. 2 17
Чувство вины – благородное чувство, не переживает только дурак. «Гордый человек точно обрастает ледяной коркой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству». 15. Эгоизм. «Думать о себе. Только о своем благе – это значит быть скотиной» Мини – сочинение « Могу ли я назвать себя эгоистом» 2 16. Характер. Воля. «Нужда учит человека тому, чего он без нее никогда не смог бы достигнуть» Работа по книге С. Лагерлеф «Путешествие Нильса на диких гусях» 2 17. Человек . Общество. «Жить среди людей и быть счастливым – это прежде всего уметь выполнять свой долг». «Мой долг – хорошо учиться». 1 4 класс Элементы экономики в начальной школе. (34 часа) 1. Что такое такое экономика? Этимология слова экономика. 1 2. Роль экономики в жизни и деятельности людей. Где и как человек встречается с экономикой. 2 3. Что такое законы? Законы природы и общества. 1 4. Экономика и труд. Чем деятельность людей отличает людей от животных. 1 5. Труд для себя и для других. 1 6. Труд и профессия. Сочинения «Кем я хочу стать». 2 7. Экскурсия на производство. 1 8. Оплата труда. Пособия: по безработице, стипендия, пенсия, детское, по инвалидности. 1 9. Экономика семьи. Дом, квартира, сад, огород – объекты экономики. Труд в домашнем хозяйстве. Исследование бюджета семьи. Как распределяет семья свой бюджет. 3 10 Бюджет семьи. От чего зависит благосостояние семьи. Накопление и потребление. Как бы я распорядился бюджетом , если бы был главой семьи. 2 11. Производство товаров. Что такое товар. 1 12. Производство для себя и для других, материальное и духовное производство. Деловая игра «Я директор.» 2 13. Высокое качество товара – важное условие организации производства. Бартер – обмен. Игра «Бизнес – математика» 2 14. Торговля. Необходимость и выгодность купли – продажи. Кто такие купцы. Купеческое слово. Игра : «Купи, продай». 2 15. Биржевая торговля. Виды бирж: товарные, фондовые. Биржевые цены. 1 16. Аукцион, торговля и торг. Порядок проведения торгов на аукционе. Игра : «Ярмарка». 1 18
17. Финансы и банки. Что такое финансы 1 18. Акции, их использование, обращение. Функции фондовых бирж. Изменение акции. Дивиденды. Игра : «Бизнес – школа». 1 19. Роль функции банка. Ссудный процент. Инвестиции. Как растут деньги. 1 20. Экономика и общечеловеческая нравственность. Что такое мораль? Цена слова. Доверие. 1 21. Типы отношений между собственниками и объектами собственности. Отношение между людьми, как собственниками. 1 22. Экономика и собственность. Разнообразие собственников. Формы собственности: частная, семейная, групповая. Экскурсия на частное производство. 1 23. Взаимоуважение партнеров. Что такое культура деловых отношений. 1 24. Экономика и толерантность. 1 Литература: 1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7. 2. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006. 3. О.А.Куревина Воспитание основ духовности и нравственности./ Начальная школа плюс до и после №9 2010 4. З.И.Курцева . Духовно – нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения ./ Начальная школа плюсдо и после №9 2010 5. О.В.Шуляпова . Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов второго поколения. ./ Начальная школа плюсд о и после 2012 №1 6. О.Е.Жиренко Я – гражданин России! Москва «Вако» 2006 г. 7. Е.С.Шабельник . Ваши права Москва «Вита – Пресс» 2001г. 8. Е.С.Шабельник. Права ребенка Москва «Вита – Пресс» 2003 г. 9. Т.Т.Смирнова «Белка и компания» экономика в играх и задачах . Самара Корпорация Федорова 2000 г. 19


В раздел образования