Напоминание

"Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"


Автор: Лебо Лилия Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ "Средняя школа Леонова"
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: сценарий урока
Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Раздел: начальное образование





Назад




Сценарий открытого урока русского языка во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

учителя начальных классов

Частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Леонова»

Лебо Лилии Владиславовны

1. Тема: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»

2. Тип урока – первичное усвоение новых предметных знаний и УУД.

3.

Цель

урока – создание условий для организации совместной

и самостоятельной деятельности обучающихся по

распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с помощью приставки.

4. Задачи урока:

предметные:

организовать деятельность обучающихся по знакомству с понятием «приставка» и распознаванию родственных слов

с приставками;

познакомить со схематическим изображением приставки;

формировать умение образовывать слова с приставочным способом;

метапредметные:

регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному

плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;

коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах;

познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в

учебных словарях, понимать информацию;

познавательные

(общеучебные)

-

способствовать

формированию

умения

пользоваться

инструкцией,

умению

обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические

модели (схемы) для обозначения частей слов;

личностные:

организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.

5. Оборудование:

телевизор;

ноутбук;

мультимедийная презентация;

1

карточки для групповой работы;

карточки с цифрами – номерами пунктов плана у учителя;

карточки с пунктами плана;

магнитная доска.

6. Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент,

эмоциональный

настрой и

мотивация

- Поприветствуйте гостей, подарите улыбку

соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия,

встречи с нашими друзьями. И чтобы

сохранить хорошее настроение и во всем

разобраться, какими нужно быть на уроке?

Кивают головой в знак

приветствия, дарят улыбки,

садятся.

Ответы детей: «нужно быть

внимательными, смелыми,

активными, организованными»

и т. п.

Личностные:

положительный

эмоциональный

настрой на урок.

2. Актуализация

знаний

- По «Содержанию» учебника найдите и

прочитайте тему урока к с. 59.

На странице «Содержание»

читают название темы урока:

«Как делаются слова.

Образование слов с помощью

приставки»

Познавательные:

поиск информации в

учебной книге.

Регулятивные:

постановка учебной

задачи

самостоятельно.

- Смысл какого слова в названии темы

вызывает у вас затруднение?

Приставка.

- Кто уже может объяснить значение этого

слова?

Ответы детей:

-«это, может быть, такая часть

речи»

-«это, может быть, часть слова»

и др.

- Мнения разные. Как быть?

Предлагают на уроке выяснить

(уточнить), что такое

приставка.

2

3. Мотивация и

целеполагание

На слайде появляется тема урока: «Как

делаются слова. Образование слов с

помощью приставки» и опорные слова:

Я хочу

- узнать, что…

- узнать, какие…

- понять, где…

Я хочу научиться

- находить…,

- составлять…,

- обозначать…

- Прочитайте ещё раз тему урока.

Самостоятельная деятельность

детей:

чтение темы урока.

Регулятивные:

постановка учебной

задачи

самостоятельно.

Личностные: учёт

позиции собеседника.

Коммуникативные:

работа в парах.

- По опорным словам сформулируйте для себя

цель урока: чему вы хотите научиться на

уроке?.

Обдумывают свою цель.

- Проговорите в парах друг другу цель,

которую постараетесь сегодня достичь.

В парах по опорным словам

продолжают фразы:

-«Я хочу узнать, что такое

приставка, какие бывают

приставки»,

- «Я хочу понять, где стоят

приставки»,

-«Я хочу научиться находить

приставки, обозначать на

письме приставки» и т. п.

- Озвучьте свою цель.

Учитель благодарит ребят.

Несколько обучающихся

произносят вслух собственную

цель.

4. Изучение нового

- Откройте учебники на с.59-60, рассмотрите

задания.

- Давайте обсудим план работы.

Находят в учебнике на с.59-60

условные знаки и задания к

уроку.

Познавательные:

поиск информации в

учебной книге.

3

Личностные: учёт

позиции собеседника.

Коммуникативные:

работа в парах.

Регулятивные:

работа по совместно

составленному плану.

Познавательные:

На слайде появляется изображение

Волшебницы Анишит Йокоповны со словами

«ПЛАН РАБОТЫ»

-Волшебница Анишит Йокоповна предлагает

начать работу вот с такого пункта плана:

прочитайте запись на доске.

Читают на доске первый

пункт плана работы:

1.Выполним упр.64.

-Волшебница спрятала остальные пункты

плана! Чтобы их найти объединимся в

группы.

-Найдите в раздаточном материале лист,

который может быть пунктом плана.

Обсудите его место в плане урока.

Работают в группах

постоянного состава по 4

человека. В каждой группе на

столах из раздаточного

материала находят один из

пунктов плана:

2. Изучим плакат Летучей

Мыши.

3. Выполним упр. на с.60.

4. Разгадаем ребус.

5. Трудное задание.

6. Подведем итоги.

7. Оценим свою работу.

Дети обсуждают в группе и

предлагают место пункта в

плане работы, представитель

от группы вывешивает

табличку с названием пункта

плана. Совместно составляется

план работы.

4

поиск информации в

учебных словарях.

- Просмотрите план работы урока.

- Согласны работать в таком порядке?

Тогда - вперед за новыми знаниями!

На доске:

1.Выполним упр.64.

2. Изучим плакат Летучей

Мыши.

3. Выполним упр. на с.60.

4. Разгадаем ребус.

5. Трудное задание.

6. Подведем итоги.

7. Оценим свою работу.

- Прочитайте задание к упр.64.

Читают задание. Определяют

по условному знаку

(пиктограмме), что нужно

обратиться к «Обратному

словарю» и найти слова на –ТЬ,

родственные слову бежать.

Находят:

бежать

забежать

добежать

пробежать

убежать

выбежать

- Как можно назвать слова и почему?

Слова однокоренные, у них

общий корень

-беж-, они близки по смыслу.

- Что ещё заметили?

Перед корнем стоят частички,

они выделены голубым цветом.

5

- Ответьте на вопросы учебника (упр.64.) и

сделайте вывод.

Подробно отвечают на

вопросы учебника и делают

вывод: у родственных слов

перед корнем бывает ещё одна

часть слова, которая вносит

изменение в слово.

- Что это за часть слова?

- Откуда вы это знаете?

-Где можно уточнить так ли это?

Ученики дают ответ:

приставка.

Говорили старшие,

рассматривал учебник.

В учебнике.

Динамическая

минутка или

пальчиковая

гимнастика

(можно вставить

по своему

усмотрению)

-Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем.

-Садитесь.

Возьмите в руки карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Выполняют несколько

упражнений.

Садятся.

Крутят карандаш между

ладошек и пальчиков.

5. Первичное

закрепление

- Переходим к следующему пункту нашего

плана.

- Пользуясь Плакатом Летучей Мыши на с.60

учебника, постарайтесь дать научное

объяснение слову «приставка»?

- Обратите внимание, как обозначается

приставка.

Изучим плакат Летучей

Мыши.

Читают плакат Летучей

Мыши на с.60, объясняют

своими словами:

1) Приставка - часть слова.

2) Стоит перед корнем.

3) С помощью приставки

образуются новые слова.

Познавательные:

поиск информации в

учебной книге,

умение пользоваться

инструкцией.

Познавательные:

использование

6

знаково-

символических

моделей (схем) для

обозначения частей

слов.

Регулятивные:

развитие навыков

самоконтроля.

-Далее будем работать в группах.

Найдите в раздаточном материале конверт с

карточками, на которых принятые в русском

языке обозначения частей слова.

Инструкция:

- Найдите конверт с карточками, в котором

схематически изображены части слова.

- Рассмотрите их и сконструируйте

возможную схему слова по его частям.

- Проверим.

Одна группа конструирует у доски

схему слова:

¬

^

|_______________|

Совещаются в группах и

составляют схему слова.

Проверяют, как выполнила

задание группа у доски.

- Что можно сказать о приставке по схеме

слова?

Ответы детей:

- Чтобы узнать приставку, что

нужно уметь находить корень.

- Приставка стоит перед

корнем.

- Итак, расскажите все, что узнали о

приставке.

Рассказывают, что запомнили:

1) Приставка - часть слова.

2) Стоит перед корнем.

3) С помощью приставки

образуются новые слова.

6. Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

- Обратимся к следующему пункту плана.

- Прочитайте задание на с.60.

- Что надо знать, чтобы выполнить его?

Выполним упр. на с.60.

Находят упр. на с. 60. Читают

задание.

Надо знать понятия

родственные слова,

словосочетание. Объясняют.

Познавательные:

поиск информации в

учебной книге,

умение пользоваться

инструкцией.

7

Коммуникативные:

работа в парах.

Личностные: учёт

позиции собеседника.

Регулятивные:

развитие навыков

самоконтроля.

- Это задание будете выполнять в парах.

Инструкция:

-Дополните словосочетания устно, затем

запишите в тетрадь по 2 словосочетания и

выделите приставки.

-Договоритесь в парах, с какими

словосочетаниями будете работать.

- Самопроверку выполните по записям

слайда.

- У кого получилось без ошибок? Кто

нашёл и исправил ошибки. Молодцы.

Работают в парах.

Составляют словосочетания,

записывают, проверяют по

записям слайда:

добежать до аптеки;

забежать за лекарством;

убежать от собаки;

пробежать мимо дома.

Отмечают знаком «+»

правильно выполненную

работу.

- Что нас ждет дальше?

На слайде появляются картинки с условными

обозначениями, по которым нужно разгадать

слоги и составить слово:

АЛьбом, нота ФА, сВИсТок.

Нас ждёт ребус.

Дети отгадывают слово:

«АЛФАВИТ»

- Это словарное слово. Найдите в тетради для

самостоятельной работы на с.31 № 42,

прочитайте задание, запишите слово,

поставьте ударение.

Работают в тетрадях для

самостоятельной работы,

находят словарное слово в

словаре «Произноси

правильно».Записывают, ставят

ударение.

Познавательные:

поиск информации в

учебных словарях.

- Разберите слово по составу.

Все слово корень, приставки

нет.

8

7. Включение в

систему знаний.

- И вот мы подошли к Трудному заданию.

Работать будете в группах.

Инструкция:

- В отрывках стихотворения «Мяч» С.

Маршака найти слова – названия действий,

подчеркнуть их и выделить в них приставку,

если есть.

Мой

Весёлый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До

поворота.

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты

покатился

И назад

Не

воротился.

Там

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул –

Вот и всё!

Трудное задание.

Работают в группах.

Находят слова – названия

действий, подчеркивают их и

выделяют в них приставку.

Коммуникативные:

распределение

обязанностей при

работе в группах.

Познавательные:

умение пользоваться

инструкцией.

9

- Какие слова названия действий вы

подчеркнули? Выполните самопроверку по

слайду. Внесите исправления.

- Кто справился без ошибок? Кто нашёл и

исправил ошибки. Молодцы.

На слайде:

1.Помчался

2. Не угнаться

3. Хлопал, скакал, топал

4. Прыгал, покатился, не

воротился

5. Покатился, докатился,

подкатился, добежал

6. Попал, лопнул, хлопнул

Отмечают знаком «+»

правильно выполненную

работу.

Регулятивные:

развитие навыков

самоконтроля.

- Назовите приставки, которые встретились?

По-, до-, под-.

10

8. Рефлексия

деятельности

(итог урока)

- Какой следующий пункт нашего плана?

- Вспомните, какую цель каждый поставил в

начале урока? Кто достиг своей цели?

- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали

нового?

Для ответа можно пользоваться опорными

словами:

узнал, что…

- узнал, какие…

- понял, где…

научился

- находить…,

- составлять…,

- обозначать…

Подведем итоги.

Вспоминают свою цель,

поднимают руку те, кто

достиг цели.

Продолжают фразы,

написанные на обратной

стороне доски.

Регулятивные:

развитие навыков

самоконтроля.

- Чью работу на уроке можно отметить?

Называют имена отличившихся

детей.

11

- Всё, урок можно закончить?

-С помощью оценочной линейки отметьте, как

вы поняли, что такое приставка.

Нет, мы должны оценить

свою работу.

На полях тетради чертят

оценочную линейку и

отмечают кружком: место

ближе к верхней границе, если

всё было понятно, по середине

линейки - если что-то не

совсем понятно и ближе к

нижней границе – если много

было затруднений.

Регулятивные:

развитие навыков

самоконтроля.

-Молодцы! Спасибо. Урок окончен.

12



В раздел образования