Автор: Лебо Лилия Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ "Средняя школа Леонова"
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: сценарий урока
Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Раздел: начальное образование
Сценарий открытого урока русского языка во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
учителя начальных классов
Частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Леонова»
Лебо Лилии Владиславовны
1. Тема: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»
2. Тип урока – первичное усвоение новых предметных знаний и УУД.
3.
Цель
урока – создание условий для организации совместной
и самостоятельной деятельности обучающихся по
распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с помощью приставки.
4. Задачи урока:
предметные:
организовать деятельность обучающихся по знакомству с понятием «приставка» и распознаванию родственных слов
с приставками;
познакомить со схематическим изображением приставки;
формировать умение образовывать слова с приставочным способом;
метапредметные:
регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному
плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;
коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах;
познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в
учебных словарях, понимать информацию;
познавательные
(общеучебные)
-
способствовать
формированию
умения
пользоваться
инструкцией,
умению
обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические
модели (схемы) для обозначения частей слов;
личностные:
организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.
5. Оборудование:
телевизор;
ноутбук;
мультимедийная презентация;
1
карточки для групповой работы;
карточки с цифрами – номерами пунктов плана у учителя;
карточки с пунктами плана;
магнитная доска.
6. Ход урока
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Оргмомент,
эмоциональный
настрой и
мотивация
- Поприветствуйте гостей, подарите улыбку
соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.
- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия,
встречи с нашими друзьями. И чтобы
сохранить хорошее настроение и во всем
разобраться, какими нужно быть на уроке?
Кивают головой в знак
приветствия, дарят улыбки,
садятся.
Ответы детей: «нужно быть
внимательными, смелыми,
активными, организованными»
и т. п.
Личностные:
положительный
эмоциональный
настрой на урок.
2. Актуализация
знаний
- По «Содержанию» учебника найдите и
прочитайте тему урока к с. 59.
На странице «Содержание»
читают название темы урока:
«Как делаются слова.
Образование слов с помощью
приставки»
Познавательные:
поиск информации в
учебной книге.
Регулятивные:
постановка учебной
задачи
самостоятельно.
- Смысл какого слова в названии темы
вызывает у вас затруднение?
Приставка.
- Кто уже может объяснить значение этого
слова?
Ответы детей:
-«это, может быть, такая часть
речи»
-«это, может быть, часть слова»
и др.
- Мнения разные. Как быть?
Предлагают на уроке выяснить
(уточнить), что такое
приставка.
2
3. Мотивация и
целеполагание
На слайде появляется тема урока: «Как
делаются слова. Образование слов с
помощью приставки» и опорные слова:
Я хочу
- узнать, что…
- узнать, какие…
- понять, где…
Я хочу научиться
- находить…,
- составлять…,
- обозначать…
- Прочитайте ещё раз тему урока.
Самостоятельная деятельность
детей:
чтение темы урока.
Регулятивные:
постановка учебной
задачи
самостоятельно.
Личностные: учёт
позиции собеседника.
Коммуникативные:
работа в парах.
- По опорным словам сформулируйте для себя
цель урока: чему вы хотите научиться на
уроке?.
Обдумывают свою цель.
- Проговорите в парах друг другу цель,
которую постараетесь сегодня достичь.
В парах по опорным словам
продолжают фразы:
-«Я хочу узнать, что такое
приставка, какие бывают
приставки»,
- «Я хочу понять, где стоят
приставки»,
-«Я хочу научиться находить
приставки, обозначать на
письме приставки» и т. п.
- Озвучьте свою цель.
Учитель благодарит ребят.
Несколько обучающихся
произносят вслух собственную
цель.
4. Изучение нового
- Откройте учебники на с.59-60, рассмотрите
задания.
- Давайте обсудим план работы.
Находят в учебнике на с.59-60
условные знаки и задания к
уроку.
Познавательные:
поиск информации в
учебной книге.
3
Личностные: учёт
позиции собеседника.
Коммуникативные:
работа в парах.
Регулятивные:
работа по совместно
составленному плану.
Познавательные:
На слайде появляется изображение
Волшебницы Анишит Йокоповны со словами
«ПЛАН РАБОТЫ»
-Волшебница Анишит Йокоповна предлагает
начать работу вот с такого пункта плана:
прочитайте запись на доске.
Читают на доске первый
пункт плана работы:
1.Выполним упр.64.
-Волшебница спрятала остальные пункты
плана! Чтобы их найти объединимся в
группы.
-Найдите в раздаточном материале лист,
который может быть пунктом плана.
Обсудите его место в плане урока.
Работают в группах
постоянного состава по 4
человека. В каждой группе на
столах из раздаточного
материала находят один из
пунктов плана:
2. Изучим плакат Летучей
Мыши.
3. Выполним упр. на с.60.
4. Разгадаем ребус.
5. Трудное задание.
6. Подведем итоги.
7. Оценим свою работу.
Дети обсуждают в группе и
предлагают место пункта в
плане работы, представитель
от группы вывешивает
табличку с названием пункта
плана. Совместно составляется
план работы.
4
поиск информации в
учебных словарях.
- Просмотрите план работы урока.
- Согласны работать в таком порядке?
Тогда - вперед за новыми знаниями!
На доске:
1.Выполним упр.64.
2. Изучим плакат Летучей
Мыши.
3. Выполним упр. на с.60.
4. Разгадаем ребус.
5. Трудное задание.
6. Подведем итоги.
7. Оценим свою работу.
- Прочитайте задание к упр.64.
Читают задание. Определяют
по условному знаку
(пиктограмме), что нужно
обратиться к «Обратному
словарю» и найти слова на –ТЬ,
родственные слову бежать.
Находят:
бежать
забежать
добежать
пробежать
убежать
выбежать
- Как можно назвать слова и почему?
Слова однокоренные, у них
общий корень
-беж-, они близки по смыслу.
- Что ещё заметили?
Перед корнем стоят частички,
они выделены голубым цветом.
5
- Ответьте на вопросы учебника (упр.64.) и
сделайте вывод.
Подробно отвечают на
вопросы учебника и делают
вывод: у родственных слов
перед корнем бывает ещё одна
часть слова, которая вносит
изменение в слово.
- Что это за часть слова?
- Откуда вы это знаете?
-Где можно уточнить так ли это?
Ученики дают ответ:
приставка.
Говорили старшие,
рассматривал учебник.
В учебнике.
Динамическая
минутка или
пальчиковая
гимнастика
(можно вставить
по своему
усмотрению)
-Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем.
-Садитесь.
Возьмите в руки карандаш.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Выполняют несколько
упражнений.
Садятся.
Крутят карандаш между
ладошек и пальчиков.
5. Первичное
закрепление
- Переходим к следующему пункту нашего
плана.
- Пользуясь Плакатом Летучей Мыши на с.60
учебника, постарайтесь дать научное
объяснение слову «приставка»?
- Обратите внимание, как обозначается
приставка.
Изучим плакат Летучей
Мыши.
Читают плакат Летучей
Мыши на с.60, объясняют
своими словами:
1) Приставка - часть слова.
2) Стоит перед корнем.
3) С помощью приставки
образуются новые слова.
Познавательные:
поиск информации в
учебной книге,
умение пользоваться
инструкцией.
Познавательные:
использование
6
знаково-
символических
моделей (схем) для
обозначения частей
слов.
Регулятивные:
развитие навыков
самоконтроля.
-Далее будем работать в группах.
Найдите в раздаточном материале конверт с
карточками, на которых принятые в русском
языке обозначения частей слова.
Инструкция:
- Найдите конверт с карточками, в котором
схематически изображены части слова.
- Рассмотрите их и сконструируйте
возможную схему слова по его частям.
- Проверим.
Одна группа конструирует у доски
схему слова:
¬
^
□
|_______________|
Совещаются в группах и
составляют схему слова.
Проверяют, как выполнила
задание группа у доски.
- Что можно сказать о приставке по схеме
слова?
Ответы детей:
- Чтобы узнать приставку, что
нужно уметь находить корень.
- Приставка стоит перед
корнем.
- Итак, расскажите все, что узнали о
приставке.
Рассказывают, что запомнили:
1) Приставка - часть слова.
2) Стоит перед корнем.
3) С помощью приставки
образуются новые слова.
6. Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
- Обратимся к следующему пункту плана.
- Прочитайте задание на с.60.
- Что надо знать, чтобы выполнить его?
Выполним упр. на с.60.
Находят упр. на с. 60. Читают
задание.
Надо знать понятия
родственные слова,
словосочетание. Объясняют.
Познавательные:
поиск информации в
учебной книге,
умение пользоваться
инструкцией.
7
Коммуникативные:
работа в парах.
Личностные: учёт
позиции собеседника.
Регулятивные:
развитие навыков
самоконтроля.
- Это задание будете выполнять в парах.
Инструкция:
-Дополните словосочетания устно, затем
запишите в тетрадь по 2 словосочетания и
выделите приставки.
-Договоритесь в парах, с какими
словосочетаниями будете работать.
- Самопроверку выполните по записям
слайда.
- У кого получилось без ошибок? Кто
нашёл и исправил ошибки. Молодцы.
Работают в парах.
Составляют словосочетания,
записывают, проверяют по
записям слайда:
добежать до аптеки;
забежать за лекарством;
убежать от собаки;
пробежать мимо дома.
Отмечают знаком «+»
правильно выполненную
работу.
- Что нас ждет дальше?
На слайде появляются картинки с условными
обозначениями, по которым нужно разгадать
слоги и составить слово:
АЛьбом, нота ФА, сВИсТок.
Нас ждёт ребус.
Дети отгадывают слово:
«АЛФАВИТ»
- Это словарное слово. Найдите в тетради для
самостоятельной работы на с.31 № 42,
прочитайте задание, запишите слово,
поставьте ударение.
Работают в тетрадях для
самостоятельной работы,
находят словарное слово в
словаре «Произноси
правильно».Записывают, ставят
ударение.
Познавательные:
поиск информации в
учебных словарях.
- Разберите слово по составу.
Все слово корень, приставки
нет.
8
7. Включение в
систему знаний.
- И вот мы подошли к Трудному заданию.
Работать будете в группах.
Инструкция:
- В отрывках стихотворения «Мяч» С.
Маршака найти слова – названия действий,
подчеркнуть их и выделить в них приставку,
если есть.
Мой
Весёлый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До
поворота.
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты
покатился
И назад
Не
воротился.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул –
Вот и всё!
Трудное задание.
Работают в группах.
Находят слова – названия
действий, подчеркивают их и
выделяют в них приставку.
Коммуникативные:
распределение
обязанностей при
работе в группах.
Познавательные:
умение пользоваться
инструкцией.
9
- Какие слова названия действий вы
подчеркнули? Выполните самопроверку по
слайду. Внесите исправления.
- Кто справился без ошибок? Кто нашёл и
исправил ошибки. Молодцы.
На слайде:
1.Помчался
2. Не угнаться
3. Хлопал, скакал, топал
4. Прыгал, покатился, не
воротился
5. Покатился, докатился,
подкатился, добежал
6. Попал, лопнул, хлопнул
Отмечают знаком «+»
правильно выполненную
работу.
Регулятивные:
развитие навыков
самоконтроля.
- Назовите приставки, которые встретились?
По-, до-, под-.
10
8. Рефлексия
деятельности
(итог урока)
- Какой следующий пункт нашего плана?
- Вспомните, какую цель каждый поставил в
начале урока? Кто достиг своей цели?
- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали
нового?
Для ответа можно пользоваться опорными
словами:
узнал, что…
- узнал, какие…
- понял, где…
научился
- находить…,
- составлять…,
- обозначать…
Подведем итоги.
Вспоминают свою цель,
поднимают руку те, кто
достиг цели.
Продолжают фразы,
написанные на обратной
стороне доски.
Регулятивные:
развитие навыков
самоконтроля.
- Чью работу на уроке можно отметить?
Называют имена отличившихся
детей.
11
- Всё, урок можно закончить?
-С помощью оценочной линейки отметьте, как
вы поняли, что такое приставка.
Нет, мы должны оценить
свою работу.
На полях тетради чертят
оценочную линейку и
отмечают кружком: место
ближе к верхней границе, если
всё было понятно, по середине
линейки - если что-то не
совсем понятно и ближе к
нижней границе – если много
было затруднений.
Регулятивные:
развитие навыков
самоконтроля.
-Молодцы! Спасибо. Урок окончен.
12