Автор: Косолапова Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ "Средняя школа Леонова"
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка
Тема: "Мягкий знак показатель мягкости согласного"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний»
учителя начальных классов
Частного общеобразовательного учреждения «Средняя школа Леонова»
Косолаповой Ирины Васильевны
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
Цели: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению условий употребления
мягкого знака на конце слов и в середине слова; учить переносить слова с мягким знаком; совершенствовать умение в использовании мягкого
знака после ль (перед твердыми и мягкими согласными).
Задачи урока:
предметные:
организовать деятельность обучающихся по знакомству с понятием «мягкий знак-показатель мягкости»;
формировать умение употреблять мягкий знак на конце слов и в середине слова для обозначения мягкости согласного ;
учиться применять правила переноса слов с мягким знаком;
получить возможность осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
метапредметные:
регулятивные
-
развивать
умение
ставить
учебную
задачу
самостоятельно,
работать
по
совместно
составленному
плану,
способствовать развитию навыков самоконтроля;
коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах;
познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, понимать
информацию;
познавательные
(общеучебные)
-
способствовать
формированию
умения
пользоваться
инструкцией,
умению
обращаться
к
дидактической иллюстрации для решения проблемы;
личностные:
организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.
5. Оборудование:
интерактивная доска;
ноутбук;
мультимедийная презентация;
карточки для работы в парах;
«Лента букв»;
6. Ход урока
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Орг.момент,
эмоциональный
настрой и мотивация
-
Подарите
улыбку
соседу,
учителю. Проверьте готовность
к уроку.
Спасибо. Садитесь.
-
Сегодня на уроке нас ждут
новые открытия.(Слайд 1)
И
чтобы
сохранить
хорошее
н а с т р о е н и е
и
в о
в с е м
разобраться,
какими
нужно
быть на уроке?
Кивают
головой
в
знак
приветствия,
дарят улыбки, садятся.
О т в е т ы
д е т е й :
« н у ж н о
б ы т ь
внимательными,
смелыми,
активными,
организованными» и т. п.
Личностные:
полож итель ны й
э м о ц и о н а л ь н ы й
настрой на урок.
Регулятивные:
Самостоятельная
организация
своего
рабочего места.
2 .
А к т у а л и з а ц и я
знаний
Словарная работа
-Записываем
дату.
«Классная
работа»
Каллиграфическая минутка:
ть, сь,
Р.совать, .зык, , из.бр.жать, до
св.дания,
т.традь,
п.льто,
м.дведь
(Слайд 2)
- Что за слова мы записали?
- Что общего?
- Проверка по слайду.
-Сегодня
мы
откроем
новые
знания о букве.
-Вы
хотите
спросить,
какую
букву
я
имею
в
виду?
А
вы
сейчас сами скажете. (Слайд 3)
-Прочитайте
стихотворение,
подумайте,
о
каком
знаке
говорится в нём?
Ответ детей:
-Словарные слова
Самооценка + -
С л у ш а ю т
у ч и т е л я
и отвечают на вопрос.
Во всех словах есть мягкий знак.
-в
одних
словах
мягкий
знак
стоит
в
середине, а в других в конце слова.
Познавательные УУД:
Формулирование
п о зн а ват е л ь н о й
цели,анализ
с
целью
в ы деления
существенных
и
не суще ственных
признаков,
выбор
критериев
для
сравнения, подведение под понятие.
Регулятивные:
С а м о п р о в е р к а ,
с а м о к о н т р о л ь .
Использование способа сличения своей
работы с заданным эталоном.
Этот знак, этот знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать,
двадцать,
десять,
пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банка в баньку превратится –
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Этот знак в словах писать.
-Над
какой
темой
мы
будем
работать сегодня на уроке?
Прочитать
стихотворение,
выписать
слова
с
мягким
знаком и ответить на вопрос:
Какую функцию выполняет ь?
(Слайд 4)
Здесь не зря во всех словах
написали мягкий знак.
Кто из вас, ребята, знает,
Что он здесь обозначает?
Дети
читают,
сравнивают
с л о ва ,
выделяют главную особенность, делают
умозаключение
и
предлагают
тему
урока.
Выводят тему урока: Мягкий знак.
Цель: узнать правило написания Ь.
Д е т и
ч и т а ю т
с т и х о т в о р е н и е ,
выписывают
слова
с
ь,
отвечают
на
вопрос, делая вывод.
Написать,
тридцать,
двадцать,
десять,
пять,
шесть, есть, пеньки, угольки, банька.
Проверка по заданному эталону.
Мягкий
знак
обозначает
мягкость
согласного звука.
3 .
М о т и в а ц и я
и
целеполагание
На
слайде
появляется
тема
у р о к а : «М я г к и й
з н а к -
п о к а з а т е л ь
м я г к о с т и
согласного» (Слайд 5)
-
Прочитайте
ещё
раз
тему
урока.
-Каковы наши задачи на уроке?
(Слайд 6)
-Чему вы хотите научиться на
уроке?
- К а к и е
з н а н и я
м о г у т
пригодиться?
(Слайд 7)
В парах по опорным словам продолжают
фразы:
-«Я
хочу
узнать,
когда
пишется
ь
в
словах»,
-«Я хочу научиться переносить слова с
Ь».
- Что это за буква?
Регулятивные:
целеполагание, планирование,
п о с т а н о в к а у ч е б н о й
з а д а ч и
самостоятельно.
Личностные:
с а м о о п р е д е л е н и е ,
развитие
навыков
сотрудничества
со
с в е р с т н и к а м и ,
у ч ё т
п о з и ц и и
собеседника.
Коммуникативные: работа в парах.
4. Изучение нового
О б ъ я с н я е т
з а д а н и е ,
контролирует его выполнение
Стр.50, упр. 25
-Прочитайте скороговорку.
-Для
ч его
и с п о л ь з у ю т
скороговорки?
Работа в парах.
-
П о у ч и т е с ь
б ы с т р о
и
п р а в и л ь н о
п р о и з н о с и т ь
скороговорку.
-Запишите
с ко р о г о в о р к у,
раскрывая скобки.
У
пен(?)ка
опят(?)
пят(?)
опят(?).
(Слайд 8)
Выполняют задание
Учатся быстро и правильно произносить
скороговорку.
Записывают
скороговорку,
раскрывая
скобки.
Взаимопроверка.
Познавательные:
поиск информации
в
учебной
книге,
умение пользоваться инструкцией.
Л и ч н о с т н ы е : у ч е т
п о з и ц и и
собеседника.
Регулятивные:
р а з в и т и е
н а в ы ко в
самоконтроля,
способность
понимать,
принимать и сохранять учебную задачу,
ориентироваться в учебном материале
Коммуникативные: работа в парах.
Динамическая
пауза/Пальчиковая
гимнастика
- В с т а н ьт е ,
п о ж а л у й с т а ,
немного отдохнем.
-Садитесь.
«Дружная семейка»
Этот пальчик большой —
( Р у к у
с ж а т ь
в
к у л а к ,
поочередно разгибать пальцы,
начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Ря д о м
с
м а м о й
—
б р а т
старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько
раз.)
Выполняют
несколько
упражнений.
Садятся.
Поочередно разгибают пальцы, начиная
с большого пальца.
5 .
П е р в и ч н о е
з а к р е п л е н и е
Стр.50, упр. 26.
Работа в парах:
-Продиктуйте друг другу слова.
-Выпишите из 1 части те слова,
которые можно разделить для
переноса.
Крыль – цо, пи – сать, школь
– ный, школь – ник, горь –
ко, уголь – ная.
(Слайд 9)
-Как переносятся слова с Ь в
середине слова?
Выполняют задание
Взаимопроверка.
Проверка по заданному эталону.
Познавательные:
умение пользоваться инструкцией.
Регулятивные:
р а з в и т и е
н а в ы ко в
самоконтроля.
Коммуникативные: работа в парах.
6.
Самостоятельная
р а б о т а
с
самопроверкой
по
э т а л о н у
-Вставьте вместо точек нужные
по смыслу слова.
1. Лодка села на …. .
2. Для письма на доске нужен
… .
3 .
П о с л е
с го р а н и я
д р о в
остается … .
4. Девочка начертила … .
- Какие слова написали вместо
точек?
- Что заметили?
-Для
чего
нужен
Ь
в
словах
МЕЛЬ, УГОЛЬ?
- Самопроверку выполните по
записям слайда. (Слайд 10)
- У
кого
получилось
без
ошибок?
Кто
нашёл
и
исправил ошибки. Молодцы!
Находят слова. Записывают их.
Мель, мел, уголь, угол.
Отмечают
знаком
«+»
правильно
выполненную работу.
Коммуникативные:
оценка
действий
партнера
(умение
с
до ст аточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли);
Личностные:
с о п о с т а в л е н и е
собственной оценки своей деятельности
с
оценкой
товарищей,
учителя;
учёт
позиции собеседника.
Регулятивные:
р а з в и т и е
н а в ы ко в
самоконтроля.
Физкультминутка для
глаз
Указать
варианты
движения
глаз: влево, вправо, вверх, вниз,
по
диагонали,
по
периметру
стены,
доски,
зажмурить,
открыть
широко,
похлопать
ресницами, закрыть, сосчитать
до 5, открыть.
В ы п о л н я ю т
у п р а ж н е н и я
д л я
расслабления.
7 .
В к л ю ч е н и е
в
систему знаний.
-
И
в о т
м ы
п од о ш л и
к
следующему заданию.
Работать будете в парах.
Инструкция:
-
Изменить
слова
так,
чтобы
они называли один предмет.
Окуни -…., тюлени -…, голуби
-…, дни -…, цепи - … .
Какие
слова
вы
записали?
Выполните взаимопроверку.
(Слайд 11)
Внесите исправления
- Кто справился без ошибок?
Кто
нашёл
и
исправил
ошибки. Молодцы!
-Как
обозначили
мягко сть
согласного звука?
Работают в парах.
Находят
слова,
записывают
их
в
тетрадь.
На слайде:
Окуни – окунь, тюлени – тюлень, голуби
– голубь, дни – день, цепи – цепь.
Отмечают
знаком
«+»
правильно
выполненную работу.
Подчеркните орфограмму.
Коммуникативные:
распределение
обязанностей при работе в парах.
Познавательные:построение
логической
цепочки
рассуждений;
умение пользоваться инструкцией.
Регулятивные:
р а з в и т и е
н а в ы ко в
самоконтроля,
способность
понимать,
принимать и сохранять учебную задачу,
ориентироваться в учебном материале;
развитие навыков самоконтроля.
8 .
Р е ф л е к с и я
деятельности
(итог урока)
- Над какой темой работали?
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.
(Слайд 12)
-
Какую
цель
поставили
в
начале урока?
Подведем итоги.
Вспоминают цель,
отвечают на поставленные вопросы
Регулятивные:
сохранение
учебной
задачи,
соответ ствующей
э т а п у
обучения;
р а з в и т и е
н а в ы к о в
самоконтроля.
-
Достигли
ли
поставленной
цели?
- Расскажите, что вы сегодня на
уроке узнали нового?
-
Достаточно
ли
этого
урока
чтобы
научиться
переносить
слова?
-Кого бы вы хотели похвалить
за урок?
-Какое
задание
было
для
вас
интересным?
- Всё, урок можно закончить?
- С
п о м о щ ь ю
ц в е т н ы х
карандашей
отметьте,
как
вы
поняли тему урока.
Называют имена отличившихся детей.
Буква ь бывает только строчная, с нее не
начинается слово, не обозначает звука.
Мягкий знак не переносится, а остается
на строке с той буквой, для обозначения
мягкости которой он служит.
Нет, мы должны оценить свою работу.
На полях тетради дети рисуют круг и
раскрашивают его по типу светофора:
Если работа на уроке прошла успешно,
ученик активно работал, то он рисует на
полях
зеленый
кружок:
«Можно
двигаться дальше». Если были
небольшие
затруднения,
не
всегда
быстро
справлялся
с
поставленной
задачей, то в тетради рисуется желтый
кружок:
«Нужна
небольшая
помощь».
Если
были
значительные
затруднения,
ученик
не
смог
с а м о с тоя т е л ь н о
справиться с новой задачей, то он рисует
красный
кружок:
«Стоп!
Мне
нужна
помощь!»
9. Домашнее задание.
-Из
любого
литературного
произведения выписать 15 слов
с
м я г к и м
з н а к о м ,
о б о з н ач а ю щ и м
м я г ко с т ь
Записывают домашнее задание.
согласного.
-Молодцы!
Спасибо.
Урок
окончен.
(слайд 14)