Напоминание

"Воспитание интереса к музыке и музыкальным занятиям"


Автор: Шайдулина Ильвира Демилевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Зерносовхозская ДШИ"
Населённый пункт: посёлок Новосёлки,Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание интереса к музыке и музыкальным занятиям"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение дополнительного

образования «Зерносовхозская ДШИ»

Методическая разработка

на тему:

«Воспитание интереса к музыке

и музыкальным занятиям»

Автор разработки Шайдулина Ильвира Демилевна,

преподаватель МКУ ДО «Зерносовхозская ДШИ»

п.Новосёлки

2017г

Пояснительная записка

Тема «О воспитании интереса к музыке и музыкальным занятиям » является

рекомендацией для преподавателей детских музыкальных школ народного

отделения по классу «Баян».

Методическая рекомендация может оказать помочь начинающим педагогам

преодолеть трудности, встретившиеся ученикам в этот период обучения и

помочь в их преодолении.

Педагог обязан помнить, что главная цель воспитании интереса у учащихся

музыкальных школ – так ввести в мир музыки, чтобы она стала частью его

жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.

Содержание

Введение………………………………………………………

Анализ причин негативного отношения некоторых детей к музыкальным

занятиям……………………………………

Индивидуальный подход педагога к учащимся……………

Об активизации интереса учащихся на уроке…………….

О работе с родителями…………………………………….

Список используемой литературы…………………………...

Тезис о необходимости всеобщего музыкального образования выдвинут

давно, но большинство родителей недооценивают значение музыкальных

занятий для развития детей. Еще с эмоциональным воспитание музыкой как-

то соглашаются, но часто упускают из виду ее колоссальную роль в

интеллектуальном развитии человека. Ведь даже маленькому ребенку для

того, чтобы воспроизвести простую нотную запись, необходимо

одновременно прочитать ритмический и звуковысотный рисунок ( да еще на

двух нотоносцах сразу!), следить за правильными пальцами, фразировкой и

т.д.. А при игре на баяне все эти задачи во много раз усложняются из-за

различий в строении клавиатур, сложности ведения меха. И о какой бы

карьере для своего ребенка не мечтали родители, какую бы профессию он в

будущем не избрал сам, музыкальные занятия принесут неоценимую пользу.

Музыкальный педагог Лев Баренбойм в своей книге «Путь к

музыцированию» рассказывает о швейцарском музыкальном деятеле и

психологе Эдгаре Виллемсе, который, развивая тезис о гармоничном

воспитании, говорил, что «разные способности взаимно укрепляют одна

другую, а не противоречат друг другу, как это часто имеет место в

интеллектуальном противоестественном обучении».

И, конечно же, простым знакомством и слушанием музыки не обойтись. Вот

что пишет по этому поводу древнегреческий философ Аристотель: «Нет

сомнения, что тем более мы подвергаемся влиянию каждого дела, чем ближе

и непосредственней участвуем в нем сами…. что только активное занятие

музыкой может иметь настоящее образовательное значение…. а если так, то

музыка непременно должна входить в программу воспитания».

Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки,

чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом

его детства.

Анализ причин негативного отношения некоторых детей к

музыкальным занятиям.

Иногда ребенок отчаянно сопротивляется музыкальным занятиям, учится, как

говорится «из-под палки». Иногда же он лишь покорно выполняет волю

родителей. Однако, такое обучение тоже не дает желаемого результата.

Бывает, что по окончании музыкальной школы баян годами не вынимается из

чехла или же совсем продается.

Так от кого и от чего зависит отношение ребенка к музыкальным занятиям и к

музыке вообще? Бесспорно, в первую очередь нужно назвать личность

педагога. В основном именно от него зависит, будет ли ребенок охотно идти

на урок, или при первой возможности постарается увильнуть от него. Захочет

ли ребенок сам заниматься дома, или же его заставят родители.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо считал, что «в

воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что

воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой

личности… Только личность может действовать на развитие и определение

личности, только характером можно организовать характер».

Музыкальной педагогике присуща специфическая черта, которую точно

подметил советский музыковед, пианист, педагог Яков Иссакович

Мильштейн: «Далеко не каждый может быть хорошим педагогом. Хорошо

играть и хорошо учить – разные вещи, хотя и взаимосвязанные». Таким

образом, личность – исполнитель далеко не всегда является личностью –

педагогом.

Естественно, узко понимаемая цель рождает самые примитивные средства,

такие как: скудность репертуара учащегося, однообразно сформулированные,

непродуманные домашние задания, скучная, сухая атмосфера на уроке,

формальное общение с родителями, минимум внеклассной работы

Кроме личности педагога существует еще множество стимулирующих и

дестимулирующих факторов обучения, например: отношение к музыкальным

занятиям ребенка и к музыке вообще членов семьи, эмоциональная

атмосфера в музыкальной школе, условия занятий и пр. Порой самые

незначительные, неважные на взгляд моменты играют для детей решающую

роль.

Индивидуальный подход педагога к учащимся

От педагога в ходе учебного процесса требуется профессиональность и

глубоко заинтересованное отношение к делу.

Контакт с учащаемся, устанавливается с первых же уроков и для того чтобы

этот контакт был успешным, педагог должен иметь максимум информации о

своем ученике и, прежде всего – о его музыкальных пристрастиях. Педагог

обязан интересоваться, что и как изучает ребенок в общеобразовательной

школе и по другим музыкальным дисциплинам, какова его семейная среда,

каковы его интересы, какие фильмы смотрит, что видит и слышит по

телевидению и радио. Помимо непосредственной радости это общение

принесет много пользы в плане изучения психики ребенка. Именно такого

рода общение позволяет выявлять индивидуальные качества ученика и на их

основе строить свои занятия. Знаменитый педагог А.Д. Алексеев утверждает

в «Методике обучения игре на фортепиано» - «В каждом ученике всегда есть

положительные и отрицательные черты и воспитание должно быть основано

на принципе стремления «зацепить лучшую струнку» в ученике, найти то

ценное, что в нем есть, то, к чему у него есть наибольший интерес, и при

помощи этого звена вытянуть всю цепь.»

Подобный подход учитывает и такие психологические моменты, как особый

тон общения: для одного более требовательный, строгий, для другого менее.

Очень важен даже темп произнесения слов: одному более подвижно, другому

– совсем медленный. Контролирующий момент здесь – успешность

восприятия ребенком замечаний учителя.

Еще одна немаловажная сторона в отношениях ученика и педагога. Ребенок

может не заметить методических просчетов учителя, но всегда обнаружить

его равнодушие, как бы тщательно оно не скрывалось. Особенно опасно,

когда педагог – иногда сознательно, иногда непроизвольно, - по-разному

относится к детям перспективным, т.е. будущим профессионалам и к

будущим любителям музыки. Разница, конечно, должна быть, но не в

отношениях к учащимся, а в способах и методах преподавания. Если же

психологическое равновесие разрушается, то страдает подавляющее

большинство малоодаренных детей. Одни из них пытаются угнаться за

«перспективными» и львиную долю времени тратят на преодоление

инструментальных технических трудностей, которые им в будущем не

пригодятся (вместо того, чтобы читать с листа, расширить свой музыкальный

кругозор, учиться импровизировать). Другие из гордости и не пытаются

«угнаться» за кем-то и вообще охладевают к музыкальным занятиям. Многие

педагоги оправдывают свое незаинтересованное отношение к

малоодаренным детям тем, что, мол, все равно бесполезно. Это в корне

неверно, да и просто бестактно, неблагодарно.

Хочется отметить еще один момент. Ученик пришел в школу. Первая встреча

с педагогом. Учитель должен как минимум нравиться ребенку. Дети, как

правило, безошибочно угадывают фальшь и натянутость в общении. Важно

сразу найти, угадать подходящую интонацию. Большинство детей

предпочитают дружеский, мягкий тон общения, а не жесткий, авторитарный.

Имеет большое значение и то, как выглядит педагог. Известное изречение

Антона Павловича Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно

– и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Таким образом, правильно налаженные взаимоотношения ученика и

педагога- залог успеха всего учебного процесса. Во-первых, они создают

взаимную теплоту и доверительность общения; во-вторых, у ребенка

возникает желание сотрудничать, «угодить» педагогу; в-третьих,

индивидуальный подход педагога помогает учащимся наиболее полно

творчески самовыразиться

Об активизации интереса учащихся на уроке.

Главная цель учебного процесса – творческое самовыражение учащихся.

Наиболее полно самовыжение ребенка происходит в игре.

В игре он свободен, активен, непосредственен. Поэтому важно продлить

атмосферу игры на весь начальный период обучения. Удобнее всего игровые

формы использовать в донотном периоде. Здесь минимум теории, минимум

технологии; познание музыки носит чисто эмоциональный характер. Этот

период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности:

всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки,

по возможности подбор по слуху простейших мелодий и попевок,

ритмические считалки и т.д. Естественно, что при всем этом присутствуют не

только развлекательные моменты; параллельно решается целый ряд

воспитательных задач. Творческое самовыражение учащихся неразрывно

связано с их инициативой. Педагог же обязан поддержать и стимулировать

самостоятельные поиски ребенка.

Существуют способы стимулирования интереса учащихся на уроке.

Например, возможно активизировать слух ребенка непосредственно через

музыку. Педагог методом показа( играя какое-либо произведение) обращает

его внимание на наиболее выразительные и характерные эпизоды (ритм,

литературное содержание и т.д.).

Дети активно себя ведут на уроках при игре в ансамбле. Коллективизм сам по

себе очень стимулирует музыкальные занятия учеников, как на уроке

непосредственно, так и дома. Возможно также проигрывание одной и той же

пьесы разными детьми (т.е. активизация ребенка за счет конкурентности).

Присутствие в классе других детей и родителей создает благоприятные

психологические предпосылки – ведь каждый ребенок в той или иной

степени артист.

О работе с родителями.

«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания

взрослых», - говорит советская пианистка, заслуженный учитель РСФСР

А.Д. Артоболевская

Во-первых, в семье, если не была, то должна создаваться атмосфера

благоговейности, или хотя бы интереса к музыкальным занятиям детей. Это

возможно в том случае, если педагог постоянно в контакте с родителями,

разъясняет им значение занятий музыкой для развития их ребенка. Конкретно

же можно говорить следующее:

1.

Мы вводим детей в сферу духовного. Никакое другое искусство не

может так развивать ребенка эмоционально (ведь музыка искусство

чувств, эмоций);

2.

Совершенствуются координация движений, вплоть до самых

мельчайших и разнообразных, каких нет ни в одном виде спорта;

3.

Воспитывается концентрация внимания;

4.

Развитие интеллектуальных способностей;

5.

Музыка организует и дисциплинирует характер ребенка.

Хочется особенно заострить внимание на последнем пункте. Родители

должны знать, что занятие музыкой – это не постоянное удовольствие,

удовлетворение и самовыражение; здесь ребенок приучается к труду. Это

всегда требует от него немало усилий и времени. При этом малышу особенно

нужна поддержка взрослых. Он должен знать, что за трудом последует

результат.

Во-вторых, родители вместе с педагогом должны продумать и установить

режим домашних заданий ребенка. Главное условие – ежедневность и

результативность.

Сколько времени дома заниматься ученику? Этот вопрос очень

индивидуален. Он зависит от возраста и психических особенностей

учащегося. Что касается результативности, то родители (а позже и ученик)

должны научиться каждый раз ставить небольшие реальные задачи и

выполнять их. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не

занимался усталым, после обильной еды. Нельзя заниматься много времени

подряд.

При коллективных обсуждениях атмосферу в классе регулирует педагог –

необходимо воспитывать у детей доброжелательность и объективность.

Немаловажное значение имеет и формирование кабинета, где проходят не

только индивидуальные уроки, но и встречи всего класса. Он должен быть

радиофицирован (проигрыватель, магнитофон), всегда «под рукой» должны

быть ноты. На стенах – портреты композиторов, фотографии исполнителей и

т.д. Все зависит от фантазии педагога.

Все вышесказанное должно быть направленно на то, чтобы создать в классе

особый микроклимат для поддержания интереса учащихся к занятиям

музыкой и конкретно на баяне.

И в заключении приведу слова Баренбойма о том, что «истинная педагогика

всегда, всюду, на всех этапах – творчества, личное творчество».

В данном случае автор хотел подчеркнуть личностный характер педагогики.

А я бы обратила внимание всех учителей музыки ( особенно молодых и

малоопытных) на слово «творчество». Ведь у педагога, творчески

относящегося к своей профессии, учиться детям будет всегда интересно.

Список используемой литературы

1.

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.,

1989г.

2.

Баренбойм Л. «Путь к музыцированию», 1979г.

3.

Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Пособие., 1989г.

4.

Бернстайн Л. «Музыка – всем»., 1989г.

5.

Коган Г. «Избранные статьи»., 1979г.

6.

Коган Г. «У врат мастерства»., 1961г.

7.

Мильштейн Я.И. «Вопросы теории и истории исполнительства»., 1983г.

8.

Сохор А. «Воспитательная роль музыки»., 1975г.

9.

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»., 1974г.



В раздел образования