Автор: Орлова Светлана Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская обл., Пуровский р-он, г. Тарко-Сале
Наименование материала: презентация
Тема: Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ЗПР
Раздел: начальное образование
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
С.В. Орлова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Планирование, содержание и условия реализации
коррекционных программ
для детей с ЗПР».
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
:
Определить условия проектирования и реализации
коррекционной программы для детей с ЗПР.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Изучить теоретическую и нормативную базу данной проблемы;
- Рассмотреть особенности развития детей с ЗПР и определить наиболее
эффективные программы коррекционного образования;
-Выделить требования к структуре, содержанию и условиям реализации
коррекционной программы на основе ФГОС ДО и Концепции Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.
Методологическое обоснование работы
История изучения данной проблемы отечественными и
зарубежными исследователями и обобщенный анализ
результатов исследования содержится в работах Т.А.
Власовой (1973-1976), Т.Б. Глезерман (1983), Ю.Г.
Демьянова (1970, 1988), В.В. Ковалева (1985), В.В.
Лебединского (1985) и других ученых.
Объект исследования
условия эффективности проектирования и реализации
коррекционной программы начального образования для
детей с ЗПР.
условия эффективности проектирования и реализации
коррекционной программы начального образования для
детей с ЗПР.
Предмет исследования
процесс разработки коррекционной программы начального
образования для детей с ЗПР в соответствии с их
образовательными потребностями.
Гипотеза исследования
Предполагается что обеспечение специальных условий
воспитанникам с особыми образовательными
потребностями - залог успешности коррекционно-
образовательного процесса.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Внедряя планирование, условия и реализацию
коррекционных программ дети с ЗПР достигают
наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Социальная адаптация и реабилитация являются
основой системы психолого-педагогической помощи
как одной из важнейших условий наиболее
адекватного и эффективного вхождения ребенка или
подростка в социум.
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Введение
2. Обеспечение системного комплексного воздействия на ребёнка с ЗПР
посредством проектирования и реализации коррекционной программы.
2.1.
Обеспечение
специальных
условий
воспитанникам
с
особыми
образовательными
потребностями
-
залог
успешности
коррекционно-
образовательного процесса.
2.2. Алгоритм разработки коррекционной программы для детей с ЗПР начальной
школы.
2.3.
Требование
к
структуре
и
содержанию
коррекционной
образовательной
программы.
2.4. Требования к условиям реализации коррекционной образовательной программы
начального образования.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Приложение.
Своевременная организация коррекционного воздействия
является основным фактором, обуславливающим социальную
адаптацию и реабилитацию ребенка с ЗПР.
Своевременная организация коррекционного воздействия
является основным фактором, обуславливающим социальную
адаптацию и реабилитацию ребенка с ЗПР.
Исходя из этого, есть необходимость организации специального
образовательного пространства для достижения целей обучения и
воспитания.
Исходя из этого, есть необходимость организации специального
образовательного пространства для достижения целей обучения и
воспитания.
Образовательное пространство формируется культурными
традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и
образовательных организаций.
Образовательное пространство формируется культурными
традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и
образовательных организаций.
При разработке коррекционной программы необходимо
учитывать общие и особые, характерные только данной категории,
образовательные потребности воспитанников, формы и степени
тяжести задержки психического развития.
При разработке коррекционной программы необходимо
учитывать общие и особые, характерные только данной категории,
образовательные потребности воспитанников, формы и степени
тяжести задержки психического развития.
К детям с ЗПР относятся дети, не имеющие выраженных отклонений
в развитии
К детям с ЗПР относятся дети, не имеющие выраженных отклонений
в развитии
Как отмечает И.Ю.Борякова, у
большинства из них отмечается
полиморфная клиническая
симптоматика: незрелость
поведения, целенаправленной
деятельности на фоне быстрой
истощаемости, нарушенной
работоспособности,
энцефалопатических
расстройств.
Классификация К.С.Лебединской на
основе учета этиологии и патогенеза
основных форм ЗПР - «Программы
воспитания и обучения школьников с ЗПР»:
-по типу конституционального
психического и психофизического
инфантилизма;
-соматогенного происхождения
(с явлениями соматогенной астении и
инфантилизма);
-психогенного происхождения
(патологическое развитие личности по
невротическому типу, психогенная
инфантилизация);
-церебрально-органического генеза.
В
с о о т в е т с т в и и
с
т и п о м
з а д е р ж к и
о п р е д е л я ю т с я
коррекционные
условия.
Коррекционный
процесс
направлен
на
формирование
психических
процессов,
на
развитие
навыков
самоконтроля и регуляции деятельности.
Основной целью психологической коррекции детей с задержкой
психического развития является оптимизация их интеллектуальной
деятельности
за
счет
стимуляции
их
психических
процессов
и
формирования
позитивной
мотивации
на
познавательную
деятельность.
Алгоритм проектирования коррекционной основной
Алгоритм проектирования коррекционной основной
общеобразовательной программы
общеобразовательной программы
Изучение нормативных документов
Изучение нормативных документов
Изучение теоретических основ дифференциации ОП
Изучение теоретических основ дифференциации ОП
Изучение образовательных потребностей
Изучение образовательных потребностей
Подбор оперативных задач проектирования
образовательных маршрутов
Подбор оперативных задач проектирования
образовательных маршрутов
Контроль динамики хода коррекционной работы, внесение
изменений.
Контроль динамики хода коррекционной работы, внесение
изменений.
Определение планирования и форм работы участников ОП
Определение планирования и форм работы участников ОП
Определение стратегии и тактики коррекционной работы
Определение стратегии и тактики коррекционной работы
Программа
коррекционной
работы
включает
в
себя
взаимосвязанные
направления,
раскрывающие
её
основное
содержание:
-
диагностическое
-
коррекционно-развивающее
-
консультативное
-
информационно-просветительское
Структура и содержание коррекционной основной
Структура и содержание коррекционной основной
общеобразовательной программы
общеобразовательной программы
Структура и содержание коррекционной основной
Структура и содержание коррекционной основной
общеобразовательной программы
общеобразовательной программы
Структура
образовательной
программы
построена
по
трем разделам:
-целевой раздел
-содержательный раздел
-организационный раздел
Требования к условиям реализации коррекционной
Требования к условиям реализации коррекционной
основной общеобразовательной программы
основной общеобразовательной программы
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей;
-использование форм и методов , соответствующих возрастным
и индивидуальным особенностям детей;
-
защита
детей
от
всех
форм
физического
и
психического
насилия;
-
поддержка
родителей
в
воспитании
детей,
охране
и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
-создание необходимых условий для диагностики и коррекции
нарушений развития и социальной адаптации,
-
учет
возраста
детей,
их
состояния
здоровья,
специфики
Программы при наполняемости группы .
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
Начальное
образование
–
период
наиболее
интенсивного
формирования
познавательной
деятельности
и
личности
в
целом.
Задержка
психического
развития
у
школьников
-
это
временное
несоответствие
уровня
психического
развития
паспортному
возрасту
ребенка,
которое
проявляется
в
несоответствии интеллектуальных возможностей его возрасту
(негрубое
нарушение
познавательной
сферы),
личностной
незрелости,
преобладании
игровых
интересов.
Это
синдром
временного
отставания
психики
в
целом
или
отдельных
ее
функций
(моторных,
сенсорных,
речевых,
эмоциональных,
волевых).
Это
не
клиническая
форма,
а
замедленный
темп
развития. Задержка
психического
развития
–
это
нарушение,
которое
преодолевается
с
возрастом,
и
тем
успешнее,
чем
раньше
создаются
специальные
условия
для
обучения
и
воспитания ребенка.
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
Своевременная
организация
коррекционного
воздействия
является основным фактором, обуславливающим социальную
адаптацию и реабилитацию ребенка с ЗПР.
Общим требованием является формирование возрастных
психологических
новообразований
и
предпосылок
для
перехода к следующему возрастному этапу. Специфическими
требованиями
являются
создание
адекватных
условий,
учитывающих особенности психического развития ребенка с
ЗПР,
стандартизация
специальных
психолого-педагогических
условий.
Вы никогда не сумеете решить возникшую
проблему, если сохраните то же мышление и тот
же подход, который привел вас к этой проблеме.
Альберт Эйнштейн