Напоминание

Использование регионального компонента в рабочей программе


Автор: Табота Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАЛЕВАЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Населённый пункт: Республика Карелия, пгт. Калевала
Наименование материала: Образовательная программа дополнительного образования детей "Академия волшебников"
Тема: Использование регионального компонента в рабочей программе
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

КАЛЕВАЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ДДТ…………………

(Н.М. Шестихина)

Рассмотрена и принята к реализации

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 17.09. 2014 года

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Академия волшебников»

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 7 – 14 лет

Педагог дополнительного образования

Табота Наталья Владимировна

1980 года рождения

Педагогический стаж: 8 лет 10 месяцев

Калевала, 2014 г.

Пояснительная записка

Изготовление игрушек и всевозможных поделок из различных материалов –

занимательное и обогащающее занятия для ребенка. В процессе изготовления

он чувствует себя настоящим творцом, создающегося мира. Ведь прямо на его

глазах

происходит

превращение

обычных

бумажных

листов

или

обрезков

ткани и ниток в невиданных кукол или воздушный шар, а обычная ваза с

конфетами может превратиться в букет или праздничный торт с любимым

лакомством для мамы. Летом можно любоваться воздушным змеем, парящем

высоко в небе; зимой – гостиной украшенной собственными поделками. В

традиционные

праздники

подарок,

сделанный

руками

ребенка

и

с

искренностью преподнесенный виновникам торжества, способен растрогать

любого. Но в современной жизни мы привыкли к тому, что нас чаще всего

окружают игрушки и предметы, купленные в магазине. Нередко бывает так,

что самостоятельно выполненный зверек или человечек надолго становиться

любимой

игрушкой,

вытесняя

интерес

к

дорогостоящим

покупным

развлечениям. Поэтому так

важно,

чтобы

время

от

времени

мир

вокруг

превращался в творческую мастерскую, где происходит волшебство, а жизнь

ребенка наполнялась чувством удовлетворенности от собственного трудового

процесса.

Программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение

кругозора,

развитие

творческих

способностей

обучаемых

в

декоративно-

прикладном творчестве с учётом народного творчества и современных условий

жизни, дизайна, быта, семьи. Данный курс предусматривает использование

разных

видов

декоративно-прикладного

творчества,

такие

как

вышивка,

бисероплетение, вязание крючком, макраме, лепка, работа с тканью, бумагой,

берестой,

природными

и

художественными

материалами.

Изготовление

поделок

в

разных

техниках

и

с

использованием

различных

материалов,

воспитывает мастерство, терпение, способствует развитию таких качеств, как

внимание,

любознательность,

сообразительность

и

развивает

мелкую

моторику

рук,

это

еще

и

превосходная

школа

эстетического

воспитания,

базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на

их

поиски

в

окружающей

действительности

деталей

прекрасного.

Показательно то, что при данной работе, не бывает конца совершенствованию

игрушке или поделке, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание,

возможность добиться более совершенных результатов

Основная цель программы

- сформировать у обучающихся устойчивую систематическую потребность

к саморазвитию и самосовершенствованию в декоративно - прикладном и

народном искусстве в процессе обучения со сверстниками.

2

Основные задачи программы

Воспитывающие задачи: воспитывать способность мыслить, сочинять,

создавать необычные оригинальные произведения декоративно – прикладного

творчества

на

основе

коллективного

труда

с

учётом

индивидуальных

особенностей членов коллектива.

Обучающие

задачи:

научить

самостоятельно

с

соблюдением

всех

технических условий изготавливать куклы, игрушки, сувениры в процессе

обучения

пробудить

желание

совершенствования

в

данных

направлениях

декоративно-прикладного творчества.

Развивающие

задачи:

развить

образное

восприятие

окружающего

пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Программа способствует:

-

воспитанию

личности

ребёнка

на

основе

народной

культуры,

через

декоративно - прикладное творчество;

- приобщению детей к национальным особенностям искусства.

- воспитанию в детях эстетического отношения к произведениям искусства;

- выявлению индивидуальных наклонностей, что является предпосылкой

для дальнейшего и более глубокого изучения определённого профиля работы.

- умению находить варианты решения оформления пространства, используя

специфику

цветовой

гаммы,

многообразие

художественных

и

природных

материалов в декоративно-прикладном искусстве;

-

формированию

понятия

о

роли

и

месте

декоративно-прикладного

искусства в жизни нашего общества;

-

созданию

творческой

атмосферы

в

группе

воспитанников

на

основе

взаимопонимания и сотрудничества для выполнения как индивидуальных, так

и коллективных работ;

- развитию личности каждого ребёнка в коллективе объединения;

- обучению практических навыков прикладной, творческой деятельности;

пониманию

связи

художественно-образных

задач

с

идеями

и

замыслами,

умению обобщать свои жизненные представления с учётом возможных средств

и материалов.

Настоящая программа “Академия Волшебников” носит художественно-

эстетический характер. Программа составлена на основе знаний возрастных

психолого-педагогических,

физических

особенностей

детей

младшего

школьного возраста младшего подросткового и подросткового возраста. Работа

с

обучающимися

строится

на

взаимно

-

сотрудничестве,

на

основе

уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности

ребёнка.

Важный

аспект

в

обучении

индивидуальный

подход,

удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.

Программа

вариативная,

гибкая,

может

изменяться.

Причинами

изменения

программы могут быть отсутствие “Условий реализации программы”, а так же

состав

данной

группы,

личностным

возможностям

детей.

Программа

предназначена

для

обучения

детей

школьного

возраста

с

7

до

14

лет.

3

Количество детей определяется; на 1 году обучения минимальным числом - 14

человек в группе, на 2 году обучения – 10 человек в группе. Содержание

программы реализуется в течение 2 учебных лет (144 часа в год): с 1 сентября

по31мая. Количество часов в неделю составляет 4 часа. Занятия проводиться

два раза в неделю по 2 академических часа.

В программе обучающимся предоставляется возможность почувствовать

целостность мира, в котором невозможно разъединить на части отдельные

понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру. Программа

не рассчитана на глубокое и детальное рассмотрение проблем, а только лишь

на выявление и развитие творческой личности, с устойчивой потребностью к

саморазвитию и самосовершенствованию.

На

занятиях

обучаемые

учатся

аккуратности,

экономии

материалов,

точности исполнения конкретной работы (поделки, сувенира), качественной

обработки изделий. Особое внимание уделяется технике безопасности при

работе

с

техническими

средствами,

которые

разнообразят

деятельность

и

повышают

интерес

детей.

Изложение

учебного

материала

имеет

ту

эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведёт к

высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения

в

коллективе

и

жизни

в

целом;

общения

в

совместной

деятельности

сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя

даже незначительные успехи в сфере обучения.

На первом году обучения дети получают начальные знания, приобретают

элементарные навыки в работе с тканью, знакомятся с историей народных

ремёсел, овладевают техникой того или иного вида прикладного искусства.

Мир маленького человека красочный ,эмоциональный. Для этого возраста так

ограниченны

знания

в

декоративно-прикладном

творчестве

(лепка,

изобразительное

искусство,

макраме,

бисероплетение,

вышивка,

вязание

крючком, работа с тканью, бумагой и природными материалами). Работа с

различными

материалами

расширяет

сферу

возможностей

обучающегося,

обеспечивает его раскрепощение на ознакомительном этапе. Развивающий

этап

это

более

свободное

владение

различными

материалами,

художественными

и

техническими

средствами,

позволяющими

ребёнку

самовыразиться.

Поэтому

на

первом

году

обучения

идет

работа

над

расширением

кругозора,

повышением

квалификации

и

заинтересованности

обучающихся в данном курсе. Педагог пробуждает желание в обучающихся

даже

совершенствоваться

в

этих

направлениях

декоративно-прикладного

творчества.

На втором году обучения учащиеся закрепляют уже полученные знания,

навыки

и

умения,

продолжают

овладевать

более

сложными

приёмами

и

технологиями

обработки

с

различными

материалами. Исследовательский

этап;

на

данном

этапе

важной

становится

цель

научить

детей

вести

4

исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед

собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные в первый год обучения, применяют в создании

творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в

разделах вышивка, вязание крючком, работа с тканью изготовление более

сложных

кукол

образов

(каркасных)

объёмные

панно,

стилизованные

композиции. В данном случае больше внимания уделяется индивидуальной

работе

и

творческим

разработкам.

В

этой

деятельности

проявляется

миросозерцание и миропонимание окружающей природы, народной культуры,

самоутверждение

в

обществе,

самобытность

и

мастерство

подрастающего

поколения.

По окончании обучения выпускники оформляют большую выставку.

Каждый

воспитанник

с

помощью

педагога

разрабатывает

эскиз

будущего

панно или стилизованную композицию; выбирает ткань, нитки и материал,

определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от

замысла

до

краткого

изложения

обучаемые

представляют

на

защите

творческой работы.

Защита творческой работы проходит на итоговом занятии, где обучаемый

представляет свою работу в виде панно или стилизованной композиции. В

которой воедино и всецело присутствуют 3 вида прикладного творчества, с

соблюдением всех правил и норм компоновки и законов композиции, учитывая

световой тон, форму предметов их взаимосвязь в пространстве и на плоскости.

Так же выпускник представляет реферат по выбранному одному из разделов за

весь

курс.

Такой

подход

позволяет

каждому

ребёнку

проявить

свои

способности наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе.

В конце 2 года обучения всем выпускникам выдаются “Творческие

дневники”, которые свидетельствуют о том, что дети прошли курс обучения

по данной программе. В “Творческий дневник” вносятся данные : грамоты,

дипломы,

награды,

благодарственные

письма,

полученные

за

весь

период

обучения, а так же фотографии творческих работ за весь курс.

Сверхзадачей

данного

курса

является

формирование

устойчивой

потребности

детей

к

саморазвитию

в

постоянном

творческом

общении

с

людьми,

в

тяге

к

искусству,

истории,

культуре.

Всякое

обучение

имеет

воспитывающий

характер.

Обучая

воспитываем,

воспитывая

обучаем,

поэтому

в

работе

с

детьми

уделяется

большое

внимание

воспитательной

работе.

Учёт возрастных и психологических особенностей

Возрастной подход в образовательном процессе – учёт и использование

закономерностей

развития

личности

(физиологических,

психических,

социальных),

а

также

социально-психологические

особенности

группы

воспитанников, обусловленные их возрастным составом.

Развитие, по мнению А.С.Выгодского – процесс, в котором существует

единство материальных и психических сторон, единство общественного и

5

личного

при

восхождении

по

ступеням

развития.

Критериями

развития

являются новообразования – новый тип строения личности, её деятельность,

психические и социальные изменения, отношение к среде, её внутренняя и

внешняя жизнь, весь ход развития в данный период.

Рассматривая развитие как процесс непрерывный, Л.С.Выгодский выделяет

устойчивые

и

стабильные

возрасты

молекулярные

накопления

и

скачкообразно

обнаруживаемые

новообразования,

приводящие

к

кризисам,

когда ребёнок в короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах

личности.

Кризис

возникает

незаметно,

обнаруживается

в

виде

трудновоспитуемости,

выпадая

из

системы

педагогических

воздействий,

снижение работоспособности и успеваемости, возникновения конфликтов. Он

отмечает, что ребёнок в критические периоды не столько приобретает, сколько

теряет из приобретенного периода.

На основании этого подхода Л.С.Выгодский предлагает свою периодизацию

психического развития ребёнка. К данной программе относятся 4 периода из

10 предлагаемых Л.С.Выгодским: кризис семи лет, школьный возраст (8 - 12

лет), кризис тринадцати лет, пубертатный возраст (14 - 18 лет).

Л.С.Выгодский,

исследовав

и

рассмотрев

социальную

среду,

воздействующую

на

ребёнка,

заметил

обратное

влияние

ребёнка

на

формирование

отношений

между

ним

и

средой.

Он

вводит

понятие

“социальная ситуация развития” под которой он понимает отношения между

ребёнком

и

окружающей

его

действительностью.

Для

каждого

возраста

социальная ситуация специфична, она тоже развивается и изменяется.

Изучая созревание процессов, Л.С.Выгодский вводит понятие “зона

ближайшего развития”, отмечая, что всё то, что ребёнок не может выполнить

самостоятельно, но чему может обучиться или что может выполнить под

руководством или в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов, будет

относиться к области подражания. Область созревающих процессов составляет

зону ближайшего развития ребёнка.

Размышляя о развитии высших психологических функций, Л.С.Выгодский

формулирует основные закономерности этого процесса. Во-первых, переход от

непосредственных природных, естественных форм и способов поведения к

опосредованным,

искусственным,

возникающим

в

процессе

культурного

развития

психических

функций.

Во-вторых,

отношение

между

высшими

психическими функциями является реальным отношением между людьми:

коллективные социальные формы поведения в процессе развития становятся

способом индивидуального приспособления, формами поведения и мышления

личности.

В-третьих,

всякая

функция

в

культурном

развитии

ребёнка

появляется на сцене дважды, в двух планах – сначала социальном, как форма

сот рудниче ства

между

людьми,

как

категория

ко л л е к т и в н а я ,

интерпсихологическая, затем психологическая, как средство индивидуального

поведения,

как

категория

интрапсихологическая.

Структура

высших

психических функций – слепок коллективных социальных отношений между

людьми.

В-четвёртых,

поведение

индивида

идентично

социальному

6

поведению.

Высший

фундаментальный

закон

психологии

поведения

заключается в том, что мы ведём себя по отношению к самим себе так, как мы

ведём себя по отношению к другим. Подчинение своих действий собственной

власти необходимо в качестве предпосылки осознания своих действий.

Возрастной подход и особенности объединения. В связи с развитием

объединения,

как

коллектива

необходимо

рассмотреть

совокупность

его

характеристик

в

зависимости

от

возраста

обучающихся.

Это

позволяет

говорить о возрастных особенностях коллектива “Академия Волшебников”.

Для коллектива 1-го года обучения (младших школьников 7 – 9 лет)

характерны следующие черты: слабая организованность, плохая способность к

коллективной

деятельности,

эмоциональная

неустойчивость,

слабо

выраженная

половая

дифференциация

взаимоотношений,

неустойчивость

дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено

стремление

к

единству,

к

совместной

деятельности

с

игровыми

формами

организации, стремление к подражанию старших возрастов.

Установлено, что коллектив (объединение) для младших школьников весьма

значим.

Для обучающихся 1-го обучения (младших подростков 7 – 11 лет)

повышенная моторность и эмоциональность отношений между мальчиками и

девочками, смешанный половой состав дружеские микро-групп или активное

взаимодействие между разнополыми дружескими микро-группами. Нередко в

этом

возрасте

наблюдается

противоречие

между

стремлением

детей

к

самостоятельности в деятельности и неспособностью её реализации. В то же

время подростки уже умеют сотрудничать между собой как под руководством

педагога, так и без него. К концу 1-го года обучения окончательно формируется

чувство коллективизма, которое выражается в стремлении заявить о себе, как о

коллективе

и

проявить

себя

в

различных

ситуациях

соотношения.

В

отношениях

с

педагогом

наблюдается

с

одной

стороны,

стремление

к

независимости, а с другой эмоциональная привязанность. В целом для группы

1 года обучения младших подростков свойственен оптимистический мажорный

настрой. В группе 2 года обучения (старших подростков 11 – 14 лет). Из

положительных

характеристик

можно

отметить

тягу

к

самостоятельной

творческой деятельности стремление к независимости и самоорганизации.

Разрыв как физиологический, так и психологический в возрастном развитии

мальчиков

и

девочек

у

старших

подростков

создаёт

двойственность

в

структуре и образе жизни объединения. Жизнь подростка характеризуется

глубокой перестройкой всего организма, общим подъёмом жизнедеятельности,

совпадает с обучением в школе второй ступени – это переход от детства к

юности, у подростка психология полу ребёнка – полувзрослого: его развитие

”ушло” от детей, но ещё не пристало к взрослым. Крайне важно бережно

относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для

них

группа

имеет

особую

ценность,

личную

значимость.

Различное

восприятие малой группы подростком связанно с удовлетворённостью своими

взаимоотношениями

с

другими

членами

группы.

Педагог,

учитывая

эту

7

особенность

должен

распределить

обязанности,

поручения

таким

образом,

чтобы статус обучаемого в группе поднимался, а взаимоотношения между

организатором

активистами

исполнителями

отдельными

детьми

были

удовлетворенны, то есть все были “втянуты” в общее дело.

Данная программа составлена с учётом возраста учащихся, опирается на

личность

ребёнка

в

соответствии

с

социальными

условиями

жизни,

адаптацией

в

коллективе

(взаимопонимание,

взаимопомощь),

личностными

качествами

(самостоятельность,

самоустремлённость),

индивидуальными

склонностями

(логическое

мышление,

воображение,

чувство

гармонии)

и

задатками характера (активный, ответственный).

В объединении могут обучаться дети, которые нуждаются в заботе и те

которые позаботятся о других; здоровые, ”трудные”, из малообеспеченных и

многодетных семей.

Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки,

подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражается в определённом

виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном.

Обучаясь

и

воспитываясь

в

благоприятной

среде,

подросток

получает

всё

необходимое для полноценного развития.

Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных

воспитательных

и

культурно-массовых

мероприятиях.

Особое

внимание

в

данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми.

Межпредметные связи

Знания и умения, полученные детьми в объединении, ощутимо дополняют

школьный минимум. Работа объединения должна быть построена на доверии и

общении с учителями-предметниками, особенно преподавателями технологии.

Педагог должен владеть умением и писать, и считать, и красиво рисовать, и

чертить, и владеть технологией кройки и шитья, а так же необходимые знания

по истории, литературе, знания о природе и человеке.

Благоприятно повлияет на воспитанников объединения посещение музеев,

библиотек, встречи с интересными людьми, просто прогулки на природе.

При посещении других детских коллективов Дома детского творчества, ,

появляется

альтернатива

в

выборе

интересного

занятия,

либо

совмещения

нескольких видов деятельности. С этой целью планируется проводить встречи

и беседы с педагогами, посещения занятий, совместная работа с детьми других

профилей декоративно-прикладного творчества.

8

Учебно- тематический план первого года обучения.

п/п

Наименования разделов и

тем

Общее

количество

учебных

часов

В том числе

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Правила техники

безопасности

4

4

-

3

Народное творчество

136

3.1

Работа с бумагой и

природными материалами

6

32

3.2

Вязание крючком

2

10

3.3

Лепка из соленого теста

3

6

3.4

Вышивка

2

4

3.5

Бисероплетение

2

10

3.6

Макраме

2

8

3.7

Работа с тканью

9

40

6

Итоговое занятие

2

-

2

Всего:

144

32

112

Содержание разделов и тем первого года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство коллективом, обсуждение подробно плана работы на год, а так

же

всего

курса.

Расписание.

Введение

в

историю

каждого

из

предметов

“Народного творчества” в общих чертах и их взаимосвязь в декоративно-

прикладном творчестве в современной жизни и в данном курсе обучения.

Знакомство с родителями.

Раздел 2. Правила техники безопасности

Инструктаж техники безопасности по всем темам из раздела № 3 в течении

всего учебного года.

Раздел 3. Народное искусство

Тема 3.1 Работа с бумагой и природными материалами

Теоретическая часть: - знакомство с инструментами и приспособлениями,

материалами, художественными средствами;

- экскурсия на природу;

- заготовка соломы, листьев и трав

Практическая часть: - композиция, открытка или панно из шишек, мха,

листьев, трав, бересты и так далее;

- картина - аппликация из лент соломы и крупы;

- букет из конфет;

9

- изготовление открыток (ко Дню матери, Рождеству,

Пасхе) в технике скрапбукинг;

- изготовление бумажных подарочных упаковок и

коробочек;

- изготовление композиции «Воздушный шар»

-техника папье-маше;

- изготовление «Рождественского венка» из шишек,

ткани и т.д..

Тема 3.2 Вязание крючком

Теоретическая часть: - знакомство с историей кружев;

- изучение схем, петель, подбор пряжи и крючка.

Практическая часть: - вязание «бабушкиного» половичка из ветоши.

Тема 3.3 Лепка из солёного теста

Теоретическая часть: - знакомство с историей лепки и гончарного дела ,как

искусства народного – прикладного творчества;

- знакомство с инструментами и приспособлениями

при лепке из солёного теста.

Практическая часть: - изготовление поделок, сувениров (гном, Ангел,

Санта-Клаус, ”подсвечник Домик”);

- “Дерево счастье”

используется в работе бисер ,как вспомогательный,

отделочный материал.

- изготовление панно.

Тема 3.4 Вышивка

Теоретическая часть: - введение в историю вышивки;

- знакомство с инструментами и приспособлениями,

материалами при вышивании;

- изучение вышивки крестиком, настилом, швом

роспись; гладью по желанию, чтение схем.

Практическая часть: - работа к Пасхе.

Тема 3.5 Бисероплетение

Теоретическая часть: - знакомство с историей бисероплетения;

- знакомство с инструментами и приспособлениями,

материалы, чтение схем, плетение в 1 и 2 нити,

проволочное плетение.

Практическая часть: - панно из бисера цветы, ягоды или фрукты.

Тема 3.6 Макраме

Теоретическая часть: - знакомство с материалами и приспособлениями при

узелковом плетении;

- история Макраме;

- виды узлов, плетение;

- основные виды крепления, обработка нижнего края.

Практическая часть: - плетение корзинки или кашпо.

10

Тема 3.7 Работа с тканью

Теоретическая часть: - инструменты и приспособления, применяемые при

ручных работах и ВТО;

- изучение ручных стежков;

- соблюдение технических условий при ручных

работах с тканью.

Практическая часть: - изготовление карандашницы;

- пошив мягких игрушек;

- пошив куклы тильда;

- изготовление украшений из атласных лент;

- изготовление игольницы «Мышка»;

- пошив мягкой игрушки «Зубная фея».

Раздел 6. Итоговое занятие

По итогам обучения за 1-й год проводится итоговое занятие, на котором

каждый

обучающийся

представляет

свою

учебную

работу

по

одному

из

разделов

программы.

Предварительно

оформляется

выставка

творческих

работ,

фотовыставка

работ

всех

обучающихся

в

группе,

выставка

персональных

работ.

Проводится

награждение

творческих

воспитанников

дипломом «Наша надежда». На итоговое занятие приглашаются родители,

друзья, знакомые, учителя - предметники.

11

Учебно-Тематический план второго года обучения.

п/п

Наименования разделов и

тем

Общее

количество

учебных

часов

В том числе

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Правила техники

безопасности

4

4

-

3

Народное искусство

134

3.1

Работа с бумагой и

природными материалами

6

36

3.2

Работа с берестой

4

6

3.3

Лепка из полимерной глины

2

4

3.4

Бисероплетение

1

7

3.5

Макраме

2

6

3.6

Работа с тканью

12

48

6

Итоговое занятие

4

-

4

Всего:

144

33

111

Содержание разделов и тем второго года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство

и

обсуждение

подробного

плана

работы

на

второй

год.

Расписание.

Проведение

анкетирования

с

целью

изучения

мотивации

у

воспитанников по программе.

Раздел 2. Правила техники безопасности

Инструктаж техники безопасности по всем темам из раздела № 3 в течении

всего учебного года.

Раздел 3. Народное искусство.

Тема 3.1 Работа с бумагой и природными материалами

Теоретическая часть: - организационные вопросы;

- знакомство с художественными материалами.

Практическая часть: - панно из семян различных культур, листьев, соломы,

мха и так далее;

- наскальная живопись (роспись по гравию);

- кукла из природных материалов;

- изготовление корзинки или шкатулки из газет;

- торт из конфет;

- изготовление бус в технике папье-маше.

- изготовление «Дерево из кофе»

12

Тема 3.2 Работа с берестой

Теоретическая часть: - историческая справка о ремесле плетения из бересты;

- знакомство со свойствами материала;

- знакомство с инструментами и приспособлениями

при работе с берестой;

- соблюдение технических условий при работе с

берестой.

Практическая часть: - изготовление кулончика с росписью;

- изготовление туеска на магните;

Тема 3.3 Лепка из полимерной глины

Теоретическая часть: - знакомство со свойствами материала;

- знакомство с инструментами и приспособлениями

при работе с полимерной глиной;

Практическая часть: - изготовление украшений из полимерной глины.

Тема 3.4 Бисероплетение

Теоретическая часть: - знакомство с различными изделиями из бисера;

- самостоятельное составление эскиза и схем.

Практическая часть: - творческая работа с использованием бисера и других

материалов и техник из раздела «Народное

творчество».

Тема 3.5 Макраме

Теоретическая часть: - самостоятельный выбор работы

- знакомство и изучение техники «плетения на

ключах», «вилочке».

Практическая часть: - плетение феничек.

Тема 3.6 Работа с тканью

Теоретическая часть: - материаловедение;

- история костюма;

- изучение основ художественного проектирования и

конструирования, изготовление лекал перенос их на

ткань, самостоятельный раскрой деталей;

- историческая справка о крашенье ткани и штамповой

печати по ткани.

Практическая часть - кукла с нарисованным лицом из трикотажа в

карельском, национальном костюме (использование

разнообразных видов прикладного творчества);

- изготовление сувенира с использованием печатного

рисунка (чехол для мобильного телефона, сумка,

подарочный мешочек или панно и т.д.);

- изготовление куклы «Ангел», прототип куклы

-Тильда ;

- изготовление «кофейных саше».

13

Раздел 6. Итоговое занятие

В

конце

2-го

года

обучения

проводится

защита

творческой

работы.

Обучаемые

представляют

панно

или

стилизованную

композицию

с

3-мя

видами

декоративно-прикладного

творчества

и

реферат

по

выбранному

разделу

за

весь

курс

обучения.

Предварительно

оформляется

выставка

творческих работ за год обучения, персональные выстави за 2 года обучения и

фотовыставки. На итоговое занятие приглашаются родители, друзья, знакомые.

Награждение. Обучающимся в конце 2-го года обучения на итоговом занятии

выдаётся “Творческий дневник”.

14

Особенности методики обучения по программе

Образовательная двухгодичная программа “Академия Волшебников”

составлена

с

учётом

требований

современной

народной

педагогики

и

в

соответствии с интересами и возможностями учащихся начального и среднего

школьного возраста, их родителей, а так же с учётом современной жизни.

Основная задача первого года обучения – познакомить учащихся с

увлекательным

миром

декоративно-прикладного

творчества

с

вышивкой,

бисероплетением,

макраме,

в

работе

с

природными

художественными

материалами,

особый

акцент

делается

в

работе

с

тканью.

Педагог

даёт

начальное знание предметов, прививает желание далее совершенствоваться в

этих направлениях народного творчества соединённых воедино. Это помогает

обучающимся расширить свой кругозор: делать работы более разнообразные,

замысловатые, создавать необычные затейливые поделки, сувениры. Уже на

первом

году

обучения

учащиеся

объединения

проявляют

творческую

активность

и

могут

участвовать

в

конкурсах,

выставках

и

фестивалях

со

своими творческими работами. В группу 1-го года обучения принимаются все

поступающие и желающие с заявлением от родителей; специальный отбор не

производится.

На

первых

занятиях

объединения

педагог

проводит

анкетирование детей и родителей, с целью изучения мотивов к деятельности в

декоративно-прикладном творчестве. В начале учебного года выявить наиболее

способных

детей,

к

их

обучению

следует

подходить

индивидуально,

в

зависимости от склонностей ребёнка.

В группу 2-го года обучения могут поступать и вновь прибывшие при

наличии свободных мест и после специального тестирования и опроса при

наличии определённого уровня знаний, общего развития навыков и интереса.

Недостающие навыки, умения восполняются в процессе повтора материала за

1-й год обучения и на индивидуальных занятиях по более ускоренному курсу

за 1-й год обучения в основном в разделах ”макраме”, “работа с тканью” и “…

природными

материалами”,

в

остальных

разделах

обучающиеся

получают

равные знания, так же предусматривается такая форма обучения как домашнее

задание.

Аналогичная работа ведётся с детьми, недостаточно хорошо усваивающими

программу. При изучении нового и сложного материала привлечь “сильных

обучающихся”. Организовать в группе взаимопомощь в выполнении заданий.

В начале каждого учебного года провести работу с целью выявления детей из

неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и оказать таким детям

помощь при посещении занятий.

Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний,

умений, навыков, овладению более сложными приёмами в разделах “работа с

бумагой

и

природными

материалами“

и

“работа

с

тканью“;

в

частности

15

изготовление каркасных кукол-образов, вышивки бисером, бумажная пластика.

На втором году обучения вводится новая тема: “Работа с берестой“ и “Лепка из

полимерной глины“

Результаты 2-го года обучения – сложные панно и картины, стилизованные

композиции, объемные куклы. Проявляется пик творческой активности, всё

своё мастерство обучаемые вкладывают в свою зачётную работу.

Отличительной особенностью данного курса является изучение народных

традиций и этнокультурных особенностей в тесной взаимосвязи с дизайном

современной жизни.

Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей их

представлений об окружающем мире.

В объединении “Академия Волшебников” совместно со сверстниками и

педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве,

полезности и значимости, красоте и безвкусице. Индивидуальный подход в

работе

создаёт

наиболее

благоприятные

возможности

для

развития

познавательных сил, активности, склонностей и дарования каждого участника

объединения. Именно индивидуальный подход в обучении даёт раскрыться и

утвердиться

“трудному

подростку”,

болезненному

ребёнку,

социально

незащищённому,

замкнутому

в

себе. Индивидуальная

работа

ведётся

с

отдельными

детьми

в

течение

учебного

года.

Часы,

вид

занятия

педагог

выбирает

согласно

составу

данной

группы,

её

обучаемости,

личностным

возможностям.

Обучающимся всегда даётся возможность выбора задания на практике по

силам,

может

использоваться

помощь

сверстников,

что

приведёт

к

сплачиванию коллектива.

Программа “Академия Волшебников” предусматривает коллективное

творчество в создании больших совместных работ.

Немаловажную

роль

играет

совместная

деятельность

обучаемых

и

преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: образцов

изделий, карточек, схем – описаний, наборов рисунков, папок по отдельным

темам, фотоальбомов.

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять

задания,

соблюдая

последовательность

выполнения

всех

операций

и

технических условий.

Здесь проявляются творчество, точность, индивидуальность воспитанников,

развивается

соревнование

между

детьми.

На

занятиях

и

праздниках

в

объединении

предусматривается

много

разнообразных

ярких

тематических

поделок,

которые

притягивают

сначала

своей

неповторимостью,

а

потом

побуждают детей сделать своё изделие.

Творческий рост обучаемых должен наблюдаться постоянно, начиная с

диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой выпускной работой.

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных

упражнениях

и

тестах,

ведётся

наблюдение

за

детьми.

Затем

обучаемые

занимаются

упражнениями

в

различных

видах

прикладного

творчества,

16

получают

азы

мастерства:

воспитывается

правильная

координация

мелких

движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать с техникой,

бережное

отношение

к

природе

и

окружающему

миру,

особое

внимание

уделяется технике безопасности. Аналогично строится работа над поделкой

или

сувениром

с

2-мя,

3-мя

видами

прикладного

искусства.

Далее

элементарные упражнения перерастают в более сложные, идёт пополнение

багажа знаний, и умений, и навыков, всё больше подключается творчество

детей.

О своей деятельности ребята должны регулярно отчитываться на выставках

и конкурсах после изучения пройденной темы сначала в объединении, потом в

ДДТ,

лучшие

работы

участвуют

в

районных,

республиканских

выставках,

конкурсах.

По окончании курса “Академия Волшебников” на итоговом занятии

обучающиеся представляют “зачётную творческую работу” и реферат или

презентацию.

В процессе реализации программы педагог может использовать самый

широкий

спектр

методов

обучения,

обеспечивающий

максимально

эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы

работы педагог выбирает согласно составу данной группы, её обучаемости,

личностным возможностям.

Одним из важных условий, повышения знаний, является создание на

занятиях

атмосферы

радости,

удовольствия,

соучастия

детей

в

процессе

восприятия

материала,

что

будет

способствовать

активизации

творческой

деятельности

детей.

Весь

процесс

обучения

должен

быть

творческим,

исследовательским и носить воспитательный и познавательный характер.

Формы

проведения

занятий

разнообразны:

вводное,

традиционная

(теоретическое), практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения

на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний (в виде

тестов и зачётных карточек “опрос-карта”).

Так,

теоретические

и

практические

занятия

разумно

проводить

одновременно,

на

каждом

занятии

проводится

беседа

(вводная,

текущая,

заключительная), направленная на осмысление обучающимися выполняемой

работы,

формирование

знаний

и

умений;

примеров

работы

знакомство

с

различными техниками выполнения мастерства.

Особый интерес и популярность могут получить комбинированные занятия,

соединяющие

в

себе

различные

методы

общения

с

аудиторией

и

виды

деятельности.

Немаловажная роль уделяется правильному написанию терминов и

специальных

слов,

необходимых

в

изучении

данного

курса,

которые

фиксируются в индивидуальных тетрадях – альбомах.

Развивает творческую активность личности обучаемых индивидуальная

работа с различной литературой в объединении, дома в библиотеках. Работа

самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают

17

свою работу, начиная с истоков – эскиза, вкладывают мысли и душу, а не

пользуются готовыми наработками.

В этой деятельности выделяются одарённые дети. а со слабыми ведётся

дополнительная индивидуальная работа.

Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр,

викторин, кроссвордов, конкурсов и так далее.

В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям в музей, на

выставки, прогулки и занятия на природе, где воспитанники объединения

познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественно-

эстетического и декоративно-прикладного искусства, с историей и традициями,

познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают

природные формы (деревьев, цветов, трав, животных и насекомых, рисунки

камней, красоту неба, особенности времен года) и так далее.

Всё познанное и увиденное на этих занятиях отражается в творческих

работах учащихся.

18

Условия реализации программы

Дополнительная образовательная программа “Академия Волшебников”

реализуется на базе Калевальского районного Дома детского творчества.

Список необходимого оборудования (группа 14 человек).

1.

Столы – 7 штук (по 2 места за 1 стол).

2.

Стол для проглаживания ткани, утюг, розетка.

3.

Стулья – 15 штук.

4.

Стол педагога с образцами изделий.

5.

Шкаф или полка (для литературы, папок, тетрадей-конспектов, альбомов

и так далее).

6.

Шкаф (для оборудования и материалов).

7.

Умывальник, полотенце, мыло.

8.

Стенды

3

штуки:

постоянные

и

сменные

для

написания

темы,

терминов, зарисовок, эскизов и так далее).

9.

Уголок техники безопасности.

10.Различные

виды

ткани:

трикотаж,

шёлк,

шерсть,

хлопчатобумажная,

канва, льняная, мех и так далее.

11.Различные виды тесемок, отделочных беек.

12.Нитки:

хлопчатобумажные,

шёлк,

армированные,

шерстяные,

пряжа,

мулине.

13.Иглы для ручных работ №2, №3, №4, булавки.

14.Ножницы – 15 штук, линейки, клей ПВА, кисточки, ручки пишущие,

набор копировальной бумаги, ластики, карандаши цветные, бумага (разная),

обои, картон, гуашь, акварель, водоэмульсионка.

15.Бисер, стеклярус, пайетки.

16.Пяльцы – 7 штук.

17.Крючки для вязания №2; 2,5; 3; 5 – 14 штук.

18.Шпагат, шнур льняной и бумажный.

19.Береста, шишки, засушенные листья, крупы и зерен кофе.

20.Набивка для игрушек (ватная, синтепоновая, поролоновая).

21.Полимерная глина.

22.Мука и соль.

23.Разнообразные приспособления – деревянные рамки разных размеров,

проволока, леска, деревянные штабеля 14 штук (50х1.5х1.5).

Методические пособия

1.

Альбомы

образцов

по

всем

разделам

и

темам

двухгодичного

курса

обучения

с

детальным

техническим

описаниям

изготовления

и

способами

применения в оформлении и украшении деталей сувениров, кукол, поделок.

2.

Папки наборов рисунков по всем темам курса.

19

3.

Набор

плакатов,

уголков

техники

безопасности

по

предусмотренным

разделам.

4.

Папки – схемы изготовления сложных работ, кружев, плетений, шитья,

вышивок и так далее.

5.

Сменный стенд с образцами и схемами по изучаемой теме.

6.

Сменный стенд лучших работ учащихся, картинная галерея.

7.

Различные

дидактические

материалы

по

всем

разделам

курса

(индивидуальные пособия для учащихся, трафареты, карточки и так далее).

8.

Выставочный стенд под литературу, для обучающихся.

20

Описание планируемых результатов

Обучаемые первого года обучения

Знают:

требования

по

технике

безопасности

по

всем

разделам

1-го

года

обучения;

названия инструментов и приспособлений;

особенности материалов и техники малых скульптурных форм;

особенности

материалов

и

свойства

применяемых

в

художественной

деятельности;

понимают

значение

терминов,

предусмотренных

и

необходимых

в

изучении программы 1-го года обучения;

материалы и технические приёмы оформления при работе с тканью,

вышивкой,

макраме,

вязание

крючком,

с

солёным

тестом,

природными

материалами, в бисероплетении;

правила плоскостного изображения;

правила компонировки и закон композиции;

основы для построения чертежей при конструировании лекал;

условные

обозначения

и

схемы

при

вязании

крючком,

вышивки

и

макраме;

историю

в

общих

чертах

тех

видов

прикладного

творчества,

что

представлены в данном курсе (не углублённо).

Умеют:

пользоваться

инструментами

и

приспособлениями:

пяльцами,

крючками, иглами, ножницами, леской, проволокой, кистями, карандашами и

так далее;

пользоваться материалами :

тканью, соленым тестом, художественно-

изобразительными средствами (гуашь, акварель, палитра), клей, шпагат, шнур,

бисер, нитки;

лепить игрушки , применяя различные способы лепки: от целого куска,

примазывания частей, заглаживания поверхности; передавать выразительные

формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению;

выполнять декоративные приёмы при работе с бисером, солёным тестом,

тканью, добиваясь реального изображения путём наращивания объёма;

передавать

и

различать

в

задуманном

сюжете

ближние

и

дальние

предметы;

выполнять правильно все узоры в плетении макраме, а так же вязать

полотно в узелковом плетении;

правильно и точно выполнять все швы соблюдая технические условия и

ВТО

21

разбирать и выполнять работы по схемам, трафаретам;

подбирать

нитки,

ткань,

иглы

к

своим

задуманным

работам

и

производить самостоятельно их пошив;

экономно

производить

раскрой

материалов,

точность

исполнения

и

качественная обработка изделия;

проявлять творчество в создании работ.

Обучаемые второго года обучения

Знают:

разнообразие возможных выразительных средств изображения;

различные

виды

прикладного

творчества;

основы

художественного

проектирования и эскизной графики;

правила

последовательности

выполнения

работы

композиционно-

смысловой центр перспективу;

свойства природных материалов;

историю народного костюма.

Умеют:

работать

в

определённой

цветовой

гамме;

добиваясь

тональной

и

цветовой грации, передавать объём, форму и движения предметов, фигур;

самостоятельно

выбирать

средства

выражения

своего

задуманного

замысла и комбинировать различные технические приёмы и материалы, для

достижения выразительности и неповторимости творческой работы;

выполнять эскиз, моделировать, конструировать, производить раскрой

игрушек, сувениров кукол (с соблюдением всех технических условий);

самостоятельно создавать панно, стилизованные композиции, передавая

пропорции особенности сюжета, отделять главное от второстепенного, идти от

простого к сложному, от общих очертаний к деталям;

правильно размещать сюжет, композицию, замысел;

соблюдать всю последовательность выполнения задуманной работы;

работать с литературой;

проявлять пик творческой активности.

Более подробный перечень требований руководитель устанавливает для

каждого ребёнка и группы отдельно. Так же по окончании 2-х годичного курса

программа предусматривает:

- создание базы наглядных пособий (образцов по всем темам курса);

- создание традиций кружка;

- создание персональных выставок;

- участие в выставках, конкурсах, фестивалях;

- создание фотовыставок и фотоальбома;

- домашнее коллекционирование поделок сделанных своими руками;

- получение благодарственных писем, грамот, сувениров.

22

Уровень усвоения обучающимися программы

"Академия Волшебников"

Степень

освоения

Критерии оценки освоения программы

Высокий

Обучающийся

обладает

знаниями

ремесла

и

творчески

грамотно

умеет

их

использовать.

Не

довольствуется

предложенным

программным

материалом,

а

ищет

свой

собственный

творческий

стиль.

Его

изделия

отличаются

самобытностью

и

оригинальностью

исполнения,

имеют

логическую

завершенность

и

культуру

подачи.

Активно

принимает

участие

в

конкурсах,

фестивалях,

выставках

и

других

мероприятиях

по

прикладному

т в о рч е с т ву

Международного,

Всероссийского,

Ре спубликанского,

Районного

уровня.

Имеет

хорошую

культуру

общения

с

коллективом. В состоянии оказать помощь в освоении ремесла

начинающим.

Обладает

обширными

общеобразовательными

знаниями.

Выше

среднего

Обучающийся обладает системными знаниями ремесла и

творчески

грамотно

умеет

их

использовать.

Довольствуется

предложенным

программным

материалом,

но

ищет

свой

собственный

творческий

стиль.

Его

изделия

отличаются

самобытностью

и

оригинальностью

исполнения,

имеют

логическую

завершенность

и

культуру

подачи.

Активно

принимает

участие

в

конкурсах,

фестивалях,

выставках

и

других

мероприятиях

по

прикладному

т в о рч е с т ву

Республиканского, Районного уровня. Имеет хорошую культуру

общения с коллективом. В состоянии оказать эпизодическую

помощь

в

освоении

ремесла

начинающим.

Обладает

обширными общеобразовательными знаниями.

Средний

Обучающийся

усвоил

основы

предложенной

программы.

Умеет выполнять отдельные виды работ выбранного ремесла.

При

выполнении

работ

обращается

за

консультацией

к

педагогу. Создает изделия, пользуясь предложенным педагогом

алгоритмом.

Выполненные

им

изделия

требуют

творческой

доработки

и

не

отличаются

оригинальностью.

Принимает

участие в конкурсах и других мероприятиях по прикладному

творчеству

на

Районном

уровне,

на

уровне

объединения,

и

Д.Д.Т..

Умеет

работать

в

коллективе.

Обладает

общими

знаниями.

23

Ниже

среднего

Обучающийся

усвоил

только

80%

предложенной

программы.

Умеет

выполнять

отдельные

виды

работ

выбранного ремесла. При выполнении работ

обращается за

консультацией

к

педагогу

и

сверстникам.

Создает

изделия,

пользуясь

только

предложенным

педагогом

алгоритмом.

Выполненные

им

изделия

требуют

творческой

доработки.

Принимает

участие

в

конкурсах

и

других

мероприятиях

по

прикладному

творчеству

на

уровне

объединения,

и

Д.Д.Т..

Умеет работать в коллективе. Обладает общими знаниями.

Низкий

Обучающийся

усвоил

только

часть

предложенной

программы.

Умеет

выполнять

отдельные

элементы,

предусмотренные образовательной программой по выбранному

ремеслу.

Не

справляется

с

самостоятельными

творческими

заданиями. При выполнении работ пользуется консультацией и

помощью педагога. В связи с частичным освоением курса, не

имеет

полного

объёма

выполненных

изделий.

Изделия

нуждаются

в

творческой

доработке

и

не

могут

быть

представленными

на

конкурсах,

выставках

и

других

мероприятиях.

Умеет

работать

в

коллективе.

Обладает

поверхностными знаниями.

Модель выпускника прошедшего обучающий курс

по программе

"

Академия волшебников

"

ВЫПУСКНИК

Придерживаю

щийся

здорового

образа жизни.

Обладает

хорошим

вкусом,

нравственно-

волевыми и

морально-

эстетическими

качествами

Умеющий работать с

источниками

информаций, творчески

мыслить.

Умеющий

самостоятельно

приобретать и умело

применять свои знания

на практике,

генерировать новые идеи

в жизни,

Человек

владеющий

такими видами

декоративно

-прикладного

творчества, как

работа с

тканью,

бумагой,

природными

материалами,

тестопластика,

бисероплетени

ем, вязание

крючком,

вышивка

макроме.

Человек,

умеющий

самостоятельн

о производить

весь

технологическ

ий процесс от

замысла до

готовой работы

Имеет твёрдую

гражданско-

патриотическую

позицию,

личность,

уважающая

национальную

культуру своего

народа.

Личность

сформировавшая

в себе

устойчивую

систематическую

потребность к

саморазвитию и

самосовершенств

ованию в

процессе

обучения.

24

Список литературы для педагога

1.

“Техника Рукоделия”, 2 тома, Минск, Полыня, 1994 г., под редакцией Т.Н

Добрыниной.

2.

“Швейное оборудование”, Ростов на Дону, “Феникс”, 2001 г.

3.

“От игры к знаниям”, М., 1982 г., Минскин Е.М.

4.

“Методическая рекомендация по организации детского досуга”, Тула,

1992 г., Волина В.В.

5.

“Психология”, М., Просвещение, 1995 г., Немов Р.

6.

“Педагогика”, М., Владов, 1999 г., Подланский И.

7.

“Поговорим о воспитании”, М., Просвещение, 1989 г., Булешева Б.

8.

“Большой секрет искусства общения с людьми”, Ставрополь, 1992 г.,

Карнеги Д.

9.

“Практическая

психология

в

начальной

школе”,

Ташкент,

Гуляма,

1992 г., Овчарова Р.

10.“Минутка безопасности”, Ставрополь, 1989 г., Сборник.

11.“Классный руководитель”, М., Владос, “Воспитание и дополнительное

образование детей”.

12.“Ручная

вышивка

на

досуге”,

М.,

Лёгкая

промышленность,

Емельянова Т.

13.“О вкусах моде стиле”, М., 1996 г., Ромашка Г.

14.Альбом “Традиций русского костюма”, М., ВТО, 1992-1997 г.

15.“Популярная энциклопедия рукоделия”, М., Просвещение, 1999 г.

16.“Плетение из сухих трав”, М., Эксмо – пресс, 2002 г., Федотов Г.

17.“Мягкая игрушка”, М., Эксмо – пресс, Белова Н.

18.“Мягкая игрушка”, М., Эксмо – пресс, Кочетова С.

19.“Кружева в стиле ретро”, М., Внешсигма Г.Х.

20.“Вышивка Бисером”, Ростов на Дону, Проф-пресс, 2004 г., Галицкая

Левина

21.“Азбука Плетения макраме”, Р&Д, Проф-пресс, 2003 г., Пыльцина

22.“Солёное тесто”, М., “АСТ-пресс”, Кискальт И.

23.“Художественная Вышивка”, М., Ниола 21-й век, 2001 г., Рассел Бет

25

Список литературы для обучающихся.

1.

“34 куклы”, М.И.Д., Культура и традиции, 2003 г., Столярова А.

2.

“Игрушки-подушки”, М.И.Д.,Культура и традиции, 2003 г., Столярова А.

3.

“Фантазии из Бисера”, М., 2004 г., Донателла Чиотти.

4.

“Аппликация”, М., Эксмо, 2003 г., Мититело Ксения.

5.

“Мягкая игрушка”, М., Эксмо, 2003 г., Неботова З., Кононович Т.

6.

“Поделки из всякой всячины”, М., Айрис-пресс, 2004 г., Шухова С.

7.

“Делаем игрушки сами”, М., Айрис-пресс, 2004 г., Румянцева Е.

8.

“Праздничные открытки”, М., Айрис-пресс, 2004 г., Румянцева Е.

9.

“Альбом по рукоделию”, М., Аст-2001 г., Серия.

10.“Послушные узелки”, М., Эксмо, 1998 г., Максимова М., Кузьмина М.

11.“Научитесь лепить подарки”, Минск, Поппури, 2003 г., Стейси Морган

12.“Мягкая игрушка”, М., Мир книги, 2002 г., Феррари В.

13.“Искусство вышивки”, М., Эксмо, 2002 г., Попивцая С.

14.“Как вязать крючком”, М., АСТ, 2004 г., Серия.

15.“Домашние ремесла”, Владимир, 1998 г., Семашко К.

26

Приложение 1

План воспитательной работы в коллективе

Индивидуальная

работа

раздел

“Особенности

методики

обучения

по

программе”.

Работа с родителями – Всовременной жизни родители заняты решением

социально-бытовых

проблем

и

мало

интересуются

успехами

детей

в

общеобразовательной школе, а тем более – в учреждениях дополнительного

образования.

Однако, педагог должен постоянно на родительских собраниях и при личных

встречах

говорить

о

проблемах

воспитания,

не

переводя

разговоров

на

личность ребёнка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь

взглянуть на проблемы как бы со стороны. В то же время следует говорить о

развитии творческих способностей ребёнка, хвалить его за успехи. Разговор с

родителями должен идти о создании положительного микроклимата в семье,

так как ничто не может заменить ребёнку семейный уют.

В

то

же

время

педагог

должен

стараться

привлечь

родителей

к

мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.

Родители приглашаются на выступления, для них организуются концерты,

совместные

чаепития.

Они

привлекаются

в

оформлении

выставок

как

персональных,

так

и

итоговых,

к

подготовке

и

проведению

праздников,

выступлений,

к

поездкам

и

совместным

экскурсиям.

Такая

работа

способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит

эмоциональной и духовной близости.

А так же в начале года выбрать родительский комитет и с его помощью

участвовать

в

делах

ДДТ

и

пополнять

материально-техническую

базу

объединения.

Культурно – массовая работа

Принимать

активное

участие

в

выставках

декоративно-прикладного

творчества, тематических конкурсах, фестивалях.

В

течении

года

осуществлять

запланированные

посещения

музеев,

библиотек с целью пополнения кругозора и профориентации.

27

Воспитательная работа

С начала учебного года проводить мероприятия воспитательного характера:

тематические

беседы

с

детьми

и

родителями

по

перспективному

плану,

приглашать

в

гости

интересных

людей,

один

раз

в

месяц

проводить

в

объединении тематические праздники, в течение года - Дни открытых дверей.

Проводить консультации с детьми и родителями учебного и воспитательного

характера, родительские собрания.

К работе объединения привлекать общественность; искать и укреплять

взаимосвязи со спонсорами; проводить совместные мероприятия.

Работать в тесном общении и взаимопомощи с работниками краеведческого

музея и районных библиотек.

Приложение 2

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

1 . Социальная адаптация (приспособление человека к условиями новой

социальной

среды)

является

одним

из

основных

механизмов

социальной

личности.

Поэтому

в

педагогической

практике

важно

учитывать

процесс

адаптации ребёнка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при

поступлении в учреждение, при вхождении в новый коллектив. Очень важно,

чтобы

встреча

с

новыми

взрослыми,

незнакомыми

детьми

была

плавной,

мягкой, безтравматичной.

Таблица адаптации ребёнка в объединении.

Характер

адаптации

Характер

1 группа

лёгкая

2 группа

средней тяжести

3 группа

тяжёлая

4 группа

крайне

тяжёлая

Настроение

бодрое,

контактное

бодрое,

неуравновешен-

ное очень

эмоциональное

спокойное,

уравновешенное,

не контактное,

неэмоциональное

вялое,

неконтактное

Поведение на

занятии

сосредоточен,

инициативен,

быстро

отвечает,

уравновешен

не сосредоточен,

не активен,

возбудим

малоактивен,

заторможен,

замедлён в

реакциях, инертен

не

сосредоточен

Предел

работоспособ-

ности

соответствует

норме и

возрасту

быстро

наступает

утомление

соответствует

возрастной норме

низкий

Признаки

утомления

небольшая

возбудимость

нервной

системы

возбудимость

нервной

системы,

нарушение

координации

движения

заметная ответная

реакция

явно

выраженные

признаки

утомления

28

Используя данную таблицу, педагог может выявить детей, наиболее

уязвимых в плане социальной адаптации, требующих постоянного внимания,

помощи

и

поддержки.

Особенно

это

важно

в

первые

месяцы

посещения

ребёнком образовательного учреждения.

2. Учёт посещаемости и наполняемости групп:

Средний показатель посещаемости за месяц вычисляется по формуле.

(количество детей в группе х число занятий в месяц) – кол. пропусков

П

= -----------------------------------------------------------------------------------------

число занятий в месяц

количество детей количество детей всего

сентябрь октябрь ноябрь 2005-2006 2006- 2007

3. Диагностическая карта “Оценка уровня воспитанности обучаемых”.

Ф.И.О.

обучаемого

Качества личности

Общий

балл

1

2

3

4

5

6

Перечень качеств:

1. Гуманность в отношении к окружающим.

2. Вежливость.

3. Трудолюбие.

4. Физическая культура.

29

5. Честность.

6. Любознательность.

Данные

высчитываются

на

основе

наблюдений

методом

наблюдений.

Оцениваются проявление тех или иных качеств по пятибалльной системе.

5 баллов – качество проявляется;

4 балла – качество больше проявляется, чем не проявляется;

3 балла – качество меньше проявляется, чем не проявляется;

2 балла – качество не проявляется.

Высокий уровень – от 30 и выше;

Средний уровень – 25-29 баллов;

Удовлетворительный уровень – ниже 25 баллов.

Общий уровень воспитанности группы вычисляется по формуле:

∑1 + ∑2 + ∑3 + ∑n

∑ общ. = -------------------------

N

Где ∑ n – арифметическая сумма оценок, n – количество обучающихся.

Диагностическая карта “Социометрический статус группы”

Срок проведения

Начало года

Середина года

Конец года

Индекс сплоченности

группы

Индекс сплоченности группы.

Результаты

социометрического

опроса

фиксируется

в

социометрической

матрице и в социограммах положительных выборов и отталкиваний.

Индекс

сплоченности

группы

вычисляется

по

результатам

проведения

социометрии по методике Дж. Морена.

Изучение мотивации выбора обучаемыми данной кружковой деятельности.

Педагог просит ответить на вопрос “Почему я выбрал этот кружок?” и

предлагает 6 возможных ответов. Обучаемые проставляют

по 10-бальной

системе значимость каждого для них. Предлагаемые мотивы выбора кружка:

1.

Посещаю, потому что так хотят мои родители.

2.

Нравится преподаватель в кружке.

3.

Это престижно.

4.

Все мои друзья обучаются здесь.

5.

Некуда деть свободное время

6.

Приятно обучаться в коллективе кружка.

30

Ф.И.

обучаемого

Мотивы выбора

Преобладающий

мотив

1

2

3

4

5

6

Приложение 3

Карточка

учета

творческого

роста

и

результативности

обучения

воспитанника

учебной

группы

объединения

“Академия

волшебников”

первого

года обучения

Фамилия, имя обучающегося

Организация рабочего места

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Овладение основными навыками работы с различными материалами

Основы композиции, умение реализовать задуманный сюжет

Умение использовать и передавать формы, пропорции фигур в различных

положениях, движениях, человеческие лица.

Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании

творческих работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: “3”

1

уровень

(низкий);

“4”

2

уровень

(средний);

“5”

3

уровень

(высокий).

31

Участие в различных выставках и мероприятиях

Карточка

учета

творческого

роста

и

результативности

обучения

воспитанника

учебной

группы

объединения

“Академия

волшебников”

второго

года

обучения

Фамилия, имя обучаемого

Грамотная организация рабочего места, аккуратное ведение рабочего места

Свободное владение приспособлениями и инструментами

Грамотное использование и применение материалов

Умение работать в определенной цветовой гамме, ограниченной, заданной и

выбранной

Умение передовать объем, форму, характер, движения

Свободное, творческое комбинирование различных техник и материалов,

средств художественной выразительности в своих работах

Умение решать творческие задачи, пользуясь эскизами, схемами, чертежами,

условными обозначениями

32

Обращение к литературным и иллюстрированным источникам в работе над

творческим заданием, работой, замыслом и т.д.

Грамотное и свободное владение терминологией и специальными словами

Система оценок: “3”

1

уровень

(низкий);

“4”

2

уровень

(средний);

“5”

3

уровень

(высокий).

Участие в различных выставках

и мероприятиях

Приложение 4

Методика

работы

по

разделу

“Работа

с

тканью”.

Тема:

Мягкая

игрушка

Карандашница

“Пудель”

Игрушки нравятся всем – и взрослым и детям. Но если у взрослого забавная

игрушка вызывает добрую улыбку, перенося его в мир детства, то для ребенка

игрушка – его неизменный спутник, его друг.

Изготовление

игрушек

увлекательное

занятие,

приносящее

радость,

позволяющее выразить себя в творчестве; пробуждает мысль, воспитывает

чувства, позволяет проявить фантазию, вкус, мастерство.

Родившаяся в руках игрушка-самоделка становится особенно любимой и

дорогой. Это результат не только труда, но и творчества. И неважно, что она

сделана по готовым выкройкам. Каждый в процессе работы непроизвольно

привнесет в нее свою выдумку: по-своему пришьет голову, сделает прическу и

на

него

первого

игрушка

посмотрит

своими

незатейливо

выполненными

глазами – иногда косыми и разного размера, но для автора забавными и

самыми

красивыми.

В

процессе

изготовления

игрушки

мы

создаем

свою

игрушку-мечту.

Чем

же

привлекает

это

занятие?

Прежде

всего,

оно

доступно:

декоративность

этих

поделок,

незатейливость

необходимых

для

их

изготовления материалов, которые можно найти в каждом доме - небольшие

куски ткани и иголка с ниткой. Рукоделие вызывает светлые чувства, волнует

образы,

радость

созидания,

доставляет

наслаждение,

приобщает

к

миру

прекрасного

в

природе

и

искусстве.

Оно

познавательно,

помогает

лучше

разглядеть

и

узнать

окружающий

мир.

Оно

продуктивно;

шьешь

и

33

обязательно что-то получится. Сшив игрушку, можно украсить ею интерьер,

подарить ее, а можно стать ее другом и пошептаться с ней, когда одиноко.

Постепенно не только совершенствуются навыки шитья, но и начинают

глубже ощущать красоту окружающего мира, стремление придумывать что-то

новое.

Игрушки

получаются

разного

качества

и

настроения

(похожие

на

автора, добрые, смешные, испуганные и т.д.), но главное в том, как через

творчество

преодолеваются

свои

личные

проблемы,

реализуется

свой

небольшой

жизненный

опыт.

Как

освобождаешься

от

неприятного

и

утверждаешь позитивное в собственной жизни. Потому сам процесс создания

игрушки

(шитье,

как

вид

деятельности)

не

менее

важен,

чем

результат

(игрушка).

Мягкая игрушка Карандашница“Пудель”

Оборудование: стол, стул, ручка, карандаш, линейка, ластик, клей ПВА,

кисточка, бумага, ножницы, булавки, утюг, нитки армированные, трафареты,

мех, кожа, драп, хлопчатобумажная ткань, банка из под кофе, соответствующее

освещение.

Порядок работы:

1.

Необходимо настроить себя духовно для успешной работы.

2.

Следить

за

техникой

безопасности

при

ручных

работах

и

техникой

безопасности при ВТО.

3.

Подготовить лекапы и ткань к мелированию и раскрою.

4.

Выкроить детали, карандашницы, соблюдая припуски по 1 см. с каждой

стороны.

Из меха:

основа туловища – 1 деталь;

уши – 2 детали;

объемная мордочка – 1 деталь;

хвостик – 1 деталь;

лапки – 2 детали.

Из х/б ткани:

уши – 2 детали;

лапки – 2 детали;

дно карандашницы – 1 деталь.

Из кожи:

нос – 1 деталь.

Из драпа:

язычок – 1 деталь.

34

5.

Во

время

работы

соблюдать

чистоту

рабочего

стола,

правильно

и

экономно использовать ткань.

Ход сборки Карандашницы:

Уши: берем одну меховую, одну х/б детали, складываем лицевой стороной

внутрь и сшиваем мелким швом “строчка”. Выворачиваем, верхнюю часть уха

сгибаем на 0,5 см. вовнутрь, сшиваем потайной строчкой. Второе ухо собираем

аналогично. Приутюжить через проутюжельник со стороны х/б ткани.

Мех не утюжат.

Лапки:

берем

одну

меховую

и

одну

х/б

детали,

складываем

лицевой

стороной

вовнутрь,

сшиваем

и

собираем

аналогично,

как

и

уши

Карандашинцы.

Туловище:

I. Мордочку объемную стягиваем ниткой через край и набиваем ватой так

же, как и носик.

II. В центре детали АВДБ пришиваем мордочку, носик и язык “потайной

строчкой”.

35

III. После сшиваем выкроенную основную деталь по линии АВ. Стягиваем

швом ”строчка”; верх по линии АВ, низ по линии ДБ. Разутюживаем шов.

Соединяем низ основы с дном по кругу швом ”строчка”.

Выворачиваем.

Натягиваем на банку и верхний край стягиваем по диаметру ниткой, чтобы

материал плотно облегал банку. Закрепляем.

Пришиваем уши и лапки потайной строчкой. Пришиваем или приклеиваем

глазки.

Пришиваем

челку

из

более

длинноворсистого

меха

(по

желанию).

Придаем законченный вид.

Вот

теперь

карандаши,

фломастеры

и

ножницы

тоже

нашли

уютное

местечко!

36

Опрос-карта для первого года обучения

I

вариант

1. Изобрази схематично злую, удивительную, грустную маски.

2. Выполни образец шва ”Назад иголку”.

3. Составь орнамент в двухцветной гамме.

4. Какие материалы нужны для выполнения творческой работы ”Дерево

счастья”? Нужное подчеркнуть.

Соленое тесто

Лак

Ножницы

Кисточка

Бисер

Гуашь

Проволока

Спица

5.

Самостоятельно изготовь куклу-мешочек.

II вариант

1. Изобрази схематично веселую, печальную, сердитую маски.

37

2. Выполни образец петельного шва.

3. Составь схему с вышитой основой в двухцветной гамме.

4. Какие инструменты нужны для выполнения творческой работы ”Дерево

счастья”? Нужное подчеркнуть.

Соленое тесто

Лак

Ножницы

Кисточка

Бисер

Гуашь

Проволока

Спица

5. Самостоятельно изготовь куклу из ниток.

Опрос-карта для второго года обучения

I

вариант

1. Нарисуй условные обозначения к схемам при вязании крючком к данным

видам пятель:

- полустолбик;

- столбик с двумя накидами;

- пино;

- воздушная петля;

- три столбика с накидом провязанные вместе из одной точки;

- как внутри схемы показывают направления вязания .

2. Защита реферата.

3. Представь свою защитную творческую работу.

II вариант

1.

Что обозначают условные обозначения к схемам при вязании крючком:

38

2.

Защита реферата.

3.

Представь свою зачетную творческую работу.

Приложение 5

Анкета для обучающихся.

”Давайте познакомимся, а так же помечтаем!”.

I. Я родился (лась)

Год _____________________________________________________________

Месяц, число _____________________________________________________

В городе, селе ____________________________________________________

Меня назвали (имя, фамилия)________________________________________

Мою маму зовут (фамилия, имя, отчество)_____________________________

Она работает______________________________________________________

Моего папу зовут (фамилия, имя, отчество)____________________________

Он работает_______________________________________________________

У меня есть брат, сестра (имя)_______________________________________

Мы живем (адрес, телефон)_________________________________________

Когда вся семья собирается вместе, мы проводим это время (напиши, чем

вы занимаетесь)______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

II. Характер у меня

39

Спокойный, озорной, веселый. Нарисуй свой характер.

III. Я очень хочу

Напиши желание в каждом из этих шариков. Теперь представь, что если ты

отпустишь шарик, он улетит, твое желание исполнится.

40

Я хочу, чтобы у

меня было…

______________

______________

______________

___________

Я хочу, чтобы

мне не нужно

было…

______________

______________

______________

___________

Чтобы можно

было…._______

______________

______________

______________

______________

_____

Я хочу, чтобы

я…

______________

______________

______________

______________

______________

__

IY. Что я люблю больше всего

Мое любимое:

1.

Время года_____________________________________________________

2.

Животное______________________________________________________

3.

Где я люблю бывать больше всего_________________________________

4.

Лучший друг___________________________________________________

5.

Книга_________________________________________________________

6.

Вид спорта_____________________________________________________

7.

Занятие________________________________________________________

8.

Фильм_________________________________________________________

9.

Телепередача___________________________________________________

10.Одежда________________________________________________________

11.Музыка________________________________________________________

12.Игра__________________________________________________________

13.Цвет__________________________________________________________

14.Блюдо_________________________________________________________

Y.

Я думаю, что я могу…

Я знаю, что я могу!

Лучше всего я умею: Больше всего я хочу научиться лучше..

1.

____________________________ 1. _______________________________

2.

____________________________ 2. _______________________________

3.

____________________________ 3. _______________________________

4.

____________________________ 4. _______________________________

Я не очень хорошо умею: Я знаю, что я смогу…

5.

____________________________ 1. _______________________________

6.

____________________________ 2. _______________________________

7.

____________________________ 3. _______________________________

8.

____________________________ 4. _______________________________

Вот, что мне для этого нужно.

YI. Когда я стану взрослым

41

Представь, что ты стал взрослым, и нарисуй свой портрет.

Когда я стану взрослым.

Я подарю своей маме_______________________________________________

Своему папе______________________________________________________

Я буду жить в городе (деревне)______________________________________

В многоэтажном, в собственном доме_________________________________

Один, с мамой и папой_____________________________________________

Я буду держать дома: кошку, собаку, попугая…________________________

Я женюсь (пойду замуж)____________________________________________

У меня будет______________________________________________________

Я дам им такие имена______________________________________________

Мои дети будут такими

42

Я буду разрешать своим детям_______________________________________

Я буду запрещать своим детям_______________________________________

Я буду работать___________________________________________________

А еще я буду уметь________________________________________________

Я изобрету_______________________________________________________

И тогда__________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Я хочу пожелать всем______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Анкета

для

родителей

(исследования

по

вопросу

воспитания

детей

и

организации

разумного

до суга)

Всем предлагается анкета с вопросами. Один из вариантов ответа нужно

отвести или в графе рядом написать свой ответ.

Результаты

ответов

помогут

педагогу

совершенствовать

работу

по

организации образовательного процесса, сделать его более содержательным и

интересным, а также в дальнейшем определить, какая именно помощь нужна

Вам для общения с ребенком в семье.

1.

Каким образом Ваш ребенок попал в наше объединение:

- записался сам по собственной инициативе;

- записался сам по приглашению педагога объединения;

- по совету учителя школы;

- по совету родителей.

43

2. Знакомы ли Вы с программой объединения, то есть с содержанием

деятельности объединения?

- хорошо знакомы;

- имеете общее представление;

- незнакомы.

3. Как Вы относитесь к занятиям Вашего ребенка в нашем объединении?

- одобряете;

- безразлично;

- не одобряете.

4. Считаете ли Вы, что эти занятия принесут пользу Вашему ребенку?

- большую;

- небольшую;

- возможно, пригодятся в жизни.

5. Как относится Ваш ребенок к посещению этих занятий?

- посещает с удовольствием;

- особой радости не испытывает;

- посещает по Вашей просьбе или напоминанию педагога.

6. Нравится ли Вам педагог?

- как профессионал;

- как человек;

- как воспитатель (организатор массовых мероприятий, экскурсий и т.п.).

7. Чего Вы ждете в итоге от посещения Вашим ребенком наших занятий?

- хороших умений и навыков рукоделия;

- развития способностей к обучению в школе;

- ничего не жду.

8. Чем бы Вы могли помочь в развитии нашего объединения?

- небольшой оплатой за обучение;

- материалами, тканями, оформлением кабинета, организацией экскурсий;

- не имею возможности.

9. Помогают ли Вам в общении с ребенком его занятия в объединении?

- да, очень;

- есть общий интерес;

- нет.

10. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?

- лучше учится;

- особых изменений нет;

- успеваемость снизилась.

11. Сколько времени Вы уделяете своему ребенку?

- понемногу ежедневно;

- периодически, когда есть свободное время;

44

- очень мало по ряду причин.

12. Посещая наши занятия, Вы хотите, чтобы:

- мой ребенок узнал________________________________________________

_________________________________________________________________

- мой ребенок научился_____________________________________________

_________________________________________________________________

- мой ребенок смог_________________________________________________

_________________________________________________________________

Анкета

для

детей

(исследования

по

вопросу

организации

разумного

досуга)

Тебе предлагается анкета с вопросами. Один из вариантов нужно обвести

кружком, либо дописать свой ответ в графе _________.

Результаты

ответов

помогут

совершенствовать

работу

по

организации

твоего досуга.

Данные о себе:

Имя_____________________________________________________________

Возраст__________________________________________________________

Школа, класс_____________________________________________________

1.

Каким образом ты попал в наше объединение?

- записался сам по собственной инициативе;

- записался сам по приглашению педагога объединения;

- по совету учителя школы;

- по совету родителей.

45

2. Хорошо ли ты знаком с программой, то есть с содержание деятельности

объединения?

- хорошо знаком;

- имею общее представление;

- не знаком.

3. Считаешь ли ты, что занятия у нас могут принести тебе пользу?

- большую;

- небольшую;

- возможно, пригодится в жизни.

4. Когда ты хотел бы достичь результатов в нашем объединении?

- через одно занятие;

- через несколько занятий;

- через год;

- через два года (будучи выпускником).

5. Чего ты ждешь для себя по окончании курса обучения у нас?

- хороших умений и навыков рукоделия;

- развития способностей к обучению в школе;

- ничего не жду;

- всего понемногу.

6. Посещая занятия:

- ты хочешь узнать_________________________________________________

____________________________________________________________________

- ты хочешь научиться______________________________________________

____________________________________________________________________

- ты хочешь суметь________________________________________________

____________________________________________________________________

7Твой успех на занятиях зависит от:

- тебя самого;

- соратников по группе;

- везения;

- педагога;

- таланта;

- усидчивости, упорства и терпения;

- всего понемногу.

8. С каким настроением ты посещаешь наши занятия?

- с удовольствием;

- особой радости не испытываешь;

- посещаешь по напоминанию других;

- готов заменить любые другие занятия нашими;

- из уважения к окружающим.

9. Твое настроение на занятии зависит от:

46

- тебя самого;

- от возможных удач или неудач;

- педагога;

- настроения других ребят в группе;

- погоды на улице;

- ни от чего;

- всего понемногу.

10. Нравится ли тебе педагог?

- как профессионал;

- как человек;

- как воспитатель;

- как организатор твоего досуга.

11. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?

- стала лучше;

- особых изменений нет;

- успеваемость снизилась.

12.

Как

относятся

твои

родственники

к

посещению

тобой

нашего

объединения?

- одобряют;

- безразлично;

- не одобряют.

13. Как влияет посещение занятий на общение с родителями?

- положительно;

- есть общий интерес;

- отрицательно;

- никак.

Анкета

для

обучающихся

(изучение

межличностных

отношений)

1. Какими качествами, по-твоему, обладают обучаемые – твои товарищи, в

учебной

группе?

(общественная

активность,

справедливость,

честность,

принципиальность, самокритичность, дисциплинированность, товарищество и

т.п.)________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Если бы тебе пришлось перейти в другое объединение, кого ты хотел бы

взять с собой?_______________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Кого бы ты взял в напарники для работы? Почему?___________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

47

4. Кому бы ты дал второй пригласительный билет на дискотеку, если бы

было всего два билета?________________________________________________

5. Напиши о своем любимом занятии в ДДТ___________________________

____________________________________________________________________

дома_______________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Чем ты не любишь заниматься?____________________________________

____________________________________________________________________

7.

Какое объединение ты хотел бы еще посещать?______________________

____________________________________________________________________

8. Что ты больше всего ценишь в педагоге?____________________________

____________________________________________________________________

9. Что тебя радует?_________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Что тебя огорчает?______________________________________________

____________________________________________________________________

11. Чем бы ты хотел заниматься в Доме детского творчества помимо того,

чем уже занимаешься?________________________________________________

____________________________________________________________________

Самодиагностика

родительского

отношения

к

детям

Инструкция: Прочтите утверждения опросника. Если Вы с ним согласны,

обведите

кружком

соответствующий

номер

ответа

в

бланке

для

ответов.

Помните,

что

в

опроснике

нет

правильных

и

неправильных

ответов.

Постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о Вашем отношении к детям.

1.

Я всегда сочувствую моему ребенку.

2.

Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных

проблем, если они его травмируют.

4.

Ребенка

следует

держать

в

жестких

рамках,

тогда

из

него

вырастет

порядочный человек.

5.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что мне нравится и

кажется необходимым.

48

6.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от

него.

7.

Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.

8.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

9.

Я разделяю увлечения моего ребенка.

10.За строгое воспитание дети потом благодарят.

11.Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.

12.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

13.Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

49



В раздел образования