Напоминание

"Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье"


Автор: Воробьева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Рязановской СОШ
Населённый пункт: г. Егорьевск Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье"
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственные традиции в современном семейном воспитании.

Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы

духовно-нравственного воспитания в семье

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь

дать детям истинное христианское воспитание,

сообщая им одни христианские во всем понятия,

приучая к христианским правилам жизни,

возгревая любовь к Церкви Божией

и всем порядкам церковным...

Святитель Феофан Затворник

Духовно-нравственное

воспитание

это

воспитание

в

традициях.

Основой

духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды,

в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие – это духовная

культура семьи, детского сада, школы. Детский сад и школа как социальные институты

помогают в воспитании родителям, но не могут заменить семейного воспитания. Ведь

если основы нравственности, духовности, отношения к людям, о которых детям говорится

в школе, не поддерживаются в семье, если в семье отсутствуют традиции, каноны, то

воспитание, навязанное социальными институтами, как правило, не сможет оказать на

развитие личности ребенка должного влияния.

Общеизвестно,

что

семья

является

первичным

лоном

культуры

и

призвана

воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-

религиозную, национальную и отечественную традицию.

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически

соединялись в выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни) и

благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад, а это обычаи, традиции, отношения, правила -

помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь

по мере сил и способностей. В семье закладывалась последующая социальная и духовная

состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми

как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец,

осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей,

понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в

семье.

Духовно нравственные традиции – это сложившиеся исторически формы

взаимоотношений людей, которые передаются в поколениях и поддерживаются силой

общественного мнения. Традиции возникли со времени образования человеческого

общества в процессе его трудовой и общественной жизни. Они складывались из опыта

людей в преодолении враждебных сил природы, а также служили основой для

формирования лучших качеств личности человека. Нарушение традиций долгое время

считалось преступлением и каралось самым строгим образом. Главной функцией

традиций выступает функция воспитания.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к

нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг,

верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и

развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление

нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и

терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию

соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному

поведению. Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные

традиции народа.

Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души,

которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное

звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его

развитие, именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих

граждан общества.

Во все века люди высоко ценили духовную воспитанность. На сегодняшний день

современное общество достигло многого, но теряет традиции культуры, красоту языка,

меняются нравственные основы, и часто не в лучшую сторону.

Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление связей

между поколениями.

Ведь сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия,

нарабатывали жизненный опыт. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать

младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой

же любви детей и внуков. Если дети лишены такого общения, их души недополучают

любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй

сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется

практицизмом.

Современный порядок жизни более провоцирует разрушение традиционных

семейных связей, чем их созидание. И для мужчин, и для женщин все большее значение

приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У

современных родителей не остается ни физических ни душевных сил для воспитания

детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как

нечто духовно значимое в жизни.

Заботясь о том, чтобы в семье все были одеты и накормлены, в доме тепло и уют,

мы порой совсем не думаем, чем живет наша семья, что духовного мы оставим в

наследство своим детям и внукам, какие нравственные ценности и традиции нашей семьи

пройдут через поколения.

А ведь в семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение

причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к

добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами

родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок

теряет способность формироваться как личность. Об этом свидетельствует в пословицах

мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына

не на худо учит" и много других примеров...

Великий философ, правовед, историк религии и культуры Иван Александрович

Ильин обозначил средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может

получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":

Это:

- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,

- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,

- неподдельное сочувствие всему страдающему,

- действенная любовь к ближним,

- мужество национального героя,

– непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и

помогает"

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно

важно, так как речь идет не об отдельных душах, а о поколениях, утративших или так и не

успевших обрести веру.

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является

то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом

(применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им

придется решать двойную задачу:

1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни,

который они стремятся привить детям;

2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную,

психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и

закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом

– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,

- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,

- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не

раздражением, а терпением и милостивой и сердечной родительской любовью. Такой

живой и творческой любви нужно учиться нам всем сегодня.

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и

принимает традиции. Нельзя заставить человека быть добрым, отзывчивым, любить

свою Родину, свою семью, жить в ней, соблюдая все ее традиции, чтить традиции предков.

Это надо понять, почувствовать, принять. Как часто случается так, что ребенок протестует

против законов в его семье. Сначала этот протест живет в нем самом, с возрастом

нарастает и вырывается наружу. У родителей начинается проблема с воспитанием

ребенка, который когда-то рос «таким хорошим мальчиком».

Поэтому воспитание должно быть очень аккуратным, очень грамотным. Особенно

если это касается ни каких-то житейских мелочей, например, помыл ли он за собой посуду,

а именно нравственного, духовного формирования личности.

Чтобы в семье был порядок, надо устанавливать свои традиции для своей семьи, чтобы

они были по нраву всем ее членам , ведь традиции способны сближать, укреплять

любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не

хватает большинству современных семей.

О традициях

Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Ведь в

отличии от школы в семье не разрабатываются программы по воспитанию, не

составляются планы. Воспитание в семье – это уроки самой жизни с удачами и

разочарованиями, радостью и болью. Так, за вечерним чаем все члены семьи

рассказывают о том, что произошло интересного в течение дня, обсуждают планы на

будущие выходные. Главное, что бы и дети были включены в активное обсуждение,

высказывали свое мнения.

Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность

проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Ребенок учится нести ответственность за свои поступки.

Хорошей традицией является празднование семейных дат, где важна совместная

деятельность взрослых и детей. Для детей все праздники - необычные и сказочные,

поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще

потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Особое внимание уделяется празднованию великих церковных дат, потому что

культура нашего народа, его история, его внутренний мир широко раскрывается именно в

них.

Одним из средств передачи традиций во все времена являются песни. Народные

песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро,

на счастье человека. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному,

выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает

огромную силу материнской любви.

Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком

мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему

полезен.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов

воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает

нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной

форме, понятной и доступной. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном

творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели. Сказки являются

важными воспитательными средствами, в течении столетий выработанными и

проверенными народом. Важнейшей особенностью сказок является их поучительный

характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Таким образом, духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в

семейном воспитании, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным

ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой непростой задачей поможет

целая система воспитания и обучения направленная на формирование и развитие духовно

– нравственных качеств личности, ориентированная на абсолютные ценности.

Подводя итог, надо отметить, что

одна из главных задач современной школы -

научить детей хранить культуру и традиции своего народа. Но вся духовно-нравственная

работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может

захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полную

основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...

Свое выступление хочу закончить словами великого В.Г.Белинского:

«

Воспитание — великое дело: им решается участь человека»

Воробьева С.А., учитель начальных классов



В раздел образования