Автор: Потапова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
НАПРАВЛЕНИЕ:
Теория и методика дополнительного образования детей
ТЕМА:
«Вокальное творчество русского композитора А.Бородина»
Выполнила: Потапова О.Н.
преподаватель
теоретических дисциплин
МАУ ДО «ДШИ»
с.Инзер 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Вокальное творчество русского композитора А.Бородина (беседа).
3. Задание для учащихся -стилистическое направление в музыке.
4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложение.
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Учебный предмет «Музыкальная литература» является одной из
обязательных
учебных
дисциплин
в
детской
школе
искусств.
Предмет
направлен
на
духовно-нравственное
развитие
детей,
на
овладение
ими
духовными и культурными ценностями народов мира.
На учебных занятиях учащиеся опираясь на собственные впечатления
учатся
соотносить
прослушанное
произведение
со
знакомым
жанром
и
стилистическим направлением в музыке. Учащиеся должны научиться логично
и последовательно излагать свои мысли в устном и письменном виде.
К этому периоду (третий год обучения музыкальной литературе) у
учащихся
формируются
музыкально-исторические
представления,
знания
о
художественном образе и содержании музыкального произведения. Учащиеся
могут определить жанр, стиль , эпоху, в которой создавалось произведение,
провести сравнительный анализ прослушанных произведений.
На данном уроке учащиеся знакомятся с вокальным творчеством русского
композитора 19 века Александра Порфирьевича Бородина. Предыдущий урок
был посвящён образу жизни и творчества композитора, его достижений в науке.
А.П. Бородин работал в эпоху романтизма, его привлекали богатырские образы.
«Талант Бородина ровно могуч и поразителен как в симфонии, так и в
опере и романсе. Главные качества его- великая сила и ширина, колоссальный
размах,
стремительность
и
порывистость,
соединённая
с
изумительной
страстностью, нежностью и красотой» В.В. Стасов.
Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.
Предмет исследования: вокальное творчество русского композитора
А.Бородина.
Цель:
–
познакомить учащихся с вокальным творчеством А.Бородина;
–
развивать навыки аналитического и творческого воображения детей;
–
совершенствовать
музыкальное
восприятие,
умение
анализировать,
сравнивать, выделять главное.
Задачи
Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся формировать их
знания
о
вокальной
музыке
(в
частности
композитора
А.Бородина);
организовать процесс анализа музыкального произведения.
Развивающие: развивать
навыки
импровизации
в
стилях
различных
композиторов; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: на
основе
эмоционального
восприятия
вокального
творчества
композитора
А.Бородина
воспитывать
уважение
к
музыкальной
культуре
России;
воспитывать
уважение
и
доброжелательное
отношение
к
мнению других; обогащать духовный мир учащихся.
Оборудование: портрет
А.Бородина,
М.Мусоргского,
репродукции
картин
русских художников, ноутбук.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
–
практические, словесные;
–
активизация
музыкального
опыта
учащихся
в
индивидуальной
и
групповой деятельности.
Форма урока: урок-диалог.
План урока
1. Знакомство с вокальным творчеством А.Бородина.
2. Задание-тест «Стилистическое направление в музыке».
3. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.
4. Итог урока.
2. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.БОРОДИНА
Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему
дань
и
Александр
Порфирьевич
Бородин.
На
первый
взгляд,
творческое
наследие выглядит более чем скромным- всего шестнадцать произведений. В
то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов
исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по
количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый -шедевр.
Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:
•
Образы народного эпоса, сказки.
•
Лирические и психологические зарисовки.
•
Бытовые, юмористические.
Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая
княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических
существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом
России,
скованной
враждебными
силами
и
ждавшей,
когда «час
ударит
пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве
того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает
образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы
и богатырь-освободитель (просмотр видео).
«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ.
Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы
(недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом
романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,
что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление
к свободе (просмотр видео).
Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов
Отчизны
дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением
смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом
А.С.
Пушкина
и
выражает
настроение
сдержанной
печали,
мужественной
скорби, боль переживаний. (Ученик делает краткое сообщение: «Лирика-это
духовный мир человека, выражение разнообразных душевных переживаний,
чувств и настроения») Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила
чувств в сочетании с сдержанностью и благородством (просмотр видео).
Ярким примером сатирических романсов является «Спесь»
на
слова
А.Толстого.
Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку
отличает
добродушный
комизм.
В
этом
романсе
Бородин
приблизился
к
социальной
сатире-жанру,
популярному
в
творчестве
А.Даргомыжского
и
М.Мусоргского.
Но
если
титулярный
советник-это
человеческий
тип,
конкретный
представитель
которого
вполне
мог
жить
по
соседству,
то
персонаж-спесь -обобщённо-аллегорический (просмотр видео).
3.
Задание для учащихся
В некоторых романсах А.Бородина заметны черты нового стиля в искусстве
того
времени- романтизм.
История
русского
романтизма
началась
ещё
во
второй половине 18 века. Постепенно авторы стали ориентироваться на лучшие
образцы национального творчества, в том числе и народного.
Становление русского романтизма тесно связано с важнейшим
историческим
событием-победой
в
Отечественной
войне
1812
года.
Подъм
национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа
стимулируют интерес к фольклору. Русским романтикам казалось, что, постигая
дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Народный характер
проявляется
как не просто положительный, но героический, национально-
самобытный,
который
коренится
в
исторических
традициях
народа,
в
исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.
Характерными чертами романтизма являются- бесконечное движение к
цели,
которая
ускользает,
фантастические
сюжеты,
сказочная
мечтательность, глубокая духовная тематика.
Описание задания:
на доске нарисовано дерево, на стволе написано -романтизм, учащиеся
должны
прикрепить
к
дереву
листья
на
которых
написаны
фамилии
композиторов- романтиков. (листья-П.Чайковский, Ф.Лист, Г.Свиридов, И.Бах,
Н.Римский-Корсаков,
Ф.Шопен,
В.Верстовский,
В.Моцарт,
А.Бородин,
Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ц.Кюи, Р.Шуман, М.Мусоргский-учащиеся должны
выбрать русских композиторов-романтиков).
4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина
Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов- и не только
руских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне,
Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих
вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и
текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не
речетативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин
старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств,
поэтические образы.
В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора,
использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку,
русскую
песню,
тем
самым
добивался
большой
выразительно сти
аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.
ИТОГ УРОКА:
-Учащиеся познакомились с вокальным творчеством А.Бородина;
-Определили стилистическое направление в творчестве композитора
романтизм и его характерные черты;
–
Закрепили знание жанров романсов.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебный предмет «музыкальная литература» является важным предметом в
обучении учащихся детской школы искусств. На занятиях учащиеся опираются
на
собственные
впечатления,
музыкально-историческое
представление
услышанного и формируют собственное мнение о музыкальном произведении.
Опираясь на полученный собственный опыт учащиеся совершенствуют
музыкальное восприятие, умение анализировать, выделять главное. Формируют
знания о вокальной музыке А.Бородина, развивают навыки импровизации в
стилях различных композиторов. Учащиеся познакомились с краткой историей
развития русского романтизма, его характерные черты.
На примере романсов А.Бородина учащиеся проследили тесную связь
музыки и текста, сочинённого самим композитором, а также текстами других
поэтов.
В ходе проведения урока был сделан вывод:
вокальное творчество А.Бородина является шедевром мировой культуры.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство
«Феникс», 2007г.
2 А.П. Бородин романсы \\ musisseasons\borodin-romansy\
3 Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.
4 А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.
5 Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.
6 А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007