Напоминание

"Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"


Автор: Потапова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

НАПРАВЛЕНИЕ:

Теория и методика дополнительного образования детей

ТЕМА:

«Вокальное творчество русского композитора А.Бородина»

Выполнила: Потапова О.Н.

преподаватель

теоретических дисциплин

МАУ ДО «ДШИ»

с.Инзер 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Вокальное творчество русского композитора А.Бородина (беседа).

3. Задание для учащихся -стилистическое направление в музыке.

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложение.

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Учебный предмет «Музыкальная литература» является одной из

обязательных

учебных

дисциплин

в

детской

школе

искусств.

Предмет

направлен

на

духовно-нравственное

развитие

детей,

на

овладение

ими

духовными и культурными ценностями народов мира.

На учебных занятиях учащиеся опираясь на собственные впечатления

учатся

соотносить

прослушанное

произведение

со

знакомым

жанром

и

стилистическим направлением в музыке. Учащиеся должны научиться логично

и последовательно излагать свои мысли в устном и письменном виде.

К этому периоду (третий год обучения музыкальной литературе) у

учащихся

формируются

музыкально-исторические

представления,

знания

о

художественном образе и содержании музыкального произведения. Учащиеся

могут определить жанр, стиль , эпоху, в которой создавалось произведение,

провести сравнительный анализ прослушанных произведений.

На данном уроке учащиеся знакомятся с вокальным творчеством русского

композитора 19 века Александра Порфирьевича Бородина. Предыдущий урок

был посвящён образу жизни и творчества композитора, его достижений в науке.

А.П. Бородин работал в эпоху романтизма, его привлекали богатырские образы.

«Талант Бородина ровно могуч и поразителен как в симфонии, так и в

опере и романсе. Главные качества его- великая сила и ширина, колоссальный

размах,

стремительность

и

порывистость,

соединённая

с

изумительной

страстностью, нежностью и красотой» В.В. Стасов.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

Предмет исследования: вокальное творчество русского композитора

А.Бородина.

Цель:

познакомить учащихся с вокальным творчеством А.Бородина;

развивать навыки аналитического и творческого воображения детей;

совершенствовать

музыкальное

восприятие,

умение

анализировать,

сравнивать, выделять главное.

Задачи

Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся формировать их

знания

о

вокальной

музыке

частности

композитора

А.Бородина);

организовать процесс анализа музыкального произведения.

Развивающие: развивать

навыки

импровизации

в

стилях

различных

композиторов; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: на

основе

эмоционального

восприятия

вокального

творчества

композитора

А.Бородина

воспитывать

уважение

к

музыкальной

культуре

России;

воспитывать

уважение

и

доброжелательное

отношение

к

мнению других; обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование: портрет

А.Бородина,

М.Мусоргского,

репродукции

картин

русских художников, ноутбук.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

практические, словесные;

активизация

музыкального

опыта

учащихся

в

индивидуальной

и

групповой деятельности.

Форма урока: урок-диалог.

План урока

1. Знакомство с вокальным творчеством А.Бородина.

2. Задание-тест «Стилистическое направление в музыке».

3. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

4. Итог урока.

2. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.БОРОДИНА

Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему

дань

и

Александр

Порфирьевич

Бородин.

На

первый

взгляд,

творческое

наследие выглядит более чем скромным- всего шестнадцать произведений. В

то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов

исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по

количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый -шедевр.

Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

Образы народного эпоса, сказки.

Лирические и психологические зарисовки.

Бытовые, юмористические.

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая

княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических

существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом

России,

скованной

враждебными

силами

и

ждавшей,

когда «час

ударит

пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве

того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает

образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы

и богатырь-освободитель (просмотр видео).

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ.

Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы

(недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом

романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,

что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление

к свободе (просмотр видео).

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов

Отчизны

дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением

смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом

А.С.

Пушкина

и

выражает

настроение

сдержанной

печали,

мужественной

скорби, боль переживаний. (Ученик делает краткое сообщение: «Лирика-это

духовный мир человека, выражение разнообразных душевных переживаний,

чувств и настроения») Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила

чувств в сочетании с сдержанностью и благородством (просмотр видео).

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь»

на

слова

А.Толстого.

Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку

отличает

добродушный

комизм.

В

этом

романсе

Бородин

приблизился

к

социальной

сатире-жанру,

популярному

в

творчестве

А.Даргомыжского

и

М.Мусоргского.

Но

если

титулярный

советник-это

человеческий

тип,

конкретный

представитель

которого

вполне

мог

жить

по

соседству,

то

персонаж-спесь -обобщённо-аллегорический (просмотр видео).

3.

Задание для учащихся

В некоторых романсах А.Бородина заметны черты нового стиля в искусстве

того

времени- романтизм.

История

русского

романтизма

началась

ещё

во

второй половине 18 века. Постепенно авторы стали ориентироваться на лучшие

образцы национального творчества, в том числе и народного.

Становление русского романтизма тесно связано с важнейшим

историческим

событием-победой

в

Отечественной

войне

1812

года.

Подъм

национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа

стимулируют интерес к фольклору. Русским романтикам казалось, что, постигая

дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Народный характер

проявляется

как не просто положительный, но героический, национально-

самобытный,

который

коренится

в

исторических

традициях

народа,

в

исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

Характерными чертами романтизма являются- бесконечное движение к

цели,

которая

ускользает,

фантастические

сюжеты,

сказочная

мечтательность, глубокая духовная тематика.

Описание задания:

на доске нарисовано дерево, на стволе написано -романтизм, учащиеся

должны

прикрепить

к

дереву

листья

на

которых

написаны

фамилии

композиторов- романтиков. (листья-П.Чайковский, Ф.Лист, Г.Свиридов, И.Бах,

Н.Римский-Корсаков,

Ф.Шопен,

В.Верстовский,

В.Моцарт,

А.Бородин,

Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ц.Кюи, Р.Шуман, М.Мусоргский-учащиеся должны

выбрать русских композиторов-романтиков).

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина

Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов- и не только

руских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне,

Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих

вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и

текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не

речетативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин

старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств,

поэтические образы.

В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора,

использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку,

русскую

песню,

тем

самым

добивался

большой

выразительно сти

аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

ИТОГ УРОКА:

-Учащиеся познакомились с вокальным творчеством А.Бородина;

-Определили стилистическое направление в творчестве композитора

романтизм и его характерные черты;

Закрепили знание жанров романсов.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебный предмет «музыкальная литература» является важным предметом в

обучении учащихся детской школы искусств. На занятиях учащиеся опираются

на

собственные

впечатления,

музыкально-историческое

представление

услышанного и формируют собственное мнение о музыкальном произведении.

Опираясь на полученный собственный опыт учащиеся совершенствуют

музыкальное восприятие, умение анализировать, выделять главное. Формируют

знания о вокальной музыке А.Бородина, развивают навыки импровизации в

стилях различных композиторов. Учащиеся познакомились с краткой историей

развития русского романтизма, его характерные черты.

На примере романсов А.Бородина учащиеся проследили тесную связь

музыки и текста, сочинённого самим композитором, а также текстами других

поэтов.

В ходе проведения урока был сделан вывод:

вокальное творчество А.Бородина является шедевром мировой культуры.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство

«Феникс», 2007г.

2 А.П. Бородин романсы \\ musisseasons\borodin-romansy\

3 Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.

4 А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.

5 Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.

6 А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники