Автор: Бондаренко Светлана Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГБУ ДПО "ЦПО СМП"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности дополнительного профессионального образования взрослых
Раздел: дополнительное образование
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного
профессионального образования
«Центр повышения квалификации специалистов со средним образованием»
Особенности дополнительного
профессионального образования взрослых
в современных условиях на примере
обучения специальности "медицинская
сестра физиотерапии"
Дисциплина:
Цикл обучения:
Программа ДПО:
Специальность:
Контингент:
Автор:
Преподаватели:
Фаворская М.М. - преподаватель высшей категории, зав. отделением
№3, отличник здравоохранения. Бондаренко С.Ю. - врач высшей
категории.
Сегодня особенностями обучения взрослых слушателей непременно
являются: новизна учебного материала, использование новых форм
обучения, наличие достаточного практического опыта у преподавателя,
применение взаимообучения в парах, показ достижений слушателей.
Наша задача так организовать процесс обучения ,чтобы подготовка
современной мед сестры физиотерапии наряду со знаниями анатомо-
физиологических основ человека и клиники различных заболеваний,
включала в себя обязательное изучение практических навыков применения
методов физиолечения.
По сложившимся за последние годы тенденциям, мировоззрение
медицинских работников формируется в основном на использовании
фармакотерапии. Хотя во врачебном арсенале имеются не менее могучий
потенциал - лечебные физические факторы, основы применения которых
изучают в курсе физиотерапии.
Отличие обучения взрослых учащихся от детей постоянно осознается наукой.
Раздел андрогогика предлагает модель организации обучения, в рамках
которой обучающийся несет ответственность за свое обучение, за выбор
методов и оценку результатов. Слушатель должен выступать движущей
силой, а педагог исполнять роль координатора процесса.
Сегодня популярностью пользуются такие методы обучения как
презентации, деловые игры, дискуссии, обучение в малых группах.
особенности обучения взрослых заключаются в следующем:
- осознанное отношение к процессу
- потребность к самостоятельности
- потребность к осмыслению
- стремление к применению знаний
- наличие жизненного опыта
- влияние социальных и бытовых факторов
Общеизвестно ,что люди учатся, если они видят необходимость знаний
и возможность их применения с целью улучшения жизни.
Взрослые слушатели приносят в процесс обучения и обучающие
ситуации собственный опыт, свои жизненные ценности и соотносят
обучение со своими целями, несмотря на большое количество
социальных обязанностей. Многие учатся без отрыва от основной
работы, поэтому нуждаются в индивидуальном подходе.
Предпосылками к успеху являются:
( по Карлу Роджерсу)
- наличие большого потенциала к обучению от природы
- активизация творческого внутреннего процесса за счет меняющейся
самооценки
- возрастающая уверенность в себе на фоне изменения самовосприятия
Рекомендуемые формы обучения для наших взрослых слушателей:
лекции, чтение, демонстрация, мастер-классы, презентации и
практические задания в симуляционных залах.
Естественно ,что взрослые во время обучения испытывают трудности,
которые связаны с заботами о своем авторитете, боязнью выглядеть
некорректным. над ними давлеют старые педагогические догмы:
подача материала в виде лекционных форм занятий, ориентация на
усвоение уже готовых знаний и отрыв теории от практики. Поэтому
задача сегодняшнего обучения заключается том, что слушатели
должны стать соавторами обучения ,которые основано сегодня на
раскрытии дополнительных практических возможностей в сфере
физиотерапии, на направленности решения актуальных практических
проблем, достижении которых ориентировано на здоровье человека.
Ведь и сегодня в медицину приходят особенные люди ,которые
склонны к самопожертвованию. Они должны обладать
стрессоустойчивостью, хотя им не нужны элементы прагматизма.
Что же касается обучению физиотерапии, то кроме увлеченности
педагога, новизны учебного материала и новизны учебного материала
и использования новых форм обучения совершенно необходимы
хорошо технически оснащенные симуляционные залы. Именно так
ставится сегодня задача при организации учебного процесса.
Слушатели, обучающиеся физиотерапии должны быть грамотными в
различных областях медицины, знать основы воздействия физических
факторов на организм человека, соблюдать основные принципы
лечения, владеть вопросами техники безопасности и алгоритмом
проведения процедуры. Для этого надо преподавателю научить видеть
связь теоретического материала с результатом практической
деятельности, решать ситуационные задачи самостоятельно и в
команде. Обучение медицинских сестер по специальности
"физиотерапия" подразумевает так же знание принципов
совместимости факторов лечения, умение работать с современной
аппаратурой.
За счет систематического контроля знаний в виде тестов, семинаров,
графических диктантов и экзаменов педагог получает информацию об
эффективности обучения. Практические навыки отрабатываются в
симуляционных залах.
Следует учитывать, что при обучении мы имеем временные рамки в
виде количества часов на цикле. Поэтому важно способствовать
концентрированному запоминанию ,которые осуществляются в один
прием, так знания переходят в оперативную память. А так же
необходимо соблюдать принцип рассредоточенного усвоения
материала ,что способствует долговременной памяти. Если процесс
запоминания будет организованы правильно, это позволит добиться
хорошему усвоению материала и поспособствует развитию памяти
слушателей. Занятия в симуляционном зале тогда дадут желаемый
эффект, когда слушатели будут иметь достаточный уровень
теоретических знаний. В противном случае осознанность и успешность
их действий сомнительна.
В заключении хочется отметить, что проведенные нами изменения
формы проводимых занятий ,например в виде тематических
конференций, позволим повысить заинтересованность наших
слушателей в усвоении материала и поспособствовало повышению их
активности.
Подчеркивая все выше сказанное, можно прийти к выводу ,что важным
моментом повышения эффективности результатов обучения взрослых
слушателей вопросам физиотерапии является: устранение формализма,
интересная подача материала, возможность самостоятельной работы и
постоянный контроль усвоения материала.
На сегодня физиотерапия играет ведущую роль в медикаментозном
лечении ,реабилитации и профилактике.
21 февраля 2017г.
СПБГБУДПО
"ЦПО СМП"
Преподаватели:
Фаворская М.М.
Бондаренко С.Ю.