Напоминание

Особенности дополнительного профессионального образования взрослых


Автор: Бондаренко Светлана Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГБУ ДПО "ЦПО СМП"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности дополнительного профессионального образования взрослых
Раздел: дополнительное образование





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного

профессионального образования

«Центр повышения квалификации специалистов со средним образованием»

Особенности дополнительного

профессионального образования взрослых

в современных условиях на примере

обучения специальности "медицинская

сестра физиотерапии"

Дисциплина:

Цикл обучения:

Программа ДПО:

Специальность:

Контингент:

Автор:

Преподаватели:

Фаворская М.М. - преподаватель высшей категории, зав. отделением

№3, отличник здравоохранения. Бондаренко С.Ю. - врач высшей

категории.

Сегодня особенностями обучения взрослых слушателей непременно

являются: новизна учебного материала, использование новых форм

обучения, наличие достаточного практического опыта у преподавателя,

применение взаимообучения в парах, показ достижений слушателей.

Наша задача так организовать процесс обучения ,чтобы подготовка

современной мед сестры физиотерапии наряду со знаниями анатомо-

физиологических основ человека и клиники различных заболеваний,

включала в себя обязательное изучение практических навыков применения

методов физиолечения.

По сложившимся за последние годы тенденциям, мировоззрение

медицинских работников формируется в основном на использовании

фармакотерапии. Хотя во врачебном арсенале имеются не менее могучий

потенциал - лечебные физические факторы, основы применения которых

изучают в курсе физиотерапии.

Отличие обучения взрослых учащихся от детей постоянно осознается наукой.

Раздел андрогогика предлагает модель организации обучения, в рамках

которой обучающийся несет ответственность за свое обучение, за выбор

методов и оценку результатов. Слушатель должен выступать движущей

силой, а педагог исполнять роль координатора процесса.

Сегодня популярностью пользуются такие методы обучения как

презентации, деловые игры, дискуссии, обучение в малых группах.

особенности обучения взрослых заключаются в следующем:

- осознанное отношение к процессу

- потребность к самостоятельности

- потребность к осмыслению

- стремление к применению знаний

- наличие жизненного опыта

- влияние социальных и бытовых факторов

Общеизвестно ,что люди учатся, если они видят необходимость знаний

и возможность их применения с целью улучшения жизни.

Взрослые слушатели приносят в процесс обучения и обучающие

ситуации собственный опыт, свои жизненные ценности и соотносят

обучение со своими целями, несмотря на большое количество

социальных обязанностей. Многие учатся без отрыва от основной

работы, поэтому нуждаются в индивидуальном подходе.

Предпосылками к успеху являются:

( по Карлу Роджерсу)

- наличие большого потенциала к обучению от природы

- активизация творческого внутреннего процесса за счет меняющейся

самооценки

- возрастающая уверенность в себе на фоне изменения самовосприятия

Рекомендуемые формы обучения для наших взрослых слушателей:

лекции, чтение, демонстрация, мастер-классы, презентации и

практические задания в симуляционных залах.

Естественно ,что взрослые во время обучения испытывают трудности,

которые связаны с заботами о своем авторитете, боязнью выглядеть

некорректным. над ними давлеют старые педагогические догмы:

подача материала в виде лекционных форм занятий, ориентация на

усвоение уже готовых знаний и отрыв теории от практики. Поэтому

задача сегодняшнего обучения заключается том, что слушатели

должны стать соавторами обучения ,которые основано сегодня на

раскрытии дополнительных практических возможностей в сфере

физиотерапии, на направленности решения актуальных практических

проблем, достижении которых ориентировано на здоровье человека.

Ведь и сегодня в медицину приходят особенные люди ,которые

склонны к самопожертвованию. Они должны обладать

стрессоустойчивостью, хотя им не нужны элементы прагматизма.

Что же касается обучению физиотерапии, то кроме увлеченности

педагога, новизны учебного материала и новизны учебного материала

и использования новых форм обучения совершенно необходимы

хорошо технически оснащенные симуляционные залы. Именно так

ставится сегодня задача при организации учебного процесса.

Слушатели, обучающиеся физиотерапии должны быть грамотными в

различных областях медицины, знать основы воздействия физических

факторов на организм человека, соблюдать основные принципы

лечения, владеть вопросами техники безопасности и алгоритмом

проведения процедуры. Для этого надо преподавателю научить видеть

связь теоретического материала с результатом практической

деятельности, решать ситуационные задачи самостоятельно и в

команде. Обучение медицинских сестер по специальности

"физиотерапия" подразумевает так же знание принципов

совместимости факторов лечения, умение работать с современной

аппаратурой.

За счет систематического контроля знаний в виде тестов, семинаров,

графических диктантов и экзаменов педагог получает информацию об

эффективности обучения. Практические навыки отрабатываются в

симуляционных залах.

Следует учитывать, что при обучении мы имеем временные рамки в

виде количества часов на цикле. Поэтому важно способствовать

концентрированному запоминанию ,которые осуществляются в один

прием, так знания переходят в оперативную память. А так же

необходимо соблюдать принцип рассредоточенного усвоения

материала ,что способствует долговременной памяти. Если процесс

запоминания будет организованы правильно, это позволит добиться

хорошему усвоению материала и поспособствует развитию памяти

слушателей. Занятия в симуляционном зале тогда дадут желаемый

эффект, когда слушатели будут иметь достаточный уровень

теоретических знаний. В противном случае осознанность и успешность

их действий сомнительна.

В заключении хочется отметить, что проведенные нами изменения

формы проводимых занятий ,например в виде тематических

конференций, позволим повысить заинтересованность наших

слушателей в усвоении материала и поспособствовало повышению их

активности.

Подчеркивая все выше сказанное, можно прийти к выводу ,что важным

моментом повышения эффективности результатов обучения взрослых

слушателей вопросам физиотерапии является: устранение формализма,

интересная подача материала, возможность самостоятельной работы и

постоянный контроль усвоения материала.

На сегодня физиотерапия играет ведущую роль в медикаментозном

лечении ,реабилитации и профилактике.

21 февраля 2017г.

СПБГБУДПО

"ЦПО СМП"

Преподаватели:

Фаворская М.М.

Бондаренко С.Ю.



В раздел образования