Автор: Мочалова Ирина Дмитриевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: MБУ ДО "Детская школа искусств № 5"
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "К вопросу формирования и развития навыка чтения с листа в фортепианном классе"
Раздел: дополнительное образование
Мочалова Ирина Дмитриевна,
преподаватель фортепиано
МБУ ДО «Детская школа искусств № 5»
г. Иркутска
К вопросу формирования и развития навыка чтения с листа
в фортепианном классе
Чтение с листа – незаменимый навык в пианистическом развитии.
Систематическое занятие чтением с листа развивает способность быстро
вникать
в
замысел
сочинения,
ясно
предвидеть
линию
развития
музыкального
образа,
чувствовать
характер
музыки,
быть
предельно
внимательным
к
смене
темпа,
тональности,
фактуры
и
ритмическим
изменениям.
Первое, с чего следует начать обучение ученика чтению с листа – с
анализа того, как он воспринимает нотный текст. Попросите исполнить с
листа
незнакомое
произведение.
Каков
будет
результат?
Ученик
воспринимает
нотный
текст
«графически»,
не
высчитывает,
на
какой
линеечке находится нота, не вглядывается в каждую ноту, а видит по какому
принципу
построено
движение:
по
гамме
вверх
или
вниз,
по
звукам
арпеджио, интервалами, аккордами и т.д. Не всматривается в каждую ноту
аккорда, а видит расположение нот, при этом пальцы мгновенно формируют
его.
Воспринимает
общий
рисунок
и
схватывает
текст
на
целый
такт
вперёд… Или нет? Конечно, умение читать с листа приходит с годами, с
опытом, но развитию этого навыка надо систематически уделять время и на
уроках, и дома. Если в день читать с листа хотя бы пять минут, то лет через
двадцать
можно
овладеть
этим
навыком
в
совершенстве,
если
хочется
раньше – высчитывайте соответственно.
Для развития навыка чтения с листа необходимо выработать умение
безостановочного
исполнения,
научиться
воспринимать
музыкальный
материал в целом, а не отдельными нотными знаками. По мнению Т. И.
Смирновой, нужно с самого начала освоения нотного текста учиться видеть
не отдельную ноту, а рисунок, составленный группой нот, видеть нотный
текст вперёд, анализируя его, т. е. «графически» [15].
При
чтении
с
листа
сложных
аккомпанементов
допускается
их
упрощение, но без искажения содержания произведения. Желание сыграть
без
остановок,
в
темпе,
часто
становится
причиной
того,
что
невольно
допускаются неточности в нотном тексте: убираются второстепенные голоса,
пропускаются менее значительные звуки в аккордах, в связи с чем фактура
озвучивается
не
полностью,
а
ряд
трудных
в
техническом
плане
мест
остается пропущенным
или
неточно
сыгранным.
При
упрощении
важно
сохранять
самое
главное.
Следует
учиться
мгновенно
находить
гармонические
основы,
удобную
аппликатуру
для
воспроизведения
технических пассажей, превращать гармонические фигурации в аккорды. В
практике используются разнообразные приемы упрощения нотного текста:
-
преобразование или опускание подголосков и украшений;
-
облегчение или перемещение аккордов;
-
преобразование разложенных гармонических фигураций в основные
гармонические функции;
-
преобразование ритмически усложненных последовательностей на
элементарную пульсацию.
Однако следует подчеркнуть, что не всякое облегчение музыкального
текста
обязательно
меняет
фактуру
изложения.
Иногда
и
без
изменения
можно
достичь
существенного
упрощения
посредством
более
удобного
распределения какого-либо пассажа, аккордов, мелодического голоса между
обеими руками.
В качестве упражнений, подготавливающих к чтению с листа могут
быть:
-
чтение с листа мелодии;
-
чтение с листа линии баса;
-
исполнение мелодии с басовой линией;
-
исполнение мелодии с дефигурационным сопровождением, т.е. с
гармоническими
фигурациями
аккомпанемента,
собранными
в
аккорды;
-
распределение партии левой руки, представленной чередованием
басов и аккордов или гармоническими фигурациями, между обеими
руками.
«Чтобы хорошо сыграть музыкальное произведение, надо перед этим
хорошо представить себе, во всех деталях, его будущее звучание, иметь
перед глазами что-то вроде идеального образа». Г.
М. Цыпин [20, с. 130].
Для
овладения
новым
музыкальным
материалом,
качественного
исполнения
незнакомых
и
малознакомых
произведений,
мы
предлагаем
нижеследующий алгоритм, т.е. последовательность действий (см. табл.).
Изначально, работа по алгоритму может показаться утомительной. Но,
предварительный
анализ
всех
средств
музыкальной
выразительности
произведения
и
мысленный
настрой
на
исполнение
подготовят
ученика
психологически и практически к преодолению возможных трудностей при
чтении.
Таблица. Алгоритм чтения с листа музыкального произведения в процессе
самоподготовки [1, с. 17]
№
шага
Алгоритм действий при
чтении с листа
произведения
Пояснения, примечания, рекомендации
1.
Выберите
произведение для
чтения с листа
Начните с несложных по фактуре пьес.
Можно обратиться к преподавателю за помощью составить
для вас список произведений для чтения, с постепенным
усложнением фактуры.
2.
Сосредоточьтесь на
процессе
Необходимо работать в тишине, чтобы иметь возможность
концентрировать внимание на всех деталях работы, не
отвлекаясь.
3.
Вспомните или
выясните, к какой
музыкальной культуре
принадлежит
композитор
Личность композитора определяет характер эпохи,
музыкального направления, стилистические особенности
произведения.
4.
Обратите внимание на
название произведения
Название может дать представление о жанровой
принадлежности и стилистической направленности
произведения, его форме.
5.
Определите лад и
тональность
произведения
Определяется по наличию ключевых знаков и по
последней, как правило, гармонии произведения, её
нижнему звуку.
6.
Настройтесь на
тональность
произведения.
Сыграть гамму или арпеджио в данной тональности.
7.
Обратите внимание на
случайные ключевые
знаки.
Определите тональности возможных отклонений или
модуляций.
8.
Размер. Наличие
затакта.
Обратите внимание на соотношение размера с жанром
произведения. Осознайте особенности метра в
произведении, количество долей в такте. Определите, с
какой доли начинается произведение.
9.
Определить
особенности
ритмической
организации.
Определите характерные для пьесы ритмические формулы
(пунктир, триоль, синкопа и пр.). Не являются ли они
отличительным признаком какого-либо жанра (марша,
мазурки, вальса, польки, полонеза и др.)
10.
Обратить внимание на
структуру
произведения
Определите структурные части, периоды, предложения и
фразы.
11.
Найдите знакомое в
незнакомом
Просмотрите фактуру произведения на наличие известных
вам гамм, арпеджио, последовательностей аккордов, а
также фигураций, знакомых по произведениям,
исполняемым раньше.
Обратите внимание на сменяемость или однородность
фактуры.
12.
Проанализируйте
непонятные на первый
взгляд элементы
музыкальной ткани
Расположенные на добавочных линейках ноты,
неизвестные гармонии, тональные отклонения и др.
13.
Медленно и
внимательно
Представляйте двигательные операции на инструменте,
аппликатурные формы аккордов и арпеджированной
просматривайте
нотную запись,
вслушиваясь во все
детали
фактуры
14.
Сконцентрируйте
внимание на характере
мелодической линии.
Уясните мелодическую
сущность. Услышьте
«в уме» мелодическую
линию первого
предложения.
Определите тип движения мелодии (поступательное,
скачкообразное, по аккордовым звукам). Всмотритесь в
графический абрис мелодии, не вглядываясь в каждую поту
отдельно.
По принципу «вижу-слышу», мысленно представьте
звучание мелодической линии, охватывая относительно
завершённые единицы: мотивы, фразы, предложения.
15.
Обратите внимание на
указания темпа и
метронома (если есть).
Итальянские обозначения необходимо перевести.
Есть ли указания изменения темпа внутри произведения?
16.
Характер
произведения.
Может быть определён по указаниям, данным над первым
тактом произведения
Мелодию услышать внутренним слухом в характере
произведения.
17.
Динамический план.
Обратить внимание на основной динамический оттенок,
соотнося его с характером произведения.
18.
Проанализируйте
линию баса
Проанализируйте характер движения баса, осмыслите
неудобные скачки и ходы. Соотнесите басовую линию с
мелодической.
19.
Охватите взглядом всё
произведение
Как бы «вберите» в себя всё произведение, ясно представив
его драматургию и главную кульминацию.
20.
Мысленно задайте себе
темп произведения с
чёткой пульсацией.
Через двигательные и слуховые ощущения представьте
процесс развития материала первого предложения,
соблюдая ритмические особенности. Постарайтесь
зафиксировать в памяти эти ощущения.
21.
Начните беззвучную
игру на инструменте.
Положите руки на клавиатуру в позицию начального
построения. Начните играть в уме, слегка дотрагиваясь
пальцами клавиш и совершая еле заметные движения.
22.
Мысленно,
внутренним слухом,
озвучьте первый такт в
надлежащем темпе и
характере. Начните
исполнение.
Используйте приём «разведка глазами» (означает смотреть
вперёд, предслышать адекватную звуковую картину и
затем только извлекать из клавиатуры нужные звуки)
23.
Контролируйте
«ушами» развитие
мелодической линии и
не теряйте линию баса.
Помните, что останавливаться нельзя.
Паузы, выдержанные созвучия и повторы фраз – это ваши
помощники не для отдыха, а для сосредоточения внимания
на следующем построении, для активизации вашего
мышления в дальнейших действиях.
Можно упрощать и сокращать фактурные прослойки.
24.
Играйте, не глядя на
клавиатуру
Используйте приём игры «в слепую», как бы на ощупь.
25.
Воспринимайте текст
по графическим
абрисам нотной
записи.
Используйте приём графического восприятия нотного
текста, схватывая с одного взгляда рисунок и общее
направление движения мелодии, узнавая наиболее
распространённые аккорды.
26.
Получайте удовольствие от познания нового
Читать с листа аккомпанементы труднее, так как следить приходится за
солистом или другими исполнителями, координируя с ними свое исполнение.
Поэтому,
прежде
всего,
необходимо
овладеть
навыками
целостного
зрительного
и
слухового
охвата
всей
трехстрочной
партитуры,
включая
слово.
Е.
Шендерович
[19,
с.
49-56]
предлагает
поэтапную
методику
овладения навыком чтения аккомпанемента с листа, своего рода алгоритм:
1)
Сыграйте только сольную и басовую партии. Это позволяете отойти от
привычки охватывать только фортепианную двухстрочную партитуру
и следить за партией солиста.
2)
Исполните
всю
трехстрочную
фактуру,
но
не
буквально,
а
путем
приспособления расположений аккордов к возможностям своих рук,
иногда меняя последовательность звуков, убирая удвоения. При этом
сохраняется звуковой состав аккордов и гармоническое развитие в
целом.
3)
Прочтите текст песни, затем сыграйте одну лишь вокальную строчку,
подпевая слова или ритмично их проговаривая. При этом запомните, в
каких
местах
располагаются
цезуры
(дыхание),
где
возникнут
замедления, ускорения, кульминация.
4)
Полностью сосредоточьтесь на фортепианной партии. Выграйтесь в
аккомпанемент. Затем подключите вокальную строчку (которую поет
солист или подпеваете сами).
При
чтении
аккомпанемента
в
первоначальном
варианте
можно
опустить часть украшений, брать неполные аккорды и не играть октавные
удвоения, но необходимо сохранить ритмический рисунок и ноты линии
баса. По мере развития навыка чтения с листа фактурные упрощения следует
свести к минимуму.
Следует
еще
раз
напомнить,
что
приступая
к
игре
с
листа,
как
инструментальных произведений, так и аккомпанементов, следует смотреть и
слышать вперед, хотя бы на 1-2 такта («разведка глазами»), чтобы реальное
звучание
шло
как
бы
вслед
за
зрительным
и
внутренним
слуховым
восприятием
нотного
текста.
Целесообразно
использовать
при
этом
указанные
в
тексте
паузы,
выдержанные
звуки
и
повторы
фраз
для
подготовки к следующему построению.
Для беглого чтения с листа аккомпанементов необходимо овладеть
техникой игры различных типов фактуры аккомпанемента.
Список литературы
1.
Ильина,
Е. В.
Формирование
и
развитие
познавательной
самостоятельности
студентов
посредством
алгоритмических
памяток [Текст]: методические рекомендации / Е. В. Ильина. – 2-е
изд., испр. и доп. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2012. – 48 с.
2.
Подольская, В. Развитие навыков аккомпанемента с листа [Текст] /
В. Подольская // О работе концертмейстера / ред.-сост. М. Смирнов.
– М.: Музыка, 1974. – С.88-110.
3.
Смирнова, Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс [Текст]: пособие
для
преподавателей,
детей
и
родителей.
Методические
рекомендации. – М.: РИФ «Крипто-логос», 1992. – 56 с.
4.
Тимакин, Е. М. Воспитание пианиста [Текст] / Е. М. Тимакин, - 2-е
изд. - М.: «Советский композитор», 1989. – 144 с.
5.
Шендерович,
Е.
М.
В
концертмейстерском
классе
[Текст]:
размышления педагога / Е. М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996. –
207 с.
6.
Цыпин,
Г.
М.
Исполнитель
и
техника
[Текст]:
учеб.
пособие
/ Г. М. Цыпин. - М.: «Академия», 1999. – 192 с.