Напоминание

"Нужна ли проектная деятельность в начальной школе?"


Автор: Ломоносова Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1319
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Нужна ли проектная деятельность в начальной школе?"
Раздел: начальное образование





Назад




Нужна ли проектная деятельность в начальной школе? В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы , методы обучения, технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно- ориентированное воспитание и бучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве. В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты. Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата. Для того, чтобы учащиеся умели применять в практической деятельности и повседневной жизни полученные знания, необходимо соблюдать следующие условия: 1. наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта; 2. ориентация деятельности школьника по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость; 3. выбор темы проекта, структурирование его содержательной части; 4. поэтапное выполнение проекта; 5. осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих; 6. презентация хода и результатов выполнения учебного проекта. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности
метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы : — исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем; — творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты); — информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки; — социально значимые — с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Классификация проектов по продолжительности: -Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. -Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. -Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. -Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Например: «Моя семья», «Моя любимая игрушка». Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется
ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Например «Я придумываю сказку», «Город будущего». От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами. Нужна ли проектно-исследовательская работа в начальной школе? Да ,несомненно! 1.Это открывает возможности формирования жизненного опыта. 2. Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. 3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. 4.Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.


В раздел образования