"Нужна ли проектная деятельность в начальной школе?"
Автор: Ломоносова Галина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Школа №1319 Населённый пункт: Город Москва Наименование материала: Статья Тема: "Нужна ли проектная деятельность в начальной школе?" Раздел: начальное образование
Нужна ли проектная деятельность в начальной школе?
В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения
в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с
опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом
отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию
образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в
реальных жизненных ситуациях. Инновационный поиск новых средств приводит
педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые,
практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы , методы
обучения, технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-
ориентированное воспитание и бучение, является метод проектов, так как он практически
вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в
сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт
учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на
исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.
Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность
школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели
по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с
обязательной презентацией результата.
Для того, чтобы учащиеся умели применять в практической деятельности и
повседневной жизни полученные знания, необходимо соблюдать следующие условия:
1. наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта;
2. ориентация деятельности школьника по выполнению проекта на получение результата,
имеющего практическую или теоретическую значимость;
3. выбор темы проекта, структурирование его содержательной части;
4. поэтапное выполнение проекта;
5. осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над
проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих;
6. презентация хода и результатов выполнения учебного проекта.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным
условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования
и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности
метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через
анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от
структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы :
— исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному
исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и
объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации,
выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов,
обозначение новых проблем;
— творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру
конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в
продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
— информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц,
анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их
составной частью, требуют презентации и ее разработки;
— социально значимые — с самого начала четко обозначается результат деятельности,
ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей
участников, плана действий, внешней экспертизы.
Классификация проектов по продолжительности:
-Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
-Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда
как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке
презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
-Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии
руководителя.
-Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный
проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное
время.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку
возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки
младшего школьника. Например: «Моя семья», «Моя любимая игрушка».
Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления,
воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется
ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие
мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
Например «Я придумываю сказку», «Город будущего».
От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному
становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.
Нужна ли проектно-исследовательская работа в начальной школе? Да ,несомненно!
1.Это открывает возможности формирования жизненного опыта.
2. Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации,
самовыражении.
3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
4.Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и
индивидуальное.