Напоминание

"Эпоха романтизма в вокальной музыке"


Автор: Титова Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №7
Населённый пункт: Курск, Курская область
Наименование материала: Лекция - концерт
Тема: "Эпоха романтизма в вокальной музыке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО «Детская школа искусств №7»

Лекция - концерт

«Эпоха романтизма в вокальной музыке»

Подготовила: преподаватель

хорового отделения

Титова И.В.

Курск – 2017г.

Музыка Вивальди, Моцарта, Чайковского – нужна ли она сегодня, в наш век

нанотехнологий, экономических кризисов, громыхающих шлягеров и и ярких

телепрограмм? Я отвечу так: может быть, именно сейчас эта музыка нужнее, чем когда-

либо. Ведь она как глоток свежего воздуха, придает силы, снимает тяжесть с души,

помогает жить.

Музыка – искусство очень древнее. Это величайшая сила. Она может заставить

человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Но сегодня мы будем говорить о

музыке классической. Что же это такое? Это исторический опыт прошлых поколений. Во

все времена она отражала изменения, происходящие в истории. Изящная музыка дворцов

соответствовала времени кружевных манжет и париков, торжественная – временам

революций, эмоциональная, чувственная – эпохе романтизма. Но именно в классике

заложена та великая сила, которую можно назвать энергией красоты и гармонии.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, и его развитие заняло

весь 19 век. Композиторы-романисты с помощью музыкальных средств стремились

выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.

Ф. Шуберт – один из первых композиторов-романтиков. Свои вокальные сочинения

Шуберт называл «песнями». Ни один композитор до него не уделял этой области так

много внимания, творческого воображения и энергии. Шуберт написал более 600 песен.

Они не похожи на традиционные романсы или оперные арии. Их источник- народные

напевы, массовый танец, поднятый композитором до огромной художественной высоты.

В них отражен мир простых человеческих чувств, глубоких психологических переживаний.

Это исповедь души, выраженная звуком. Песенный цикл « Прекрасная мельничиха» -

яркое тому подтверждение. Это первый романтический вокальный цикл. Он написан на

стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера и состоит из 20-ти отдельных песен, которые

отличаются запоминающейся мелодией в народном духе.

1. Ф.Шуберт, сл. В.Мюллера «Куда?» из цикла «Прекрасная мельничиха

2. Ф.Шуберт, сл. Ф.Шобера «К музыке».

Ф.Шопен – польский композитор и пианист. Его музыка отличается лиризмом и

тонкостью в передаче различных настроений. Неповторимый мелодический стиль

Шопена складывался под влиянием Моцарта и польской национальной музыки. Почти все

сочинения Шопена были написаны для фортепиано. В его произведениях глубина и

искренность сочетаются с изяществом и техническим совершенством. «Желание» - одна

из лучших песен Шопена. Она посвящена его первой любви, студентке Варшавской

консерватории Констанции Гладковской.

3. Ф.Шопен, сл. С. Витвицкого «Желание».

Немецкий композитор Р.Шуман хотел, чтобы « музыка исходила из глубины

настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась

к чему-то еще». И это желание резко отличает его от многих композиторов его поколения.

Музыка Шумана глубоко проникает в душу человека. Песни композитора открыли целый

мир чувств, выраженных с удивительной силой и искренностью. Вокальная лирика

Шумана принадлежит к его высшим достижениям. Она идеально соответствует его

творческой натуре, поскольку Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим

дарованием. Для вокальных произведений Шумана характерно точное соответствие

музыки и слова. Огромное значение имеет партия фортепиано, именно она обычно

раскрывает скрытый в стихах психологический подтекст. У Шумана много произведений

для детей. Это сборники пьес и песен.

4. Р.Шуман, сл.Г.Фаллерслебена «Небывалая страна»

5. Р.Шуман, сл. Ф.Рюккерта «Воскресный день». Слова Шумана «освещать

глубину человеческого сердца – вот назначение художника» - прямой путь к познанию его

искусства. Мир чувств – неиссякаемый родник его музыкально-поэтических образов.

6. Р.Шуман, сл.С.Мальмана «Осенняя песня».

7. Р.Шуман, сл. Ф.Геббеля «Скажи мне, птичка».

Первым, кто продолжил начинания Шумана, был П.И.Чайковский. На заглавном

листе своего сборника Чайковский написал: «Детский альбом (подражание Шуману).

Тонкий психолог, он раскрыл в музыке внутренний мир человека, от лирической

задушевности до глубочайшей трагедии. Основная идея его творчества – протест и

страстная борьба против темных сил жизни, воздвигнутых препятствий на пути человека к

счастью. Его музыка глубоко национальна. Он создал и воспел образы русских людей,

картины родной природы, с огромной эмоциональной силой отразил духовный мир своих

современников. В творчестве Чайковского ярко воплощены детские образы. Одним из

наиболее популярных стал сборник из 16 детских песен на слова А.Плещеева, К.Аксакова

и И.Сурикова. Детские песни отличаются простотой выражения, ясностью музыкального

языка, искренностью чувства.

8. П.Чайковский, сл А.Плещеева «Колыбельная в бурю»

9. П.Чайковский, сл. А.Плещеева «Весенняя песня».

Феликс Мендельсон – один из выдающихся музыкантов Германии. « Это Моцарт 19

столетия»,-сказал о нем Шуман,-самый светлый музыкальный талант, который яснее всех

постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их». Среди современных ему

романтиков он занимает особое место. Его музыка, развиваясь в русле романтизма,

теснейшим образом связана с классическими традициями. Классическое и романтическое

начала составляют в ней удивительно гармоничный сплав, который проявляется в каждом

конкретном случае по-своему. И именно это единство определило образный строй его

произведений – уравновешенный, жизнеутверждающий и гармоничный. Для

Мендельсона, в отличие от других романтиков, не характерна трагическая конфликтность,,

в его творчестве нет ощущения непримиримого разлада с окружающей

действительностью. Сильным эмоциям, духу протеста он противопоставляет спокойствие

мысли и теплоту человеческого чувства. Его музыка отличается светлыми, сказочными

образами, где тесно переплелись реальность и фантазия, действительность и поэтический

вымысел.

10. Ф.Мендельсон-Бартольди, сл. Г.Фаллерслебена «Полевые цветы».

Композиторы-романтики создали новое представление красоты, стремившейся к

предельной психологической и эмоциональной выразительности, к свободе формы, к

красочности и многоплановости музыкального языка. И тем не менее у всех выдающихся

композиторов 19 века заметна тенденция к законченности художественной формы и к

стремлению соединить новые завоевания романтизма с классическими законами

неустаревающей прекрасной музыки.

Романтики создали новое представление красоты, стремившейся к предельной

психологическй и эмоциональной выразительности, к свободе формы, к красочности и

многоплановости музыкального языка. И тем не менее у всех выдающихся композиторов

19 века заметна тенденция к законченности художественной формы и к стремлению

соединить новые завоевания романтизма с классическими законами неустаревающей

прекрасной музыки.



В раздел образования