Автор: Титова Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №7
Населённый пункт: Курск, Курская область
Наименование материала: Лекция - концерт
Тема: "Эпоха романтизма в вокальной музыке"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «Детская школа искусств №7»
Лекция - концерт
«Эпоха романтизма в вокальной музыке»
Подготовила: преподаватель
хорового отделения
Титова И.В.
Курск – 2017г.
Музыка Вивальди, Моцарта, Чайковского – нужна ли она сегодня, в наш век
нанотехнологий, экономических кризисов, громыхающих шлягеров и и ярких
телепрограмм? Я отвечу так: может быть, именно сейчас эта музыка нужнее, чем когда-
либо. Ведь она как глоток свежего воздуха, придает силы, снимает тяжесть с души,
помогает жить.
Музыка – искусство очень древнее. Это величайшая сила. Она может заставить
человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Но сегодня мы будем говорить о
музыке классической. Что же это такое? Это исторический опыт прошлых поколений. Во
все времена она отражала изменения, происходящие в истории. Изящная музыка дворцов
соответствовала времени кружевных манжет и париков, торжественная – временам
революций, эмоциональная, чувственная – эпохе романтизма. Но именно в классике
заложена та великая сила, которую можно назвать энергией красоты и гармонии.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, и его развитие заняло
весь 19 век. Композиторы-романисты с помощью музыкальных средств стремились
выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.
Ф. Шуберт – один из первых композиторов-романтиков. Свои вокальные сочинения
Шуберт называл «песнями». Ни один композитор до него не уделял этой области так
много внимания, творческого воображения и энергии. Шуберт написал более 600 песен.
Они не похожи на традиционные романсы или оперные арии. Их источник- народные
напевы, массовый танец, поднятый композитором до огромной художественной высоты.
В них отражен мир простых человеческих чувств, глубоких психологических переживаний.
Это исповедь души, выраженная звуком. Песенный цикл « Прекрасная мельничиха» -
яркое тому подтверждение. Это первый романтический вокальный цикл. Он написан на
стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера и состоит из 20-ти отдельных песен, которые
отличаются запоминающейся мелодией в народном духе.
1. Ф.Шуберт, сл. В.Мюллера «Куда?» из цикла «Прекрасная мельничиха
2. Ф.Шуберт, сл. Ф.Шобера «К музыке».
Ф.Шопен – польский композитор и пианист. Его музыка отличается лиризмом и
тонкостью в передаче различных настроений. Неповторимый мелодический стиль
Шопена складывался под влиянием Моцарта и польской национальной музыки. Почти все
сочинения Шопена были написаны для фортепиано. В его произведениях глубина и
искренность сочетаются с изяществом и техническим совершенством. «Желание» - одна
из лучших песен Шопена. Она посвящена его первой любви, студентке Варшавской
консерватории Констанции Гладковской.
3. Ф.Шопен, сл. С. Витвицкого «Желание».
Немецкий композитор Р.Шуман хотел, чтобы « музыка исходила из глубины
настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась
к чему-то еще». И это желание резко отличает его от многих композиторов его поколения.
Музыка Шумана глубоко проникает в душу человека. Песни композитора открыли целый
мир чувств, выраженных с удивительной силой и искренностью. Вокальная лирика
Шумана принадлежит к его высшим достижениям. Она идеально соответствует его
творческой натуре, поскольку Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим
дарованием. Для вокальных произведений Шумана характерно точное соответствие
музыки и слова. Огромное значение имеет партия фортепиано, именно она обычно
раскрывает скрытый в стихах психологический подтекст. У Шумана много произведений
для детей. Это сборники пьес и песен.
4. Р.Шуман, сл.Г.Фаллерслебена «Небывалая страна»
5. Р.Шуман, сл. Ф.Рюккерта «Воскресный день». Слова Шумана «освещать
глубину человеческого сердца – вот назначение художника» - прямой путь к познанию его
искусства. Мир чувств – неиссякаемый родник его музыкально-поэтических образов.
6. Р.Шуман, сл.С.Мальмана «Осенняя песня».
7. Р.Шуман, сл. Ф.Геббеля «Скажи мне, птичка».
Первым, кто продолжил начинания Шумана, был П.И.Чайковский. На заглавном
листе своего сборника Чайковский написал: «Детский альбом (подражание Шуману).
Тонкий психолог, он раскрыл в музыке внутренний мир человека, от лирической
задушевности до глубочайшей трагедии. Основная идея его творчества – протест и
страстная борьба против темных сил жизни, воздвигнутых препятствий на пути человека к
счастью. Его музыка глубоко национальна. Он создал и воспел образы русских людей,
картины родной природы, с огромной эмоциональной силой отразил духовный мир своих
современников. В творчестве Чайковского ярко воплощены детские образы. Одним из
наиболее популярных стал сборник из 16 детских песен на слова А.Плещеева, К.Аксакова
и И.Сурикова. Детские песни отличаются простотой выражения, ясностью музыкального
языка, искренностью чувства.
8. П.Чайковский, сл А.Плещеева «Колыбельная в бурю»
9. П.Чайковский, сл. А.Плещеева «Весенняя песня».
Феликс Мендельсон – один из выдающихся музыкантов Германии. « Это Моцарт 19
столетия»,-сказал о нем Шуман,-самый светлый музыкальный талант, который яснее всех
постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их». Среди современных ему
романтиков он занимает особое место. Его музыка, развиваясь в русле романтизма,
теснейшим образом связана с классическими традициями. Классическое и романтическое
начала составляют в ней удивительно гармоничный сплав, который проявляется в каждом
конкретном случае по-своему. И именно это единство определило образный строй его
произведений – уравновешенный, жизнеутверждающий и гармоничный. Для
Мендельсона, в отличие от других романтиков, не характерна трагическая конфликтность,,
в его творчестве нет ощущения непримиримого разлада с окружающей
действительностью. Сильным эмоциям, духу протеста он противопоставляет спокойствие
мысли и теплоту человеческого чувства. Его музыка отличается светлыми, сказочными
образами, где тесно переплелись реальность и фантазия, действительность и поэтический
вымысел.
10. Ф.Мендельсон-Бартольди, сл. Г.Фаллерслебена «Полевые цветы».
Композиторы-романтики создали новое представление красоты, стремившейся к
предельной психологической и эмоциональной выразительности, к свободе формы, к
красочности и многоплановости музыкального языка. И тем не менее у всех выдающихся
композиторов 19 века заметна тенденция к законченности художественной формы и к
стремлению соединить новые завоевания романтизма с классическими законами
неустаревающей прекрасной музыки.
Романтики создали новое представление красоты, стремившейся к предельной
психологическй и эмоциональной выразительности, к свободе формы, к красочности и
многоплановости музыкального языка. И тем не менее у всех выдающихся композиторов
19 века заметна тенденция к законченности художественной формы и к стремлению
соединить новые завоевания романтизма с классическими законами неустаревающей
прекрасной музыки.