Автор: Брагина Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: конспект урока математики
Тема: "Выбор задачи из текста"
Раздел: начальное образование
Урок математики
.
1 класс
Учитель: Брагина Елена Алексеевна, МБОУ СОШ №5
Тема: Выбор задачи из текста.
Цели:
1. Ввести понятия «условие задачи», «вопрос задачи», «решение задачи».
Формировать умение распознавать задачи в ряду похожих объектов.
Закреплять знания свойств натурального ряда чисел, характера взаимосвязи между компонентами действия сложения, умения оперировать
пространственными объектами.
2. Развивать умения сравнивать, делать выводы, логически мыслить.
Развивать речь, внимание.
3. Воспитывать у учащихся отношение делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважение мнения других, умение
слушать одноклассников, привитие интереса к предмету).
Методы: проблемный, практический, частично-поисковый, наглядные, словесные, самоконтроля.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: интерактивная доска; индивидуальные карточки «Шифровальщик»»; раздаточные листы «Найди задачу», математические
веера.
Учебник: И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина «Математика 1 класс; часть вторая». Издательство «Учебная
литература», Самара, 2011.
Ход урока.
Этап урока /
время
Содержание урока
Действия учащихся
Формируемые УУД
Мотивация к
учебной
деятельности
2 мин.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Посмотрите, нам Зайка снова прислал письмо с подарком. Но с подарком
случилось что-то непонятное… он распался на части. И письмо все
распалось на кусочки. « ..Свинки замяукали, кошечки захрюкали, уточки
заквакали, курочки закрякали.. Не могу навести порядок. Пожалуйста,
помогите!»
Ребята, кто понял, что произошло у зверей?
Путаница.
На уроке обучения грамоте мы уже читали эту историю. Кто автор
стихотворения «Путаница»?
К.Чуковский
Видно, зверята опята расшалились и теперь уже в математике все
запуталось. Поможем Заиньке навести порядок?
Да.
И теперь уже мы сами будем авторами нашей математической истории
и от работы каждого из нас будет зависеть успех всего дела! Что нам для
этого нужно?
Быть внимательными, слышать учителя и других учеников.
Актуализация
5 мин.
Слайд 1 (тигр)
Найдите на этом рисунке цифры.
9, 1, 3, 8, 2, 5, 0
Давайте поставим их в порядке увеличения.
0, 1, 2, 3, 5, 8, 9
Можно ли сказать, что у нас получился натуральный ряд чисел?
Нет.
Какие изменения нужно произвести, чтобы эта запись превратилась в
запись натурального ряда чисел?
Убрать 0, добавить карточки 4, 6, 7.
Докажите, что у нас получился натуральный ряд чисел.
Записаны числа, которые используются для счета, каждое
следующее число больше предыдущего на 1.
Молодцы! Первый шаг в установлении порядка сделан и, посмотрите,
появилась первая часть от Заюшкиного подарка (карточка с буквой с).
- Называют цифры,
учитель на презентации
вызывает запись
названной цифры;
-показывают знаками «+»
- согласен, «-» - не
согласен
(пальцами);
- учащиеся по 1
выполняют записи на
интерактивной доске.
Познавательные УУД
(логические):
- анализ объекта с целью
выделения существенных
признаков;
- синтез
(самостоятельное
достраивание целого с
восполнением
недостающих
компонентов)
минутка
чистописания
На чистописании будем прописывать цифру, которая обозначает
число, стоящее между числами 5 и 7.
Цифра 6
Какие еще можно было придумать задания на нахождение числа 6?
Число, следующее за числом 5.
Число, предыдущее для числа 7.
Число, которое имеет соседей 5 и 7.
На что нужно обратить внимание при записи цифры 6?
Первый элемент пишем в правом верхнем углу клетки, начинаем
писать с закругления. Овал записываем на середине нижней границы
клеточки.
Стараемся писать так, чтобы каждая цифра была как образец.
Сравните свои цифры с образцом. Подчеркните те, которые
соответствуют образцу.
У кого получилось написать всю строку цифр так как на образце?
Молодцы. А вот и вторая часть подарочка (карточка с буквой и).
- ответы детей;
- запись в тетради;
-показывают знаками «+» ,
«-».
Познавательные УУД
(общеучебные):
строить небольшие
математические
сообщения в устной
форме
Регулятивные УУД:
оценивать правильность
действия на уровне
адекватной
ретроспективной оценки
Выявление места и
причины
затруднения
3 мин.
Построение
проекта выхода из
затруднения
1 мин.
Следующее задание - найти значения выражений и собрать слово,
используя шифр.
5 + 2 = А 1 + 3 = Д 7 – 2 = А
4 – 1 = З 2 + 6 = А 4 + 2 = Ч
3
7
4
8
6
5
(ЗАДАЧА)
Нам удалось получить еще одну букву! (карточка с буквой б).
Что вам известно о задаче?
Математический рассказ с вопросом.
Как вы думаете, любой текст с вопросом является задачей? Ваши
мнения разделились. Можете ли сейчас доказать свое мнение? Как узнать
кто из вас прав?
Нужно проверить.
Согласна. Давайте проверим. Над какой проблемой будем работать на
уроке?
Нужно узнать, можно ли про любой математический рассказ с
вопросом сказать, что это задача.
Как мы сможем это узнать?
Найти правила, по которым составляется задача.
- работа на карточках;
-показывают знаками «+»,
«-».
Познавательные УУД
(общеучебные):
постановка и
формулирование
проблемы
Личностные УУД:
формирование смысла
учебной деятельности на
основе формирования
границ собственного
знания и «незнания»
Осознание и
осмысление
нового учебного
Слайд 3 (задача)
Работа с учебником. № 88
Нам нужно выбрать из трёх текстов задачу и объяснить свой выбор.
1
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять
материала
6 мин.
А) На ладонь упали снежинки. Потом еще несколько снежинок. Сколько
дней продолжался снегопад?
- Это задача?
Вопросы детям, показавшим знак «согласен»:
Докажите, что это задача.
Есть вопрос.
О чем спросили в тексте?
Сколько дней продолжался снегопад?
Что сообщили о снегопаде?
Ничего. Сказали только про снежинки, но неизвестно сколько их
было.
Вопрос связан с содержанием текста?
Нет.
Можно ли про этот текст сказать, что это задача? Почему?
Б) На ладонь упало 4 снежинки. Потом еще 2 снежинки. Была зима.
- Это задача?
Нет. Потому что нет вопроса.
В) На ладонь упало 4 снежинки. Потом еще 2 снежинки. Сколько всего
снежинок упало на ладонь?
- Это задача?
Да. Здесь написано про снежинки и вопрос задали про снежинки; есть
все числа.
Давайте решим эту задачу. Для этого нужно записать выражение и
найти его значение.
4+2=6 (с.)
Что значит в этой записи число 4?
Сначала упали 4 снежинки.
Что значит в этой записи +2?
Добавились еще 2 снежинки.
Что значит число 6?
Столько снежинок упало на ладонь.
Как ответим на вопрос «Сколько всего снежинок упало на ладонь?»
На ладонь упало 6 снежинок.
Молодцы! Вы смогли решить задачу.
Разделите эту задачу на две части. Прочитайте первую часть.
На ладонь упало 4 снежинки. Потом еще 2 снежинки.
О чем рассказывает задача в этой части?
Она рассказывает о том, что известно.
Эта часть задачи называется условием. (слайд)
Что называют условием задачи?ьт
учебную задачу
Познавательные УУД
(общеучебные):
кодировать информацию
в знаково-символической
форме
$Часть задачи, в коёторой рассказывают о том, что известно.
О чем говорится во второй части задачи? Прочтите эту часть задачи.
Сколько всего снежинок упало на ладонь?
О чем в ней говорится?
О том, что надо узнать.
Кто из вас может сказать как называется эта часть задачи?
Вопрос задачи.
Что называют вопросом задачи? (слайд)
Часть задачи, в которой спрашивают о том, что нужно узнать.
Из каких частей состоит задача?
Условие и вопрос задачи.
Скажите, пожалуйста, с какой целью мы читали эти три текста?
Чтобы проверить, можно ли математический рассказ с вопросом
назвать задачей.
Как теперь вы ответите на этот вопрос? Можно ли про любой
математический рассказ с вопросом сказать, что это задача. Молодцы!
Объясните своё решение.
В задаче должны быть условие с числами и вопрос. Условие и вопрос
задачи должны быть связаны по смыслу.
Регулятивные УУД:
соотносить цель и
результат.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.
- Кто внимательно послушал, была ли задача в стихотворении для
разминки? (нет)
Первичное
закрепление с
комментированием
во внешней речи
7 мин.
Работа на раздаточных листах.
1.
Прочитайте тексты, записанные на листе, и отметьте галочкой те из
них, которые являются задачей.
Моя работа
1. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке
осталось
4 мелка.
2. В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков
осталось в коробке?
3. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько
мелков
осталось в коробке?
4. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько
карандашей осталось в коробке?
- самостоятельная работа;
Познавательные УУД
(логические):
анализ объекта,
сравнение
выделенных признаков с
признаками понятия
«задача».
рефлексия
2.
Работаем в парах. Внимательно выслушайте соседа, сообщите своё
решение, и вместе придите к согласию. Затем отметьте галочкой ваше
общее мнение.
Работа в паре
1. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке
осталось
4 мелка.
2. В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков
осталось в коробке?
3. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько
мелков
осталось в коробке?
4. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько
карандашей осталось в коробке?
Проверяем вашу работу. Помните, что выступающий выражает общее
мнение всей пары, поэтому начинаем свою речь со слов «Мы считаем,
что…»
1 пара: текст 1 - это не задача, потому что нет вопроса.
2 пара: текст 2 – это не задача, потому что в условии не хватает
чисел.
3 пара: текст 3 – это задача, потому что в условии есть числа, с
которыми можно работать, и есть вопрос.
4 пара: текст 4 – это не задача, потому что в условии говорится о
мелках, а вопрос про карандаши.
Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод, по каким правилам составляется
задача.
В задаче должны быть условие и вопрос. В условии должны быть
числа. Условие и вопрос связаны по смыслу.
Мы разрешили нашу проблему? Кто легко находит задачу среди других
текстов? Кто затруднялся в этой работе?
А сейчас за такую хорошую работу в установлении порядка среди
задач – следующая карточка от Зайца. (карточка с буквой о).
- работа в паре:
высказываются по
очереди.
- выступление 1 ученика
из пары,
остальные ученики
оценивают высказывание
знаками «+» , «-»
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в
работе парами;
- строить монологическое
высказывание.
Регулятивные УУД:
оценивать качество
усвоения учебного
материала
Работа с
геометрическим
материалом
7 мин.
Слайд 4 (чертеж)
Но посмотрите! Даже геометрические фигуры и те перепутались!
Какие фигуры вы видите на чертеже? Сколько их?
3 квадрата
Повторите такой же чертёж в тетради 2 раза.
Было ли что-то, что привлекло ваше внимание?
Работа в тетради.
По 1 ученику выходят к
доске для показа фигуры,
остальные ученики
Познавательные УУД
(общеучебные):
оперировать
пространственными
Можно увидеть прямоугольники.
Сколько их? Два.
Первый чертеж раскрасьте так, чтобы было видно, что горизонтальный
прямоугольник находится перед вертикальным.
На втором чертеже – наоборот, горизонтальный прямоугольник за
вертикальным.
Слайд 5 (чертежи)
Сравните свою работу с работой, представленной на слайде. Покажите
веером какой номер соответствует вашему первому чертежу (4), второму
чертежу (2).
Молодцы! Вы и среди геометрических фигур установили правильную
последовательность и заслужили еще одну часть подарка. (карточка с
буквой с).
показывают знаками «+» ,
«-»
работа с математическим
веером
объектами
Регулятивные УУД:
оценивать правильность
действия на уровне
адекватной
ретроспективной оценки
Физминутка
(по выбору учащихся)
Развитие темы
«Сложение и
вычитание»
5 мин.
Сегодня на уроке мы сделали немало: устранили путаницу в
натуральном ряду чисел, в задачах, геометрических фигурах. Как вы
думаете, что еще надо было бы проверить?
Выражения.
Конечно! И здесь тоже все перепутано.
Не вычисляя, запишите суммы в порядке увеличения их значений.
5+3 3+3 6+3 4+3
Объясните свое решение.
3+3 4+3 5+3 6+3
В каждой сумме одинаковое второе слагаемое 3. значит сравнивать
можно по первому слагаемому. Чем больше первое слагаемое – тем
больше сумма, чем меньше первое слагаемое – тем меньше сумма.
Найдите значения сумм. Ваше расположение сумм оказалось верным?
Значит, вы честно заработали еще одну букву от Зайца. (карточка с
буквой п).
2 ученика работают за
доской;
все - работа в тетради.
Проверка записей на доске
и в тетрадях знаками «+» ,
«-»
Познавательные УУД
(логические):
прогнозировать и
проверять гипотезы (с
помощью нахождения
значений выражений)
Регулятивные УУД:
оценивать правильность
действия на уровне
адекватной
ретроспективной оценки
Развитие темы
«Сравнение
предметов»
5 мин.
Слайд 6 (рисунки)
Осталось последнее задание от Зайчика. Подумайте, какой рисунок
«лишний»? Кто нашел 1 решение? 2 решения? 3 решения? 3 решения?
4 решения? 5 решений?
Самолеты – машины, а на других рисунках птицы.
Пингвины – нелетающие, все остальные объекты летают.
Ласточки – нарисованы в одном направлении. На других рисунках все
предметы направлены в противоположные стороны.
Голубь и попугай – птицы разных видов, на остальных рисунках все
изображенные объекты относятся к одному виду.
обсуждение в форме
фронтальной работы
Познавательные УУД
(логические):
сравнивать предметы по
разным признакам
(сопоставление и
противопоставление),
формулировать вывод на
основании сравнения.
Регулятивные УУД:
Снегири – 3 птицы, на других рисунках – по 2.
Сколько вариантов правильного ответа в этом задании? (5). Отчего
зависит выбор рисунка, который становится лишним?
От того, что мы сравниваем (количество, направление и т.д.)
И с этим заданием мы справились (карточка с буквой а).
в сотрудничестве с
учителем, классом
находить несколько
вариантов решения
учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
допускать существование
различных точек зрения.
Рефлексия учебной
деятельности на
уроке
2 мин.
Вот и подошла к концу наша «спасательная операция». Я надеюсь, что
ваша история оказалась не менее увлекательной, чем у героев
К.Чуковского. Что же хотел подарить нам Заинька? (из букв с и б о с п а
собирается слово СПАСИБО).
За что благодарит нас Зайчик?
Кому бы вы хотели сказать спасибо за активную работу и помощь на
уроке?
Продолжите предложение:
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…
- Что должны были выяснить на уроке?
- Что узнали нового?
На какой ступеньке лесенки успеха вы бы хотели сейчас стоять?
•Ничего не понятно на уроке.
•Все понятно на уроке, затруднений нет.
•Хочу знать больше.
- Молодцы! Спасибо всем за урок.
Регулятивные УУД:
осознание учащимися
своей учебной
деятельности и
деятельности всего
класса.
Приложение 1
Запиши слово.
5 + 2 = А 1 + 3 = Д 7 – 2 = А
4 – 1 = З 2 + 6 = А 4 + 2 = Ч
3
7
4
8
6
5
Приложение 2
Найди задачу.
Моя работа
1. В коробке было 7 мелков.
Из коробки взяли 3 мелка.
В коробке осталось 4 мелка.
2. В коробке были мелки.
Из коробки взяли 3 мелка.
Сколько мелков осталось в
коробке?
3.
В коробке было 7 мелков
Из коробки взяли 2 мелка.
Сколько мелков осталось в
коробке?
4.
В коробке было 7 мелков.
Из коробки взяли 2 мелка.
Сколько карандашей осталось в
коробке?
Работа в паре
1. В коробке было 7 мелков.
Из коробки взяли 3 мелка.
В коробке осталось 4 мелка.
2. В коробке были мелки.
Из коробки взяли 3 мелка.
Сколько мелков осталось в
коробке?
3.
В коробке было 7 мелков.
Из коробки взяли 2 мелка.
Сколько мелков осталось в
коробке?
4.
В коробке было 7 мелков.
Из коробки взяли 2 мелка.
Сколько карандашей осталось в
коробке?