Напоминание

Специфика организации, сохранения и развития хорового коллектива в УДО


Автор: Бурджаева Владислава Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Центр детского творчества "Юность"
Населённый пункт: г Пермь
Наименование материала: Реферат
Тема: Специфика организации, сохранения и развития хорового коллектива в УДО
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика организации, сохранения и развития хорового

коллектива в учреждении дополнительного образования

Одним из социальных институтов, обеспечивающих образовательный

процесс, являются учреждения (организации) дополнительного образования

детей. Они отличаются от общеобразовательных учреждений возможностью

выбора вида деятельности, уровня сложности и временных рамок.

При

организации,

развитии

и

сохранении

детского

хорового

коллектива,

профессионально

подготовленный

руководитель-дирижер

должен четко знать условия и возможности работы коллектива в условиях

учреждения дополнительного образования. Для того чтобы сформулировать

сущностные характеристики дополнительного образования как учреждения, в

котором будет осуществлять свою деятельность детский вокально-хоровой

коллектив,

необходимо

дать

достаточно

емкое

и

четкое

определение

дополнительного образования.

В современной педагогической науке имеется множество определений

дополнительного

образования

детей.

Исследователи

характеризуют

дополнительное образование как:

область

научного

педагогического

знания,

отражающая

закономерности

обучения,

воспитания,

социализации

и

творческого

саморазвития

личности

в

целостной

системе

дополнительного

образования (Ш.А. Амонашвили) [1];

образование, занятое расширением экологии детства. Это

возможность

быть

личностью,

где

ребенок

действует

по

своей

инициативе, совершает самую главную в жизни вещь – ищет смысл

жизни, пробует себя в разных ролях (А.Г. Асмолов) [4];

сущностно-мотивированное

образование,

позволяющее

человеку

приобрести

устойчивую

потребность

в

познании

и

творчестве,

максимально

реализовать

себя,

самоопределиться

предметно,

социально,

профессионально,

личностно

(В.А. Березина)

[8];

особое

образовательное

пространство,

где

объективно

задаются

множество

отношений,

где

осуществляются

специальные

образовательные

деятельности

различных

систем

(государственных,

общественных, смешанных) по развитию индивида и его организации,

так как оно расширяет возможности практического опыта ребенка,

является

временем

творческого

освоения

новой

информации

и

самоосмысления,

формирования

новых

жизненных

умений

и

способностей, на которые школа не ориентирована (В.А. Горский) [20].

Д о п о л н и т е л ь н о е

о б р а з о в а н и е

м е х а н и з м

п о д д е р ж к и

индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных

и изменяющихся потребностей детей и семьи.

В

постиндустриальном

обществе

дополнительное

образование

становится

не

только

средством

освоения

всеобщих

норм,

культурных

образцов и интеграции в социум, но и дает возможность для реализации

фундаментального вектора процесса развития человека - индивидуализации

– поиска и обретения человеком «самого себя».

Дополнительное

образование

детей

направлено

на

формирование

и

развитие

творческих

способностей,

удовлетворение

их

индивидуальных

потребностей

в

интеллектуальном,

нравственном

и

физическом

совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа

жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Оно обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную

ориентацию,

а

также

выявление

и

поддержку

детей,

проявивших

выдающиеся

способности.

Дополнительные

общеобразовательные

программы

для

детей

должны

учитывать

возрастные

и

индивидуальные

особенности детей [39].

Е.Б. Евладова

выделяет

следующие

функции

дополнительного

образования,

которые

должен

исполнять

руководитель

детского

академического хора в учреждении дополнительного образования:

ценностно-ориентационная,

направленная

на

освоение

ребенком

социальных,

культурных,

нравственных

ценностей

через

систему личностно-значимой деятельности;

коммуникативная, позволяющая расширить круг общения,

узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к

партнерам, умения вести диалог;

социально-педагогическая,

которая

объединяет

в

себе

функции

социальной

защиты,

помощи

и

поддержки

детей,

их

оздоровление, социальную реабилитацию, компенсацию, адаптацию и

другие.

Реализация

данной

функции

осуществляется

через

систему

социально-защитных

мер:

защита

прав

детей,

гарантии

на

экономическую

поддержку,

на

медицинскую

и

психологическую

помощь

и

так

далее.

Оздоровление

детей

происходит

в

процессе

целенаправленного формирования здорового образа жизни;

психотерапевтическая, создающая комфортные отношения

в

коллективе,

где

ребенок

имеет

право

на

ошибку,

где

он

может

пережить

ситуацию

успеха,

где

нет

постоянного

оценивания,

и

не

имеют значения его неудачи в школе;

профориентационная,

позволяющая

подрастающему

человеку достаточно рано получить представление о мире профессий,

усилить свои стартовые возможности в сфере трудовой деятельности,

снизить риск неверного определения своего профессионального пути;

рекреационная,

восполняющая

психофизические

силы

человека, способствующая восстановлению творческой и социально

активности, помогающая организации содержательного досуга;

культурообразующая,

способствующая

активному

включению ребенка в самые разные пласты культуры (национальной и

мировой),

позволяющая

не

только

расширить

свой

культурный

кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного

окружения [25].

Выстраивая

педагогиче скую

деятельно сть

в

у ч р е жд е н и и

дополнительного

образования

детей

(УДОД),

дирижеру

необходимо

следовать функциям соответствующим ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»,

учитывать,

что

дополнительное

образование

направлено

на

формирование

и

развитие

творческих

способностей

детей

и

взрослых,

удовлетворение

их

индивидуальных

потребностей

в

интеллектуальном,

нравственном

и

физическом

совершенствовании,

формирование

культуры

здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на

организацию их свободного времени [32]. Кроме этого, руководитель должен

знать, что в учреждении дополнительного образования, обучаются дети с

разным уровнем развития, навыками деятельности, способностями, а так же,

обучение происходит в разновозрастных группах.

Деятельность

дирижера

в

УДОД

построена

на

уважительном

отношении к личности, взаимной включенности педагога и обучающихся в

творческую,

поисковую,

научно-исследовательскую

деятельно сть.

Доминирование «субъект-объектных» отношений, включение личности во

всевозможную социальную деятельность, право выбора, нацеленность на

всестороннее развитие личности – всё это влечет за собой формирование

активного творчески развивающегося коллектива.

Кроме понимания роли дополнительного образования в формировании

организационно-педагогических

условий

сохранения

и

развития

хорового

коллектива, нас интересуют особенности профессиональной деятельности

педагогов-дирижеров

в

дополнительном

образовании,

которые

являются

связующим звеном между детьми и УДОД.

Изучение

особенностей

профессиональной

деятельности

педагогов

дополнительного

образования

детей

впервые

было

предпринято

С.Т. Шацким. По его мнению, настоящий педагог должен начинать работу с

наблюдения,

исследования

детской

индивидуальности,

изучения

ее

потребностей, инстинктов и природных наклонностей для последующего

создания метода, сохраняющего природный потенциал личности [71].

Деятельность

руководителя

вокально–хорового

коллектива

в

учреждении

дополнительного

образования,

требует

от

него

выполнения

специфических функций, среди которых В.А. Березина выделяет следующие:

диагностическая,

предполагающая

изучение,

анализ

и

обобщение данных социально-культурной и образовательной ситуации

в микросреде учреждения дополнительного образования;

образовательно-воспитательная,

обе спечивающая

целенаправленное

влияние

педагога

на

поведение

и

деятельность

детей, содействие семье, учебным заведениям в развитии творческого

потенциала и самостоятельности личности ребенка;

организаторская

и

коммуникативная,

означающая

собственно

организацию

образовательного

процесса

в

условиях

объединения по интересам, помощь ребенку в самоопределении;

прогностическая

предполагающая

программирование,

прогнозирование, проектирование процесса развития личности ребенка

в условиях учреждения дополнительного образования;

исследовательская – способствующая анализу собственной

профессиональной деятельности [8].

При

определении

специфики

деятельности

руководителя

вокально-

хорового

коллектива

в

учреждении

дополнительного

образования,

важно

акцентировать

внимание

на

том,

что

в

соответствии

с

законом

РФ

«Об

образовании

в

РФ»,

каждый

педагог

обладает

свободой

выбора,

правом

самостоятельного

определения

содержания,

методики,

форм

организации

совместной

с

детьми

деятельности,

возможностью

лично стно-

профессионального самовыражения в авторской образовательной программе.

Данное право на педагогическое самовыражение и безграничное творчество

является

выражением

сущности

дополнительного

образования,

неподлежащего стандартизации [61].

Значимыми

для

нашего

исследования

являются

взгляды

ученых

на

сущность образовательного процесса в УДОД (Р.У. Богданова, Л.Н. Буйлова,

А.В. З ол от а р е ва ,

Т. В . И л ь и н а ,

Л . А . Ко с ол ап о ва ,

Л . Ю . Ляшко).

Образовательный

процесс

рассматривается

исследователями

как

динамическая

педагогическая

система.

Авторы

отмечают

личностно-

ориентированный,

практико-ориентированный

и

деятельностный

характер

образовательного процесса, необходимость его оснащения преемственными

программами, учитывающими эволюцию личного сознания детей и развитие

всего

многообразия

форм

их

жизнедеятельности

и

способствующими

овладению функциональной грамотностью [31].

Специфической

особенностью

образовательного

процесса

в

УДОД

определяется

его

открытая,

многоуровневая,

полифункциональная,

иерархическая структура взаимодействующих уровней от социокультурной

адаптации

личности

через

предметно-функциональное

обучение

к

персонифицированному образованию [14].

Руководитель

детского

хора

в

учреждении

дополнительного

образования

реализует

основные

функции

дополнительного

образования

детей и занимает особое место в организации социально-педагогической

деятельности.

От

организации

социально-педагогической

деятельности

педагога

во

многом

зависит

успешное

формирование

социальной

и

творческой активности ребенка. Педагог поддерживает свободное развитие и

воспитание, создает и реализует модель взаимодействия. Все это обязывает

руководителя

к

постоянному

совершенствованию

профессиональной

компетентности.

Таким образом, можно выделить приоритетные идеи дополнительного

образования:

свободный

выбор

ребенком

видов

и

сфер

деятельности;

ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

возможность

свободного

самоопределения

и

самореализации

ребенка;

единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа

образовательного процесса.

К

важным

условиям

организации

детской

и

подростковой

жизни

И.П. Иванов, автор коммунарской методики (методики заботы человека о

человеке),

относит

участие

детей

не

только

в

общей

работе,

но

и

в

ее

планировании,

анализе

и

подведении

итогов.

Средства

воспитательной

работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей

детей, предполагает наличие этих условий. Детский академический хор, как

музыкальная

организация,

представляет

собой

вокально-исполнительский

коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами,

в котором важным принципом является коллективное начало [52]. Задача

руководителя

организовать

оптимальные

условия

работы

коллектива,

которые

позволят

развиваться

личности

ребенка

и

формироваться

его

индивидуальности. Таким условием может стать «коллективное творческое

дело». Рассмотрим его составляющие: коллектив, творчество и дело.

По

мнению

И.П. Иванова

коллектив

-

это

группа

людей,

взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью

социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил

поведения,

совместно

выполняемой

деятельностью,

общностью

средств

деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу

этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Это социальная группа, в которой развивается общая творческая забота об

окружающей жизни, о своем объединении, как о частице общества, о каждом

товарище по объединению[28].

Дело – активность субъектов, обеспечивающая достижение ожидаемого

социально одобряемого (общественно-полезного) результата, а зачастую и

создание

материального

продукта.

Дело

коллективное,

потому

что

планируется,

готовится,

совершается

и

обсуждается

воспитанниками

и

воспитателями, как младшими и старшими товарищами. Дело – творческое,

потому что на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших

путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи.

Детский академический хор как никто лучше определяет возможность

проведения коллективного творческого дела. Хоровой коллектив развивает у

детей социально ценные эстетические потребности, формирует эстетическое

отношение к жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как

составной

части

духовной

культуры.

Хор

позволяет

целенаправленно

развивать

у

детей

художественно-эстетические

взгляды

и

убеждения,

действенный

интерес

к

различным

видам

искусства,

умения

и

навыки

художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость,

благородство души.

Анализ

особенностей

и

преимуществ

учреждений

(организаций)

дополнительного образования и определение их педагогического потенциала,

позволяет

нам

сделать

вывод,

что

данная

сфера

выступает

главной

составляющей в создании необходимых условий для развития и сохранения

детского академического хора, а так же, обучения и воспитания в нем юных

хористов.



В раздел образования