Напоминание

Формирование у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики


Автор: Гаврюшина Татьяна Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование у подрастающего поколения чувства гражданственности и

патриотизма средствами музейной педагогики

Актуальность

темы

определяется

её

значимостью

в

возрождении

и

развитии

духовно-нравственных

ценностей,

необходимостью

формирования

высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к

активному

участию

в

развитии

гражданского

общества.

Роль

и

значение

школьных

музеев

возрастает

в

связи

с

необходимостью

реализации

государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию

молодёжи.

Воспитание

патриотизма

это

воспитание

любви

к

Отечеству,

преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без

создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не

просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой

системы становится школьный музей.

Школьный

музей,

являясь

частью

открытого

образовательного

пространства,

призван

быть

координатором

патриотической

деятельности

образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими

учреждениями, общественными организациями.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического

сознания школьников. Стержнем любого музея является история. Это может

быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из

таких

свидетельств

отражается

какая

-

то

частица

истории.

Из

таких

фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Главное

отличие

образовательно-воспитательной

эффекта

в

деятельности

школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок

выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как

активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся

постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того, какую

тему они изучают.

Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное

влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в

осуществлении различных направлений музейной деятельности.

С

целью

приобщения

подрастающего

поколения

к

сохранению

исторического

наследия

Волгограда,

активизации

деятельности

музейных

комплексов муниципальных образовательных учреждений в Тракторозаводском

районе Волгограда проводится акция «Открытый миру музей».

Участниками

акции

являются

учащиеся,

воспитанники

и

педагогические

работники муниципальных образовательных учреждений района.

Акция

проводится в два этапа. На первом этапе участники посещают

музеи, расположенные на территории района и знакомятся с их экспозициями.

Задача образовательного учреждения - организовать посещение всех музеев как

можно

большим

количеством

учащихся,

с

отметкой

в

«Листе

посещения

музеев», выдаваемом организаторами. Заполненный «Лист посещения музеев»,

а также фото-отчет о посещении сдается в оргкомитет.

На втором этапе учащиеся, посетившие музеи подготавливают рисунки на

тему «Удивительный мир музеев», стихотворения и эссе на тему «Для чего

нужны

музеи?»,

презентации

о

музейных

комплексах

района

и

сдают

в

оргкомитет, который подводит итоги и определяет наилучший результат среди

участников.

Проведение акции «Открытый миру музей» помогает сблизить общее и

дополнительное образование, скоординировать деятельность школ, дошкольных

образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования по

патриотическому воспитанию подрастающего поколения.



В раздел образования