Автор: Гаврюшина Татьяна Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики
Раздел: дополнительное образование
Формирование у подрастающего поколения чувства гражданственности и
патриотизма средствами музейной педагогики
Актуальность
темы
определяется
её
значимостью
в
возрождении
и
развитии
духовно-нравственных
ценностей,
необходимостью
формирования
высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к
активному
участию
в
развитии
гражданского
общества.
Роль
и
значение
школьных
музеев
возрастает
в
связи
с
необходимостью
реализации
государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию
молодёжи.
Воспитание
патриотизма
–
это
воспитание
любви
к
Отечеству,
преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без
создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не
просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой
системы становится школьный музей.
Школьный
музей,
являясь
частью
открытого
образовательного
пространства,
призван
быть
координатором
патриотической
деятельности
образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими
учреждениями, общественными организациями.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического
сознания школьников. Стержнем любого музея является история. Это может
быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из
таких
свидетельств
отражается
какая
-
то
частица
истории.
Из
таких
фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Главное
отличие
образовательно-воспитательной
эффекта
в
деятельности
школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок
выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как
активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся
постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того, какую
тему они изучают.
Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное
влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в
осуществлении различных направлений музейной деятельности.
С
целью
приобщения
подрастающего
поколения
к
сохранению
исторического
наследия
Волгограда,
активизации
деятельности
музейных
комплексов муниципальных образовательных учреждений в Тракторозаводском
районе Волгограда проводится акция «Открытый миру музей».
Участниками
акции
являются
учащиеся,
воспитанники
и
педагогические
работники муниципальных образовательных учреждений района.
Акция
проводится в два этапа. На первом этапе участники посещают
музеи, расположенные на территории района и знакомятся с их экспозициями.
Задача образовательного учреждения - организовать посещение всех музеев как
можно
большим
количеством
учащихся,
с
отметкой
в
«Листе
посещения
музеев», выдаваемом организаторами. Заполненный «Лист посещения музеев»,
а также фото-отчет о посещении сдается в оргкомитет.
На втором этапе учащиеся, посетившие музеи подготавливают рисунки на
тему «Удивительный мир музеев», стихотворения и эссе на тему «Для чего
нужны
музеи?»,
презентации
о
музейных
комплексах
района
и
сдают
в
оргкомитет, который подводит итоги и определяет наилучший результат среди
участников.
Проведение акции «Открытый миру музей» помогает сблизить общее и
дополнительное образование, скоординировать деятельность школ, дошкольных
образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования по
патриотическому воспитанию подрастающего поколения.