Автор: Бондаренко Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям №7
Населённый пункт: Ростовская область, г. Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание социально компетентной личности в условиях семейно-воспитательной группы – путь к осознанному профессиональному выбору"
Раздел: дополнительное образование
Воспитание социально компетентной личности в условиях семейно-
воспитательной группы – путь к осознанному профессиональному выбору.
Бондаренко Л.В., воспитатель
ГКУСО РО Таганрогского центра помощи
детям №7
Выбор профессии. Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в
юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная,
творческая, радостная жизнь или пассивное равнодушие.
Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать каждый
подросток без исключения.
Подготовка детей к выбору профессий важна еще и потому, что она
является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития
личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с
нравственным, трудовым, интеллектуальным, семейным, эстетическим и
физическим совершенствованием личности ребенка, то есть со всей системой
воспитательного процесса.
Таким образом, профориентация является важным направлением как в
развитии каждого ребенка, так и в функционировании общества в целом.
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного
отношения к профессионально-трудовой деятельности, способ самореализации,
согласование индивидуальных и социально-профессиональных потребностей
человека. Главной задачей профориентации является не только выбор
конкретной профессии, сколько подготовка подростка к осознанному выбору в
пользу труда или дальнейшего обучения. Мной разработана программа «Мой
выбор – моя профессия»
Эта программа рассчитана на реализацию в течение двух лет детей 15+.
Программа нацелена на оказание помощи воспитанникам старшего возраста и
подросткам, поступившим в учреждение с большим негативным опытом
общения в окружающем их социуме. Построена с учетом поступления
воспитанников, имеющих негативный опыт социального общения. Понятия
«личный выбор» и «личная ответственность» являются базовыми в течение
всего курса.
Цель программы – помочь ребенку осознать собственные личностные
качества, личную ответственность за свой выбор, подготовить их к жизненному
и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
• Предоставление информации о свободе самоопределения, социального
становления и личностного выбора.
• Представление информации о мире профессий и профессиональной
ориентации.
• Формирование способности соотнести свои индивидуально-психологические
особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
• Информирование обучающихся о технологии выбора профессии.
• Дополнительная поддержка воспитанников, у которых легко спрогнозировать
сложности с трудоустройством в будущем.
• Подача информации (статистика) о востребованности профессии на рынке
труда.
• Индивидуальный подход.
Учебно-тематический план 1-го года занятий
3-я ступень обучения – старший школьный возраст.
№ Темы занятий
Количество часов
Всег
о
часов
теория
практика
1.
Вводное занятие «Я – свободный человек»
1
1
2
2.
У меня есть право выбора
1
2
3
3.
Я имею право знать возможные варианты
выбора
1
2
3
4.
Я могу сделать свой выбор
1
1
2
5.
Я самостоятельно делаю свой выбор
1
2
3
6.
Я несу ответственность за свой выбор
1
2
3
7.
Мой выбор – моя профессия
1
1
2
Итого:
7
11
18
Учебно-тематический план 2-го года занятий
3-я ступень обучения – старший школьный возраст 16-18 лет.
№ Разделы и темы занятий
Количество часов
Всего
часов
теория
практика
1.
«Я – свободный человек»
3
1
4
Мир профессий
1
Учимся ставить цель и планировать своё
будущее
1
Твой выбор – твои возможности
1
Могу, хочу, надо
1
2.
«У меня есть право выбора»
1
1
3.
«Я имею право знать возможные варианты
выбора»
2
2
4
Мои жизненные планы
1
Определение индивидуальных
профессиональных предпочтений
1
1
Круг возможностей
1
4.
«Я могу сделать свой выбор»
2
1
3
Лестница успеха
2
1
5.
«Я самостоятельно делаю свой выбор»
2
2
4
Профессия и учебное заведение
1
Возможные пути обучения
1
Формула выбора пути
1
1
6.
«Я несу ответственность за свой выбор»
1
1
7.
«Мой выбор – моя профессия»
1
1
Итого:
11
7
18
Формы и методы:
-дискуссии, беседы, интерактивные лекции, профориентационные игры;
-проведение диагностических методик с последующим обсуждением
результатов; экскурсии на предприятия; встречи с людьми разных профессий.
Профессиональное ориентирование в семейно – воспитательных группах
позволяет нам выявлять и развивать способности ребенка к профессиональному
самоопределению. Система нашей работы состоит из 3-х этапов.
1 этап: «Я хочу»
На этом этапе мы знакомим ребенка с разными профессиями, организуем
просмотр фильмов, чтение литературы, игры, викторины и др.
Ведется работа с педагогом-психологом (диагностика, тестирование детей,
индивидуальное консультирование, тренинги по методике «Что ты за птица»), с
социальным педагогом:
Немалая роль отводится дополнительному образованию (кружки, секции),
где дети могут проявить себя в разных сферах деятельности.
На этом этапе мы можем определить каковы профессиональные интересы
и склонности, желания ребенка, потребности в определенных видах
деятельности детей.
Только в условиях семейно-воспитательной группы можно добиться
высоких показателей.
ТТИ южного федерального
2 этап: «Я могу»
У подростков встает вопрос «А что же я могу?». В этот период мы
сотрудничаем со специалистами следующих учреждений, как-то:
• Школа (знания);
• ЦЗН: консультации по выбору профессии в соответствии с предложением,
трудоустройство с 14 лет; проводится обзор статистики рынка труда в
Таганроге; рейтинг востребованных профессий; уровень средней зарплаты
• С волонтерским движением БФ «Катрен» по мотивированной программе
«Хочу учиться» - (тренинги)
• Подготовительные курсы (углубить свои знания по предметам, необходимым
для выбранной профессии.)
• Продолжаем работу с психологом (диагностика, мониторинги)
• Соц. педагогом (экскурсии на предприятия, в учреждения, ЦЗН)
• Немаловажно, чтобы выпускник усвоил опыт семейно– воспитательной
группы.
• Медицинский специалист.
2 этап - практическое освоение предполагаемой профессией. Задача -
успеть увидеть, какие индивидуальные качества есть у подростка, от которых
будет зависеть возможность успешного осуществления деятельности.
Только в условиях семейно-воспитательной группы возможен
комплексный и индивидуальный подход к профессиональной подготовке, что
способствует осознанному выбору профессии.
3 этап «Надо!»
На последнем этапе подростки знакомятся с потребностями общества,
узнают, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда,
по каким профессиям можно найти себе работу, и делают свой выбор.
На этом этапе проводится больше практических тренингов, пишется сочинение,
где подводятся итоги выбора, - «Мой выбор – моя профессия!»
Предполагаемые результаты: повышение готовности воспитанников к
самообразовательной деятельности, проявлению стремления самостоятельно
изучать информационные источники, моделировать своё будущее.
В том случае, если подросток сумеет совместить «Хочу! Могу!» и
«Надо!», то его выбор будет удачным.
Статистика за последние пять лет.
В практической части используется тренинг как итоговое занятие по теме:
«Мой выбор – моя профессия». Тренинг проводится в группе с детьми старшего
возраста, волонтёром психологом – практиком Скомороховым Д.А. по методике
«Что ты за птица?».