Напоминание

"Воспитание социально компетентной личности в условиях семейно-воспитательной группы – путь к осознанному профессиональному выбору"


Автор: Бондаренко Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям №7
Населённый пункт: Ростовская область, г. Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание социально компетентной личности в условиях семейно-воспитательной группы – путь к осознанному профессиональному выбору"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание социально компетентной личности в условиях семейно-

воспитательной группы – путь к осознанному профессиональному выбору.

Бондаренко Л.В., воспитатель

ГКУСО РО Таганрогского центра помощи

детям №7

Выбор профессии. Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в

юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная,

творческая, радостная жизнь или пассивное равнодушие.

Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать каждый

подросток без исключения.

Подготовка детей к выбору профессий важна еще и потому, что она

является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития

личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с

нравственным, трудовым, интеллектуальным, семейным, эстетическим и

физическим совершенствованием личности ребенка, то есть со всей системой

воспитательного процесса.

Таким образом, профориентация является важным направлением как в

развитии каждого ребенка, так и в функционировании общества в целом.

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного

отношения к профессионально-трудовой деятельности, способ самореализации,

согласование индивидуальных и социально-профессиональных потребностей

человека. Главной задачей профориентации является не только выбор

конкретной профессии, сколько подготовка подростка к осознанному выбору в

пользу труда или дальнейшего обучения. Мной разработана программа «Мой

выбор – моя профессия»

Эта программа рассчитана на реализацию в течение двух лет детей 15+.

Программа нацелена на оказание помощи воспитанникам старшего возраста и

подросткам, поступившим в учреждение с большим негативным опытом

общения в окружающем их социуме. Построена с учетом поступления

воспитанников, имеющих негативный опыт социального общения. Понятия

«личный выбор» и «личная ответственность» являются базовыми в течение

всего курса.

Цель программы – помочь ребенку осознать собственные личностные

качества, личную ответственность за свой выбор, подготовить их к жизненному

и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

• Предоставление информации о свободе самоопределения, социального

становления и личностного выбора.

• Представление информации о мире профессий и профессиональной

ориентации.

• Формирование способности соотнести свои индивидуально-психологические

особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

• Информирование обучающихся о технологии выбора профессии.

• Дополнительная поддержка воспитанников, у которых легко спрогнозировать

сложности с трудоустройством в будущем.

• Подача информации (статистика) о востребованности профессии на рынке

труда.

• Индивидуальный подход.

Учебно-тематический план 1-го года занятий

3-я ступень обучения – старший школьный возраст.

№ Темы занятий

Количество часов

Всег

о

часов

теория

практика

1.

Вводное занятие «Я – свободный человек»

1

1

2

2.

У меня есть право выбора

1

2

3

3.

Я имею право знать возможные варианты

выбора

1

2

3

4.

Я могу сделать свой выбор

1

1

2

5.

Я самостоятельно делаю свой выбор

1

2

3

6.

Я несу ответственность за свой выбор

1

2

3

7.

Мой выбор – моя профессия

1

1

2

Итого:

7

11

18

Учебно-тематический план 2-го года занятий

3-я ступень обучения – старший школьный возраст 16-18 лет.

№ Разделы и темы занятий

Количество часов

Всего

часов

теория

практика

1.

«Я – свободный человек»

3

1

4

Мир профессий

1

Учимся ставить цель и планировать своё

будущее

1

Твой выбор – твои возможности

1

Могу, хочу, надо

1

2.

«У меня есть право выбора»

1

1

3.

«Я имею право знать возможные варианты

выбора»

2

2

4

Мои жизненные планы

1

Определение индивидуальных

профессиональных предпочтений

1

1

Круг возможностей

1

4.

«Я могу сделать свой выбор»

2

1

3

Лестница успеха

2

1

5.

«Я самостоятельно делаю свой выбор»

2

2

4

Профессия и учебное заведение

1

Возможные пути обучения

1

Формула выбора пути

1

1

6.

«Я несу ответственность за свой выбор»

1

1

7.

«Мой выбор – моя профессия»

1

1

Итого:

11

7

18

Формы и методы:

-дискуссии, беседы, интерактивные лекции, профориентационные игры;

-проведение диагностических методик с последующим обсуждением

результатов; экскурсии на предприятия; встречи с людьми разных профессий.

Профессиональное ориентирование в семейно – воспитательных группах

позволяет нам выявлять и развивать способности ребенка к профессиональному

самоопределению. Система нашей работы состоит из 3-х этапов.

1 этап: «Я хочу»

На этом этапе мы знакомим ребенка с разными профессиями, организуем

просмотр фильмов, чтение литературы, игры, викторины и др.

Ведется работа с педагогом-психологом (диагностика, тестирование детей,

индивидуальное консультирование, тренинги по методике «Что ты за птица»), с

социальным педагогом:

Немалая роль отводится дополнительному образованию (кружки, секции),

где дети могут проявить себя в разных сферах деятельности.

На этом этапе мы можем определить каковы профессиональные интересы

и склонности, желания ребенка, потребности в определенных видах

деятельности детей.

Только в условиях семейно-воспитательной группы можно добиться

высоких показателей.

ТТИ южного федерального

2 этап: «Я могу»

У подростков встает вопрос «А что же я могу?». В этот период мы

сотрудничаем со специалистами следующих учреждений, как-то:

• Школа (знания);

• ЦЗН: консультации по выбору профессии в соответствии с предложением,

трудоустройство с 14 лет; проводится обзор статистики рынка труда в

Таганроге; рейтинг востребованных профессий; уровень средней зарплаты

• С волонтерским движением БФ «Катрен» по мотивированной программе

«Хочу учиться» - (тренинги)

• Подготовительные курсы (углубить свои знания по предметам, необходимым

для выбранной профессии.)

• Продолжаем работу с психологом (диагностика, мониторинги)

• Соц. педагогом (экскурсии на предприятия, в учреждения, ЦЗН)

• Немаловажно, чтобы выпускник усвоил опыт семейно– воспитательной

группы.

• Медицинский специалист.

2 этап - практическое освоение предполагаемой профессией. Задача -

успеть увидеть, какие индивидуальные качества есть у подростка, от которых

будет зависеть возможность успешного осуществления деятельности.

Только в условиях семейно-воспитательной группы возможен

комплексный и индивидуальный подход к профессиональной подготовке, что

способствует осознанному выбору профессии.

3 этап «Надо!»

На последнем этапе подростки знакомятся с потребностями общества,

узнают, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда,

по каким профессиям можно найти себе работу, и делают свой выбор.

На этом этапе проводится больше практических тренингов, пишется сочинение,

где подводятся итоги выбора, - «Мой выбор – моя профессия!»

Предполагаемые результаты: повышение готовности воспитанников к

самообразовательной деятельности, проявлению стремления самостоятельно

изучать информационные источники, моделировать своё будущее.

В том случае, если подросток сумеет совместить «Хочу! Могу!» и

«Надо!», то его выбор будет удачным.

Статистика за последние пять лет.

В практической части используется тренинг как итоговое занятие по теме:

«Мой выбор – моя профессия». Тренинг проводится в группе с детьми старшего

возраста, волонтёром психологом – практиком Скомороховым Д.А. по методике

«Что ты за птица?».



В раздел образования