Напоминание

Паломнические поездки как средство духовно -нравственного воспитания обучающихся в начальной школе.


Автор: Савенкова Елена Викторовна
Должность: педагог допонительного образования
Учебное заведение: МОУ "Центр "Истоки"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Паломнические поездки как средство духовно -нравственного воспитания обучающихся в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Паломнические поездки как средство

духовнно-нравственного воспитания обучающихся в начальной школе.

(Из опыта работы)

Все дети любят путешествовать. Много раз в учебном году они

спрашивают о том, не собираемся ли мы куда - нибудь съездить, имея в виду,

конечно,

паломническую поездку. Были даже такие высказывания:

«Ну

давайте поедем или пойдем в храм, а то моя мама меня туда не водит…»

Когда я сообщаю моим

ученикам, что скоро

едем, они кричат «Ура!» и

уточняют, что брать с собой и просят напомнить, как писать записки о

здравии и упокоении . «Прежде всего»,-говорю я,- «принесите письменное

разрешение на поездку от родителей».

Были времена, когда мы имели возможность брать с собой и их. Это

радовало,

так

как

образованные

родители

это

наши

сотрудники

и

помощники, открывающие мир православия себе и своим детям. А традиция

посещения святых мест идет еще с ветхозаветных времен. Начинали их

мужчины

отцы,

являя

пример

добровольного

путешествия

к

местам

особой святости. Это трехдневное путешествие Авраама в землю Мориа для

принесения Исаака в жертву, и святое место Вефиль, увиденное Иаковом и

почитаемое его потомками.

Еще Моисей в книге Второзакония постановил, чтобы весь Израиль

мужеского пола трижды в год приходил в Иерусалим, именно в праздник

Опресноков, вспоминая об освобождении от рабства египетского и высшем

призвании

быть

народом

чистым,

безквасным,

святым,

чуждым

нравственного растления египетского (1Кор.

5:8 ). "Посему,

говорит св. ап.

Павел,

станем праздновать (Пасху) не с старою закваскою,

не с закваскою

порока и лукавства,

но с опресноками чистоты и истины". В праздник

Седьмиц, в праздник Кущей. Потом был построен храм и с этого времени

стали совершаться паломнические путешествия в Иерусалим благочестивых

иудеев мужского пола. Нередко к ним добровольно присоединялись и их

жены. А упоминание о путешествующих детях содержится в Евангелии от

Луки, где повествуется о паломничестве в Иерусалим двенадцатилетнего

отрока Иисуса, Который тоже не пренебрегал этой святой обязанностью

иудейского народа, тем самым показав его важность. (Лк.2;42-52). Хочется

верить, что традиции семейного паломничества возобновятся в полной мере.

Мне

нравятся

поездки

с

детьми

и

считаю

замечательным

время,

проведенное вместе с целью появления и развития у них положительного

отношения к православию и его познанию, пробуждению детской души,

воспитания благоговейного отношения к святыне. Мы стремимся показать

1

ученикам дорогу к Богу, а идти по ней или нет - они решат сами. Больше

всего

боюсь,

чтобы

ребятам

не

было

скучно,

поэтому

продумываю

содержание экскурсионной и «дорожной» программы.

Итак, учитывая важность нашего мероприятия и желание самих детей, мы

садимся в автобус. Если это первое путешествие, то, приветствуя, называю

учеников

паломниками

и

паломницами

и

предлагаю

подумать

над

происхождением

слова

«паломник».

По

необходимости

даю

наводящие

вопросы:

«Какое

же

растение,

произрастающее

в

теплых

странах,

способствовало

появлению

слова

«паломник»?

И

вот

мы

постепенно

выясняем,

что

понятие

паломник

происходит

от

слова

пальмовник,

что

является

переводом

латинского

слова.

Им

первоначально

называли

богомольцев - участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа

Господня в Иерусалим ( Неделя ваий, или в русской православной традиции

Вербное

воскресенье).

Впоследствии

паломниками

стали

называть

всех

путешествующих богомольцев.

Назначаем (учитывая возраст и возможности) фотографа, журналиста,

«последнего» - того, кто следит, чтобы никто не отстал и не потерялся,

хранителя чистоты в автобусе и на «зеленой стоянке»; вспоминаем правила

техники безопасности.

После этого рассказываю о святом, которого поминает православная

церковь

в

этот

день.

Конечно,

поздравляем

именинников,

если

таковые

имеются. Далее необходимо наполнить время в пути полезной информацией

или интересным делом . Обязателен рассказ о святом месте (святых местах) –

цели нашего путешествия. Получается интересно, если говорю не только я,

но

и

подготовивший

даже

небольшое

сообщение

ученик

или,

по

возможности, другой взрослый.

Выясняем, что можно будет заказать или

купить в храме. Если есть фильм – смотрим его целиком или фрагментарно.

Всегда

готова

рассказывать

много

интересных

историй

(рассказы

старца

Паисия,

Григория Дьяченко, Бориса Ганаго, Галины Чиняковой, других

авторов.) Дети любят их слушать. Это, так называемая, учебная часть. Есть и

игровая, в которую входят:

-Загадки о природе или другие загадки (учитывая, конечно, возраст и знания

детей), например:

*Что сложнее: травинка или ракета?

*Кто произошел от обезьяны?

* Взвесить нельзя, измерить нельзя, увидеть нельзя и жить без этого нельзя.

Что это?

2

* Чего нет у Творца, а у нас очень много?

*К покаянью призывая,

Не дремля и не зевая,

Хоть рассказ пиши, хоть повесть:

Как меня ты мучишь, … (совесть)

*Обращаемся к тебе:

Помоги с грехом в борьбе!

Искреннейший богомолец –

Наш Никола … (Чудотворец)

-Предлагаю ребятам разрешить проблемные ситуации, например:

*Что стает с человеком, если он не будет разбираться в еде, а употребит все

подряд? (…читать все книги без разбора и смотреть все TV передачи?)

* Представьте себе, что на земле исчезло слово. Люди открывают рты, но

слово не рождается. Что будет в армии, в аэропортах, на заводах, в школе …?

-Игры.

* «Продолжи фразу»: Когда я вижу, что…идет учитель с большой стопкой

тетрадей; мой одноклассник обижает другого ученика; мама устала; бабушка

уронила платок … то я …

А когда мы с братом (сестрой) ссоримся; когда я обижаюсь; когда я обижаю

других … то я …

* Второй вариант: что верующие делают в этот праздник:

-в Рождество Христово….колядуют;

-на Троицу………украшают храмы ветками деревьев;

-на праздник Преображения Господа…..освящают плоды;

-на Крещение Господа Иисуса Христа……освящают воду;

-на Пасху……пекут куличи, красят яйца;

-на Благовещение Божией Матери….выпускают из клеток птиц;

-на Вход Господень в Иерусалим….. освящают вербу.

* «Аукцион добрых дел для мамы». Побеждает тот, кто назовет последнее

доброе дело.

3

*

«Я

знаю

5

названий»

животных,

птиц,

растений,

планет

(если

закрепляем дни творения) или имена библейских героев.

*«Нерукотворное и рукотворное»

Сейчас я буду называть разные предметы. Вы будьте внимательны и один раз

хлопните в ладоши, если я назову что-нибудь рукотворное, например: книга.

Сидите тихо, если я назову что-то нерукотворное, например: пшеница.

*«Море, суша, небо».

Ведущий, говоря: «Море, небо, суша», считает детей. Учитель подает

команду «Стоп». Если на ученика выпало слово «море», то он называет 5

обитателей моря и день, в который они были сотворены. Аналогично игра

проходит и с обитателями суши и неба.

*«Пожалуйста».

Ведущий дает детям различные команды и играющие их выполняют при

условии, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Без этого слова

команду не выполнять.

* «Рыбки-молчанки»

Все рыбы живут в замкнутом пространстве, но плавая, не наталкиваются друг

на друга, не мешают друг другу. Когда рыбы молчат? Всегда. А когда молчат

люди?

-Когда спят;

-когда кого-то внимательно слушают;

-когда смотрят ТV;

-когда болеют;

-когда думают…

Сейчас нужно изобразить рыбок-молчанок. Если кто-нибудь нарушил

тишину – его приговаривают к штрафу: ответить на три вопроса ребят.

*«Клубочек».

Мы все с вами связаны невидимыми нитями: живем на одной планете, в

одной стране, в одном городе, вы учитесь в одной школе, в одном классе.

Наверно вы уже хорошо знаете друг друга и сможете рассказать друг о друге

много хорошего. Сейчас я закрепляю конец длинной нити на пальце первого

ученика. Расскажите о нем (о ней), но только хорошее! (После этого учитель

протягивает нить к другому ученику и добрые слова все говорят о нем и так

далее).

*«Передай крашенку». Играем в пасхальное время. Сидящим в автобусе

слева и справа даю по деревянной крашенке. По команде дети передают яйцо

друг другу так, чтобы оно оказалось на противоположной стороне. Важно,

чтобы крашенка прошла через каждые руки и не упала. Кто быстрее?

4

На обратном пути обязательно поем «Марш славянки», «Солдатушки,

браво, ребятушки», «Выйду ночью в поле с конем» и другие песни. И,

конечно же, смотрим хорошие фильмы, просмотр которых сейчас не так

сложно подготовить. Например: «Как Спаситель в гости ходил», «Щенок»,

«Маленькая принцесса», мультфильмы, созданные по Библии.

Работает у нас и «открытый микрофон». Каждый паломник может

высказать свое мнение обо всем увиденном или услышанном, озвучить свои

пожелания, показать приобретенные иконы…

Позже могу предложить урок воспоминаний о поездке, иногда делаем

фотогазету.

Как-то одна мама рассказала мне, что после одной такой поездки ее сын

объяснял всей семье куда надо ставить и как обращаться со святой водой. Как

видите, польза от паломничества есть.

5



В раздел образования