Автор: Любомищенко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №7
Населённый пункт: Ростовская область, г. Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "Психофизическая тренировка как компонент по здоровьесбережению воспитанников центра помощи детям."
Раздел: дополнительное образование
Психофизическая тренировка как компонент по здоровьесбережению
воспитанников центра помощи детям.
Главными
задачами
современного
образования
являются:
воспитание
здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация
такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит
здоровью
ребенка;
использование
средств
охраны
здоровья
и
развития.
Согласно Указа
Президента
РФ
от
01.06.2012
N
761
«О
Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
сбережению
здоровья каждого ребенка должно уделяться особое внимание. В Российской
Федерации
принимаются
меры,
направленные
на
формирование
у
семьи
и
детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику
заболеваемости,
внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы
жизни ребенка,
предоставление квалифицированной медицинской помощи в
любых
ситуациях.
В связи с увеличением учебной нагрузки, ухудшением
факторов окружающей среды, питания, внедрение инновационных технологий
обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением количества
времени
выполнения
домашних
заданий, сохраняются
признаки
снижения
уровня здоровья подрастающего поколения[2].
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и
физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением, об
устойчивости
человека,
о
его
способности
приспособиться
к
самым
разнообразным условиям жизни и ситуациям. Являясь целостным социально-
психологическим
явлением,
здоровье
детей
представляется
комплексным
критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и
обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся,
тем
продуктивнее
обучение,
и,
следовательно,
чем
выше
активность
и
противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее
протекает
адаптация
к
условиям
среды
[6].
Подготовить
воспитанника
к
самостоятельной
жизни
–
это
значит
сформировать
у
него
адекватные
механизмы
физиологической,
психологической,
социальной
адаптации
к
окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному
жизнепроживанию.
Приоритетным направлением деятельности нашего центра помощи детям
является так же сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для
профилактики заболеваний, формирование у них устойчивых стереотипов
и
потребностей в здоровом образе жизни.
В результате для укрепления здоровья воспитанников, за основу мной
была выбрана авторская программа Н.Н. Нежкиной «Психофизическая
тренировка – технология формирования здоровья школьников и повышения
качества образования».
Занятия я провожу во второй половине дня, с разновозрастной группой из 7
воспитанников, где 70% группы детей с ОВЗ.
Цель программы:
Сохранение
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
воспитанников,
формирование
физической
культуры
личности
с
учетом
их
индивидуальных особенностей, состояния здоровья.
Задачи программы:
Воспитательные задачи:
- воспитание устойчивой мотивации к занятиям физической культурой;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих;
- воспитание навыка психофизической саморегуляции;
- воспитание адекватной самооценки и самовыражения.
- обучение приемам самодиагностики состояния организма и способам
психофизической саморегуляции состояния здоровья, настроения и
самочувствия.
Развивающая задача:
- развитие основных психофизических качеств организма: координации,
гибкости, силы, выносливости, чувства равновесия, уверенности в себе и своих
силах.
Коррекционные задачи:
- гармонизация психофизического развития;
- коррекция отклонений в состоянии здоровья.
Оздоровительные задачи:
- гармонизация эмоционально-вегетативной сферы, нормализация
функционирования основных органов и систем, общее оздоровление организма
детей;
- повышение умственной и физической работоспособности, улучшение
социальной адаптации воспитанников с ОВЗ.
Каждое занятие практического цикла имеет новую структуру и состоит из
трёх частей:
1. Циклические упражнения аэробного характера (повышают функциональные
возможности
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем;
положительно
воздействуют
на
нейродинамику;
гармонизируют
физическое
развитие
без
значительного
увеличения
мышечной
массы;
восполняют
дефицит
двигательной активности, повышают эмоциональный тонус).
2. Мышечное напряжение с последующим расслаблением (в форме статических
поз, которые подбираются в зависимости от уровня здоровья и
функционального состояния организма воспитанника).
3.
Сеанс
психофизической
саморегуляции
в
состоянии
релаксации
(расслабление происходит на фоне функциональной музыки, и во время него
дети получают сеанс психофизической настройки на добро, успех, здоровье,
благополучие).
Психофизическая тренировка апробируется нами в течение 2 лет, в группе
детей от 12 до 18 лет, с разными показателями физической подготовленности и
с различным состоянием здоровья. В результате у детей:
1. улучшилось общее самочувствие;
2. снизился уровень тревожности;
3. повысилась умственная и физическая работоспособность;
4. группа стала более сплоченная, т.е. повысился уровень социальной
адаптации.
Такая
эффективность
во
многом
объясняется
тем,
что
она
обеспечивает
движение не только тела, но и эмоций, и интеллекта ребёнка, т.е. всей личности
в целом. Я считаю, полученные результаты свидетельствуют об эффективности
применяемой
авторской
программы по
предупреждению переутомления
и
сохранению
здоровья
детей,
и
способствует
развитию
общей
культуры
воспитанника с ОВЗ.
Список литературы
1. Азыдова Г.Ф. Роль условий обучения в общеобразовательных учреждениях в
формировании
здоровья
школьников
//
Образование
и
воспитание
детей
и
подростков: гигиенические проблемы. М., 2002.
2. Востокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики
и
реабилитации
//
Школьная
дезадаптация.
Эмоциональные
и
стрессовые
расстройства у детей и подростков. М., 1995.
3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.
М.: ГЦОЛИФК, 1992.
4. Мойкин Ю.В., Киколов А.И., Тхоревский В.И. Психофизиологические
основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987.
5. Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка – технология формирования
здоровья школьников и повышения качества образования: Методическое
пособие/ Н.Н. Нежкина, М.К. Майорова. – М.: МГПИ, 2009.
6. Физическое развитие и здоровье детей / Ю.В. Высочин, В.И. Шапошникова //
Физическая культура в школе. М., 1999. - № 1.