Напоминание

"Психофизическая тренировка как компонент по здоровьесбережению воспитанников центра помощи детям."


Автор: Любомищенко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №7
Населённый пункт: Ростовская область, г. Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "Психофизическая тренировка как компонент по здоровьесбережению воспитанников центра помощи детям."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психофизическая тренировка как компонент по здоровьесбережению

воспитанников центра помощи детям.

Главными

задачами

современного

образования

являются:

воспитание

здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация

такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит

здоровью

ребенка;

использование

средств

охраны

здоровья

и

развития.

Согласно Указа

Президента

РФ

от

01.06.2012

N

761

«О

Национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

сбережению

здоровья каждого ребенка должно уделяться особое внимание. В Российской

Федерации

принимаются

меры,

направленные

на

формирование

у

семьи

и

детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику

заболеваемости,

внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы

жизни ребенка,

предоставление квалифицированной медицинской помощи в

любых

ситуациях.

В связи с увеличением учебной нагрузки, ухудшением

факторов окружающей среды, питания, внедрение инновационных технологий

обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением количества

времени

выполнения

домашних

заданий, сохраняются

признаки

снижения

уровня здоровья подрастающего поколения[2].

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и

физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением, об

устойчивости

человека,

о

его

способности

приспособиться

к

самым

разнообразным условиям жизни и ситуациям. Являясь целостным социально-

психологическим

явлением,

здоровье

детей

представляется

комплексным

критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и

обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся,

тем

продуктивнее

обучение,

и,

следовательно,

чем

выше

активность

и

противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее

протекает

адаптация

к

условиям

среды

[6].

Подготовить

воспитанника

к

самостоятельной

жизни

это

значит

сформировать

у

него

адекватные

механизмы

физиологической,

психологической,

социальной

адаптации

к

окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному

жизнепроживанию.

Приоритетным направлением деятельности нашего центра помощи детям

является так же сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для

профилактики заболеваний, формирование у них устойчивых стереотипов

и

потребностей в здоровом образе жизни.

В результате для укрепления здоровья воспитанников, за основу мной

была выбрана авторская программа Н.Н. Нежкиной «Психофизическая

тренировка – технология формирования здоровья школьников и повышения

качества образования».

Занятия я провожу во второй половине дня, с разновозрастной группой из 7

воспитанников, где 70% группы детей с ОВЗ.

Цель программы:

Сохранение

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья

воспитанников,

формирование

физической

культуры

личности

с

учетом

их

индивидуальных особенностей, состояния здоровья.

Задачи программы:

Воспитательные задачи:

- воспитание устойчивой мотивации к занятиям физической культурой;

- воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью

окружающих;

- воспитание навыка психофизической саморегуляции;

- воспитание адекватной самооценки и самовыражения.

- обучение приемам самодиагностики состояния организма и способам

психофизической саморегуляции состояния здоровья, настроения и

самочувствия.

Развивающая задача:

- развитие основных психофизических качеств организма: координации,

гибкости, силы, выносливости, чувства равновесия, уверенности в себе и своих

силах.

Коррекционные задачи:

- гармонизация психофизического развития;

- коррекция отклонений в состоянии здоровья.

Оздоровительные задачи:

- гармонизация эмоционально-вегетативной сферы, нормализация

функционирования основных органов и систем, общее оздоровление организма

детей;

- повышение умственной и физической работоспособности, улучшение

социальной адаптации воспитанников с ОВЗ.

Каждое занятие практического цикла имеет новую структуру и состоит из

трёх частей:

1. Циклические упражнения аэробного характера (повышают функциональные

возможности

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

систем;

положительно

воздействуют

на

нейродинамику;

гармонизируют

физическое

развитие

без

значительного

увеличения

мышечной

массы;

восполняют

дефицит

двигательной активности, повышают эмоциональный тонус).

2. Мышечное напряжение с последующим расслаблением (в форме статических

поз, которые подбираются в зависимости от уровня здоровья и

функционального состояния организма воспитанника).

3.

Сеанс

психофизической

саморегуляции

в

состоянии

релаксации

(расслабление происходит на фоне функциональной музыки, и во время него

дети получают сеанс психофизической настройки на добро, успех, здоровье,

благополучие).

Психофизическая тренировка апробируется нами в течение 2 лет, в группе

детей от 12 до 18 лет, с разными показателями физической подготовленности и

с различным состоянием здоровья. В результате у детей:

1. улучшилось общее самочувствие;

2. снизился уровень тревожности;

3. повысилась умственная и физическая работоспособность;

4. группа стала более сплоченная, т.е. повысился уровень социальной

адаптации.

Такая

эффективность

во

многом

объясняется

тем,

что

она

обеспечивает

движение не только тела, но и эмоций, и интеллекта ребёнка, т.е. всей личности

в целом. Я считаю, полученные результаты свидетельствуют об эффективности

применяемой

авторской

программы по

предупреждению переутомления

и

сохранению

здоровья

детей,

и

способствует

развитию

общей

культуры

воспитанника с ОВЗ.

Список литературы

1. Азыдова Г.Ф. Роль условий обучения в общеобразовательных учреждениях в

формировании

здоровья

школьников

//

Образование

и

воспитание

детей

и

подростков: гигиенические проблемы. М., 2002.

2. Востокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики

и

реабилитации

//

Школьная

дезадаптация.

Эмоциональные

и

стрессовые

расстройства у детей и подростков. М., 1995.

3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.

М.: ГЦОЛИФК, 1992.

4. Мойкин Ю.В., Киколов А.И., Тхоревский В.И. Психофизиологические

основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987.

5. Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка – технология формирования

здоровья школьников и повышения качества образования: Методическое

пособие/ Н.Н. Нежкина, М.К. Майорова. – М.: МГПИ, 2009.

6. Физическое развитие и здоровье детей / Ю.В. Высочин, В.И. Шапошникова //

Физическая культура в школе. М., 1999. - № 1.



В раздел образования