Напоминание

Основы детской психологии и педагогики


Автор: Баданина Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Пушновская СОШ
Населённый пункт: н.п. Пушной Кольского района Мурманской области
Наименование материала: Программа дополнительного образования родителей (законных представителей)
Тема: Основы детской психологии и педагогики
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение Пушновская средняя

общеобразовательная школа муниципального образования Кольский район

Мурманской области

«Утверждаю»

приказ № 259 от 17.11.2015г.

Директор школы

_______О.В. Баданин

ПРОГРАММА

дополнительного образования родителей

(законных представителей)

«Основы детской психологии и педагогики»

Разработчик: Баданина Ольга Валентиновна

н.п. Пушной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного просвещения родителей по вопросам детской

психологии и педагогики (далее – Программа) разработана во исполнение пункта 7

перечня поручений по итогам встречи Президента РФ с участниками форума

«Качественное образование во имя страны» Общероссийского общественного

движения «Народный фронт «За Россию» 15.10.2014 № Пр - 2876 от 12.12.2014.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы школьного

психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся.

Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии

обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы

эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению

разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто

становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической

грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных

воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с

родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под

которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств,

которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании

и развитии ребёнка.

Правовой основой просвещения родителей являются:

Конституция Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации»

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении

Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на

период до 2025 года»

Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам

заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в

сфере семьи, материнства и детства»

Перечень поручений Президента РФ от 12.12.2014 г. № ПР-2876 по итогам

форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя

страны»

Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии

действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении

Концепции развития дополнительного образования детей»

Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года»

Цели программы: формирование и развитие педагогической компетенции

родителей (законных представителей) обучающихся, формирование ответственной и

позитивной родительской позиции.

Задачи:

информирование родителей о возрастных и индивидуально-психологических

особенностях ребенка

повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью

системы мероприятий просветительского и консультационного характера;

мотивация родителей к взаимодействию со специалистами ОУ

содействие развитию навыков родительского самообразования.

Категория слушателей: родители (законные представители) несовершеннолетних.

Принципы:

права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут

ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на

научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические,

юридические и др.) факты;

практикоориентированности информации (информация, рекомендованная

родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в

жизни);

взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные

взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск

решения возникающих проблем воспитания детей);

развития (личности, системы отношений личности, процессов

жизнедеятельности);

системности воспитательных воздействий на ребёнка;

преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта

ребёнка.

Формы проведения учебных занятий:

лекции, практические занятия, беседа, дискуссия, тематический диспут, конференция,

круглый стол, семинар, практикум, тренинг, проект, библиотечные занятия, просмотр и

обсуждение видеофильмов (телепередач), занятие-рефлексия, консультирование,

тестирование.

Этапы реализации работы курсов для родителей:

I этап (сентябрь) – организационный: привлечение родителей к

участию в курсовой подготовке по основам детской психологии и педагогике.

II этап (октябрь - апрель) – основной: повышение грамотности

родителей (законных представителей) обучающихся в сфере возрастной

психологии и педагогике, консультации специалистов, выявление запроса

родителей, индивидуальная работа, деятельность по повышению уровня

педагогической культуры родителей.

III этап – итоговый (май): диагностика результатов работы и подведение

Итогов.

Условия реализации работы курсов

Продолжительность занятий составляет от 60 минут до 1,5 часов. Занятия

проводятся в вечернее время 1 раз в месяц в течение учебного года.

Структура занятия

Занятие состоит из 3-х частей:

1.

Введение в тему - включает в себя организационную и информационную части.

Организационная часть направлена на создание атмосферы эмоциональной близости

участников группы, включение в тематику общения.

В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая

может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с

детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.

2.

Практическая часть.

Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский

практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для

самостоятельных занятий с детьми.

3.

Подведение итогов.

Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу

полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего,

осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психолого-педагогическая

интерпретация происходившего.

Планируемые результаты обучения

в ходе реализации программы у родителей (законных представителей) обучающихся

общеобразовательных организаций должны быть сформированы педагогические

компетенции:

выполнять оценку эмоционального состояния собственного ребенка;

вовлекать ребенка в значимые семейные дела;

владеть основами детской психологии и педагогикой;

организовывать взаимодействие с ребенком в процессе совместной игровой,

трудовой, учебной деятельности;

осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка;

формировать у ребенка навыки здорового образа жизни и безопасного

поведения;

использовать семейные традиции как воспитательный потенциал семьи.

Содержание программы

Тема 1. Основы семейной психологии

1.

Трудности адаптации ребенка в новом коллективе.

2.

Роль общения в жизни школьника.

3.

Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.

4.

Развитие самостоятельности у ребенка.

5.

Воля и пути ее формирования у учащихся.

6.

Психологические и возрастные особенности подростка.

7.

Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.

8.

Психолого-педагогические особенности старших подростков.

9.

Способности и роль семьи в их развитии.

10.Психология юношеской дружбы.

11.Самообразование и культура умственного труда выпускника школы.

12.Как готовиться к экзаменам.

13.«Кризисы» и противоречия переходного возраста.

14.Что такое характер и как он формируется у подростка?

15.Пути воспитания самосознания и самооценки учащихся.

Тема 2. Основы семейного уклада

1.

Микроклимат семьи и его значение в жизни ребенка.

2.

Культурные ценности семьи и их значимость для ребенка.

3.

Семейные традиции и их роль в воспитании подростков.

Тема 3. Основы семейного права

1.

Правовое образование учащихся.

2.

Подготовка ребенка к сознательному выбору профессии.

3.

Воспитание у детей целеустремленности.

4.

Воспитание конкурентоспособного, успешного ребенка.

5.

Правовое воспитание выпускника школы.

Основы семейного воспитания

1.

Формирование нравственных привычек поведения в семье.

2.

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

3.

Семья и выбор жизненного пути.

4.

Подготовка школьника к экзаменам.

5.

Воспитание нравственно-этических отношений юношей и девушек в семье.

6.

Формирование жизненных идеалов у юношей и девушек в семье.

7.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине в семье.

8.

Воспитание ответственности и трудолюбия у ребенка.

9.

День рождения вашего ребенка.

10.Как помочь детям учиться?

11.Воспитание толерантности у детей в семье.

12.Поощрение и наказание детей в семье.

13.Организация свободного времени старшеклассников.

14.Когда родители в разводе.

15. Как избежать конфликтов в семье?

Основы здорового образа жизни и содержательного досуга

1.

Забота родителей о здоровье детей и правильной организации режима.

2.

Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

3.

Личная гигиена подростка в семье.

4.

Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.

5.

Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.

6.

Профилактика асоциального поведения детей.

7.

Профилактика употребления психоактивных веществ.

8.

Профилактика зависимостей детей (в т.ч. игровой, компьютерной и т.д.).

Семейный бюджет

1.

Детские потребности и бюджет семьи.

Литература

1.

Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.: Наука и техника,

2007.

2.

Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. –

Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

3.

Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.

4.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.

5.

Родительские собрания./Авт. – сост. Л.А. Егорова. – М.: ВАКО, 2009.

6.

Популярная психология для родителей/Под редакцией А.А. Бодалёва, А.С.

Спиваковской, Н.Л. Карповой, - М.: Флинта: МПСИ, 1998.



В раздел образования