Автор: Баданина Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Пушновская СОШ
Населённый пункт: н.п. Пушной Кольского района Мурманской области
Наименование материала: Программа дополнительного образования родителей (законных представителей)
Тема: Основы детской психологии и педагогики
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пушновская средняя
общеобразовательная школа муниципального образования Кольский район
Мурманской области
«Утверждаю»
приказ № 259 от 17.11.2015г.
Директор школы
_______О.В. Баданин
ПРОГРАММА
дополнительного образования родителей
(законных представителей)
«Основы детской психологии и педагогики»
Разработчик: Баданина Ольга Валентиновна
н.п. Пушной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного просвещения родителей по вопросам детской
психологии и педагогики (далее – Программа) разработана во исполнение пункта 7
перечня поручений по итогам встречи Президента РФ с участниками форума
«Качественное образование во имя страны» Общероссийского общественного
движения «Народный фронт «За Россию» 15.10.2014 № Пр - 2876 от 12.12.2014.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы школьного
психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся.
Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии
обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы
эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению
разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто
становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической
грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных
воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с
родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под
которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств,
которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании
и развитии ребёнка.
Правовой основой просвещения родителей являются:
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на
период до 2025 года»
Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам
заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в
сфере семьи, материнства и детства»
Перечень поручений Президента РФ от 12.12.2014 г. № ПР-2876 по итогам
форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя
страны»
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»
Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»
Цели программы: формирование и развитие педагогической компетенции
родителей (законных представителей) обучающихся, формирование ответственной и
позитивной родительской позиции.
Задачи:
информирование родителей о возрастных и индивидуально-психологических
особенностях ребенка
повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью
системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
мотивация родителей к взаимодействию со специалистами ОУ
содействие развитию навыков родительского самообразования.
Категория слушателей: родители (законные представители) несовершеннолетних.
Принципы:
права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут
ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на
научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические,
юридические и др.) факты;
практикоориентированности информации (информация, рекомендованная
родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в
жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные
взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск
решения возникающих проблем воспитания детей);
развития (личности, системы отношений личности, процессов
жизнедеятельности);
системности воспитательных воздействий на ребёнка;
преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта
ребёнка.
Формы проведения учебных занятий:
лекции, практические занятия, беседа, дискуссия, тематический диспут, конференция,
круглый стол, семинар, практикум, тренинг, проект, библиотечные занятия, просмотр и
обсуждение видеофильмов (телепередач), занятие-рефлексия, консультирование,
тестирование.
Этапы реализации работы курсов для родителей:
I этап (сентябрь) – организационный: привлечение родителей к
участию в курсовой подготовке по основам детской психологии и педагогике.
II этап (октябрь - апрель) – основной: повышение грамотности
родителей (законных представителей) обучающихся в сфере возрастной
психологии и педагогике, консультации специалистов, выявление запроса
родителей, индивидуальная работа, деятельность по повышению уровня
педагогической культуры родителей.
III этап – итоговый (май): диагностика результатов работы и подведение
Итогов.
Условия реализации работы курсов
Продолжительность занятий составляет от 60 минут до 1,5 часов. Занятия
проводятся в вечернее время 1 раз в месяц в течение учебного года.
Структура занятия
Занятие состоит из 3-х частей:
1.
Введение в тему - включает в себя организационную и информационную части.
Организационная часть направлена на создание атмосферы эмоциональной близости
участников группы, включение в тематику общения.
В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая
может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с
детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.
2.
Практическая часть.
Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский
практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для
самостоятельных занятий с детьми.
3.
Подведение итогов.
Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу
полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего,
осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психолого-педагогическая
интерпретация происходившего.
Планируемые результаты обучения
в ходе реализации программы у родителей (законных представителей) обучающихся
общеобразовательных организаций должны быть сформированы педагогические
компетенции:
выполнять оценку эмоционального состояния собственного ребенка;
вовлекать ребенка в значимые семейные дела;
владеть основами детской психологии и педагогикой;
организовывать взаимодействие с ребенком в процессе совместной игровой,
трудовой, учебной деятельности;
осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка;
формировать у ребенка навыки здорового образа жизни и безопасного
поведения;
использовать семейные традиции как воспитательный потенциал семьи.
Содержание программы
Тема 1. Основы семейной психологии
1.
Трудности адаптации ребенка в новом коллективе.
2.
Роль общения в жизни школьника.
3.
Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.
4.
Развитие самостоятельности у ребенка.
5.
Воля и пути ее формирования у учащихся.
6.
Психологические и возрастные особенности подростка.
7.
Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.
8.
Психолого-педагогические особенности старших подростков.
9.
Способности и роль семьи в их развитии.
10.Психология юношеской дружбы.
11.Самообразование и культура умственного труда выпускника школы.
12.Как готовиться к экзаменам.
13.«Кризисы» и противоречия переходного возраста.
14.Что такое характер и как он формируется у подростка?
15.Пути воспитания самосознания и самооценки учащихся.
Тема 2. Основы семейного уклада
1.
Микроклимат семьи и его значение в жизни ребенка.
2.
Культурные ценности семьи и их значимость для ребенка.
3.
Семейные традиции и их роль в воспитании подростков.
Тема 3. Основы семейного права
1.
Правовое образование учащихся.
2.
Подготовка ребенка к сознательному выбору профессии.
3.
Воспитание у детей целеустремленности.
4.
Воспитание конкурентоспособного, успешного ребенка.
5.
Правовое воспитание выпускника школы.
Основы семейного воспитания
1.
Формирование нравственных привычек поведения в семье.
2.
Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.
3.
Семья и выбор жизненного пути.
4.
Подготовка школьника к экзаменам.
5.
Воспитание нравственно-этических отношений юношей и девушек в семье.
6.
Формирование жизненных идеалов у юношей и девушек в семье.
7.
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине в семье.
8.
Воспитание ответственности и трудолюбия у ребенка.
9.
День рождения вашего ребенка.
10.Как помочь детям учиться?
11.Воспитание толерантности у детей в семье.
12.Поощрение и наказание детей в семье.
13.Организация свободного времени старшеклассников.
14.Когда родители в разводе.
15. Как избежать конфликтов в семье?
Основы здорового образа жизни и содержательного досуга
1.
Забота родителей о здоровье детей и правильной организации режима.
2.
Роль семьи в развитии работоспособности ученика.
3.
Личная гигиена подростка в семье.
4.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
5.
Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.
6.
Профилактика асоциального поведения детей.
7.
Профилактика употребления психоактивных веществ.
8.
Профилактика зависимостей детей (в т.ч. игровой, компьютерной и т.д.).
Семейный бюджет
1.
Детские потребности и бюджет семьи.
Литература
1.
Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.: Наука и техника,
2007.
2.
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. –
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
3.
Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.
4.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
5.
Родительские собрания./Авт. – сост. Л.А. Егорова. – М.: ВАКО, 2009.
6.
Популярная психология для родителей/Под редакцией А.А. Бодалёва, А.С.
Спиваковской, Н.Л. Карповой, - М.: Флинта: МПСИ, 1998.