Автор: Вакуленко Айна Мухарамовна Должность: преподаватель изо дисциплин Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №3 Населённый пункт: ЯНАО, г.Новый Уренгой Наименование материала: методический доклад Тема: Восприятие формы пространства Раздел: дополнительное образование
Восприятие пространства - Образное отражение пространственных характеристик окружающего
мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного
расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный,
кожный и вестибулярный анализаторы.
Восприятие пространства включает в себя:
- восприятие отдаления,
- восприятие расстояния между объектами,
- восприятие направления,
- восприятие величины объектов,
- восприятие формы объектов.
Соответствующие примеры:
- мы оцениваем примерное расстояние до виднеющегося газетного киоска (мы еще раздумываем
- идти до него или нет),
- мы оцениваем расстояние от газетного киоска до киоска с мороженым (у нас в планах сначала
купить газету, а потом мороженое),
- прохожий показывает нам рукой в сторону ближайшей станции метро (мы сопоставляем
направление вытянутой руки с местностью),
Восприятие пространства занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все
объекты материального мира находятся в пространстве, также в пространстве происходят и разного
рода явления, например стихийные бедствия или выборы в парламент. Пространственные свойства
присущи всем предметам и многим явлениям.
Если берется один объект, то к его пространственным свойствам относятся величина и форма.
Если объект рассматривается в связи с другими объектами, то сюда добавляется положение в
пространстве, направление, расстояния.
Восприятие пространства - очень сложный процесс. Так, чтобы лишь оценить величину объекта,
требуется сопоставить величину его изображения на сетчатке глаза с расстоянием до объекта. Чем
больше изображение предмета на сетчатке глаза и чем при этом отдаленнее объект, тем большим он
нам кажется.
Если взять два одинаковых объекта, например стулья, и один разместить ближе, а другой
дальше, то эти стулья мы будем воспринимать одинаковыми по размеру. В этом случае размер
изображения стульев на сетчатке будем различаться, однако наш мозг выполняет корректировку по
расстоянию. Если взять два разных по величине объекта, например обычный стул и детский
стульчик, и большой предмет разместить метрах в десяти от наблюдателя, а маленький - прямо под
носом, то размер отображения маленького объекта на сетчатке может быть больше изображения
большого, однако мы все равно видим, что маленький стул меньше большого.
Природа не наградила нас абсолютно точным восприятием размера объектов. Указанная выше
корректировка осуществляется точно на расстоянии до 10-15 метров. Размеры более отдаленных
объектов мы оцениваем значительно грубее. Нас выручает жизненный опыт. Наблюдая фигуру
взрослого человека, стоящего на расстоянии ста метров от нас, мы понимаем, что он не может быть
высотой пятьдесят сантиметров или трех метров. Если вдали мы видим менее очевидные объекты,
например некий растущий куст, то мы оцениваем его размер в сравнении с рядом находящимися
объектами. Нечего и говорить, что природа не одарила нас возможностью оценить хотя бы с
точностью до порядка размеры небесных тел: луны, солнца и тем более звезд.
Способность довольно точно воспринимать размер объекта вне зависимости расстояния от него
получило название явления константности восприятия размера.
Зрительное восприятие, хотя и очень хорошо справляется со своими обязанностями, тем не
менее далеко от идеала. Помимо того, что на значительном удалении размеры объектов становится
угадать сложнее, имеется и ряд других "недоделок".
Эти проблемы наиболее очевидно проявляются при наблюдении за так называемыми
зрительными иллюзиями. Так, например, вертикальные линии нам кажутся больше таких же, но
горизонтальных. Это объясняется тем, что мы, хотя и живем в трехмерном пространстве, тем не
менее больше локомоций (движений всего тела целиком) совершаем в плоскости: ходим, бегаем,
плаваем, едем на транспорте. Даже самолет большую часть времени проводит в горизонтальном
полете.
Светлые объекты нам кажутся несколько больше темных. То, что расположено рядом с крупным
объектом, кажется меньше. Выше расположенные объекты кажутся больше. Если рядом разместить
трехмерный шар и двухмерный круг одинакового диаметра, то круг будет казаться больше. Есть и
другие иллюзии.
Существует также константность восприятия формы. Если книгу повернуть боком, то нам не
кажется, что некогда широкая книга стала размером с закладку. Также если собеседник слегка
отвернул свое лицо - нам не кажется, что его лицо моментально стало безобразным.
Физиологический механизм обеспечения константности восприятия формы изучен еще не до конца.
Восприятие формы в значительной степени зависит от нашего жизненного опыта. Если мы
видели в своей жизни тысячу канализационных люков, то наблюдая сбоку очередной люк,
изображение которого на сетчатке глаза имеет форму эллипса, а не круга, мы тем не менее более, чем
уверены, что люк круглый. Хотя (теоретически) люк мог бы быть в форме эллипса.
Наше восприятие как бы поворачивает вещи, расположенные под углом. Своим сознанием мы
уже понимаем истинную форму предметов. Мы идем по улице и видим круги и прямоугольники, а не
эллипсы и параллелограммы. Это тоже одна из самых интересных особенностей нашего восприятия.
Она почти целиком базируется на нашем жизненном опыте, потому что сугубо аналитически было
бы очень сложно повернуть объект. Для того, чтобы можно было бы развернуть аналитически
крышку колодца, надо было бы: оценить ширину эллипса, высоту эллипса, расстояние до самой
ближней точки эллипса, расстояние до самой отдаленной точки эллипса. Даже если бы наше
восприятие было способно с высокой точностью оценить эти величины, потребовалась бы обработка
этой информации, весьма сложная. Однако мы уже знаем, что канализационные крышки круглые,
поэтому отбрасываем все варианты эллиптических крышек и таким образом получаем, что диаметр
круглой крышки равен ширине видимого эллипса. Этот замечательный результат дается лишь
благодаря нашей способности вертеть в восприятии и сознании наблюдаемые объекты.
С отдалением воспринимаемого объекта его форма упрощается для нас, исчезают мелкие
детали, углы скругляются. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника
возле его вершин мы видим в этих случаях под столь малым углом зрения, что перестаем его
воспринимать, и вершины прямоугольника как бы втягиваются вглубь, т. е. углы закругляются.
В восприятии пространства активно участвует бинокулярное зрение. Бинокулярный эффект
обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами и когда оба глаза смотрят на один и тот же
предмет, изображение этого предмета па сетчатке левого и правого глаза будет несколько различно.
Одно и то же мы видим под разными углами зрения. К тому же, что интересно, один глаз может
видеть то, что не видит другой.
Можно провести небольшой эксперимент. Наблюдая большую толпу людей, например в метро
или на площади, можно попеременно открывать один глаз и закрывать другой. Можно заметить, что
некоторые люди, стоящие в отдалении, видны лишь одним глазом. В этом, кстати, состоит одна из
основных проблем просмотра трехмерных фильмов через специальные очки (красно-синие):
некоторые мелкие объекты могут замерцать красным или синим цветом, потому что для одного глаза
изображение на пленке существует, а для другого нет.
Бинокулярное зрение - не единственная возможность, дающая нам способность оценивать
расстояние до объектов. Если по той или иной причине человек смотрит лишь одним глазом, он все
равно может оценивать расстояние до объектов. Дело в том, что глаз - оптическая система, как и
объектив он вынужден перестраиваться для восприятия разных по удаленности объектов. Хрусталик
напрягается и расслабляется (что называется аккомодацией), чтобы обеспечить адекватное сведение
лучей. По величине этого напряжения наше восприятие также способно ориентироваться.
В этом, кстати, кроется вторая и самая критическая проблема так называемых 3d-фильмов. Дело
в том, что современные технологии позволяют обманывать лишь бинокулярное зрение. Второй
механизм остается не задетым - в начале сеанса глаз фокусируется на экране, и больше хрусталик
свою форму существенно не меняет. Бинокулярное зрение для восприятия более точный и
"авторитетный" инструмент, однако если его долго обманывать, возникает так называемая "3d-
слепота" (трехмерные фильмы опять начинают казаться плоскими).
При восприятии пространства значение имеет свет и тень на наблюдаемых объектах. Особенно
это важно при восприятии формы объектов. Если мы, например, вдали видим большой круглый
объект неизвестного характера, то это может быть шар или цилиндр, лежащий боком. Если на
круглом объекте мы не видим игры теней, то делаем вывод, что это, скорее всего, цилиндр. Если игра
теней есть, при этом характерная для шара, делаем вывод, что это шар.
Игра теней настолько важна в животном мире, что некоторые живые существа в процессе
эволюции обрели способность маскироваться с помощью манипулирования своей раскраской. У
маскирующегося животного выступающие части (например спина) становятся более темными, а
впадины наоборот осветляются. Бабочки наоборот с помощью раскраски своих крыльев делают их
более объемными и заметными.
Важно понимать, что восприятие пространства не делится на восприятие "визуального
пространства" и "слухового пространства". Мы воспринимаем одно пространство. Визуальные,
слуховые и прочие сигналы тесно переплетаются между собой, интегрируются в общую картину.
Роль глубинных ощущений в восприятии формы трехмерного тела объясняет ряд закономерно
наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой
они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие трехмерных
предметов объективной действительности, находящихся вблизи от зрителя, насыщено глубинными
ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а следовательно, и
дальше. Восприятие объектов, находящихся вдали, более плоскостно. И поэтому объекты,
находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом
деле.
В искусстве это обстоятельство известно довольно давно. Если на картине изображено много
рельефных объектов, в том числе и человеческие тела, тем это изображение кажется меньше. Чем
рельефнее барельеф, тем он кажется меньше и, следовательно, дальше; если наоборот, то увеличение
плоскостности влечет за собою увеличение кажущейся величины барельефа и его приближение к
зрителю.
В реальной жизни по мере приближения к объемной форме отношения между видимыми
размерами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпендикулярными зрительной
оси) все уменьшаются (на основе законов линейной перспективы). И наоборот - при отдалении от
объемной формы на достаточное расстояние отношения между видимыми размерами объективно
равных ближних и дальних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все увеличиваются,
приближаясь (в пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются
неизменными. Поэтому при приближении к картине происходит кажущееся увеличение частей
заднего плана и вследствие этого кажущееся приближение заднего плана к зрителю. И наоборот - при
отдалении от картины возникает кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого
кажущееся отдаление заднего плана от зрителя. Получается, что при приближении к картине все
изображенное на ней делается менее глубоким, а при отдалении - глубина изображенного
увеличивается.
Интересно, что при восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе.
Их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления (как и
перспективные соотношения отдельных частей изображенной формы) остаются на всех расстояниях
неизменными. Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более
плоскими, а при отдалении - более глубокими.
В рисовании термин композиция означает способ, в соответствии с которым художник
объединяет компоненты рисунка.
Композиция -- это организация компонентов рисунка внутри определенного формата. Основные
компоненты -- позитивные формы(непосредственно предмет), негативное пространство (фон,
пустота), формат (длинна и ширина бумаги). Чтобы удачно скомпоновать рисунок, нужно
организовать позитивные формы и негативное пространство в формате. формат контролирует
композицию, другими словами, форма листа влияет на распределение форм и пространств внутри.
Представьте себе дерево, например ель. Теперь попробуем поместить это дерево вот в эти форматы.
Вы заметите, что для разных форматов нам нужно будет изменять размер дерева. Теперь
попробуем не изменять размер, и мы увидим, что можно поместить дерево не во все форматы.
Очень часто, рисуя, мы уделяем больше внимания основному предмету (позитивному пространству),
забывая о негативном пространстве и формате. Интересно что дети могут очень успешно соединить
пространства и формы внутри формата. Земля или небо для взрослого - негативное пространство, для
ребенка же - позитивное и важное в такой же мере как и домик и солнышко, и дерево, и человек.
Таким образом, детский рисунок складывается как пазл, из кусочков. Взрослые же начинают рисунок
с позитивных форм, а потом заполняют фон. В искусстве - все нереально - и предмет и фон, поэтому
нужно уделять им одинаковое внимание.
Есть такие упражнения, которые дают возможность видеть негативные пространства как формы.
Наш левый аналитический мозг отказывается иметь дело с негативными пространствами, потому что
он не может дать им имена, не может их классифицировать. Тут включается правое полушарие.