Автор: Попова Надежда Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "ЦОДТ"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Современные образовательные технологии
в начальной школе.
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.
Плутарх
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены,
которые охватывают практически все стороны педагогического процесса.
Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Я считаю, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
1)личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым
учителем, хорошо усваивается);
2)содержания учебного материала;
3)применения современных обучающих технологий. (поле для творческой
деятельности любого преподавателя.)
Одной из главных задач, является повышение педагогического мастерства
учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и
воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса,
основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм
организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность
обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое
мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что
процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать
психологические механизмы формирования личности, добиваясь более
качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении
уроков в начальной школе, использую следующие современные
образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения.
Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими
собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их
родителей, динамикой повышения качества обучения.
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это
сделать самому, и я научусь", говорил Конфуций.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого
урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а
превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная
деятельность становится творческой.
2. Исследовательская работа.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения
ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит
сделать шаг в неизведанное и непознанное.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и
методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в
среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать
урок здоровьесберегающим?
Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику,
«пение» звуков и многое другое.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и
здоровье. Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга,
учатся общаться, учитывая интересы товарища. Я, наблюдая за ребятами, могу
для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка
(умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое
мнение, определить уровень работоспособности).
5. Игровые технологии.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Они могут
быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам
организации и проведения.
Все вышеизложенные приёмы, новы технологии,применяемые на уроках и
внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески,
способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят
радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Литература:
Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б.
Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной
школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на
уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». –
2010. – №4. – С. 3-5
Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести
итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114