Автор: Попова Надежда Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "ЦОДТ"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Занимательные и разнообразные виды работы со словарными словами. (из опыта работы)
Раздел: начальное образование
Занимательные и разнообразные виды работы
со словарными словами.
(из опыта работы)
Я хочу предложить вам несколько интересных способов и методов,
адаптированных к детям, по запоминанию написания словарных слов.
1) Составь предложение со словарными словом. ( словами)
Этот вид работы я использую в 1 классе. Детям предлагаю придумать
предложение, в котором есть изученное словарное слово. Иногда усложняю
задание, предложив составить предложение по заданной схеме. А в схеме
указать местонахождение словарного слова.
2) Корректор. (исправь ошибку)
Такое задание ребята выполняют с удовольствием. А научить видеть
ошибку в словах очень важно. Заранее готовлю карточки со словами или с
текстом, где будут встречаться ошибки на изученные правила. На полях
указываю количество ошибок. Это позволяет ребенку находить все ошибки.
Этот вид работы я использую в начале урока или превращаю в полезную
физминутку. В тексте с ошибками я вписываю слова и без ошибок. Это
помогает ученикам быть более сосредоточенными, развивает избирательное
внимание.
3) «Немой» словарик.
Это тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или ученик
молча, но четко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Все дети
угадывают слово, затем тоже молча его «проговаривают» еще раз и
записываютего комментируя. Этот вид работ формирует навык
комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной
работе, а особенно при письме диктантов, когда ребенок пишет с немым
проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с
пропуском или заменой букв.
4) Комментатор. (вставь пропущенную орфограмму и объясни)
Предлагаю ребятам словарные слова с пропущенными орфограммами (опасные
места) Необходимо вставить букву и объяснить правило. Мне кажется, очень
важно научить ребят видеть орфограмму.
5) Буквы- магниты. (липучки)
Ребятам предлагается определенная буква. Нужно за короткое время
«прилепить» к ней буквы так, чтобы получились словарные сслова.
Например:
м лина клаСС
мАшина ма а
м газин ка а
Эту работу хорошо проводить, когда в словаре уже много слов на определенную
орфограмму. Я использую такой прием, как вариант домашннго задания при
теме «Удвоенные согласные»
6) «Лишнее слово».
Такую работу я провожу при объяснение новой темы. Например. Тема урока
«Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Дорога
петух
ворона
сорока
воробей
Заранее тщательно подобрать слова так, чтобы можно было выделить не
единственное слово. Главное- объяснить выбор «лишнего» слова ( это хорошо
развивает креативное мышление)
7) «Мнемонический» словарик.
На мой взгляд, это необычный и интересный вид работы со словарными
словами. Дети с помощью учителя или родителей, а могут и сами методом
фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом ,
которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.
Например:
УЛИЦА. Я вешел на улицу и увидел ммного знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из Ели.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит Папа.
8) «Толковый» словарь.
Учитель или ученик, не называя словарного слова, объясняет всем лексическое
значение слова. Ребята угадывают и записывают с проговариванием. Такой вид
работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика
формирует грамотное построение предложений.
Например:
Сильный ветер со снегом ( метель)
9) «Этимологический» словарик.
Ведущий рассказывает происхождение загадочного слова. Ребята угадывают, а
затем записывают слово с проговариванием.
Например:
Слово произошло от слова «молот», которое образовалось от древнерусского
«молоть». (молоток)
10) «Картинный» словарь.
11) Выборочный диктант.
12) Схемы- угадайки.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными»
орфограммами.
Например:
_ О_О_ ( воробей, молоко)
А_ КК ___(аккуратный)
_______СС (касса, масса)
___Е____ДЬ (медведь, тетрадь_
13) Копилка-минутка.
Ребятам предлагается группа словарных слов. Это могут быть слова на
определенную орфограмму к конкретной теме урока. Слов примерно 10-12. За 1
минуту дети запоминают слова. Проговаривают «про себя» и пишут. Задача:
вспомнить и написать как можно больше словарных слов. Обязательно
взаимопроверка и подчеркнуть все орфограммы.
14) Загадки-шутки (игры)
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (помидор, дорога, решение)
2. В каких словарных словах спряталась -ель-? (учитель, понедельник)
3. Слог потерялся (___лют, ____бака, ___ведь)
4. Игра «Чей это голос?»
Мычит (кто?)_________(корова)
поёт (кто?) __________( соловей)
лает (кто?) _________(собака)
5. собери слоги: -жур-, -ный-, -де-;
6. Вопрос-ответ:
Чем рубят дрова? __________
Первый день недели?__________
15) Шифровки.
Такие задания я даю детям в ГПД, домашнее задание, т.к. они направлены на
логическое мышление, сообразительность. Ребятам не нужно спешить, а
необходим результат. Шифровки могут быть совершенно разные. Порой сами
ученики придумывают новые задания.
Например:
1) Шифровка «слоговое сложение»
- Раздели данные слова на слоги.
- Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по
одному слогу.
- Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА ГО РОД (НАРОД)
ТРА ВА У ГОН (ВАГОН)
ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН (ТЕЛЕФОН)
Рдетям предлагаю придумать свою шифровку, а затем обязательно оценить и
похвалить работу.
2) Шифровка-алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
Например: 1, 13,13, 6, 33 — АЛЛЕЯ
3) Шифровка «Добавь гласные».
Предлагаю наборы согласных букв (в строгом порядке) Нужно вставить между
ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например:
Овощи: КПСТ (КАПУСТА)
Животные: ЛСЦ (ЛИСИЦА)
Деревья: БРЗ (БЕРЕЗА)
16) «Недостающие пазлы».
Это списывание с определенным грамматическим заданием. Нужно вставить в
текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
Например: Столица нашей ________- _________. Это — очень большой и
красивый __________. В __________ много памятников, музеев. По прямым и
широким ________ мчатся _______. Под землей несутся поезда _________. А
какая стройка идет в Москве! Миллионы москвичей уже въехали в новые
_______. Они любят свой _______.
17) «Тематическое меню».
Предлагаем ребятам слова: родина, мороз.
Задания:
1. Образуй родственные слова.
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам и родам.
3. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.
4. Образуй одушевленные родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА — МАШИНИСТ
Р_БОТА-РАБОЧИЙ
5. Допиши к словарным словам имена собственные.
Например:
К_РОВА — (Буренка......)
6. Образуй от данного словарного слова другую часть речи.
Р_БОТА- РАБОТАТЬ
УЖ_Н- УЖИНАТЬ
18) Метод графических ассоциаций.
Такой метод очень полезен для ребят, у которых хорошо развита зрительная
память. Чтобы запомнить более трудные слова нужно обсудить, на что похожа
буква, которую надо запомнить.
19) «Маленькие кроссвордики»
Творческий способ запоминания трудных орфограмм.
Например:
Х Б
МОРОЗ БЕРЁЗА
Л Л
О А
Д Я
Вот такие интересные и веселые упражнения помогают мне в работе над
словарными словами с учениками.