Напоминание

Занимательные и разнообразные виды работы со словарными словами. (из опыта работы)


Автор: Попова Надежда Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "ЦОДТ"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Занимательные и разнообразные виды работы со словарными словами. (из опыта работы)
Раздел: начальное образование





Назад




Занимательные и разнообразные виды работы

со словарными словами.

(из опыта работы)

Я хочу предложить вам несколько интересных способов и методов,

адаптированных к детям, по запоминанию написания словарных слов.

1) Составь предложение со словарными словом. ( словами)

Этот вид работы я использую в 1 классе. Детям предлагаю придумать

предложение, в котором есть изученное словарное слово. Иногда усложняю

задание, предложив составить предложение по заданной схеме. А в схеме

указать местонахождение словарного слова.

2) Корректор. (исправь ошибку)

Такое задание ребята выполняют с удовольствием. А научить видеть

ошибку в словах очень важно. Заранее готовлю карточки со словами или с

текстом, где будут встречаться ошибки на изученные правила. На полях

указываю количество ошибок. Это позволяет ребенку находить все ошибки.

Этот вид работы я использую в начале урока или превращаю в полезную

физминутку. В тексте с ошибками я вписываю слова и без ошибок. Это

помогает ученикам быть более сосредоточенными, развивает избирательное

внимание.

3) «Немой» словарик.

Это тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или ученик

молча, но четко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Все дети

угадывают слово, затем тоже молча его «проговаривают» еще раз и

записываютего комментируя. Этот вид работ формирует навык

комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной

работе, а особенно при письме диктантов, когда ребенок пишет с немым

проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с

пропуском или заменой букв.

4) Комментатор. (вставь пропущенную орфограмму и объясни)

Предлагаю ребятам словарные слова с пропущенными орфограммами (опасные

места) Необходимо вставить букву и объяснить правило. Мне кажется, очень

важно научить ребят видеть орфограмму.

5) Буквы- магниты. (липучки)

Ребятам предлагается определенная буква. Нужно за короткое время

«прилепить» к ней буквы так, чтобы получились словарные сслова.

Например:

м лина клаСС

мАшина ма а

м газин ка а

Эту работу хорошо проводить, когда в словаре уже много слов на определенную

орфограмму. Я использую такой прием, как вариант домашннго задания при

теме «Удвоенные согласные»

6) «Лишнее слово».

Такую работу я провожу при объяснение новой темы. Например. Тема урока

«Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

Дорога

петух

ворона

сорока

воробей

Заранее тщательно подобрать слова так, чтобы можно было выделить не

единственное слово. Главное- объяснить выбор «лишнего» слова ( это хорошо

развивает креативное мышление)

7) «Мнемонический» словарик.

На мой взгляд, это необычный и интересный вид работы со словарными

словами. Дети с помощью учителя или родителей, а могут и сами методом

фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом ,

которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.

Например:

УЛИЦА. Я вешел на улицу и увидел ммного знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из Ели.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит Папа.

8) «Толковый» словарь.

Учитель или ученик, не называя словарного слова, объясняет всем лексическое

значение слова. Ребята угадывают и записывают с проговариванием. Такой вид

работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика

формирует грамотное построение предложений.

Например:

Сильный ветер со снегом ( метель)

9) «Этимологический» словарик.

Ведущий рассказывает происхождение загадочного слова. Ребята угадывают, а

затем записывают слово с проговариванием.

Например:

Слово произошло от слова «молот», которое образовалось от древнерусского

«молоть». (молоток)

10) «Картинный» словарь.

11) Выборочный диктант.

12) Схемы- угадайки.

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными»

орфограммами.

Например:

_ О_О_ ( воробей, молоко)

А_ КК ___(аккуратный)

_______СС (касса, масса)

___Е____ДЬ (медведь, тетрадь_

13) Копилка-минутка.

Ребятам предлагается группа словарных слов. Это могут быть слова на

определенную орфограмму к конкретной теме урока. Слов примерно 10-12. За 1

минуту дети запоминают слова. Проговаривают «про себя» и пишут. Задача:

вспомнить и написать как можно больше словарных слов. Обязательно

взаимопроверка и подчеркнуть все орфограммы.

14) Загадки-шутки (игры)

1. В каких словарных словах спрятались ноты? (помидор, дорога, решение)

2. В каких словарных словах спряталась -ель-? (учитель, понедельник)

3. Слог потерялся (___лют, ____бака, ___ведь)

4. Игра «Чей это голос?»

Мычит (кто?)_________(корова)

поёт (кто?) __________( соловей)

лает (кто?) _________(собака)

5. собери слоги: -жур-, -ный-, -де-;

6. Вопрос-ответ:

Чем рубят дрова? __________

Первый день недели?__________

15) Шифровки.

Такие задания я даю детям в ГПД, домашнее задание, т.к. они направлены на

логическое мышление, сообразительность. Ребятам не нужно спешить, а

необходим результат. Шифровки могут быть совершенно разные. Порой сами

ученики придумывают новые задания.

Например:

1) Шифровка «слоговое сложение»

- Раздели данные слова на слоги.

- Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по

одному слогу.

- Поставь ударение, выдели орфограмму.

ВЕС НА ГО РОД (НАРОД)

ТРА ВА У ГОН (ВАГОН)

ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН (ТЕЛЕФОН)

Рдетям предлагаю придумать свою шифровку, а затем обязательно оценить и

похвалить работу.

2) Шифровка-алфавит.

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

Например: 1, 13,13, 6, 33 — АЛЛЕЯ

3) Шифровка «Добавь гласные».

Предлагаю наборы согласных букв (в строгом порядке) Нужно вставить между

ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.

Например:

Овощи: КПСТ (КАПУСТА)

Животные: ЛСЦ (ЛИСИЦА)

Деревья: БРЗ (БЕРЕЗА)

16) «Недостающие пазлы».

Это списывание с определенным грамматическим заданием. Нужно вставить в

текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

Например: Столица нашей ________- _________. Это — очень большой и

красивый __________. В __________ много памятников, музеев. По прямым и

широким ________ мчатся _______. Под землей несутся поезда _________. А

какая стройка идет в Москве! Миллионы москвичей уже въехали в новые

_______. Они любят свой _______.

17) «Тематическое меню».

Предлагаем ребятам слова: родина, мороз.

Задания:

1. Образуй родственные слова.

2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам и родам.

3. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.

4. Образуй одушевленные родственные слова к данным словарным словам.

Например:

М_ШИНА — МАШИНИСТ

Р_БОТА-РАБОЧИЙ

5. Допиши к словарным словам имена собственные.

Например:

К_РОВА — (Буренка......)

6. Образуй от данного словарного слова другую часть речи.

Р_БОТА- РАБОТАТЬ

УЖ_Н- УЖИНАТЬ

18) Метод графических ассоциаций.

Такой метод очень полезен для ребят, у которых хорошо развита зрительная

память. Чтобы запомнить более трудные слова нужно обсудить, на что похожа

буква, которую надо запомнить.

19) «Маленькие кроссвордики»

Творческий способ запоминания трудных орфограмм.

Например:

Х Б

МОРОЗ БЕРЁЗА

Л Л

О А

Д Я

Вот такие интересные и веселые упражнения помогают мне в работе над

словарными словами с учениками.



В раздел образования