Автор: Шорстова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель фольклора
Учебное заведение: МБУ ДО "Красненская ДШИ"
Населённый пункт: с.Новоуколово
Наименование материала: Лекция
Тема: "Научи ребенка слышать. Музыкотерапия – вчера и сегодня"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Красненская ДШИ
лекция
«Научи ребенка слышать. Музыкотерапия – вчера и сегодня»
Преподаватель музыкального фольклора
Шорстова Т.И.
Педагогу дополнительного образования (и образования вообще) часто
приходится сталкиваться с тем, что учащиеся не умеют правильно слушать,
слышать и воспринимать информацию. Задача преподавателя – справиться с
этим недугом XXI века. Проблему эту можно решить с помощью музыки и
различных приёмов и техник, способствующих раскрытию «третьего уха»
учащихся.
Начнем
с
того,
что
из
двух
мозговых
полушарий
человека
одно
(у
правшей левое, у левшей правое) отвечает преимущественно за логику, а
другое
больше
за
эмоции.
Одно
полушарие
словесно-речевое,
другое
-
интонационно-музыкальное.
Когда
звук
попадает
в
правое
ухо
–
(левое
полушарие),
то
голос
слушателя становится твёрже, поза более прямой. Тот же звук, направленный
в левое ухо (правое полушарие), вызывает иногда нарушение ритма речи и
снижение
внимания.
Однако
левое
ухо
очень
чутко
воспринимает
эмоциональную окраску и более низкие тона. Правое ухо передаёт слуховые
импульсы
в
речевой
центр
быстрее,
чем
левое.
Если
вы
хотите,
чтобы
учащиеся получили и запомнили больше информации от вас, то встаньте (по
возможности) от них с левой стороны. В классе необходимо рассадить детей
так, чтобы самые непоседы слушали учителя больше правым ухом, и это
повысит внимание учеников и их успеваемость.
То, КАК мы воспринимаем и перерабатываем звуки природы, музыки и
человеческого голоса, не менее важно, чем качество звука. Очень важно
научить
ребёнка
СЛУШАТЬ,
обращать
внимание
на
оттенки.
Нет
более
важного умения, чем умение слушать и говорить. Большая часть времени
уделяется
слушанию.
Социологические
исследования
показали,
что
при
повседневном общении: 55 % времени уходит на слушание; 23 % времени
уходит на речь; 13 % - чтение; 9 % - письмо. Разницу между слушанием и
слышанием нельзя недооценивать.
Слушание – это способность воспринимать звуковую информацию через
уши и другие органы.
С л ы ш а н и е
–
способность
отфильтровывать,
избирательно
сосредоточиваться на чём – то, запоминать и реагировать на определённый
звук. Слышание – активный процесс, а слушание – пассивный. Мы часто
слушаем, но не слышим. Неправильное слышание является причиной многих
проблем в личной, семейной и деловой жизни.
Способность слышать может меняться изо дня в день, в зависимости от
состояния
здоровья,
настроения.
При
помощи
избирательного
процесса
слышания ухо способно исключать определённые звуки, если они постоянно
травмируют
психику.
Так,
ребёнок,
травмированный
злобным,
постоянно
орущим взрослым, учится выживать за счёт того, что у него отключается
восприятие таких звуков, и ребёнок слушает свой внутренний голос.
Человечество воспринимает способность слышать, как данность. Тем не
менее, правильному и нормальному восприятию звука препятствует угроза,
исходящая
от
шума
окружающей
среды.
Автомобили,
телевизоры,
часы,
автосигнализации и другие «блага цивилизации» издают звуки, с которыми
вынуждены постоянно сражаться тело и мозг. Информация, которая каждый
день
«обрушивается»
на
наши
головы,
в
сотни
раз
более
громкая
и
насыщенная, чем та, с которой сталкивались наши отцы и деды. И наиболее
страдают от воздействия шумов опасного уровня дети. Частичная потеря
слуха
из-за
вредного
шумового
воздействия
является
наиболее
распространённым слуховым заболеванием в развитых, «цивилизованных»
странах, в том числе и в России. Люди работают с отбойными молотками,
станками. Досуг же проводят на рок - и поп - концертах, где уровень шума
очень велик. Подрастающее поколение глохнет на дискотеках.
Другая опасность – плееры с наушниками, которые наряду с удобствами
могут привести к потере слуха, если слушать музыку постоянно, громко и
особенно
на
низких
частотах.
Предпочтительнее
для
здоровья
большие
прижимные наушники, а не те, которые вставляются в ухо. Очень полезно
устраивать для своих ушей отдых – побывать в тишине.
На групповых занятиях по сольфеджио в начальных классах я часто
устраиваю такого рода минутки. Учащимся необходимо закрыть глаза и
прислушиваться к «звучащей тишине». Им очень нравится отгадывать
звуки тишины, это задание они выполняют с удовольствием.
«Лёгкая мелодия ветерка – самый лучший учитель для возбуждённой
фантазии и лекарство для мозга…» (У. Шекспир)
Тренировка слуха, таким образом, поможет вам и вашему ребёнку лучше
понимать
окружающих,
и
наоборот,
неумение
внимательно
слушать
и
слышать
всегда
являются
причиной
непонимания,
а
в
последствии
и
озлобления людей.
Из всего сказанного видно, что и звуки, окружающие нас и музыка
имеют большую силу воздействия на человека. Успех и здоровье ребёнка в
дальнейшей его жизни напрямую зависят от того звукового и музыкального
окружения, которое было у него в детстве.
Всю звучащую музыку можно поделить на лёгкую и серьёзную, каждая
из которой выполняет свою функцию:
Лёгкая
Серьёзная
Низкая познавательность.
Высокая познавательность.
Основа – ритм.
Основа – мелодия и гармония.
Статичный
худ оже с т ве н н ы й
образ.
Динамичный
художественный
образ.
Поверхностное восприятие.
Сосредоточенность и углубленное
восприятие.
Экстравертное
н а п р а в л е н и е
переживаний.
И н т р а в е рт н о е
н а п р а в л е н и е
переживаний.
Разрядка происходит в движении.
Разрядка
в
образах,
фантазии,
воображении.
Фон
для
повседневного
быта,
решение неэстетических задач.
Отделена от повседневного быта,
решение эстетических задач.
Принцип: здесь и сейчас мне хорошо.
Приобщение
к
вечным
идеалам
«везде» и «всегда».
Коллективное переживание.
Концентрация
в
субъективном
переживании.
Остановимся на музыке, являющейся фоном для музыкотерапии.
Музыкотерапия.
Классическая
музыка
в
популярном
понимании
(а
говоря
строже,
академическая) – это европейская музыка от XVII до начала XX века. Именно
эту музыку всего охотнее используют в наши дни, как музыку для здоровья.
Близкие
синонимы:
музыкальная
терапия,
музыкотерапия,
музыкальная
психотерапия и ятромузыка, она же врачебная («ятрос» = врач).
Первенствует
здесь,
конечно,
музыка
романтизма
–
с амая
эмоциональная, самая общедоступно-пафосная и возвышающе-человечная.
Содержательная
и
изобразительная
музыка
для
каждого
слушателя
субъективна, индивидуальна – каждому музыка сообщает нечто свое. Но с
другой
стороны,
в
подобного
рода
музыкальных
произведениях
часто
содержится и нечто объективное – общее для большинства его слушателей. И
как раз в этом общем и заключаются немалые возможности применения
музыки в терапии.
Одна
из
методик
музыкотерапии:
учащимся
дают
прослушать
произведение, а потом беседуют с ними о том, какие образы навеяла музыка,
какие конкретные представления вызвала, какие чувства, как им кажется, она
выражает. Часто попутно используется и рисование под музыку. Музыка
служит здесь, помимо прочего, мощным психодиагностическим средством.
Рассуждая о том, что изображает и выражает музыка, ребёнок невольно
раскрывает свой внутренний мир, свои переживания и проблемы…
Бывает и так, что беспокоящие переживания он «отдает» музыке.
Применяется
в
музыкальной
психотерапии
и
обратный
подход:
душевное состояние человека находит внешнее выражение в музыке – как
правило, импровизируемой. Здесь опять-таки происходит освобождение от
переживания путем «передачи» его музыке. Однако, если музыка просто
«просоответствует»
состоянию
человека
–
есть
вероятность,
что
она
не
освободит его от переживаний, а, напротив, их «углубит и усугубит». Увы,
примеры
тому
есть:
на
некоторых
рок-концертах
публика,
заведенная
агрессивной музыкой, начинает буянить, безобразничать, а то и вовсе творить
разбой. Поэтому основная задача музыки – не только выразить и отразить
душевное состояние человека (как психологи говорят: «присоединиться»), но
и повести за собой – к лучшему!
Сегодня
музыкотерапия
развивается
очень
активно
и
многопланово.
Существует огромное количество литературы и дисков на эту тему. Среди
них, безусловно, есть «настоящие шедевры», но также, к сожалению, есть и
совершенно
другое.
Очень
важно
не
запутаться
в
этом
огромном
информационном океане источников и помнить, что главная задача педагога,
равно как и врача: «Не навреди!». Помните, что материал для музыкотерапии
сугубо
индивидуален!
«Врачеванием
душ»
должны
заниматься
сугубо
профессионалы! Однако в наших силах оградить своих и чужих детей от той
музыки, которая может навредить ребёнку.
Выводы:
Опираясь на всё вышеизложенное, можно с уверенностью сказать - если
вы
хотите,
чтобы
вы
и
ваши
учащиеся
чувствовали
себя
прекрасно,
необходимо соблюдать ряд правил:
1. Ограждайте себя и детей от агрессивной музыки и звукового фона.
2.
При
прослушивании
музыки
не
увлекайтесь
низкими
частотами,
отдавайте предпочтение высоким.
3. Никогда не слушайте громкую музыку сами и не приучайте детей. В
противном случае – возникнет устойчивый невроз.
4. Самый лучший музыкальный инструмент – это человеческий голос.
Самый любимый голос для ребёнка – голос матери и отца. Настаивайте на
том,
чтобы
мамы
пели
колыбельные
песни,
ведь
они
являются
залогом
психического и эмоционального здоровья человека.
5. Кроме колыбельных, необходимо петь родителям вместе с ребёнком
любые
песни.
Кроме
развития
слуха,
это
способствует
хорошим
эмоциональным контактам.
6. Необходимо самим обучаться слушать и слышать окружающий мир и
научить этому детей.
7. Больше говорите с детьми. Учите их различать многообразие оттенков
вашего голоса. Помните, что постоянные крики приводят к тому, что ребёнок
вашего голоса просто не слышит.
8. Для тренировки слуха и эмоциональной разрядки чаще бывайте в
лесу, в сельской местности, у озёр и реки.
9.
Создайте
у
себя
дома
и
на
работе
оптимальные
условия
для
прослушивания музыкальных произведений.
10. Обязательно контролируйте и формируйте свои музыкальные вкусы,
ваших детей и по-возможности ваших учащихся.