Напоминание

"Применение здоровьесберегающих технологий в МБУДО СДЮШОР настольного тенниса".


Авторы: Павликова Марина Анатольевна, Домненко Ирина Вадимовна
Должность: тренер-преподаватель, директор
Учебное заведение: МБУДО "СДЮШОР настольного тенниса"
Населённый пункт: город Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий в МБУДО СДЮШОР настольного тенниса".
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МБОУ ДОД

СДЮШОР НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА.

Домненко И.В. ,мастер спорта СССР, директор МБОУ ДОД СДЮШОР настольного

тенниса;

Павликова М.А. тренер- преподаватель МБОУ ДОД СДЮШОР настольного

тенниса.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, благополучия,

одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий социального и экономического

развития

любой

страны.

Приоритет

здоровья

человека

является

основополагающим

принципом государственной политики России в сфере образования.[1]

В современной спортивной школе, на наш взгляд, приоритетом должно стать не только

достижение

высоких

спортивных

результатов,

но

и

здоровьесбережение

учащихся,

которое

осуществляется

за

счет

использования

в

учебно

-

тренировочном

процессе

здоровьесберегающих

технологий.

Здоровьесберегающие

технологии

это

психологические

приемы,

методы,

технологии,

которые

не

наносят

вреда

здоровью

учащихся.[2]

Цель

здоровьесберегающих

технологий

обеспечить

спортсмену

возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него

необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать

полученные знания в повседневной жизни.

Специализированная

детско-юношеская

школа

олимпийского

резерва

по

настольному теннису (СДЮШОР) существует более 20 лет, имеет богатые традиции. Ее

основателем является Заслуженный тренер РСФСР Ю.Д.Лебедев. В СДЮШОР разработан

комплекс

мероприятий,

который

позволяет

успешно

сочетать

достижение

высоких

спортивных результатов с сохранением здоровья учащихся,

формировать

знания по

здоровому образу жизни.

Учебно-тренировочнные

занятия

проводятся

в

соответствии

с

требованиями

и

программой подготовки. Рациональное построение занятий позволяет снизить процент

травматизма, избегать перетренированности, психологической усталости учащихся.

Двигательная активность развивается за счет выполнения упражнений по общей

и специальной физической подготовке, подвижных игр (лапта, снайпер, мини-футбол,

пионербол, волейбол), эстафет, специально разработанных игр с элементами настольного

тенниса («крутиловка», «солнышко»).

Для

предупреждения

перетренированности

на

занятиях

большое

внимание

уделяется

таким

восстановительным

упражнениям,

как

стретчинг

(растяжка)

и

релаксация. Релаксационные упражнения позволяют овладеть навыками саморегуляции и

сохранить более ровное эмоциональное состояние.

На наших занятиях реализуется технология обучения здоровому образу жизни

(здоровое питание, режим дня, личная гигиена спортсмена). Кроме того, в СДЮШОР

проводится большая просветительская работа с родителями: лекции, беседы, консультации

специалистов

по

различным

вопросам

роста

и

развития

ребенка,

его

здоровья,

профилактике вредных привычек. Организована совместная работы тренеров и родителей

по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, праздников.

С целью развития здоровьесберегающего направления в рамках внедрения ФГОС в

СДЮШОР настольного тенниса в 2008 году были открыты спортивно-оздоровительные

группы, в которых занимаются учащиеся, не имеющие возможности проходить обучение

в

учебно-тренировочных

группах

по

состоянию

здоровья

и

в

связи

с

отсутствием

положительной динамики результатов. Сегодняшнее спортивно-оздоровительное занятие

– это не столько погоня за результатами, сколько кропотливая работа тренера и родителей

над укреплением здоровья детей.

Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности в СДЮШОР по

праву

считаются

организация

физкультурно-оздоровительных

и

спортивно-массовых

мероприятий: проведение конкурса «Папа, мама,

я - спортивная семья», проведение

ежегодного турнира

«Дети против наркотиков», проведение соревнований для детей с

ограниченными возможностями, участие в «Кроссе Наций» и «Лыжне России».

В

СДЮШОР

успешно

реализуются

экологические

здоровьесберегающие

технологии.

Воспитанники

совместно

с

тренерами

принимают

участие

в

природоохранных мероприятиях, проводимых в осеннее - весенний период. Во время

школьных

каникул

совершаются

поездки

на

туристические

базы.

Особое

место

в

организации

спортивной

летней

занятости

учащихся

занимает

пребывание

в

оздоровительном лагере «Баланкуль». Чистый воздух, купание и закаливание в озере,

посещение

сауны,

подвижные

игры,

однодневные

походы

все

это

способствует

полноценному восстановлению, укреплению здоровья, совершенствованию мотивации к

занятиям спортом.

Уникальные природные условия среднегорья позволяют легче переносить нагрузки

и выполнять большой объем общей и специальной физической подготовки без вреда для

здоровья.

Это

служит

основой

для

достижения

высоких

спортивных

результатов

в

будущем.

Основными

показателями

эффективности

применения

здоровьесберегающих

технологий

в

СДЮШОР

являются

диагностика

состояния

здоровья

учащихся

и

отслеживание

основных

параметров

развития

организма.

Два

раза

в

год

проводится

обследование в республиканском центре реабилитации, а также перед каждым выездом на

соревнования. Тренерами ведется мониторинг состояния здоровья спортсменов.

Кроме

того,

показателями

эффективности

применения

здоровьесберегающих

технологий

служит

низкий

процент

заболеваемости

учащихся(10%

от

общего

числа

занимающихся), высокий уровень успеваемости и как следствие возможность получения

высшего образования (около 80% учащихся), востребованность не только в процессе

обучения, но и по окончании школы (приглашения в училище олимпийского резерва г.

Москвы, команды высшей лиги), сохранение численности контингента(100%), увеличение

с каждым годом числа желающих заниматься настольным теннисом.

Анализируя опыт работы школы, можно сделать вывод, что комплекс мероприятий

по здоровьесбережению учащихся

позволяет на протяжении многих лет показывать

высокие спортивные результаты, повышать интерес учащихся к занятиям настольным

теннисом и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

Библиографический список:

1. . Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технололгии . Издательство «Вако», 2004.

2. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся

1-11 классов. Москва , 2002.



В раздел образования