Автор: Исаева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ с. Кормежка им. Ф.П. Полынина
Населённый пункт: с. Кормежка Балаковский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
настоящий
момент являются неотъемлемой частью современного школьного образования.
Информатизация
системы
образования
предъявляет
новые
требования
к
педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в
условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного
общества.
Мы
видим,
какие
значительные
перемены
происходят
сейчас
в
системе
образования.
И
во
многом
это
связано
с
обновлением
научной,
методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных
условий
обновления
является
использование
новых
информационных
технологий.
На
сегодняшний
день
педагогу
доступен
довольно
обширный
выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет,
телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное
оборудование.
Актуальность:
Использование
ИКТ
является
одним
из
приоритетов
образования.
Согласно
новым
требованиям
ФГОС,
внедрение
инновационных
технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из
инновационных
направлений
являются
компьютерные
и
мультимедийные
технологии.
Применение
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами
мультимедиа,
в
наиболее
доступной
и
привлекательной,
игровой
форме
развить
логическое
мышление
детей,
усилить
творческую
составляющую
учебного процесса.
Цель проекта:
Повышение качества образования
путем внедрения в образовательный
процесс
информационно-коммуникационных
технологий
в
соответствии
с
ФГОС.
Задачи проекта:
-
создание
единого
информационного
пространства
,
в
котором
были
бы
задействованы
все
участники
образовательного
процесса:
администрация
,
педагоги, обучающиеся и их родители.
- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную
педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
-
разработка
технологий
мультимедийных
сопровождений
образовательного
процесса.
-
создание
общей
сетевой
мультимедийной
базы,
банка
компьютерных
обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми
могли бы пользоваться в своей практике педагоги.
Значимость проекта:
Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в
своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода
ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования. А именно,
воспитание
любознательного,
активного,
эмоционально
отзывчивого,
овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками ребенка.
Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) на сегодняшний
день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности
по
ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ПРС должна быть
вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и
воспитания
–
техническим,
спортивным,
игровым
оборудованием.
Поэтому
основная
задача
:
совместить
в
едином
развивающем
пространстве
традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные
технологии.
Это
должно
стать
отправной
точкой
для
работы
над
целым
направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Значимым
аспектом
интерактивной
образовательной
среды
является
использование
педагогами
ИКТ,
в
виде
инструмента
развития
мотивации
образовательного
процесса.
ИКТ,
тем
самым,
помогает
перенести
тяжесть
с
вербальных
методов
образования
на
методы
поисковой
и
творческой
деятельности
педагогов
и
обучающихся.
Использование
компьютерных
технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
-
подбор
познавательного
и
иллюстративного
материала
к
занятиям,
к
совместной
образовательной
деятельности,
оформление
стендов,
групп,
кабинетов.
-
создание
презентаций
в
программе Microsoft
Рower
Рoint
в
различных
образовательных
областях:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое
развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к
занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для
большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и
возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы,
анимационные
картинки,
игры,
просмотр
познавательных
мультфильмов.
Презентация
помогает
объединить
огромное
количество
демонстрационного
материала,
освобождая
от
большого
объема
бумажных
наглядных
пособий,
таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов.
Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного
материала
с
наложением
хорошо
известным
им
аудиорядом,
создание
простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
-
использование
интерактивной
доски.
Интерактивная
доска
позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по
игре.
Дети
привыкают
оценивать
ситуацию,
не
погружаясь
полностью
в
виртуальный мир один на один с компьютером.
-
Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.
Выполняя
задания,
ребенок
учится
планировать,
выстраивать
логику
элемента
конкретных
событий,
представлений,
у
него
развивается
способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать
прежде,
чем
делать.
Это
означает
начало
овладения
основами
теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта СОШ с ссылками .
-
использование
сети
интернет
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения
образовательного
процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития
детей,
необходимо
помнить,
что
его
использование
в
учебно-
воспитательных
целях
в
дошкольных
учреждениях
требует
тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится
от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10
минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений
зрения
и
снятия
напряжения
с
глаз
необходимо
выполнить
несложную
гимнастику для глаз.
Заключение.
Использование
компьютерных
технологий
в
деятельности
учителя
позволяет
внедрять
инновационные
процессы
в
школьное
образование.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
специалистов в сфере обучения детей школьного возраста. Использование ИКТ
вполне
оправдывает
и
приносит
большую
пользу
в
развитии
всех
сфер
личности
школьника,
взаимодействии
с
родителями
воспитанников,
организации
деятельности
учителя,
значительно
способствует
повышению
качества
образовательного
процесса. Я
выявляю
следующие
преимущества
использования ИКТ в образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают обучающихся в учебный процесс,
способствуя
наиболее
широкому
раскрытию
их
способностей,
активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность обучающимся наглядно представить результат своих
действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на
которых были допущены ошибки, для их исправления.
3.
Наличие
современных
информационно-технических
средств
и
навыков
работы
с
ними
позволяет
педагогу
намного
эффективнее
выполнять
поставленные задачи.
4.
Использование
ИКТ
значительно
повысило
культуру
труда
педагога;
способствовало
изменению
имиджа
как
педагогов,
так
и
СОШ
в
целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а
также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало
и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;
расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно
качество
наглядности,
и
ее
содержательное
наполнение.
В
частно сти,
прекрасные
возможно сти
создает
систематизация
и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации
больших
объемов
демонстрационного
материала
из
разных
источников,
представленных
в
разных
формах,
оптимально
выбранных
и
скомпонованных
педагогом
в
зависимости
от
потребностей
детей
и
особенностей программы.