"Народные игры как эффективное средство достижения образовательных результатов обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО"
Автор: Миндияхметова Рита Фаритовна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2" Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО Наименование материала: Опыт работы Тема: "Народные игры как эффективное средство достижения образовательных результатов обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО" Раздел: начальное образование
Народные игры как эффективное средство достижения образовательных
результатов обучающихся младшего школьного возраста на уроках
физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО
Содержание
Введение
2
1.Описание опыта
5
1.1.Теоретический этап
5
2.Роль двигательных качеств в физической
подготовке школьников
5
1.3.Народные детские игры
5
2.Практический этап
6
3.Заключение
9
4.Практические рекомендации
10
5.Список литературы
11
Приложения
12
1
Народные игры как эффективное средство достижения образовательных
результатов обучающихся младшего школьного возраста на уроках
физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО
В жизни важна не победа, но борьба;
главное - не выиграть, но достойно бороться.
Пьер де Кубертен
Введение
В условиях введения ФГОС НОО коренным образом меняется содержание
образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на
формирование
компетентной,
физически
культурной,
деятельностной
личности
учащегося.
Результатами
обучения
должны
стать
личностные,
метапредметные
и
предметные
достижения
учащихся,
формируемые
посредством
освоения
физкультурной
деятельности,
в
том
числе
универсальных учебных действий. Обновление содержания образования в
сфере физической культуры, в первую очередь, меняет взгляд на технологии
основной формы обучения – урока физической культуры.
Особое внимание в основной образовательной программе федерального
государственного
образовательного
стандарта
уделяется
духовно-
нравственному развитию личности учащегося, которое представляет собой
процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой
сферы личности, развитие способности сознательно выстраивать отношение
к
себе,
другим
людям,
обществу,
государству,
миру
в
целом
на
основе
моральных норм и нравственных идеалов.
Отсюда вытекает вопрос – как сделать эти занятия, с одной стороны,
интересными и увлекательными для школьников, а с другой – эффективными
с точки зрения физического совершенствования обучающихся, повышения
воспитательного потенциала урока?
Таким
образом, идея моей педагогической работы: способствовать не
только
активному
развитию
физической
природы
обучающихся,
но
и
формированию у них психических и социальных качеств личности, которые
во
многом
обусловливают
становление
и
последующее
формирование
универсальных компетенций человека.
Цель
работы: повышение эффективности формирования двигательных
качеств, содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие
психических процессов и свойств у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели мною решались следующие задачи:
1.
Исследовать
закономерности
и
механизмы
повышения
эффективности урока физической культуры в начальной школе;
2.
Разработать
методику
повышения
эффективности
развития
физических и формирования личностных качеств обучающихся
начальной
школы
на
основе
использования
регионального
компонента в обучении;
2
3.
Провести
анализ
формирования
и
развития
двигательных
и
личностных качеств обучающихся начальной школы на основе
использования народных игр.
Объект исследования: обучающиеся 3 (третьих) классов
Гипотеза: использование национальных (башкирских, хантыйских) игр
на уроках физической культуры позволит повысить эффективность процесса
физического
воспитания
и
формирования
личностных
качеств
у
детей
младшего школьного возраста.
Основные методы исследования: наблюдение, тестирование, методы
математической статистики.
Ожидаемые результаты работы:
-повышение качественного показателя успеваемости на 0,2%;
-увеличение
показателей
развития
физических
качеств
(силы,
быстроты, гибкости, ловкости, скоростно-силовых качеств) как минимум на
10%;
-повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом и
укрепление здоровья детей, выраженное в уменьшении количества уроков,
пропущенных по болезни на 5%.
Н о в и з н а
о п ы т а . Приоритетным
направлением
«Стратегии
модернизации Российского образования на период до 2020 года» является
воспитание
человека,
стремящегося
использовать
свои
знания,
умения
и
навыки
в
различных
жизненных
ситуациях,
самостоятельно
добывать
необходимые
сведения,
решать
проблемы,
выносить
свои
суждения,
обосновывать
их
и
отстаивать
свою
точку
зрения.
Развитие
новых
образовательных
качеств
у
обучающихся
предполагает
использование
на
уроке обновленной игровой технологии, повышение заинтересованности в
предмете, подведение обучающихся к самообразованию, саморазвитию. В
этом и заключается актуальность выбранной темы.
Игровая
деятельность
присуща
каждому
человеку.
В
ней
с
самых
первых шагов жизни находит свое выражение потребность в творческой
деятельности.
С
помощью
подвижных
игр
осуществляется
развитие
двигательных
качеств.
Одновременно
под
влиянием
игровых
условий
происходит совершенствование двигательных навыков. Кроме того, через
игру
физическая
культура
приобщает
детей
к
культуре
народа,
ибо
упражнения неразрывно связаны со считалками, присказками, прибаутками,
песнями,
элементами
танца,
национальными
костюмами,
преданиями
и
легендами – всем тем, что составляет богатство любого народа, его корни и
истоки.
Применение
на
уроках
физической
культуры
игр,
которые
были
рождены
в
культуре
разных
народов
нашей
многонациональной
страны,
является
источником
конструктивного
межнационального
сотрудничества.
Это приведет к пониманию культуры и традиций других народностей и в
перспективе к уменьшению фактов экстремизма.
3
Игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который
является
эффективным
средством
не
только
физического
развития
обучающихся, но и их духовного воспитания. Это происходит потому, что
игровые задания позволяют с большим интересом выполнять как простые
упражнения, так и сложные двигательные действия.
Таким образом , новизна моего опыта заключается не в создании новых
методов и приемов, а в преломлении уже известных технологий (применение
именно народных игр) через всю цепь уроков физической культуры с целью
не
только
развития
физических
качеств
обучающихся,
но
и
в
целенаправленном осознании ребенком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество
народов и уважение к многообразию их культур.
Практическая значимость исследования:
1. Методика составления и использования уроков у младшего школьного
возраста с применением игр различных народностей может служить основой
для разработки аналогичных уроков в среднем и старшем звене.
4
1.
Описание опыта
1.1.
Теоретический этап
Основная
задача
обучения
детей
состоит
в
физическом
и
интеллектуальном
развитии
обучающихся
при
таких
условиях,
когда
обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни. В
отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является
язык,
естественной
средой
общения
для
детей
является
игра.
Фрэнкс
утверждает, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не
может
научить.
Многие
ученые
(Лесгафт,
Макаренко,
Ушинский,
Покровский)
считали
игру
упражнением,
посредством
которого
ребенок
готовится к жизни. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут
и который призваны изменить».
Игровой
метод —
это
способ
организации
процесса
овладения
специальными
знаниями,
умениями
и
навыками,
развития
двигательных
качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой
деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с
предметами, правил).
1.2.
Роль
двигательных
качеств
в
физической
подготовке
школьников.
Хорошая
физическая
подготовленность
является
основой
высокой
работоспособности
во
всех
видах
учебной
деятельности
учащихся.
Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие
утомления
и
делает
работу
школьников
более
продуктивной.
Процесс
освоения любых движений: спортивных, трудовых, выразительных - идет
значительно
успешнее,
если
занимающийся
в
определенной
мере
подготовлен
к
физической
работе.
Уровень
общей
физиче ской
подготовленности школьника определяется тем, в какой мере у него развиты
основные двигательные качества: сила, ловкость, быстрота, гибкость.
1.3. Народные детские игры – школа воспитания. Игра воспитывает
детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое
тяжелое тогда, когда отвергает коллектив. Для того чтобы быть участником
игры, ребенок старается не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть
терпимым,
выучить
много
считалок,
песен,
то
есть
незаметно
для
себя
приобретает хорошие качества.
Народные игры имеют свою историю, они дошли до наших дней из
глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя
лучшие национальные традиции.
В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в
силе,
ловкости,
быстроте,
меткости.
Игры,
как
правило,
проводились
на
улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья.
Народные
подвижные
игры
являются
традиционным
средством
педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт,
труд,
национальные
устои,
представление
о
чести,
смелости,
мужестве,
желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
5
движений,
проявлять
смекалку,
выдержку,
творческую
выдумку,
находчивость, волю и стремление к победе. Они способствуют расширению
кругозора,
уточнению
представлений
об
окружающем
мире.
В
играх
присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание.
2.
Практический этап
Рабочая программа, разработанная в соответствии с учебным планом,
предполагает реализацию регионального компонента. На уровне начальной
школы это национальные подвижные игры и элементы национальных видов
спорта.
На своих уроках физической культуры я активно использую игры
народов Ханты и Манси, а также башкирские народные игры. С помощью
них
я
решаю
следующие
задачи: дать
детям
знания
и
практические
навыки,
необходимые
для
овладения жизненно важными двигательными
действиями;
способствовать
развитию ловкости,
силы,
быстроты,
выносливости
и
других
физических
качеств; содействовать
укреплению
здоровья
повышению
умственной
работоспособности;
содействовать
гармоничному совершенствованию личности учащихся; воспитать умение
включаться
в
общение
со
сверстниками
на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания,
взаимоуважения,
дружбы и толерантности.
Я считаю, что использование разнообразных форм и методов обучения
в
совокупности
с
включением
национально-регионального
компонента
в
содержание
программы
физического
воспитания
школьников
приводит
к
росту
мотивации
учащихся
для
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями,
интересу
к
предмету
«физическая
культура»,
что,
безусловно,
положительным
образом
отражается
и
на
спортивных
достижениях учеников и результативности моей деятельности как учителя
.
Рассмотрим систему применения на уроках различных народных игр
на параллели 3 классов.
В
процессе
обучения
каждому
двигательному
действию
выделяю
четыре этапа, содержащих определенные фазы усвоения учебного материала.
Выбираю народные игры в зависимости от задач, поставленных на данный
момент.
На
этапе
ознакомления
с
техникой
двигательного
действия
я
использую игровые упражнения подражательного характера. Дети, подражая
действиям животных, представителей различных профессий и др., учатся
определять основные характеристики движений и сравнивать собственное
выполнение
с
заданным
образцом,
что
повышает
сознательность
и
активность
детей
в
процессе
обучения.
Здесь
уместны
такие
игры,
как
«Голуби», «Кот и мыши», «Всадники и лошадки», «Заячьи следы», «Выдра».
Региональное
своеобразие
образовательной
среды
позволяет
мне
формировать
эффективное
воспитательное
пространство,
обеспечить
высокую
учебную
мотивацию
и
интегрировать
содержание
предмета
физическая культура с зоологией.
6
На этапе разучивания двигательного действия в процессе обучения
выбираю игры, содержащие элементы техники разучиваемого двигательного
действия.
Допустим
различные
виды
прыжков
являются
основным
движением
в
таких
играх,
как
«Драчливые
петушки»,
«Волк
и
зайцы»,
«Всадники и лошадки», «Заячьи следы». Очень интересно для детей проходят
хантыйские эстафеты с прыжками на одной и двух ногах. Также для изучения
прыжков я использую упражнения из национального вида спорта Хантов и
Манси
«Северное
многоборье».
Это
тройной
прыжок
и
прыжок
через
национальные сани «Нарты». Использование национальных игр
способствует
возрастанию
уровня
их
двигательной
подготовленности,
обеспечивает
достижение
предметных
результатов
(например,
обучение
прыжкам)
по
физической культуре в нестандартной, увлекательной для учащихся форме.
На
этапе закрепления оценивается способность детей выполнять
двигательное действие в стандартных условиях. Поэтому я подбираю игры,
которые
им
уже
известны,
и
на
их
основе
мы
закрепляем
изученное
двигательное действие. Например: «Иголка и нитка», «Спрячу платочек»,
«Пустое
место»,
«Третий
лишний»,
«Игра
с
кольцами»,
«Борьба
«Хон»,
«Перетягивание палки «Талтыюх».
На этапе совершенствования двигательного действия, как известно,
ставится уже задача довести его до степени навыка, т. е. добиться свободы
его выполнения, целесообразной быстроты, вариативности и автоматизма. В
связи с этим я использую на данном этапе подвижные игры, содержащие
выполнение совершенствуемого действия в сочетании с другими, где это
действие служит составной частью более сложных движений. Таких игр
очень много, и дети с огромным удовольствием участвуют в них: «Липкие
пеньки»,
«Стрелок»,
«Замри»,
«Поймай
воробья
поясом»,
«Талтыкел»,
«Щёл». Также очень интересно детям, когда вместо стандартных мячей для
метания я использую хантыйский национальный топорик.
Каждый урок физической культуры в своей структуре выделяет три
части: подготовительную, основную и заключительную. И чем нестандартнее
упражнения и игры я подбираю, тем эффективнее решаются задачи урока.
В подготовительной части урока вместо стандартной беговой разминки
я использую такие игры, как «Пустое место», «Поймай воробья поясом»,
«Кот и мыши», «Третий лишний». Больше всего детям нравится, когда мы
выполняем общеразвивающие упражнения, играя в «Вызов номеров». Это
позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и
повышает уровень мотивации, настрой на урок.
В основной части урока я использую игры в зависимости от того, на
каком этапе разучивания двигательного действия мы находимся. О чем я
говорила выше. В этой части урока я стараюсь так преподнести задание,
чтобы
произошло
правильное
его
осмысление.
Овладев
необходимыми
умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут
применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и
техничнее. А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.
7
И
применение
народных
игр
позволяет
мне
добиться
более
высоких
показателей
в
подготовке
учащихся
по
сравнению
с
общепринятыми
методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более
интересными.
В заключительной части урока, после восстановительных упражнений,
предлагаю детям самим выбрать игру, которая логически соответствовала бы
завершению
данного урока. Таким способом я решаю метапредметные
задачи. То есть, у детей формируются следующие умения: характеризовать
явления,
общаться
и
взаимодействовать
со
сверстниками
на
принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; организовывать
самостоятельную
деятельность;
анализировать
и
объективно
оценивать
результаты
собственного
труда,
находить
возможности
и
способы
их
улучшения; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.
В конце каждого урока я даю домашнее задание. И одним из его видов
является подбор аналогичной игры или элемента вида спорта различных
народностей.
Это
способствует
развитию
метапредметных
результатов
образования, а именно:
1.
Побуждает
к
осмыслению
упражнения
или
игры
с
помощью
поставленной задачи.
2.
Участие в объяснении учебных материалов.
3.
Самоанализ и анализ действий товарища.
4.
Применение сравнений, сопоставлений.
5.
Выявление главного, существенного в выполняемых движениях.
6.
Стимуляция учащихся к составлению новых упражнений, игр.
7.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
3.Заключение
8
Таким
образом,
использование
народных
игр
является
эффективным
средством достижения образовательных, оздоровительных и воспитательных
результатов
обучающихся
младшего
школьного
возраста
на
уроках
физической культуры. Этот метод исключает принуждение к учению. Он
вызывает
у
детей
радость,
обеспечивает
постепенное
развитие
волевых
качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.
Повышается
заинтересованность
в
предмете,
обучающиеся
стремятся
к
самообразованию, саморазвитию.
Применение
национальных
игр
на
уроках
физической
культуры
способствует:
1.
Обновлению содержания начального общего образования;
2.
Воспитанию патриотизма и чувства гражданственности у
подрастающего поколения
;
3.
Повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом
(увеличилось количество детей, посещающих секцию Хантыйского
национального вида спорта «Северное многоборье»);
4.
Увеличение показателей в физическом развитии и подготовке учащихся
(развитие
таких
физических
качеств
как
быстрота,
сила,
ловкость,
гибкость и скоростно-силовые) на 10%;
5.
Укрепление здоровья детей (уменьшение количества пропусков урока
по болезни на 5%);
6.
Повышение качественного показателя успеваемости на 0,2%.
Все это подтверждается следующими результатами:
Победители в «президентских состязаниях» три года подряд, 2013г,
2014г., 2015г;
Победители спартакиады учащихся, 2012-2015 годы;
Победители
и
призеры
муниципального
этапа
олимпиады
по
физической культуре;
Победители и призеры муниципальных соревнований по лыжным
гонкам, легкой атлетике, волейболу, туризму, баскетболу;
Победители Кубка района по волейболу в 2015 году;
Победители лыжной эстафеты «Новое поколение», 2013 г;
Победители и призеры осеннего легкоатлетического кросса 2013 и
2014 гг;
Призеры муниципальной лыжной эстафеты памяти ГСС 2012, 2013,
2014, 2015 гг.
4.Практические рекомендации
9
Уникальность народных игр (регионального компонента) в том, что они
имеют огромный, очень широкий спектр применения.
1.
Урок
физической
культуры.
Методика
со ст авления
и
использования
уроков
у
младшего
школьного
возраста
с
применением игр различных народностей может служить основой
для разработки аналогичных уроков в среднем и старшем звене;
2.
Урок
ОБЖ.
Народные
игры
являются
эффективным
средством
воспитания
гражданственности
и
патриотизма,
способствуют
формированию
гордости
за
свою
Родину
и
уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3.
Дополнительное
образование. Включить
в
рабочую
программу
кружка (например, ОФП) народные подвижные игры и элементы
национального вида спорта «Северное многоборье», так как они
являются
эффективным
средством
развития
всех
физических
и
воспитания
волевых
качеств
человека.
Также
содействуют
воспитанию
именно
активно
развитой
личности,
воспитывают
потребность
и
умение
самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха.
4.
Внеклассные
мероприятия. В
сценарии
любого
спортивного
состязания
(например
«Семейные
старты»)
или
праздника
рекомендую
использовать
народные
игры
или
элементы
национального
вида
спорта.
Это
продиктовано
тем,
что
они
огромный источник вдохновения, бодрости и здоровья; тем, что они
формируют навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными
особенностями.
5.
Список литературы
10
6. Губайдуллина Ф.Х. Край родной, тебя пою! – Уфа, БИРО, 2005. -144с.
7. Канеман
А.В.
Детские
подвижные
игры
народов
СССР.-
М.:Просвещение, 2009.
8. Кофман
Л.Б.,
Панаева
В.П.,
Разумовский
Е.А.
«Контроль
уровня
физической подготовленности и состояния здоровья учащихся».-М., 2014.
9. Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная
линия
учебников
А.П.Матвеева.
1-4
классы:
пособие
для
учителей
общеобразоват. рганизаций/ А.П.Матвеев.-М.:Просвещение, 2014.
10.
Нигматуллин Ю.З. Использование башкирских народных игр в
процессе
физического
воспитания
школьников:
Методическая
разработка/
Башк. ин-т повыш. квалиф-ии раб-в образования.-Уфа, 2010.
11.
Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. 2012.
12.
Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и
во внеурочное время/ авт.-сост. С.Л.Садыкова, Е.И.Лебедева. – Волгоград:
Учитель, 2008.
13.
Чигирева Л.К. Особенности методики организации и проведения
уроков физической культуры в начальных классах. М., 2011.
11
Приложение 1
Народные игры,
используемые мной на уроках физической культуры в младших классах
№ Название
игры
Краткое содержание
1
Поймай
воробья
поясом
Букэн
кайыш
Дети парами стоят по кругу: впереди девочка - сзади
мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка),
ходит за кругом и произносит текст. Ребенок, которого
выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот
старается догнать и задеть поясом. Если водящий осалит,
то занимает место играющего, а осаленный становится
водящим.
2
Голуби
Кугарсэн
На площадке чертятся две параллельные линии на рассто
янии 5-8 метров, вдоль этих линий чертятся круги (гнез
да). Дети стоят в кругах («гнездах») напротив друг друга.
Водящий – «пастух», с закрытыми глазами ходит между
шеренгами и произносит три раза текст. С окончанием
слов дети меняются местами («гнездами») – бегут в
противо
положные «гнезда». Пастух открывает глаза и старается
занять пустое «гнездо». Оставшийся без «гнезда»
ребенок «голубь» становится «пастухом».
3
Иголка и
нитка
Эна
менян еп
Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны
друг за другом на одной стороне площадки. Перед каж
дой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир.
По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориенти
ры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следу
ющий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Та
ким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди
зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеж
дает та команда, все игроки которой зацепились и обежа
ли ориентиры первыми.
4
Кот и
мыши
Бесэй
менэн
сыскан
Дети
–
мыши
бегают
по
площадке
очень
тихо,
на
носочках, чтобы не разбудить кота. Кот сидит в кругу на
краю площадки, закрыв глаза. Как только кот открывает
глаза
и
поднимается
с
места,
дети
–
мыши
должны
присесть и не двигаться. Кот произносит слова. После
окончания
слов
кот
ловит
мышей,
которые
встают
и
убегают от него. В конце игры подсчитывают количество
пойманных
мышей.
Выбирается
новый
кот,
игра
повторяется.
5
Волк и
зайцы
Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети –
зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне пло
12
Буре
менэн
куян
щадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки,
ограниченной
чертой.
На
слова
ведущего
«зайцы»
выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей
площадке. На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-
зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а
волк старается поймать как можно больше детей.
6
Липкие
пеньки
Йэбешкэк
букэндэр
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно даль
ше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Ос
тальные играющие бегают по площадке, стараясь не под-
ходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться
коснуться пробегающих мимо детей, которые становятся
пеньками.
7
Стрелок
Уксы
Перед игрой нужно провести две параллельные линии на
расстоянии 10-15 метров друг от друга. В середине меж
ду ними чертится круг диаметром около 2 метров. Один
игрок – стрелок, с мячом в руках стоит в кругу. Осталь
ные игроки начинают перебежку от одной линии к дру
гой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого
попал, становится стрелком.
8
Спрячу
платочек
Яулык
качырам
Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке. В
руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю
круга
со
словами: Спрячу,
спрячу
я
платочек,
Под
ракитовый кусточек.
Кто платочек найдет,
Тот со
мной пойдет. И незаметно кладет платок у ног одного из
игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком
бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает,
чтобы сесть на его место. Таким образом, дети меняются.
9
Пустое
место
Буш урын
Играющие образуют круг в один ряд. Выбирается один
водящий, который бежит по наружному кругу. По ходу
он дотрагивается до одного из стоящих в кругу игроков и
начинает бежать в обратную сторону. Игрок, которого
задели, бежит в обратную сторону, стараясь занять
свободное место в кругу.
1
0
Третий
лишний
Бастыры
шмак
Выбирают «третьего лишнего» и «догонялку». Затем
класс образует круг из стоящих попарно друг за другом
игроков. Игра начинается, когда «догоняла» пытается
поймать «третьего лишнего», который бежит по внеш
нему кругу. Чувствуя, что его достают, «третий лишний»
встает впереди какой-либо пары. Теперь в этой паре об
разуется «третий лишний» - это тот, кто стоит сзади и
должен бежать сразу, пока его не поймали.
11
Замри
Катыргыс
Выбирается «пастух». По сигналу он догоняет убегаю
щих и старается задеть их рукой. Тот, кого он задел,
13
должен оставаться на этом месте – замереть. Их могут
спасти дети, которых еще не осалили.
1
2
Перетягив
ание
каната
Аркан
тартыш
Перетягивание проводится между командами, парами и
одиночными игроками. Середина каната отмечается лен
точкой. В двух метрах от середины поля проводят 2 па
раллельные линии. Играющие берутся за канат руками и
по сигналу начинают тянуть его в свою сторону. Когда
канат будет перетянут за линию одной команды, игра
останавливается.
1
3
Вызов
номеров
Номер
сакырыу
Класс делится на несколько групп. Каждому игроку в
обеих командах присваиваются порядковые номера. Во
время выполнения «ОРУ» учитель называет любой
номер, они выбегают, бегут до ориентира и
возвращаются назад.
1
4
Летает –
не летает
Оса –
осмай
Играющие становятся в круг. Один игрок выходит на се-
редину. Он называет летающие и нелетающие предметы,
животных, птиц. Дети должны выполнить правильное
движение.
1
5
Бег с
ложками
Калак
мэнян
югереу
Все
игроки
делятся
на
две
команды
и
каждому
вручаются деревянные ложки. Первым игрокам в ложки
кладется по одному вареному яйцу. По сигналу первые
игроки берут в рот ложку с яйцом и бегут до отметки,
вернувшись
в
команду,
передают
яйцо
2-м
игрокам,
вторые третьим и т.д. Побеждает та команда, участники
которой пробегут быстрее.
1
6
Бег в меш
ках
Ток кейеп
югереу
По сигналу участники прыгают на двух ногах в
специальных мешках до флажков и обратно.
1
7
Всадники
лошадки
Hабайлы
атлылар
эстафетаh
ы
Класс делится на пары: всадники и лошадки, стоящие в
колонну по одному на линии старта. По сигналу пара
стартует и бежит по определенному маршруту, затем об
ратно. Всадники с помощью ленты длиной около 2м.,
перекинутой через плечи и протянутой под
предплечьями, управляют лошадьми.
1
8
Заячьи
следы
Летом – на песке, зимой – на снегу. Перед игрой на снегу
или на песке делают отметки, обозначающие следы зайца
Один из игроков становится в первый «след зайца», т.е.
принимает исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем
он оттолкнувшись двумя ногами, должен точно
приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу,
далее надо оттолкнуться этой ногой и приземлиться на
обе ноги в следующий след и т.д.
14
1
9
Игра с
кольцами
Кусангюх
Для игры каждый ее участник из веток тальника толщи-
ной примерно 1 см. делает 5-6 колец диаметров 15 см. и
палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см. Игроки вби-
вают свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии
броска. Затем они становятся у линии напротив своих
кольев, держа в руках кольца, и начинают набрасывать их
по одному на колья. Кто больше набросит колец на свой
кол, тот становится победителем.
2
0
Выдра
Казым
Два соперника встают друг против друга на четвереньки.
Им на пояс надевали ремень и они пытаются сдвинуть
друг друга с места.
2
1
Борьба
«Хон»
Две команды. Выбирают самого ловкого и сильного, ко
рого называют «хон». Борцы разбиваются попарно и
становятся напротив друг друга. Первыми начинают бо
роться самые младшие и слабые. Чтобы победить сопер
ника, необходимо припечатать его спиной к земле.
2
2
Перетягив
ание
палки
Талтыюх
Два игрока садиятся на пол или землю напротив друг
друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга
ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде иг
роки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать
соперника от земли (пола). При этом нельзя сгибать ноги
в коленях.
2
3
Игра в
палочки
Щёл
В неё играет несколько детей по очереди. Ребёнок, за
которым в настоящее время ход игры, все палочки кла
дёт на ладонь, затем движением руки снизу вверх он их
подбрасывает, за период времени пока палочки нахо
дятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной
стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки.
Затем движением снизу вверх палочки вновь подбрасы
ваются, но уже с тыльной стороны руки, снова рука пере
ворачивается, и ребёнок должен поймать их в ладонь.
Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну
забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони ока
залось чётное количество – ход переходит другому. Цель
игры заключается в том, кто из игроков наберёт
наибольшее количество палочек.
2
4
Перетягив
ание у
казымски
х хантов
Талтыкел
Два игрока садятся на землю (пол) и упираются друг в
друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садятся
за ними на колени друг за дружкой. Затем все игроки обе
их команд берутся за веревку. По сигналу, игроки начи
нают тянуть веревку на себя. Состязание продолжается
до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не
встает, потянув за собой остальных.
2
Перетяни
На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Игра
15
5
за черту
Кольм
ющие делятся на две команды. Борцы встают попар
но между этими линиями. По команде судьи соперники
сходятся и начинают борьбу: каждый старается обхва
тить своего напарника, поднять и перенести или перета
щить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою
сторону больше игроков – побеждает.
2
6
Ловля
оленей
Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие
— пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом
лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке.
По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и
замкнуть круг.
2
7
Прыжки
через
нарты
Основным инвентарем являются макеты нарт. Высота
нарты 30 см, ширина вверху - 30 см и ширина у основа
ния - 50 см. Нарты располагаются на ровной местности в
ряд на расстоянии 50 см друг от друга. Для соревнований
расставляют 10 нарт. Прыжки выполняются с
одновременным отталкиванием двух ног с места.
2
8
Метание
топорика
Основной спортивный снаряд - топорик. Вес не менее
350 гр. (вместе с топорищем). Форма топорика и топо
рища - произвольные. Топорик состоит из 2-х частей:
металическая часть, сам топорик и рукоятка. Метание
производится на определенной площадке.
2
9
Тройной
прыжок
Тройной национальный прыжок состоит из 3-х прыжков,
выполняемых последовательно без остановок, отталкива
нием одновременно двумя ногами; последнее
приземление осуществляется на обе ноги;
3
0
Эстафеты
с прыжка
ми на
одной и
двух
ногах
Прыжки на одной ноге
Все участники становятся на лини старта, принимают
исходное положении – стоя на одной ноге. По команде
судьи игроки начинают скакать, стараясь как можно
скорее преодолеть дистанцию. Смена ног во время
прыжков запрещается.
Прыжки на двух ногах
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По
команде судьи дети начинают выполнять прыжки,
отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на две ноги,
стоящие на ширине плеч.
16
Приложение 2
Таблица стартовых и контрольных результатов уровня развития физических качеств в 3А классе
№
ФИО
Виды контрольных тестов для определения уровня развития физических качеств
Для определения уровня развития физических качеств
1. Тест на определение скоростных качеств:
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный
срок.
Быстрота
определяется
скоростью
реакции
на
сигнал
и
частотой
многократно повторяющихся действий.
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В
забеге
участвуют
не
менее
двух
человек.
По
команде
“На
старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение.
По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к
линии финиша по своей дорожке. Фиксируется результат секундомером.
2. Тест на определение координационных способностей:
Координация движений показывает возможность управления, сознательного
контроля за двигательным образцом и своим движением.
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия
в
соответствии
с
требованиями
внезапно
меняющейся
обстановки
в
челночном беге 3*10 м.
Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед
началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут
кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По
команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так
три раза. Фиксируется общее время бега.
3. Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Скоростно-силовые
способности,
являются
соединением
силовых
и
скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства
мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых
наряду
со
значительной
механической
силой
требуется
и
значительная
быстрота движений.
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Ребёнок
встаёт
у
линии
старта,
отталкивается
двумя
ногами,
делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в
прыжковую
яму.
При
приземлении
нельзя
опираться
сзади
руками.
Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается
лучший (из трех попыток) результат.
4. Тест на определение гибкости:
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата,
определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует
эластичность мышц и связок.
Цель: Определить
гибкость,
стоя
на
гимнастической
скамейке
у
детей
дошкольного
возраста
и
из
положения
стоя
на
полу
у
детей
школьного
возраста.
Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке:
Ребёнок
становится
на
гимнастическую
скамейку
(поверхность
скамейки
соответствует
нулевой
отметки).
Наклониться
вниз,
стараясь
не
сгибать
23
колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот
уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не
дотягивается
до
нулевой
отметки
(поверхности
скамьи),
то
результат
засчитывается со знаком минус.
5. Тест на определение силовых способностей:
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять
ему за счёт мышечных усилий.
Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса лёжа на
подвесной перекладине .
Методика: По
команде
“Начинай!”
производят
подтягивание
до
уровня
подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При
выгибании
тела,
сгибании
ног
в
коленях
попытка
не
засчитывается.
Количество правильных выполнений идёт в зачёт.
При
тестировании
детей
мы
соблюдали
определённые
правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном
зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей
облегчённая.
В
день
тестирования
режим
дня
детей
не
был
перегружен
физически
и
эмоционально.
Перед
тестированием
провели
стандартную
разминку всех систем организма. Порядок теста оставался постоянным в
стартовом
и
итоговом
контроле,
проводили
в
стандартных
одинаковых
условиях.
24
Приложение 3
Технологическая карта урока
Учебный предмет: физическая культура
Класс:3
Тип урока: образовательно-обучающей направленности.
Тема урока: Акробатические элементы. Кувырок назад, кувырок вперёд.
Деятель
ность
учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осущест
вляемые
действия
Формир
уемые
способы
деятельн
ости
Осуществ
ляемые
действия
Формиру
емые
способы
деятельн
ости
Осуществ
ляемые
действия
Формиру
емые
способы
деятельн
ости
1 этап урока. Подготовительная часть
1. Органи
зует
обуча
ющихся к
началу
урока.
3.Подает
команду к
переест
роению
4.Организ
ует вы
полнение
обучаю
щимися
Башкирск
ой наци
ональной
игры
«Вызов
номеров»
Выполняют
построение
в одну
шеренгу.
Выполняют
перестрое
ие. Выполня
ют ОРУ и
ускоряются
по сигналу
учителя.
Выполне
ние
организу
ющих
строевых
команд,
техники
ОРУ на
месте,
правил
игры.
Весь класс
во фрон-
тальном
режиме
слушает
учителя
Восприни
мать на
слух,
визуально
команды
и инст-
рукции
учителя,
использов
ать речь
для регу-
ляции
своих
действий.
Выполняю
т строевые
команды,
контролиру
ют свои
действия
согласно
инструкци
и учителя
Прини-
мать
инструкц
ии и
команды
учителя,
четко им
следовать
Контроли
ровать
свои
действия
и дейст-
вия своих
одноклас-
сников.
2 этап урока.
Основная часть
1.Повторя
ет с
обучающ
ими все
фазы
кувырка
вперёд-
Выполняют
изученные
движения
в движении
поточно,зак
репляют
выполнение
Актуализ
ация
личного
жизненн
ого
опыта.
Закрепле
Обсужда
ют правиль
ные фазы
кувырка.
Обсужда
ют измене
ния к игре
Уметь
договарив
аться в
совместн
ой
игровой
деятельно
Поточно
выполняют
в соответ
ствии с
инструкцие
й учителя.
В игровой
Принимат
ь инст
рукцию
учителя,
четко ей
следовать
Осуществ
25
назад.
2.Организ
ует вы
полнение
кувырков
вперёд-
назад
3.Осущес
твляет
контроль
за вели
чиной
физичес
кой
нагрузки.
4.Организ
ует
восстанов
ление
продвижени
ем вперед.
И г р а ю т
в
подвижную
игру «Игол
ка и нитка»
ние
правил
подвижн
ой
игры
«Иголка
и нитка»
Анализи
ровать
величину
физичес
кой
нагрузки
«Игол
ка и нитка»
сти, взаи-
модейств
овать со
сверстник
ами.
деятельнос
ти соблю-
дают
правила
П.И.
Осуществл
яют само
контроль за
состоянием
своего
организма.
лять
контроль.
Оцени
вать
выполне
ние дви
гательных
действий
согласно
поставлен
ным
задачам.
3 этап урока. Заключительная часть
Учитель
задает
вопросы:
- что
нового
узнали на
уроке?
- какие
упражнен
ия вы
сегодня
выполнял
и на
уроке?
- оцените
свою
работу на
уроке.
ДЗ-форму
лирует
совмест
но
Обсуждают
работу на
уроке.
Повторяют
новые
полученные
знания на
уроке.
Оценивают
свою дея-
тельность.
Вычленя
ть новые
знания.
Объяс
нять.
Отвечают
на вопросы
учителя,
формулиру
ют понятие
«Кувырок,
группиров
ка, толчок»
Строить
монологи
ческие
высказыв
ания.
Оценивают
свою
работу на
уроке,
прослушив
ают оценку
учителя.
Уточняют
домашнее
задание
Адекват
но воспри
нимать
оценку
учителя.
Оцени
вать
резуль
таты
деятельно
сти в
соответст
вии с
поставлен
ными
задачами.
26