Напоминание

"История хореографического искусства"


Автор: Матвеева Наталья Эдуардовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 69
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: образовательная программа
Тема: "История хореографического искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 69 с углубленным изучением отдельных предметов"

Рассмотрено на заседании РМО

Пр. № ___ от августа 2016 г

Руководитель школьного

методического объединения

________ /___________________/

Принято на заседании

педагогического совета

Пр. № от августа 2016г.

« Утверждаю»

Директор школы № 69

_________________ Е. А. Пухарева

Приказ № от августа 2016г.

Образовательная программа

"История хореографического искусства"

( Срок реализации - 3 года, для детей 11-13 лет)

Составитель:

Матвеева Наталья Эдуардовна

Педагог дополнительного образования по хореографии

Высшей квалификационной категории

г. Ижевск, 2016г.

Пояснительная записка

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она составлена и

разработана для обучающихся в хореографической студии "Серпантин" при средней

общеобразовательной школе. Образовательная программа составлена на основе программы

Толстых И.Н. и Грищук И.Н. "История хореографического искусства" и программы для

хореографических отделений школ искусств, рекомендованной Министерством культуры

Российской Федерации в соответствии с требованиями Государственного образовательного

стандарта профессионального высшего образования России.

Цель:

Ознакомить обучающихся с историей хореографического искусства различных эпох, а также

национальными особенностями и своеобразием развития исполнительской деятельности.

Задачи:

1. Знакомство с мировыми достижениями танцевальной культуры Европы и России.

2. Изучение музыкальных образцов хореографического искусства.

3.Формирование

навыков

и

умений

аналитического

восприятия

произведений

хореографического искусства.

4.Развитие творческого потенциала детей через познание эстетики творчества, постановочных

методов великих мастеров балета.

Срок реализации программы - 3 года для детей 11-13 лет. Особенности изучения данной

дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе

актуальным является знакомство обучающихся с наиболее важными событиями из жизни

различных эпох, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и

украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Знания и навыки,

полученные в результате этого курса, будут востребованы при изучении следующих дисциплин:

"Классический танец" и "Народно-сценический танец".

Программа состоит из трех разделов: зарубежный, русский и советский балетный театр.. В нее

включен материал по истории развития народного танца, его форм, национальных

особенностей. Раздел истории советской хореографии включает материал о самодеятельном

народном творчестве, о возникновении нового жанра - ансамбля народного танца. В разделе

"Зарубежный балет" содержатся сведения о развитии различных течений в хореографическом

искусстве за рубежом.

Форма занятий - групповая.

Для процесса изучения настоящего курса характерна вариативность видов занятий:

1. Лекционная работа

2. Самостоятельная работа

3. Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением.

4. Опрос.

Таким образом, данной программой предусмотрено с целью более глубокого изучения курса

выполнение индивидуальных заданий, направленных на формирование хореографических

навыков и умений, а также развитие творческих способностей у учащихся.

В результате изучения курса «История хореографического искусства» обучающиеся

должны знать:

Основные этапы истории хореографического искусства

Специфику хореографического искусства, его роль и место в жизни общества различных

исторических эпох,

Законы построения балетного спектакля,

Мировые шедевры сценической хореографии

Уметь;

Пользоваться теоретическим материалом как средством образной характеристики

Грамотно использовать полученные знания и навыки для изучения танцевальной

культуры, сохранения и освоения культурного наследия

Ориентироваться в музыкальном материале

Работать с видеоматериалами

Использовать полученные знания и навыки для изучения следующих дисциплин:

" Классический танец", "Народно-сценический танец".

В процессе усвоения курса учащиеся осознанно понимают, что история хореографического

искусства является частью мировой культуры. А предмет "История хореографического

искусства" является очень важным, т.к он дает возможность учащимся обобщить и осмыслить

сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других предметов, глубже

разобраться в сложных явлениях, происходящих в искусстве, понять ту важную роль, которую

оно играет в общественной жизни.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

раздела

Название раздела

Всего часов

1

Введение.

1

2

Хореографическая культура

первобытного, античного,

средневекового общества.

3

3

Хореографическая культура

Возрождения. Рождение балета.

3

4

Балетный театр Франции в эпоху

классицизма

3

5

Английский балетный театр XVII -

XVIII в.

4

6

Творчество Ж. Ж. Новерра и Ж.

Доберваля.

4

7

Творчество Жюля Перро.

2

8

Балетный романтизм.

4

9

Западноевропейский балетный театр

второй половины XIX столетия.

4

10

Просмотр видеофильмов и балетных

спектаклей

3

11

Контрольная работа

3

Итого в год:

34

Содержание программы

1 раздел. Введение.

Знакомство с правилами техники безопасности: 1) правила поведения на занятии; 2) правила

пожарной безопасности; 3) правила электробезопасности.

Знакомство с планом на год, с целями и задачами года обучения.

2 раздел. Хореографическая культура первобытного, античного, средневекового общества.

Определение танца. Научные теории происхождения танца. Ритм и его роль в жизни человека

и танце. Нерасчлененность сознания первобытного человека. Ритуал как первоначальная форма

проявления

художественного

творчества.

Танец

и

религия.

Мужские

и

женские

танцы

первобытных людей. Бытовые танцы. Многообразие функций хореографии в Древнем мире:

культовая, ритуальная, магическая, развлекательная, медицинская, спортивно-тренировочная.

Танцевальная культура Древней Греции и Рима. Место танца в быту и общественной жизни.

Танец

как

средство

формирования

гармоничной

личности.

Тесная

взаимосвязь

танца

и

мифологии.

Классификация

древнегреческих

танцев:

храмовый,

общественный,

бытовой,

военный,

сценический,

акробатический

и

др.

Подвижность

названных

градаций.

Танец

и

античная эстетика. Значение античного искусства для развития мировой культуры. Народный

танец

в

средневековой

Европе.

Бранли

и

их

разновидности,

распространение

и

значение.

Традиционные

народные

праздники

с

танцами.

Роль

бродячих

артистов

жонглеров,

шпильманов, скоморохов в сохранении традиций народной танцевальной культуры, развитии

технического мастерства.

3 раздел. Хореографическая культура Возрождения. Рождение балета.

Общая характеристика эпохи Возрождения. Характеристика социальных и политических

событий

эпохи.

Важнейшие

явления

культурной

и

художественной

жизни.

Возникновение

новых культурных центров. Италия и Франция – ведущие культурные центры Западной Европы.

Рождение новой гуманистической культуры, новых тем, героев и новых театральных жанров.

Идея

возвышения

человека

как

основа

эстетики

эпохи

Возрождения.

Связь

искусства

Ренессанса

с

культурой

Античности.

Превращение

танца

в

профессиональное

искусство.

Формирование правил, приемов, структурных форм танца. Формирование рыцарской замковой

культуры. Танец в системе образования аристократа, в рыцарском быту. Странствующий актер

на

службе

в

замке.

Превращение

жонглера

в

придворного

учителя

танцев,

исполнителя,

хореографа, церемониймейстера празднеств.

4 раздел. Балетный театр Франции в эпоху классицизма

Победа французского абсолютизма и расцвет художественной культуры Франции XVII

столетия. Оперы-балеты. Композитор Ж. Б. Люлли (1632-1687г.г.). Балетмейстер П. Бошан

(1636-1705г.г.). Связь бытовой и профессиональной культуры. Открытие Королевской академии

танца (1661г.). Комедии-балеты Ж. Б.Мольера: «Господин де Пурсоньяк» (1666г.), «Мещанин во

дворянстве» (1670г.), «Докучные» (1661г.), Королевская академия музыки (1669г.). Балет П.

Бошана

«Триумф

любви»

(168г.).

Создание

французского

сценического

балета,

новых

сценических

жанров–опер-балетов,балетов-комедий,балетов-трагедий,

балетов-драм,

мелодраматических балетов, пасторалей, балетных выходов. Эволюция техники исполнения.

Общая

характеристика

эпохи

классицизма

(конец

XVII

-

начало

XIX

вв.).

Формирование

национальных государств, укрепление абсолютной монархии и строгие ограничения во всех

областях жизни – в экономике, политике, культуре.

5 раздел. Английский балетный театр XVII - XVIII в.

Утверждение на английской сцене сюжетно-действенного балета. Творческая деятельность

балетмейстера Дж.Уивера (1673-1760г.г.), балеты Дж.Уивера: «Любовные похождения Марса и

Венеры» (1717г.), «Миф об Орфее и Эвредике» (1718г.), «Суд Париса» (1733г). Литературное

наследие Дж. Уивера. Австрийский балетмейстер Ф. Хильфердинг (1710-1768г.г.). Венские

постановки Хильфердинга: «Британик» Расина, «Идоменей» Кребийона, «Альзира» Вольтера,

«Триумф

любви»

и

др.

Деятельность

Ф.

Хильфердинга

в

России.

Балеты:

«Прибежище

добродетели»(1759г.),

«Возвращение

Весны

или

Победа

Флоры

над

Бореем»

(1760г.).

Итальянский балетмейстер Г. Анджолини (1731-1803г.г.). Работа Г. Анджолини в Вене. Балеты

на музыку К. В. Глюка: «Дон Жуан» (1761г.), «Семирамида» (1765г.). Деятельность Анджолини

в России. Панегирические и мифологические балеты.

6 раздел. Творчество Ж. Ж. Новерра и Ж. Доберваля.

Первый

сюжетно-действенный

балет

французского

придворного

театра

«Гораций»

по

трагедии Корнеля, муз. Мурэ, постановка Ф. Прево и Ж. Баллона (1708г.). Реформы М. Салле,

М. Комарго, М. Гимар и др. Ж. Ж. Новерр (1727-1810г.г.) – великий реформатор балета. Истоки

и сущность реформ Ж. Ж. Новера. Творческая деятельность Ж. Ж. Новерра в Штутгарте, Вене,

Париже,

Лондоне.

Балет

«Китайские

празднества»

(1754г.).

Утверждение

сюжетно-

действенного балета «Медея и Язон» (1763г.), «Дон Кихот» (1768г.), «Горации и Куриации» по

трагедии П. Корнеля (1775г.). Теоретическое наследие Новерра «Письма о танце и балетах»

(1760г.).

Ж.

Ж.

Новерр

о

связи

искусства

хореографии

с

действительностью,

о

танце,

пантомиме, действенном танце, о сочинении балетов, о работе балетмейстера с композитором и

художником. Значение «Писем о танце» Ж. Ж. Новерра. Ученики, преемники и продолжатели

реформ

Новерра.

Общая

характеристика

творчества

Ж.

Доберваля

(1742

-

1806г.г.).

Эстетические принципы комедийных балетов Доберваля. Балет «Тщетная предосторожность»

(1789г.). Балеты Ж. Доберваля: «Дезертир» (1784г.), «Забавы Терпсихоры» Бартелемона (1783г.),

«Пигмалион» Руссо (1784г.), «Ветреный паж» (1786г.) и др. Музыкальный театр Италии XVIII

столетия. Деятельность Г. Джойя (1768-1826г.г.). Творчество С. Вигано (1769 -1821г.г.). Балеты:

«Творения Прометея» муз. Бетховена (1813г.), «Отелло» (1818г.), «Весталка» (1818г.), «Жанна

де Арк» (1821г.).

7раздел. Творчество Жюля Перро.

Жюль Перро (1820-1892г.г.) – французский артист и балетмейстер, крупнейший представитель

романтического стиля. Прогрессивный характер эстетических принципов. Балеты Ж. Перро:

«Жизель» соавтор Ж. Коралли (муз. А. Адама, (1841г.)), «Ундина» (1843г.), «Эсмеральда»

(1844г.), «Эолина» (1845г.) музыка Ц.Пуни. Продуманность балетных сценариев, стремление к

максимальной драматизации конфликтов и образов. Демократизм героев и сюжетов. Значение и

роль

кордебалета в постановках Ж. Перро. Стремление воплотить в балете значительные

произведения мировой литературы с целью углубления содержательности постановок: «Корсар»

(1856г.), «Фауст» (1847г.), «Эсмеральда» (1848г.).Балет «Жизель» – вершина романтического

балетного репертуара. Симфонический характер партитуры как средство развития балетной

драматургии. Органичное слияние действенной пантомимы и действенного танца. Глубокая

поэтичность и лирический драматизм хореографии спектакля. Фанни Эльслер (1810–1884г.г.) –

великая балерина романтической эпохи. Природа ее романтического искусства в сравнении с М.

Тальони.

Сценическая

интерпретация

национальных

танцев.

Роль

Ф.Эльслер

в

развитии

характерного танца.

8 раздел. Балетный романтизм.

Общественно-политические предпосылки и философско-эстетические основы романтизма. Две

линии развития романтизма в балете. Франция – центр развития романтического искусства и

романтического балета. Романтические тенденции в бытовой танцевальной культуре. Новые

формы бальной хореографии – вальс, полька, кадриль и др. Изменение танцевальной лексики и

костюма. Романтическая концепция в балете. Обновление идей, тем, сюжетов. Тип сюжетов,

образный строй (исключительные образы в исключительных обстоятельствах, романтический

идеал женщины). Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности; поэтика

контрастов. Особенности строения романтического балета. Преобразование хореографической

лексики,

сценографии.

Формирование

техники

полетного

танца

(пуанты,

элевация

и

т.д.),

усиление драматической роли танца, сближение танца и пантомимы, соотношение женской и

мужской

партии,

солистов

и

кордебалета.

Музыка

и

танец

в

романтическом

балете.

Композиторы: Д. Обер, Дж. Россини, А. Адам. Тенденции симфонизации танца. Выдающиеся

хореографы эпохи романтизма – Ф. Тальони, Ж. Перро, Ж. Коралли, А. Бурнонвиль, К. Блазис.

Великие балерины – М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эльслер, Ф. Черрито, Л. Гран.

9 раздел. Западноевропейский балетный театр второй половины XIX столетия.

Кризис

западноевропейского

балетного

театра

второй

половины XIX

столетия.

Развитие

капитализма и урбанизация городской жизни. Зарождение и стремительное развитие индустрии

развлечений.

Бытовая

танцевальная

культура:

публичные

балы

и

новые

бальные

танцы

канкан, галоп, кекуок и другие, их лексика и влияние на музыкально-сценические жанры.

Новые

музыкально-сценические

жанры:

балет-феерия,

балет-обозрение,

дивертисменты.

Сочетание

в

них

танца,

куплетов,

разговорного

скетча,

развлекательного

аттракциона.

Зрелищность как главная цель постановок. Разрушение связей балета с большой литературой,

серьезной

музыкой.

Разрыв

с

традициями

романтического

балета:

депоэтизация

танца,

самодовлеющая роль виртуозной техники солистов, кордебалет балетов-феерий и обозрений как

предшественник

герлс

мюзик-холлов.

Репертуар

зрелищно-развлекательного

театра.

«Эксцельсиор»

(1881г.)

Луиджи

Манцотти

как

пример

балета-феерии.

Его

триумфальное

шествие по странам Европы. Особенности содержания и строения.

«Пресса» (1897г.) как

характерный

пример

жанра

обозрения.

Состояние

ведущих

оперно-балетных

театров,

хореографическое

образование.

Сокращение

балетной

труппы,

утрата

традиций

большого

балетного спектакля во французской Опере. Практика итальянских гастролеров во Франции.

Миланский

театр

Ла

Скала

и

оперный

театр

Турина

центры

подготовки

танцовщиков-

виртуозов. Видные представители итальянской школы виртуозного танца: Вирджиния Цуки,

Карлотта Брианца, Пьерина Леньяни, Энрико Чекетти и их влияние на развитие хореографии.

Тенденции

превращения

оперно-балетных

театров

Англии

в

мюзик-холлы

(судьба

театров

Альгамбра и Импайр).

Прогнозируемый результат

К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:

1. Основные черты зарубежного балетного театра.

2. Различные течения в хореографическом искусстве за рубежом.

3. Творчество выдающихся зарубежных балетмейстеров.

Уметь:

1. Пользоваться теоретическим материалом как средством образной характеристики.

2. Грамотно использовать полученные знания и навыки для изучения танцевальной культуры,

сохранения и освоения культурного наследия.

3. Работать с видеоматериалом.

4. Ориентироваться в музыкальном материале.

5. Использовать полученные знания и навыки для изучения следующих предметов:

"Классический танец", "Народный танец".

Учебно-тематический план 2-го года обучения

раздела

Название раздела

Всего часов

1

Введение.

1

2

Народные истоки русской

хореографии

3

3

Хореографическое искусство России

XVII- XVIII вв.

3

4

Балетный театр России начала XIX

века

3

5

Романтизм в русском балете

3

6

Русский балет второй половины XIX

века

3

7

П.И.Чайковский и создание русской

балетной классики

4

8

Русский балет на рубеже двух эпох

(конец XIX , начало XX)

4

9

Русские сезоны в Париже

4

10

Просмотр видеофильмов и балетных

спектаклей

3

11

Контрольная работа

3

Итого в год:

34

Содержание программы

1 раздел. Введение.

Знакомство с правилами техники безопасности: 1) правила поведения на занятии; 2) правила

пожарной безопасности; 3) правила электробезопасности.

Знакомство с планом на год, с целями и задачами года обучения.

2 раздел. Народные истоки русской хореографии.

Народные истоки русского балета: игрища, хороводы. Танец-игра. Охотничьи пляски. Военные

пляски.

Религиозные,

культовые

танцы.

Обрядовые

танцы.

Народный

танец

как

элемент

синкретического искусства, особые черты его стиля – широта, кантиленность, виртуозные

элементы.

Искусство

скоморохов VIII

– IX

вв.

Специализация

по

жанрам.

Коллективы

скоморохов и их сценические представления. «Прохожие» и оседлые скоморохи. Искусство

скоморохов XV – XVII вв. Значение искусства скоморохов для развития русской хореографии.

3 раздел. Хореографическое искусство России XVII- XVIII вв.

Экономический, политический и культурный подъем России в конце XVII - первой половине

XVIII вв. Превращение России в могущественную державу, расширение ее экономических и

культурных связей с Западом. Проникновение западноевропейской театральной культуры в

Россию XVII века. Деятельность И. Ладыгина при дворе Михаила Федоровича. Театральные

представления при дворе царя Алексея Михайловича, роль хореографии

в этих спектаклях.

Организация театра в Москве (1672г.). Постановщик танцевальных представлений Н. Лима.

«Балет об Орфее и Эвридике» (1673г.). Реформы Петра I и их влияние на судьбу музыкального

театра России. Открытие первого общедоступного театра в Москве (1702г.). Указ об ассамблеях

1718 года и начало публичных балов в России. Место танца в общественной жизни. Придворно-

церемониальное и развлекательное значение танца. Танец в системе воспитания дворянской

молодежи. Стиль обучения и уровень подготовки. Западноевропейские танцы – менуэт, полонез,

англез и другие в придворном быту Петровской эпохи. Народная пляска в дворянском обиходе и

придворном быту России начала XVIII столетия.

4 раздел. Балетный театр России начала XIX века.

Утверждение сентиментализма в русской литературе и искусстве. Идея внесословной ценности

человека, отображение чувств и жизни простых людей. И. И.Вальберх (1766-1819г.г.) – первый

русский

балетмейстер,

танцовщик,

педагог,

последователь

реформ

Ж.

Ж.

Новерра

в

хореографии.

Первые

постановки

в

жанре

мифологического

балета

«Орфей»

(1795г.).

Сентиментализм

в

балете.

Влияние

мелодрамы.

«Нравственные»

балеты

И.Вальберха:

человеческие

страсти,

современные

идеи,

драматизация

содержания,

связь

с

большой

литературой. Балеты: «Новый Вертер» (1799г.), «Новая героиня, или Женщина-казак» (1810г.),

«Любовь к Отечеству» (1812г.), «Ромео и Юлия», «Орфей и Эвридика» (1808г.), «Поль и

Виргиния» (1810г.), «Клара, или Обращение добродетели» (1806г.), «Рауль Синяя Борода, или

Опасность любопытства» (1807г.) и другие. Лучшие ученики И.И.Вальберха и их деятельность

на сценах Петербурга и Москвы: Е.Колосова, А.Тукмакова, И.Аблец, У. Плетень. Значение

творческой деятельности И. И. Вальберха для развития русского хореографического искусства.

5 раздел. Романтизм в русском балете.

Особенности

русского

романтизма.

Преобладание

реалистических

тенденций

в

искусстве.

Предромантические

тенденции

в

русском

балете

20

30-х

г.г.

Интерес

к

национально-

самобытному

этнографии,

истории

в

народно-патриотических

дивертисментах,

дивертисментах и интермедиях на народные темы И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. М.

Аблеца, И. К. Лобанова. Собственно романтический период, связанный с деятельностью в

России

основоположников

и

выдающихся

мастеров

западноевропейского

романтического

балета. Ф. Тальони и М. Тальони в России (1836–1842г.), их роль в развитии русского балетного

театра.

Ж.

Перро

руководитель

Петербургской

балетной

труппы

(1848-1859г.г.).

Совершенствование

исполнительского

мастерства

русских

танцовщиков,

реализация

современных тенденций хореографии. Драматическая содержательность спектаклей Ж. Перро.

«Жизель» на русской сцене. Постановка в России балетов «Эсмеральда» (1848г.), «Корсар»

(1856г.), «Питомица фей» (1850г.), «Фауст» (1854г.). Ф. Гюллень-Сор (1805-после 1850г.) –

выдающаяся

танцовщица

и

хореограф,

руководитель

Московской

балетной

труппы.

Утверждение новых принципов романтического балета – «Сандрильона» (1825г.), «Фенелла»

(1835г.), «Влюбленная баядерка» (1836г.), «Сильфида» (1837г.). Реалистическое переосмысление

достижений Ф. Тальони в практике балетмейстера Гюллень-Сор. Ее широкое образование,

постоянные

контакты

с

зарубежными

центрами

развития

хореографии.

Плодотворная

исполнительская педагогическая и постановочная деятельность. Постановки: «Торжество муз»

(1825г.),

«Забавы

султана»

(1834г.),

«Хитрый

мальчик

и

людоед»

(1837г.),

«Розальба,

или

Маскарад муз» (1839г.). Лучшие танцовщицы романтической школы русского балета. – Е.

Санковская

(1816

-

1876г.г.),

Е.

Андреянова

(1819

-

1857г.г.).

Признание

национальной

самобытности русской балетной школы.

6 раздел. Русский балет второй половины XIX века.

Общая характеристика эпохи. Кризис европейского балетного театра. Балеты-феерии, балеты-

обозрения. Характеристика русского балетного театра последней трети XIX века:

- общая тенденция русского искусства к воплощению значительных проблем в крупной форме,

неприятие частью интеллигенции зрелищно-развлекательного направления в балетном театре;

-

стабильная

система

подготовки

кадров

и

привилегированное

положение

двух

ведущих

балетных трупп: петербургской и московской;

- традиционная и органическая связь оперы с балетом (балетные сцены в операх русских

композиторов, их важная драматургическая роль);

- влияние русской драмы, оперы, симфонической музыки на балет, поиски выдающимися

исполнителями 60 - 70-х г.г. П. Лебедевой (1839-1907г.г.), М. Муравьевой (1839-1879г.г.), В.

Гельцер (1840-1908г.г.) драматической выразительности танца, правды художественных образов

в рамках традиционного репертуара;

- приобщение к балетному жанру выдающихся композиторов-симфонистов П. И. Чайковского,

А. К. Глазунова.

Творчество М. И. Петипа (1818-1910г.г.) – новый этап в развитии русского балета, его «золотой

век». Традиции и новаторство в творчестве М.И.Петипа: обобщение опыта романтического

балета в современной итальянской школы виртуозного танца, прежде всего Ж. Перро, А.Сен-

Леона. Поиски возможностей синтеза народного и классического танца. Балеты «Дочь фараона»

(1862г.), «Дон Кихот» (1869г.), «Баядерка» (1877г.). Опыты симфонизации балетного танца в

балетах

«Спящая

красавица»

(1890г.),

«Раймонда»

(1898г.),

«Лебединое

озеро»

(1895г.).

Кристаллизация формы большого балетного спектакля. Развитие формы хореографической

миниатюры.

Одноактные

балеты

«Сон

в

летнюю

ночь»

на

муз.

Мендельсона

(1876г.),

«Испытание Дамиса» и «Времена года» на муз. Глазунова (1900г.).

7 раздел. П.И.Чайковский и создание русской балетной классики.

Взгляды

П.

И.

Чайковского

на

балет

и

балетную

музыку,

понимание

необходимости

перенесения принципов симфонического мышления в балетную партитуру. Возникновение

замысла

балета

«Лебединое

озеро»

и

история

его

создания.

Музыкальная

драматургия

партитуры

как

воплощение

действенного

симфонического

раскрытия

сюжета.

Сочетание

сквозных

развивающихся

тем-образов

с

отдельными

номерами

и

сюитами,

подчиненными

общему музыкальному замыслу. Первая редакция балета «Лебединое озеро» на московской сцене,

балетмейстер В.Рейзингер (1877г.). Редакция балета, осуществленная на петербургской сцене

Л.Ивановым и М.Петипа (1895г.), новаторский характер произведения – создание симфонической

хореографии. Художественное значение балета «Лебединое озеро», его судьба на русской, советской

и мировой сцене. Редакции А.Горского, А.Вагановой, К.Сергеева, В.Бурмейстера, Ю.Григоровича,

В.

Васильева

и

др.

Выдающиеся

исполнители

роли

Одетты-Одиллии:

П.Леньяни,

О.

Преображенская,

О.Спесивцева,

Т.Карсавина,

М.Семенова,

Г.Уланова,

М.Плисецкая,

Н.Бессмертнова и др. Балет «Спящая красавица» и принцип совместной работы композитора и

балетмейстера М. Петипа при создании музыкально-сценарного плана. Жанровое своеобразие

балета

«Спящая

красавица».

Хореографическое

построение

спектакля,

его

танцевальная

лексика. Балет «Щелкунчик» по сказке Э. Гофмана, либретто М. Петипа и его сценическое

воплощение балетмейстером Л. Ивановым. Хореографическое построение спектакля. Активное

преодоление трагического начала как отличительная особенность музыки П. Чайковского. Первые

исполнители. Современные редакции балета (Ю. Григорович, И. Бельский, О. Виноградов), его

постановки на советской и мировой сцене. Значение балетов П. И. Чайковского для углубления

философского

содержания

балетного

спектакля

и

утверждения

принципов

симфонизма

в

балетной партитуре. Развитие традиций П. И. Чайковского в балетной музыке А. Глазунова

«Раймонда», «Барышня-крестьянка», «Времена года». В. Вайнонен и его вклад в развитие

культуры классического танца. Новое сочинение балета «Щелкунчик»(1934г.), редакции балетов

«Раймонда», «Арлекинада», «Спящая красавица».

8 раздел. Русский балет на рубеже двух эпох (конец XIX , начало XX).

Реформа балета как явление русской культуры. Воздействие на хореографическое искусство

процессов, происходящих в сфере театра, литературы и поэзии, изобразительного искусства,

музыки. Реформаторская деятельность А. А. Горского (1871-1924г.г.). Этапы творческого пути.

Разносторонняя одаренность и широта художественных интересов (живопись, музыка, теория

хореографии).

А.

А.Горский

балетмейстер

Московского

Большого

театра

1900-1924г.г.

Постановки А.Горским на московской сцене спектаклей М. Петипа. Новаторский эксперимент и

дух исканий на московской сцене. Осознанное стремление А. Горского претворить передовые

тенденции

искусства

МХАТ

(сценическая

правда,

жизнь

человеческого

духа,

единство

художественного замысла) и достижения оперной сцены (искусство Ф. Шаляпина и др.) в

балетной практике. Балет-драма в творчестве А. А. Горского – «Дочь Гудулы» (муз. Симона,

(1902г.)), «Саламбо» (муз. Арендса, (1910г.)) и др. Новые редакции балетов «Дон Кихот»

(1901г.), «Лебединое озеро» (1901г.), «Жизель» (1907г.), «Дочь Фараона» (1905г.), «Корсар»

(1912г.) и др. Одноактные балеты А. А. Горского: «Любовь быстра!» (муз. Грига, 1913г.),

«Евника и Петроний» (муз.Шопена, 1916г.). Широкое использование музыкальной классики для

создания концертных программ – «Этюды» (1908г.) муз. Н.Рубинштейн, Ф.Шопена, Э.Грига,

К.Сен-Санса, «Шубертиана» (1913г.), «Вальс-фантазия» (1913г.) М. Глинки, «5 симфония» А.

Глазунова. Педагогическая деятельность. Ученики А. А. Горского: Т.Карсавина, С. Федорова,

М.Мордкин, Л.М. Мессерер, В.Коралли и др. Значение творческих исканий А. А. Горского.

Реформаторская

деятельность

М.

М.

Фокина

(1880-1942г.г.).

Истоки

реформ

Фокина:

симфонизация танца у М. Петипа и Л. Иванова, творчество А. Дункан, влияние МХАТа, «Мир

искусства» и идея синтеза различных видов искусств в балетном театре. Сущность реформы М.

Фокина: обновление структуры одноактных балетов, единство хореографии, музыки, живописи,

обращение

к

симфонической

музыке,

роль

сценографии.

Принцип

хореографической

и

сценографической индивидуализации балетного спектакля М. Фокина. Одноактные балеты М.

Фокина: «Павильон Армиды» (муз. Черепнина, 1907г.), «Египетские ночи» (муз. Аренского,

1908 г.), «Половецкие пляски» (муз. Бородина, 1909г.), «Шопениана» (муз. Шопена, 1907г.).

9 раздел. Русские сезоны в Париже.

С.П.Дягилев (1872-1929г.г.) – талантливый организатор, человек огромного художественного

чутья и эрудиции. Роль С.Дягилева в популяризации достижений русского искусства в Западной

Европе. Художественный резонанс и историческое значение «Русских сезонов» в утверждении

мировой славы русского балета. «Русские сезоны» в Париже (1909-1911г.г.) – реформаторский

центр

артистов

Петербургского

балета.

Триумфальный

успех

и

международное

признание

русского

балета.

Репертуар

первого

«Русского

сезона»

(1909г.).

Яркое

воплощение

балетмейстерских принципов М.Фокина в спектаклях: «Половецкие пляски» (муз. А.Бородина,

худ.

Н.Рерих),«Павильон

Армиды»(муз.Н.Черепнина,

худ.А.Бенуа),

«Клеопатра»

(муз.

А.Аренского, худ. Л.Бакст), «Сильфиды» («Шопениана») и дивертисмент «Пир». Второй сезон

(1910 г.). Балеты: «Шахерезада» (муз. Н.Римского-Корсакова, худ. Л.Бакст), «Карнавал» (муз. Р.

Шумана,

худ.

Л.Бакст),

«Жар-птица»

(муз.

И.

Стравинского,

худ.

Л.Бакст).

Сценическое

решение

балетов,

своеобразие

пластической

образности,

сочетание

классического

танца

с

конкретными

задачами,

выдвигаемыми

сюжетом,

национальным

колоритом

и

стилевыми

различиями исторических эпох. Третий сезон (1911г.). Балеты: «Видение розы» муз. К.Вебера,

худ. Л.Бакст, «Нарцисс» муз. Н.Черепнина, худ. Л.Бакст, «Петрушка» муз. И.Стравинского, худ.

А.Бенуа.

Выдающиеся

исполнители

«Русских

сезонов»:

А.

Павлова

(1881-1931г.г.),

В.

Нижинский (1890-1950г.г.), Т. Карсавина (1885-1977г.г.), О.Спесивцева (1895-1991г.г.), Л. Мясин

(1895-1979г.г.), А.Больм (1884-1951г.г.), Б.Романов (1891-1957г.г.) и другие. Значение «Русских

сезонов» в Париже для развития мирового балетного искусства

.

Прогнозируемый результат

К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:

1. Основные черты русского балета.

2. Связь профессионального балета с народным танцевальным искусством, его традициями.

3. Связь с передовой русской культурой.

4. Особенности русского исполнительского стиля.

Уметь:

1. Пользоваться теоретическим материалом как средством образной характеристики.

2. Грамотно использовать полученные знания и навыки для изучения танцевальной культуры,

сохранения и освоения культурного наследия.

3. Работать с видеоматериалом.

4. Ориентироваться в музыкальном материале.

5. Использовать полученные знания и навыки для изучения следующих предметов:

"Классический танец", "Народный танец".

Учебно-тематический план 3-го года обучения

раздела

Название раздела

Всего часов

1

Введение.

1

2

Советский балет 1917 - 1927 годов

3

3

Творчество Ф. В. Лопухова

2

4

Творчество К. Я. Голейзовского

2

5

Советский балет 30-х гг.

3

6

Творчество Р. В. Захарова

2

7

Творчество Л. М. Лавровского

2

8

Творчество В. И. Вайнонена

2

9

Советский балетный театр 40 – 50-х

гг.

3

10

Творчество Ю. Н. Григоровича

2

11

Классика

и

современно сть

н а

балетной сцене

6

12

Просмотр видеофильмов и балетных

спектаклей

3

13

Контрольная работа

3

Итого в год:

34

Содержание программы

1 раздел. Введение.

Знакомство с правилами техники безопасности: 1) правила поведения на занятии; 2) правила

пожарной безопасности; 3) правила электробезопасности.

Знакомство с планом на год, с целями и задачами года обучения.

2 раздел. Советский балет 1917 - 1927 годов.

Русский

балетный

театр

накануне

Октябрьской

революции.

Его

творческий

потенциал,

новаторские завоевания как залог дальнейшего развития и обновления.

Первое десятилетие Советского государства – время реорганизации культурной жизни.

Идея преемственности и сохранения культурного наследия прошлого. Сохранение и развитие

системы хореографического образования. Становление в 20-е г.г. школы А. Я. Вагановой.

Сохранение балетного репертуара XIX–начала XX вв. Новый зритель в балетном театре и новые

формы работы с ним. Шефская и просветительская деятельность артистов балета. Помощь

художественной самодеятельности, открытие многочисленных танцевальных студий, кружков,

мастерских.

Проблемы

репертуара:

спор

вокруг

балетной

классики,

трудный

путь

к

современному герою на балетной сцене.

1920-е

годы

время

творческого

поиска

и

смелого

эксперимента.

Многообразие

творческих

коллективов,

форм

работы,

видов

танца,

стилистических

течений.

Свободная

пластика, поиски синтеза физкультуры, акробатики, танца, эстрадных жанров мюзик-холла и

классического

танца.

Деятельность

А.Дункан

в

Советской

России

(1921-1924г.г.).

Хореографические студии 20-х годов – центры творческого поиска.

Ведущие хореографы-новаторы первого десятилетия: А. А. Горский, К. Я. Голейзовский,

Ф. В. Лопухов. Балетные спектакли первого десятилетия.

Деятельность А. А. Горского после Октябрьской революции, его идеи обновления и

демократизации театра. Балет «Стенька Разин» (муз. А. Глазунова,1918г.) как первая попытка

московской

труппы

откликнуться

на

революционные

события

времени.

Хореографическое

представление с пением и словесным текстом «Вечно живые цветы» (муз.Б. Асафьева,1922г.) –

первый революционный детский спектакль.

3 раздел. Творчество Ф. В. Лопухова.

Ф. В. Лопухов (1886 -1973г.г.) – выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог и теоретик

танца.

Истоки

творчества.

Спектакли

20-х

годов,

создание

новой

формы

сценической

хореографии – танцсимфонии. Танцсимфония «Величие мироздания» на музыку 4-ой симфонии

Л. Бетховена (1923г.), особенности построения, ее роль в истории балетного театра.

Синтетические спектакли Ф. Лопухова: «Красный вихрь» муз. Дешевого (1924г.), «Ночь

на Лысой горе» муз. Мусоргского (1924г.), «Байка про лису …» муз. И. Стравинского (1927г.).

Симфонические

балеты:

«Пульчинелла»

муз.

Дж.

Перголези,

И.

Стравинского

(1926г.),

«Ледяная дева» муз. Э. Грига (1927г.). Хореографические драмы и комедии Ф. Лопухова:

«Крепостная

балерина»

муз.

Корчмарева

(1927г.),

«Светлый

ручей»

муз.

Д.

Шостаковича

(1935г.).

Творческая

деятельность

Ф.

Лопухова

по

восстановлению

и

реставрации

балетов

классического наследия: «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро», «Дон Кихот»,

«Конек-Горбунок» и другие.

Литературное

наследие

Ф.Лопухова,

эстетические

взгляды.

Книги:

«Пути

балетмейстера»,

«Шестьдесят

лет

в

балете»,

«Хореографические

откровенности».

Педагогическая

деятельность.

Ученики

В.

Варковицкий,

Б.

Фенстер,

К.

Боярский,

Г.

Алексидзе, Н. Боярчиков и др.

4 раздел. Творчество К. Я. Голейзовского.

К.

Я.

Голейзовский

(1892-1970г.г.)

танцовщик,

балетмейстер.

Начало

артистической

деятельности, участие в новаторских опытах М. Фокина и А. Горского. Создание ансамбля

«Московский камерный балет»

(1919 - 1925г.г). Постановки: «Арлекинада», «Саломея»,

«Фавн», «Трагедия масок».

Ведущая роль миниатюры в творчестве К. Я. Голейзовского. Миниатюры-настроения,

миниатюры-переживания.

Перспективность

его

хореографических

принципов:

обогащение

лексики

танца

элементами

спорта,

претворение

в

пластике

современных

форм

живописи,

графики,

сближение

хореографии

с

новыми

течениями

в

смежных

искусствах

-

музыке,

живописи, скульптуре. Концертные программы на эстраде.

Постановки К. Голейзовского в Большом театре: балеты «Иосиф Прекрасный» (муз. С.

Василенко, 1925г.), «Теолинда» (муз. Ф. Шуберта, 1925г.), «Смерч» (муз. Бера, 1927г.), «Лейли и

Меджнун» (муз. Баласаняна, 1964г.), «Чарда» (пляски придунайских народностей), «Дионис»

(муз.

Шеншина,1933

г.),

«Шопен»

(муз.

Шопена,

1933г.),

«Скрябиниана»

(муз.

Скрябина,

1962г.).

Работа К. Голейзовского в театрах республик Союза. Постановки: «Спящая красавица»

(1935г., Харьков), «Бахчисарайский фонтан» (1939г., Минск), «Ду Гуль» (муз. Ленского, 1941г.,

Душанбе).

Литературное наследие К. Голейзовского: «Образы русской народной хореографии»,

«Мгновения», «Жизнь и творчество» (Статьи. Воспоминания. Документы). Значение творческой

деятельности.

5 раздел. Советский балет 30-х гг.

Общая характеристика тенденций развития советского искусства 30-х г.г. Пафос созидания,

период утверждения. Влияние

на балет процессов, происходящих в драматическом театре

(МХАТ).

Последние

экспериментальные

постановки,

связанные

с

воплощением

современной

темы – «Футболист» (муз. В. Оранского, 1930, пост. Л. Лащилина, И. Моисеева), «Золотой век»

(муз. Д. Шостаковича, 1930г., пост. В. Вайнонена, В. Чеснакова, Л. Якобсона), «Болт» (муз. Д.

Шостаковича, 1931г., пост. Ф. Лопухова). Жанр балета-ревю.

Драмбалет как ведущий жанр советского балетного театра 30-х гг. Ее особые черты:

претворение

принципов

реалистического

драматического

театра,

требование

сквозного

действия и четко очерченных характеров. Освоение балетным театром тем и сюжетов русской и

мировой литературы. Контакты с режиссерами драматических театров.

С .

Р а д л о в

известный режиссер драматического театра и первый режиссер балета. Выдающиеся мастера

хореодрамы - В. Вайнонен, Р. Захаров, Л. Лавровский.

Героико-романтическое и героико-эпическое направление в балетном театре 30-х годов.

Особенности балетов В. Вайнонена и В. Чабукиани.

Формирование

и

становление

оперно-балетных

театров

союзных

и

автономных

республик. Создание балетных трупп в театрах Тбилиси, Киева, Баку, Еревана, Минска, Фрунзе,

Казани и др. Создание национального репертуара. Балеты: «Лилия» (Украина), «Счастье»

(Армения),

«Соловей»

(Белоруссия),

«Ду-гуль»

(Таджикистан),

«Журавлиная

песнь»

(Башкирия) и другие.

Новая

жизнь

народного

танца.

Профессионализация

танцевального

фольклора,

его

сценическое

бытование.

Ансамбль

народного

танца

Союза

ССР

под

руководством

И.

А.

Моисеева

(1937г.).

Массовое

самодеятельное

танцевальное

творчество

как

стимул

возникновения ансамблевых танцевальных и хоровых коллективов.

6 раздел. Творчество Р. В. Захарова

Общая характеристика творчества Р. В. Захарова (1907 – 1984г.г.). Р. Захаров – балетмейстер,

режиссер, педагог.

Утверждение эстетики драмбалета. Лирическая поэма «Бахчисарайский фонтан» (муз. Б.

Асафьева, сценарий Н. Волкова, (1934г.)) как

программный спектакль в жанре драмбалета.

Нравственная проблематика, психологический конфликт, развитие характеров. Требования к

актерской

игре.

Возрастание

роли

пантомимных

сцен,

соотношение

пантомимы

и

танца.

Открытие драматического дарования Г. Улановой (Мария), О. Иордан, Т. Вечесловой (Зарема).

Балеты Р. Захарова – «Утраченные иллюзии» (муз. Б. Асафьева, 1936 г.), «Кавказский

пленник»

(муз.

Б.

Асафьева,

(1938г.)),

«Барышня-крестьянка»

(муз.

Б.

Асафьева,

1946г.),

«Медный всадник» (муз. Р. Глиэра, 1949г.), «Золушка» (муз. С. Прокофьева, 1945г.), «Тарас

Бульба» (муз. В. Соловьев-Седой, 1940г.) и др.

Литературное

наследие

Р.

Захарова:

книги

«Слово

о

танце»,

«Сочинение

танца»,

«Записки балетмейстера». Значение творчества.

7 раздел. Творчество Л. М. Лавровского.

Творчество Л. М. Лавровского (1905 - 1967г.г.) – танцовщика, балетмейстера, педагога. Широта

тематики, содержательность, обогащение и обновление форм хореографических спектаклей Л.

Лавровского.

Ранние балеты: «Времена года» (муз. П. Чайковского, 1928г.), «Фадетта» (муз. Л. Делиба,

1934г.), «Катерина» (муз. А. Адана и А. Рубинштейна, 1935г.).

Балет «Ромео и Джульетта» (муз. С. Прокофьева, 1940г.) – первое воплощение трагического

конфликта в советском балетном театре, вершина произведений хореодрамы довоенных лет.

Современность его содержания: проблема личности, право человека на свободу и счастье.

Пластическое воплощение шекспировской трагедии.

Исполнители центральных ролей - К.

Сергеев, А. Лопухов, Р. Гербек, Г. Уланова.

Балеты Л. Лавровского – «Паганини» (муз. С. Рахманинова, 1960г.), «Классическая симфония»

(муз. С Прокофьева, 1966г.), «Сказ о каменном цветке» (муз. С. Прокофьева, 1954г.), «Большой

город»

и

«Страницы

жизни»

(муз.

А.

Баланчивадзе,

1961г.).

Значение

творческой

и

педагогической деятельности Л. Лавровского.

8 раздел. Творчество В. И. Вайнонена.

Общая характеристика творчества В. И. Вайнонена (1901 - 1964г.г.). Героико-эпический балет

«Пламя Парижа» (муз. Б. Асафьева, сценарий В. Дмитриева, Н. Волкова, 1932г.). Образ народа

как главный герой спектакля. Влияние массовых зрелищ первых послереволюционных лет на

структуру балета.

Особенности балетов В. Вайнонена: «Партизанские дни» (муз. Б. Асафьева, 1937г.), «Милица»

(муз. Б. Асафьева, 1947г.) «Берег счастья» (муз. Спадавеккиа, 1952г.), «Мирандолина» (муз.

Василенко, 1949 г.), «Гаяне» (А. Хачатуряна,1957 г.) и др.

9 раздел. Советский балетный театр 40 – 50-х гг.

Большой театр Союза ССР в годы Великой Отечественной войны. Концертная деятельность

артистов

балета

Москвы

и

Ленинграда

на

фронте,

в

госпиталях

и

в

эвакуации.

Работа

Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова в Перми. Сохранение и обогащение

репертуара.

Премьера

балета

Н.

Анисимовой

«Гаяне»

(муз.

А.И.

Хачатуряна,

1942г.).

Деятельность

Ленинградского

Малого

театра

оперы

и

балета

в

Оренбурге.

Работа

Ленинградского и Московского хореографических училищ в условиях эвакуации.

Советский балетный театр послевоенных лет. Обращение к сказочной сюжетике. Утверждение

принципов хореодрамы. Героическая тема. Балеты – «Юность» балетм. Б. А. Фенстер (муз. М.

И. Чулаки, 1949г.), «Мнимый жених» балетм. Б. А. Фенстер (муз. М. И. Чулаки, 1946г.),

«Золушка» балетм. К. Сергеев, Р. Захаров (муз. С. С.Прокофьева, 1945г.), «Татьяна» балетм. В.

А. Бурмейстер (муз. А. А. Крейна, 1947г.), «Весенняя сказка» балетм. Ф. В. Лопухов (муз. Б. В.

Асафьева, 1947г.).

10 раздел. Творчество Ю. Н. Григоровича.

Ю. Н. Григорович (р.1927г.) – лидер нового поколения балетмейстеров. Обновление эстетики сюжетного

балета. Первые постановки в детской студии, балеты «Аистенок» и «Семеро братьев»(1948г.).

Своеобразие балетов Ю Н. Григоровича: «Каменный цветок» (муз. С. Прокофьева, 1957г.) и «Легенда о

любви»(муз. А. Меликова, 1961г.), их цельная драматургия, психологическая разработка характеров и

тесное слияние хореографии с музыкой.

Жанр

героического

балета.

Жанр

философско-психологической

драмы

и

исторического

балета

в

творчестве Ю. Н. Григорович балеты « Спартак» (муз. А. Хачатуряна, 1968г.) «Иван Грозный» (муз. С.

Прокофьева, 1974г.). Балеты на современные сюжеты – «Ангара» (муз. А. Эшпая, 1977г.), «Золотой век»

(муз. Д. Шостаковича,1982г.).

Работа

Ю.

Григоровича

по

обновлению

спектаклей

классического

наследия.

Редакции

балетов

«Щелкунчик»,

«Спящая

красавица»,

«Раймонда»,

«Лебединое

озеро».

Балеты

Ю.

Григоровича

на

мировых сценах.

11 раздел. Классика и современность на балетной сцене.

Классика и современность в творчестве М. Плисецкой, В. Васильева и Е. Максимовой, Н. Касаткиной и

В. Василева, Н. Боярчикова, Д. Брянцева и др.

Новые балеты 60 – 70-х гг.: «Икар» (муз. Слонимского, 1976г., б-р В. Васильев), «Анна Каренина»

(1972г., б-р М. Плисецкая), «Чайка» (муз. Р. Щедрина, 1980г., б-р М. Плисецкая), «Макбет» (муз.

Молчанова,

1980г.,

б-р

В.

Васильев),

«Героическая

поэма»

(муз.

Н.

Каретникова,

1964г.),

«Весна

священная» (муз. Стравинского, 1970г.), «Сотворение мира» (муз. А. Петрова, 1971г.) б-ры Н. Касаткина

и В. Василев. Балеты Н. Боярчикова: «Три мушкетера» (муз. В. Баснера, 1964г.), «Деревянный принц»

(муз.

Б.

Бартока,

1966г.),

«Пиковая

дама»

(муз.

С.

Прокофьева,

1968г.),

«Царь

Борис»

(муз.

С.

Прокофьева, 1978г.), «Слуга двух господ» (муз. М. Чулаки, 1978г.)

Ведущие исполнители 60 – 70 гг.

Прогнозируемый результат

К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:

1. Основные черты советского балетного театра.

2.

Современные тенденции развития хореографического искусства, балетного театра.

3. Творчество выдающихся русских балетмейстеров.

Уметь:

1. Пользоваться теоретическим материалом как средством образной характеристики.

2. Грамотно использовать полученные знания и навыки для изучения танцевальной культуры,

сохранения и освоения культурного наследия.

3. Работать с видеоматериалом.

4. Ориентироваться в музыкальном материале.

5. Использовать полученные знания и навыки для изучения следующих предметов:

"Классический танец", "Народный танец".

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1-ый год обучения

Тема 1. Хореографическая культура первобытного, античного, средневекового общества

Контрольные вопросы:

1.

Назовите причины раннего возникновения танца.

2.

Какова была роль танца в жизнедеятельности первобытного человека?

3.

Охарактеризуйте ранние формы танца, их лексическую и тематическую основы.

4. Дайте характеристику танцевальной культуры древнего Египта.

5. Какое место занимал танец в быту и общественной жизни Древней Греции?

6. Какие виды плясок существовали в античном театре?

7. Охарактеризуйте основные формы бытования танца эпохи Средневековья.

Задания для самостоятельной работы:

1.

Изучить материалы монографии В. М.Красовской «Западноевропейский балетный театр.

Очерки истории. От истоков до середины XVIII века».

Тема 2. Хореографическая культура Возрождения. Рождение балета.

Контрольные вопросы:

1.

Какая главная идея легла в основу эстетики эпохи Возрождения?

2.

Назовите ведущие культурные центры Западной Европы.

3.

Проанализируйте связь искусства Ренессанс с культурой Античной Греции.

4.

Как формировалось профессиональное искусство танца в эпоху Возрождения?

Тема 3. Балетный театр Франции в эпоху классицизма.

Контрольные вопросы:

1.

Дайте общую характеристику эпохи классицизма.

2.

Что легло в основу эстетики классицизма?

3. Определите специфические черты балета-комедии.

Задания для самостоятельной работы:

1.

Изучить

содержание

либретто

балетов

по

произведениям

Ж.

Б.

Мольера

«Господин

де

Пурсоньяк», «Мещанин во дворянстве» и другие.

Тема 4.

Английский балетный театр XVII - XVIII в.

Контрольные вопросы:

1.

Дайте характеристику эстетической программы английского балетмейстера Дж. Уивера.

2.

Какие особенности характеризуют творческую деятельность Ф. Хильфердинга?

3.

Как формировались принципы сюжетно-действенного балета в творчестве итальянского

балетмейстера Г. Анджолини?

Тема 5. Творчество Ж. Ж. Новерра и Ж. Доберваля.

Контрольные вопросы:

1.

Перечислите балеты, поставленные Ж. Ж. Новерром в западноевропейских театрах

2.

Эстетические принципы комедийных балетов Ж. Доберваля.

Задания для самостоятельной работы:

1.

Изучить, проанализировать и законспектировать книгу Ж. Ж. Новерра «Письма о танце и

балетах».

2.

Изучить историю исполнительских традиций и постановочных методов Ж. Доберваля.

Тема 6. Творчество Жюля Перро.

Контрольные вопросы:

1.

В

чем

заключался

прогрессивный

характер

эстетических

принципов

исполнителя

и

балетмейстера Ж. Перро?

2.

Какие произведения мировой литературы легли в основу сюжета балетов Ж. Перро?

3.

Провести анализ балета «Жизель» как вершины романтического балетного репертуара.

Тема 7. Балетный романтизм.

Контрольные вопросы:

1.

Каковы

общественно-политические

предпосылки

и

философско-эстетические

основы

возникновения романтизма?

2.

Какие направления существовали в балетном романтизме?

3.

Дайте характеристику романтической концепции в балете.

4.

В чем заключались преобразования в балете эпохи романтизма?

Задания для самостоятельной работы:

1.

Изучить материалы монографии В. М. Красовской «Западноевропейский балетный театр.

Романтизм».

Тема 8. Западноевропейский балетный театр второй половины XIX столетия

.

Контрольные вопросы:

1.

Какие

явления

общественной

жизни

вызвали

возникновение

новых

музыкально-

сценических жанров в западноевропейской театральной индустрии?

2.

Дайте характеристику жанрам: балет-феерия, балет-обозрение, дивертисмент.

3.

Каковы особенности содержания и построения репертуара зрелищно-развлекательного

театра конца XIX века?

2-ой год обучения

Тема 1. Народные истоки русской хореографии

Контрольные вопросы:

1.

Какие танцевальные формы существовали в художественном народном творчестве на Древней

Руси?

2.

Охарактеризуйте виды древнерусских танцев и их функциональные задачи.

3.

Когда на Руси зарождалось искусство скоморохов?

4.

Как общественно-политические условия развития Российского государства влияли на изменения

характера искусства скоморохов?

5.

Определите роль и значение искусства скоморохов для развития русской хореографии.

Тема 2. Хореографическое искусство России XVII –- XVIII вв.

Контрольные вопросы:

1.

Проанализируйте социально-экономические и политические условия развития культуры и

искусств России второй половины XVII столетия.

2.

Кто стоял у истоков создания придворных театральных представлений в Москве?

3.

Какое влияние на судьбу музыкального театра России оказали реформы Петра I?

4.

Когда был открыт первый общедоступный театр в Москве?

5.

Определите роль народной пляски в дворянском обиходе и придворном быту России начала

XVIII столетия.

Тема 3. Русский балетный театр первой половины XIX века. Творчество И. И. Вальберха

Контрольные вопросы:

1.

Охарактеризуйте явления в общественно-политической жизни России и их влияние на развитие

балетного театра начала XIX века.

2.

Под влиянием, каких идей формировалась творческая программа балетмейстера И. И.

Вальберха?

3.

Перечислите балеты И. И. Вальберха и определите их главную идею.

4.

Кто являлся лучшими учениками И. И. Вальберха, какова роль их творческой

5.

деятельности на балетных сценах Петербурга и Москвы?

Тема 4. Особенности балетного романтизма в России

Контрольные вопросы:

1.

Охарактеризуйте романтические тенденции развития в русском балете 20 – 30 х годов XIX века.

2.

В каких постановках И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. М. Аблеца, И. К.Лобанова ярко

отразились национальные черты балетного романтизма?

3.

Перечислите русских композиторов, музыка которых широко использовалась в балетах 1820 –

1830 годов.

4.

Проанализируйте период, связанный с деятельностью в России основоположников и

выдающихся мастеров западноевропейского романтического балета.

Задания для самостоятельной работы:

1.

Какова роль танцовщицы и хореографа Ф. Гюллень-Сор в утверждении новых принципов

романтического балета на русской сцене?

2.

Назовите лучших танцовщиц романтической школы русского балета.

Тема 5.. Русский балетный театр второй половины XIX века. Эпоха М. И. Петипа

Контрольные вопросы:

1.

Дайте определение предпосылкам подъема русского балетного театра последней трети XIX века.

2.

Охарактеризуйте традиции и новаторство в творчестве М. И. Петипа.

3.

В каких балетах М. Петипа осуществлялась кристаллизация академических форм и

симфонизация балетного танца?

4.

Какова роль М. Петипа в обобщении достижений классического танца XIX века и дальнейшего

его развития?

Задания для самостоятельной работы:

1.

Изучите материалы и проанализируйте монографии В. М. Красовской «Русский балетный театр

второй половины XIX века», Мариус Петипа «Материалы. Воспоминания. Статьи».

Тема 6. П. И. Чайковский и создание русской балетной классики

Контрольные вопросы:

1.

Охарактеризуйте творческую концепцию композитора П. И. Чайковского, его взгляды на балет и

балетную музыку.

2.

Дайте сравнительный анализ постановочных концепций балета «Лебединое озеро» В.

Рейзингера, Л. Иванова и М. Петипа.

3.

Какие принципы творческой работы балетмейстера и композитора были заложены при создании

балета «Спящая красавица»?

4.

Какое значение для развития русской и мировой хореографии имели симфонические балетные

партитуры?

Задания для самостоятельной работы:

1.

Изучение материалов монографий Слонимского Ю. «П. И. Чайковский и балетный театр его

времени», Демидова А. «Лебединое озеро», Константиновой М. «Спящая красавица»

Тема 7. Русский балетный театр на рубеже XIX – XX века. Реформаторская деятельность А. А.

Горского

Контрольные вопросы:

1.

Какие процессы в русской культуре рубежа XIX – XX века оказали воздействие на

хореографическое искусство?

2.

Охарактеризуйте этапы творческого пути, художественные интересы и принципы балетмейстера

А. А. Горского.

3.

Каковы были постановочные приемы А. Горского при создании редакций балетов М. Петипа на

московской сцене?

4.

Дайте анализ творческой деятельности А. Горского и определите ее значение для развития

московского балета.

Тема 8. Русский балет начала XX столетия. Творчество М. М.Фокина

Контрольные вопросы:

1.

Охарактеризуйте сущность реформаторской деятельности М. Фокина.

2.

Какие постановочные принципы легли в основу создания хореографических произведений

Фокина?

3.

Назовите балеты М. Фокина, которые вошли в мировую сокровищницу хореографического

искусства.

Задания для самостоятельной работы:

1.

Изучение и анализ материалов книги М. Фокина «Против течения».

Тема 9. «Русские сезоны» в Париже. Возрождение зарубежного балета

Контрольные вопросы:

1.

Определите роль С. П. Дягилева в популяризации достижений русского искусства в Западной

Европе.

2.

Когда проходили «Русские сезоны» в Париже?

3.

Охарактеризуйте репертуар, исполнительские новации и сценографические принципы различных

балетных сезонов в Париже.

4.

Каково значение «Русских сезонов» в Париже для развития мирового балетного искусства?

3-ий год обучения

Тема 1. Советский балет 1917 – 1927 годов

Контрольные вопросы:

1.

Проанализируйте состояние русского балетного театра накануне Октябрьской революции.

2.

Как и кем

в балете

практически претворялась идея преемственности и сохранения

культурного наследия прошлого?

3.

Назовите ведущих хореографов-новаторов первого десятилетия.

4.

В каких балетах воплощались идеи обновления и демократизации театра?

Тема 2. Творчество Ф. В. Лопухова

Контрольные вопросы:

1.

Охарактеризуйте этапы творческого пути Ф. Лопухова как танцовщика, балетмейстера,

педагога и теоретика танца.

2.

Какими

принципами

построения

руководствовался

Ф.

Лопухов

при

создании

новой

формы сценической хореографии танцсимфонии?

3.

Назовите спектакли Ф. Лопухова и определите их видо-жанровую структуру.

Тема 3. Творчество К. Я. Голейзовского

Контрольные вопросы:

1.

Творческие эксперименты каких балетмейстеров оказали воздействие на формирование

эстетических принципов К. Голейзовского?

2.

Дайте

характеристику

особенностей

хореографических

миниатюр

и

концертных

программ на эстраде К. Голейзовского.

3.

Какие балеты были поставлены К. Голейзовским на сцене Большого театра?

4.

Определите значение творческой деятельности К. Голейзовского в театрах республик

Союза.

Тема 4. Советский балет 30-х годов

Контрольные вопросы:

1.

Дайте характеристику основным направлениям развития советского балетного искусства

30-х годов.

2.

Какие балетные жанры были ведущими в советском театре 30-х годов?

3.

Назовите ведущих балетных мастеров данного периода.

4.

Как проходил процесс формирования и становления оперно-балетных театров союзных и

автономных республик?

5.

Охарактеризуйте творческую деятельность самодеятельных танцевальных коллективов и

их роль в профессионализации танцевального фольклора, его сценическом бытовании.

Тема 5. Творчество Р. В.Захарова

Контрольные вопросы:

1.

Дайте

характеристику

этапам

творчества

Р.

Захарова

как

балетмейстера,

педагога,

режиссера и теоретика танца.

2.

Определите эстетические принципы хореодрамы.

3.

Какой балет Р. Захарова явился программным спектаклем в жанре хореодрамы?

4.

Изучение

литературного

наследие

Р.

Захарова:

книги

«Слово

о

танце»,

«Сочинение

танца», «Записки балетмейстера».

Тема 6. Творчество Л. М. Лавровского

Контрольные вопросы:

1.

Охарактеризуйте

эстетическую

программу

и

творческий

почерк

балетмейстера

Л

Лавровского.

2.

Какими постановочными приемами пользовался Л. Лавровский при создании балета

«Ромео и Джульетта»?

3.

Кто являлся исполнителями центральных ролей спектакля?

4.

Изучение и анализ

различных вариантов пластического воплощения шекспировской

трагедии в практике отечественных и зарубежных мастеров балета.

Тема 7. Творчество В. И. Вайнонена

Контрольные вопросы:

1.

В каком жанре был поставлен В. Вайноненом балет «Пламя Парижа»?

2.

Что оказало влияние на структуру и пластическое решение художественного образа

балета?

3.

В каких балетах В. Вайнонен обращается к современной героической теме?

4.

Новые редакции каких балетов классического наследия осуществил В. Вайнонен?

Тема 8. Советский балетный театр 40 – 50-х годов

Контрольные вопросы:

1.

Дайте характеристику творческой деятельности ведущих балетных трупп в годы Великой

Отечественной войны.

2.

Постановки, каких балетов были осуществлены в годы войны?

3.

Охарактеризуйте

репертуарную

направленность

советского

балетного

театра

послевоенных лет.

Тема 9. Творчество Ю. Н. Григоровича

Контрольные вопросы:

1.

Охарактеризуйте этапы творческой деятельности балетмейстера Ю. Григоровича.

2.

В чем заключается своеобразие балетов Ю. Григоровича?

3.

Определите жанр балетов Ю. Григоровича.

4.

Редакции, каких балетов классического наследия осуществил балетмейстер?

Тема 10. Классика и современность на балетной сцене

Контрольные вопросы:

1.

Дайте характеристику исполнительской деятельности М. Плисецкой, Е. Максимовой, В.

Васильева, Н. Касаткиной, Д. Брянцева в 60 – 70 годы.

2.

Какие новые балеты молодых хореографов вошли в репертуар ведущих театров страны

данного периода?

3.

Определите основные направления творческой работы мастеров танца над балетами

классического наследия.

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1.Историко-социальные аспекты возникновения танца (по материалам монографии Э. Королевой

«Ранние формы танца»).

2.Танцевальная

культура

стран

эпохи

Средневековья

(по

материалам

монографии

В.

М.

Красовской «Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины

XVШ века »).

3.Рождение балета: связь искусства Ренессанс с культурой Античной Греции.

4.Особенности

формирования

Западноевропейской

школы

классического

танца

эпохи

Возрождения.

5.Становление действенного балета: идеи великих просветителей ХVШ столетия в области

искусства танца.

6.Французский балетный театр ХVШ столетия – истории создания, исполнительских традиций и

постановочных методов в балете «Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля.

7.Особенности

содержания

и

построения

репертуара

западноевропейских

оперно-балетных

театров на рубеже Х1Х – ХХ века.

8.Роль зарубежных мастеров классического танца в становлении русского балетного театра,

хореографического образования и бытовой танцевальной культуры в России.

9.Особенности

национальных

черт

балетного

романтизма

в

России

в

постановках

И.

И.

Вальберха, А. П. Глушковского, И. М. Аблеца.

10. Русская

тематика

в

балетах

«Конек-горбунок»

и

«Золотая

рыбка»

А.

Сен-Леона

и

выразительные средства ее разрешения.

11.

Роль М. Петипа в обобщении достижений классического танца Х1Х века и дальнейшего его

развития.

12. Творческая судьба Л. Иванова: танцовщик, педагог, балетмейстер.

13. Значение симфонических балетных партитур П. И. Чайковского в развитии русской и мировой

хореографии.

14. Влияние итальянских мастеров танца на формирование исполнительских традиций русской

хореографии конца Х1Х в.

15. Творческая,

исполнительская

и

педагогическая

деятельность

ведущих

артистов

петербургского и московского балета конца Х1Х столетия.

16. Творческая деятельность А. Горского и ее значение для развития московского балета.

17. Реформаторская деятельность М. Фокина в создании его хореографических произведений,

вошедших в мировую сокровищницу хореографического искусства.

18. «Русские

сезоны»

в

Париже:

репертуар,

исполнительские

новации

и

сценографические

принципы различных балетных сезонов в Париже.

19. Идеи обновления и демократии русского балетного театра накануне Октябрьской революции.

20. Новые формы сценической хореографии – танцсимфонии в творчестве Ф. Лопухова (по

материалам монографий Ф. Лопухова «Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записи

балетмейстера.», «Хореографические откровенности»).

21. Значение творческой деятельности К. Голейзовского в театрах республик СССР.

22. История создания балета «Красный мак» как первого советского этапного балета.

23. Эстетическая программа и творческий почерк балетмейстера Л. Лавровского.

24. Академические основы классического танца, фольклорная пластика и народно-характерный

танец в творчестве В. Чабукиани как танцовщика, балетмейстера и педагога.

25. Творческая деятельность ведущих балетных групп в годы Великой Отечественной войны 1941

– 1945 г.г.

26. Тенденции развития оперно-балетного театра 60 – 70 годов в СССР.

27. Современный репертуар театра «Хореографические миниатюры» и состояние творческого

наследия Л. Якобсона.

28. Творческая деятельность балетмейстера Ю. Григоровича: своеобразие его балетов.

29. Особенность хореографического почерка балетмейстера О. Виноградова – новое прочтение

классических балетных партитур.

30. Основные направления творческой работы мастеров танца в балетах классического наследия

в исполнительской деятельности М. Плисецкой и В. Васильева.

31. Современные тенденции развития хореографического искусства в творчестве отечественных

исполнителей и балетмейстров конца ХХ века.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Рекомендуемая литература (основная)

1..Блок Л. Классический танец. История и современность. – М., 1987

2.Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до сер. ХVIII

в. – Л., 1979

3.Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра. – Л., 1981

4.Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Преромантизм. – Л., 1989

5.Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Романтизм. – М., 1996

6.Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. – Л-М., 1958

7.Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX в. – Л-М., 1963

8.Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века. Т.1. Хореографы: – Л., 1971; Т.2.

Танцовщики. – Л., 1972

9.Новерр Ж.-Ж. Письма о танце. – М., 1927; – Л-М., 1965

10. Петипа Мариус. Материалы, воспоминания, статьи. – Л., 1971

11.

Пожарская М. Русское театрально-декорационное искусство конца Х1Х – начала ХХ века. –

М., 1970

12. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра Х1Х в. – М., 1977

13. Соллертинский И. Романтизм. – М., 1962

14. Суриц Е. Хореографическое искусство 1920-х годов. – М., 1979

15. Энциклопедии: «Балет» М., 1981. «Русский балет». – М. 1997

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1.Айседора: Гастроли в России. Сб. статей. – М., 1992

2.Бежар М. Мнгновение в жизни другого. Кн. 1, 2. – М,. 1998

3.Вальберх И. Из архива балетмейстера – М-Л,. 1948

4.Волынский А. Книга ликований. – М., 1992

5.Гаевский В. Дивертисмент. – М., 1981

6.Глушковский А. Воспоминания балетмейстера – .Л-М.,1940

7.Григорьев С. Балет Дягилева. – М., 1993

8.Голейзовский К. Жизнь и творчество. – М.,1984

9.Демидов А. «Лебединое озеро». – М.,. 1985

10. Добровольская Г. Балетмейстер Леонид Якобсон. – М,. 1968

11.

Добровольская Г. Федор Лопухов. – Л., 1976

12. Дункан А. Моя жизнь. – Р-Д., 1998

13. Ильичева М. «Тщетная предосторожность» в Петербурге. – СПб.,2001

14. Карп П. О балете. – М., 1967

15. Карп П. Балет и драма. – Л.,. 1980

16. Карсавина Т. Театральная улица. – Л., 1971

17. Красовская В. Профили танца. – СПб., 1999

18. Красовская В. Статьи о балете. – Л., 1967

19. Классики хореографии. Сборник статей. – Л., 1937

20. Константинова Н. «Спящая красавица». – М., 1990

21. Кшесинская М. Воспоминания. – М., 1992

22. Лавровский Л. Документы, статьи, письма. – М., 1983

23. Левинсон А. Мастера балета. – СПб., 1914

24. Лифарь С. Мемуары Икара. – М., 1995

25. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. – М., 1999

26. Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. – М., 1966

27. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. – М., 1972

28. Лукиан. О пляске. С. соч. Т.2. – М-Л., 1935

29. Львов-Анохин Б. Галина Уланова. – М., 1984

30. Мессерер А. Уроки классического танца. – М., 1967

31. Нижинская Б. Ранние воспоминания. – М., 1999

32. Нижинский В. Дневник. – М., 1995

33. Петров О. Русская балетная критика конца XVIII первой пол. XIX в. – М., 1982

34. Петров О. Русская балетная критика второй половины XIX в. – Е., 1995

35. Петипа Мариус. Мемуары. – СПб., 1996

36. Плещеев А. Наш балет (1673-1899). – СПб., 1899

37. Рославлева Н. Английский балет. – М., 1959

38. Светлов В. Современный балет. – СПб., 1911

39. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х т. – М., 1982

40. Серебрянников Н. Поддержка в дуэтном танце. – Л., 1985

41. Слонимский Ю. Мастера балета. - Л., 1937

42. Слонимский Ю. В честь танца. – М., 1968

43. Слонимский Ю. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. – М., 1956

44. Слонимский Ю. Чудесное было рядом с нами. – Л., 1984

45. Советский балетный театр. Сб. статей. 1917-1967. – М., 1976

46. Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. – М., 1984

47. Тарасов Н. Классический танец. – М., 1971

48. Тихонова Н. Девушка в синем. – М., 1992

49. Фокин М. Против течения. – Л., 1981

50. Фридеричиа А. Бурнонвиль. – М., 1983

51. Худеков С. История танцев. В 4 т. – СПб-Пг., 1913-1917

52. Чернова Н. От Гельцер до Улановой. – М., 1979

53. Чистякова В. В мире танца. Беседы о балете. – Л-М., 1964

54. Чистякова В. Роллан Пети. – Л., 1977

55. Шовире И. Я – балерина. – М.,1977

56. Эльяш Н. Пушкин и балетный театр. – М.,19701.

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и

телефильмов, мультимедиа.

1.«Фуэте». Фильм-балет ООО Ленфильм-Видео, 2000.

2.«Майя Плисецкая». ПКФ Видеовосток, 2000.

3.«Coppelia». The Kirov Balle ООО Ленфильм-Видео, 2000.

4.«Спартак» балет Ю.Грпгоровича. КВО «Крупный план», Мосфильм, 1989.

5.«Ромео и Джульетта» балет Л.Лавровского. КВО «Крупный план», Мосфильм, 1993.

6.«Баядерка» балет Ю.Григоровича

7.«Бахчисарайский фонтан» (балет) – М.:«Мосфильм», 1975.

8.«Раймонда» (балет) – Л.: «Лентелефильм», 1977.

9.«Галатея» (балет). – Л.: «Лентелефильм», 1977.

10. «Сотворение мира» (балет). – М.: Packaging Dessing, 1993.

11.

«Ромео и Джульетта» (балет). – М.: Packaging Dessing, 1993.

12. «Золушка» (балет). – М.: «ПК Видеовосток», 2000.

13. «Конёк-Горбунок» (балет). – М.: Coull, 1990.

14. «Каменный цветок». – М.: ВПТО. «Видеофильм», 1990.

15. «Снегурочка» (опера). – М.: «ПК Видеовосток», 2000.

16. «Ярославна» (балет). – Спб.: АОЗТ НПКФ «Адонис», 1998.

17. «Гаяне» (балет). – М.: ВПТО. «Видеофильм», 1990.

18. «Спартак» (балет). – М.: «Мосфильм», 1975.

19. «Лебединое озеро» (балет). – М.: «Мосфильм», 1975.

20. «Спящая красавица» (балет). – М.: ВПТО «Видеофильм», 1990.

21. «Щелкунчик» (балет). – М.: ВПТО «Видеофильм», 1990.

22. «Анна Каренина» (балет). – Спб.: АОЗТ НПКФ «Адонис», 1998.

23. «Звезды русского балета». – Спб. АОЗТ НПКФ «Адонис», 1998.



В раздел образования