Автор: Попова Надежда Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "ЦОДТ"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Интересные и полезные приемы и методы работы, способствующие повышению грамотности. (из опыта работы)
Раздел: начальное образование
Интересные и полезные приемы и методы
работы, способствующие повышению
грамотности.
(из опыта работы)
В современной школе главнейшая задача обучения русскому
языку младших школьников - формирование орфографической
грамотности. Она является одной из составных частей общей
языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и
взаимопонимания в письменном общении.
Меня всегда волновал вопрос: «Как научить ребенка грамотно
писать? Что для этого нужно сделать?» Сейчас разработанно
множество вариантов проведения уроков, дидактических материалов,
пособий для учителей. Изучив методическую литературу, опыт
работы других учителей. Я стала пробовать в своей работе различные
приемы и методы преподавания русского языка, чтобы добиться цели.
Мои ученики все разные! Есть и ленивые и трудолюбивые,
усидчивые и шустрые! Поэтому я использую разнообразные задания,
тренировочные упражнения, чтобы вызвать интерес при выполнении
работ и получить результат.
1) Каждый день заниматься звуковым анализом слов. Использовать
игровые приемы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в
слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Шифровальщики» с
пропусками "опасных" мест сразу по слуху, «Найди опасное место»,
2) Орфографическое чтение. Если ежедневно на каждом уроке
(математике, русскому языке, чтении, окружающем мире) отводить по
5 минут для орфографического чтения, это принесет хороший
результат (задачи, правила, специально подобранные тексты,
столбики слов, словосочетаний, по памятке, по упражнению и т. д.)
3) Письмо « с пропусками» - если не уверен точно, не пиши, уточни у
учителя, посмотри в словаре, подбери проверочные слова. Зрительно
учащиеся будут запоминать написание слов.
4) Важное место на уроке должны занимать словарные работы. Я
провожу это так.
- Диктант с использованием загадок. Ученики отгадывают загадку и
записывают её, выделяя орфограммы.
- Картинный диктант. Учитель показывает картинку, а ребята
называют слово и объясняют его написание.
- Диктант по памяти. Детям предлагается набор слов по теме: птицы,
школа, животные. После прочтения, ребята записывают по памяти, а
потом взаимопроверка.
5) Использую на уроках сборники упражнений по русскому языку
Т.В.Шкляровой: самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди
ошибку”. “Орфографический словарь” П.А. Грушникова. В
результате работы отрабатываются орфограммы, расширяется
кругозор, развивается орфографическая зоркость.
6) Помогает повысить орфографическую зоркость карточки с текстом.
В тексте буквы не пропущены, но ребята находят в словах
орфограммы, устно объясняют и выделяют зеленым карандашом. Эта
работа не занимает много времени, а важна тем, что развивает
устную речь учащихся.
7) Интересна работа с тренажёрами. Она помогает повторить
изученные орфограммы. Я использую тренажеры Узоровой и
Нефедовой. В плане здоровьесбережения этот вид работы необходим.
8) Для достижения цели (повышение грамотности, орфографической
зоркости) постоянно провожу предупредительные диктанты.
Методика проста и известна всем: сначала ученики устно повторяют
основные правила орфографии и пунктуации, на которые даётся
диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством
учителя) с орфографической точки зрения и пунктуационной (в
зависимости от цели урока) Такой разбор может охватить все трудные
в том или ином отношении написания, встречающиеся в данном
тексте, или некоторые из них (имеется ввиду одно из нескольких
правил, проходимых или повторяемых в данный момент).
9) Повышению грамотности способствует правильное
проведение работы над ошибками после написания диктантов.
Эту работу я выполняю следующим образом.
- Использую для детей « Памятки для работы над ошибками».
Например:
1. Пропуск, замена буквы
Выпиши слово правильно.
Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: девочка, девочка, девочка.
2. Большая буква в начале предложения
Выпиши предложение правильно.
Придумай и напиши ещё одно предложение.
Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Наступила зима. Выпал снег. Все счастливы.
3. Слог
Выпиши слово.
Подчеркни гласные.
Раздели слово на слоги.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: со/ба/ка, ве/тер, ка/ран/даш
Урок работы над ошибками строю по следующему плану:
1. Сообщение о итогах письменной работы, оценки
2. Анализ ошибок
3. Выполнение упражнений на закрепление правил
4. Самостоятельная работа с карточками
5. Задание на дом
6. Подведение итогов работы
7) Особую роль играют домашние задания. Стараюсь увлечь детей,
искать творческие задания. Мои дети пишут рассказы, сочинения (6
предложений), отрабатывая при этом определенное правило
орфографии или пунктуации.
8) Повышение читательского интереса у учащихся.
9) Списывание слов по разным тематическим группам ( животные,
растения, мебель, посуда и т. д.), текстов, письмо по памяти
маленьких стихотворений, загадок, пословиц т. е. развивать
орфографическую память у учеников. На уроке необходимо как
можно больше писать.
Какой же вывод я сделала для себя?
1) Обязательно для успешного развития зоркости очень важна
установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.
2) Хорошо продуманный и отработанный алгоритм объяснения и
закрепления темы.
3) Отслеживание результатов работы( тесты. Диагностика,
орфографические диктанты)
4) И самое главное, вся работа, направленная на повышение
грамотности должна проводиться систематически.