Автор: Пономарева Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "МОУ Заклинская СОШ"
Населённый пункт: Заклинье, Лужского района, Ленинградской обл.
Наименование материала: Особенности проектирования медиаурока
Тема: Методические особенности проектирования медиаурока
Раздел: начальное образование
Методические особенности проектирования
медиаурока
Выступление учителя МОУ «Заклинская средняя общеобразовательная школа»
Пономарёвой Елены Геннадьевны.
К техническому оснащению учебного процесса учителя нашей
школы подходят серьезно. И давно занимаются этим. Сегодня мы
пришли к осознанию простой истины: важно не столько наличие
компьютера в школе, сколько программное обеспечение, которое и дает,
собственно, возможность использовать его именно в школе и именно для
школьных потребностей.
Я, считаю, что активное внедрение ИКТ(в том числе
медиатехнологий) в учебный процесс необходим, т.к. в настоящее время
информатизация в области образования предполагает интенсивное
внедрение и применение новых информационных технологий,
использование всех средств коммуникаций, способствующих
формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо
ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к
саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной
деятельности.
Вот почему я, как педагог-тьютор, решила подробнее изучить
особенности проектирования медиауроков и поделиться этими знаниями
с коллегами.
Мной накоплен определенный опыт использования интерактивной
доски. Таким образом, понятие „мультимедийный урок“ наполнено
вполне конкретным смыслом.
Для учителей школы, воспитателей детского сада, для молодых
специалистов района я показала открытые уроки с применением
мультимедийных технологий и с использованием интерактивной доски.
Сначала надо сказать, что же такое медиаурок.
Медиаурок - это одно из первых названий уроков, на которых
применяется компьютерная техника и программные средства, уроки с
компьютерной поддержкой (УКП)
«Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в
различных видах. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить
звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики,
анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены
показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов,
1
перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба
изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.
Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление
информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими
органами чувств. При комбинированном воздействии на ученика через
зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения
учебного материала может составить 75 %.
Использование мультимедиа дает учителю возможность
- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным,
интенсивным;
- учесть индивидуальные особенности учащихся;
- интенсифицировать самостоятельную работу учащихся;
- увеличить объем выполненных на уроке заданий;
- за короткое время получить объективную картину уровня усвоения
изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его
скорректировать;
- применять новые, эффективные технологии, формы и методы обучения;
- стимулировать свой профессиональный рост и наполнять портфолио
необходимыми для аттестации достижениями.
учащимся:
- повышение мотивации и познавательной активности за счет
разнообразия видов работы;
- получение знаний в увлекательной и визуализированной форме;
- удовольствие от интереснейшего процесса познания;
- получение быстрого и объективного результата оценки знаний с
указанием ошибок;
- овладение компьютерной грамотностью, освоение учащимися
современных информационных технологий;
- ММ – это отличная возможность для учащихся проявить свои
творческие способности!
Методические основы проектирования медиаурока.
Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в
образовательном процессе без помощи компьютера.
Проведение подобных уроков требует еще более тщательной
подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока,
режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а
важная составная часть подготовки к учебному занятию.
При разработке медиаурока необходимо ставить не только
образовательные задачи по предмету, но в триаде задач (образовательных,
2
воспитательных, развивающих), дополнительно выделяет задачи по
формированию компонентов информационной культуры.
При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик
должен задуматься над тем, какую роль этот урок играет в системе уроков по
изучаемой теме или всего учебного курса.
Хочу напомнить этапы подготовки медиаурока:
•
Определите тип урока (обучающий урок, контролирующий,
развивающий)
•
Подготовьте детальный поурочный план урока
•
Подготовьте задания, вопросы
•
Выберите те этапы урока, которые наиболее эффективно могут
быть представлены с помощью конкретных компьютерных
медиасредств.
•
Реализуйте выбранные медиафрагменты урока (особенно при
использовании POWER POINT)
Для удачного проведения урока с использованием медиаресурсов,
обратите внимание:
Во-первых, одним из очевидных достоинств мультимедийного
урока является усиление наглядности. Напомню известную фразу К.Д.
Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите
ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и
напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких
слов - и ребенок усвоит их на лету. Если вы входите в класс, от которого
трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать),
начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит
свободно…».
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как
правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций,
иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую
помощь.
Однако достичь ожидаемого эффекта, я советую соблюдать
определенные требования к предъявлению наглядности.
Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать
предъявляемой письменной или устной информации.
Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно
быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент
учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки,
где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные
3
пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне
неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока.
Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только
минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут
оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать
более быстрой утомляемости учеников.
Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране.
Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые
отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.
Во-вторых, немаловажное значение имеет и использование на
уроке звука. Звук может играть роль
шумового эффекта;
звуковой иллюстрации;
звукового сопровождения.
В качестве шумового эффекта звук может использоваться для
привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной
деятельность. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К
примеру, в случае проведения мультимедийной обучающей игры
отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения
поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению
обсуждения и необходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы
ученики были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего
возбуждения.
В-третьих, использование видеоинформации и анимации может
значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее
небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует
визуализации учебного процесса.
Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени,
причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной
связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться
рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог,
комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать
превращения учеников в пассивных созерцателей.
В-четвёртых, следует затронуть и другой аспект: проведение самого
мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит
от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только, и не
столько (!), уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но
вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в
познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма,
разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать
при необходимости паузу, как обеспечить положительный
эмоциональный фон урока.
4
Практика показывает, что благодаря мультимедийному
сопровождению занятий учитель экономит до 30% учебного времени. Он
не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит
беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное.
Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его
новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к
доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит
шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель
имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию
учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Медиаурок имеет и свои недостатки:
В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает
положительное влияние на эффективность обучения школьников. В
случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и
школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом
информации, который предоставляют современные мультимедиа и
телекоммуникационные средства. Сложные способы представления
информации отвлекают учеников от изучаемого материала.
Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых,
учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с
компьютером".
Чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники
негативно отражается на здоровье всех участников образовательного
процесса. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет
свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление,
снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого
зрения является работа с текстами. Особое внимание на уроке с
применением компьютерной техники должно уделяться
здоровьесберегающим технологиям. Необходимо учитывать соблюдение
как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических
требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на
таких уроках обязательны.
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо
учитывать психофизиологические закономерности восприятия
информации с экрана компьютера, проекционного экрана. В
использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко
аргументированный подход.
Подводя итог, хочется отметить, что все технические достижения не
стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их
использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Именно педагоги
5
делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а компьютер,
интерактивная доска – это только инструменты.
6