Напоминание

Методические особенности проектирования медиаурока


Автор: Пономарева Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "МОУ Заклинская СОШ"
Населённый пункт: Заклинье, Лужского района, Ленинградской обл.
Наименование материала: Особенности проектирования медиаурока
Тема: Методические особенности проектирования медиаурока
Раздел: начальное образование





Назад




Методические особенности проектирования

медиаурока

Выступление учителя МОУ «Заклинская средняя общеобразовательная школа»

Пономарёвой Елены Геннадьевны.

К техническому оснащению учебного процесса учителя нашей

школы подходят серьезно. И давно занимаются этим. Сегодня мы

пришли к осознанию простой истины: важно не столько наличие

компьютера в школе, сколько программное обеспечение, которое и дает,

собственно, возможность использовать его именно в школе и именно для

школьных потребностей.

Я, считаю, что активное внедрение ИКТ(в том числе

медиатехнологий) в учебный процесс необходим, т.к. в настоящее время

информатизация в области образования предполагает интенсивное

внедрение и применение новых информационных технологий,

использование всех средств коммуникаций, способствующих

формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо

ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к

саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной

деятельности.

Вот почему я, как педагог-тьютор, решила подробнее изучить

особенности проектирования медиауроков и поделиться этими знаниями

с коллегами.

Мной накоплен определенный опыт использования интерактивной

доски. Таким образом, понятие „мультимедийный урок“ наполнено

вполне конкретным смыслом.

Для учителей школы, воспитателей детского сада, для молодых

специалистов района я показала открытые уроки с применением

мультимедийных технологий и с использованием интерактивной доски.

Сначала надо сказать, что же такое медиаурок.

Медиаурок - это одно из первых названий уроков, на которых

применяется компьютерная техника и программные средства, уроки с

компьютерной поддержкой (УКП)

«Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в

различных видах. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить

звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики,

анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены

показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов,

1

перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба

изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.

Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление

информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими

органами чувств. При комбинированном воздействии на ученика через

зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения

учебного материала может составить 75 %.

Использование мультимедиа дает учителю возможность

- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным,

интенсивным;

- учесть индивидуальные особенности учащихся;

- интенсифицировать самостоятельную работу учащихся;

- увеличить объем выполненных на уроке заданий;

- за короткое время получить объективную картину уровня усвоения

изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его

скорректировать;

- применять новые, эффективные технологии, формы и методы обучения;

- стимулировать свой профессиональный рост и наполнять портфолио

необходимыми для аттестации достижениями.

учащимся:

- повышение мотивации и познавательной активности за счет

разнообразия видов работы;

- получение знаний в увлекательной и визуализированной форме;

- удовольствие от интереснейшего процесса познания;

- получение быстрого и объективного результата оценки знаний с

указанием ошибок;

- овладение компьютерной грамотностью, освоение учащимися

современных информационных технологий;

- ММ – это отличная возможность для учащихся проявить свои

творческие способности!

Методические основы проектирования медиаурока.

Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в

образовательном процессе без помощи компьютера.

Проведение подобных уроков требует еще более тщательной

подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока,

режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а

важная составная часть подготовки к учебному занятию.

При разработке медиаурока необходимо ставить не только

образовательные задачи по предмету, но в триаде задач (образовательных,

2

воспитательных, развивающих), дополнительно выделяет задачи по

формированию компонентов информационной культуры.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик

должен задуматься над тем, какую роль этот урок играет в системе уроков по

изучаемой теме или всего учебного курса.

Хочу напомнить этапы подготовки медиаурока:

Определите тип урока (обучающий урок, контролирующий,

развивающий)

Подготовьте детальный поурочный план урока

Подготовьте задания, вопросы

Выберите те этапы урока, которые наиболее эффективно могут

быть представлены с помощью конкретных компьютерных

медиасредств.

Реализуйте выбранные медиафрагменты урока (особенно при

использовании POWER POINT)

Для удачного проведения урока с использованием медиаресурсов,

обратите внимание:

Во-первых, одним из очевидных достоинств мультимедийного

урока является усиление наглядности. Напомню известную фразу К.Д.

Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите

ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и

напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких

слов - и ребенок усвоит их на лету. Если вы входите в класс, от которого

трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать),

начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит

свободно…».

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как

правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций,

иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую

помощь.

Однако достичь ожидаемого эффекта, я советую соблюдать

определенные требования к предъявлению наглядности.

Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать

предъявляемой письменной или устной информации.

Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно

быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент

учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.

Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки,

где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные

3

пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне

неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока.

Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только

минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут

оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать

более быстрой утомляемости учеников.

Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране.

Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые

отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

Во-вторых, немаловажное значение имеет и использование на

уроке звука. Звук может играть роль

шумового эффекта;

звуковой иллюстрации;

звукового сопровождения.

В качестве шумового эффекта звук может использоваться для

привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной

деятельность. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К

примеру, в случае проведения мультимедийной обучающей игры

отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения

поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению

обсуждения и необходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы

ученики были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего

возбуждения.

В-третьих, использование видеоинформации и анимации может

значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее

небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует

визуализации учебного процесса.

Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени,

причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной

связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться

рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог,

комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать

превращения учеников в пассивных созерцателей.

В-четвёртых, следует затронуть и другой аспект: проведение самого

мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит

от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только, и не

столько (!), уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но

вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в

познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма,

разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать

при необходимости паузу, как обеспечить положительный

эмоциональный фон урока.

4

Практика показывает, что благодаря мультимедийному

сопровождению занятий учитель экономит до 30% учебного времени. Он

не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит

беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное.

Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его

новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к

доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит

шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель

имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию

учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Медиаурок имеет и свои недостатки:

В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает

положительное влияние на эффективность обучения школьников. В

случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и

школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом

информации, который предоставляют современные мультимедиа и

телекоммуникационные средства. Сложные способы представления

информации отвлекают учеников от изучаемого материала.

Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых,

учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с

компьютером".

Чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники

негативно отражается на здоровье всех участников образовательного

процесса. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет

свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление,

снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого

зрения является работа с текстами. Особое внимание на уроке с

применением компьютерной техники должно уделяться

здоровьесберегающим технологиям. Необходимо учитывать соблюдение

как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических

требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на

таких уроках обязательны.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо

учитывать психофизиологические закономерности восприятия

информации с экрана компьютера, проекционного экрана. В

использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко

аргументированный подход.

Подводя итог, хочется отметить, что все технические достижения не

стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их

использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Именно педагоги

5

делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а компьютер,

интерактивная доска – это только инструменты.

6



В раздел образования