Автор: Герасимова Варвара Егоровна
Должность: учитель изо и черчения
Учебное заведение: МБОУ "Едяйская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Едяй Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Программа изостудии "Кустук" 1-4 классы
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Едяйская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО зам.директора по УР Директор МБОУ «ЕСОШ»
Валеолого - эстетического цикла __________ Кельцинова О.В. _________ Самсонов П.В.
«____»_____________ 2016г. «____»_____________ 2016г. «____»_____________ 2016г.
Протокол №______
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Изостудия «Кустук»
(1-4 классы)
Составитель:
Герасимова В.Е., учитель ИЗО и черчения
с.Едяй
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Изостудия «Кустук» имеет
художественную направленность.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры
личности,
овладение
культурным
национальным
наследием.
Учебный
предмет
«Изобразительное
искусство»
в
общеобразовательной
школе
достигает
этой
цели
с
помощью
специальных
средств
–
содержания,
форм
и
методов
обучения,
соответствующих
содержанию
и
форме
самого
искусства,
а
занятия
в
объединении
«Изостудия» дают возможность детям изучить предмет глубже, раскрыть свои творческие
способности, овладеть различными способами и видами изобразительного искусства,
развить мышление и фантазию.
Программа рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, с учетом возрастных
особенностей учащихся, особенностей времен года и интересов школьников.
Цель
программы:
создание
условий
для
развития
творческих
способностей
учащихся в процессе овладения различными приемами и способами изобразительного
искусства.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
познакомить с элементарными знаниями основ реалистического рисунка;
формировать навыки рисования с натуры, по памяти и представлению;
познакомить с особенностями работы в области декоративно–прикладного и народного
искусства, лепки и аппликации;
Развивающие:
развивать
изобразительные
способности,
художественный
вкус,
творческое
воображение, пространственное мышление, эстетическое чутьё и понимание прекрасного;
прививать интерес к процессу творчества;
способствовать развитию эстетического восприятия;
способствовать развитию мелкой моторики рук;
способствовать адаптации учащихся к условиям современного мира;
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к искусству;
воспитывать уважение к народным традициям;
воспитывать коммуникативные навыки;
воспитывать
аккуратность,
прилежание,
терпение,
усидчивость,
умение
доводить
начатое до конца;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены основные виды
занятий:
рисование
с
натуры
(рисунок
и
живопись),
рисование
на
темы
и
иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами
дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы положены:
-
тематический
принцип
планирования
учебного
материала,
что
отвечает
задачам
нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы
детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования школьников, обучения и творческой деятельности
учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и
понимать
произведения
искусства,
прекрасное
и
безобразное
в
окружающей
действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства,
что
достигается,
прежде
всего,
введением
самостоятельного
раздела
«Беседы
об
изобразительном
искусстве»
за
счет
тщательного
отбора
и
систематизации
картин,
отвечающих принципу доступности;
-
система
творческих
заданий
на
основе
ознакомления
с
народным
декоративно-
прикладным искусством;
-
система
межпредметных
связей
(изобразительное
искусство,
чтение,
русский
язык,
музыка,
труд,
окружающий
мир),
что
позволяет
почувствовать
практическую
направленность занятий объединения, их связь с жизнью;
-
соблюдение
преемственности
в
изобразительном
искусстве
младших
школьников
и
дошкольников;
- направленность содержания программы объединения на активное развитие у детей
эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности,
эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д
Для
выполнения
творческих
заданий
учащиеся
могут
выбрать
разнообразные
художественные
материалы:
карандаш,
акварель,
гуашь,
сангину
или
уголь,
тушь,
фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др..
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что рисование полезно
детям. Изучая приемы и элементы изобразительного искусства, учащиеся знакомятся с
основами декоративно-прикладного искусства, а также традиционной культурой народа
Саха.
Школьники
совершенствуют
свои
графические
навыки,
развивают
вкус,
воображение,
мелкую
моторику
рук.
Дети
становятся
более
самостоятельными.
Они
учатся
анализировать
и
оценивать
свою
работу,
реализуют
свое
право
на
выбор.
Программа
также
способствует
формированию
социальных
навыков,
расширяет
возможности общения.
Программа изостудии «Кустук»» рассчитана на 4 года обучения: с 1 по 4 класс по 1 часу в
неделю. В 1 классе – 33 часа в год, во 2-4 классах по 34 часа в год.
Освоив
базовый
курс,
ребенок
может
и
в
дальнейшем
посещать
объединение,
углубляя
свои
познания
в
различных
видах
изобразительного
искусства,
раскрывая
творческие возможности, воспитывая эстетический вкус, создавая творческие работы.
Формы организации занятий:
Используются различные формы организации занятий:
фронтальная;
коллективная.
Особое внимание уделяется индивидуальной форме как наилучшей возможности
сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу первого года обучения (1 класс) дети должны знать:
названия главных цветов (радуга);
элементарные правила смешения цветов;
уметь:
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
работать акварельными, гуашевыми красками;
выполнять геометрические узоры в полосе, круге, квадрате;
пользоваться приёмами лепки;
составлять несложные аппликационные композиции.
К концу второго года обучения (2 класс) дети должны получить знания:
о деятельности художника;
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
о художественной росписи по стеклу;
об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;
об основных цветах солнечного спектра; о главных красках.
уметь:
передавать форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа
бумаги;
лепить несложные объекты действительности, животных;
составлять аппликационные композиции;
выполнять простые приемы росписи по стеклу.
К концу третьего года обучения (3 класс) дети должны усвоить:
понятия «живописец», «график», «графика», «архитектор», «архитектура», «набросок»,
«теплый цвет», «холодный цвет»;
простейшие правила смешения холодного и тёплого оттенков;
уметь:
выражать своё отношение к произведениям искусства;
чувствовать сочетание цветов;
использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное
строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом
главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение
общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм
растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов, в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приемы растительного узора;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи
«радостных»
цветов
в
декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу.
К концу четвёртого года обучения (4 класс) дети должны усвоить:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия
рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, коло -
рит и т.п.);
термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву и украшении
домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты
света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
простейшие сведения о наглядной перспективе, о линии горизонта, точке схода и т.
д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая
тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и
группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для
отдельных предметов —смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
уметь:
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства
(содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или
иному виду или жанру искусства;
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в
действительности и в изображении;
выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием
фронтальной и угловой перспективы;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых
объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности
конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения
светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармоничных оттенков, творчески и
разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени,
цветоведения как выразительные средства в аппликациях и мозаичных коллективных
панно;
передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое
строение животных, фигуры человека.
К концу изучения данного курса у учащихся сформируются коммуникативные
навыки.
При
выполнении
работ
дети
проявят
аккуратность,
прилежание,
терпение,
усидчивость, умение доводить начатое до конца, бережное отношение к материалам и
инструментам.
При
создании
творческих
работ
учащиеся
выразят
свое
уважение
к
народным традициям, проявят самостоятельность.
Основными
критериями
оценки
работ
учащихся
являются:
правильное
использование
цвета,
композиции;
точные
пропорции,
применение
перспективы,
фантазии.
У
творческих
работ
оценивается
основная
тема,
оригинальность
композиционного и цветового решения.
Работы
детей,
соответствующие
основным
требованиям,
представляются
на
выставках декоративно-прикладного искусства, используются в оформлении кабинетов,
участвуют в конкурсах, фестивалях различных уровней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(135 часов)
№
Наименование разделов и тем
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
1
Вводное занятие.
1
1
1
2
2
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
5
6
6
6
3
Тематическое рисование
15
13
11
13
4
Декоративно рисование
4
4
7
4
5
Лепка
4
4
4
4
6
Аппликация
4
4
3
3
7
Тренировочные упражнения
-
1
1
1
8
Итоговое занятие
1
1
1
1
ИТОГО
33
34
34
34
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1 класс
№
Название темы
Вид занятия
Дата проведения
План
Факт
1
Вводное занятие
«Волшебный мир красок»
Беседа «Что мы будем
делать на занятиях?»-
ознакомление с акварельными,
гуашевыми красками.
Кто такой художник, чем
он занимается?
Организация рабочего
места учащегося.
2
Рисование с натуры «Дары
осени»
Рисование с натуры
овощей и фруктов.
3
Рисование на тему
«Осенний пейзаж»
Тематическое рисование
4
Декоративная работа
«Осенний узор»
Рисование
узоров
с
о б р а з ц о в
д е к о р а т и в н о -
прикладного искусства.
5
Лепка овощей и фруктов
Лепка из пластилина
6-7
Иллюстрирование «Моя
любимая сказка»
Декоративное рисование
8
Аппликация
«Геометрический орнамент
в полосе»
Аппликация
из
цветной
бумаги
9
Рисование на тему «Дикие
животные»
Тематическое рисование
10
Рисование с натуры
плюшевой игрушки
Рисование с натуры
11-12
Рисование на тему «Я и мои
друзья»
Тематическое рисование
13
Рисование с натуры
елочного шара
Рисование с натуры
14-15
Рисование на тему
«Новогодний праздник»
Тематическое рисование
16
Декоративная работа «Мы
рисуем сказочную ветку»
Декоративное рисование
по
образцам
го р од е ц ко й
росписи
17-18
Рисование на тему «Наши
зимние забавы»
Тематическое рисование
19-20
Создание картины
«Теремок»
Лепка из пластилина
21
Рисование с натуры
якутской национальной
посуды (Чороон)
Рисование с натуры
22
Рисование на тему «Мой
папа (дедушка)»
Тематическое рисование
23
Аппликация «Узор в круге»
Аппликация
24-25
Рисование на тему «Моя
Тематическое рисование
любимая мама»
26
«Цветочный коврик»
Аппликация
из
цветной
бумаги.
27
Лепка животных
Лепка из пластилина
28
Аппликация
«Геометрический орнамент
в квадрате»
Аппликация
из
цветной
бумаги
29
Рисование на тему «День
Победы»
Тематическое рисование
30
Рисование с натуры
«Весенний цветок»
Рисование с натуры
31-32
Рисование на тему «Весна»
Тематическое рисование
33
Рисование не тему «Лето»
Тематическое рисование
34
Обобщающее занятие.
Выставка.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
2 класс
№
Название темы
Вид занятия
Дата проведения
План
Факт
1
Вводное занятие
Повторение правил
изображения с натуры, работы
акварельными и гуашевыми
красками.
Повторение названий красок,
возможностей цвета.
2
Основы цветоведения
Выполнение живописных
упражнений
3
Осенние листья
Рисование с натуры
4
Рисование на тему «Салют»
Тематическое рисование
5
Портрет. Рисование на тему
«Мой друг»
Тематическое рисование
6
Рисование на тему
«Портрет мамы»
Тематическое рисование
7
Дары осеннего сада и
огорода
Рисование с натуры
8-9
Иллюстрирование олонхо
Тематическое рисование
10-11
В сказочном подводном
царстве
Тематическое рисование
12
Зимние забавы
Аппликация
13
Рисование с натуры шара
Рисование с натуры
14
Готовим наряд для елки
Декоративное рисование
15
Мы встречаем Новый год
Тематическое рисование
16
Якутские узоры
Декоративное рисование
17-18
Создание картины к сказке
«Биэс ынахтаах
Бэйбэрикээн эмээхсин»
Лепка из пластилина
(коллективная работа)
19-20
Рисование с натуры
натюрморта «Национальная
посуда»
Рисование с натуры
21
Рисование на тему «Мой
папа»
Тематическое рисование
22-23
Мы готовим подарок маме,
бабушке
Аппликация из цветной
бумаги, кусочков ткани
24
Домашние животные
Рисование с натуры
25
Рисование на тему «Наш
двор»
Тематическое рисование
26-27
Полет на другую планету
Тематическое рисование
28-29
Композиция из цветов
Лепка из соленого теста
30-31
Роспись по стеклу. Витраж
Декоративное рисование
32
Сказочный букет
Аппликация из цветной
бумаги
33
«Здравствуй, лето!»
Тематическое рисование
34
Обобщающее занятие.
Выставка.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
3 класс
№
Название темы
Вид занятия
Дата проведения
План
Факт
1
Вводное занятие
П о в т о р е н и е
з н а н и й
о
р и с о в а н и и
с
н а т у р ы ,
пропорциях, композиции.
П о в т о р е н и е
з н а н и й
о
р и с о в а н и и
с
н а т у р ы ,
пропорциях, композиции.
2
Цветоведение. Вливание
цвета в цвет. Растяжка тона.
Живописные упражнения
3
Осенние листья
Рисование
с
натуры
листьев
дерева, кустарника
4-5
Рисование на тему
«Осенний лес»
Тематическое рисование
6
Рисование с натуры грибов
Рисование с натуры
7
Растительные узоры в
полосе
Декоративное рисование
8-9
Иллюстрирование олонхо
Тематическое рисование
10-11
Рисование на тему «Мы
выбираем спорт»
Тематическое рисование
12
Рисование с натуры
предметов быта
Рисование с натуры
13
Сказочная птица
Аппликация
14
Изготовление елочных
игрушек
Декоративное рисование
15
Рисование на тему
«Сказочный Новый год»
Тематическое рисование
16
Рисование с натуры куба
Рисование с натуры
17-18
Создание картины к
якутским сказкам
Лепка из пластилина
19-20
Натюрморт «Национальная
посуда»
Рисование с натуры
21
Рисование на тему «На
страже Родины»
Тематическое рисование
22-23
Подарок маме (бабушке).
Магнитики
Лепка из соленого теста.
24-25
Иллюстрация к
литературным
произведениям
Тематическое рисование
26-28
Создание тематической
композиции по сказочным
сюжетам. Папье-маше
Декоративное рисование
29-30
Сказочная поляна
Аппликация
из
ц в е т н о й
бумаги
31-32
Роспись по стеклу. Витраж
Декоративное рисование
33
Рисование на тему «Весна»
Тематическое рисование
34
Обобщающее занятие.
Выставка.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
4 класс
№
Название темы
Вид занятия
Дата проведения
План
Факт
1-2
Вводное занятие
О с н о в ы
о б ъ ё м н о г о
изображения предметов (свет,
тень, полутень, блик, рефлекс,
падающая тень).
Понятие
перспективы.
В о з д у ш н а я
и
л и н е й н а я
перспектива.
3
Цветовой круг
4
Рисование на тему «Золотая
осень»
Тематическое рисование
5
Рисование натюрморта
(овощи, фрукты)
Рисование с натуры
6
Наброски домашних
животных
Рисование с натуры
7-8
Иллюстрирование олонхо
Тематическое рисование
9
Фигура человека в
движении
Аппликация
из
ц в е т н о й
бумаги
10-11
Рисование на тему
«Волшебный мир музыки»
Тематическое рисование
12-13
Рисование с натуры группы
геометрических тел
Рисование с натуры
14
Изготовление новогодней
игрушки
Декоративное рисование
15
«Веселый Дед Мороз»
Аппликация
из
ц в е т н о й
бумаги и других материалов
16-17
Зимние забавы
(развлечения, спорт)
Тематическое рисование
18-19
Лепка и роспись фигурок
по мотивам народного
эпоса
Лепка из пластилина
20
Рисование с натуры
чайника простой формы
Рисование с натуры
21
Рисование на тему «На
защите Родины»
Тематическое рисование
22
Портрет дамы
Аппликация
из
ц в е т н о й
бумаги, кусочков ткани
23-24
Работа в технике «Граттаж»
Тематическое рисование
25
Наброски с натуры фигуры
человека
Рисование с натуры
26-27
Иллюстрация к
литературным
произведениям
Тематическое рисование
28-29
Роспись по стеклу
Декоративное рисование
30
Плакат
Декоративное рисование
31-32
Л е п к а
т е м а т и ч е с к и х
композиций
Лепка из пластилина, соленого
теста
33
Рисование на тему «Лето»
Тематическое рисование
34
Обобщающее занятие.
Выставка.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1.
Поэтапное построение по различным темам занятий.
2.
Наброски птиц и животных.
3.
Фонд детских рисунков.
4.
Репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.
5.
Образцы орнаментов.
6.
СД-диски:
Энциклопедия школьника. Искусство и архитектура.
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия.
Шедевры русской живописи. Жизнь и творчество великих русских живописцев в
увлекательных интерактивных рассказах.
Методическая лаборатория. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Организация
проектной деятельности.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещённом
помещении. У каждого учащегося – своё место.
Для занятий необходимо:
Оборудование:
столы;
стулья;
учебная доска;
стаканчики для воды;
клеёнка на столы;
пластиковые доски для работы с пластилином;
муляжи фруктов и овощей для натюрмортов;
гипсовые геометрические тела;
гипсовая голова, части лица;
гипсовая розетка;
таблицы по цветоведению.
Инструменты:
кисти различной толщины;
ножницы;
стеки для пластилина;
карандаши (Т, ТМ, М);
цветные карандаши и фломастеры;
ластики;
кисть для клея;
Материалы:
акварельные и гуашевые краски;
пастель, сангина, цветные мелки, уголь;
калька белая;
бумага для акварели;
цветная бумага и картон;
бумага белая;
пластилин;
клей ПВА;
мел (белый и цветной).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для
студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1980
2.
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы
рисунка. М.: Просвещение, 1882
3.
Алехин А.Д. Когда начинается художник: Книга для учащихся. -М.: просвещение, Владос,
1994
4.
Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984
5.
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для
учителей. М.: Просвещение, 1979
6.
Никодеми Г.Б. Школа рисунка/ Пер. Г.Семеновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003
7.
Никодеми Г.Б. Техника живописи/ Пер. Г.Семеновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003
8.
Патеналл Филипп. Как научиться рисовать портрет: Пособие по рисованию/ Пер. с англ.
И.Гиляровой.- М.: Изд-во Эксмо - Пресс, 2001
9.
Мировое искусство (500 мастеров живописи)/ Сост. И.Г.Мосин – СПб: ООО «СЗКЭО
«Кристалл», 2006
10.
Жегалова С. Росписи Хохломы. М.: Изд-во «Детская литература», 1990
11.
Уроки мастерства. Рисуем пастелью 1,2/ 1,2,3,4/ Пер. с исп.: - М.: Мой мир Гмб@Ко. КГ,
2005
12.
Уроки мастерства. Основы рисунка 1, 2/1,2,3,4/ Пер. с исп.: - М.: Мой мир Гмб@Ко. КГ,
2004
13.
Уроки мастерства. Рисуем карандашом 1, 21,2,3,4/ Пер. с исп.: - М.: Мой мир Гмб@Ко.
КГ, /2004
14.
Уроки мастерства. Рисуем акварелью 1,2,3,4/ Пер. с исп.: - М.: Мой мир Гмб@Ко. КГ, 2005
15.
Подборка журналов «Эскиз». Детский журнал об искусстве. №1-6, 2009
16.
Подборка журналов «Изобразительное искусство в школе». Научно-методический и
научно-популярный журнал. 2002-2005
17.
Дорожин Ю.Г. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика – Синтез, 2003
(6шт)
18. Алан Гир и Барри Фристоун. Роспись по стеклу. 20 чудесных проектов в стиле
модерн. М.: «АРТ – РОДНИК», 2004