Напоминание

Программа изостудии "Кустук" 1-4 классы


Автор: Герасимова Варвара Егоровна
Должность: учитель изо и черчения
Учебное заведение: МБОУ "Едяйская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Едяй Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Программа изостудии "Кустук" 1-4 классы
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Едяйская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МО зам.директора по УР Директор МБОУ «ЕСОШ»

Валеолого - эстетического цикла __________ Кельцинова О.В. _________ Самсонов П.В.

«____»_____________ 2016г. «____»_____________ 2016г. «____»_____________ 2016г.

Протокол №______

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Изостудия «Кустук»

(1-4 классы)

Составитель:

Герасимова В.Е., учитель ИЗО и черчения

с.Едяй

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Изостудия «Кустук» имеет

художественную направленность.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры

личности,

овладение

культурным

национальным

наследием.

Учебный

предмет

«Изобразительное

искусство»

в

общеобразовательной

школе

достигает

этой

цели

с

помощью

специальных

средств

содержания,

форм

и

методов

обучения,

соответствующих

содержанию

и

форме

самого

искусства,

а

занятия

в

объединении

«Изостудия» дают возможность детям изучить предмет глубже, раскрыть свои творческие

способности, овладеть различными способами и видами изобразительного искусства,

развить мышление и фантазию.

Программа рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, с учетом возрастных

особенностей учащихся, особенностей времен года и интересов школьников.

Цель

программы:

создание

условий

для

развития

творческих

способностей

учащихся в процессе овладения различными приемами и способами изобразительного

искусства.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

познакомить с элементарными знаниями основ реалистического рисунка;

формировать навыки рисования с натуры, по памяти и представлению;

познакомить с особенностями работы в области декоративно–прикладного и народного

искусства, лепки и аппликации;

Развивающие:

развивать

изобразительные

способности,

художественный

вкус,

творческое

воображение, пространственное мышление, эстетическое чутьё и понимание прекрасного;

прививать интерес к процессу творчества;

способствовать развитию эстетического восприятия;

способствовать развитию мелкой моторики рук;

способствовать адаптации учащихся к условиям современного мира;

Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к искусству;

воспитывать уважение к народным традициям;

воспитывать коммуникативные навыки;

воспитывать

аккуратность,

прилежание,

терпение,

усидчивость,

умение

доводить

начатое до конца;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены основные виды

занятий:

рисование

с

натуры

(рисунок

и

живопись),

рисование

на

темы

и

иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами

дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы положены:

-

тематический

принцип

планирования

учебного

материала,

что

отвечает

задачам

нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы

детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования школьников, обучения и творческой деятельности

учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и

понимать

произведения

искусства,

прекрасное

и

безобразное

в

окружающей

действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства,

что

достигается,

прежде

всего,

введением

самостоятельного

раздела

«Беседы

об

изобразительном

искусстве»

за

счет

тщательного

отбора

и

систематизации

картин,

отвечающих принципу доступности;

-

система

творческих

заданий

на

основе

ознакомления

с

народным

декоративно-

прикладным искусством;

-

система

межпредметных

связей

(изобразительное

искусство,

чтение,

русский

язык,

музыка,

труд,

окружающий

мир),

что

позволяет

почувствовать

практическую

направленность занятий объединения, их связь с жизнью;

-

соблюдение

преемственности

в

изобразительном

искусстве

младших

школьников

и

дошкольников;

- направленность содержания программы объединения на активное развитие у детей

эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности,

эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д

Для

выполнения

творческих

заданий

учащиеся

могут

выбрать

разнообразные

художественные

материалы:

карандаш,

акварель,

гуашь,

сангину

или

уголь,

тушь,

фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др..

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что рисование полезно

детям. Изучая приемы и элементы изобразительного искусства, учащиеся знакомятся с

основами декоративно-прикладного искусства, а также традиционной культурой народа

Саха.

Школьники

совершенствуют

свои

графические

навыки,

развивают

вкус,

воображение,

мелкую

моторику

рук.

Дети

становятся

более

самостоятельными.

Они

учатся

анализировать

и

оценивать

свою

работу,

реализуют

свое

право

на

выбор.

Программа

также

способствует

формированию

социальных

навыков,

расширяет

возможности общения.

Программа изостудии «Кустук»» рассчитана на 4 года обучения: с 1 по 4 класс по 1 часу в

неделю. В 1 классе – 33 часа в год, во 2-4 классах по 34 часа в год.

Освоив

базовый

курс,

ребенок

может

и

в

дальнейшем

посещать

объединение,

углубляя

свои

познания

в

различных

видах

изобразительного

искусства,

раскрывая

творческие возможности, воспитывая эстетический вкус, создавая творческие работы.

Формы организации занятий:

Используются различные формы организации занятий:

фронтальная;

коллективная.

Особое внимание уделяется индивидуальной форме как наилучшей возможности

сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

К концу первого года обучения (1 класс) дети должны знать:

названия главных цветов (радуга);

элементарные правила смешения цветов;

уметь:

передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

работать акварельными, гуашевыми красками;

выполнять геометрические узоры в полосе, круге, квадрате;

пользоваться приёмами лепки;

составлять несложные аппликационные композиции.

К концу второго года обучения (2 класс) дети должны получить знания:

о деятельности художника;

о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

о художественной росписи по стеклу;

об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;

об основных цветах солнечного спектра; о главных красках.

уметь:

передавать форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;

определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа

бумаги;

лепить несложные объекты действительности, животных;

составлять аппликационные композиции;

выполнять простые приемы росписи по стеклу.

К концу третьего года обучения (3 класс) дети должны усвоить:

понятия «живописец», «график», «графика», «архитектор», «архитектура», «набросок»,

«теплый цвет», «холодный цвет»;

простейшие правила смешения холодного и тёплого оттенков;

уметь:

выражать своё отношение к произведениям искусства;

чувствовать сочетание цветов;

использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное

строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом

главное в рисунке;

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение

общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм

растительного и животного мира;

использовать особенности силуэта, ритма элементов, в полосе, прямоугольнике, круге;

творчески применять простейшие приемы растительного узора;

использовать силуэт и светлотный контраст для передачи

«радостных»

цветов

в

декоративной композиции;

расписывать готовые изделия согласно эскизу.

К концу четвёртого года обучения (4 класс) дети должны усвоить:

начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия

рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, коло -

рит и т.п.);

термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;

начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву и украшении

домов и предметов быта;

начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты

света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

простейшие сведения о наглядной перспективе, о линии горизонта, точке схода и т.

д.;

начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая

тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и

группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для

отдельных предметов —смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

уметь:

рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства

(содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или

иному виду или жанру искусства;

чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в

действительности и в изображении;

выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием

фронтальной и угловой перспективы;

передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых

объектов;

анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности

конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения

светотени на поверхности предмета;

использовать цветовой контраст и гармоничных оттенков, творчески и

разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;

использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени,

цветоведения как выразительные средства в аппликациях и мозаичных коллективных

панно;

передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое

строение животных, фигуры человека.

К концу изучения данного курса у учащихся сформируются коммуникативные

навыки.

При

выполнении

работ

дети

проявят

аккуратность,

прилежание,

терпение,

усидчивость, умение доводить начатое до конца, бережное отношение к материалам и

инструментам.

При

создании

творческих

работ

учащиеся

выразят

свое

уважение

к

народным традициям, проявят самостоятельность.

Основными

критериями

оценки

работ

учащихся

являются:

правильное

использование

цвета,

композиции;

точные

пропорции,

применение

перспективы,

фантазии.

У

творческих

работ

оценивается

основная

тема,

оригинальность

композиционного и цветового решения.

Работы

детей,

соответствующие

основным

требованиям,

представляются

на

выставках декоративно-прикладного искусства, используются в оформлении кабинетов,

участвуют в конкурсах, фестивалях различных уровней.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(135 часов)

Наименование разделов и тем

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

1

Вводное занятие.

1

1

1

2

2

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

5

6

6

6

3

Тематическое рисование

15

13

11

13

4

Декоративно рисование

4

4

7

4

5

Лепка

4

4

4

4

6

Аппликация

4

4

3

3

7

Тренировочные упражнения

-

1

1

1

8

Итоговое занятие

1

1

1

1

ИТОГО

33

34

34

34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1 класс

Название темы

Вид занятия

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие

«Волшебный мир красок»

Беседа «Что мы будем

делать на занятиях?»-

ознакомление с акварельными,

гуашевыми красками.

Кто такой художник, чем

он занимается?

Организация рабочего

места учащегося.

2

Рисование с натуры «Дары

осени»

Рисование с натуры

овощей и фруктов.

3

Рисование на тему

«Осенний пейзаж»

Тематическое рисование

4

Декоративная работа

«Осенний узор»

Рисование

узоров

с

о б р а з ц о в

д е к о р а т и в н о -

прикладного искусства.

5

Лепка овощей и фруктов

Лепка из пластилина

6-7

Иллюстрирование «Моя

любимая сказка»

Декоративное рисование

8

Аппликация

«Геометрический орнамент

в полосе»

Аппликация

из

цветной

бумаги

9

Рисование на тему «Дикие

животные»

Тематическое рисование

10

Рисование с натуры

плюшевой игрушки

Рисование с натуры

11-12

Рисование на тему «Я и мои

друзья»

Тематическое рисование

13

Рисование с натуры

елочного шара

Рисование с натуры

14-15

Рисование на тему

«Новогодний праздник»

Тематическое рисование

16

Декоративная работа «Мы

рисуем сказочную ветку»

Декоративное рисование

по

образцам

го р од е ц ко й

росписи

17-18

Рисование на тему «Наши

зимние забавы»

Тематическое рисование

19-20

Создание картины

«Теремок»

Лепка из пластилина

21

Рисование с натуры

якутской национальной

посуды (Чороон)

Рисование с натуры

22

Рисование на тему «Мой

папа (дедушка)»

Тематическое рисование

23

Аппликация «Узор в круге»

Аппликация

24-25

Рисование на тему «Моя

Тематическое рисование

любимая мама»

26

«Цветочный коврик»

Аппликация

из

цветной

бумаги.

27

Лепка животных

Лепка из пластилина

28

Аппликация

«Геометрический орнамент

в квадрате»

Аппликация

из

цветной

бумаги

29

Рисование на тему «День

Победы»

Тематическое рисование

30

Рисование с натуры

«Весенний цветок»

Рисование с натуры

31-32

Рисование на тему «Весна»

Тематическое рисование

33

Рисование не тему «Лето»

Тематическое рисование

34

Обобщающее занятие.

Выставка.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

2 класс

Название темы

Вид занятия

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие

Повторение правил

изображения с натуры, работы

акварельными и гуашевыми

красками.

Повторение названий красок,

возможностей цвета.

2

Основы цветоведения

Выполнение живописных

упражнений

3

Осенние листья

Рисование с натуры

4

Рисование на тему «Салют»

Тематическое рисование

5

Портрет. Рисование на тему

«Мой друг»

Тематическое рисование

6

Рисование на тему

«Портрет мамы»

Тематическое рисование

7

Дары осеннего сада и

огорода

Рисование с натуры

8-9

Иллюстрирование олонхо

Тематическое рисование

10-11

В сказочном подводном

царстве

Тематическое рисование

12

Зимние забавы

Аппликация

13

Рисование с натуры шара

Рисование с натуры

14

Готовим наряд для елки

Декоративное рисование

15

Мы встречаем Новый год

Тематическое рисование

16

Якутские узоры

Декоративное рисование

17-18

Создание картины к сказке

«Биэс ынахтаах

Бэйбэрикээн эмээхсин»

Лепка из пластилина

(коллективная работа)

19-20

Рисование с натуры

натюрморта «Национальная

посуда»

Рисование с натуры

21

Рисование на тему «Мой

папа»

Тематическое рисование

22-23

Мы готовим подарок маме,

бабушке

Аппликация из цветной

бумаги, кусочков ткани

24

Домашние животные

Рисование с натуры

25

Рисование на тему «Наш

двор»

Тематическое рисование

26-27

Полет на другую планету

Тематическое рисование

28-29

Композиция из цветов

Лепка из соленого теста

30-31

Роспись по стеклу. Витраж

Декоративное рисование

32

Сказочный букет

Аппликация из цветной

бумаги

33

«Здравствуй, лето!»

Тематическое рисование

34

Обобщающее занятие.

Выставка.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

3 класс

Название темы

Вид занятия

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие

П о в т о р е н и е

з н а н и й

о

р и с о в а н и и

с

н а т у р ы ,

пропорциях, композиции.

П о в т о р е н и е

з н а н и й

о

р и с о в а н и и

с

н а т у р ы ,

пропорциях, композиции.

2

Цветоведение. Вливание

цвета в цвет. Растяжка тона.

Живописные упражнения

3

Осенние листья

Рисование

с

натуры

листьев

дерева, кустарника

4-5

Рисование на тему

«Осенний лес»

Тематическое рисование

6

Рисование с натуры грибов

Рисование с натуры

7

Растительные узоры в

полосе

Декоративное рисование

8-9

Иллюстрирование олонхо

Тематическое рисование

10-11

Рисование на тему «Мы

выбираем спорт»

Тематическое рисование

12

Рисование с натуры

предметов быта

Рисование с натуры

13

Сказочная птица

Аппликация

14

Изготовление елочных

игрушек

Декоративное рисование

15

Рисование на тему

«Сказочный Новый год»

Тематическое рисование

16

Рисование с натуры куба

Рисование с натуры

17-18

Создание картины к

якутским сказкам

Лепка из пластилина

19-20

Натюрморт «Национальная

посуда»

Рисование с натуры

21

Рисование на тему «На

страже Родины»

Тематическое рисование

22-23

Подарок маме (бабушке).

Магнитики

Лепка из соленого теста.

24-25

Иллюстрация к

литературным

произведениям

Тематическое рисование

26-28

Создание тематической

композиции по сказочным

сюжетам. Папье-маше

Декоративное рисование

29-30

Сказочная поляна

Аппликация

из

ц в е т н о й

бумаги

31-32

Роспись по стеклу. Витраж

Декоративное рисование

33

Рисование на тему «Весна»

Тематическое рисование

34

Обобщающее занятие.

Выставка.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

4 класс

Название темы

Вид занятия

Дата проведения

План

Факт

1-2

Вводное занятие

О с н о в ы

о б ъ ё м н о г о

изображения предметов (свет,

тень, полутень, блик, рефлекс,

падающая тень).

Понятие

перспективы.

В о з д у ш н а я

и

л и н е й н а я

перспектива.

3

Цветовой круг

4

Рисование на тему «Золотая

осень»

Тематическое рисование

5

Рисование натюрморта

(овощи, фрукты)

Рисование с натуры

6

Наброски домашних

животных

Рисование с натуры

7-8

Иллюстрирование олонхо

Тематическое рисование

9

Фигура человека в

движении

Аппликация

из

ц в е т н о й

бумаги

10-11

Рисование на тему

«Волшебный мир музыки»

Тематическое рисование

12-13

Рисование с натуры группы

геометрических тел

Рисование с натуры

14

Изготовление новогодней

игрушки

Декоративное рисование

15

«Веселый Дед Мороз»

Аппликация

из

ц в е т н о й

бумаги и других материалов

16-17

Зимние забавы

(развлечения, спорт)

Тематическое рисование

18-19

Лепка и роспись фигурок

по мотивам народного

эпоса

Лепка из пластилина

20

Рисование с натуры

чайника простой формы

Рисование с натуры

21

Рисование на тему «На

защите Родины»

Тематическое рисование

22

Портрет дамы

Аппликация

из

ц в е т н о й

бумаги, кусочков ткани

23-24

Работа в технике «Граттаж»

Тематическое рисование

25

Наброски с натуры фигуры

человека

Рисование с натуры

26-27

Иллюстрация к

литературным

произведениям

Тематическое рисование

28-29

Роспись по стеклу

Декоративное рисование

30

Плакат

Декоративное рисование

31-32

Л е п к а

т е м а т и ч е с к и х

композиций

Лепка из пластилина, соленого

теста

33

Рисование на тему «Лето»

Тематическое рисование

34

Обобщающее занятие.

Выставка.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1.

Поэтапное построение по различным темам занятий.

2.

Наброски птиц и животных.

3.

Фонд детских рисунков.

4.

Репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.

5.

Образцы орнаментов.

6.

СД-диски:

Энциклопедия школьника. Искусство и архитектура.

Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия.

Шедевры русской живописи. Жизнь и творчество великих русских живописцев в

увлекательных интерактивных рассказах.

Методическая лаборатория. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Организация

проектной деятельности.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещённом

помещении. У каждого учащегося – своё место.

Для занятий необходимо:

Оборудование:

столы;

стулья;

учебная доска;

стаканчики для воды;

клеёнка на столы;

пластиковые доски для работы с пластилином;

муляжи фруктов и овощей для натюрмортов;

гипсовые геометрические тела;

гипсовая голова, части лица;

гипсовая розетка;

таблицы по цветоведению.

Инструменты:

кисти различной толщины;

ножницы;

стеки для пластилина;

карандаши (Т, ТМ, М);

цветные карандаши и фломастеры;

ластики;

кисть для клея;

Материалы:

акварельные и гуашевые краски;

пастель, сангина, цветные мелки, уголь;

калька белая;

бумага для акварели;

цветная бумага и картон;

бумага белая;

пластилин;

клей ПВА;

мел (белый и цветной).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для

студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1980

2.

Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы

рисунка. М.: Просвещение, 1882

3.

Алехин А.Д. Когда начинается художник: Книга для учащихся. -М.: просвещение, Владос,

1994

4.

Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984

5.

Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для

учителей. М.: Просвещение, 1979

6.

Никодеми Г.Б. Школа рисунка/ Пер. Г.Семеновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003

7.

Никодеми Г.Б. Техника живописи/ Пер. Г.Семеновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003

8.

Патеналл Филипп. Как научиться рисовать портрет: Пособие по рисованию/ Пер. с англ.

И.Гиляровой.- М.: Изд-во Эксмо - Пресс, 2001

9.

Мировое искусство (500 мастеров живописи)/ Сост. И.Г.Мосин – СПб: ООО «СЗКЭО

«Кристалл», 2006

10.

Жегалова С. Росписи Хохломы. М.: Изд-во «Детская литература», 1990

11.

Уроки мастерства. Рисуем пастелью 1,2/ 1,2,3,4/ Пер. с исп.: - М.: Мой мир Гмб@Ко. КГ,

2005

12.

Уроки мастерства. Основы рисунка 1, 2/1,2,3,4/ Пер. с исп.: - М.: Мой мир Гмб@Ко. КГ,

2004

13.

Уроки мастерства. Рисуем карандашом 1, 21,2,3,4/ Пер. с исп.: - М.: Мой мир Гмб@Ко.

КГ, /2004

14.

Уроки мастерства. Рисуем акварелью 1,2,3,4/ Пер. с исп.: - М.: Мой мир Гмб@Ко. КГ, 2005

15.

Подборка журналов «Эскиз». Детский журнал об искусстве. №1-6, 2009

16.

Подборка журналов «Изобразительное искусство в школе». Научно-методический и

научно-популярный журнал. 2002-2005

17.

Дорожин Ю.Г. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного

искусства. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика – Синтез, 2003

(6шт)

18. Алан Гир и Барри Фристоун. Роспись по стеклу. 20 чудесных проектов в стиле

модерн. М.: «АРТ – РОДНИК», 2004



В раздел образования