Автор: Склярова Светлана Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сказки о красках"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда»
400048, г. Волгоград, пр-кт им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 153.
тел. 78-61-93, 78-61-76 e-mail:dzercdt@yandex
Методическая разработка
«Сказки о красках»
Автор-составитель
педагог дополнительного образования
Склярова Светлана Николаевна
Волгоград, 2017 г.
1
Общеразвивающая программа «Восприятие цвета и формы» направлена
на развитие перцептивного опыта у детей 5-6 лет.
Развитие перцептивного
опыта,
т.е.
способность
правильно
и
точно
воспринимать
цвет
и
форму
предмета
и
явления,
имеет
очень
большое
значение для последующего развития ребенка, для подготовки его к будущей
самостоятельной деятельности. Это развитие происходит не само собой, не
спонтанно, а под воздействием воспитания, путем передачи определенных
знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями.
Обогащение
и
расширение
перцептивного
опыта
происходит
в
дошкольный период развития ребенка. С самого рождения ребенок познает
окружающий мир, тем самым, формируются перцептивные процессы. К 5-6
годам
жизни
он
приобретает начальный жизненный
опыт,
эти
знания
с
помощью взрослого систематизируются, дополняются, усовершенствуются.
Для
развития
ребенка
актуально
становится
научить
его
пользоваться
полученными знаниями, применять в своей деятельности.
Перцептивное воспитание определяется тем, что познание окружающей
действительности основывается, прежде всего, на ощущение и восприятие.
Человек узнает цвет и форму предметов и явлений с помощью зрительного
восприятия, которое обладает такими способностями:
Целостное
восприятие
предмета
во
всей
совокупности
его
существенных свойств.
Аналитическое восприятие, т. е. способность расчленять предмет на его
различные свойства.
Восприятие
одного
или
нескольких
предметов
в
различных
пространственных положениях.
Благодаря зрительному представлению происходит осознание известных
материальных объектов, их восприятие, которое происходит поэтапно:
1.знакомство с названием объекта, при этом подразумевается, прежде
всего, его цвет и форма;
2.опознание его по важнейшим свойствам;
3.дифференцировка объекта в системе подобных и отличающихся от
него других явлений, с опорой на опыт ребенка.
Развитие восприятия цвета и формы используется в продуктивных видах
деятельности, таких как рисование, лепка и конструирование.
На первом году обучения для реализации программы поставлена цель:
способствовать развитию у ребенка восприятия цвета.
Для
достижения
поставленной
цели
были
поставлены
и
решены
следующие задачи:
Развивать
у
ребенка
представления
о
функциях
цвета,
которые
позволяет ему
- характеризовать предмет, используя его цветовые свойства;
- вызывать определенные чувства у других людей, на основе цветовых
предпочтений;
- использовать цвет для выражения своих чувств.
2
Учить видеть предмет
- в сочетании цвета;
- в противоречиях или несогласованности цвета.
Для лучшего усвоения материала используется сказка. Сказка – народно-
поэтическое
или
литературное
повествовательное
произведение
о
вымышленных
лицах
и
событиях,
преимущественное
с
участием
волшебных, фантастических сил. (Толковый словарь)
Сказка близка ребенку 5-6 лет. Он не может понять многих понятий
окружающего мира, т. к. не достаточно имеет знаний и не богат жизненным
опытом.
Ребенок
легко
воспринимает
вымысел,
фантазию
и
хорошо
запоминает знания, которые даются в сказке. Новые знания по восприятию
цвета даются в сказочных ситуациях. В сказке главный герой плюшевая
игрушка Мишутка, который приходит у детям на занятия и рассказывает
сюжет в сказки. Попадая в город Красок, ребенок знакомится с различными
цветами, узнает их особенности. Дети легче запоминают новые знания о
цвете, связывая их со сказочной ситуацией и героями. Процесс запоминания
(память)
опирается
на
образы,
которые
близки
ребенку
и
вызывают
положительные эмоции.
При
рассказе
новой
сказки
дети
внимательно
слушают
ее,
рассматривают картинку, выставляемые педагогом. В ходе рассказа педагог
спрашивает, сто изменилось на картинках, почему это произошло. В конце
рассказа
педагог
задает
вопрос
для
подведения
вывода
(Как
получились
зеленые
иголки?;
Какие
главные
краски?).
Таким
образом,
развивается
внимание
и
наблюдательность,
что
помогает
сделать
правильный
вывод.
Сделанный самостоятельно вывод, ребенок
быстрее запоминает его
и
использует впоследствии. Для закрепления материала показываются приемы
смешивания цветов (опыт). Ребенок чувствует себя первооткрывателем чего-
то неизвестного, нового. Детям хочется самостоятельно получить новый свет,
многие
проводят
опыты
дома
с
родителями
и
делятся
впечатлениями
о
полученном результате на следующих занятиях.
На
занятиях
при
изучении основных
цветов
дети
знакомятся
со
сказками:
«Красная
модница»,
«Синяя
краска»,
«Волшебная
желтая
краска».
«Красная модница»
В одной далекой стране, в необычном городе жили краски. Они были
самые разные. Город так и называли – город Красок. Посмотрите, какие в
этом городе были улицы, площади, дома (иллюстрация города). Все дома
были разного цвета. У каждой краски был дом своего цвета. В этот город
приехал наш Мишутка и познакомился с его жителями. Они стали друзьями.
Мишутка хочет и нас познакомить с его друзьями-красками.
В одном высоком красивом доме красного цвета жила краска. Как вы
думаете,
какого
она
была
цвета?
Правильно,
в
этом
доме
жила
краска
красного цвета (иллюстрация). Она была вся красного цвета, даже волосы
были красные, и носила одежду красного цвета. Эта краска была модница,
3
она любила надевать красивые красные платья и показывать их всем своим
друзьям-краскам.
Один раз она надела свое новое платье и пошла на главную площадь
города, на которой любили гулять краски. В центре площади находился
красивый
фонтан
(иллюстрация).
Вода
в
фонтане
сильно
брызгала,
что
вокруг него появились лужи. Наша модница не заметила лужи и наступила в
нее своей красной туфелькой. Когда она стала отходить от лужи, Мишутка
заметил красные следы (иллюстрация). Эти следы были не такие яркие как
сама Красная краска. Почему? Красная краска была разбавлена водой. Краска
может
быть
ярко
красная
и
бледно
красная. Задание:
разложите
следы
красной краски от темного к светлому оттенку.
Красная краска приглашала Мишутку к себе в гости. Посмотрите, какой
дом был из нутрии у краски-модницы. Какие цвета вы увидели? Какой еще
цвет любит Красная краска? Почему? Красная краска любит розовый цвет, т.
к.
он
получается
путем
смешивания
белой
краски
и
розовой.
Давайте
попробуем смешать. (проводится опыт) Смог бы получиться розовый цвет
без красной краски? Нет. По этому она и любит розовый цвет.
В доме у Красной краски много картин. На них нарисованы картины
предметов,
которые
всегда
в
жизни
красного
и
розового
цвета.
Что
нарисовано на этих картинах?
Красная краска поила Мишутку чаем с красным вареньем. Из каких ягод
было сварено варенье?
«Синяя краска»
В другом доме, на крыше которого был прикреплен кораблик, синего
цвета жила другая краска. Какого цвета была эта краска? В этом доме жил
мальчик Синяя краска (иллюстрация). Он любил синий цвет и одевался в
синюю одежду. Его волосы и глаза были синего цвета, а кожа была бледно-
синего цвета.
Синяя
краска
любил
строить
корабли
с
парусами
–
парусники.
Он
построил новый парусник (иллюстрация). Какого цвета корабль, его паруса?
Мальчик решил показать Мишутке, как плавает парусник. Они пошли на
площадь к фонтану. Синяя краска стал спускать свой корабль на воду и
нечаянно намочил руку. С его руки стали капать капли (иллюстрация). Какого
цвета были эти капли? Они были светлее или темнее, чем сама синяя краска?
Почему? Капли были светлее, потому что синяя краска разбавилась водой.
Задание: разложите капли синего цвета от темного оттенка к светлому (и
наоборот).
Синяя краска любил не только синий цвет, ему еще нравился голубой
цвет. Почему? Когда получаем голубой цвет, мы смешиваем белый и синий
(проводится опыт). Без синего цвета не получилась бы голубая краска.
Синяя краска любит фотографировать и делать фотографии. У него дома
очень
много
фотографий.
Он
их
раскладывает
в
фотоальбомы,
а
самые
красивые вешает на стенки. На этих фотографиях все предметы синего и
голубого
цвета.
Что
может
быть
на
них
сфотографировано?
Некоторые
фотографии Мишутка привез показать вам (иллюстрации).
4
«Волшебная желтая краска»
В один солнечный день Красная и Синяя краски пригласили Мишутку
погулять на волшебную поляну. На этой поляне жила одна краска. Она очень
любила тишину, солнышко. По этому жила за городом, на волшебной поляне.
Дорога на эту поляну была в виде домино. Задание: выложите дорогу из
карточек. Карточки в виде домино, на одно половине карточки один цвет, на
другой половине карточки другой цвет. Цвета: красный, розовый, синий,
голубой (темного и светлого оттенка).
Друзья пришли на волшебную поляну. На этой поляне росли желтые
цветы, но они были темного и светлого оттенка (иллюстрация). Мишутка
спросил: «Где же новая краска?» Друзья ответили: «Вот она!» Какая краска
жила на этой волшебной поляне? Там жила Желтая краска, но она была тоже
волшебная. Она любила превращаться в цветы. Какого оттенка была Желтая
краска: темного или светлого? Желтый цветок темного оттенка повернул
бутончик к Мишутке, и Мишутка увидел лицо Желтой краски. Мишутка
познакомился с новой краской. Ему очень понравилось на волшебной поляне.
Когда друзья собирались уходить, Желтая краска подарила Мишутке
букет цветов. Эти цветы были волшебные, они никогда не вянут. Мишутка
принес эти цветы вам.
Задание: разложите цветы от темного оттенка к
светлому (и наоборот).
На
занятиях
при
изучении дополнительных
цветов
и
пути
их
получения используются сказки: «В сказочном лесу», «Оранжевый зонтик»,
«Шутка
ветра» , «Радуга-дуга»,
«Цветик
–
семицветик»,
«Необычная
бабочка».
«В сказочном лесу»
В один прекрасный летний день Мишутка со своими друзьями пошел на
поляну, которая была за городом. Вдруг они увидели необычные деревья-
елки. Одни елки были синего цвета. Они были высокие и стройные. Какого
цвета были иголки на этих елках? На другой стороне поляны росли елки
желтого цвета. Они были очень пушистые. Какого цвета были иголки на этих
елках? (иллюстрации)
Синие и желтые елки стали спорить между собой. Синие елки говорили:
«Мы самые красивые! Вот какие мы стройные и высокие!» Желтые отвечали:
«Нет! Мы самые красивые! Смотрите, какие мы пушистые!» Они так громко
спорили, что разбудили ветер, который спал на высоком дубе. Ветер сильно
рассердился и стал дуть. Задание: покажите как сильно дул ветер.
Он дул так сильно, что с синих и желтых елок слетели все иголки и
стали кружить в воздухе. Когда ветер утих, то на поляне не было больше ни
синих, ни желтых елок. А появились высокие стройные пушистые зеленые
елки (иллюстрация). Вы не знаете, откуда появились зеленые елки? При
смешивании
синего
и
желтого
цвета
получается
зеленый
цвет.
(Дети
приступают к проверке информации, рассказанной в сказке).
«Оранжевый зонтик»
5
Красная краска любит гулять. Она вышла на улицу. В этот день была
жаркая погода. Красная краска взяла самый свой любимый зонтик от солнца.
Какого цвета был ее зонт? Правильно, красного цвета.
Она вышла с ним на площадь и стала его крутить, всем показывая и
хвастая. В
небе ярко светило солнышко. Оно стало сильно припекать и
своими желтыми лучами задело зонт. Произошло чудо. Зонтик сразу изменил
свой
цвет.
Он
стал
оранжевым
(иллюстрации).
Почему
зонтик
стал
оранжевого цвета? Смешивая красный и желтый цвет, получится краска
оранжевого цвета. Давайте попробуем смешать эти краски и получить самим
оранжевую краску. Проводится опыт.
«Шутка ветра»
Красная
краска
очень
скучала
по
своему
красному
зонтику.
Что
случилось с ним? Он стал оранжевым. Красная краска пошла в магазин и
купила себе новый красный зонт. Она решила показать его своим друзьям.
Модница взяла свой новый зонт и пошла на площадь. Она раскрыла его и
стала прогуливаться рядом с фонтаном.
В городе Красок жил ветер, который любит шутить и играть. Он решил
пошутить над Красной краской и сильно подул на ее зонт. Зонтик вылетел из
рук Красной краски и упал в фонтан. Какого цвета вода в фонтане? Синего.
Когда зонтик упал в фонтан, то вода стала изменять свой цвет. Она стала
фиолетового
цвета.
Почему
вода
изменила
свой
цвет?
При
смешивании
красного и синего цвета, получается фиолетовая краска. Попробуем сами
получить фиолетовый цвет. Проводиться опыт.
«Радуга-дуга»
Мишутка
вышел
на
улицу,
поднял
голову
вверх
и
увидел
в
небе
разноцветную
ленточку.
Что
за
ленточку
он
увидел?
Он
увидел
радугу.
Краски рассказали ему секрет радуги, какие цвета есть в ней.
Мишутка решил рассказать вам этот секрет. Посмотрите, какие цвета вы
видите на радуге? Красный, желтый и синий. (иллюстрация) Между этими
цветами спрятались другие цвета. Какой цвет между красным и желтым
цветом? Он получается при смешивании этих цветов. (раскрывается цветовая
полоска на радуге) Какой цвет между желтым и синим, синим и красным?
(раскрываются полоски) Из трех красок получилась вся радуга. Потому что
эти краски главные, из них получаются все другие краски.
Но осталась одна полоска. Это полоска голубого цвета. Знаете, почему у
радуги есть голубая и синяя полоска? Почему радуга любит сини оттенки?
После чего появляется радуга? Она любить дождь. Дождь, какого цвета? Вот
почему в радуге есть и синий и голубой цвет.
Мишутка узнал от красок про стихотворение о радуге. Послушайте его:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» Первая буква каждого
слова показывает цвет радуги. Каждый – красный, охотник – оранжевый,
желает – желтый, знать – зеленый, где – голубой, сидит – синий, фазан –
фиолетовый.
«Цветик – семицветик»
6
Мишутка на волшебной поляне увидел необычный цветок, у него было
семь лепестков. Они напомнили ему радугу, т. к. лепестки располагались по
цветам радуги. Вот этот цветок, но Мишутка не успел его разукрасить.
Помогите ему. Какого цвета будет первый лепесток? Красного. А второй?
Оранжевого и т.д. Дети выкладывают лепестки цветка.
На этой поляне
было много таких цветов, у которых лепестки напоминали Мишутке радугу.
Он назвал их Цветик – семицветик.
Что мы не раскрасили на нашем цветке? Серединку. На волшебной
поляне у каждого цветка была серединка своего цвета. Какого цвета вы
хотите закрасить серединку у своего цветка? Разукрасьте своим цветом.
«Необычная бабочка»
В городе Красок жил художник. Художник решил нарисовать картину, он
пошел на поляну и стал доставать свои краски. В этом лесу жил гном. Он
очень хотел научиться нарисовать, но у него не было красок. Гном увидел
художника, который достает краски, и решил взять их у художника. Он
попросил краски у художника. Художник предложил гному самому выбрать
нужные краски и оставить ему, ведь художнику тоже надо рисовать. Гном
выбрал себе краски, оставив три цвета: красный, синий, желтый. Художник
не расстроился, что у него остались эти краски. Почему? Правильно, эти
краски
основные,
из
них
получаются
другие
краски.
Какие
получаются
краски?
Посмотрите, какую картину нарисовал художник. Но в картине есть
белые пятна, которые художник не разукрасил. У него не было нужного
цвета? Какой краски ему не хватало? Коричневый. Где же взять коричневую
краску? В городе Красок
летают волшебные бабочки. У них не четыре
крылышка,
а
шесть.
(иллюстрация)
Посмотрите
какого
цвета
у
бабочки
крылья? Крылья у бабочки основных цветов. Какого цвета тельце у бабочки?
Для получения коричневого цвета надо смешать основные цвета. Попробуем
получить коричневый цвет. Если добавить желтой краски, то коричневая
краска становится светлее. Проводится опыт.
При изучении детьми цветов
холодных и теплых тонов используются
сказки: «Солнечные лучи», «Узоры на окнах», «Жар – птица», «Волшебники
дня и ночи».
«Солнечные лучи»
Мишутка
проснулся
утром,
подошел
к
окну,
потянулся.
Мишутку
увидело солнышко и стало играть с ним солнечными зайчиками. Мишутка
посмотрел на солнышко и решил с ним поговорить.
В городе Красок
солнышко было волшебное, могло разговаривать, у него были глазки, ротик и
носик. (иллюстрация)
Мишутка спросил у солнышка, какие цвета ему нравятся. Солнышко
сказало, что оно нарисовано его любимыми красками. Посмотрите, какими
красками нарисовано солнышко. Красной, желтой, оранжевой, розовой. Что
дает нам солнышко? Тепло. И эти краски теплые.
«Узоры на окнах»
7
Мишутка
увидел
на
окнах
необычные
узоры.
Послушайте:
стихотворение об узорах на окне. Посмотрите, какие узоры увидел Мишутка
на окне. Когда можно увидеть такие узоры? Зимой. Какого цвета узоры?
Синие, голубые, фиолетовые. Какие это краски, если мы их встречаем зимой
на окнах? Это холодные краски.
«Жар – птица»
Педагог вместе с детьми вспоминает сюжет русской народной сказки
«Иван-царевич и серый волк». Какого цвета перья у Жар – птицы? Красные,
желтые. Почему они такого цвета? Жар – птица очень горячая, если ее задеть,
то можно обжечься. Когда прилетала Жар – птица, то вокруг становилось
светло. Значить ее надо раскрашивать теплыми цветами. Какие еще цвета
можно использовать, кроме красного и желтого? Нарисуйте перья на Жар –
птице.
«Волшебники дня и ночи»
В городе Красок живут два волшебника: один волшебник дня, другой
ночи. Плащи волшебников постирали, и они стали белого цвета. Сейчас
волшебников все путают, никто не может понять, кто из них за что отвечает:
за день или ночь. Помогите раскрасить плащи волшебников. Какого цвета
плащ у волшебника дня? Красного, оранжевого, желтого. Какие эти краски?
Теплые. Какого цвета плащ у волшебника ночи? Синий, фиолетовый. Какими
красками мы раскрасим его плащ?
Холодными. Выкладываются цвета к
портретам волшебников, остаются оттенки зеленого цвета.
Какие оттенки зеленого цвета мы отдадим волшебнику дня? Салатовый.
Почему? Для его получения берется больше желтого цвета. А волшебнику
дня
мы
отдадим изумрудный цвет, почему? При получении изумрудного
цвета используется больше синий цвет.
Литература:
1.Башаева,
Т.В.
Развитие
восприятия
у
детей.
Форма,
цвет,
звук.-
Ярославль: Академия развития, 1998.
2.Дидактические
игры
и
упражнения
по
сенсорному
воспитанию
дошкольников. Под редакцией Венгера Л.А.- М., 1973.
3.Как воспитать в ребенке творческую личность? Серия «Мир вашего
ребенка».- Ростов на Д.: Феникс, 2004.
4.Погосова, Н.М. Цветовой игротренинг.- СПб: Речь, 2003.
5.Ремезова, Л.А. Играем с цветом.- М.: Школьная Пресса, 2005.
8