Напоминание

"Проблемы воспитания в современной школе"


Автор: Герасимова Наталья Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Лингвистическая гимназия" г. Ульяновска
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ленинский район, Ульяновская область
Наименование материала: Танцевальные упражнения для рук, как средство развития речевых и двигательных навыков, на начальном этапе обучения хореографии.
Тема: "Проблемы воспитания в современной школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая

разработка

Герасимовой Натальи Ивановны

педагога дополнительного образования

Танцевальные упражнения для рук, как средство

развития речевых и двигательных навыков, на начальном

этапе обучения хореографии.

Моторика

Танцевальные упражнения для рук, как средство развития речевых и

двигательных навыков, на начальном этапе обучения хореографии.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных

проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно

констатируют отставания, задержки, несоответствие нормам в развитие детей,

неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы, её

опорно-двигательного аппарата. Проблема заключается в том, что усилия медиков в

основном направлены на лечение уже имеющихся заболеваний, а деятельность педагогов

редко включает развивающие методы работы с детьми. Задача , стоящая перед

педагогами, руководителями хореографических коллективов, заключается в поиске и

использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу

физического, психологического, интеллектуального развития детей более продуктивно.

Деятельность ребёнка раннего возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые

представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходит через движения его глаз,

языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше

информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Развитость движений - один из показателей правильного психического развития. Это

развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени

и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных

операций ( память; запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и

действиям других; развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с

речевым сопровождением. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно –

двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской

деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также

способствует повышению познавательной активности детей.

В.А. Сухомлинский писал ,что «истоки способностей и дарование детей – на кончиках их

пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие

руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем

больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

Проблема развития мелкой моторики руки на занятиях хореографией весьма актуальна,

так как оно способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и

руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении

действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой

моторики кисти и пальцев рук, является главным стимулом развития центральной

нервной системы, всех психических процессов речи.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает

сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребёнок осознает, что при

улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в

любой среде. Л.В.Занков, А.Р.Лурия считают, что нарушения в развитии мелкой

моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные

специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых детей

неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены.

По данным исследований, была подтверждена связь интеллектуального развития и

пальцев моторики. Уровень развития речи детей, также находится в прямой зависимости

от степени сформированности тонких движений рук.

Актуальность метода определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с

развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших

школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обуславливает

возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность

обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной

деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого не только с

помощью традиционных методов, но и с использованием новых информационных

технологий.

Используя на занятиях специальные упражнения на развитие речевых и двигательных

навыков детей в сочетании с музыкой игрой, мы способствуем развитию ручной

моторики. В ходе занятий у детей отрабатываются навыки одновременного выполнения

движений пальцами и кистями обеих рук. Используются упражнения для развития мышц

кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев ( пальцы врозь, кисть в кулак).

Одновременное и поочерёдное соприкосновение пальцев. Круговые движения кистями в

лицевой плоскости, внутрь и наружу. Противопоставление первого пальца остальным,

противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно.

Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и на другой.

Особенностью методики является использование в работе специально разработанного

репертуара – музыкально пластической композиции, которая имеет ярко выраженный

игровой образ, понятный детям. Сочетание разнообразных видов движений

(танцевальных, общеразвивающих, и т. д.), способствует созданию музыкально-

пластического образа в виде этюда или игрового упражнения.

Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. С одной стороны,

музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению

движений, с другой – движения поясняют музыку, основные средства её выразительности.

Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно

объяснить детям словами, школьники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это

увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным. Поскольку музыка

лежит в основе ритмической композиции, от неё зависит практически все её

характеристики: направленность , характер, интенсивность и степень сложности.

Развитие движений у детей – это естественный процесс, аналогичный развитию речи.

Природа одарила детей в раннем возрасте замечательной способностью, облегчающей

процесс освоения, как движения, так и речи – способностью к подражанию. Именно на

это свойство необходимо опираться педагогу на первоначальном этапе обучения детей.

Подражая взрослому, ребёнок осваивает разнообразные виды движений и постепенно

начинает их использовать в самостоятельной деятельности. Второй этап обучения

способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее

упражнения, по-своему их комбинировать.

Совместное исполнение движений способствует общего приподнятого настроения,

максимально концентрирует внимание. На таких занятиях на детей оказывается как бы

гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того,

насколько выразителен, артистичен показ педагога. В этом состоянии дети автоматически

копируют все движения в зеркальном отражении.

В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки

и умения, благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями,

которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со

словесными объяснениями. У всех детей это происходит по разному. Важно, чтобы

педагог не делал никаких замечаний, не фиксировал внимание на том, что у них что-то не

получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений будут освоены.

Переход к последующему этапу – развитие самостоятельности. Педагог время от времени

прекращает показ в процессе совместного исполнения, детям предлагается исполнить

движения самостоятельно. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о

сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения.

Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения двигательного

опыта, обучающихся необходимо подвести к развитию творческих возможностей,

развитию собственной индивидуальности. Индивидуальное развитие произвольных

движений начинается с того, что ребёнок научается подчинять свои движения словесно

сформулированным требованиям взрослых.

Знакомясь с окружающим миром, ребёнок учится различать множество предметов и

явлений, их пространственные, временные и причинные отношения. Информация,

полученная от двигательной системы, подвергается сортировке, анализу, объединению,

разно-модальные ощущения сливаются в образы предметов. Этот процесс назван

предметным мышлением. Развитию предметного мышления у ребёнка во многом

способствует развитию его двигательной моторики.

Таким образом, двигательная система оказывает огромное воздействие на весь организм

ребёнка в целом, но особенно существенно его влияние на деятельность мозга. Развитие

двигательной моторики детей, представляется, несомненно, актуальным.



В раздел образования