Автор: Герасимова Наталья Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Лингвистическая гимназия" г. Ульяновска
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ленинский район, Ульяновская область
Наименование материала: Танцевальные упражнения для рук, как средство развития речевых и двигательных навыков, на начальном этапе обучения хореографии.
Тема: "Проблемы воспитания в современной школе"
Раздел: дополнительное образование
Методическая
разработка
Герасимовой Натальи Ивановны
педагога дополнительного образования
Танцевальные упражнения для рук, как средство
развития речевых и двигательных навыков, на начальном
этапе обучения хореографии.
Моторика
Танцевальные упражнения для рук, как средство развития речевых и
двигательных навыков, на начальном этапе обучения хореографии.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных
проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно
констатируют отставания, задержки, несоответствие нормам в развитие детей,
неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы, её
опорно-двигательного аппарата. Проблема заключается в том, что усилия медиков в
основном направлены на лечение уже имеющихся заболеваний, а деятельность педагогов
редко включает развивающие методы работы с детьми. Задача , стоящая перед
педагогами, руководителями хореографических коллективов, заключается в поиске и
использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу
физического, психологического, интеллектуального развития детей более продуктивно.
Деятельность ребёнка раннего возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые
представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходит через движения его глаз,
языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше
информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Развитость движений - один из показателей правильного психического развития. Это
развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени
и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных
операций ( память; запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и
действиям других; развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с
речевым сопровождением. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно –
двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской
деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также
способствует повышению познавательной активности детей.
В.А. Сухомлинский писал ,что «истоки способностей и дарование детей – на кончиках их
пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем
больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Проблема развития мелкой моторики руки на занятиях хореографией весьма актуальна,
так как оно способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и
руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении
действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой
моторики кисти и пальцев рук, является главным стимулом развития центральной
нервной системы, всех психических процессов речи.
Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает
сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребёнок осознает, что при
улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в
любой среде. Л.В.Занков, А.Р.Лурия считают, что нарушения в развитии мелкой
моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные
специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых детей
неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены.
По данным исследований, была подтверждена связь интеллектуального развития и
пальцев моторики. Уровень развития речи детей, также находится в прямой зависимости
от степени сформированности тонких движений рук.
Актуальность метода определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с
развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших
школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обуславливает
возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность
обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной
деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого не только с
помощью традиционных методов, но и с использованием новых информационных
технологий.
Используя на занятиях специальные упражнения на развитие речевых и двигательных
навыков детей в сочетании с музыкой игрой, мы способствуем развитию ручной
моторики. В ходе занятий у детей отрабатываются навыки одновременного выполнения
движений пальцами и кистями обеих рук. Используются упражнения для развития мышц
кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев ( пальцы врозь, кисть в кулак).
Одновременное и поочерёдное соприкосновение пальцев. Круговые движения кистями в
лицевой плоскости, внутрь и наружу. Противопоставление первого пальца остальным,
противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно.
Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и на другой.
Особенностью методики является использование в работе специально разработанного
репертуара – музыкально пластической композиции, которая имеет ярко выраженный
игровой образ, понятный детям. Сочетание разнообразных видов движений
(танцевальных, общеразвивающих, и т. д.), способствует созданию музыкально-
пластического образа в виде этюда или игрового упражнения.
Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. С одной стороны,
музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению
движений, с другой – движения поясняют музыку, основные средства её выразительности.
Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно
объяснить детям словами, школьники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это
увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным. Поскольку музыка
лежит в основе ритмической композиции, от неё зависит практически все её
характеристики: направленность , характер, интенсивность и степень сложности.
Развитие движений у детей – это естественный процесс, аналогичный развитию речи.
Природа одарила детей в раннем возрасте замечательной способностью, облегчающей
процесс освоения, как движения, так и речи – способностью к подражанию. Именно на
это свойство необходимо опираться педагогу на первоначальном этапе обучения детей.
Подражая взрослому, ребёнок осваивает разнообразные виды движений и постепенно
начинает их использовать в самостоятельной деятельности. Второй этап обучения
способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее
упражнения, по-своему их комбинировать.
Совместное исполнение движений способствует общего приподнятого настроения,
максимально концентрирует внимание. На таких занятиях на детей оказывается как бы
гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того,
насколько выразителен, артистичен показ педагога. В этом состоянии дети автоматически
копируют все движения в зеркальном отражении.
В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки
и умения, благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями,
которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со
словесными объяснениями. У всех детей это происходит по разному. Важно, чтобы
педагог не делал никаких замечаний, не фиксировал внимание на том, что у них что-то не
получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений будут освоены.
Переход к последующему этапу – развитие самостоятельности. Педагог время от времени
прекращает показ в процессе совместного исполнения, детям предлагается исполнить
движения самостоятельно. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о
сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения.
Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения двигательного
опыта, обучающихся необходимо подвести к развитию творческих возможностей,
развитию собственной индивидуальности. Индивидуальное развитие произвольных
движений начинается с того, что ребёнок научается подчинять свои движения словесно
сформулированным требованиям взрослых.
Знакомясь с окружающим миром, ребёнок учится различать множество предметов и
явлений, их пространственные, временные и причинные отношения. Информация,
полученная от двигательной системы, подвергается сортировке, анализу, объединению,
разно-модальные ощущения сливаются в образы предметов. Этот процесс назван
предметным мышлением. Развитию предметного мышления у ребёнка во многом
способствует развитию его двигательной моторики.
Таким образом, двигательная система оказывает огромное воздействие на весь организм
ребёнка в целом, но особенно существенно его влияние на деятельность мозга. Развитие
двигательной моторики детей, представляется, несомненно, актуальным.