Напоминание

Гражданско - патриотическое воспитание в семье.


Автор: Чумакова Татьяна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ имени Героя Российской Федерации В.И.Шарпатова
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско - патриотическое воспитание в семье.
Раздел: начальное образование





Назад




Гражданско-патриотическое воспитание в семье

ЧУМАКОВА ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА

учитель начальных классов

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и

развитие

личности,

обладающей

качествами

гражданина

патриота

Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в семье и школе.

В

семье

дети

получают

первые

уроки

гражданственности.

Моральные

нормы

общества

первоначально

предстают

перед

ребенком

в

форме

требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными

во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознавая, усваиваются как

единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном

происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как

строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на

первом

плане,

зависит,

какими

вырастут

дети.

Да,

первые

уроки

гражданственности дает сама жизнь семьи.

Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить

по

нормам

и

принципам

общества,

тех

самых,

которые

закреплены

в

Конституции.

В.А.

Сухомлинский

утверждал:

"Важнейшая

мудрость

жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие

взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого

своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с

первых же дней его жизни.

Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого

рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу

жизни,

в

отношения

гуманности,

справедливости.

Эти

отношения

предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с

д р у г о й

с т о р о н ы ,

е г о

у в а ж е н и е

к о

в с е м

о к р у ж а ю щ и м .

Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен

любовью

и

заботой,

каждый

имеет

и

права,

и

обязанности.

Семья,

обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это

"организация

воспитания

и

счастья".

В

такой

семье

радостно

жить.

Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за

него перед обществом. В ней каждый готов прийти на помощь.

Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются

отношения в обществе. Все, что есть у нас - это воспитано строем, школой,

воспринято

от

родителей.

И

это

духовное

наследство

изо

дня

в

день

передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет

силу,

гордость,

славу

народа,

и

что

бережно

хранится

в

семейных

традициях. В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало

естественным

вести

себя.

Здесь

проходит

проверку

истинный

уровень

нашей нравственности и гражданственности.

Воспитание гражданственности предполагает выработку у человека

активной

жизненной

позиции,

то

есть

сознательное

сочетание

общественных

и

личных

интересов,

умение

подчинять

личное

общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.

Ребенок

видит,

каким

уважением

у

всех

окружающих

пользуются

его

родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он

понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой,

достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдения

за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге,

любви к Родине.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной

жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Макаренко писал:

"Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть

еще

и

организатором

вашей

собственной

жизни,

ибо

вне

вашей

деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не

может существовать и воспитатель".

Центральное

место

в

воспитательной

системе

семьи

занимает

г р а ж д а н с ко - п а т р и о т и ч е с ко е

в о с п и т а н и е :

ф о р м и р о в а н и е

гражданственности,

патриотизма,

трудолюбия,

нравственности,

формирование

социально

значимых

ценностей,

уважения

к

правам

и

свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие

познавательных интересов потребностей.

Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только

социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и

военно-исторический

компоненты.Патриотизм

начинается

с

любви

и

уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не

только

завоеваниями

науки

и

покорением

природы,

но

и

великой

культурой,историей

родного

края,котораяспособствует

воспитанию

истинного

гражданина.Патриотическое

воспитание

важнейшее

направление работы по формированию морально-политических качеств.

Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение

книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с

бывшими

фронтовиками.Родители

учат

детей

ценить

историю

своей

земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей,

ч ь и м

м у ж е с т в о м

у т в е р ж д е н а

и

р о ж д е н а

с л а в а

Р о д и н ы .

Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя

и

Себе

делают

нас

теми,

кем

становимся

в

своей

взрослой

жизни.

Формирование

патриотизма

в

семьях

и

нашей

стране

все

чаще

рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить

наше

общество

на

пути

укрепления

могущества

России.

Реализация

программы немыслима сегодня без активной совместной краеведческой

деятельности семьи и

школы. Русский педагог В.А. Сухомлинский так

сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле –

чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и

могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого,

незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как

вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами

человека».

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь

к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать

на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим примером в

этом

служат

семейные

архивы. В процессе

роста нового гражданина

нашего

общества

родители

акцентируют

внимание

ребенка

на

мысли,

чувствах,

которые

формируют

патриотизм

и

гражданственность,

например: Как

проявилась

храбрость

русских

людей,

их

верность

Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смог бы ты

поступить также? Считаешь ли ты героем своего прадеда, который

защищал

Родину

в

ВО

войне?Задавая

вопросы

родитель

мотивирует

ребенка, побуждает его к действию. Ребенок, в свою очередь,

листает

архивы, читает, узнает, ищет интересующую информацию. (Приложение

№2)

Это

долгосрочные

творческие

семейные

проекты."Семейные

герои"

вызывают у учащихся чувство искреннего восхищения и дают конкретные

представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность

Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных

лет войны нашли отражение в проекте " Моя семья в истории ПОБЕДЫ"

Актуальность проекта: Исторически сложилось так, чтолюбовь к Родине,

патриотизм

во

всевремена

в

Российском

государстве

быличертой

национального характера. Но всилу последних перемен все болеезаметной

стала

утрата

нашим

обществом

традиционного

ро ссийского

патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложностьрешения

острейших проблем воспитанияпатриотизма в работе с детьми. Не менее

важным

условием

нравственно-патриотического

воспитания

детей

я в л я е т с я

т е с н а я в з а и м о с в я з ь

п о

д а н н о м у

в о п р о с у

с

родителями.Прикосновение к «живым» документам истории семьибудит

мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляетсопереживать, внимательно

относиться

к

памяти

прошлого,

своим

историческим

корням.

Взаимодействие

с

родителями

по

данному

вопросуспособствует

бережному отношению к традициям,сохранению

семейных связей. В

настоящее время эта работа актуальна и особеннотрудна, требует большого

такта

и

терпения,

так

как

вмолодых

семьях

вопросы

воспитания

пат риотизма,гражданственно сти

не

счит ают ся

важными

и ,

зачастую,вызывают лишь недоумение.

Семейный

проект

предполагает,

прежде

всего,

самостоятельную,

творческо

поисковую,

исследовательскую

деятельность

учащихся

и

родителей. Семьи

используют такие формы как экскурсии по архивам,

викторины,

заочные

путешествия,

рефераты,

презентации,

создание

стендов,связанных

с

историей

семьи,

Источниками

изучения

истории

семьи для учащихся становятся воспоминания родных, домашние архивы,

материалы на сайтах"Мемориал", "Книга памяти" и другие ...

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной,

отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние два

года

обучающиеся

МБОУ

«

Кадетская

средняя

общеобразовательная

школа

имени Героя РФ В.И.Шарпатова » выполняют исследовательскую работу:

«Странички из истории семьи», «Солдаты Отечества», «Дорогие сердцу

имена», В исследовательских работах можно найти множество примеров

истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны

складывается

из

истории

отдельных

семей,

поэтому

привлечение

исторических фактов необходимо и оправдано. (Приложение №1)

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без

патриотизма

вообще

не

может

быть

никакого

духовного

становления

личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры

своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне

духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит,

б е з

п а т р и о т и з м а

м о ж н о

в о с п и т а т ь

л и ш ь

п о л у ч е л о в е к а .

Родители и учителя

сеют зерна разума и доброты, а прорастают они еще

не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после совместных трудов семьи и школы учащиеся станут хоть

немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если

понятия

долг,

честь,

ответственность,

порядочность

не

останутся

для

многих фразой из книги, то тандем родитель-ребенок-школа могут считать

с в о ю

з а д а ч у

в ы п о л н е н н о й ,

п у с т ь

и

н е

п о л н о с т ь ю .

Родительский наказ :

Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными,

потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок

способен надолго запятнать твое имя.

Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь

своим

именем,

значит,

ты

не

дорожишь

именем

семьи,

именем

родителей, именем твоего коллектива.

Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день

прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые

способны украсить твое имя.

Помни:

богатство

коллектива

-

это

достоинство

отдельных

личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и

развивать формы общения.

Не

торопись

судить

товарища,

помоги

ему

научиться

дорожить

своим именем.

Умей

вникнуть

в

чужую

судьбу.

Помни:

сегодня

человек

мог

совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным

на благородные дела.

Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека,

попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.

Высшее

призвание

человека

состоит

в

том,

чтобы

стать

гражданином.

Это

означает

способность

разрешать

острые

противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным

к судьбе своего народа, Родины.

Приложение №1

Сценарий митинга открытия Стены Памяти

« Моя семья в истории Победы»

в кадетской школе имени Героя Российской Федерации

В.И.Шарпатова

(У Стены Памяти стоит почетный караул (кадеты), члены семей погибших

воинов –защитников. СМИ. Телеканал «Сигма»

Тумбы для цветов.

Построение кадет, гостей участников)

Оформление (флажки,

георгиевские

ленточки,

шары,

красная

лента,

ножницы, поднос, красная ткань, свечи, ваза, цветы)

Звучат фанфары (Построение)

Кожевников Максим:

Кадеты! Равняйсь! Смирно!

ВЕДУЩИЙ 1.

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

ВЕДУЩИЙ 2.

Сегодня - день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня - день напоминаний

О подвиге прадедов и доблести отцов.

ВЕДУЩИЙ 1.

- Добрый день, уважаемые гости, наши юные кадеты, мы рады

приветствовать Вас на знаменательном событии в жизни нашей кадетской

школы имени Героя РФ В.И.Шарпатова – открытии Стены Памяти « Моя

семья в истории Победы» , в память Героев, погибших в годы Великой

Отечественной войны и в честь 70-летия ПОБЕДЫ.

Сдача рапорта директору школы

Кожевников Максим:

Кадеты! Равняйсь! Смирно!

Командир. Докладывает Трошиной И.П. (директору школы) о

готовности проведения Митинга.

- «Разрешите митинг, посвященный открытию Стены Памяти « Моя семья

в истории Победы» в кадетской школе имени Героя Российской Федерации

В.И.Шарпатова считать открытым».

Директор:

- Митинг, посвященный открытию Стены Памяти « Моя семья в истории

Победы»

в

кадетской

школе

имени

Героя

Российской

Федерации

В.И.Шарпатова объявляется открытым.

Кожевников Максим:

Знамя Победы внести!

Звучит ГИМН РФ

- Право открытьСтену Памяти « Моя семья в истории Победы»

предоставляется

правнукам, чьи деды защищали нашу Родину от

врага

(разрезание ленточки)

ВЕДУЩИЙ 1.

- Мы с вами родились и выросли в мирное время. Никогда не слышали

воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных

фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и

скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь

оборвать так же просто, как утренний сон. В этом году мы с вами

празднуем 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Со

славной даты 9 мая 1945 года прошло уже столько времени, но 1418 дней и

ночей, которые шла война, хорошо помнят ветераны – люди, подарившие

нам жизнь и свободу.

ВЕДУЩИЙ 2

- 9 Мая для каждого россиянина – самый дорогой и почитаемый праздник.

Сколько бы лет ни прошло с победной весны 1945 года, мы всегда с

благодарностью будем вспоминать тех, кто сражался на передовой,

героически работал в тылу, оказывал сопротивление врагу в оккупации.

Сегодня мы с глубокой скорбью вспоминаем тех, кому не суждено было

вернуться с полей сражений. Чьи имена навечно вписаны в историю

России и навсегда останутся в памяти благодарных потомков.

Рассказы детей о своих прадедах:

Хиль Алексей - ученик 1а класса, Корняков Александр-1б, Фархетдинов

Мансур- 3а, и другие.

Мой прадед на фронте воевал,

И долг свой Родине отдал

И не боялся он сражений,

И не боялся тяжких мук.

Он верил, что война пройдет,

Он победит, домой придет.

Салюты пусть гремят потом.

Напоминают о былом.

Он бил врага и не жалел

Ни дней , ни сил своих,

Спасая землю, отчий дом.

Я прадедом своим горжусь,

При имени его всегда я поклонюсь!

Возложение цветов к Стене Памяти « Моя семья в истории Победы»

( Исполняется куплет песни «Журавли»)

ВЕДУЩИЙ 2

- В знак благодарности за наше мирное небо над головой, предлагаю

возложитьцветы и зажечь свечи памяти.

Война разгорелась в стране,

Погиб мой прадед

В той страшной войне.

На школьной стене

Доска установлена

В память о нем

Живые цветы ему мы несем.

Правнуки Победы

Спасибо, что живу на белом свете,

Что вижу маму, солнце и весну,

За мир и радость на планете!

Спасибо прадеды за то,

Что отстояли вы страну!

ВЕДУЩИЙ 1.

Победа — это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано,

что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. На сотнях

памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных.

Они пали за свободу и независимость нашей Родины. Мы склоняем головы

перед памятью тех, кто свято и до конца выполнил свой долг, перед

ветеранами,

не

дожившими

до

этого

дня.

Прошу

почтить

их

светлую

память минутой молчания.

Вечная Слава тем, кто жизнь свою отдал за чистое небо у нас над

головами.

(минута молчания) ( Звучит метроном)

ВЕДУЩИЙ 2.

-Народ жив до тех пор, пока жива его история и пока народ готов

рассказывать правду о своей истории. «Стена памяти» рассказывает о том,

какой ценой завоевано мирное небо, наше счастье и свобода. По всей

территории

нашей

страны

появятся

памятники

воинам,

партизанам,

матерям и сёстрам, тем, кто самоотверженно шёл к Победе.

Спасибо вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо вам. Мы очень любим вас.

Поклон вам от кадет девчонок и мальчишек!

День Победы! День Победы!

Очень важный День для нас,

Потому что наши деды защищали мир для нас!

И за это Вам родные , низко головы склоня,

Благодарны Вам навеки, внуки помнят Вас всегда!

Исполняется куплет песни «День Победы»

Кожевников Максим:

Кадеты! Равняйсь! Смирно!

- «Разрешите Митинг, посвященный открытию Стены Памяти « Моя

семья в истории Победы» в кадетской школе имени Героя Российской

Федерации В.И.Шарпатовасчитать закрытым.

Директор школы Трошина И.П.:

-Митинг,

посвященныйоткрытию

Стены

Памяти

«

Моя

семья

в

истории

Победы»

в

кадетской

школе

имени

Героя

Российской

Федерации В.И.Шарпатова объявляется закрытым!

Приложение №2

Мероприятия классные и школьные

Список использованной литературы

1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /

Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания

граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63

3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое

пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской

педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 92

– 102

5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты

уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград:

Учитель, 2006. – 169 с.



В раздел образования