Автор: Сергиенко Екатерина Степановна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи".
Раздел: дополнительное образование
ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области»
Обобщение педагогического опыта по теме
«Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе
по формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим
недоразвитием речи».
Автор: Сергиенко Екатерина Степановна
Логопед ГБУЗ «Детская областная
больница Калининградской области»
г. Калининград
2017г.
Содержание
1.Идея опыта (главная цель)...................................................................................3
2. Сведения об авторе..............................................................................................3
3.Тема Опыта........................................................................................................... 3
4.Актуальность опыта.............................................................................................3
5.Теоретическое обоснование опыта.....................................................................4
6. Трудоёмкость опыта............................................................................................ 5
7. Адресность опыта............................................................................................... 6
8.Технология и новизна опыта............................................................................... 7
Заключение............................................................................................................. 11
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................ 12
1.
Идея
опыта
(
главная
цель
).
Преодолеть трудности в в коррекционной
работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей с об-
щим недоразвитием речи, путем дополнительных методов и приемов - ИК-
технологии (презентации). Разработать систему работы по формированию
предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи»
.Разработать серию презентаций с учетом последовательного их формирова-
нии в онтогенезе ( В, НА, ПОД, а потом НАД, ИЗ,ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД,
МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ – ПОД, К, ОТ и. т.д.) и с учетом употребления
предлогов с соответствующими падежами. Отдельные презентации по фор-
мированию одного предлога и презентации на дифференциацию предлогов.
Извлечь методические выводы.
2.
Сведения
об
авторе
: Сергиенко Екатерина Степановна, работаю лого-
педом в поликлиническом и неврологическом отделении ГБУЗ «Детской об-
ластной больнице Калининградской области» 30 лет, имею высшую квалифи-
кационную
категорию,
являюсь
руководителем
областного
методического
объединения логопедов здравоохранения Калининградской области.
3.
Тема
Опыта
: «Использование мультимедийных презентаций в коррекци-
онной работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей с
общим недоразвитием речи».
4.
Актуальность
опыта
. Овладение речью у всех детей происходит по -
разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от
разных факторов. Речь ребенка не является врожденной способность, а фор-
мируется под влиянием речи взрослых, нормального речевого окружения, от
воспитания и обучения.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он
высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее
строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. К пяти годам ребенок с нор-
мальным речевым развитием практически овладевает основными законами
морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и слож-
ные предложения. К концу дошкольного периода дети в полной мере овладе-
вают грамматикой родного языка. У детей с ОНР речевое недоразвитие может
быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного
состояния до развернутой речи , но с элементами фонетического и лексико –
грамматического недоразвития. Одной из проблем нарушения речи у детей
дошкольного возраста с ОНР и менее изученной, является неправильное упо-
требление предложно – падежных конструкций в устной и письменной речи.
Формирование грамматического строя у детей с недоразвитием речи является
наиболее значимой в логопедии.
Степень выраженности этой несформированности вариативна и сочета-
ется с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В ряде случаев дети не
только затрудняются в понимании и употреблении грамматических конструк-
ций, обозначающих пространственные отношения, но также не могут опреде-
лить правую и левую стороны тела или предмета, испытывают трудности при
ориентировке в окружающем пространстве. Эти нарушения более выражены
при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с
недостатками зрительно-моторной координации.
Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматиче-
ских форм у данной категории дошкольников является одним из важнейших
условий их речевого развития, обеспечения готовности к школьному обуче-
нию, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.
У дошкольников в низкой степенью владения пространственной лекси-
кой отмечаются отклонения в распределении падежей и предлогов и непра-
вильном их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения
входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.
Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошколь-
ников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому при-
ходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала.
Я использовала в работе уже существующие приемы, формы и средства обу-
чения по развитию пространственной информации в соответствии с особен-
ностями пространственных функций и логико-грамматических конструкций у
детей с различными клиническими проявлениями общего недоразвития речи.
5.
Теоретическое
обоснование
опыта
.
Дети с речевыми нарушениями не достаточно хорошо понимают значе-
ние предлогов и неправильно их употребляют в синтаксических конструкци-
ях. Неправильное употребление падежных форм, родовых и числовых окон-
чаний, согласования формы глагола с существительными, но и факт наруше-
ния процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запус-
ка речи, низкий уровень способности к построению. Н. С. Жукова отмечает,
что при нарушениях развития речи, дети не накопив необходимого набора
словоизменительных элементов (флексий) и не научившись передвигать сло-
во по словоизменительной шкале, как это наблюдается в норме, преждевре-
менно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологи-
ческого элемента– предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флек-
сия связаны отношениями симультанности и что их сочетание представляет
собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в
воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов,
которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и
поэтому не воспринимаются детьми.
С. М. Шаховская при составлении классификации аграмматизмов выде-
ляет разные виды нарушений:
– предлог выпускается (сохранением падежной формы и без не);
– предлог есть, а падежная форма отсутствует;
– употребление предлога не с соответствующим падежом;
– смешение предлогов.
Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошколь-
ников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Для достиже-
ния более эффективной результативности в работе необходимо создавать хо-
рошо
оснащенную
среду.
Для
осуществления
комплекса
мероприятий,
направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-
падежных конструкций используется практический, наглядный и словесный
методы обучения в строгом соблюдении основных дидактических методов.
Поэтому наиболее перспективным в работе ,как дополнение к основным фор-
мам обучения, по формированию предложно-падежных конструкций является
мультимедийные презентации.
6.
Трудоёмкость
опыта
У меня в работе возникала у настоятельная потребность в использовании
мультимедийных средств, в том числе в создании электронных презентаций
для использования их на коррекционных занятиях. Наряду с другими метода-
ми работы, мною в работе используются и собственные разработки, это ИК-
технологии (презентации).. Применение мультимедийных презентаций, как
дополнительный вид работы, позволяют повысить эффективность логопеди-
ческой работы, ускоряют процесс усвоения изучаемого материала. Компью-
тер предоставляет широкие возможности использовать различные анализато-
ры в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует
компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выпол-
нении заданий, с использованием компьютеров, происходит совместная коор-
динированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов. В
процессе занятий дети контролировать свою деятельность и оценивать ре-
зультаты, развивают произвольную моторику пальцев рук. В процессе лого-
педических занятий позволяет значительно сокращается время на формиро-
вание и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков,
высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического
мышления, эмоционально-волевой сферы.
Программное содержание презентаций.
Цель:
Коррекционно-образовательное:
Формирование
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
представления
о
предлоге как средстве выражения связи между словами в словосочетаниях и
предложениях.
Познакомить детей с предлогом ( в каждой презентации указано каким), его
схемой.
Научить слышать этот предлог в разговорной речи.
Учить составлять предложения с предлогом с данным предлогом.
Активизировать cловарь.
Коррекционно-развивающее:
Развивать связную речь, слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательное:
Формировать первоначальные учебные навыки: умения слушать ответы това-
рища, исправлять ошибки; воспитывать усидчивость, дисциплинированность
Развитие лексико – грамматического строя речи. развитие словаря и навыков
словообразования;
развитие понимания логико-грамматических отношений;
развитие связной речи.
Задачи:
• Сформировать представление о предлоге как отдельном слове у детей стар-
шего дошкольного возраста.
• Научить понимать пространственное значение предлогов.
• Научить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы и
без внешних опор на любую тему и применять предлоги в повседневной жиз-
ни.
• Правильно ориентироваться в пространстве.
• Освоить представление о предлоге как об отдельном слове.
• Научиться работать со схемами предлогов.
• Определять место нахождения предлога в предложении.
• Составлять предложения по картинкам.
• Применять полученные умения в неподготовленной речи (бытовой, учеб-
ной, игровой) без внешних опор. Работа по обучению правильному употреб-
лению предлогов
предполагает определенную последовательность
.
Дети
учатся:
1этап.
– понимать значение предлогов: на, в, под, к, от, по, около;
– правильно употреблять в речи предлоги с существительными и при-
лагательными;
– дифференцировать предлоги: на – в, на – под, к – от;
– составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по
сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложен-
ным словам.
2этап.
– понимать значения предлогов: из , с, над, из-за, из-под, через, между;
правильно употреблять их с существительными и прилагательными;
– дифференцировать предлоги: из – с ; над – под; из- под; из; из- за; из;
– анализировать предложения с предлогом (определять количество слов
в предложении, какой по счету предлог и т.д.);
– составлять схему предложения с предлогом.
7.
Адресность
опыта
. Дети 5 – 6 лет с ОНР, у которых своеобразное овла-
дение грамматическим строем речи проявляется в более медленном темпе
усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систе-
мы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении
общей картины речевого развития. С неустойчивым вниманием, небольшим
объемом памяти, низким контролем чужой и собственной речи.
8.
Технология
и
новизна
опыта
.
Опыт посвящен поиску новых, более эффективных методов обучения
по формированию предложно-падежных конструкций у детей 5 лет с ОНР.
Длительность работы над опытом - 3 года. Теоретической и методологиче-
ской основой опыта являются: положения Л.С. Выговского о ведущей роли
обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной
о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе
к ним в системе специального обучения. Основной базой опыта является про-
грамма Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального сада»; Исследования педагога
Н.П. Рудаковой «Особенности усвоения предложно-падежных конструкций
детьми старшего дошкольного возраста с ОНР», О.С.Яцель
«Учимся пра-
вильно употреблять предлоги в речи»
Задачи:
Изучить специальную литературу по вопросу формирования понима-
ния предлогов и предложно – падежных конструкций у детей старшего
дошкольного возраста.
Сформировать представление о предлоге как отдельном слове у детей
старшего дошкольного возраста.
Научить понимать пространственное значение предлогов.
Научить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы и без
внешних опор на любую тему и применять предлоги в повседневной
жизни.
Правильно ориентироваться в пространстве.
Освоить представление о предлоге как об отдельном слове.
Научиться работать со схемами предлогов.
Определять место нахождения предлога в предложении.
Составлять предложения по картинкам.
Применять
полученные
умения
в
неподготовленной
речи
(бытовой,
учебной, игровой) без внешних опор.
Методы и приемы
1 Схема ответа (моделирование) на наглядной основе, с помощью
схемы предложения.
Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои
недостатки и мог их устранить).
3 Вопросы репродуктивные и проблемные, более сложные начинаются
со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют
размышлений, умозаключений.
Мотивация заданий.
Наблюдение.
Напоминание.
Образец правильного произношения.
8 Оценка (мотивированная).
Объяснение.
Повторы индивидуальные и хоровые.
Подбор обобщающих понятий.
.Показ артикуляционных движений.
Пояснение
Разговор – не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу
дела.
Рассматривание рисунков, картин.
Речевой образец.
Речевые поручения – поручение, при выполнении которого ребенку
необходимо будет обязательно использовать речь.
Речевые ситуации – специально придуманные ситуации, в которых
дети отрабатывают речевые умения.
Совет.
Составление плана высказывания – чаще устное, про что сказать вна-
чале, про что потом и так далее.
Схема ответа (моделирование) – про что сказать вначале, про что по-
том и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.
Толкование слов (значения слов аквариум – стеклянный ящик)
Указание.
Утрированное произношение (усиленное).
Утрированное артикулирование (усиленный показ где находятся губы,
зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов)
Формы организации детской деятельности
Индивидуальные, групповые и фронтальные занятия.
Разработка сюжета презентации с учётом методических требований к
логопедическому занятию.
Отбор речевого и наглядного материала с использованием принципа
«Реальных условий»
Использование серии презентаций.
Владение операциями грамматического оформления речевого высказы-
вания, в частности словосочетаний, составленных по способу предложно-
падежного управления, выявлялось в естественных условиях, путем наблюде-
ния за детьми в процессе игровой и учебной деятельности, выполнения спе-
циальных заданий, анализе документации, продуктов деятельности и т.д.
Анализ полученных результатов показал, что ошибки в использовании паде-
жей и предлогов у детей с ОНР многочисленны и специфичны и носят как
продуктивный, так и непродуктивный характер, соответствующий низкому
уровню развития их грамматических средств языка.
На логопедических занятиях я заметила, что дети с большим удоволь-
ствием занимаются на компьютере. Но сделать презентации к уроку всегда
большая, кропотливая, но полезная работа
.
Полезная, так как приходиться
осваивать параллельно другие программы такие как Adobe Photoshop, Greens
hot. В презентации, весь отобранный и подготовленный материал наглядно
отображается на экране в концентрированном, сжатом виде. Поэтому один из
главных положительных моментов при создании электронных презентаций -
максимальная дисциплинизация педагога. И, как результат, логопед, работаю-
щий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повы-
шает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных
условий повышения качества обучения детей.
Презентационные материалы я применяю для:
развития связной речи и познавательных способностей;
развитию навыков словообразования и словоизменения;
развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различно-
го цвета;
автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной
речи;
нормализации
просодических
характеристик
речи;
дифференциации
акустически близких звуков и графически сходных букв;
усвоению
лексических
тем;
развитию
фонематического
восприятия;
развитию элементарных и сложных форм фонематического анализа и
синтеза;
Для успешного применения презентационных материалов в коррекци-
онной работе я сформировала методический банк разработок занятий с ис-
пользованием
компьютерных
презентаций.
По формированию предложно-
падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи следующие пре-
зентации.
и еще по дифференциации предлогов. Продолжаю работать над другими пре-
зентациями, применяю в них вариативность (разную глубину усвоения учеб-
ного материала, разную исходную подготовленность обучаемых)..
Заключение
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе
по формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим недо-
развитием речи дают возможность наглядно, эмоционально и привлекатель-
но подать подготовленную информацию. Отличительные особенности, спе-
цифические свойства изучаемых предметов и явлений можно предельно реа-
листично продемонстрировать именно с помощью современных графических
и видео технологий мультимедийных презентаций. При помощи мультиме-
дийных презентаций можно представить информацию не только в удобной
для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визу-
альные образы, которые вызывают интерес, позитив и запоминание информа-
ции. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей
эффект анимации. Анимация привлекает внимание детей, повышает интерес
к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала,
а это и является целью логопеда.
Большую роль играет
мобильность. Любые носители – компьютер,
телевизор, ноутбук, все, что нужно для демонстрации презентации
Также очень важна интерактивность. Это способность изменяться и
реагировать на действия пользователя т.е. воздействовать на ход презентации
- это одно из важнейших преимуществ мультимедиа.
Такая возможность как многофункциональность
позволяет много-
кратно использовать одну мультимедийную презентацию, дополнения ее но-
выми текстовыми и графическими материалами, модификации.
Таким образом, расширение спектра методов и приемов по формирова-
нию предложно–падежных конструкций у детей с ОНР дало положительный
результат. Однако, в соответствии с поставленной целью, я не только приме-
няла новые методы, но и продолжала использовать уже привычные и знако-
мые детям методы: дидактические игры, составление рассказов по иллюстра-
циям и сериям картинок, применение художественного слова в режимных мо-
ментах. Именно взаимосвязь применения новых и ранее используемых мето-
дов позволила добиться наилучшего эффекта поставленных целей: формиро-
вание представления о предлоге как средстве выражения связи между слова-
ми в словосочетаниях и предложениях. Познакомить детей со схемой предло-
гов.
Научить слышать этот предлог в разговорной речи. Учить составлять
предложения с данным предлогом. Активизировать и обогащать cловарь.
Применение представленного педагогического опыта позволит опти-
мизировать понимание и употребление грамматических конструкций детьми
с ОНР и предупредить эти нарушения в период школьного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Савина Л.П. Планирование коррекционной работы с дошкольни-
ками, страдающими ОНР. М., 1998.
2.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.
3.
Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грам-
матического строя речи детей, страдающих моторной алалией/ Сб. статей
МГПИ им. Ленина “Патология речи”. М., 1971.
4.
Яцель О.С. учимся употреблять предлоги в речи. – М.: Издатель-
ство “ГНОМ и Д”, 2007.
5.
.
Журин А.А., "Microsoft PowerPoint 2000. Краткие инструкции
для новичков (Компьютер для начинающих)", Аквариум, 2002.
6.
Карелова Е.И., Шумихина Т.А. Основы информационных техно-
логий для учителя. Лабораторный практикум. — М.: Федерация Интернет
Образования, 2002. — 148 с.
7.
Кравцова А.Ю., Усенков Д.Ю., "Изучаем PowerPoint", Образова-
ние и Информатика, 2001.
8.
Лапшинский В.А., Филипенко А.А., Кузнецов А.А., Лаборатор-
ная работа "Изучение и освоение средств для создания презентаций Microsoft
PowerPoint, Лаб. практикум по курсу "Информатика" - М.: МИФИ, 2001.
9.
Кравцова А.Ю., Мануйлов В.Г. Педагогические мультимедийные
мастер-шаблоны в среде Microsoft Office 97. //Информатика и образование.—
1999. — № 5. — С. 77—80.