Напоминание

"Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи".


Автор: Сергиенко Екатерина Степановна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи".
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области»

Обобщение педагогического опыта по теме

«Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе

по формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим

недоразвитием речи».

Автор: Сергиенко Екатерина Степановна

Логопед ГБУЗ «Детская областная

больница Калининградской области»

г. Калининград

2017г.

Содержание

1.Идея опыта (главная цель)...................................................................................3

2. Сведения об авторе..............................................................................................3

3.Тема Опыта........................................................................................................... 3

4.Актуальность опыта.............................................................................................3

5.Теоретическое обоснование опыта.....................................................................4

6. Трудоёмкость опыта............................................................................................ 5

7. Адресность опыта............................................................................................... 6

8.Технология и новизна опыта............................................................................... 7

Заключение............................................................................................................. 11

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................ 12

1.

Идея

опыта

(

главная

цель

).

Преодолеть трудности в в коррекционной

работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей с об-

щим недоразвитием речи, путем дополнительных методов и приемов - ИК-

технологии (презентации). Разработать систему работы по формированию

предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи»

.Разработать серию презентаций с учетом последовательного их формирова-

нии в онтогенезе ( В, НА, ПОД, а потом НАД, ИЗ,ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД,

МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ – ПОД, К, ОТ и. т.д.) и с учетом употребления

предлогов с соответствующими падежами. Отдельные презентации по фор-

мированию одного предлога и презентации на дифференциацию предлогов.

Извлечь методические выводы.

2.

Сведения

об

авторе

: Сергиенко Екатерина Степановна, работаю лого-

педом в поликлиническом и неврологическом отделении ГБУЗ «Детской об-

ластной больнице Калининградской области» 30 лет, имею высшую квалифи-

кационную

категорию,

являюсь

руководителем

областного

методического

объединения логопедов здравоохранения Калининградской области.

3.

Тема

Опыта

: «Использование мультимедийных презентаций в коррекци-

онной работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей с

общим недоразвитием речи».

4.

Актуальность

опыта

. Овладение речью у всех детей происходит по -

разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от

разных факторов. Речь ребенка не является врожденной способность, а фор-

мируется под влиянием речи взрослых, нормального речевого окружения, от

воспитания и обучения.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он

высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее

строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. К пяти годам ребенок с нор-

мальным речевым развитием практически овладевает основными законами

морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и слож-

ные предложения. К концу дошкольного периода дети в полной мере овладе-

вают грамматикой родного языка. У детей с ОНР речевое недоразвитие может

быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного

состояния до развернутой речи , но с элементами фонетического и лексико –

грамматического недоразвития. Одной из проблем нарушения речи у детей

дошкольного возраста с ОНР и менее изученной, является неправильное упо-

требление предложно – падежных конструкций в устной и письменной речи.

Формирование грамматического строя у детей с недоразвитием речи является

наиболее значимой в логопедии.

Степень выраженности этой несформированности вариативна и сочета-

ется с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В ряде случаев дети не

только затрудняются в понимании и употреблении грамматических конструк-

ций, обозначающих пространственные отношения, но также не могут опреде-

лить правую и левую стороны тела или предмета, испытывают трудности при

ориентировке в окружающем пространстве. Эти нарушения более выражены

при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с

недостатками зрительно-моторной координации.

Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматиче-

ских форм у данной категории дошкольников является одним из важнейших

условий их речевого развития, обеспечения готовности к школьному обуче-

нию, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.

У дошкольников в низкой степенью владения пространственной лекси-

кой отмечаются отклонения в распределении падежей и предлогов и непра-

вильном их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения

входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошколь-

ников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому при-

ходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала.

Я использовала в работе уже существующие приемы, формы и средства обу-

чения по развитию пространственной информации в соответствии с особен-

ностями пространственных функций и логико-грамматических конструкций у

детей с различными клиническими проявлениями общего недоразвития речи.

5.

Теоретическое

обоснование

опыта

.

Дети с речевыми нарушениями не достаточно хорошо понимают значе-

ние предлогов и неправильно их употребляют в синтаксических конструкци-

ях. Неправильное употребление падежных форм, родовых и числовых окон-

чаний, согласования формы глагола с существительными, но и факт наруше-

ния процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запус-

ка речи, низкий уровень способности к построению. Н. С. Жукова отмечает,

что при нарушениях развития речи, дети не накопив необходимого набора

словоизменительных элементов (флексий) и не научившись передвигать сло-

во по словоизменительной шкале, как это наблюдается в норме, преждевре-

менно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологи-

ческого элемента– предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флек-

сия связаны отношениями симультанности и что их сочетание представляет

собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в

воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов,

которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и

поэтому не воспринимаются детьми.

С. М. Шаховская при составлении классификации аграмматизмов выде-

ляет разные виды нарушений:

– предлог выпускается (сохранением падежной формы и без не);

– предлог есть, а падежная форма отсутствует;

– употребление предлога не с соответствующим падежом;

– смешение предлогов.

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошколь-

ников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Для достиже-

ния более эффективной результативности в работе необходимо создавать хо-

рошо

оснащенную

среду.

Для

осуществления

комплекса

мероприятий,

направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-

падежных конструкций используется практический, наглядный и словесный

методы обучения в строгом соблюдении основных дидактических методов.

Поэтому наиболее перспективным в работе ,как дополнение к основным фор-

мам обучения, по формированию предложно-падежных конструкций является

мультимедийные презентации.

6.

Трудоёмкость

опыта

У меня в работе возникала у настоятельная потребность в использовании

мультимедийных средств, в том числе в создании электронных презентаций

для использования их на коррекционных занятиях. Наряду с другими метода-

ми работы, мною в работе используются и собственные разработки, это ИК-

технологии (презентации).. Применение мультимедийных презентаций, как

дополнительный вид работы, позволяют повысить эффективность логопеди-

ческой работы, ускоряют процесс усвоения изучаемого материала. Компью-

тер предоставляет широкие возможности использовать различные анализато-

ры в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует

компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выпол-

нении заданий, с использованием компьютеров, происходит совместная коор-

динированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов. В

процессе занятий дети контролировать свою деятельность и оценивать ре-

зультаты, развивают произвольную моторику пальцев рук. В процессе лого-

педических занятий позволяет значительно сокращается время на формиро-

вание и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков,

высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического

мышления, эмоционально-волевой сферы.

Программное содержание презентаций.

Цель:

Коррекционно-образовательное:

Формирование

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

представления

о

предлоге как средстве выражения связи между словами в словосочетаниях и

предложениях.

Познакомить детей с предлогом ( в каждой презентации указано каким), его

схемой.

Научить слышать этот предлог в разговорной речи.

Учить составлять предложения с предлогом с данным предлогом.

Активизировать cловарь.

Коррекционно-развивающее:

Развивать связную речь, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательное:

Формировать первоначальные учебные навыки: умения слушать ответы това-

рища, исправлять ошибки; воспитывать усидчивость, дисциплинированность

Развитие лексико – грамматического строя речи. развитие словаря и навыков

словообразования;

развитие понимания логико-грамматических отношений;

развитие связной речи.

Задачи:

• Сформировать представление о предлоге как отдельном слове у детей стар-

шего дошкольного возраста.

• Научить понимать пространственное значение предлогов.

• Научить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы и

без внешних опор на любую тему и применять предлоги в повседневной жиз-

ни.

• Правильно ориентироваться в пространстве.

• Освоить представление о предлоге как об отдельном слове.

• Научиться работать со схемами предлогов.

• Определять место нахождения предлога в предложении.

• Составлять предложения по картинкам.

• Применять полученные умения в неподготовленной речи (бытовой, учеб-

ной, игровой) без внешних опор. Работа по обучению правильному употреб-

лению предлогов

предполагает определенную последовательность

.

Дети

учатся:

1этап.

– понимать значение предлогов: на, в, под, к, от, по, около;

– правильно употреблять в речи предлоги с существительными и при-

лагательными;

– дифференцировать предлоги: на – в, на – под, к – от;

– составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по

сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложен-

ным словам.

2этап.

– понимать значения предлогов: из , с, над, из-за, из-под, через, между;

правильно употреблять их с существительными и прилагательными;

– дифференцировать предлоги: из – с ; над – под; из- под; из; из- за; из;

– анализировать предложения с предлогом (определять количество слов

в предложении, какой по счету предлог и т.д.);

– составлять схему предложения с предлогом.

7.

Адресность

опыта

. Дети 5 – 6 лет с ОНР, у которых своеобразное овла-

дение грамматическим строем речи проявляется в более медленном темпе

усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систе-

мы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении

общей картины речевого развития. С неустойчивым вниманием, небольшим

объемом памяти, низким контролем чужой и собственной речи.

8.

Технология

и

новизна

опыта

.

Опыт посвящен поиску новых, более эффективных методов обучения

по формированию предложно-падежных конструкций у детей 5 лет с ОНР.

Длительность работы над опытом - 3 года. Теоретической и методологиче-

ской основой опыта являются: положения Л.С. Выговского о ведущей роли

обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной

о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе

к ним в системе специального обучения. Основной базой опыта является про-

грамма Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального сада»; Исследования педагога

Н.П. Рудаковой «Особенности усвоения предложно-падежных конструкций

детьми старшего дошкольного возраста с ОНР», О.С.Яцель

«Учимся пра-

вильно употреблять предлоги в речи»

Задачи:

Изучить специальную литературу по вопросу формирования понима-

ния предлогов и предложно – падежных конструкций у детей старшего

дошкольного возраста.

Сформировать представление о предлоге как отдельном слове у детей

старшего дошкольного возраста.

Научить понимать пространственное значение предлогов.

Научить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы и без

внешних опор на любую тему и применять предлоги в повседневной

жизни.

Правильно ориентироваться в пространстве.

Освоить представление о предлоге как об отдельном слове.

Научиться работать со схемами предлогов.

Определять место нахождения предлога в предложении.

Составлять предложения по картинкам.

Применять

полученные

умения

в

неподготовленной

речи

(бытовой,

учебной, игровой) без внешних опор.

Методы и приемы

1 Схема ответа (моделирование) на наглядной основе, с помощью

схемы предложения.

Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои

недостатки и мог их устранить).

3 Вопросы репродуктивные и проблемные, более сложные начинаются

со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют

размышлений, умозаключений.

Мотивация заданий.

Наблюдение.

Напоминание.

Образец правильного произношения.

8 Оценка (мотивированная).

Объяснение.

Повторы индивидуальные и хоровые.

Подбор обобщающих понятий.

.Показ артикуляционных движений.

Пояснение

Разговор – не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу

дела.

Рассматривание рисунков, картин.

Речевой образец.

Речевые поручения – поручение, при выполнении которого ребенку

необходимо будет обязательно использовать речь.

Речевые ситуации – специально придуманные ситуации, в которых

дети отрабатывают речевые умения.

Совет.

Составление плана высказывания – чаще устное, про что сказать вна-

чале, про что потом и так далее.

Схема ответа (моделирование) – про что сказать вначале, про что по-

том и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.

Толкование слов (значения слов аквариум – стеклянный ящик)

Указание.

Утрированное произношение (усиленное).

Утрированное артикулирование (усиленный показ где находятся губы,

зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов)

Формы организации детской деятельности

Индивидуальные, групповые и фронтальные занятия.

Разработка сюжета презентации с учётом методических требований к

логопедическому занятию.

Отбор речевого и наглядного материала с использованием принципа

«Реальных условий»

Использование серии презентаций.

Владение операциями грамматического оформления речевого высказы-

вания, в частности словосочетаний, составленных по способу предложно-

падежного управления, выявлялось в естественных условиях, путем наблюде-

ния за детьми в процессе игровой и учебной деятельности, выполнения спе-

циальных заданий, анализе документации, продуктов деятельности и т.д.

Анализ полученных результатов показал, что ошибки в использовании паде-

жей и предлогов у детей с ОНР многочисленны и специфичны и носят как

продуктивный, так и непродуктивный характер, соответствующий низкому

уровню развития их грамматических средств языка.

На логопедических занятиях я заметила, что дети с большим удоволь-

ствием занимаются на компьютере. Но сделать презентации к уроку всегда

большая, кропотливая, но полезная работа

.

Полезная, так как приходиться

осваивать параллельно другие программы такие как Adobe Photoshop, Greens

hot. В презентации, весь отобранный и подготовленный материал наглядно

отображается на экране в концентрированном, сжатом виде. Поэтому один из

главных положительных моментов при создании электронных презентаций -

максимальная дисциплинизация педагога. И, как результат, логопед, работаю-

щий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повы-

шает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных

условий повышения качества обучения детей.

Презентационные материалы я применяю для:

развития связной речи и познавательных способностей;

развитию навыков словообразования и словоизменения;

развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различно-

го цвета;

автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной

речи;

нормализации

просодических

характеристик

речи;

дифференциации

акустически близких звуков и графически сходных букв;

усвоению

лексических

тем;

развитию

фонематического

восприятия;

развитию элементарных и сложных форм фонематического анализа и

синтеза;

Для успешного применения презентационных материалов в коррекци-

онной работе я сформировала методический банк разработок занятий с ис-

пользованием

компьютерных

презентаций.

По формированию предложно-

падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи следующие пре-

зентации.

и еще по дифференциации предлогов. Продолжаю работать над другими пре-

зентациями, применяю в них вариативность (разную глубину усвоения учеб-

ного материала, разную исходную подготовленность обучаемых)..

Заключение

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе

по формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим недо-

развитием речи дают возможность наглядно, эмоционально и привлекатель-

но подать подготовленную информацию. Отличительные особенности, спе-

цифические свойства изучаемых предметов и явлений можно предельно реа-

листично продемонстрировать именно с помощью современных графических

и видео технологий мультимедийных презентаций. При помощи мультиме-

дийных презентаций можно представить информацию не только в удобной

для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визу-

альные образы, которые вызывают интерес, позитив и запоминание информа-

ции. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей

эффект анимации. Анимация привлекает внимание детей, повышает интерес

к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала,

а это и является целью логопеда.

Большую роль играет

мобильность. Любые носители – компьютер,

телевизор, ноутбук, все, что нужно для демонстрации презентации

Также очень важна интерактивность. Это способность изменяться и

реагировать на действия пользователя т.е. воздействовать на ход презентации

- это одно из важнейших преимуществ мультимедиа.

Такая возможность как многофункциональность

позволяет много-

кратно использовать одну мультимедийную презентацию, дополнения ее но-

выми текстовыми и графическими материалами, модификации.

Таким образом, расширение спектра методов и приемов по формирова-

нию предложно–падежных конструкций у детей с ОНР дало положительный

результат. Однако, в соответствии с поставленной целью, я не только приме-

няла новые методы, но и продолжала использовать уже привычные и знако-

мые детям методы: дидактические игры, составление рассказов по иллюстра-

циям и сериям картинок, применение художественного слова в режимных мо-

ментах. Именно взаимосвязь применения новых и ранее используемых мето-

дов позволила добиться наилучшего эффекта поставленных целей: формиро-

вание представления о предлоге как средстве выражения связи между слова-

ми в словосочетаниях и предложениях. Познакомить детей со схемой предло-

гов.

Научить слышать этот предлог в разговорной речи. Учить составлять

предложения с данным предлогом. Активизировать и обогащать cловарь.

Применение представленного педагогического опыта позволит опти-

мизировать понимание и употребление грамматических конструкций детьми

с ОНР и предупредить эти нарушения в период школьного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Савина Л.П. Планирование коррекционной работы с дошкольни-

ками, страдающими ОНР. М., 1998.

2.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

3.

Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грам-

матического строя речи детей, страдающих моторной алалией/ Сб. статей

МГПИ им. Ленина “Патология речи”. М., 1971.

4.

Яцель О.С. учимся употреблять предлоги в речи. – М.: Издатель-

ство “ГНОМ и Д”, 2007.

5.

.

Журин А.А., "Microsoft PowerPoint 2000. Краткие инструкции

для новичков (Компьютер для начинающих)", Аквариум, 2002.

6.

Карелова Е.И., Шумихина Т.А. Основы информационных техно-

логий для учителя. Лабораторный практикум. — М.: Федерация Интернет

Образования, 2002. — 148 с.

7.

Кравцова А.Ю., Усенков Д.Ю., "Изучаем PowerPoint", Образова-

ние и Информатика, 2001.

8.

Лапшинский В.А., Филипенко А.А., Кузнецов А.А., Лаборатор-

ная работа "Изучение и освоение средств для создания презентаций Microsoft

PowerPoint, Лаб. практикум по курсу "Информатика" - М.: МИФИ, 2001.

9.

Кравцова А.Ю., Мануйлов В.Г. Педагогические мультимедийные

мастер-шаблоны в среде Microsoft Office 97. //Информатика и образование.—

1999. — № 5. — С. 77—80.



В раздел образования