Напоминание

"Оригами как средство развития творческих способностей младших школьников".


Автор: Ягодина Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ сош №518
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья.
Тема: "Оригами как средство развития творческих способностей младших школьников".
Раздел: начальное образование





Назад




Оригами как средство развития творческих способностей

младших школьников.

Ягодина С.А.

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа 518»

г. Санкт-Петербурга

Современное общество испытывает потребность в творческой,

самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными

индивидуальными качествами, способной реализуя свои личностные

запросы, решать и проблемы общества.

В настоящее время в рамках ФГОС перед воспитателем группы

продлённого дня стоит важная задача развития ребёнка, его творческих

способностей, воспитание творческой личности в целом.

Творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем

не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творчество -

это целенаправленная деятельность, в процессе которой создается нечто

новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда обучающийся

воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел,

чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого

творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни детей. В

процессе творчества у ребенка возникает ощущение собственной личностной

значимости, активно строятся индивидуальные социальные контакты,

возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество

помогает справиться с внутренними трудностями, негативными

переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если

ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно

творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет

ребенку выйти из состояния зажатости.

Развитие творческих способностей происходит через: умение переводить

идеи в образы;

развитие воображения и фантазии в определенной ситуации;

оригинальность мышления.

Развивать техническое творчество ребёнка можно с самого простого –

складывания фигурок из бумаги. Можно взять лист бумаги и научить ребёнка

складывать из него простейшую фигурку, через некоторое время – сложить с

ним вместе другую фигурку. И когда он научится их складывать сам,

предложить подумать – что ещё можно сделать из этого листа бумаги. Или,

например, сделав несколько одинаковых корабликов, предложить сделать что-

то, чтобы кораблики стали разными. По-разному раскрасить или одному из

них приделать флаг. Многие дети сами предложат сделать поделки красивее и

разнообразнее. Любой ребёнок, складывая фигурки из бумаги, и, увлёкшись

этим занятием, со временем начинает творить что-то новое, своё. Ему уже не

интересно действовать шаблонно, по образцу, он стремится найти что-

то такое, что ни у кого ещё не получалось. Может, вначале это будут какие-

нибудь элементы декора уже знакомой всем фигуры, затем - диковинные

животные или герои любимых мультфильмов. Главное – у ребёнка

появляется желание улучшать то, что он уже сделал, творить, моделировать.

И именно искусство оригами может стать тем толчком, который позволит

расцвести творчеству, привить интерес к нему, и мир узнает о новых

удивительных изобретениях и неожиданных конструкциях.

Немного об искусстве оригами.

Название "оригами" переводится с японского языка как складывание

("ори") из бумаги ("ками"). Метод оригами предполагает моделирование

сложных пространственных форм складыванием целого листа бумаги без

ножниц и клея.

Оригами в Японии ведет начало от периода Хэйан (794 - 1185 гг.). Тогда

же бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным

материалом, который использовался в особых случаях, в основном в

религиозных церемониях. Несмотря на то, что бумага была изобретена в

Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Наверное,

немаловажную роль в этом сыграло сходство звучания японских слов

"бумага" и "бог" - "ками", которая у японцев вызывала некую мистическую

связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги -

оригами.

В периоды Камакура и Муромати оригами обретает большую известность:

аристократия, придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны

были обладать определенными навыками и в искусстве складывания.

Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной

геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для

любимого человека.

В России искусство оригами стало появляться лишь во 2-й половине XIX

века. Метод оригами используется в дизайне (упаковка, одежда, интерьер) и в

архитектуре. В авиации и автомобилестроении (подушка безопасности и

поверхность автомобиля, наиболее безопасная в момент аварии),

космической технике (спутниковые солнечные батареи, антенны, оболочки

для роботов) и современных нанотехнологиях (углеродные и кремниевые

оболочки) используются оригамные складчатые структуры.

Виды оригами:

Простое оригами

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британцем Джоном

Смитом из одного листа бумаги, и ограничен использованием только складок

- горой и долиной. При создании моделей в данной техники ищется

минимальный набор складок, который бы отражал основные черты

складываемой фигурки. Однако это является недостатком, так как

невозможно сложить две одинаковые модели, что выливается в огромные

возможности для детского творчества (особенно касается выражений лиц и

фигурок животных).

Модульное оригами

Модульное оригами является самым популярным из разновидностей

оригами. В нём целая фигура собирается из множества одинаковых частей

(модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами

из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их

друг в друга. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного

оригами является кусудама, которая представляет собой объёмное тело

шарообразной формы.

Кусудама (яп. букв.: «лекарственный шар») — бумажная модель,

формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых

пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из

квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы.

Иногда могут быть склеены вместе отдельные компоненты, а иногда, как

украшение, снизу.

Современные мастера оригами создали новые конструкции кусудам, которые

полностью собираются без разрезания, клея или ниток.

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) — один из видов

диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены

все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания

по традиционной схеме. Складывание по развёртке не простое занятие и

фигурка получается далеко не с первого раза.

Бумага для оригами.

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал,

выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на

окончательный вид модели.

Для несложных моделей (например, журавлик) подходит обычная бумага

для принтера 70–90 г/м². Более тяжелые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут

быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая

«ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи

размеры по стороне варьируются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна

сторона такой бумаги белая, а другая — цветная, но встречаются двуцветные

разновидности и разновидности с орнаментом. Фольгированная бумага, или

как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги,

склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с

обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом,

что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В Японии в качестве материала для оригами применяют тип бумаги,

которая чуть жестче обыкновенной бумаги и может производиться из

бамбука, пеньки, риса и пшеницы. Также она используется во многих

традиционных искусствах.

Занятия по технике оригами являются одним из любимых детьми видов

творческой

деятельности.

Удивительно,

сколько

положительных

эмоций

вызывают такие занятия. Дети испытывают удовольствие и восторг, когда у

них из простого листа бумаги получается какая-то фигурка.

Целью занятий является не только знакомство с определёнными

фигурками и складывание как можно большего количества разнообразных

фигурок,

а возможность

увлечь

детей

в

удивительный

мир

творчества,

прекрасный способ интеллектуального развития ребёнка.

Освоение последовательности приёмов оригами помогает решать

творческие задачи на доступном, интересном материале. Занятия оригами

активизируют развитие логического мышления, воздействуют на развитие

внимания, воображения и формирование памяти, развивают творческие и

исследовательские способности, уверенность в своих силах и способностях,

так как неуспевающих на занятиях оригами нет. Занятия этим видом

искусства являются психотерапией, которая позволяет отвлечься школьнику

от повседневных уроков и забот.

Поделки из тонированной бумаги, не только радуют глаз, но и требуют

аккуратности в работе, точности движений при сгибании.

При изготовлении поделок, дети научатся работать с бумагой;

- познакомятся со свойствами бумаги, с основными геометрическими

понятиями;

- научатся работать руками под контролем сознания;

- разовьют глазомер, чертежные навыки;

- улучшат способность следовать устным инструкциям;

- разовьют мелкую моторику рук, что способствует развитию речи;

- развивают коммуникативные способности. наблюдательность,

художественно-эстетический вкус, учатся самостоятельности и аккуратности

при работе.

Важным условием успешного развития детского творчества является

умение педагога использовать в своей работе современные педагогические

технологии. От выбранных методов, приёмов, способов воздействия на

ребёнка во многом зависит качество обучения.

Одной из уникальных форм обучения является игра. Игра наряду с

трудом и ученьем - это один из основных видов деятельности человека

любого возраста. Включение в ход занятия игровых приемов и ситуаций

создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает преодолевать трудности

в усвоении учебного материала, в игровой форме быстрее и легче

усваиваются знания, закрепляются навыки.

В.А. Сухомлинский говорил, что игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

Работа по изготовлению поделок кропотлива, поэтому необходимо

разнообразие учебно-игровых форм занятий:

- показ готовой модели, объяснение, пошаговая демонстрация приёмов

(использование схем), копирование детьми действий педагога (самая

распространенная форма);

- занятие-загадка (нет образца – результат в конце занятия, изготовление по

словесному описанию;

- взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети

по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов

позволяет упрощать или усложнять игру);

-педагог дает команды, а дети, не имея перед глазами примера действия,

выполняют команды, чем достигается постижение начала логического

мышления (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет

действия детей по уговору, как “тепло” или ”холодно”;

-дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или

несколько оригамных операций, после чего дети отгадывают, что было

сделано;

-дети получают задание изготовить фигурки по готовой фигурке (с

разрешением ее развернуть);

- дети получают задание изготовить фигурки одной рукой, ногами на время;

- дети получают задание придумать и составить сюжетную композицию,

используя сложенные объёмные фигурки;

- выполнение творческих коллективных работ на определённую тему, где

воспитывается дружелюбие, умение договариваться;

- изготовление сувениров, оформление поздравительных открыток,

помещения к празднику, используя метод аппликации, самостоятельный

выбор цветового решения;

- использование художественной литературы, стихов, поговорок, пословиц,

потешек; обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью

сюжетов произведений детской литературы.

На занятиях оригами можно использовать такие упражнения: например,

детям предлагаются схемы с пропущенными условными знаками или

умышленно внесенными ошибками; восстановить последовательность

складывания фигурки; задачи на комбинирование приемов.

На фоне репродуктивной деятельности необходимо регулярно вводить

элементы продуктивной (творческой) деятельности. Сложность работ зависит

от возраста и уровня обучения. Изобретательство для младших школьников

представляет собой самостоятельное решение маленьких шагов, к которым

подводит его педагог.

Дидактическими принципами использования искусства оригами как

средства развития творческих способностей младших школьников являются:

- «знания - фундамент творчества». Творческая деятельность не может

выходить за пределы имеющихся у ученика знаний; - целенаправленность

обучения. Формирование новых знаний, умений и навыков должно проходить

постепенно и целенаправленно;

- тщательный отбор учебного, материала для развития творчества;

- принцип многократности;

- фронтальное приобщение школьников к многообразной творческой

деятельности с выходом на конкретный продукт;

- постоянный контроль педагога за работой ученика.

Из выше изложенного, оригами - это искусство, которое является

не

только увлекательным способом проведения досуга, но и средством развития

творческих способностей.

Выставки работ детей, их участие в творческих конкурсах, играх

стимулирует развитие культуры общения детей, позволяет раскрепоститься

каждому ребенку. Дети становятся более добрыми, вежливыми и

терпеливыми как со взрослыми, так и друг с другом.

Дети создают интересные, жизнерадостные работы, подбирают добрые

сюжеты для своих персонажей, используют яркую бумагу и краски. В них нет

места жестокости, агрессии, отрицательного отношения к миру. На занятиях

дети не только учатся складывать фигурки, но и играют, сочиняют истории,

знакомятся с персонажами русского фольклора. Именно в игре возникает

необычное состояние души. У этого состояния много различных названий.

Одно из них – вдохновение.

В искусстве оригами есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый

верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.



В раздел образования