Автор: Кириллова Дарья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ РК "Школа - интернат №3"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: " Слоги и слова с буквой Цц"
Раздел: начальное образование
Открытый урок ОГ в 1 классе
Учитель: Кириллова Дарья Николаевна
Тема урока: Слоги и слова с буквой ц
Дата проведения: 10.02.2014г.
Присутствовало 7 учителей со школы- интерната №3
Цель: продолжить изучение согласной буквы ц
Задачи:
Обучающие (Образовательные):
1) знакомство со слогами цы, ца, цо;
2) формирование умения различать звуки соотносить звук и букву, совершенствовать
навык чтения слогов и слов с изученной буквой;
Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие внимания, память, речи учащихся, умения анализировать,
сравнивать, делать простые выводы, обогащение и активизация словарного запаса
Воспитательные:
воспитание любви к животным ,положительной мотивации к учению .
ТИП УРОКА: изучение нового материала
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, словесный.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, индивидуальные, коллективные.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта поиска клада Букварь, касса букв, тетради, схемы, синие и
красные кружочки, картинки лягушка, цыпленок, цапля, сундук с кладом(сладости),
маленькая книжка о домашних животных.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.
2.Объявление темы урока
Начинаем урок чтения. Он сегодня необычный, т.к. это не просто урок, а урок-путешествие.
Мы отправимся искать клад. Клад – зарытые , спрятанные где-то ценности, а у нас что-то там
. Он спрятан в сундуке. По дороге, будут остановки, на остановках мы будем выполнять
задания, которые приготовили зверюшки, если мы их выполним значит клад будет в наших
руках.
- С какой буквой мы с вами познакомились на прошлом уроке?(ц)
-Сегодня мы продолжаем изучать эту букву. Научимся читать слоги , слова с этой буквой и
повторим буквы, с которыми мы познакомились раньше.
3.Повторение (Актуализация опорных знаний).
а )
-Итак, отправляемся в нелегкий путь и первая остановка в топком сыром месте,
а называется оно (болото).
- Задание вам приготовила, вы узнаете кто, если угадайте загадку.
-Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»(Лягушка)
Показываю картинку с лягушкой
-Послушайте , какое задание приготовила лягушка. Открываю конверт и вынимаю задание.
Лягушка хочет узнать:
«Знаете ли вы буквы и умейте ли вы читать слоги и слова с пройденными буквами»
-Вспомним и прочитаем буквы и слоги, которые мы уже знаем.
-Откройте последнюю страницу Букваря.
-Прочитаем буквы в первом столбике.
-Какие это буквы? (Гласные)
-Прочитаем слоги с гласной буквой е, ё, ю, я.
Молодцы!
-С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?(ц)
-Что мы про неё узнали? Почему?(Согласная, когда мы произносим ц нам мешает язык и
зубы- преграда и твердая)
- Покажите эту букву(Поднимают карточку с буквой ц)
-Какие слова с буквой ц вы знаете?
- Прочитаем слоги на доске Вначале один, потом хором.( ац, оц,уц)
-Открываем букварь и прочитаем слова с. 118.Один ученик читает.
-Прочитайте слово , в котором 2 слога, 3 слога.
-Чем похожи друг на друга эти слова?(У этих слов в конце буква ц)
-Прочитаем текст. По 2 предложения.
-Кем работает отец?(показать картинку кузнеца)
-Кто такой кузнец?(куёт железо, работает с предметами из железа)
-Почему он молодец?(Хорошо работает)
Итог: -Чьё задание мы выполнили?(Лягушки)
-Что мы делали?( Повторили буквы, читали слоги, слова и текст с буквой ц)
-Молодцы! Справились с 1 заданием, потому что хорошо подготовились.
-Сидим красиво.
4.Новая тема
б)
Идем по дороге к следующей остановке, здесь нас встречает.
Кто же нас встречает?
Отгадайте загадку
Это кто пищит пи-пи
Из яичной скорлупы?
Может - курочкин ребёнок?
Вылупляется (цыпленок)!
-Правильно, ребята!(Показываю картинку цыпленка)
-Он также, как и лягушка приготовил задание. Послушайте.(Вынимаю задание)
«Познакомьтесь с новыми слогами с буквой ц и словами с буквой ц»
-Послушайте внимательно стихотворение, найдите слова со звуком ц
Про наседку(Наседка это курица, которая сидит на яйцах и высиживает птенцов)
У наседки наконец
Вылез из яйца птенец.
Глядит наседка на птенца,
Глядит, не налюбуется:
Будет Петенька певец,
Как петух - его отец.
-Назовите слова в которых есть звук ц (Яйца, наконец, птенец, певец, отец)
-Выделим слово отец. Кто такой отец? (папа)
-А если не один отец, а много, как мы скажем? (Отцы)
-Чем отличается звуки от букв? (Звуки, мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и
видим)
- Один выходит к доске, другой работает за партой. Разберем слово отцы.
-Делим на слоги.(Хлопаем в ладоши)
-Сколько слогов?(2)
-Произнесите первый слог.(от)
-Какой первый звук?(о)
-Какой он ?(Гласный)
-Каким кружочком обозначаем?(Красным)
-Звук о , какой буквой обозначаем?(о)
-Произнесите второй звук? (т)
-Какой он?(Согласный)
-Каким кружочком обозначим?(Синим)
-Звук т, какой буквой обозначаем?(Т)
-Произнесите второй слог.(цы)
-Произнесите первый звук.(ц)
-Какой он?(Согласный)
-Каким кружочком обозначим?(Синим)
-Звук ц , какой буквой обозначим?(ц)
-Назовите второй звук.(ы)
-Какой он ?(гласный)
-Каким кружочком обозначим?(красным)
-Какой буквой обозначаем звук ы?(ы)
-На наборное полотно ставлю
слог цы
-Чьё задание мы выполняли? (Цыпленка)
-Про кого было стихотворение?(Про курицу)
-Сделаем звуко- буквенный анализ слова курица. За партами.
-Делим на слоги.(3 слога)
-Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог
-Какие звуки слышим в 3 слоге
-Какими кружочками обозначим?(Синим и красным кружочком)
-Какими буквами обозначим эти звуки?(ц и а)
-На наборное полотно ставлю слог ца.
-Ребята, на какой части тела у вас глаза, нос, рот(Лице)Мы эту часть тела называем лицо.
-Разберём это слово.(Лицо)
-Сколько слогов?(2)Назовите 2 слог.
-Какие звуки слышим? Каким кружочком обозначаем первый звук? Второй звук?
-Какими буквами обозначаем эти звуки?
-Ставлю слог цо на наборное полотно
-Прочитаем новые слоги с наборного полотна.(цы, ца,цо)
-Читаем в Букваре слова с новыми слогами.
-По порядку, а потом в разброс.
Итог: -Чьё задание мы выполняли
-С какими новыми слогами познакомились?
-Молодцы!
Физминутка Мы шагаем друг за другом;
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили...
(Имитация движений.)
в) Мы продолжаем искать клад , идем тропами мелкими, дорогою нелегкою и подошли к
реке. Здесь нас ждет цапля. Вспомним стихотворение «Цапля». (Слежу и предупреждаю о
правильном звукопроизношении: кончик языка упирается в нижние зубы.
Повторяем хором. «Цапля целый день сидела, цапля в зеркальце глядела. Наконец нас
дождалась и задачка нам нашлась».Открываем конверт и достаем задания.
- Она приготовила для вас задания.
«Прочитайте рассказ»
1)Рассмотрим картинку.
-Кто изображен на картинке?(Курица, петух..)
-Как их можно назвать одним словом?(Домашние птицы)
-Куда повела курица цыплят?(Повела курица цыплят гулять)
-Что вы сказали?(Предложение)
-Какое предложение сказали?
-Давайте посчитаем сколько слов?(4 слова)
-Составим схему к предложению. --- ---- ----- ----.
-Что вы можете сказать о курице? Какая она? (добрая, заботливая, любящая)
-А ещё кого вы видите?(Лису)
-Что вы знаете про лису?(Хитрая)
-Она любит воровать птиц.
2)Давайте прочитаем новые слова, которые встретятся в рассказе. Сама читаю, потом дети.
-Ребята мы приближаемся к кладу, осталось нам еще одно задание.
3) -Про кого рассказ?(Про курицу, про петуха и лисицу)
- Одним словом, как их можно назвать?
Теперь я прочитаю рассказ, а вы внимательно слушаете.
-Теперь вы читаете по 2 предложения.
Первые 2 предложения -Кто жил во дворе?(Во дворе жили..)
Вторые два предложения -Кто поджидал их?(Лисица)
-Почему она их поджидала?(Она очень любит воровать птиц)
- Кто вам больше нравится? Почему?
Закрепление читаем по цепочке.
Итог: - Чье задание мы выполняли?(Цапли)
5. Итог –Чьи задания мы выполняли на уроке?(Лягушки, цыпленка, цапли)
-Как их назвать одним словом?(Животные)
-Что нового мы узнали?(Познакомились с новыми слогами, словами)
-Осталось нам открыть сундук, где клад. Стоит сундук в углу, но он закрыт ключом.
Он откроется , если вы сможете составить слово из слогов МО-ЛОД-ЦЫ
-А теперь, нам осталось открыть сундук.(Сладости)Это вам за хорошую работу.
6.Рефлексия Поднимите рожицы . Весёлую , если урок понравился, грустную не понравился.
Домашнее задание читать слоги, слова, рассказ.