Автор: Перепёлкина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Самковская школа"
Населённый пункт: п. Самково
Наименование материала: мероприятие
Тема: "Экологический праздник"
Раздел: начальное образование
Исполняется песня Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина “До чего дошёл прогресс”.
(На экране демонстрируются кадры современной индустрии, сбрасывающей отходы производства
в окружающую среду)
Учитель: Дорогие ребята! Нашей планете грозит беда! Виновник этой смертельной беды –
человек, т.е. все мы, вы и я.
С тех пор, как появился человек, он старался, покорить, подчинить себе природу. Что только он не
выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
Он придумал смертоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать
урожай богатыми и отравил землю, созданные им автомобили заполнили улицы и отравляют
воздух выхлопными газами, он вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем
мусора.
Посмотрите на плакат: “Помоги мне – просит природа. Она не может больше терпеть.
Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Ваши сердца должны отозваться
звучит песня “ Наш край”, музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
2 ведущий: Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и
садовник, и врач. Он любуется природой. А вы знаете растения и животных? Угадайте наши
загадки.
1 ученик:
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон кладет. (Земляника)
2 ученик:
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Комочек, а живой. (Ежик)
3 ученик:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)
4 ученик:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
5 ученик:
На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
6 ученик:
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
7 ученик:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
8 ученик:
Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова)
9 ученик:
Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду -
Чужим сбуду! (Кукушка)
10 ученик:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит
Никому не говорит. (Ива)
Наблюдала я в бору интересную игру:
На поляне под сосной, прыгал весь народ лесной. Хотите, ребята, поиграть?
Слушайте внимательно и запоминайте. Я вас попробую запутать, но вы будьте начеку.
Если в тексте ошибемся, вы потопайте ногами.
Ну, а коль порядок со словами, вы похлопайте в ладоши. Все понятно? Начинаем игру.
- Птички певчие поют: гав-гав-гав. (Топают.)
- Колокольчики звенят: хрум, хрум, хрум. (Топают.)
- Лает лисица возле норки: мяу, мяу, мяу. (Топают.)
- Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу. (Хлопают.)
- Утки серые кричат: кря-кря-кря! (Хлопают).
- Волчонок серенький кричит: му-му-му! (Топают.)
1 ведущий: Поэты и писатели всегда восхищались природой, но вы увидите, что и природу на
каждом шагу подстерегают беды.
2 ведущий: Красоту природы надо беречь!
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
2 ученик: Но люди не обращают внимания на красоту. В жарких странах исчезают замечательные
леса – “легкие планеты” – джунгли. Это одно из чудес природы. Здесь живут больше половины
животных, растений и грибов, которые есть на Земле.
Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.
Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.
Гибнут леса и у нас
(Во время выступления на экране демонстрируется презентация о лесных вырубках вокруг села,
ближайших лесополосах, лесных массивах)
3 ученик:
Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая – пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
4 ученик: Но не все хотят дружить с природой. Каждая семья ежедневно что-то выбрасывает. За
год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора. Тем самым он
загрязняет воздух и грунтовые воды.
Ребята! Для мусора есть специально отведенные места!
(На экране несанкционированные свалки села, улиц)
5 ученик (в костюме собачки-дворняги):
Ах, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает.
О, как мы страдаем,
От мук одиночества!
И нам
Человеческой радости хочется!
За чем нас бояться?
За что презирают?
Зачем с нами дети
Так редко играют?
Ах, трудно живется
Без друга – хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно!
Но кто нас полюбит
Об этом ни капельки
Не пожалеет!
(Стихотворение Б. Заходера).
Песня «Пропала собака»
6 ученик: Плохо живется не только бездомным собакам.
Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот. Волков
уничтожили, и в 15 раз возросло количество больных диких животных.
Волков тоже нельзя уничтожать, ведь они – санитары леса!
7 ученик:
Зябнет осинка.
Дрожит на ветру,
Стонет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Надо согреться
Бедной осинке.
8 ученик: Однажды в Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях.
Воробьев погубили, появились тли, насекомые и уничтожили поля. В природе все нужны!
9 ученик:
Всю жизнь в воде проводит Кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо.
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
10 ученик: Человек и до моря добрался. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками
мазута величиной с горошину и даже с картофелину. Погибают обитатели океана. И даже птицы,
попадая в смертельную грязь, умирают. Помните! Отравленная вода – смерть для жителей.
11 ученик:
Уберите свой сачок!
Никакой я не жучок!
Не хочу я лезть в коробку,
Точно божья коровка
Не сажайте на булавку,
Точно глупую козявку.
Я тогда умру от скуки!
Уберите ваши руки.
Уберите свой сачок!
Ну, какой я вам жучок?
12 ученик: На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.
Комары погибли, нечего стало есть другим животным
(Стук в дверь. Входит Карлос с носовым платком. Он кашляет, чихает)
Малыш: Карлсон! Наконец-то! Ты заболел? А я думал, Карлсоны никогда не болеют, они всегда
такие румяные, в меру упитанные. Сейчас дадим тебе лекарство. Правда оно горькое, но очень
хорошо лечит.
(Несет большой флакон-бутылку, на нем крупными буквами написано “Лекарство”).
Карлсон: “Лекарство”. Да еще горькое? Вы что забыли, что я выздоравливаю только от варенья!
Ну, в крайнем случае. От вкусного торта. А от горького лекарства я могу умереть.
Малыш: Ну, хорошо, не расстраивайся, будет тебе варенье. А пока, расскажи, пожалуйста, что с
тобой случилось?
Карлсон: Сейчас расскажу. Ребята, как вы знаете, я живу где? Правильно, на Крыше. Там у меня
всегда чистый воздух. А от грязного воздуха я чихаю.
Малыш: Но где же ты надышался грязного воздуха? Ребята, где в нашем поселке загрязнен
воздух?
Дети отвечают: Правильно!
Карлсон: Фу! Наконец-то я отдышался, мне стало легче. Я пока к вам летел, даже стихи сочинил.
Вот послушайте!
Кто от пыли задохнулся,
Едким дымом поперхнулся,
Будем кашлять и хрипеть
И совсем не сможет петь.
Не помогут ни варенье,
Ни конфеты, ни печенье.
Ох, и попал я в историю! У меня сломался моторчик. Я полетел на СТО. Вы знаете, что это такое?
Да, это станция технического обслуживания; думал, что там мне его починят.
Смотрю, а там море машин! Там я и начал задыхаться! От чего, как вы думаете?
Дети отвечают: Правильно!
Кое-как отдышался, я лечу к вам, и тут свалка мусора, а от неё такой удушливый запах идет! Думал,
не долечу!
Где вы видели такие свалки? Дети отвечают.
Малыш: Что же нам делать, Карлсон? Чем же нам дышать?
Карлсон: Я придумал уже! Надо сделать огромный пылесос и отсасывать пыль и сажу из труб.
Малыш: Я тебя огорчу, Карлсон. Такие пылесосы уже придумали. Только не все ими пользуются.
Карлсон: Как же мне теперь быть?
Малыш: Мы придумали и, приготовили тебе подарок. Смотри! Это – противогаз!
Карлсон: Какое смешное слово! А почему он так называется?
Дети отвечают.
(Карлсон надевает противогаз)
- Что же, мне теперь всё время так ходить?
Малыш: Карлсон! Мы еще вот чем можем тебе помочь! Посадить деревья.
Они будут очищать воздух как пылесос. И ты никогда не будешь чихать и кашлять! Посадим,
ребята?
Карлсон: Спасибо вам, ребята! Вы – настоящие друзья. А теперь мне пора! До свидания!
ВЕДУЩАЯ: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с
вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду
поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
2 ведущий: Ребята! Чтобы сохранить природу, вам надо запомнить простые правила:
(На экране в форме запрещающих дорожных знаков правила)
1 ученик: Не срывайте цветов! Пусть красота растений остаются в природе!
2 ученик: Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
3 ученик: Не ловите диких животных и не уносите их домой!
4 ученик: Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
5 ученик: Не забывайте лягушек и жаб!
6 ученик: Не разоряйте птичьих гнезд!
7 ученик: Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоёма!
Все вместе: Берегите природу! Берегите наш дом – Земля!
Стих.
Давайте, ребята,
Назло непогодам
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи, и дым,
В обиду её
Никому не дадим!
Все участники мероприятия исполняют песню “Ты – человек” (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)
(На экране демонстрируются кадры из жизни школы: высаживание рассады на цветники, работа в
дендрарии по ухаживанию за деревьями, выращивание овощей, походы и экскурсии в природу).
Стихотворение «Экология»
У многих есть сейчас машины,
Все любят ездить отдыхать,
Набив едой пакеты и корзины,
На речку едут воздухом дышать.
Но плохо то, что мы с природой
Все обращаемся безбожно
И на ходу бросаем мы дорогой,
Что в урну выложить несложно.
А что творится на реке?
Искупнувшись и устроив ужин,
И побросав на месте, что не нужно
Мы уезжаем, скрывшись налегке.
Должны с природой обращаться мы на вы,
Она у нас одна от края и до края.
Иначе нам не избежать молвы
Что вся Россия, грязная такая.
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой.
Стих.
Давайте, ребята,
Назло непогодам
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи, и дым,
В обиду её
Никому не дадим!