Автор: Корнева Марина Александровна
Должность: преподаватель изо
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: с. Инзер, Белорецкий район, РБ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Виды графического искусства. Бумага ручного литья"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Методическая разработка
урока Графика
по теме «Конгрев»
преподаватель
Корнева Марина Александровна
Инзер 2017 г.
1.
Анотация
Ведущей
деятельностью
учащегося
среднего
школьного
возраста
является общественно полезная. Это время бурного роста и развития всего
организма.
Восприятие
подростка
более
целенаправленно,
планомерно
и
организованно.
Иногда
оно
отличается
глубиной
и
тонкостью,
а
иногда
поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к
наблюдаемому
объекту.
Характерная
черта
внимания
подростка
-
его
специфическая
изобретательность.
Легкая
возбудимость,
интерес
к
необычному,
яркому
часто
становится
причиной
непроизвольного
переключения внимания.
Средний
школьный
возраст
наиболее
благоприятен
для
развития
творческого мышления.
2.
Введение
В
наше
прогрессивное
время
очень
часто
стали
появляться
новые,
современные материалы, позволяющие не только «оживить» традиционные
способы
рисования,
но
и
существенно
привнести
много
интересных
и
неожиданных
эффектов.
К
таким
материалам
можно
отнести
различные
пластики,
новые
виды
карандашей,
гравюры
на
органическом
стекле,
и
бумажных формах, и конечно же, сюда можно отнести сравнительно молодой
вид графики как бумага ручного литья.
Новизна
методической
разработки эта
техника
имеет
огромную
экспериментальную
возможность
и
возможность
усовершенствования,
поскольку
в
эту
технику
можно
вводить
цвет,
использовать
различные
фактуры, наносить рельеф на бумагу, либо бумагу на рельеф, тем самым
получая возможность какого-либо дополнения вовремя работы. Это находка
для педагогов.
Актуальность
данной
темы
Данная
техника
дает
прекрасную
возможность для творчества, как учащихся, так и педагогов. Поэтому мы
рекомендуем
использовать
технику
«бумага
ручного
литья».
Ей
можно
заниматься
в
художественных
школах
на
уроках
художественного
-
изобразительного искусства и труда, в высших учебных заведениях и даже в
детских садах. Важно заметить, что подобные уроки - уроки подлинного
творчества, на которых все без исключения приобщаются к миру прекрасного
через
собственное
творчество.
Поэтому,
на
мой
взгляд,
изучение
этой
техники как возможно, так и важно в любом возрасте. Сочетание возрастных
особенностей с фактом непредвиденности в процессе печатания оттисков,
дает
возможность
понять
внутренний
мир
человека,
а
главное
-
найти
нужный подход к ребенку.
Момент
печатания
оттисков
вызывает
у
учащихся
любопытство,
желание
непременно
довести
работу
до
конца,
чтобы
увидеть
конечный
результат своего труда, и не просто труда, а творческого труда. В свою
очередь творчество помогает раскрыться ребенку в полной мере: развитие
воображения,
памяти,
свободной
реализации
своих
мыслей.
По
мере
изучения
техники,
учащиеся
знакомятся
с
произведениями
современных
художников,
изучают
технологию,
каждый
раз
открывая
для
себя
что-то
новое, применяют ее на практике, тем самым приобщаясь к миру графической
культуры
и
получая
расширенное
понимание
печатной
графики. Надо
заметить,
что
одним
из
наиболее
распространенных
формообразующих
приемов данной техники является стилизация, которая позволяет развить
художественно-творческие
способности,
пространственное
мышление,
формы
воображения
и
художественного
видения,
привить
чувство
композиции.
Педагогическая целесообразность. Конечно, есть в этой работе свои
сложности, не все проходит легко и гладко, но это не должно пугать педагога,
так как эффективность подобных занятий очевидна.
Несмотря на то, что ручное литье бумаги весьма трудоемкий процесс,
возможность его упрощения до ученического уровня вполне реальна.
Учащиеся
составляют
свои
композиции
из
предметов
животного
и
растительного
мира.
Задача
преподавателя
-
научить
учащихся
находить
общее между этими предметами, объединить их в композицию. Однако даже
при
минимальном
использовании
выразительных
средств,
произведение
может оказаться значимым по своему смыслу, ведь мир людских образов
многообразен.
Они
открывают
в
привычном
и
обыденном
неожиданную
важность и значимость.
Отличительной
особенностью данной темы является знакомство с
современным видом графики. Практику введения в учебный процесс занятий
ручным
литьем
бумаги
нужно
расценивать
как
творческий
поиск
дополнительных
путей
в
совершенствовании
художественного
и
эстетического воспитания нового поколения. Техника бумага ручного литья
позволяет
экспериментировать
с
фактурами
и
материалами
—
Можно
добавлять различные материалы. Например, к основным светлым блокам из
бумаги добавляются фрагменты из льна, коры или даже водорослей. Потом
вручную
делается
рельеф
или
тиснение.
Такая
техника
обеспечивает
не
только богатство цветовых нюансов, но и многообразие фактуры листа. Да и
сам лист уже не укладывается в плоскость, а норовит приподняться, вылезти
в третье измерение, привнося в графику значительную долю скульптурности.
В работах с бумагой ручного литья основную роль играют фактура, осязаемая
рельефность и тонкие нюансы цветовых отношений различных материалов.
Цель методической разработки: приобщение детей к миру
искусства через познание, фантазию, творчество. В свою очередь творчество
помогает раскрыться ребенку в полной мере: развитие воображения, памяти,
свободной реализации своих мыслей. По мере изучения техники, учащиеся
знакомятся
с
произведениями
современных
художников,
изучают
технологию, каждый раз открывая для себя что-то новое, применяют ее на
практике, тем самым приобщаясь к миру графической культуры и получая
расширенное
понимание
печатной
графики. Надо заметить, что одним из
наиболее
распространенных
формообразующих
приемов
данной
техники
является стилизация, которая позволяет развить художественно-творческие
способности,
пространственное
мышление,
формы
воображения
и
художественного видения, привить чувство композиции.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из
сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных
мнений и вкусов.
3.
Методические рекомендации по использованию техники «бумага
ручного литья»
Как в скульптуре, при восприятии этих работ большую роль играет
интенсивность освещения и угол падения света на поверхность листа.
Техника, которой предстоит овладеть юному художнику, проста и в
тоже время сложна, но и
интересна своей необычностью. Она развивает,
прежде всего, фантазию, собранность, усидчивость и терпение. Проявляя
фантазию, ребенок ищет новые, свои пути воплощения задуманного в жизнь,
преодолевает трудности, находит интересные, необычные варианты решений.
Пусть
сначала
это
только
картинка,
но,
развиваясь,
ребенок
переносит
настойчивость и креатив на другие аспекты жизни.
Если брать бумажное литье в 1 или 2 классах, то можно взять более
простой способ изготовления бумаги ручного литья, эскиз, имеющий более
простой рисунок. А для старших классов в бумагу ручного литья, можно
добавить какие либо интересные материалы, такие как, например, шелуха от
семечек. Да и эскиз к работе можно взять более сложный.
Матрицу-основу для техники бумажного литья «конгрев» можно делать
не только из пластика, но и из пластилина. А лепка из пластилина как вид
детского творчества каждому из нас знаком чуть ли не с пеленок. И ныне
лепка
является
и
самым
любимым,
и
самым
полезным
видом
детского
творчества.
Тот
факт,
что
лепка
из
пластилина,
может
подействовать
на
шумного непоседу благотворнее любого лекарства, позволяет психологам
рекомендовать это занятие деткам.
Кроме того, даже самая простая лепка способствует развитию мелкой
моторики, а значит, и мышления, и способностям ребенка. Известно и то, что
лепка с творческим, подходом формирует чувство прекрасного.
Освоив технику бумаги ручного литья дети смогут не только создавать
картины, но и другие интересные поделки. К примеру из бумаги ручного
литья можно сделать красивейшие открытки, обложки для ежедневников,
фотоальбомов, абажуры для светильников, рамки для фотографий и многое
другое.
Перед тем, как начать изготовление бумаги ручной работы, необходимо
представить себе какой формы, размеров вам необходим бумажный лист,
какой декор вы хотите привнести, и в каких целях будет использоваться ваше
произведение. По фактуре бумага может быть гладкой и структурной, по
технологии изготовления – простая и декорированная лепестками цветов,
семенами, обрезками ткани, фольгой, перьями, листочками.
Для
того
чтобы
получить
самодельную
бумагу,
нам
потребуется
ненужная бумага (исписанные листы, старые газеты), салфетки, туалетная
бумага, клей ПВА, крахмал.
Существует множество различных способов изготовления самодельной
бумаги.
Они
различаются
методом
изготовления
и
сушки,
видом
использованного декора.
Самые главные этапы для изготовления бумаги:
- Мелко нарвать, или нарезать бумажные листы, положить их в миску и
заливаем теплой водой. Все это хорошо перемешать, дать постоять некоторое
время (от нескольких часов до суток, в зависимости от плотности бумаги)
или же ставить на огонь и кипятить минут 10.
- Добавить
клей и крахмал, чтобы бумажные волокна скрепились
между
собой,
а
лист
стал
прочным
и
гибким.
Вместо
крахмала
можно
использовать отвар картофеля.
- После этого можно смешать все миксером, либо размять руками,
чтобы получилась гомогенная масса. Отжать комок от воды.
-
Теперь
полученный
комок
бумажных
волокон
необходимо
вновь
развести в небольшом количестве воды, можно добавить еще немного клея
ПВА или крахмала.
- В таз, пластиковый лоток, или глубокий поднос, раму с металлической
сеткой, либо пластиковую сетку и вылить на нее полученную массу. Следует
следить за тем, чтобы слой получился равномерным.
- После всего проделанного необходимо подумать и о декорировании
вашей бумаги. Для этого можно посыпать ее сверху семенами, применить
лепестки цветов, перья, кусочки фольги. Главное здесь – ваша фантазия.
Чтобы бумага получилась рельефной, можно скомкать фольгу и прижать к
поверхности вашего шедевра, но только после того, как вы отожмете его от
воды.
- Теперь необходимо приготовить стопку из газетных листов, сверху
положить
махровое
полотенце,
на
него
приготовленную
нами
массу
из
бумаги, сверху еще одно полотенце, и все это зафиксируйте прессом. Сушить
необходимо несколько дней, меняя мокрые полотенца на сухие. Подобную
операцию можно сделать быстрее, если удалив излишки воды с массы и
накрыв сверху тонким полотенцем (например, кухонным), прогладить все
ваше творение утюгом, а потом высушить феном. Можно также применить
для этих целей электрический духовой шкаф, только бумага в этом случае
может покоробиться.
- Если необходимо сделать цветную бумагу, то можно использовать
разноцветные обрезки, либо просто добавить в массу краситель, например
гуашь, акварель, или другую краску, которая растворяется в воде.
Таким
образом,
можно
получить
красивый
оригинальный
подарок,
который
надолго
запомниться
вашим
друзьям.
Вещи
сделанные
своими
руками ценятся, прежде всего, за свою уникальность и вложенную в них
душу.
Подобный
вид
творчества
очень
нравится
детям.
К
тому
же
это
помогает ребятам развить мелкую моторику рук, развивает художественный
вкус.
К тому же, это способствует повышению детской самооценки. Ведь это
важно - продемонстрировать миру маленький шедевр, созданный своими
руками!
Так как процесс изготовления бумаги ручного литья не совсем удобен в
классе, преподаватель предварительно может сам изготовить гомогенную
массу. Это намного упростит задачу изготовления поделок из бумаги ручного
литья или картин в технике «конгрев».
При работе в этой технике, как и в других нужно соблюдать технику
безопасности. Если вы работаете с пластиком, а не с пластилином, то техника
безопасности будет та же, что и при резьбе по дереву.
Техника безопасности при изготовлении матрицы основы в технике
«конгрев»:
Техника безопасности при работе с острыми режущими инструментами
должна выполняться очень четко и обязательно. Не стоит думать, что травмы-
порезы
случайность:
они
неизбежны
всякий
раз
при
нарушении
правил
техники безопасности. Необходимо соблюдение правил:
1.
Нельзя
работать
в
сильном
волнении
или
утомлении,
когда
притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
2.
Рабочее
место
всегда
необходимо
содержать
в
порядке.
На
поверхности
стола
не
должно
быть
лишних
предметов,
ее
следует
своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только
щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе резчика. Его
нужно всегда класть в определенное место, располагая лезвием от себя. При
неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также
опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения
необходимо прикладывать усилие.
3.
Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху, а
лампа – находиться на достаточном расстоянии от резчика. Важно, чтобы
свет лампы не отсвечивал от пластика в глаза, а также позволял бы выделить
рельеф и получить светотень.
4.
Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с
инструментом в руках. Лучше, если инструмент при хранении находится в
деревянной коробочке. Держать инструмент и, тем более, транспортировать
его в мягких чехлах очень опасно: при случайном падении, столкновении или
ударе он легко протыкает материал и может поранить.
5.
Инструмент
всегда
нужно
поддерживать
в
хорошем
рабочем
состоянии.
Металлическое
покрытие
у
резака
должно
быть
матовым,
отшлифованным, без острых краев и заусениц. Ручка инструмента должна
быть плотно и надежно закреплена. Ее поверхность лучше всего покрыть
лаком. Такую ручку удобно держать в руке, и к тому же она довольно
эстетична. При работе у резчика часто потеют руки. Ручки инструмента,
которые
засаливаются
и
начинают
скользить
в
ладони,
резчик
старается
держать
как
можно
крепче.
При
этом
мышцы
у
человека
напрягаются,
движения приобретают скованность, что приводит к огрублению резьбы.
Лакированную
же
ручку
можно
помыть
с
мылом,
вытереть
насухо
–
и
никаких проблем. А нелакированную ручку лучше не мыть: дерево от воды
темнеет, разбухает и гниет.
6.
Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или
на коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора. Но есть работы,
которые выполняются только так, поэтому необходимо делать резьбу очень
внимательно, соблюдая технику безопасности. Способы выполнения таких
работ будут описываться конкретно для каждого изделия.
Если работа идет за обычными столами, в целях обеспечения большей
безопасности, за столом должен работать один мастер. На рабочем месте
можно предусмотреть индивидуальные укладки для инструментов.
Нельзя выполнять резьбу на весу без упора, держа изделие на коленях
или упираясь им в грудь.
Нельзя поддерживать заготовку. От напряжения при работе стамеска
может
непроизвольно
сорваться
и
ранить
поддерживающую
руку.
Когда
стамеска не в работе, она должна лежать на столе лезвием тоже от себя.
Передавать друг другу резаки не рекомендуется. Даже если передавать
ее ручкой вперед, берущий может невольно толкнуть резак, и она поранит
руку дающего. Лучше при передаче положить стамеску на стол ближе к тому,
кому она нужна. И тот сам возьмет инструмент.
4.
Теоретическая часть
4.1.
Графика - как вид изобразительного искусства
Графика - (греческое graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую). Термин
графика
первоначально
употреблялся
лишь
применительно
к
письму
и
каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 -начале 20 вв. в связи с
бурным
развитием
промышленной
полиграфии
и
распространением
каллиграфии четкого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного
для фотомеханического восприятия в книжной и журнальной графике.
Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат
линия, контраст черного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем
было расширено. Кроме контурной линии в графике использовались штрих и
пятно,
также
контрастирующие
с
белой
(реже
цветной
или
черной)
поверхностью
бумаги
-
основной
материал
графики.
Сочетанием
технических же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не
исключает и примечательные цвета.
Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение
изображаемого
предмета
к
пространству,
важную
роль
в
воссоздании
которого играет фон бумаги или по выражению советского графика В. А.
Фаворского «воздух белого листа».
Пространственные
ощущения
создают
не
только
не
занятые
изображением
участки
листа,
но
часто
и
проступающий
под
красочным
слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое
изображение носит в известной мере, плоскостной характер.
Художник
-
график
может
ограничиваться
и
беглым
впечатлением,
условным обозначением предмета или как бы намеком на него, обращаясь к
воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм, при этом служат одним
из главных средств художественной выразительности. Способность графики
к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической
сатиры и гротеска (офорты О.Домье во Франции, Кукрыниксов в СССР и
др.).
Особое место занимают в графике неизобразительные элементы - чисто
декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему -
графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазонов функций,
видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности
неограниченные возможности для изображения и образного истолкования
мира выражения чувств и мысль художника. Различны и способы общения
зрителя с произведением графики - от массового воздействия плаката до
интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры.
Важными
особенностями
графики
являются,
и
способность
быстро
откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во многих
экземплярах, последовательность раскрытия замысла в ряде изображений.
Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирически
политической графике, бурное развитие которой падает на годы крупных
исторических событий.
4.2. Классификация графики
По
технике
исполнения
графику
разделяют
на
рисунок
и
печатную
графику.
Наиболее
древний
и
традиционный
вид
графического
искусства
-
рисунок. Рисунок с присущими ему конструктивно - изобразительными и
художественно - выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным
многообразием
приемов
и
форм,
является
одним
из
главных
средств
графики,
служа
извечным
способом
творческого
общения
художника
с
натурой, ее художественного познания, непосредственного отклика человека
на
окружающий
его
мир.
В
задачах
рисунка
много
общего
с
задачами
живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель могут
использоваться
для
создания,
как
живописных,
таки
графических
по
характеру
произведений.
Рисунок
сближает
с
живописью
и
его
уникальностью,
тогда
как
произведения
печатной
графики
могут
распространяться во многих равноценных экземплярах.
Печатная
графика
или
эстамп
(в
переводе
от
франц.
Estamper
-«штамповать»), позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве
экземпляров.
Эстамп
-
это
печатно
-
графическое
произведение,
представляющее
собой оттиск (отпечаток) на бумаге с печатной формы, выполненной автором.
Все эстампы, подписанные автором, считаются подлинниками.
Основным
видом
печатной
графики
является
гравюра
-
эстамп,
напечатанный с форм, на которых изображение вырезано, выгравировано. В
зависимости от материала печатной формы, гравюра делится на следующие
типы:
ксилография - гравюра на дереве,
литография - гравюра на камне,
линогравюра - гравюра на линолеуме,
офорт - гравюра на металле.
Существуют
различные
технические
способы
обработки
(гравирования) материала доски: механический (резьба, процарапывание),
химический (травление).
По
целевому
назначению
графика
делится
на
станковую,
книжную,
прикладную и монументальную графику.
Станковая графика - рисунки и эстампы, имеющие самостоятельное
художественное значение.
Книжная
графика
-
система
формирования
конструкции
книги.
Иллюстрации,
виньетки
в
заставках
книги,
фигурные
буквицы,
орнаментальные полосы, шрифты, каллиграфия, миниатюра.
Прикладная
или
промышленная
графика
-
художе ственное
проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток,
товарных упаковок и т.п.
Монументальная графика - плакат, вывеска, афиша, реклама.
Основное различие между рисунком и эстампом или гравюрой состоит в
том, что первый всегда неповторим. Выполняется непосредственно самим
художником
и
в
единственном
экземпляре,
второй
же
дает
возможность
получить
множество
совершенно
одинаковых
оттисков,
и,
кроме
того,
в
процессе его создания часто принимает участие печатник, а раньше бывало, и
специалист - гравер, который резал гравюру по исполненному художником
рисунку.
Конгрев - сокращенное название (рельефного) конгревного тиснения.
Изображение получается при помощи штампа с углубленным рисунком и
выпуклого контрштампа расположенного с обратной стороны. Итогом работы
служит бумага с выпуклым рисунком, орнаментом, фактурой, которая может
быть как самостоятельным произведением, так и быть использованной в
других видах декоративного искусства, например скрапбукиг.
Метод конгревного тиснения бумаги был предложен еще в начале 19
века
английским
конструктором
Уильямом
Конгривом (1772—1828),
и
использовался для получения выпуклых изображений на переплете.
Занятие№1.
Тема: «Виды графического искусства. Бумага ручного литья»
Цель: Обучить учащихся новой графической технике, ее практическому
применению, закрепив знания и умения.
Задачи:
а) обучающие: обучать учащихся основам новой графической техники;
б)
развивающие:
развивать
художественно-творческие
способности,
пространственное
мышление,
привить
учащимся
новые
изобразительные
навыки,
чувство
композиции,
формы
воображения
и
художественного
видения;
в) воспитывающие: создать благоприятный эмоциональный климат в группе,
воспитать интерес к трудовой деятельности, друг другу, к произведениям
искусства.
Тип занятия: комбинированный
Оборудование
для
преподавателя: наглядные
пособия
в
виде
ранее
выполненных
работ,
лекционный
материал,
литература
по
искусству
с
репродукциями.
Оборудование для учащихся: альбом, ручка, мягкие графические
материалы.
План занятия: 1. Организационная часть - 2мин.
2.Объяснение нового материала- 10мин.
3 .Самостоятельная работа учеников - 25мин.
4. Подведение итогов. Просмотр эскизов - 8мин.
Ход занятия:
1.
Приветствие класса и преподавателя.
Проверка подготовки к уроку.
Тема
нашего
урока:
«Виды
графического
искусства.
Бумага
ручного
литья».
На прошлой лекции мы с вами проходили виды графических изображений
в различных техниках. Какие графические техники вы знаете? В чем их
р а з л и ч и е
и
с х о д с т в о ?
( о т в е т
у ч а щ и х с я )
И сегодня на уроке мы с вами пройдем новую технику- технику бумаги
ручного литья.
2. Издревле люди старались запечатлеть различные моменты жизни. Они
изображали
себя,
свои
жилища,
животный
и
растительный
мир.
Сохранившиеся до наших дней наскальные рисунки свидетельствуют о
существовавшем
в
то
время
способе
самовыражения
и
создания
произведений изобразительного искусства.
Зачастую
это
были
рельефные композиции. В зависимости от использования того или
иного материала, объем становился
характернее и
заставлял мастеров
экспериментировать.
По
мере
изобретения
новых
продуктов,
люди
пытались использовать их в изобразительном искусстве.
Во втором веке китайцем Цай Лунем была впервые получена бумага.
Первооткрыватель получил ее осаждением растительных волокон на сетке
из водной суспензии. Впоследствии этот способ был завезен арабами
через
Персию
в
Северную
Америку
и
ряд
других
стран.
Бумага
постепенно стала вытеснять применявшийся до этого папирус и другие
материалы для письма. Затем бумага попала и в Россию.
Столь
же
разнообразна
техника
ручного
литья
бумаги. Изображение
получается при помощи матрицы с углубленным или выпуклым рисунком
(толкование термина матрица). Для изготовления этой матрицы, то есть
формы, используют различные материалы - пластик, линолеум, картон,
пластилин.
Иногда
их
объединяют,
пытаясь
найти
новый
характер
оттиска. Таким образом, постоянно меняются составляющие процесса.
Совершенствуются и способы получения бумажной массы. Сегодня на
уроке вам предстоит выполнить эскизные зарисовки на тему «Истоки».
3. Самостоятельная работа учащихся. Наблюдение за ходом работы. Помощь
при необходимости.
4. Подведение итогов. Анализ эскизных зарисовок.
Занятие№2.
Тема: «Виды графического искусства. Бумага ручного литья».
Цель: обучить учащихся новому графическому языку, выразить свою идею
через отпечаток.
Задачи:
а) обучающие: закреплять пройденный материал при помощи
выполнения работы в новой графической технике;
б) развивающие: развивать абстрактное мышление, творческие
способности детей, формировать способность для самостоятельной работы;
в) воспитывающие: создать благоприятный эмоциональный климат в
группе, воспитать интерес к трудовой деятельности, друг другу, к
произведениям искусства.
Тип занятия: практическое занятие
Оборудование
для
преподавателя: наглядные
пособия
в
виде
ранее
выполненных
работ,
лекционный
материал,
литература
по
искусству
с
репродукциями.
Оборудование для учащихся: ровная поверхность, бумажная масса,
пластилин, кисточки, растительное масло, стеки и эскиз.
План занятия: 1. Организационная часть - 2мин.
2.
Повторение изученного материала - 10мин.
3.
Самостоятельная работа учеников - 25мин.
4.
Подведение итогов. Просмотр - 8мин.
Занятие№3.
Тема: «Бумага ручного литья» Композиция на тему «Натюрморт»
Цель: обучить учащихся новому графическому языку, практическому
применению и закреплению знаний, составление композиции, и ее
стилизация.
Задачи: а) обучающие: закреплять пройденный материал при помощи
стилизации предметов в новой графической технике;
б)
развивающие:
прививать
учащимся
новые
изобразительные
навыки,
развить
наблюдательность,
чувство
формы,
композиции,
воображения и художественного видения; развивать способность к общению
и организованности;
в
) воспитывающие:
формировать
эстетический
в ку с ,
коммуникативные качества и доброжелательность.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование
для
преподавателя: наглядные
пособия
в
виде
ранее
выполненных
работ,
лекционный
материал,
литература
по
искусству
с
репродукциями.
Оборудование для учащихся: ровная поверхность, бумажная масса,
пластилин, кисточки, растительное масло, стеки и эскиз, мягкие графические
материалы.
План занятия: 1. Организационная часть - 2мин.
2.Повторение изученного материала- 15мин.
3.Самостоятельная работа учеников - 65мин.
4. Подведение итогов. Просмотр - 8мин.
Ход занятия:
1.
Приветствие класса и преподавателя.
Проверка подготовки к уроку.
Сегодня мы продолжаем нашу тему урока «Бумага ручного
литья».
2.
На прошлых занятиях мы узнали, как произошла бумага, кто был
ее первооткрывателем. Также мы узнали технологию бумаги
ручного литья и способ ее производства. Кто нам напомнит
технологию бумаги ручного литья? (ответ учащихся). Сегодня мы
с вами продолжим заниматься этой техникой. Ваша задача на
сегодня - стилизация ваших зарисовок на тему «Натюрморт». Со
словом «стилизация» вы уже знакомы с уроков ДПИ и
композиция.
3. Дети приступают к выполнению данной работы.
4. Самостоятельная работа учащихся. Осуществление
индивидуального подхода.
5. Просмотр выполненных работ.
Обсуждение. Понравилось ли работать в этой технике, (ответ
учащихся). Нахождение в каждой работе удачных
моментов. Похвала.
Заключение
Произведения
искусства
всегда
вызывают
различные
эмоции,
равнодушных не бывает, но именно оно выполняло одну из важных миссий -
связь времен. В этом кроется глубокая гуманная сущность искусства. Не зная,
не любя прошлого, нельзя понять, полюбить настоящее, нельзя представить
будущего. Наслаждение красотой и стремлением творить прекрасное в самой
основе своей гуманно.
Усилия
педагогов,
направленные
на
то,
чтобы
привнести
в
свою
программу методику новой техники, не будут случайными. За те несколько
лет, которые создается и совершенствуется техника ручного литья бумаги,
художниками-графиками
было
сделано
немало
того,
что
поможет
современным преподавателям изобразительного искусства их деятельности.
Большой
сдвиг
в
этом
направлении
наблюдается
в
высших
учебных
заведениях,
где
готовят
молодых
специалистов-педагогов.
Изучая
и
совершенствуя новую технику, преподаватели-графики передают свои знания
студентам, те, в свою очередь обрабатывают их для работы в школе.
Столкнувшись с данным вопросом на практике, я не сомневаюсь в
том, что литье бумаги заинтересует школьных педагогов тем, что в силу
свойств самого материала оно вполне доступно для занятий с учащимися
почти
всех
возрастов.
Это
выражается,
прежде
всего,
в
сравнительной
легкости
овладения
техникой,
в
«податливости»
материала
и
в
простоте
оборудования. Стоит упомянуть еще об одном достоинстве - возможность
печатания с одной формы большего, по сравнению с другими техниками,
количества оттисков. Естественно, на завершающем этапе в процессе работы
над
произведением
-
печатании
оттиска
помощь
преподавателя
будет
необходима. Учащиеся, более старших классов, будут обучены работе в этой
технике и смогут самостоятельно тиражировать свои произведения.
Малоисследовательность
этой
области
не
дает
пессимистичных
прогнозов. Работа над методикой обучения уже ведется. Практику введения в
учебный процесс занятий ручным литьем бумаги следует расценивать как
творческий процесс учителей - поиск дополнительных путей эстетического
воспитания
подрастающего
поколения.
Знакомясь
с
произведениями
современников, практически работая в этой технике, учащиеся приобщатся к
графической культуре.
Занятия ручным литьем бумаги в школе - это лишь звено в цепочке
обучения
изобразительному
искусству.
Оно
дополняет
и
обновляет
весь
комплексный процесс образования. Несомненно, оно сыграет свою роль в
становлении будущего поколения художников, таким образом, определив его
направление.
Ко всему сказанному хочется добавить, что все полученные знания,
умения и навыки пригодятся для дальнейшей работы с детьми, в воспитании
у
них
художественного
вкуса,
духа
новаторства,
а
также
бережного
отношения, как к своим работам, так и к произведениям искусства.
Список литературы:
1.
Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986
2.
Виппер Б. Рисунок, статьи об искусстве, МЛ 970.
3.
Герчук Ю.Я. Основы худ. Грамоты – М.: Учебная литература, 1998 –
с. 131-140.
4.
Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение,
1969.
5.
Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М., 1967.
6.
Никологородская Л.М. Нетрадиционные техники рисования.
7.
Оськина И. Маленькие сокровища графики// Рампа- 1998, №12, с.3.
8.
Радлов Н.Э. Современная русская графика и рисунок, статья 1913 в кн:
избр.сочинения, МЛ 964.
9.
Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986.
10.Хамитов А. Гипсография// Эскиз -2001. №7, с. 12.
11. Интернет – ресурсы.